Когнитивная модель
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128
Трейдер в процессе торговли получает массу различной информации, которая используется им для создания соответствующего паттерна (модели) рынка.
Модель рынка – когнитивная карта, описывающая представление трейдера о рынке. Трейдер строит мысленный образ интересующего его объекта – биржевой торговли. Этот мысленный образ и является когнитивной картой, т. е. своего рода мысленной репрезентацией для множества сигналов, ассоциативных образов, метафор.
Наука, которая изучает, как человек получает информацию о мире и обрабатывает ее, называется когнитивной психологией. Когнитивная психология – это научное изучение мыслящего разума (Роберт Солсо).
Когнитивная психология исследует, как осуществляется представление (репрезентация) информации в памяти человека, как она хранится и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; рассматривает всевозможные сферы поведения. Тому, кто заинтересуется этой темой, могу порекомендовать прочитать книгу Роберта Солсо «Когнитивная психология», вышедшую в 2006 году в издательстве «Питер».
С самого начала развития этой науки считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Но идентичны ли внутренние репрезентации мира его физическим свойствам? Конечно, репрезентация информации связана с теми стимулами, которые получает наш сенсорный аппарат, но она также подвергается значительным изменениям. Эти изменения, или модификации, очевидно, связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась богатая и сложная система наших знаний. Таким образом, поступающая информация подвергается абстрагированию и модификации (и до некоторой степени искажается) и хранится затем в памяти человека.
А вот что пишет по этому поводу Ван Тарп, известный специалист в области психологии трейдинга:
«Люди думают в терминах своих пяти чувств, т. е. с помощью зрительных образов, звуков, ощущений, а некоторые – еще и с помощью запахов и вкусовых ощущений. Для стратегий мышления эти пять характеристик подобны тому, чем служат 7 нот для создателя симфонии. Дело не в этих пяти элементах, а в том, как эти элементы соединить. Стратегия мышления – это фактически последовательность ваших мыслей. Он[2] торгует, основываясь на своих визуализированных ожиданиях поведения рынка. Однако, как мне кажется, он склонен преобразовывать их в чувственную форму».
Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они являются частью более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.
Чувствование – это тоже способ мышления, который сложно передать другим или запрограммировать.
Когнитивная модель, создаваемая мышлением интуитивного трейдера, базируется на ментальных конструкциях, а также на одной или нескольких метафорах.
Человек склонен к созданию метафор. «Метафора» в переводе с древнегреческого означает перенос, перенос смысла с одного предмета на другой. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, дает возможность быстрого толкования поступающих сигналов и принятия незамедлительного решения.
Понятие «метафора» не ограничивается одной лишь сферой языка, т. е. сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что они существуют в понятийной системе человека.
Образ формируется с помощью всех пяти органов чувств, и его структура может быть практически любой. Емкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях, обладает сильным побуждающим действием.
Трейдер пытается подобрать удобную метафору, чтобы возможно элегантнее выстроить свои представления. Эта модель окажется ему очень полезной в качестве рабочей схемы, даже будучи несовершенной, даже в том случае, если другой трейдер сможет ему доказать, что данная модель неверна.
На одном из интернет-форумов мне встретилась интересная метафора, описывающая российский фондовый рынок: «Наш фондовый рынок – это некое финансовое недоразумение, неумело передразнивающее сипи». Ну что ж, иногда действия крупных игроков настолько запаздывают, что действительно кажется, будто они нелепо передразнивают основной американский фондовый индекс!
Когнитивные модели, так же как и другие модели в сфере науки, есть следствие наблюдений, но в определенной степени они же – определяющий фактор наблюдений. Это означает, что то, в каком виде наблюдатель репрезентирует и структурирует знания, то, как элементы наблюдений классифицируются, оказывает огромное влияние на то, как человек воспринимает наблюдаемые явления.
Самым ярким примером когнитивной модели является периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Его открытие – это прекрасный пример того, как естественная, природная информация структурируется мыслью человека так, что она одновременно точно изображает природу и поддается пониманию. Важно, однако, помнить, что периодическое расположение элементов имело много интерпретаций. Интерпретация Менделеева была не единственной; возможно, она не была даже лучшей; но предложенный Менделеевым вариант помог понять часть физического мира и был, очевидно, совместим с реальной природой.
Когнитивная модель является попыткой создания формальной структуры представлений человека, основанной на выводах, сделанных из наблюдений. Их задача – обеспечить умопостигаемую репрезентацию наблюдаемого и помочь сделать предсказания при развитии гипотез.
