Ценовые модели
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128
Фигуры работают. Я знаю это точно. За все эти годы я внес в каталог сотни ценовых фигур и предлагаю вам сделать то же самое.
Л. Вильямс
Ценовые модели являются следствием знания рыночной толпой технического анализа. Они представляют собой универсальные рыночные явления, которые повторяются вновь и вновь во всех временных рамках. Выявляя силу спроса/ предложения и настрой рыночной толпы, модели предвосхищают результаты ценового движения.
Ценовые модели указывают нам на ключевые точки смены фаз движения, которые предлагают наиболее благоприятные возможности для трейдинга.
Модели указывают на границы движения цены и времени, вблизи которых может возбудиться прогнозируемое ценовое движение при наличии определенных рыночных условий. Поэтому не ждите построения идеальной модели, благоприятные возможности могут быть упущены.
Все ценовые модели можно разделить на следующие основные группы:
1. Ценовые модели на основе цен открытия и закрытия (к ним относятся в том числе свечные модели и модели ударных дней Ларри Вильямса).
2. Графические ценовые модели (к ним относятся как простые модели, такие как трендовые линии, ценовые каналы, некоторые модели дна и вершин, так и более сложные – W-фигуры, М-фигуры и т. д.).
3. Модели на основе циклов (наиболее известные из них – волновая теория Эллиота, модель 80/20).
4. Модели на основе уровней поддержки/сопротивления (модели, основанные на комбинации различных вариаций уровней поддержки/сопротивления, некоторые из них своим возникновением обязаны пропорциям Фибоначчи, например уровни ДиНаполи).
5. Модели пробоя, в том числе на основе волатильности (к ним можно отнести метод экспансии волатильности Ларри Вильямса, очень известную модель «чашка с ручкой» и т. д.).
Ценовые модели являются основой технического анализа. Многие из них уже рассмотрены в предыдущих главах книги, есть также много книг, посвященных этой теме. Поэтому я очень кратко остановлюсь на этом вопросе.
Еще раз хочу отметить, что действие многих моделей, притом наиболее эффективных, основано на принципе отрицания – на том, что рынок редко следует формальной логике. Это означает, что если рынок не сумел двинуться в том направлении, в котором он должен был пойти, то очень скоро он пойдет в обратном направлении.
Основную ценность представляют краткосрочные модели – от внутридневных до моделей продолжительностью не более 10–20 дней. Пытаться прогнозировать на более длительный период очень тяжело, так как трудно создать адекватную модель рынка, слишком много различных факторов приходится учитывать. Эффективность прогнозирования очень сильно падает, а для частных трейдеров это вообще не имеет смысла.
Ценовые модели всегда должны подтверждаться другими торговыми сигналами. Чем больше длительность конкретной ценовой модели, тем выше шансы, что это модель разворота.
Очень известной моделью является модель двойного дна (двойной вершины). Американские трейдеры очень уважают эту модель, и на американском фондовом рынке она работает практически безотказно, на российском же она не так успешна и соблюдается всего лишь в половине случаев. Это подтверждает тот факт, что российский рынок является гораздо более манипулируемым, чем американский. Крупному игроку не представляет особого труда протолкнуть цену вниз, где всегда имеется скопление стоп-ордеров. Может быть, со временем модель двойного дна все-таки станет более работоспособной на российском рынке.
Не менее известной моделью является показанная на рис. 9.9 модель «чашка с ручкой». Эта модель является продолжением модели двойной вершины и иллюстрацией известного правила о том, что цена пробивает уровень с третьего раза.
Это не обязательно должен быть пробой горизонтальной линии сопротивления. И здесь также работает принцип отрицания – неудачное третье тестирование увеличивает вероятность прорыва цены в противоположном направлении.
