5.1.1. Цели инновационной деятельности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Развитие любой хозяйственной системы включает инноваци­онные составляющие, преобразующие производственную сферу. К их числу относят технику нового типа, передовые технологии, соответствующие им организацию труда и производства, изменя­ющуюся мотивацию и предпринимательство. Инновационный тип развития хозяйствующих субъектов характеризуется:

  новаторскими стратегическими и тактическими целями;

  использованием новейшей техники и передовых технологий на основе новой организации и мотивации труда;

  ресурсными и организационно-управленческими возможнос­тями.

Инновации — это магистральный путь, обеспечивающий по­стоянный рост и процветание компании. Питер Друкер в книге «Практика менеджмента» отмечает: «Целью любого предприятия является создание потребителя, любое предприятие имеет две (и только эти две) основные функции: маркетинг и инновации».

Маркетинг — это уникальная функция бизнеса. Предприятие может существовать только в такой экономической среде, в кото­рой перемены естественны и желанны. Второй функцией является инновация. Инновацией может быть поиск и внедрение новых применений для привычных продуктов, методов обеспечения сбыта или управления, нововведение в подготовке менеджеров, предо­ставление более качественных и дешевых товаров и услуг.

Инновации касаются всех форм предпринимательской деятель­ности. Это одинаково важно как для промышленных предприя­тий, так и для банка, страховой компании или туристской фир­мы и других организаций.

Определение целей. При определении целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь техноло­гического лидерства, однако всегда сложно определить, что важ­нее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса. Предприниматели ответят на этот вопрос по-разному. Предприя­тие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже су­ществующими и перспективными.

В организационной схеме предприятия инновация не может считаться отдельной от маркетинга функцией. Инновационный процесс распространяется на весь бизнес, на все его функции и виды деятельности, включая и сам маркетинг. Чтобы определить инновационные цели, во-первых, необходимо прогнозировать потребности рынка, во-вторых, учитывать обстоятельства, воз­никающие или могущие возникнуть в связи с технологическим прогрессом во всех сферах бизнеса.

Типичными инновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги; усовершенствование продукта и произ­водственного процесса; внедрение новшеств во всех видах орга­низационной и управленческой деятельности.

Инновации, внедряемые в компании, можно классифициро­вать как организационные, предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; про­дуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; уп­равленческие, требующие совершенствования методов управле­ния компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полез­ностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компа­нии.

Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание страховой компании зависит от введения новых форм страхования, видоизменения существующих и посто­янного поиска лучших и более дешевых способов продавать стра­ховые полисы и улаживать претензии.

Установление инновационных целей необходимо для всех ком­паний независимо от их размера. В небольшой компании проще проанализировать потребности и цели, чем в крупной, однако это не означает, что в малом бизнесе инновационных целей мень­ше — просто их легче установить. Одно из преимуществ неболь­ших компаний — сравнительная простота планирования иннова­ций. Небольшая компания достаточно близка к рынку и поэтому быстрее узнает, какие новые продукты необходимы. Сотрудники таких предприятий внимательно следят за любыми усовершен­ствованиями, которые можно эффективно использовать.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разра­ботать инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

  обеспечение увеличения спроса на продукты и услуги посто­янных и потенциальных клиентов через освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расшире­ние сферы сбыта;

  непрерывное развитие инновационного потенциала предприя­тия (постоянное обучение и самоисследование) и создание усло­вий, необходимых для реализации новшеств;

комплексный подход, когда технические, экономические, со­циальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаим­но продвигают друг друга;

  мобилизация персонала;

  экономическое стимулирование работников;

  учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный эконо­мический эффект от реализации инновации).

Нововведение должно быть ориентировано на более полное удовлетворение потребностей клиентов компании в условиях по­стоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Каждый произво­димый продукт следует рассматривать как объект постоянных из­менений. Однако решение о внедрении инновации не всегда оз­начает ликвидацию старого продукта. Инновацию порождает и стремление продлить жизненный цикл продукта, совершенствуя его характеристики. Такая инновация сводится к модификации или внедрению новой функции уже существующего продукта. При разработке нового или улучшении существующего продукта (ус­луги) главными составляющими элементами являются его пре­имущества по сравнению с аналогичными продуктами и возмож­ными продуктами-заменителями; целевой сегмент рынка; разви­тие и возможные изменения систем сбыта; общие затраты на раз­работку, производство и сбыт.

