7.1. Правовые акты Российской Федерации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Конституция Российской Федерации закрепляет свободу эко­номической деятельности, права граждан заниматься предприни­мательской деятельностью, защищает частную и иные формы соб­ственности, в том числе интеллектуальную. Другим главным нор­мативно-правовым документом является Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует предпринимательс­кую деятельность, весь комплекс экономических взаимоотноше­ний между хозяйствующими субъектами, а также устанавливает систему правовых гарантий субъектам гражданских отношений.

Инновационная деятельность является составной частью эко­номической жизни страны и регулируется законами и норматив­ными актами, обеспечивающими функционирование экономики (налоговая система, финансовая политика и др.), а также право­выми актами, имеющими непосредственное отношение к инно­вациям.

К таким законам РФ можно отнести:

  О науке и государственной научно-технической политике;

  Об инвестиционной деятельности в РСФСР;

  О финансовой аренде (лизинге) РФ;

  О государственной поддержке малого предпринимательства  РФ;

  О статусе наукограда  РФ;

  Патентный закон;

  О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров;

  О правовой охране топологий интегральных схем;

  О правовой охране программ для электронных вычислитель­ных машин и баз данных;

  Об участии в международном информационном обмене;

  О связи;

  Об информации, информатизации и защите информации;

  Об электронной цифровой подписи;

  О техническом регулировании;

  Об особых экономических зонах в РФ;

  Об авторском праве и смежных правах;

  О защите прав потребителей;

  О средствах массовой информации.

Принят также ряд постановлений Правительства:

  «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. № 65 (с изменениями от 26 октября 2000 г. и от 13 июля 2004 г.);

  «О федеральном Фонде производственных инноваций» от 26 ав­густа 1995 г. № 827 (с изменениями от 10 июля 1998 г.);

  «О создании условий для привлечения инвестиций в иннова­ционную сферу» от 31 марта 1998 г. № 374 (с изменениями от 13 октября 1999 г. № 1156);

  «О федеральной целевой научно-технической программе «Ис­следования и разработки по приоритетным направлениям разви­тия науки и техники на 2002 — 2006 гг.» от 21 августа 2001 г. № 605.

К сожалению, Федеральный закон «Об инновационной дея­тельности и о государственной инновационной политике», при­нятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. в первом чтении, до настоящего времени окончательно не принят.

Далее приведем краткое содержание некоторых названных за­конов, имеющих непосредственное отношение к инновационной деятельности в сфере туризма.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-тех­нической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в редакции от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ) регулирует отношения между субъек­тами научной и (или) научно-технической деятельности и потре­бителями научной и (или) научно-технической продукции (ра­бот, услуг). В законе дается определение научно-исследователь­ской и научно-технической деятельности, устанавливаются пол­номочия органов государственной власти и субъектов РФ в этой области.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в редак­ции от 25 октября 2006 г. № 172-ФЗ, с изменениями от 4 ноября 2006 г. № 188-ФЗ) в текст Закона «О науке и государственной научно-технической политике» были внесены изменения, касаю­щиеся полномочий государственных органов власти. К ним отно­сятся:

  разработка и проведение единой государственной научно-тех­нической политики;

  выбор приоритетных направлений развития науки и техники;

  формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

  финансирование научной и (или) научно-технической деятель­ности за счет средств федерального бюджета;

  установление системы экономических и иных льгот в целях сти­мулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;

  содействие развитию инновационной деятельности субъек­тов РФ;

  организация научно-технического прогнозирования;

  формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг);

  управление государственными научными организациями фе­дерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

  реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными до­говорами;

  охрана прав интеллектуальной собственности;

  формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической инфор­мации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

  установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство РФ определяет полномочия федеральных орга­нов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утвержда­ет федеральные научные и научно-технические программы и про­екты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Уточнены полномочия субъектов РФ (п. 3, ст. 12): «К полномо­чиям государственной власти субъектов Российской Федерации относятся материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-творческой деятельности государственных уч­реждений субъекта Российской Федерации».

Закон уточняет порядок создания различных фондов, связан­ных с осуществлением научно-технической политики. Разрешает­ся создание фондов в форме учреждений, деятельность которых финансируется за счет федерального бюджета и иных источни­ков, не запрещенных законодательством РФ. Могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансиро­вания научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот в федеральных органах исполнительной власти и коммерче­ских организациях.

