51. ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К РЕФОРМЕ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Крестьяне, пока разрабатывалась реформа, с необыкновенным терпением в течение четырех лет ожидали решения своей участи. Неоднократно в течение этого времени, когда враги крестьянской реформы старались запугать Александра II и указывали ему на якобы готовящиеся волнения, Александр говорил, что он этому не верит, потому что со всех сторон до него доходят сведения о полном спокойствии крестьян. И действительно, до момента объявления воли внешнее спокойствие среди крестьян было необычайным. Но когда Положение было объявлено (а оно объявлялось торжественно на местах, причем Манифест прочитывался в церквях, а Положение давалось каждому помещику и каждому сельскому обществу), немедленно среди крестьян началось то брожение, которым давно уже пугали правительство враги реформы.

В большей части уездов никаких мер для того, чтобы крестьяне правильно поняли Положение, принято не было, и только в очень немногих местностях, где губернаторами были люди более разумные, были приняты такие меры, и крестьяне могли ориентироваться в Положении. Им были сразу указаны те статьи закона, которые наиболее ярко давали понять, в чем сущность проведенной реформы. Оказалось, что крестьяне так спокойно и терпеливо вели себя эти четыре года, ожидая, что им будет предоставлена «полная воля», а это значило в их глазах, что тотчас же падет всякая власть помещиков и что они получат в собственность без всякого выкупа не только всю ту землю, которой они пользовались при крепостном праве, но даже и помещичью землю, за которую уже царь помещикам будет платить «жалованье». Разумеется, когда им было предъявлено Положение 19 февраля и когда они увидели, что на неопределенное время сохранятся повинности – или барщина, или оброк – и что им предстоит еще, может быть, отрезка земли, когда они увидели, что с помещиками они остаются связанным впредь до выкупа, а выкуп может последовать только по добровольному соглашению обеих сторон, то они убедились, что это вовсе не та воля, которую они ждали. Они решили, что царь не мог дать такую волю, что настоящую волю помещики скрыли, а объявленная воля есть воля подложная. И вот на этой почве возник целый ряд волнений и беспорядков.

В местностях, где помещики были более доброжелательными или просто более разумными и терпеливыми людьми или где крестьяне были менее резко настроены, удавалось одними убеждениями привести крестьян к спокойствию.

Но все же в некоторых местностях дело дошло до кровавых усмирений. Так, в селе Бездна Пензенской губернии произошел кровавый инцидент из-за того, что крестьяне были бурно настроены своим односельчанином Антоном Петровым. В конце концов генерал Апраксин, командовавший их усмирением, приказал стрелять, причем было убито по преуменьшенным официальным данным 55 человек и около 70 ранено (на самом деле гораздо больше), а остальные смирились. Это и другие происшествия на местах, где была тоже стрельба или массовые расправы с телесным наказанием, подействовали угнетающим образом на все общество.

Крестьяне, пока разрабатывалась реформа, с необыкновенным терпением в течение четырех лет ожидали решения своей участи. Неоднократно в течение этого времени, когда враги крестьянской реформы старались запугать Александра II и указывали ему на якобы готовящиеся волнения, Александр говорил, что он этому не верит, потому что со всех сторон до него доходят сведения о полном спокойствии крестьян. И действительно, до момента объявления воли внешнее спокойствие среди крестьян было необычайным. Но когда Положение было объявлено (а оно объявлялось торжественно на местах, причем Манифест прочитывался в церквях, а Положение давалось каждому помещику и каждому сельскому обществу), немедленно среди крестьян началось то брожение, которым давно уже пугали правительство враги реформы.

В большей части уездов никаких мер для того, чтобы крестьяне правильно поняли Положение, принято не было, и только в очень немногих местностях, где губернаторами были люди более разумные, были приняты такие меры, и крестьяне могли ориентироваться в Положении. Им были сразу указаны те статьи закона, которые наиболее ярко давали понять, в чем сущность проведенной реформы. Оказалось, что крестьяне так спокойно и терпеливо вели себя эти четыре года, ожидая, что им будет предоставлена «полная воля», а это значило в их глазах, что тотчас же падет всякая власть помещиков и что они получат в собственность без всякого выкупа не только всю ту землю, которой они пользовались при крепостном праве, но даже и помещичью землю, за которую уже царь помещикам будет платить «жалованье». Разумеется, когда им было предъявлено Положение 19 февраля и когда они увидели, что на неопределенное время сохранятся повинности – или барщина, или оброк – и что им предстоит еще, может быть, отрезка земли, когда они увидели, что с помещиками они остаются связанным впредь до выкупа, а выкуп может последовать только по добровольному соглашению обеих сторон, то они убедились, что это вовсе не та воля, которую они ждали. Они решили, что царь не мог дать такую волю, что настоящую волю помещики скрыли, а объявленная воля есть воля подложная. И вот на этой почве возник целый ряд волнений и беспорядков.

В местностях, где помещики были более доброжелательными или просто более разумными и терпеливыми людьми или где крестьяне были менее резко настроены, удавалось одними убеждениями привести крестьян к спокойствию.

Но все же в некоторых местностях дело дошло до кровавых усмирений. Так, в селе Бездна Пензенской губернии произошел кровавый инцидент из-за того, что крестьяне были бурно настроены своим односельчанином Антоном Петровым. В конце концов генерал Апраксин, командовавший их усмирением, приказал стрелять, причем было убито по преуменьшенным официальным данным 55 человек и около 70 ранено (на самом деле гораздо больше), а остальные смирились. Это и другие происшествия на местах, где была тоже стрельба или массовые расправы с телесным наказанием, подействовали угнетающим образом на все общество.