Некоторые модели становятся опровержением других популярных моделей. Например, модель «черепаховый суп» Коннорса и Рашке. «Черепашки» – так называли группу трейдеров, действовавшую под руководством известного трейдера Ричарда Денниса, которые использовали в своей торговле метод прорыва. За шутливым названием «черепаховый суп» скрывается тот факт, что 70 % ценовых прорывов оказываются неудачными. Эта модель помогает определять, какой из ценовых прорывов оказался ложным.
Рис. 9.9. Модель «чашка с ручкой» на российском рынке не так часто встречается, как на американском
Основная идея модели 80/20 состоит в том, что рынки движутся в естественном ритме, состоящем из трех дней: дня покупки, дня продажи и дня короткой продажи. Если рынок закрылся в верхних или нижних 20 % диапазона, то существует высокая вероятность того, что он наутро продолжит движение в том же направлении, но при этом закроется выше или ниже в менее чем 50 % случаев. Это означает, что существует немалая вероятность разворота в течение дня. Шансы на разворот еще выше, если рынок в первый день открывается в противоположной части дневного диапазона. Модель 80/20 имеет определенное сходство с моделью ударного дня Ларри Вильямса.
Модель NR7 (рис. 9.10) основана на том, что после консолидации и образования сужающегося диапазона, состоящего из семи дневных баров, следующий, восьмой, бар часто инициирует сильное ценовое движение. Если цене не удается совершить прорыв немедленно после семи баров, то он может произойти через 1–3 бара, при этом прорыв будет иметь еще большую силу. Модель представляет собой метод прогнозирования прорыва из зоны консолидации. Графически зона консолидации выглядит либо как вымпел (треугольник), либо как узкий флаг. Объем от начала к концу модели, как правило, снижается. Эта модель имеет равные шансы на развитие в обоих направлениях, поэтому ее надо комбинировать с другими триггерами.
Рис. 9.10. Модель NR7
Большинство моделей могут работать на всех графиках: от 5-минутных до дневных. Внутридневные ценовые модели должны сочетаться с тенденциями времени торгового дня. К примеру, в середине торгового дня прорыв происходит гораздо реже, чем в первый и последний часы регулярной торговой сессии.
Фигуры работают. Я знаю это точно. За все эти годы я внес в каталог сотни ценовых фигур и предлагаю вам сделать то же самое.
Л. Вильямс
Ценовые модели являются следствием знания рыночной толпой технического анализа. Они представляют собой универсальные рыночные явления, которые повторяются вновь и вновь во всех временных рамках. Выявляя силу спроса/ предложения и настрой рыночной толпы, модели предвосхищают результаты ценового движения.
Ценовые модели указывают нам на ключевые точки смены фаз движения, которые предлагают наиболее благоприятные возможности для трейдинга.
Модели указывают на границы движения цены и времени, вблизи которых может возбудиться прогнозируемое ценовое движение при наличии определенных рыночных условий. Поэтому не ждите построения идеальной модели, благоприятные возможности могут быть упущены.
Все ценовые модели можно разделить на следующие основные группы:
1. Ценовые модели на основе цен открытия и закрытия (к ним относятся в том числе свечные модели и модели ударных дней Ларри Вильямса).
2. Графические ценовые модели (к ним относятся как простые модели, такие как трендовые линии, ценовые каналы, некоторые модели дна и вершин, так и более сложные – W-фигуры, М-фигуры и т. д.).
3. Модели на основе циклов (наиболее известные из них – волновая теория Эллиота, модель 80/20).
4. Модели на основе уровней поддержки/сопротивления (модели, основанные на комбинации различных вариаций уровней поддержки/сопротивления, некоторые из них своим возникновением обязаны пропорциям Фибоначчи, например уровни ДиНаполи).
5. Модели пробоя, в том числе на основе волатильности (к ним можно отнести метод экспансии волатильности Ларри Вильямса, очень известную модель «чашка с ручкой» и т. д.).
Ценовые модели являются основой технического анализа. Многие из них уже рассмотрены в предыдущих главах книги, есть также много книг, посвященных этой теме. Поэтому я очень кратко остановлюсь на этом вопросе.