До сих пор действует Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в редакции от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ). Закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестицион­ной деятельности на территории РФ, предусматривает механиз­мы создания на добровольной основе фондов регионального раз­вития, резервного, инновационного, природоохранных и других  для финансирования научно-технических, экономических, аграр­ных, социальных ситуаций.

Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в редакции от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ) затрагива­ет инновационную деятельность, так как связан с правами про­изводителей и потребителей, порядком информирования о важ­нейших характеристиках продукта, правилами применения дис­танционной торговли и другими правовыми нормами, которые могут применяться при внедрении инновационных продуктов.

При организации инновационной деятельности руководству­ются Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, принятым 27 декабря 2002 г. и вступившим в силу 1 июля 2003 г. Этот закон вводит понятие «техническое регулиро­вание» и устанавливает его принципы.

Техническое регулирование — это правовое регулирование отно­шений в области установления, применения и исполнения обяза­тельных и на добровольной основе требований к продукции, про­цессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Принципы технического регулирования:

  единые правила и требования, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса раз­работчика технического регламента или стандарта, предприни­мателя, выпускающего продукцию, выполняющего работу или оказывающего услугу;

  соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и так­же уровню научно-технического развития;

  независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

  недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

  недопустимость совмещения полномочий органов государствен­ного контроля (надзора) и органов по сертификации.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательно­го характера за исключением случаев, установленных законом (связанных с защитой сведений, составляющих государственную тайну или отнесенных к информации ограниченного доступа).

Помимо общих принципов технического регулирования закон устанавливает нормы принятия технических регламентов, стан­дартов и подтверждения соответствия.

Технический регламент — документ, принимаемый в качестве федерального закона или постановления Правительства РФ, кото­рый устанавливает обязательные для применения и исполнения тре­бования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заб­луждение приобретателей. Что касается туристской сферы, то долж­ны быть приняты общие технические регламенты по вопросам безопасной (в том числе биологической и экологической) экс­плуатации транспортных средств, зданий, строений, сооружений, использования прилегающих к ним территорий. Туристским ком­паниям необходимо знать выдвигаемые техническими регламен­тами требования, чтобы обеспечить выбор объектов для исполь­зования при обслуживании туристов, соблюдать правила их экс­плуатации.

Стандарт — это документ, устанавливающий характеристики продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или ока­зания услуг. Стандарт также может содержать требования к терми­нологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и пра­вилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется на принципах добровольного при­менения стандартов заинтересованными лицами. Эталоном явля­ются международные стандарты, за исключением случаев, если их применение невозможно из-за климатических, географичес­ких, технических, технологических и иных особенностей.

На территории Российской Федерации к документам в облас­ти стандартизации относятся национальные стандарты; правила, нормы и рекомендации стандартизации; применяемые в установ­ленном порядке классификации, общероссийские классификато­ры технико-экономической и социальной информации; стандар­ты организаций.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обществен­ных, научных, саморегулируемых и других, могут разрабатывать­ся и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования про­изводства и обеспечения высокого качества продукции (работ, услуг, инноваций и др.).

Таким образом, согласно закону стандарты переходят в ранг добровольных документов, а полномочия государственных орга­нов ограничиваются рекомендательным характером. Это имеет большое значение для всех участников туристской деятельности, так как все существующие стандарты подлежат переработке в со­ответствии с новой концепцией стандартизации.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отме­ны стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение  экспертизы проекта.

Рис. 7.1. Схема организации подтверждения соответствия

Стандарты туристского обслуживания и предоставления турист­ских услуг должны разрабатываться и применяться на принципах добровольности. При этом любые лица могут выступать разработ­чиками не только стандартов организаций, объединений, ассо­циаций, но и национальных стандартов.

Закон «О техническом регулировании» устанавливает поря­док подтверждения соответствия, схема организации которой приведена на рис. 7.1. Главной целью подтверждения соответствия является документальное удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышение конкурентоспособ­ности продукции на российском и международном рынках.

Подтверждение соответствия на территории Российской Фе­дерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется сер­тификацией по инициативе заявителя на условиях договора меж­ду заявителем и органом по сертификации. Добровольное под­тверждение соответствия распространяется и на сферу туристской деятельности.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в установленных конкретным техническим регламентом случаях.

Федеральный закон «О техническом регулировании» предостав­ляет максимальную свободу действий компаниям в отношении всех потребительских свойств продукции и услуг, обеспечивает полную информированность всех заинтересованных лиц по вопросам, свя­занным с техническим регулированием. При этом повышается уро­вень ответственности производителя, обеспечивается контроль со­ответствия продукции требованиям безопасности.

