1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках това­ров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки лю­дей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, тор­говлей, просветительством. Были и другие причины для путешест­вий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухо­путным путем, часто преодолевали капризы стихии, подверга­лись другим опасностям (нападения разбойников, дорожные ава­рии и др.).

Для быстрого и надежного передвижения людей по суше были необходимы дороги, поэтому уже в Римской империи было раз­вернуто их строительство, создавалась специальная инфраструк­тура для обслуживания путешествующих. На всех римских доро­гах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между го­родами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов.

Первый (mutations) — привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках.

Другой вид — место отдыха (mansiones), где принимали путе­шественников, имеющих официальные документы на право пу­тешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоря­жении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележ­ные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. Вооруженные стражники поддерживали порядок и защи­щали путешественников от бандитов.

Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itineraria adnotata), схематические карты с символами (picta), обо­значавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Не­давно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesserae asturianae), на которых указаны назва­ния городов и расстояния, их разделяющие.

Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные ме­ста для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживав­шим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслу­живание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую по­мощь при возникновении споров, и даже организацию прилич­ных похорон в случае смерти владельца документа в другом госу­дарстве.

Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предва­рительные контакты с доверенными людьми в зарубежных стра­нах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт госте­приимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на терри­тории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких до­говоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального изве­щения о своем намерении.

Образование молодого привилегированного римлянина не счи­талось завершенным до осуществления поездки в какую-либо стра­ну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1 000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) создал несколько специальных постоянных эскадр во­енных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море.

Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные стра­ны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термаль­ных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Рим­лян по праву можно считать родоначальниками туристских поез­док с целью отдыха и лечения.

Естественно, что такие поездки сопровождались развлечения­ми, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурси­ями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, ус­траиваемые морские сражения. Большой популярностью пользо­вались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы.

Как видим, во времена античного Рима уже существовали раз­личные формы организации поездок обслуживания путешествен­ников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешно­му перемещению людей из одного места в другое.

Развитие международной торговли в Средние века привело к созданию в городах специальных мест для проживания купцов и хранения товаров. В XII в. в Новгороде, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дво­ры: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торго­вых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические до­кументы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде по­явились правила поведения и торговли иноземных купцов, кото­рые назывались «скра», что означает «книга законов», или «судеб­ник». Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, пове­дения, торговли, взаимоотношений с местным населением.

Соответствующие статьи оговаривали порядок: «ни один само­стоятельный купец не должен иметь более двух подручных, спя­щих при нем; если у него их больше, то пусть сам смотрит, где их пристроить». Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Запрещено было тревожить постояльцев ночью, устанавливалось определенное время приня­тия пищи для всех постояльцев. Те, кто не являлся в назначенное время к столу без уважительных причин, платили денежный штраф. Гостиные дворы охранялись днем и ночью всеми купцами без исключения (даже живущими вне территории двора), за уклоне­ние от дежурства устанавливался штраф. За услуги переводчика должны были платить не меньше 8 гривен серебра. Руководил го­стиным двором и следил за порядком староста, который пред­ставлял гостиный двор в отношениях с местными властями.

В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука. Об истории создания и развития «конторы Кука» в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия, правильно оценив возможности строящихся железных дорог и эко­номических решений английского правительства (в 1840-х гг. проф­союзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса), заключил контракт с управлением железных до­рог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты.

Т.Кук стал организовывать путешествия для посещения вы­ставок, знакомства с достопримечательностями других стран.

Томаса Кука называли «Наполеоном экскурсий». Его турист­ская фирма в 1860 г. открыла свои филиалы в Италии (Неаполь и Палермо) и туристические агентства в Брюсселе, Кельне, Пари­же, Вене, Каире. В местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг через частных лиц. Сотруд­ничество с ними осуществлялось по правилам рыночной конку­ренции: при сдаче в наем помещений, распространении путево­дителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров, лекарств; предоставлении услуг переводчиков и про­водников (гидов).

Т. Кук активно использовал расширившиеся возможности мор­ского и речного транспорта — организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны.

Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом за­нимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Гол­ландия, с 1876 г.). Однако компания «Томас Кук и сын» далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана но­вым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К но­вациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, вклю­чающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), вве­дение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специ­альный департамент, который занимается продвижением и мас­совой продажей «чеков Кука» путешественникам.

Другим примером инновационной деятельности является ра­бота туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою дея­тельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план орга­низации туристского бизнеса.

