76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.
Сначала было «ускорение» – наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов «каждого на своем рабочем месте» заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат – минимальный. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.
Решения власти 29 ноября – 1 декабря 1988 г. предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы – прежде всего введение выборов на альтернативной основе.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий. К XXVIII съезду КПСС (он стал последним в ее истории) правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС.
К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило М. С. Горбачева ускорить разработку нового союзного договора.
В отсутствие президента М. С. Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Одновременно с сообщением об указах ГКЧП руководство РСФСР (Президент Б. Н. Ельцин, глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором объявило действия ГКЧП незаконными. В декабре 1991 г. лидеры РФ, Украины и Белоруссии заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединяло первоначально 11 бывших союзных республик (без Грузии и республик Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент М. С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.
Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.
Сначала было «ускорение» – наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов «каждого на своем рабочем месте» заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат – минимальный. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.
Решения власти 29 ноября – 1 декабря 1988 г. предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы – прежде всего введение выборов на альтернативной основе.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий. К XXVIII съезду КПСС (он стал последним в ее истории) правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС.
К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило М. С. Горбачева ускорить разработку нового союзного договора.
В отсутствие президента М. С. Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Одновременно с сообщением об указах ГКЧП руководство РСФСР (Президент Б. Н. Ельцин, глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором объявило действия ГКЧП незаконными. В декабре 1991 г. лидеры РФ, Украины и Белоруссии заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединяло первоначально 11 бывших союзных республик (без Грузии и республик Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент М. С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.