Конституция Российской Федерации закрепляет свободу эко­номической деятельности, права граждан заниматься предприни­мательской деятельностью, защищает частную и иные формы соб­ственности, в том числе интеллектуальную. Другим главным нор­мативно-правовым документом является Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует предпринимательс­кую деятельность, весь комплекс экономических взаимоотноше­ний между хозяйствующими субъектами, а также устанавливает систему правовых гарантий субъектам гражданских отношений.

Инновационная деятельность является составной частью эко­номической жизни страны и регулируется законами и норматив­ными актами, обеспечивающими функционирование экономики (налоговая система, финансовая политика и др.), а также право­выми актами, имеющими непосредственное отношение к инно­вациям.

К таким законам РФ можно отнести:

  О науке и государственной научно-технической политике;

  Об инвестиционной деятельности в РСФСР;

  О финансовой аренде (лизинге) РФ;

  О государственной поддержке малого предпринимательства  РФ;

  О статусе наукограда  РФ;

  Патентный закон;

  О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров;

  О правовой охране топологий интегральных схем;

  О правовой охране программ для электронных вычислитель­ных машин и баз данных;

  Об участии в международном информационном обмене;

  О связи;

  Об информации, информатизации и защите информации;

  Об электронной цифровой подписи;

  О техническом регулировании;

  Об особых экономических зонах в РФ;

  Об авторском праве и смежных правах;

  О защите прав потребителей;

  О средствах массовой информации.

Принят также ряд постановлений Правительства:

  «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. № 65 (с изменениями от 26 октября 2000 г. и от 13 июля 2004 г.);

  «О федеральном Фонде производственных инноваций» от 26 ав­густа 1995 г. № 827 (с изменениями от 10 июля 1998 г.);

  «О создании условий для привлечения инвестиций в иннова­ционную сферу» от 31 марта 1998 г. № 374 (с изменениями от 13 октября 1999 г. № 1156);

  «О федеральной целевой научно-технической программе «Ис­следования и разработки по приоритетным направлениям разви­тия науки и техники на 2002 — 2006 гг.» от 21 августа 2001 г. № 605.

К сожалению, Федеральный закон «Об инновационной дея­тельности и о государственной инновационной политике», при­нятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. в первом чтении, до настоящего времени окончательно не принят.

Далее приведем краткое содержание некоторых названных за­конов, имеющих непосредственное отношение к инновационной деятельности в сфере туризма.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-тех­нической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в редакции от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ) регулирует отношения между субъек­тами научной и (или) научно-технической деятельности и потре­бителями научной и (или) научно-технической продукции (ра­бот, услуг). В законе дается определение научно-исследователь­ской и научно-технической деятельности, устанавливаются пол­номочия органов государственной власти и субъектов РФ в этой области.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в редак­ции от 25 октября 2006 г. № 172-ФЗ, с изменениями от 4 ноября 2006 г. № 188-ФЗ) в текст Закона «О науке и государственной научно-технической политике» были внесены изменения, касаю­щиеся полномочий государственных органов власти. К ним отно­сятся:

  разработка и проведение единой государственной научно-тех­нической политики;

  выбор приоритетных направлений развития науки и техники;

  формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

  финансирование научной и (или) научно-технической деятель­ности за счет средств федерального бюджета;

  установление системы экономических и иных льгот в целях сти­мулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;

  содействие развитию инновационной деятельности субъек­тов РФ;

  организация научно-технического прогнозирования;

  формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг);

  управление государственными научными организациями фе­дерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

  реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными до­говорами;

  охрана прав интеллектуальной собственности;

  формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической инфор­мации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

  установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство РФ определяет полномочия федеральных орга­нов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утвержда­ет федеральные научные и научно-технические программы и про­екты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Уточнены полномочия субъектов РФ (п. 3, ст. 12): «К полномо­чиям государственной власти субъектов Российской Федерации относятся материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-творческой деятельности государственных уч­реждений субъекта Российской Федерации».

Закон уточняет порядок создания различных фондов, связан­ных с осуществлением научно-технической политики. Разрешает­ся создание фондов в форме учреждений, деятельность которых финансируется за счет федерального бюджета и иных источни­ков, не запрещенных законодательством РФ. Могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды финансиро­вания научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот в федеральных органах исполнительной власти и коммерче­ских организациях.

