84. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

В 1997 г. впервые с начала реформ официальная статистика зарегистрировала некоторый, хотя и незначительный (0,4 %) рост ВВП, который наблюдался в периоде за последние 11–12 лет.

Можно выделить четыре фактора, обеспечившие если не рост, то стабилизацию экономики в 1997 г.:

1) уникальный механизм адаптации в реальном секторе в виде неплатежей;

2) приток финансовых ресурсов из внешнего мира;

3) увеличение предложения денег;

4) рост импорта, ставший возможным благодаря комбинированному действию первых трех факторов. Денежная политика в России в 1992–1997 гг. не была жесткой. Рост денежной массы в 1992 г. сдерживался не более первых трех месяцев. А с начала 1993 г. сам вопрос о степени жесткости или мягкости кредитно-денежной политики в российских условиях потерял значение. Неконтролируемая эмиссия неплатежей компенсировала производителям нехватку денег.

Если в 1993 г. просроченная кредиторская задолженность составляла всего треть денежной массы денежного агрегата М2, то в 1994 г. первая уже превышала последнюю в 1,5 раза, в 1995 г. – в 1,6, в 1996 г. – 1,7 ив 1997 г. – в 2 раза. К неплатежам следует добавить векселя, казначейские и прочие виды освобождения, взаимозачеты, сельские облигации и иные экзотические формы расчетов, с завидной регулярностью изобретаемые как властями всех уровней, так и непосредственно производителями.

За последнее десятилетие XX в. в России наблюдалось три серьезных финансового кризиса(1991, 1994 и 1998 гг.). Каждый сопровождался нагнетанием политической напряженности и завершался формированием новых рыночных институтов.

Кризис 1998 г. явился кризисом инвестиционной системы в целом. Он включал кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля.

Выход из кризиса заключался в усилении роли банковских институтов в финансово-денежном секторе и в экономике в целом. Рациональная денежная система как система финансового капитала несовместима ни с монополией Центрального банка, ни с политической властью олигархов.

Важнейший компонент рыночных реформ – полная взаимная конвертируемость долларов, рублей и финансовых активов на уровне всех субъектов. Долларизация служит внешней стоимостной мерой национальной валюты в условиях крупных сдвигов в экономике, углубленных спадом. Полная внутренняя конвертируемость – это мощный антиинфляционный фактор, так как сбалансированность долларовых и рублевых оборотов в этом случае начинает опираться на спонтанную тенденцию к равновесию.

Итак, третий финансовый кризис вылился в реструктуризацию банковской системы. Он явился кризисом инвестиционной системы в целом. Кризис 1998 г. включал кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля.

В 1997 г. впервые с начала реформ официальная статистика зарегистрировала некоторый, хотя и незначительный (0,4 %) рост ВВП, который наблюдался в периоде за последние 11–12 лет.

Можно выделить четыре фактора, обеспечившие если не рост, то стабилизацию экономики в 1997 г.:

1) уникальный механизм адаптации в реальном секторе в виде неплатежей;

2) приток финансовых ресурсов из внешнего мира;

3) увеличение предложения денег;

4) рост импорта, ставший возможным благодаря комбинированному действию первых трех факторов. Денежная политика в России в 1992–1997 гг. не была жесткой. Рост денежной массы в 1992 г. сдерживался не более первых трех месяцев. А с начала 1993 г. сам вопрос о степени жесткости или мягкости кредитно-денежной политики в российских условиях потерял значение. Неконтролируемая эмиссия неплатежей компенсировала производителям нехватку денег.

Если в 1993 г. просроченная кредиторская задолженность составляла всего треть денежной массы денежного агрегата М2, то в 1994 г. первая уже превышала последнюю в 1,5 раза, в 1995 г. – в 1,6, в 1996 г. – 1,7 ив 1997 г. – в 2 раза. К неплатежам следует добавить векселя, казначейские и прочие виды освобождения, взаимозачеты, сельские облигации и иные экзотические формы расчетов, с завидной регулярностью изобретаемые как властями всех уровней, так и непосредственно производителями.

За последнее десятилетие XX в. в России наблюдалось три серьезных финансового кризиса(1991, 1994 и 1998 гг.). Каждый сопровождался нагнетанием политической напряженности и завершался формированием новых рыночных институтов.

Кризис 1998 г. явился кризисом инвестиционной системы в целом. Он включал кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля.

Выход из кризиса заключался в усилении роли банковских институтов в финансово-денежном секторе и в экономике в целом. Рациональная денежная система как система финансового капитала несовместима ни с монополией Центрального банка, ни с политической властью олигархов.

Важнейший компонент рыночных реформ – полная взаимная конвертируемость долларов, рублей и финансовых активов на уровне всех субъектов. Долларизация служит внешней стоимостной мерой национальной валюты в условиях крупных сдвигов в экономике, углубленных спадом. Полная внутренняя конвертируемость – это мощный антиинфляционный фактор, так как сбалансированность долларовых и рублевых оборотов в этом случае начинает опираться на спонтанную тенденцию к равновесию.

Итак, третий финансовый кризис вылился в реструктуризацию банковской системы. Он явился кризисом инвестиционной системы в целом. Кризис 1998 г. включал кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля.