3.4.2. Направления инновационного развития России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Особенностью России является наличие в ее недрах значитель­ных запасов различного вида минерального сырья, а также ее бо­гатейший интеллектуальный потенциал. На основе анализа тенденций развития экономических и социальных процессов в мире из двух вариантов возможных стратегий был выбран вариант, ос­нованный на реализации интеллектуального потенциала.

Рамки стратегии установлены в «Основах политики Россий­ской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.

В этом документе определены такие направления:

  развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных ис­следований и разработок;

  совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

  формирование национальной инновационной системы;

  повышение эффективности использования результатов науч­ной и научно-технической деятельности;

  сохранение и развитие кадрового потенциала научно-техниче­ского комплекса;

  интеграция науки и образования;

  развитие международного научно-технического сотрудничества.

Институциональными нововведениями стали конкурсное фи­нансирование научных и инновационных проектов через систему различных фондов; предоставление некоторых налоговых льгот на проведение исследований и разработок; реформу в сфере охраны прав интеллектуальной собственности; учреждение Венчурного инновационного фонда.

В России сохранился значительный научно-технологический потенциал, который позволяет формировать и реализовывать на­циональную инновационную стратегию. На территории страны действуют 47 наукоградов (Дубна, Жуковский, Королев, Обнинск, Бийск и др.), растет число инновационных центров, ориентиро­ванных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В регионах России создано 60 инноваци­онно-технологических центров (ИТЦ), объединяющих около 300 малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции. На территории страны действуют более 40 технологических пар­ков.

В России сохраняется доминирующая роль государства как ис­точника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд рублей, доля государственных расходов равна 57,8 %.

В целях дальнейшего стимулирования инновационных процес­сов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм уста­новления партнерских отношений государства с частным бизне­сом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования за­щиты прав интеллектуальной собственности.

Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с при­влечением государственных средств, прежде всего исполните­лям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложе­нии инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

Налоговые преференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-техноло­гических центрах и в особых экономических зонах.

На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, под­ведомственные Министерству образования и науки РФ: Федераль­ная служба по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по ин­формационным технологиям (Росинформтехнологии), подведом­ственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и обра­зованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. № 1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направле­ния научно-технической и инновационной политики, вносит со­ответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.

Главными задачами инновационного развития являются:

  обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и исполь­зования в реальном секторе экономики новых технологий и про­изводств, соответствующих международным стандартам и гаран­тирующих выпуск конкурентоспособной продукции; выбор раци­ональных приоритетов развития инновационной сферы и проектов, имеющих большую социальную значимость;

  координация действий федеральных региональных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной инновационной политики и эффективного функционирования инновационной системы, адаптация научных организаций к ры­ночным условиям;

  обеспечение высокого качества образования, системы подго­товки и переподготовки кадров для эффективного ведения инно­вационной деятельности.

Особенностью России является наличие в ее недрах значитель­ных запасов различного вида минерального сырья, а также ее бо­гатейший интеллектуальный потенциал. На основе анализа тенденций развития экономических и социальных процессов в мире из двух вариантов возможных стратегий был выбран вариант, ос­нованный на реализации интеллектуального потенциала.

Рамки стратегии установлены в «Основах политики Россий­ской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.

В этом документе определены такие направления:

  развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных ис­следований и разработок;

  совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

  формирование национальной инновационной системы;

  повышение эффективности использования результатов науч­ной и научно-технической деятельности;

  сохранение и развитие кадрового потенциала научно-техниче­ского комплекса;

  интеграция науки и образования;

  развитие международного научно-технического сотрудничества.

Институциональными нововведениями стали конкурсное фи­нансирование научных и инновационных проектов через систему различных фондов; предоставление некоторых налоговых льгот на проведение исследований и разработок; реформу в сфере охраны прав интеллектуальной собственности; учреждение Венчурного инновационного фонда.

В России сохранился значительный научно-технологический потенциал, который позволяет формировать и реализовывать на­циональную инновационную стратегию. На территории страны действуют 47 наукоградов (Дубна, Жуковский, Королев, Обнинск, Бийск и др.), растет число инновационных центров, ориентиро­ванных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В регионах России создано 60 инноваци­онно-технологических центров (ИТЦ), объединяющих около 300 малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции. На территории страны действуют более 40 технологических пар­ков.

В России сохраняется доминирующая роль государства как ис­точника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд рублей, доля государственных расходов равна 57,8 %.

В целях дальнейшего стимулирования инновационных процес­сов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм уста­новления партнерских отношений государства с частным бизне­сом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования за­щиты прав интеллектуальной собственности.

Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с при­влечением государственных средств, прежде всего исполните­лям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложе­нии инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

Налоговые преференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-техноло­гических центрах и в особых экономических зонах.

На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, под­ведомственные Министерству образования и науки РФ: Федераль­ная служба по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по ин­формационным технологиям (Росинформтехнологии), подведом­ственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и обра­зованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. № 1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направле­ния научно-технической и инновационной политики, вносит со­ответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.

Главными задачами инновационного развития являются:

  обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и исполь­зования в реальном секторе экономики новых технологий и про­изводств, соответствующих международным стандартам и гаран­тирующих выпуск конкурентоспособной продукции; выбор раци­ональных приоритетов развития инновационной сферы и проектов, имеющих большую социальную значимость;

  координация действий федеральных региональных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной инновационной политики и эффективного функционирования инновационной системы, адаптация научных организаций к ры­ночным условиям;

  обеспечение высокого качества образования, системы подго­товки и переподготовки кадров для эффективного ведения инно­вационной деятельности.