5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

На развитие инновационной деятельности туристских компа­ний оказывают влияние следующие факторы:

  экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

  политические, правовые (политическая нестабильность, кри­миногенная обстановка, ограничения, вводимые законодатель­ным путем);

  организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласо­вания интересов участников инновационных процессов, преоб­ладание вертикальных потоков информации);

  социально-психологические и культурные (сопротивление нов­шествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопреде­ленности).

Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятель­ности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При анализе состояния внешней среды особое внимание сле­дует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

  общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность насе­ления;

  действия исполнительных органов власти по поддержке разви­тия туризма, требования законодательного и регулирующего ха­рактера как общегосударственного, так и регионального значе­ния, касающиеся туризма;

  интенсивность и масштаб конкуренции;

  состояние коммуникационных сетей (возможности использо­вания Интернета, других альтернативных способов связи);

  возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами турист­ского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

  период времени, требующийся для продвижения новинок ком­пьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновацион­ные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:

  политика и стратегия туристской компании;

  наличие в коллективе работника-инициатора;

  безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;

  всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;

  использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;

  наличие специализированного подразделения по реализации  новшеств;

  необходимый уровень финансовых возможностей;

  развитые коммуникационные системы;

  организационно-техническая готовность к реализации новшества.

При разработке нового или усовершенствованного туристско­го продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.

В качестве примера возьмем анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) развитию туризма во Вла­димире, проведенный в 1999 г. фирмой Ernst & Young.

     Сильные стороны (Strengths)                                               Слабые стороны (Weaknesses)

Достопримечательности    —          Неразвитость инфраструктуры туризма.

 Объекты мирового наследия, внесен-          Плохое качество гостинниц  и низкий уро-

ные в список  ЮНЕСКО.   вень услуг.

 Уникальные музеи.Владимиро-Суздальс-  Недостаточная оснащенность для обслу-

кий музей-заповедник в 1988 г. Удостоен    живания иностранных туристов.

диплома ''Особая похвала-признание'',во-    Проблемы транспортного обслуживания

шел в число 10 лучших музеев Европы.       туристов.Отсутствие средств на реконс-            Сильные музыкальные традиции,ремесла                       трукцию исторического  ядра города.

                                                                                            Отсутствие стратегии продвижения  Вла-

                димира как туристского центра.

.               Плохое состояние дорог,  улиц , парков низ-

                кий уровень благоустройства иторического

фольклор.             ядра.

 Золотое Кольцо –известная торговая мар- Нет туристского путеводителя по городу и

 ка.Поддержка со стороны администрации информационных  центров.

города ,крепкие международные связи.

 Близость к Москве,являющейся крупней-

шим источником туристских потоков.

 Суздаль, отмеченный ЮНЕСКО как выда-

ющийся туристический объект, расположен

 в 30 км от Владимира.

 Отремонтирована автомобильная дорога

 Москва-Владимир,пущен скоростной

 електропоезд.

  Квалифицированные  кадры.

       Возможности (Opportunities)   Опасности( Troubles)

 Развитие туризма во Владимире на осно-   Конкуренция со стороны других городов

 ве исторических, религиозных и природных              Центральной  России.

 достопримечательностей является потенци-              Недостаток информации о городе приво-

                дит к отвлечению  внимания потенциаль-

ально крупным источником доходов для го-              ных туристов.

рода и может существенно улучшить его   Недостаток собственных финансовых ре-

 репутацию.         сурсов, направляемых на ремонт  досто-.

 Развитие туризма может  инициировать     примечательностей.

экономическое развитие города.   Разрушение исторического наследия.

  Проведение  фестивалей, ярмарок, кон-

ференций и спортивных мероприятий.   

.   Продвижение города и привлечение

городов-партнеров, расширение сотруд-

ничества Владимира и соседних городов

в развитии туризма.

  Использование природного потенциала

региона.

  Установление контактов с туристически-

 ми агенствами России, СНГ и других стран.

   Привлечение инвестиций малого и сред-

Него бизнеса в туристическую индустрию.                           

Этот анализ способствовал разработке и утверждению муни­ципальной целевой программы развития туризма во Владимире на 2001-2005 гг.

Одним из примеров целенаправленной инновационной дея­тельности может служить компания «Капитал Тур», организован­ная в середине 2003 г.

«Капитал Тур» не занимается продажей своих туров на рынке индивидуальным клиентам. Она является туроператором, поэтому сотрудничает с розничными компаниями. «Капитал Тур» зараба­тывает, создавая новые возможности для развития бизнеса своих региональных партнеров и даже конкурентов.

Продвигая и популяризируя свой бренд, компания руковод­ствуется оптимальным балансом трех показателей: цена — каче­ство — ассортимент.

Отказавшись от практики уполномоченных агентств, «Капи­тал Тур» открыл за пределами Москвы собственные представи­тельства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Саратов), кото­рые обеспечивают информационную и рекламную поддержку мест­ных агентств, консультируют их по всем вопросам продаж, организуют обучающие программы, упрощают взаиморасчеты и об­мен документами между компанией и ее партнерами.

Ближайшие цели компании — освоение региональных рынков высокими темпами. С учетом того, что региональные компании интересует не только широкая география поездок, но и комплек­тация предлагаемого продукта (одним нужны программы с выле­тами из Москвы, другим — только наземное обслуживание без услуг перевозки, третьи хотят включить в пакет туристских услуг местную авиаперевозку), «Капитал Тур» активно использует раз­личные инновации.

На массовых направлениях туризма с зарубежными принима­ющими структурами создаются совместные предприятия. В Тур­ции создано такое предприятие с управляющей компанией по услугам онлайнового размещения Hotelbeds, которое входит в груп­пу First Choice Holidays PLC и имеет сильные позиции на всех курортах страны. В результате «Капитал Тур» получил на рынке Турции значительные конкурентные преимущества: специальные тарифы, возможность оперативно увеличивать квоты мест, вклю­чать в предложения новые отели. В Тунисе в совместное предпри­ятие «Капитал Тур Тунис» вошла компания Aquasun, которая имеет собственный автопарк (автобусы, микроавтобусы, легковые ма­шины), штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные кон­тракты с гостиничной сетью Iberostar Occidental.

Кроме новых возможностей в секторе массовых поездок, «Ка­питал Тур» обеспечивает партнерам доступ в еще слабо освоен­ную в регионах нишу делового туризма. Это обеспечивается путем подключения к международной системе бронирования, осуще­ствляемой Gullivers Travel Agency по специальным тарифам, ко­торые обычно на 30—45 % ниже тарифов, объявленных публично. Особое внимание обращает на себя совместный проект «Капи­тал Тур» с Транспортной клиринговой палатой (ТКП). В октябре 2004 г. «Капитал Тур» интегрировал свою базу данных в распреде­лительную систему, через которую ТКП бронирует билеты для перевозки пассажиров на 130 авиакомпаниях России и стран СНГ. В результате все профессиональные компании, занимающиеся продажей билетов, получили доступ к продукту «Капитал Тур» в режиме реального времени. Речь идет о внедрении на российский рынок системы complete travel service, когда розничным компа­ниям предлагается полный спектр туристского продукта — от бро­нирования перевозок до продажи пакета услуг. Эта система позво­ляет использовать для бронирования пакетов специальный канал связи, что явится альтернативой глобальной распределительной сети в тех городах, где есть сложности с Интернетом.

Стыковку ресурсов ТКП и «Капитал Тур» проводила компа­ния «Мегатек», что позволило 5 000 аккредитованным агентам ТКП (более 11 тыс. точек продаж по России) бронировать продукты

туристской компании в режиме реального времени и выдавать туристам подтверждение на бланках ТКП. Это удобно для безви­зовых направлений — турист приходит в агентство только один раз, а пакет документов на поездку получает в аэропорту.

Механизм реализации нововведений зависит от вида иннова­ций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (про­граммисты, специалисты по обслуживанию системы бронирова­ния), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также на качество пользования, безус­ловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие фи­лиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализа­ции нововведений для фирм — разработчиков технологий пред­полагает наличие программы выхода инноваций на рынок, т. е. их оформление в патентной форме и получение лицензии.

Для туристских фирм-пользователей экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; по­вышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов.

Для анализа эффективности внедрения инноваций в турист­ской фирме используются как общие методы оценки эффектив­ности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной деятельности спо­собствует повышению экономической эффективности.

Контрольные вопросы

1. Назовите инновационные цели компании и средства их достижения.

2. Охарактеризуйте динамическое моделирование бизнеса.

3. Кто заинтересован в проведении инноваций? Дайте характеристику внешних и внутренних заинтересованных лиц.

4.  Перечислите основные нелинейные механизмы, влияющие на ин­новационные процессы.

5.  Как «петли взаимного усиления» влияют на развитие туризма?

6.  Пути привлечения сотрудников компании к участию в инноваци­онных процессах.

7.  Управление знаниями как новое направление в схеме руководства компаниями.

8. Комплексный подход к планированию внедрений новшеств в компании.

9. Назовите способы создания новшеств. Использование латерального маркетинга в туристской деятельности.

10. Дайте характеристику компаний по типу инновационного поведения.

11.  Какими характерными чертами отличается инновационная дея­тельность в туристской компании?

 

На развитие инновационной деятельности туристских компа­ний оказывают влияние следующие факторы:

  экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

  политические, правовые (политическая нестабильность, кри­миногенная обстановка, ограничения, вводимые законодатель­ным путем);

  организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласо­вания интересов участников инновационных процессов, преоб­ладание вертикальных потоков информации);

  социально-психологические и культурные (сопротивление нов­шествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопреде­ленности).

Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятель­ности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При анализе состояния внешней среды особое внимание сле­дует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

  общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность насе­ления;

  действия исполнительных органов власти по поддержке разви­тия туризма, требования законодательного и регулирующего ха­рактера как общегосударственного, так и регионального значе­ния, касающиеся туризма;

  интенсивность и масштаб конкуренции;

  состояние коммуникационных сетей (возможности использо­вания Интернета, других альтернативных способов связи);

  возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами турист­ского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

  период времени, требующийся для продвижения новинок ком­пьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновацион­ные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:

  политика и стратегия туристской компании;

  наличие в коллективе работника-инициатора;

  безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;

  всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;

  использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;

  наличие специализированного подразделения по реализации  новшеств;

  необходимый уровень финансовых возможностей;

  развитые коммуникационные системы;

  организационно-техническая готовность к реализации новшества.

При разработке нового или усовершенствованного туристско­го продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.

В качестве примера возьмем анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) развитию туризма во Вла­димире, проведенный в 1999 г. фирмой Ernst & Young.

     Сильные стороны (Strengths)                                               Слабые стороны (Weaknesses)

Достопримечательности    —          Неразвитость инфраструктуры туризма.

 Объекты мирового наследия, внесен-          Плохое качество гостинниц  и низкий уро-

ные в список  ЮНЕСКО.   вень услуг.

 Уникальные музеи.Владимиро-Суздальс-  Недостаточная оснащенность для обслу-

кий музей-заповедник в 1988 г. Удостоен    живания иностранных туристов.

диплома ''Особая похвала-признание'',во-    Проблемы транспортного обслуживания

шел в число 10 лучших музеев Европы.       туристов.Отсутствие средств на реконс-            Сильные музыкальные традиции,ремесла                       трукцию исторического  ядра города.

                                                                                            Отсутствие стратегии продвижения  Вла-

                димира как туристского центра.

.               Плохое состояние дорог,  улиц , парков низ-

                кий уровень благоустройства иторического

фольклор.             ядра.

 Золотое Кольцо –известная торговая мар- Нет туристского путеводителя по городу и

 ка.Поддержка со стороны администрации информационных  центров.

города ,крепкие международные связи.

 Близость к Москве,являющейся крупней-

шим источником туристских потоков.

 Суздаль, отмеченный ЮНЕСКО как выда-

ющийся туристический объект, расположен

 в 30 км от Владимира.

 Отремонтирована автомобильная дорога

 Москва-Владимир,пущен скоростной

 електропоезд.

  Квалифицированные  кадры.

       Возможности (Opportunities)   Опасности( Troubles)

 Развитие туризма во Владимире на осно-   Конкуренция со стороны других городов

 ве исторических, религиозных и природных              Центральной  России.

 достопримечательностей является потенци-              Недостаток информации о городе приво-

                дит к отвлечению  внимания потенциаль-

ально крупным источником доходов для го-              ных туристов.

рода и может существенно улучшить его   Недостаток собственных финансовых ре-

 репутацию.         сурсов, направляемых на ремонт  досто-.

 Развитие туризма может  инициировать     примечательностей.

экономическое развитие города.   Разрушение исторического наследия.

  Проведение  фестивалей, ярмарок, кон-

ференций и спортивных мероприятий.   

.   Продвижение города и привлечение

городов-партнеров, расширение сотруд-

ничества Владимира и соседних городов

в развитии туризма.

  Использование природного потенциала

региона.

  Установление контактов с туристически-

 ми агенствами России, СНГ и других стран.

   Привлечение инвестиций малого и сред-

Него бизнеса в туристическую индустрию.                           

Этот анализ способствовал разработке и утверждению муни­ципальной целевой программы развития туризма во Владимире на 2001-2005 гг.

Одним из примеров целенаправленной инновационной дея­тельности может служить компания «Капитал Тур», организован­ная в середине 2003 г.

«Капитал Тур» не занимается продажей своих туров на рынке индивидуальным клиентам. Она является туроператором, поэтому сотрудничает с розничными компаниями. «Капитал Тур» зараба­тывает, создавая новые возможности для развития бизнеса своих региональных партнеров и даже конкурентов.

Продвигая и популяризируя свой бренд, компания руковод­ствуется оптимальным балансом трех показателей: цена — каче­ство — ассортимент.

