6.1. Человеческий фактор

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Пункт 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации устанавли­вает, что «...каждому гарантируется свобода литературного, худо­жественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется зако­ном». Статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «В случаях и порядке, установленных настоящим Кодек­сом и другими законами, признается исключительное право (ин­теллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуа­лизации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.). Исполь­зование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

Под творчеством, творческим процессом понимают умствен­ный труд, направленный на создание новых вещей, которые ни­когда прежде не существовали. Психологи считают, что творче­ской личности необходимы воображение, вдохновение, ориги­нальность мышления, умение напряженно работать и размыш­лять, аналитические способности и др. Сегодня творческий по­тенциал человека формируют личные способности, информати­ка, программно-целевые методы и инновационные технологии.

В настоящее время несколько подзабыты уже упоминавшиеся исследования Й.Шумпетера о роли человеческого фактора. Он разработал сложную модель человеческого поведения и считал, что предпринимательская функция выполняется индивидами в определенном общественно-ситуативном контексте. Согласно его социологическому подходу, в рамках институционального инди­видуализма человеческая деятельность частично ограничена и ча­стично свободна.

При разработке новых видов продукта и бизнеса их институци­ональными правами являются патенты, предоставляющие соб­ственнику монополию на коммерциализацию определенной тех­нологии в определенной области в течение установленного вре­мени. Другие права на интеллектуальную собственность связаны с авторством и его разновидностями.

Питер Ф.Друкер пришел к заключению: «Работники умствен­ного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове. Это абсолютно «пор­тативный» и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Посколь­ку работники умственного труда владеют своими средствами про­изводства, они очень мобильны. Фигурально выражаясь, работ­ники физического труда больше заинтересованы в работе, чем работа в них. Возможно, не обо всех работниках умственного тру­да можно сказать, что они нужны работе больше, чем работа им. Но в подавляющем большинстве случаев взаимоотношения ра­ботников интеллектуального труда с организацией, обеспечива­ющей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени».

По мнению П.Друкера, производительность работников ум­ственного труда определяется шестью факторами: ясностью производственного задания; личной их ответственностью и независимостью; включением инновационной деятельности в умственную рабо­ту и производственное задание;

постоянным приобретением знаний и обучением коллег; качеством умственного труда, а не его количеством; желанием работать на свою организацию и предпочтением этой работы всем другим.

Видимо, последующее развитие цивилизации на нашей плане­те пойдет в интеллектуально-гуманистическом направлении. Это обусловлено ограниченностью материальных и сырьевых ресур­сов Земли для удовлетворения возрастающих потребностей уве­личивающегося населения в условиях экологической безопасности. Существует неразрывная связь инновационных процессов и творчества. Так как знание является основным ресурсом в конку­рентной борьбе, то и обучение, поддерживающее его долгосроч­ную эффективность, превращается в одну из главных забот хо­зяйствующих субъектов.

Новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания и уникальные возможности каждого отдельного работни­ка, получила название «индивидуализированной корпорации». Она действует и развивается, опираясь на творчество одаренных лич­ностей, которым создаются условия для раскрытия и повышения творческого потенциала. В таких корпорациях превалирует обста­новка доверия, исключающая жесткое регламентирование, которое гасит творческие порывы. Дисциплинирующим фактором яв­ляется ответственность творческой личности за свои действия. Рас­ширение круга полномочий и увеличение степени свободы работ­ников порой приводит к отдельным ошибкам, но считается, что издержки этих ошибок меньше просчетов, неизбежных при жест­ком командном управлении.

Пункт 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации устанавли­вает, что «...каждому гарантируется свобода литературного, худо­жественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется зако­ном». Статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «В случаях и порядке, установленных настоящим Кодек­сом и другими законами, признается исключительное право (ин­теллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуа­лизации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.). Исполь­зование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

Под творчеством, творческим процессом понимают умствен­ный труд, направленный на создание новых вещей, которые ни­когда прежде не существовали. Психологи считают, что творче­ской личности необходимы воображение, вдохновение, ориги­нальность мышления, умение напряженно работать и размыш­лять, аналитические способности и др. Сегодня творческий по­тенциал человека формируют личные способности, информати­ка, программно-целевые методы и инновационные технологии.

В настоящее время несколько подзабыты уже упоминавшиеся исследования Й.Шумпетера о роли человеческого фактора. Он разработал сложную модель человеческого поведения и считал, что предпринимательская функция выполняется индивидами в определенном общественно-ситуативном контексте. Согласно его социологическому подходу, в рамках институционального инди­видуализма человеческая деятельность частично ограничена и ча­стично свободна.

При разработке новых видов продукта и бизнеса их институци­ональными правами являются патенты, предоставляющие соб­ственнику монополию на коммерциализацию определенной тех­нологии в определенной области в течение установленного вре­мени. Другие права на интеллектуальную собственность связаны с авторством и его разновидностями.

Питер Ф.Друкер пришел к заключению: «Работники умствен­ного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове. Это абсолютно «пор­тативный» и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Посколь­ку работники умственного труда владеют своими средствами про­изводства, они очень мобильны. Фигурально выражаясь, работ­ники физического труда больше заинтересованы в работе, чем работа в них. Возможно, не обо всех работниках умственного тру­да можно сказать, что они нужны работе больше, чем работа им. Но в подавляющем большинстве случаев взаимоотношения ра­ботников интеллектуального труда с организацией, обеспечива­ющей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени».

По мнению П.Друкера, производительность работников ум­ственного труда определяется шестью факторами: ясностью производственного задания; личной их ответственностью и независимостью; включением инновационной деятельности в умственную рабо­ту и производственное задание;

постоянным приобретением знаний и обучением коллег; качеством умственного труда, а не его количеством; желанием работать на свою организацию и предпочтением этой работы всем другим.

Видимо, последующее развитие цивилизации на нашей плане­те пойдет в интеллектуально-гуманистическом направлении. Это обусловлено ограниченностью материальных и сырьевых ресур­сов Земли для удовлетворения возрастающих потребностей уве­личивающегося населения в условиях экологической безопасности. Существует неразрывная связь инновационных процессов и творчества. Так как знание является основным ресурсом в конку­рентной борьбе, то и обучение, поддерживающее его долгосроч­ную эффективность, превращается в одну из главных забот хо­зяйствующих субъектов.

Новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания и уникальные возможности каждого отдельного работни­ка, получила название «индивидуализированной корпорации». Она действует и развивается, опираясь на творчество одаренных лич­ностей, которым создаются условия для раскрытия и повышения творческого потенциала. В таких корпорациях превалирует обста­новка доверия, исключающая жесткое регламентирование, которое гасит творческие порывы. Дисциплинирующим фактором яв­ляется ответственность творческой личности за свои действия. Рас­ширение круга полномочий и увеличение степени свободы работ­ников порой приводит к отдельным ошибкам, но считается, что издержки этих ошибок меньше просчетов, неизбежных при жест­ком командном управлении.