74. СССР И МИР В СЕРЕДИНЕ 1960 – НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ. ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
К середине 1960-х гг. международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за антисоветской деятельности китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнялись из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах третьего мира не приносила ожидаемых результатов. Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Тем не менее к концу 1960 – началу 1970-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.
Уже с начала 1960-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы. В течение более 10 лет (1964–1975 гг.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г. после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.
Новое руководство, пришедшее к власти в октябре 1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления.
Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Это не означало отказа от административной экономики. Администрация получала рычаги воздействия на производство посредством использования интересов трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху лишь пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 1965–1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, было проведено выравнивание уровней рентабельности отдельных отраслей. Но дальше реформа не пошла. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносили ощутимого эффекта.
Совершенство политического общества представлялось настолько абсолютным, что не могло подвергаться ни малейшему сомнению. Если экономический механизм перетерпел хоть малейшие изменения, реагируя на экономическую ситуацию, то политический механизм, напротив, отличался стабильностью, основанной на догматах политической культуры и мышления. Четверть века командно-бюрократическая система безраздельно осуществляла свое политическое господство. На протяжении длительного времени безнравственно эксплуатировалась идея авангардной роли рабочего класса в советском обществе. Провозглашая рабочий класс ведущей политической силой, советский партийный аппарат поставил абсолютное большинство рабочих вне политики.
К середине 1960-х гг. международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за антисоветской деятельности китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнялись из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах третьего мира не приносила ожидаемых результатов. Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Тем не менее к концу 1960 – началу 1970-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.
Уже с начала 1960-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы. В течение более 10 лет (1964–1975 гг.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г. после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.
Новое руководство, пришедшее к власти в октябре 1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления.
Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Это не означало отказа от административной экономики. Администрация получала рычаги воздействия на производство посредством использования интересов трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху лишь пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 1965–1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, было проведено выравнивание уровней рентабельности отдельных отраслей. Но дальше реформа не пошла. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносили ощутимого эффекта.
Совершенство политического общества представлялось настолько абсолютным, что не могло подвергаться ни малейшему сомнению. Если экономический механизм перетерпел хоть малейшие изменения, реагируя на экономическую ситуацию, то политический механизм, напротив, отличался стабильностью, основанной на догматах политической культуры и мышления. Четверть века командно-бюрократическая система безраздельно осуществляла свое политическое господство. На протяжении длительного времени безнравственно эксплуатировалась идея авангардной роли рабочего класса в советском обществе. Провозглашая рабочий класс ведущей политической силой, советский партийный аппарат поставил абсолютное большинство рабочих вне политики.