Отказавшись от практики уполномоченных агентств, «Капи­тал Тур» открыл за пределами Москвы собственные представи­тельства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Саратов), кото­рые обеспечивают информационную и рекламную поддержку мест­ных агентств, консультируют их по всем вопросам продаж, организуют обучающие программы, упрощают взаиморасчеты и об­мен документами между компанией и ее партнерами.

Ближайшие цели компании — освоение региональных рынков высокими темпами. С учетом того, что региональные компании интересует не только широкая география поездок, но и комплек­тация предлагаемого продукта (одним нужны программы с выле­тами из Москвы, другим — только наземное обслуживание без услуг перевозки, третьи хотят включить в пакет туристских услуг местную авиаперевозку), «Капитал Тур» активно использует раз­личные инновации.

На массовых направлениях туризма с зарубежными принима­ющими структурами создаются совместные предприятия. В Тур­ции создано такое предприятие с управляющей компанией по услугам онлайнового размещения Hotelbeds, которое входит в груп­пу First Choice Holidays PLC и имеет сильные позиции на всех курортах страны. В результате «Капитал Тур» получил на рынке Турции значительные конкурентные преимущества: специальные тарифы, возможность оперативно увеличивать квоты мест, вклю­чать в предложения новые отели. В Тунисе в совместное предпри­ятие «Капитал Тур Тунис» вошла компания Aquasun, которая имеет собственный автопарк (автобусы, микроавтобусы, легковые ма­шины), штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные кон­тракты с гостиничной сетью Iberostar Occidental.

Кроме новых возможностей в секторе массовых поездок, «Ка­питал Тур» обеспечивает партнерам доступ в еще слабо освоен­ную в регионах нишу делового туризма. Это обеспечивается путем подключения к международной системе бронирования, осуще­ствляемой Gullivers Travel Agency по специальным тарифам, ко­торые обычно на 30—45 % ниже тарифов, объявленных публично. Особое внимание обращает на себя совместный проект «Капи­тал Тур» с Транспортной клиринговой палатой (ТКП). В октябре 2004 г. «Капитал Тур» интегрировал свою базу данных в распреде­лительную систему, через которую ТКП бронирует билеты для перевозки пассажиров на 130 авиакомпаниях России и стран СНГ. В результате все профессиональные компании, занимающиеся продажей билетов, получили доступ к продукту «Капитал Тур» в режиме реального времени. Речь идет о внедрении на российский рынок системы complete travel service, когда розничным компа­ниям предлагается полный спектр туристского продукта — от бро­нирования перевозок до продажи пакета услуг. Эта система позво­ляет использовать для бронирования пакетов специальный канал связи, что явится альтернативой глобальной распределительной сети в тех городах, где есть сложности с Интернетом.

Стыковку ресурсов ТКП и «Капитал Тур» проводила компа­ния «Мегатек», что позволило 5 000 аккредитованным агентам ТКП (более 11 тыс. точек продаж по России) бронировать продукты

туристской компании в режиме реального времени и выдавать туристам подтверждение на бланках ТКП. Это удобно для безви­зовых направлений — турист приходит в агентство только один раз, а пакет документов на поездку получает в аэропорту.

Механизм реализации нововведений зависит от вида иннова­ций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (про­граммисты, специалисты по обслуживанию системы бронирова­ния), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также на качество пользования, безус­ловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие фи­лиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализа­ции нововведений для фирм — разработчиков технологий пред­полагает наличие программы выхода инноваций на рынок, т. е. их оформление в патентной форме и получение лицензии.

Для туристских фирм-пользователей экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; по­вышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов.

Для анализа эффективности внедрения инноваций в турист­ской фирме используются как общие методы оценки эффектив­ности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной деятельности спо­собствует повышению экономической эффективности.

Контрольные вопросы

1. Назовите инновационные цели компании и средства их достижения.

2. Охарактеризуйте динамическое моделирование бизнеса.

3. Кто заинтересован в проведении инноваций? Дайте характеристику внешних и внутренних заинтересованных лиц.

4.  Перечислите основные нелинейные механизмы, влияющие на ин­новационные процессы.

5.  Как «петли взаимного усиления» влияют на развитие туризма?

6.  Пути привлечения сотрудников компании к участию в инноваци­онных процессах.

7.  Управление знаниями как новое направление в схеме руководства компаниями.

8. Комплексный подход к планированию внедрений новшеств в компании.

9. Назовите способы создания новшеств. Использование латерального маркетинга в туристской деятельности.

10. Дайте характеристику компаний по типу инновационного поведения.

11.  Какими характерными чертами отличается инновационная дея­тельность в туристской компании?