Эти элементы позволяют оценить коммерческие перспективы разрабатываемых продуктов с разных точек зрения: рыночной (по­требности в новом продукте, уровень конкуренции, степень ста­бильности рынка и глубина его сегментации); товарной (техни­ческие характеристики нового продукта, цена, дизайн, оформле­ние); сбытовой (состояние и возможности существующих систем сбыта, открытие новых каналов продвижения, реклама, совмес­тимость нового продукта с ассортиментом уже производимого); производственной (состояние производственного оборудования, профессионализм и уровень квалификации работников предпри­ятия, ресурсы и материальное обеспечение).

Развитие инновационного потенциала. Предпринимательство неразрывно связано с управлением инновациями и рисками. Ос­новные функции менеджмента (планирование, организация, опе­ративное управление, использование персонала, экономический контроль) должны быть ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. В этом случае можно обеспечить получение устойчивого оптимального размера предприниматель­ского дохода.

Успех инновационного менеджмента предполагает соблюдение определенных принципов. На начальной стадии предпочтительно вкладывать средства в небольшие сконцентрированные проекты, для выполнения которых создаются независимые специальные подразделения. Они обеспечивают формирование и развитие по­стоянной инновационной ориентации работников предприятия, проводят исследования конкурирующих товаров и отраслевых тен­денций их развития, регулярно информируют руководство пред­приятия о перспективах появления новых товаров и услуг на рын­ке, оценивают коммерческие перспективы разрабатываемого но­вого продукта в условиях конкурентной среды.

Успешность инновации во многом зависит от времени выхода на рынок с новым товаром. Совсем небольшое запоздание по срав­нению с соперником или отсутствие рыночной ниши могут при­вести к тому, что ситуация для компании осложнится.

Стремясь к непрерывному совершенствованию, компания осу­ществляет периодические инновации, которые могут давать яв­ные конкурентные преимущества, несмотря на то что они часто сопряжены с большими издержками и значительным риском. Ис­следование рынка здесь особо не поможет. Периодические или прерывистые инновации не всегда способствуют оптимизации производственного процесса, так как они касаются его отдельных стадий. Более того, они могут негативно сказаться на практиче­ских результатах работы не только в кратковременной, но и в долгосрочной перспективе.

Развитие любой хозяйственной системы включает инноваци­онные составляющие, преобразующие производственную сферу. К их числу относят технику нового типа, передовые технологии, соответствующие им организацию труда и производства, изменя­ющуюся мотивацию и предпринимательство. Инновационный тип развития хозяйствующих субъектов характеризуется:

  новаторскими стратегическими и тактическими целями;

  использованием новейшей техники и передовых технологий на основе новой организации и мотивации труда;

  ресурсными и организационно-управленческими возможнос­тями.

Инновации — это магистральный путь, обеспечивающий по­стоянный рост и процветание компании. Питер Друкер в книге «Практика менеджмента» отмечает: «Целью любого предприятия является создание потребителя, любое предприятие имеет две (и только эти две) основные функции: маркетинг и инновации».

Маркетинг — это уникальная функция бизнеса. Предприятие может существовать только в такой экономической среде, в кото­рой перемены естественны и желанны. Второй функцией является инновация. Инновацией может быть поиск и внедрение новых применений для привычных продуктов, методов обеспечения сбыта или управления, нововведение в подготовке менеджеров, предо­ставление более качественных и дешевых товаров и услуг.

Инновации касаются всех форм предпринимательской деятель­ности. Это одинаково важно как для промышленных предприя­тий, так и для банка, страховой компании или туристской фир­мы и других организаций.

Определение целей. При определении целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь техноло­гического лидерства, однако всегда сложно определить, что важ­нее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса. Предприниматели ответят на этот вопрос по-разному. Предприя­тие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже су­ществующими и перспективными.

В организационной схеме предприятия инновация не может считаться отдельной от маркетинга функцией. Инновационный процесс распространяется на весь бизнес, на все его функции и виды деятельности, включая и сам маркетинг. Чтобы определить инновационные цели, во-первых, необходимо прогнозировать потребности рынка, во-вторых, учитывать обстоятельства, воз­никающие или могущие возникнуть в связи с технологическим прогрессом во всех сферах бизнеса.

Типичными инновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги; усовершенствование продукта и произ­водственного процесса; внедрение новшеств во всех видах орга­низационной и управленческой деятельности.