Еще раз хочу отметить, что действие многих моделей, притом наиболее эффективных, основано на принципе отрицания – на том, что рынок редко следует формальной логике. Это означает, что если рынок не сумел двинуться в том направлении, в котором он должен был пойти, то очень скоро он пойдет в обратном направлении.
Основную ценность представляют краткосрочные модели – от внутридневных до моделей продолжительностью не более 10–20 дней. Пытаться прогнозировать на более длительный период очень тяжело, так как трудно создать адекватную модель рынка, слишком много различных факторов приходится учитывать. Эффективность прогнозирования очень сильно падает, а для частных трейдеров это вообще не имеет смысла.
Ценовые модели всегда должны подтверждаться другими торговыми сигналами. Чем больше длительность конкретной ценовой модели, тем выше шансы, что это модель разворота.
Очень известной моделью является модель двойного дна (двойной вершины). Американские трейдеры очень уважают эту модель, и на американском фондовом рынке она работает практически безотказно, на российском же она не так успешна и соблюдается всего лишь в половине случаев. Это подтверждает тот факт, что российский рынок является гораздо более манипулируемым, чем американский. Крупному игроку не представляет особого труда протолкнуть цену вниз, где всегда имеется скопление стоп-ордеров. Может быть, со временем модель двойного дна все-таки станет более работоспособной на российском рынке.
Не менее известной моделью является показанная на рис. 9.9 модель «чашка с ручкой». Эта модель является продолжением модели двойной вершины и иллюстрацией известного правила о том, что цена пробивает уровень с третьего раза.
Это не обязательно должен быть пробой горизонтальной линии сопротивления. И здесь также работает принцип отрицания – неудачное третье тестирование увеличивает вероятность прорыва цены в противоположном направлении.
Некоторые модели становятся опровержением других популярных моделей. Например, модель «черепаховый суп» Коннорса и Рашке. «Черепашки» – так называли группу трейдеров, действовавшую под руководством известного трейдера Ричарда Денниса, которые использовали в своей торговле метод прорыва. За шутливым названием «черепаховый суп» скрывается тот факт, что 70 % ценовых прорывов оказываются неудачными. Эта модель помогает определять, какой из ценовых прорывов оказался ложным.
Рис. 9.9. Модель «чашка с ручкой» на российском рынке не так часто встречается, как на американском
Основная идея модели 80/20 состоит в том, что рынки движутся в естественном ритме, состоящем из трех дней: дня покупки, дня продажи и дня короткой продажи. Если рынок закрылся в верхних или нижних 20 % диапазона, то существует высокая вероятность того, что он наутро продолжит движение в том же направлении, но при этом закроется выше или ниже в менее чем 50 % случаев. Это означает, что существует немалая вероятность разворота в течение дня. Шансы на разворот еще выше, если рынок в первый день открывается в противоположной части дневного диапазона. Модель 80/20 имеет определенное сходство с моделью ударного дня Ларри Вильямса.
Модель NR7 (рис. 9.10) основана на том, что после консолидации и образования сужающегося диапазона, состоящего из семи дневных баров, следующий, восьмой, бар часто инициирует сильное ценовое движение. Если цене не удается совершить прорыв немедленно после семи баров, то он может произойти через 1–3 бара, при этом прорыв будет иметь еще большую силу. Модель представляет собой метод прогнозирования прорыва из зоны консолидации. Графически зона консолидации выглядит либо как вымпел (треугольник), либо как узкий флаг. Объем от начала к концу модели, как правило, снижается. Эта модель имеет равные шансы на развитие в обоих направлениях, поэтому ее надо комбинировать с другими триггерами.
Рис. 9.10. Модель NR7
Большинство моделей могут работать на всех графиках: от 5-минутных до дневных. Внутридневные ценовые модели должны сочетаться с тенденциями времени торгового дня. К примеру, в середине торгового дня прорыв происходит гораздо реже, чем в первый и последний часы регулярной торговой сессии.