Государство как игрок
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128
Очень хорошо известно, что государство не является эффективным собственником. Точно так же его действия на фондовом и других финансовых рынках неумелы и топорны и очень редко достигают поставленных целей.
А как же ВЭБ в 2008 году, спросите вы? Разве покупки им российских акций на средства из фонда национального благосостояния не спасли в конце осени российский рынок от падения еще на 30–50 %? В какой-то степени, конечно, спасли. Прежде всего с помощью этих денег были выкуплены маржинколы, которых с сентября накопилось уже предостаточно.
Но, с другой стороны, сумма в 175 млрд рублей была более чем достаточна для того, чтобы не просто остановить снижение цен, но и существенным образом изменить настроения участников рынка.
Если бы на месте ВЭБ был опытный и профессиональный игрок, например какой-нибудь западный фонд, перед которым стояла бы цель поддержки рынка и который располагал бы такими же огромными денежными ресурсами, как и ВЭБ, то он действовал бы совсем другим образом.
Он организовал бы все так, чтобы участники рынка поверили в смену тенденции и перешли к активным покупкам, а не сидели бы в кэше до марта 2009 года.
Он создавал бы импульсы, которые привлекали бы других игроков, и вызывал ралли, выкупал откаты после этих ралли, затем опять инициировал новые ралли, т. е. действовал бы именно так, как должен действовать крупный институциональный игрок, перед которым стоит задача организовать движение вверх (об этом было хорошо известно еще во времена Джесси Ливермора). В таком случае рынок еще в 2008 году мог вырасти на 40–70 %.
Что же мы имели на самом деле? Очень специфический характер покупок в определенное время в конце дня с задергом цен на 10–15 % вверх и возвращением цен на следующий день на прежний уровень и повтор этого сценария на следующий день или через день. Может быть две причины такого странного исполнения госзаказа: либо трейдеры ВЭБ отличались некомпетентностью, либо это делалось в интересах какой-то определенной группы лиц. И все время, пока тратились эти деньги, рынок торговался в боковике. Между прочим, если сравнивать динамику российского рынка в ноябре-декабре 2008 года с динамикой американского рынка в то же время, то мы увидим, что наш рынок уступал американскому, хотя там не были выделены такие огромные средства на непосредственную поддержку фондового рынка.
Раз уж речь зашла об американском рынке, хочу отметить, что американское правительство иногда тоже очень активно влияет на ход торгов, и не только косвенным образом, скажем, принятием правительственных решений в определенное время или опубликованием каких-то важных новостей. Я убежден, что в критические моменты времени американское министерство финансов осуществляло интервенции на валютном рынке в целях стабилизации ситуации на фондовом рынке. Несколько раз именно внезапные малообоснованные движения доллара против других валют, вызванные, по всей видимости, интервенциями центральных банков, приводили к приостановке резких падений на фондовом рынке, а все мы помним об очень тесной взаимосвязи фондового и валютного рынков. Я также не исключаю, что в 2008 году в критические моменты американское правительство проводило операции и непосредственно на фондовом рынке, скажем – выделяя деньги доверенным банкам. Но это только мое предположение.
Очень хорошо известно, что государство не является эффективным собственником. Точно так же его действия на фондовом и других финансовых рынках неумелы и топорны и очень редко достигают поставленных целей.
А как же ВЭБ в 2008 году, спросите вы? Разве покупки им российских акций на средства из фонда национального благосостояния не спасли в конце осени российский рынок от падения еще на 30–50 %? В какой-то степени, конечно, спасли. Прежде всего с помощью этих денег были выкуплены маржинколы, которых с сентября накопилось уже предостаточно.
Но, с другой стороны, сумма в 175 млрд рублей была более чем достаточна для того, чтобы не просто остановить снижение цен, но и существенным образом изменить настроения участников рынка.
Если бы на месте ВЭБ был опытный и профессиональный игрок, например какой-нибудь западный фонд, перед которым стояла бы цель поддержки рынка и который располагал бы такими же огромными денежными ресурсами, как и ВЭБ, то он действовал бы совсем другим образом.
Он организовал бы все так, чтобы участники рынка поверили в смену тенденции и перешли к активным покупкам, а не сидели бы в кэше до марта 2009 года.
Он создавал бы импульсы, которые привлекали бы других игроков, и вызывал ралли, выкупал откаты после этих ралли, затем опять инициировал новые ралли, т. е. действовал бы именно так, как должен действовать крупный институциональный игрок, перед которым стоит задача организовать движение вверх (об этом было хорошо известно еще во времена Джесси Ливермора). В таком случае рынок еще в 2008 году мог вырасти на 40–70 %.
Что же мы имели на самом деле? Очень специфический характер покупок в определенное время в конце дня с задергом цен на 10–15 % вверх и возвращением цен на следующий день на прежний уровень и повтор этого сценария на следующий день или через день. Может быть две причины такого странного исполнения госзаказа: либо трейдеры ВЭБ отличались некомпетентностью, либо это делалось в интересах какой-то определенной группы лиц. И все время, пока тратились эти деньги, рынок торговался в боковике. Между прочим, если сравнивать динамику российского рынка в ноябре-декабре 2008 года с динамикой американского рынка в то же время, то мы увидим, что наш рынок уступал американскому, хотя там не были выделены такие огромные средства на непосредственную поддержку фондового рынка.
Раз уж речь зашла об американском рынке, хочу отметить, что американское правительство иногда тоже очень активно влияет на ход торгов, и не только косвенным образом, скажем, принятием правительственных решений в определенное время или опубликованием каких-то важных новостей. Я убежден, что в критические моменты времени американское министерство финансов осуществляло интервенции на валютном рынке в целях стабилизации ситуации на фондовом рынке. Несколько раз именно внезапные малообоснованные движения доллара против других валют, вызванные, по всей видимости, интервенциями центральных банков, приводили к приостановке резких падений на фондовом рынке, а все мы помним об очень тесной взаимосвязи фондового и валютного рынков. Я также не исключаю, что в 2008 году в критические моменты американское правительство проводило операции и непосредственно на фондовом рынке, скажем – выделяя деньги доверенным банкам. Но это только мое предположение.