8. ИМПЕРСКИЙ ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА: ИЕРАРХИЯ ВЛАСТИ И СОБСТВЕННОСТИ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ, В ИНДИИ, КИТАЕ И РИМЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Между VI и III тысячелетиями до н. э. земледельцами-скотоводами долины трех великих рек Африки и Азии (Нила, нижнего Евфрата и Инда) был освоен имперский тип воспроизводства. Можно проследить ход развития общества в дальнейшем:
1) средиземноморский (лучше всего изученный). К нему подходит цивилизация Древнего Рима. Возникают полисные организации – государственно-город-ские общины без государственного сектора экономики, с республиканским способом управления. Вершиной этого развития явилась Римская империя. В границах Римской империи происходит переход к новому, средневековому, обществу, где эксплуатации подвергались наряду с рабами, а позже вместо них, ремесленники и крестьяне, ранее свободные, а эксплуатирующий класс, частично перерождаясь в предфеодальный класс магнатов, сливался с государством;
2) представлен ближневосточными империями, от Ассирийской и Нововавилонской до эллинистических. В результате стремления объединить регионы первого и второго подразделений, а также других внутренних процессов происходят мощные завоевания, образуются межрегиональные государства. Вся завоеванная земля становится государственной и образует основу государственного сектора экономики, где эксплуатируется труд «царских людей», внутри империй существуют самоуправляющиеся храмовые города и территории. Внутри таких структур продолжают существовать лично свободные граждане. Рабский труд является по преимуществу оброчным. Этот путь развития завершается созданием магнатского землевладения с переходом к магнатам государственной власти и ликвидацией самоуправляющихся городов;
3) особый тип воспроизводства сложился в Индии. Здесь противоположность свободных и несвободных лиц выражается не столько в противопоставлении граждан и царских людей, сколько в жестком разграничении сословий, развивается кастовая система;
4) следующий путь представлен на Востоке, где формальным разделением общества является противопоставление ученых, чиновных лиц неученым и нечиновным.
Общество разделилось на сословия. Высшим классом был класс лиц, не занимавшихся производительным трудом и эксплуатировавших чужой труд. Члены этого класса участвовали в собственности на средства производства либо владели ими на условии службы, а фактически управляли хозяйствами государственного сектора в интересах господствующего класса.
Средним классом был класс крестьян и ремесленников, занимавшихся производительным трудом.
Низший класс составляли подневольные рабы, лишенные собственности на средства производства.
Государство распределяло среди населения продукты питания, следило за состоянием оросительной системы, организовывало военные походы. Вавилонский царь Хаммурапи лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. В Китае умелые и опытные чиновники ценились выше, чем родовитые аристократы. Имперский тип воспроизводства включал в себя существование двух экономических секторов – государственного и общинно-частного.
Между VI и III тысячелетиями до н. э. земледельцами-скотоводами долины трех великих рек Африки и Азии (Нила, нижнего Евфрата и Инда) был освоен имперский тип воспроизводства. Можно проследить ход развития общества в дальнейшем:
1) средиземноморский (лучше всего изученный). К нему подходит цивилизация Древнего Рима. Возникают полисные организации – государственно-город-ские общины без государственного сектора экономики, с республиканским способом управления. Вершиной этого развития явилась Римская империя. В границах Римской империи происходит переход к новому, средневековому, обществу, где эксплуатации подвергались наряду с рабами, а позже вместо них, ремесленники и крестьяне, ранее свободные, а эксплуатирующий класс, частично перерождаясь в предфеодальный класс магнатов, сливался с государством;
2) представлен ближневосточными империями, от Ассирийской и Нововавилонской до эллинистических. В результате стремления объединить регионы первого и второго подразделений, а также других внутренних процессов происходят мощные завоевания, образуются межрегиональные государства. Вся завоеванная земля становится государственной и образует основу государственного сектора экономики, где эксплуатируется труд «царских людей», внутри империй существуют самоуправляющиеся храмовые города и территории. Внутри таких структур продолжают существовать лично свободные граждане. Рабский труд является по преимуществу оброчным. Этот путь развития завершается созданием магнатского землевладения с переходом к магнатам государственной власти и ликвидацией самоуправляющихся городов;
3) особый тип воспроизводства сложился в Индии. Здесь противоположность свободных и несвободных лиц выражается не столько в противопоставлении граждан и царских людей, сколько в жестком разграничении сословий, развивается кастовая система;
4) следующий путь представлен на Востоке, где формальным разделением общества является противопоставление ученых, чиновных лиц неученым и нечиновным.
Общество разделилось на сословия. Высшим классом был класс лиц, не занимавшихся производительным трудом и эксплуатировавших чужой труд. Члены этого класса участвовали в собственности на средства производства либо владели ими на условии службы, а фактически управляли хозяйствами государственного сектора в интересах господствующего класса.
Средним классом был класс крестьян и ремесленников, занимавшихся производительным трудом.
Низший класс составляли подневольные рабы, лишенные собственности на средства производства.
Государство распределяло среди населения продукты питания, следило за состоянием оросительной системы, организовывало военные походы. Вавилонский царь Хаммурапи лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. В Китае умелые и опытные чиновники ценились выше, чем родовитые аристократы. Имперский тип воспроизводства включал в себя существование двух экономических секторов – государственного и общинно-частного.