16. ОЛИГОПОЛИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Слово «олигополия» было введено английским гуманистом Т. Мором в 1516 г. Олигополия – это господство небольшого числа крупнейших фирм, компаний в производстве и на рынке.
Теория олигополии – экономическая теория, отрицающая монополистический характер рыночной экономики на том основании, что в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько крупнейших фирм. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта автомобилестроения – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» – производят свыше 90 % всей продукции.
Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающие покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее количество покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. Тогда эти крупнейшие фирмы станут хозяевами рынка, будут вести конкурентную борьбу лишь между собой. У олигополии существуют определенные способы борьбы за покупателя – это неценовая конкуренция и маркетинговые методы и приемы.
Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости.
Так как на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара.
Маркетинговые методы и приемы в борьбе за потребителя – это дизайн, реклама, сервис.
В любом случае такое соперничество ведется на основе технологического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, гарантий покупателями и других приемов.
Современный олигополистический рынок – такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится и реализуется несколькими крупными фирмами.
Во многих отраслях национальной экономики действуют олигополии, являющиеся лидерами в ценообразовании.
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
1) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что весь объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
2) дифференцированная или стандартизированная продукция;
3) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
4) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. На олигополисти-ческих рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения (доступ на рынок осложнен), но эти ограничения не настолько жесткие, чтобы считать их абсолютно непреодолимыми. Мягкие ограничения открывают доступ другим фирмам в отрасль, что снижает прибыль в долгосрочном периоде.
Экономические последствия олигополии экономистами оцениваются неоднозначно. Одни полагают, что олигополия обеспечивает развитие НТП, способствуют увеличению занятости населения, росту объема производства, повышению качества продукции.
Другие считают, что олигополия тормозит НТП. Существует мнение, согласно которому НТП в большей степени определяется научным характером отрасли, чем ее рыночной структурой.
Слово «олигополия» было введено английским гуманистом Т. Мором в 1516 г. Олигополия – это господство небольшого числа крупнейших фирм, компаний в производстве и на рынке.
Теория олигополии – экономическая теория, отрицающая монополистический характер рыночной экономики на том основании, что в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько крупнейших фирм. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта автомобилестроения – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» – производят свыше 90 % всей продукции.
Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающие покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее количество покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. Тогда эти крупнейшие фирмы станут хозяевами рынка, будут вести конкурентную борьбу лишь между собой. У олигополии существуют определенные способы борьбы за покупателя – это неценовая конкуренция и маркетинговые методы и приемы.
Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости.
Так как на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара.
Маркетинговые методы и приемы в борьбе за потребителя – это дизайн, реклама, сервис.
В любом случае такое соперничество ведется на основе технологического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, гарантий покупателями и других приемов.
Современный олигополистический рынок – такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится и реализуется несколькими крупными фирмами.
Во многих отраслях национальной экономики действуют олигополии, являющиеся лидерами в ценообразовании.
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
1) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что весь объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
2) дифференцированная или стандартизированная продукция;
3) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
4) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. На олигополисти-ческих рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения (доступ на рынок осложнен), но эти ограничения не настолько жесткие, чтобы считать их абсолютно непреодолимыми. Мягкие ограничения открывают доступ другим фирмам в отрасль, что снижает прибыль в долгосрочном периоде.
Экономические последствия олигополии экономистами оцениваются неоднозначно. Одни полагают, что олигополия обеспечивает развитие НТП, способствуют увеличению занятости населения, росту объема производства, повышению качества продукции.
Другие считают, что олигополия тормозит НТП. Существует мнение, согласно которому НТП в большей степени определяется научным характером отрасли, чем ее рыночной структурой.