Государство как игрок

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 

Очень хорошо известно, что государство не является эффективным собственником. Точно так же его действия на фондовом и других финансовых рынках неумелы и топорны и очень редко достигают поставленных целей.

А как же ВЭБ в 2008 году, спросите вы? Разве покупки им российских акций на средства из фонда национального благосостояния не спасли в конце осени российский рынок от падения еще на 30–50 %? В какой-то степени, конечно, спасли. Прежде всего с помощью этих денег были выкуплены маржинколы, которых с сентября накопилось уже предостаточно.

Но, с другой стороны, сумма в 175 млрд рублей была более чем достаточна для того, чтобы не просто остановить снижение цен, но и существенным образом изменить настроения участников рынка.

Если бы на месте ВЭБ был опытный и профессиональный игрок, например какой-нибудь западный фонд, перед которым стояла бы цель поддержки рынка и который располагал бы такими же огромными денежными ресурсами, как и ВЭБ, то он действовал бы совсем другим образом.

Он организовал бы все так, чтобы участники рынка поверили в смену тенденции и перешли к активным покупкам, а не сидели бы в кэше до марта 2009 года.

Он создавал бы импульсы, которые привлекали бы других игроков, и вызывал ралли, выкупал откаты после этих ралли, затем опять инициировал новые ралли, т. е. действовал бы именно так, как должен действовать крупный институциональный игрок, перед которым стоит задача организовать движение вверх (об этом было хорошо известно еще во времена Джесси Ливермора). В таком случае рынок еще в 2008 году мог вырасти на 40–70 %.

Что же мы имели на самом деле? Очень специфический характер покупок в определенное время в конце дня с задергом цен на 10–15 % вверх и возвращением цен на следующий день на прежний уровень и повтор этого сценария на следующий день или через день. Может быть две причины такого странного исполнения госзаказа: либо трейдеры ВЭБ отличались некомпетентностью, либо это делалось в интересах какой-то определенной группы лиц. И все время, пока тратились эти деньги, рынок торговался в боковике. Между прочим, если сравнивать динамику российского рынка в ноябре-декабре 2008 года с динамикой американского рынка в то же время, то мы увидим, что наш рынок уступал американскому, хотя там не были выделены такие огромные средства на непосредственную поддержку фондового рынка.

Раз уж речь зашла об американском рынке, хочу отметить, что американское правительство иногда тоже очень активно влияет на ход торгов, и не только косвенным образом, скажем, принятием правительственных решений в определенное время или опубликованием каких-то важных новостей. Я убежден, что в критические моменты времени американское министерство финансов осуществляло интервенции на валютном рынке в целях стабилизации ситуации на фондовом рынке. Несколько раз именно внезапные малообоснованные движения доллара против других валют, вызванные, по всей видимости, интервенциями центральных банков, приводили к приостановке резких падений на фондовом рынке, а все мы помним об очень тесной взаимосвязи фондового и валютного рынков. Я также не исключаю, что в 2008 году в критические моменты американское правительство проводило операции и непосредственно на фондовом рынке, скажем – выделяя деньги доверенным банкам. Но это только мое предположение.

Очень хорошо известно, что государство не является эффективным собственником. Точно так же его действия на фондовом и других финансовых рынках неумелы и топорны и очень редко достигают поставленных целей.

А как же ВЭБ в 2008 году, спросите вы? Разве покупки им российских акций на средства из фонда национального благосостояния не спасли в конце осени российский рынок от падения еще на 30–50 %? В какой-то степени, конечно, спасли. Прежде всего с помощью этих денег были выкуплены маржинколы, которых с сентября накопилось уже предостаточно.

Но, с другой стороны, сумма в 175 млрд рублей была более чем достаточна для того, чтобы не просто остановить снижение цен, но и существенным образом изменить настроения участников рынка.

Если бы на месте ВЭБ был опытный и профессиональный игрок, например какой-нибудь западный фонд, перед которым стояла бы цель поддержки рынка и который располагал бы такими же огромными денежными ресурсами, как и ВЭБ, то он действовал бы совсем другим образом.

Он организовал бы все так, чтобы участники рынка поверили в смену тенденции и перешли к активным покупкам, а не сидели бы в кэше до марта 2009 года.

Он создавал бы импульсы, которые привлекали бы других игроков, и вызывал ралли, выкупал откаты после этих ралли, затем опять инициировал новые ралли, т. е. действовал бы именно так, как должен действовать крупный институциональный игрок, перед которым стоит задача организовать движение вверх (об этом было хорошо известно еще во времена Джесси Ливермора). В таком случае рынок еще в 2008 году мог вырасти на 40–70 %.

Что же мы имели на самом деле? Очень специфический характер покупок в определенное время в конце дня с задергом цен на 10–15 % вверх и возвращением цен на следующий день на прежний уровень и повтор этого сценария на следующий день или через день. Может быть две причины такого странного исполнения госзаказа: либо трейдеры ВЭБ отличались некомпетентностью, либо это делалось в интересах какой-то определенной группы лиц. И все время, пока тратились эти деньги, рынок торговался в боковике. Между прочим, если сравнивать динамику российского рынка в ноябре-декабре 2008 года с динамикой американского рынка в то же время, то мы увидим, что наш рынок уступал американскому, хотя там не были выделены такие огромные средства на непосредственную поддержку фондового рынка.

Раз уж речь зашла об американском рынке, хочу отметить, что американское правительство иногда тоже очень активно влияет на ход торгов, и не только косвенным образом, скажем, принятием правительственных решений в определенное время или опубликованием каких-то важных новостей. Я убежден, что в критические моменты времени американское министерство финансов осуществляло интервенции на валютном рынке в целях стабилизации ситуации на фондовом рынке. Несколько раз именно внезапные малообоснованные движения доллара против других валют, вызванные, по всей видимости, интервенциями центральных банков, приводили к приостановке резких падений на фондовом рынке, а все мы помним об очень тесной взаимосвязи фондового и валютного рынков. Я также не исключаю, что в 2008 году в критические моменты американское правительство проводило операции и непосредственно на фондовом рынке, скажем – выделяя деньги доверенным банкам. Но это только мое предположение.