82. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИИ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Десятки субъектов Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории. Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех типов.
С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана. Обострились межнациональные отношения в некоторых регионах. Так, произошел конфликт между осетинами и ингушами в 1 992 г. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие впоследствии к затяжному военному конфликту по наведению конституционного порядка, отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей.
В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 г. общая их численность достигла 1 млн человек). Две трети из них – русские по национальности.
12 декабря 1993 г. состоялись первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции (получил одобрение). Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Конституция установила принцип разделения властей на три самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства является Президент РФ, избираемый прямым голосованием на четыре года, он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство РФ. Президент и Правительство относятся к исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат, – Совета Федерации и Государственной Думы.
Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные Силы России.
Десятки субъектов Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории. Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех типов.
С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана. Обострились межнациональные отношения в некоторых регионах. Так, произошел конфликт между осетинами и ингушами в 1 992 г. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие впоследствии к затяжному военному конфликту по наведению конституционного порядка, отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей.
В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 г. общая их численность достигла 1 млн человек). Две трети из них – русские по национальности.
12 декабря 1993 г. состоялись первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции (получил одобрение). Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Конституция установила принцип разделения властей на три самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства является Президент РФ, избираемый прямым голосованием на четыре года, он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство РФ. Президент и Правительство относятся к исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат, – Совета Федерации и Государственной Думы.
Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные Силы России.