3.1. Национальная инновационная система
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
Многие страны используют инновационную активность как главный фактор экономического роста. Сравнительно недавно появилась концепция национальных инновационных систем (НИС). Это совокупность взаимодействия государственных, частных, общественных организаций и структур, в рамках которой осуществляется деятельность по созданию, развитию, сохранению, распространению новых знаний и преобразованию их в технологии, продукты и услуги.
JB НИС входят научно-производственные структуры: университеты, государственные научные учреждения, лаборатории, технопарки, инкубаторы, а также мелкие и крупные производственные и исследовательские компании.
Наука является стратегическим ресурсом и инструментом инноваций. Она становится органичным элементом происходящих в государстве, экономических отраслях, крупных корпорациях и мелких компаниях экономических процессов.
В наиболее простой модели взаимодействия элементов НИС роль государства состоит в содействии производству фундаментальных знаний и комплексу технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности частных компаний.
Роль частного сектора заключается не только в использовании фундаментальных знаний и создании технологий на основе собственных исследований и разработок, но и в рыночном освоении инноваций, их коммерциализации.
Таким образом, в НИС сочетаются исследовательская среда, предпринимательская среда и механизм их полномасштабного взаимодействия.
Исследовательская среда обладает высокой квалификацией, творческим духом, стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой.
Рис. 3.1. Схема национальной инновационной системы
Предпринимательская среда стимулирует инновации, стратегическое мышление, стремление к обучению, адсорбции и применению знаний.
Механизм взаимодействия исследовательской и предпринимательской сред обеспечивает, с одной стороны, передачу знаний, их распределение и трансформацию в технологии, а с другой стороны, ориентацию на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства. Схема НИС представлена на рис. 3.1.
Развитие национального инновационного механизма — масштабная и сложнейшая задача, решить которую невозможно без хорошо продуманных и согласованных эффективных действий со стороны государства, экономического и научного сообщества.
Приоритет государственной политики в отношении развития НИС вывел многие страны в число лидеров по ряду принципиально важных сегодня направлений.
Для сравнения уровня развития инновационных систем и координации усилий стран по единому подходу к стандартизации статистики науки и инноваций в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была разработана серия методологических руководств, так называемая «Семья Фраскати», в том числе «Руководство Осло» (1992), ставшее главным международным стандартом в данной области.
Многие страны используют инновационную активность как главный фактор экономического роста. Сравнительно недавно появилась концепция национальных инновационных систем (НИС). Это совокупность взаимодействия государственных, частных, общественных организаций и структур, в рамках которой осуществляется деятельность по созданию, развитию, сохранению, распространению новых знаний и преобразованию их в технологии, продукты и услуги.
JB НИС входят научно-производственные структуры: университеты, государственные научные учреждения, лаборатории, технопарки, инкубаторы, а также мелкие и крупные производственные и исследовательские компании.
Наука является стратегическим ресурсом и инструментом инноваций. Она становится органичным элементом происходящих в государстве, экономических отраслях, крупных корпорациях и мелких компаниях экономических процессов.
В наиболее простой модели взаимодействия элементов НИС роль государства состоит в содействии производству фундаментальных знаний и комплексу технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности частных компаний.
Роль частного сектора заключается не только в использовании фундаментальных знаний и создании технологий на основе собственных исследований и разработок, но и в рыночном освоении инноваций, их коммерциализации.
Таким образом, в НИС сочетаются исследовательская среда, предпринимательская среда и механизм их полномасштабного взаимодействия.
Исследовательская среда обладает высокой квалификацией, творческим духом, стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой.
Рис. 3.1. Схема национальной инновационной системы
Предпринимательская среда стимулирует инновации, стратегическое мышление, стремление к обучению, адсорбции и применению знаний.
Механизм взаимодействия исследовательской и предпринимательской сред обеспечивает, с одной стороны, передачу знаний, их распределение и трансформацию в технологии, а с другой стороны, ориентацию на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства. Схема НИС представлена на рис. 3.1.
Развитие национального инновационного механизма — масштабная и сложнейшая задача, решить которую невозможно без хорошо продуманных и согласованных эффективных действий со стороны государства, экономического и научного сообщества.
Приоритет государственной политики в отношении развития НИС вывел многие страны в число лидеров по ряду принципиально важных сегодня направлений.
Для сравнения уровня развития инновационных систем и координации усилий стран по единому подходу к стандартизации статистики науки и инноваций в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была разработана серия методологических руководств, так называемая «Семья Фраскати», в том числе «Руководство Осло» (1992), ставшее главным международным стандартом в данной области.