До сих пор действует Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в редакции от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ). Закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестицион­ной деятельности на территории РФ, предусматривает механиз­мы создания на добровольной основе фондов регионального раз­вития, резервного, инновационного, природоохранных и других  для финансирования научно-технических, экономических, аграр­ных, социальных ситуаций.

Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в редакции от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ) затрагива­ет инновационную деятельность, так как связан с правами про­изводителей и потребителей, порядком информирования о важ­нейших характеристиках продукта, правилами применения дис­танционной торговли и другими правовыми нормами, которые могут применяться при внедрении инновационных продуктов.

При организации инновационной деятельности руководству­ются Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, принятым 27 декабря 2002 г. и вступившим в силу 1 июля 2003 г. Этот закон вводит понятие «техническое регулиро­вание» и устанавливает его принципы.

Техническое регулирование — это правовое регулирование отно­шений в области установления, применения и исполнения обяза­тельных и на добровольной основе требований к продукции, про­цессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Принципы технического регулирования:

  единые правила и требования, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса раз­работчика технического регламента или стандарта, предприни­мателя, выпускающего продукцию, выполняющего работу или оказывающего услугу;

  соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и так­же уровню научно-технического развития;

  независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

  недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

  недопустимость совмещения полномочий органов государствен­ного контроля (надзора) и органов по сертификации.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательно­го характера за исключением случаев, установленных законом (связанных с защитой сведений, составляющих государственную тайну или отнесенных к информации ограниченного доступа).

Помимо общих принципов технического регулирования закон устанавливает нормы принятия технических регламентов, стан­дартов и подтверждения соответствия.

Технический регламент — документ, принимаемый в качестве федерального закона или постановления Правительства РФ, кото­рый устанавливает обязательные для применения и исполнения тре­бования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заб­луждение приобретателей. Что касается туристской сферы, то долж­ны быть приняты общие технические регламенты по вопросам безопасной (в том числе биологической и экологической) экс­плуатации транспортных средств, зданий, строений, сооружений, использования прилегающих к ним территорий. Туристским ком­паниям необходимо знать выдвигаемые техническими регламен­тами требования, чтобы обеспечить выбор объектов для исполь­зования при обслуживании туристов, соблюдать правила их экс­плуатации.

Стандарт — это документ, устанавливающий характеристики продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или ока­зания услуг. Стандарт также может содержать требования к терми­нологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и пра­вилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется на принципах добровольного при­менения стандартов заинтересованными лицами. Эталоном явля­ются международные стандарты, за исключением случаев, если их применение невозможно из-за климатических, географичес­ких, технических, технологических и иных особенностей.

На территории Российской Федерации к документам в облас­ти стандартизации относятся национальные стандарты; правила, нормы и рекомендации стандартизации; применяемые в установ­ленном порядке классификации, общероссийские классификато­ры технико-экономической и социальной информации; стандар­ты организаций.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обществен­ных, научных, саморегулируемых и других, могут разрабатывать­ся и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования про­изводства и обеспечения высокого качества продукции (работ, услуг, инноваций и др.).

Таким образом, согласно закону стандарты переходят в ранг добровольных документов, а полномочия государственных орга­нов ограничиваются рекомендательным характером. Это имеет большое значение для всех участников туристской деятельности, так как все существующие стандарты подлежат переработке в со­ответствии с новой концепцией стандартизации.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отме­ны стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение  экспертизы проекта.

Рис. 7.1. Схема организации подтверждения соответствия

Стандарты туристского обслуживания и предоставления турист­ских услуг должны разрабатываться и применяться на принципах добровольности. При этом любые лица могут выступать разработ­чиками не только стандартов организаций, объединений, ассо­циаций, но и национальных стандартов.

Закон «О техническом регулировании» устанавливает поря­док подтверждения соответствия, схема организации которой приведена на рис. 7.1. Главной целью подтверждения соответствия является документальное удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышение конкурентоспособ­ности продукции на российском и международном рынках.

Подтверждение соответствия на территории Российской Фе­дерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется сер­тификацией по инициативе заявителя на условиях договора меж­ду заявителем и органом по сертификации. Добровольное под­тверждение соответствия распространяется и на сферу туристской деятельности.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в установленных конкретным техническим регламентом случаях.

Федеральный закон «О техническом регулировании» предостав­ляет максимальную свободу действий компаниям в отношении всех потребительских свойств продукции и услуг, обеспечивает полную информированность всех заинтересованных лиц по вопросам, свя­занным с техническим регулированием. При этом повышается уро­вень ответственности производителя, обеспечивается контроль со­ответствия продукции требованиям безопасности.