2.1. Содержание понятия «инновация»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Инновации и инновационная деятельность традиционно пред­ставляются как направление научно-технического прогресса (вы­сокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связан­ный с внедрением результатов научных исследований и разрабо­ток в практику. Однако смысл и содержание понятия «иннова­ция» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не толь­ко охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в ка­честве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, тех­нологические процессы, новые услуги и новые подходы к удов­летворению социальных потребностей.

В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» (inno­vation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что иннова­ция — это существенная смена функции производимого, состо­ящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком­бинаций, основанных на использовании новых материалов и ком­понентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

К этому можно добавить, что инновация — это новый про­дукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), кото­рое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потреб­ности и одновременно принести доход предпринимателю.

Факторы, определяющие инновационное развитие:

  рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);

среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

  кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

  ресурсы (природные, производственные, финансовые, науч­но-технические, технологические, инфраструктура).

Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним отно­сятся:

усовершенствование или создание новых материалов, обору­дования, технологических процессов, продуктов, услуг и мето­дов, коренным образом изменяющих или существенно улучшаю­щих эффективность экономики;

изменения в социальной структуре для повышения социально­го статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;

модификации сложившейся системы управления, позволяю­щие улучшать деятельность предприятий и организаций и способ­ствующие адаптации к меняющимся условиям.

Все нововведения в технике, технологии, экономике, управ­лении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном со­четании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

Документально оформленный результат исследований, разра­боток или экспериментальных работ по повышению эффективно­сти какой-либо сферы деятельности является новшеством (нова­цией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобре­тает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-техниче­ского или другого вида эффекта, востребованного обществом. Ины­ми словами, инновация — это конкретный результат любой сози­дательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно от­личающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.

Инновации и инновационная деятельность традиционно пред­ставляются как направление научно-технического прогресса (вы­сокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связан­ный с внедрением результатов научных исследований и разрабо­ток в практику. Однако смысл и содержание понятия «иннова­ция» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не толь­ко охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в ка­честве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, тех­нологические процессы, новые услуги и новые подходы к удов­летворению социальных потребностей.

В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» (inno­vation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что иннова­ция — это существенная смена функции производимого, состо­ящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком­бинаций, основанных на использовании новых материалов и ком­понентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

К этому можно добавить, что инновация — это новый про­дукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), кото­рое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потреб­ности и одновременно принести доход предпринимателю.

Факторы, определяющие инновационное развитие:

  рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);

среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

  кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

  ресурсы (природные, производственные, финансовые, науч­но-технические, технологические, инфраструктура).

Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним отно­сятся:

усовершенствование или создание новых материалов, обору­дования, технологических процессов, продуктов, услуг и мето­дов, коренным образом изменяющих или существенно улучшаю­щих эффективность экономики;

изменения в социальной структуре для повышения социально­го статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;

модификации сложившейся системы управления, позволяю­щие улучшать деятельность предприятий и организаций и способ­ствующие адаптации к меняющимся условиям.

Все нововведения в технике, технологии, экономике, управ­лении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном со­четании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

Документально оформленный результат исследований, разра­боток или экспериментальных работ по повышению эффективно­сти какой-либо сферы деятельности является новшеством (нова­цией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобре­тает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-техниче­ского или другого вида эффекта, востребованного обществом. Ины­ми словами, инновация — это конкретный результат любой сози­дательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно от­личающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.