51. ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К РЕФОРМЕ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Крестьяне, пока разрабатывалась реформа, с необыкновенным терпением в течение четырех лет ожидали решения своей участи. Неоднократно в течение этого времени, когда враги крестьянской реформы старались запугать Александра II и указывали ему на якобы готовящиеся волнения, Александр говорил, что он этому не верит, потому что со всех сторон до него доходят сведения о полном спокойствии крестьян. И действительно, до момента объявления воли внешнее спокойствие среди крестьян было необычайным. Но когда Положение было объявлено (а оно объявлялось торжественно на местах, причем Манифест прочитывался в церквях, а Положение давалось каждому помещику и каждому сельскому обществу), немедленно среди крестьян началось то брожение, которым давно уже пугали правительство враги реформы.
В большей части уездов никаких мер для того, чтобы крестьяне правильно поняли Положение, принято не было, и только в очень немногих местностях, где губернаторами были люди более разумные, были приняты такие меры, и крестьяне могли ориентироваться в Положении. Им были сразу указаны те статьи закона, которые наиболее ярко давали понять, в чем сущность проведенной реформы. Оказалось, что крестьяне так спокойно и терпеливо вели себя эти четыре года, ожидая, что им будет предоставлена «полная воля», а это значило в их глазах, что тотчас же падет всякая власть помещиков и что они получат в собственность без всякого выкупа не только всю ту землю, которой они пользовались при крепостном праве, но даже и помещичью землю, за которую уже царь помещикам будет платить «жалованье». Разумеется, когда им было предъявлено Положение 19 февраля и когда они увидели, что на неопределенное время сохранятся повинности – или барщина, или оброк – и что им предстоит еще, может быть, отрезка земли, когда они увидели, что с помещиками они остаются связанным впредь до выкупа, а выкуп может последовать только по добровольному соглашению обеих сторон, то они убедились, что это вовсе не та воля, которую они ждали. Они решили, что царь не мог дать такую волю, что настоящую волю помещики скрыли, а объявленная воля есть воля подложная. И вот на этой почве возник целый ряд волнений и беспорядков.
В местностях, где помещики были более доброжелательными или просто более разумными и терпеливыми людьми или где крестьяне были менее резко настроены, удавалось одними убеждениями привести крестьян к спокойствию.
Но все же в некоторых местностях дело дошло до кровавых усмирений. Так, в селе Бездна Пензенской губернии произошел кровавый инцидент из-за того, что крестьяне были бурно настроены своим односельчанином Антоном Петровым. В конце концов генерал Апраксин, командовавший их усмирением, приказал стрелять, причем было убито по преуменьшенным официальным данным 55 человек и около 70 ранено (на самом деле гораздо больше), а остальные смирились. Это и другие происшествия на местах, где была тоже стрельба или массовые расправы с телесным наказанием, подействовали угнетающим образом на все общество.
Крестьяне, пока разрабатывалась реформа, с необыкновенным терпением в течение четырех лет ожидали решения своей участи. Неоднократно в течение этого времени, когда враги крестьянской реформы старались запугать Александра II и указывали ему на якобы готовящиеся волнения, Александр говорил, что он этому не верит, потому что со всех сторон до него доходят сведения о полном спокойствии крестьян. И действительно, до момента объявления воли внешнее спокойствие среди крестьян было необычайным. Но когда Положение было объявлено (а оно объявлялось торжественно на местах, причем Манифест прочитывался в церквях, а Положение давалось каждому помещику и каждому сельскому обществу), немедленно среди крестьян началось то брожение, которым давно уже пугали правительство враги реформы.
В большей части уездов никаких мер для того, чтобы крестьяне правильно поняли Положение, принято не было, и только в очень немногих местностях, где губернаторами были люди более разумные, были приняты такие меры, и крестьяне могли ориентироваться в Положении. Им были сразу указаны те статьи закона, которые наиболее ярко давали понять, в чем сущность проведенной реформы. Оказалось, что крестьяне так спокойно и терпеливо вели себя эти четыре года, ожидая, что им будет предоставлена «полная воля», а это значило в их глазах, что тотчас же падет всякая власть помещиков и что они получат в собственность без всякого выкупа не только всю ту землю, которой они пользовались при крепостном праве, но даже и помещичью землю, за которую уже царь помещикам будет платить «жалованье». Разумеется, когда им было предъявлено Положение 19 февраля и когда они увидели, что на неопределенное время сохранятся повинности – или барщина, или оброк – и что им предстоит еще, может быть, отрезка земли, когда они увидели, что с помещиками они остаются связанным впредь до выкупа, а выкуп может последовать только по добровольному соглашению обеих сторон, то они убедились, что это вовсе не та воля, которую они ждали. Они решили, что царь не мог дать такую волю, что настоящую волю помещики скрыли, а объявленная воля есть воля подложная. И вот на этой почве возник целый ряд волнений и беспорядков.
В местностях, где помещики были более доброжелательными или просто более разумными и терпеливыми людьми или где крестьяне были менее резко настроены, удавалось одними убеждениями привести крестьян к спокойствию.
Но все же в некоторых местностях дело дошло до кровавых усмирений. Так, в селе Бездна Пензенской губернии произошел кровавый инцидент из-за того, что крестьяне были бурно настроены своим односельчанином Антоном Петровым. В конце концов генерал Апраксин, командовавший их усмирением, приказал стрелять, причем было убито по преуменьшенным официальным данным 55 человек и около 70 ранено (на самом деле гораздо больше), а остальные смирились. Это и другие происшествия на местах, где была тоже стрельба или массовые расправы с телесным наказанием, подействовали угнетающим образом на все общество.