Наряду с групповыми поездками агентство стало организовы­вать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива при­думал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал разме­щение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практико­ваться поездки «forfait» по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

В России еще в 1777 г. Вениамин Генш в приложениях к газете «Московские ведомости» представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края» — первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы. План предусматривал организацию поездки группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, а затем путешествие в Швейцарию, Италию и Францию для оз­накомления с искусством этих стран и фабричным делом. Усло­вия путешествия оговаривались специальным контрактом.

В апреле 1885 г. была издана книга под названием «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все стра­ны света Леопольда Липсона». Она начиналась с утверждения: «Путешествие обществами в сущности не составляет ничего но­вого, так как все вообще постоянные средства сообщения, как-то: почта, железные дороги, общественные кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенная кон­тора, однако же, учреждает нечто новое специально для России». Причиной, побудившей Липсона организовать это предприятие, были достаточно известные «выгоды, представляемые различны­ми заграничными конторами для общественных путешествий», которые не использовались в России. К сожалению, сведений о деятельности конторы Л. Липсона в архивах пока не найдено.

Предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), основанное в 1895 г. Оно заключало договора с владельцами гостиниц, которые дава­ли возможность членам общества останавливаться в них на льгот­ных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Были заключены 12 договоров с заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Гер­мании, Италии, США. В 1901 г. на базе ОВТ было создано единое Российское общество туристов (РОТ).

1890—1917 гг. — период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних ком­мерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса — гостиницы, кафе, специализирован­ные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный ха­рактер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосре­доточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России рабо­тало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с техноло­гическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомо­бильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились са­молеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специ­альные рейсы для перевозки только туристов — чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических турист­ских экспедиций.

Контрольные вопросы

1. В чем заключались причины возникновения предпринимательства, сущность предпринимательской деятельности.

2.  Что является характерным для развития предпринимательства в России?

3. Какова структура «больших циклов экономической конъюнктуры» Н. Д. Кондратьева?

4. Перечислите основные принципы теории инновационных процес­сов Й. Шумпетера.

5. Назовите основные особенности технологических укладов развития. Как они влияют на развитие туризма?

6. Какова связь предпринимательства с инновациями?

7. Приведите примеры предпринимательской деятельности в турист­ской сфере, влияния предпринимательства на развитие туризма в Рос­сии.

 

В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках това­ров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки лю­дей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, тор­говлей, просветительством. Были и другие причины для путешест­вий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухо­путным путем, часто преодолевали капризы стихии, подверга­лись другим опасностям (нападения разбойников, дорожные ава­рии и др.).

Для быстрого и надежного передвижения людей по суше были необходимы дороги, поэтому уже в Римской империи было раз­вернуто их строительство, создавалась специальная инфраструк­тура для обслуживания путешествующих. На всех римских доро­гах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между го­родами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов.

Первый (mutations) — привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках.

Другой вид — место отдыха (mansiones), где принимали путе­шественников, имеющих официальные документы на право пу­тешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоря­жении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележ­ные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. Вооруженные стражники поддерживали порядок и защи­щали путешественников от бандитов.

Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itineraria adnotata), схематические карты с символами (picta), обо­значавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Не­давно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesserae asturianae), на которых указаны назва­ния городов и расстояния, их разделяющие.

Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные ме­ста для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживав­шим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслу­живание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую по­мощь при возникновении споров, и даже организацию прилич­ных похорон в случае смерти владельца документа в другом госу­дарстве.

Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предва­рительные контакты с доверенными людьми в зарубежных стра­нах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт госте­приимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на терри­тории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких до­говоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального изве­щения о своем намерении.

Образование молодого привилегированного римлянина не счи­талось завершенным до осуществления поездки в какую-либо стра­ну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1 000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) создал несколько специальных постоянных эскадр во­енных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море.

Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные стра­ны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термаль­ных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Рим­лян по праву можно считать родоначальниками туристских поез­док с целью отдыха и лечения.

Естественно, что такие поездки сопровождались развлечения­ми, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурси­ями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, ус­траиваемые морские сражения. Большой популярностью пользо­вались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы.

Как видим, во времена античного Рима уже существовали раз­личные формы организации поездок обслуживания путешествен­ников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешно­му перемещению людей из одного места в другое.

Развитие международной торговли в Средние века привело к созданию в городах специальных мест для проживания купцов и хранения товаров. В XII в. в Новгороде, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дво­ры: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торго­вых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические до­кументы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде по­явились правила поведения и торговли иноземных купцов, кото­рые назывались «скра», что означает «книга законов», или «судеб­ник». Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, пове­дения, торговли, взаимоотношений с местным населением.

Соответствующие статьи оговаривали порядок: «ни один само­стоятельный купец не должен иметь более двух подручных, спя­щих при нем; если у него их больше, то пусть сам смотрит, где их пристроить». Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Запрещено было тревожить постояльцев ночью, устанавливалось определенное время приня­тия пищи для всех постояльцев. Те, кто не являлся в назначенное время к столу без уважительных причин, платили денежный штраф. Гостиные дворы охранялись днем и ночью всеми купцами без исключения (даже живущими вне территории двора), за уклоне­ние от дежурства устанавливался штраф. За услуги переводчика должны были платить не меньше 8 гривен серебра. Руководил го­стиным двором и следил за порядком староста, который пред­ставлял гостиный двор в отношениях с местными властями.

В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука. Об истории создания и развития «конторы Кука» в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия, правильно оценив возможности строящихся железных дорог и эко­номических решений английского правительства (в 1840-х гг. проф­союзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса), заключил контракт с управлением железных до­рог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты.

Т.Кук стал организовывать путешествия для посещения вы­ставок, знакомства с достопримечательностями других стран.

Томаса Кука называли «Наполеоном экскурсий». Его турист­ская фирма в 1860 г. открыла свои филиалы в Италии (Неаполь и Палермо) и туристические агентства в Брюсселе, Кельне, Пари­же, Вене, Каире. В местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг через частных лиц. Сотруд­ничество с ними осуществлялось по правилам рыночной конку­ренции: при сдаче в наем помещений, распространении путево­дителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров, лекарств; предоставлении услуг переводчиков и про­водников (гидов).

Т. Кук активно использовал расширившиеся возможности мор­ского и речного транспорта — организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны.

Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом за­нимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Гол­ландия, с 1876 г.). Однако компания «Томас Кук и сын» далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана но­вым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К но­вациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, вклю­чающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), вве­дение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специ­альный департамент, который занимается продвижением и мас­совой продажей «чеков Кука» путешественникам.

Другим примером инновационной деятельности является ра­бота туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою дея­тельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план орга­низации туристского бизнеса.

Наряду с групповыми поездками агентство стало организовы­вать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива при­думал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал разме­щение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практико­ваться поездки «forfait» по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

В России еще в 1777 г. Вениамин Генш в приложениях к газете «Московские ведомости» представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края» — первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы. План предусматривал организацию поездки группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, а затем путешествие в Швейцарию, Италию и Францию для оз­накомления с искусством этих стран и фабричным делом. Усло­вия путешествия оговаривались специальным контрактом.

В апреле 1885 г. была издана книга под названием «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все стра­ны света Леопольда Липсона». Она начиналась с утверждения: «Путешествие обществами в сущности не составляет ничего но­вого, так как все вообще постоянные средства сообщения, как-то: почта, железные дороги, общественные кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенная кон­тора, однако же, учреждает нечто новое специально для России». Причиной, побудившей Липсона организовать это предприятие, были достаточно известные «выгоды, представляемые различны­ми заграничными конторами для общественных путешествий», которые не использовались в России. К сожалению, сведений о деятельности конторы Л. Липсона в архивах пока не найдено.

Предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), основанное в 1895 г. Оно заключало договора с владельцами гостиниц, которые дава­ли возможность членам общества останавливаться в них на льгот­ных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Были заключены 12 договоров с заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Гер­мании, Италии, США. В 1901 г. на базе ОВТ было создано единое Российское общество туристов (РОТ).

1890—1917 гг. — период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних ком­мерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса — гостиницы, кафе, специализирован­ные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный ха­рактер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосре­доточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России рабо­тало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с техноло­гическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомо­бильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились са­молеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специ­альные рейсы для перевозки только туристов — чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических турист­ских экспедиций.

Контрольные вопросы

1. В чем заключались причины возникновения предпринимательства, сущность предпринимательской деятельности.

2.  Что является характерным для развития предпринимательства в России?

3. Какова структура «больших циклов экономической конъюнктуры» Н. Д. Кондратьева?

4. Перечислите основные принципы теории инновационных процес­сов Й. Шумпетера.

5. Назовите основные особенности технологических укладов развития. Как они влияют на развитие туризма?

6. Какова связь предпринимательства с инновациями?

7. Приведите примеры предпринимательской деятельности в турист­ской сфере, влияния предпринимательства на развитие туризма в Рос­сии.