Инновации, внедряемые в компании, можно классифициро­вать как организационные, предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; про­дуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; уп­равленческие, требующие совершенствования методов управле­ния компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полез­ностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компа­нии.

Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание страховой компании зависит от введения новых форм страхования, видоизменения существующих и посто­янного поиска лучших и более дешевых способов продавать стра­ховые полисы и улаживать претензии.

Установление инновационных целей необходимо для всех ком­паний независимо от их размера. В небольшой компании проще проанализировать потребности и цели, чем в крупной, однако это не означает, что в малом бизнесе инновационных целей мень­ше — просто их легче установить. Одно из преимуществ неболь­ших компаний — сравнительная простота планирования иннова­ций. Небольшая компания достаточно близка к рынку и поэтому быстрее узнает, какие новые продукты необходимы. Сотрудники таких предприятий внимательно следят за любыми усовершен­ствованиями, которые можно эффективно использовать.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разра­ботать инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

  обеспечение увеличения спроса на продукты и услуги посто­янных и потенциальных клиентов через освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расшире­ние сферы сбыта;

  непрерывное развитие инновационного потенциала предприя­тия (постоянное обучение и самоисследование) и создание усло­вий, необходимых для реализации новшеств;

комплексный подход, когда технические, экономические, со­циальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаим­но продвигают друг друга;

  мобилизация персонала;

  экономическое стимулирование работников;

  учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный эконо­мический эффект от реализации инновации).

Нововведение должно быть ориентировано на более полное удовлетворение потребностей клиентов компании в условиях по­стоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Каждый произво­димый продукт следует рассматривать как объект постоянных из­менений. Однако решение о внедрении инновации не всегда оз­начает ликвидацию старого продукта. Инновацию порождает и стремление продлить жизненный цикл продукта, совершенствуя его характеристики. Такая инновация сводится к модификации или внедрению новой функции уже существующего продукта. При разработке нового или улучшении существующего продукта (ус­луги) главными составляющими элементами являются его пре­имущества по сравнению с аналогичными продуктами и возмож­ными продуктами-заменителями; целевой сегмент рынка; разви­тие и возможные изменения систем сбыта; общие затраты на раз­работку, производство и сбыт.

Эти элементы позволяют оценить коммерческие перспективы разрабатываемых продуктов с разных точек зрения: рыночной (по­требности в новом продукте, уровень конкуренции, степень ста­бильности рынка и глубина его сегментации); товарной (техни­ческие характеристики нового продукта, цена, дизайн, оформле­ние); сбытовой (состояние и возможности существующих систем сбыта, открытие новых каналов продвижения, реклама, совмес­тимость нового продукта с ассортиментом уже производимого); производственной (состояние производственного оборудования, профессионализм и уровень квалификации работников предпри­ятия, ресурсы и материальное обеспечение).

Развитие инновационного потенциала. Предпринимательство неразрывно связано с управлением инновациями и рисками. Ос­новные функции менеджмента (планирование, организация, опе­ративное управление, использование персонала, экономический контроль) должны быть ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. В этом случае можно обеспечить получение устойчивого оптимального размера предприниматель­ского дохода.

Успех инновационного менеджмента предполагает соблюдение определенных принципов. На начальной стадии предпочтительно вкладывать средства в небольшие сконцентрированные проекты, для выполнения которых создаются независимые специальные подразделения. Они обеспечивают формирование и развитие по­стоянной инновационной ориентации работников предприятия, проводят исследования конкурирующих товаров и отраслевых тен­денций их развития, регулярно информируют руководство пред­приятия о перспективах появления новых товаров и услуг на рын­ке, оценивают коммерческие перспективы разрабатываемого но­вого продукта в условиях конкурентной среды.

Успешность инновации во многом зависит от времени выхода на рынок с новым товаром. Совсем небольшое запоздание по срав­нению с соперником или отсутствие рыночной ниши могут при­вести к тому, что ситуация для компании осложнится.

Стремясь к непрерывному совершенствованию, компания осу­ществляет периодические инновации, которые могут давать яв­ные конкурентные преимущества, несмотря на то что они часто сопряжены с большими издержками и значительным риском. Ис­следование рынка здесь особо не поможет. Периодические или прерывистые инновации не всегда способствуют оптимизации производственного процесса, так как они касаются его отдельных стадий. Более того, они могут негативно сказаться на практиче­ских результатах работы не только в кратковременной, но и в долгосрочной перспективе.