Трейдер в процессе торговли получает массу различной информации, которая используется им для создания соответствующего паттерна (модели) рынка.
Модель рынка – когнитивная карта, описывающая представление трейдера о рынке. Трейдер строит мысленный образ интересующего его объекта – биржевой торговли. Этот мысленный образ и является когнитивной картой, т. е. своего рода мысленной репрезентацией для множества сигналов, ассоциативных образов, метафор.
Наука, которая изучает, как человек получает информацию о мире и обрабатывает ее, называется когнитивной психологией. Когнитивная психология – это научное изучение мыслящего разума (Роберт Солсо).
Когнитивная психология исследует, как осуществляется представление (репрезентация) информации в памяти человека, как она хранится и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; рассматривает всевозможные сферы поведения. Тому, кто заинтересуется этой темой, могу порекомендовать прочитать книгу Роберта Солсо «Когнитивная психология», вышедшую в 2006 году в издательстве «Питер».
С самого начала развития этой науки считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Но идентичны ли внутренние репрезентации мира его физическим свойствам? Конечно, репрезентация информации связана с теми стимулами, которые получает наш сенсорный аппарат, но она также подвергается значительным изменениям. Эти изменения, или модификации, очевидно, связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась богатая и сложная система наших знаний. Таким образом, поступающая информация подвергается абстрагированию и модификации (и до некоторой степени искажается) и хранится затем в памяти человека.
А вот что пишет по этому поводу Ван Тарп, известный специалист в области психологии трейдинга:
«Люди думают в терминах своих пяти чувств, т. е. с помощью зрительных образов, звуков, ощущений, а некоторые – еще и с помощью запахов и вкусовых ощущений. Для стратегий мышления эти пять характеристик подобны тому, чем служат 7 нот для создателя симфонии. Дело не в этих пяти элементах, а в том, как эти элементы соединить. Стратегия мышления – это фактически последовательность ваших мыслей. Он[2] торгует, основываясь на своих визуализированных ожиданиях поведения рынка. Однако, как мне кажется, он склонен преобразовывать их в чувственную форму».
Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они являются частью более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.
Чувствование – это тоже способ мышления, который сложно передать другим или запрограммировать.
Когнитивная модель, создаваемая мышлением интуитивного трейдера, базируется на ментальных конструкциях, а также на одной или нескольких метафорах.
Человек склонен к созданию метафор. «Метафора» в переводе с древнегреческого означает перенос, перенос смысла с одного предмета на другой. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, дает возможность быстрого толкования поступающих сигналов и принятия незамедлительного решения.
Понятие «метафора» не ограничивается одной лишь сферой языка, т. е. сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что они существуют в понятийной системе человека.
Образ формируется с помощью всех пяти органов чувств, и его структура может быть практически любой. Емкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях, обладает сильным побуждающим действием.
Трейдер пытается подобрать удобную метафору, чтобы возможно элегантнее выстроить свои представления. Эта модель окажется ему очень полезной в качестве рабочей схемы, даже будучи несовершенной, даже в том случае, если другой трейдер сможет ему доказать, что данная модель неверна.
На одном из интернет-форумов мне встретилась интересная метафора, описывающая российский фондовый рынок: «Наш фондовый рынок – это некое финансовое недоразумение, неумело передразнивающее сипи». Ну что ж, иногда действия крупных игроков настолько запаздывают, что действительно кажется, будто они нелепо передразнивают основной американский фондовый индекс!
Когнитивные модели, так же как и другие модели в сфере науки, есть следствие наблюдений, но в определенной степени они же – определяющий фактор наблюдений. Это означает, что то, в каком виде наблюдатель репрезентирует и структурирует знания, то, как элементы наблюдений классифицируются, оказывает огромное влияние на то, как человек воспринимает наблюдаемые явления.
Самым ярким примером когнитивной модели является периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Его открытие – это прекрасный пример того, как естественная, природная информация структурируется мыслью человека так, что она одновременно точно изображает природу и поддается пониманию. Важно, однако, помнить, что периодическое расположение элементов имело много интерпретаций. Интерпретация Менделеева была не единственной; возможно, она не была даже лучшей; но предложенный Менделеевым вариант помог понять часть физического мира и был, очевидно, совместим с реальной природой.
Когнитивная модель является попыткой создания формальной структуры представлений человека, основанной на выводах, сделанных из наблюдений. Их задача – обеспечить умопостигаемую репрезентацию наблюдаемого и помочь сделать предсказания при развитии гипотез.