1.1. Экономическое развитие общества

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

и предпринимательской деятельности

Возникновение и сущность предпринимательства

Чтобы понимать настоящее, необходимо изучать прошлое. Для ответа на вопрос, откуда появилось предпринимательство, при­дется обратиться к истории развития человечества.

Люди всегда стремились понять окружающий мир и использо­вать результаты полученных знаний для создания новых, более благоприятных условий существования. Чтобы выжить, люди при­спосабливались к изменяющимся условиям обитания. Обычно выживают более предприимчивые особи, не теряющиеся, если нарушается привычный жизненный уклад, — они ищут выход из сложившейся ситуации и находят его.

Предприимчивым считают находчивого, изобретательного и практичного человека, умеющего найти выход из создавшегося критического положения. Он отказывается от повторения привыч­ных действий, проявляет инициативу, использует нечто новое, ранее не применявшееся. Положительного результата в своей дея­тельности добивается человек, обладающий умом, решительнос­тью, способностью рисковать.

Предприимчивость способствовала накоплению новых навы­ков и приспособлению к изменившимся условиям существования. В хозяйственной деятельности предприимчивость обычно называ­ют предпринимательством.

В своем «Словаре русского языка» известный языковед и лек­сиколог С.И.Ожегов (1900—1964) определяет предпринимателя как дельца. Делец, по его мнению, это человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своеко­рыстных целей. Предпринимательская деятельность в разные эпо­хи проявлялась по-разному, но всегда служила развитию челове­ческой цивилизации.

Первоначально все функции предпринимательской деятель­ности осуществлялись одним лицом — купцом или ремесленни­ком. Он сам определял, что покупать или изготовлять, на свои деньги производил или покупал товар и занимался его реализацией. Купцам приходилось решать, где, когда и какой товар кому продавать, как его доставить в целости и сохранности к месту продажи. Чтобы увеличить доход, ремесленники улучшали тех­нологию изготовления изделий, обновляли их, расширяли про­изводство.

Изменения, происходившие в человеческом обществе, отра­жались и на предпринимательской деятельности. В X—XIII вв. про­исходит отделение собственников товаров от продавцов. В XVII в. появилось понятие «риск» — категория, непосредственно связан­ная с предпринимательством. Предпринимателем стали называть человека, заключающего с государством контракт на выполнение каких-либо работ, стоимость была оговорена заранее. Если пред­приниматель укладывался в меньшую сумму, то разница достава­лась ему, а в случае превышения согласованной стоимости — раз­ница оплачивалась им из собственного кармана.

До конца 1940-х гг. предпринимателем называли человека, ко­торый и владел, и управлял предприятием. Позже в категорию предпринимателей стали включать и лиц, которые управляли не принадлежавшим им имуществом и состояли как на частной, так и на государственной службе.

Предпринимательство — это проявление предприимчивости в коммерческой или административной области независимо от сферы бизнеса. Оказалось, что в некоторых людях природой заложены такие задатки, которые делают их предприимчивее других. Кроме того, в определенные периоды жизни люди ведут себя более ак­тивно, чем это обычно им свойственно. Причем предприимчи­вость часто проявляют люди консервативного склада, противо­стоящие переменам.

Проблема сущности и роли предпринимательства в развитии экономики уже многие годы привлекает к себе внимание и сти­мулирует интерес к изучению этого явления и его теоретическому обоснованию.

Родоначальником термина «предпринимательство» и серьезных теоретических исследований в этой области стал английский эко­номист и банкир Ричард Кантильон (1680—1734). Он считал зем­лю и труд источниками богатства, определяющими действитель­ную стоимость экономических благ. К предпринимателям Канти­льон относил тех, кто предполагал получить (и получал) при­быль, покупая вещь по известной цене и рассчитывая в будущем продать ее по более высокой, но неизвестной на момент покупки. Он утверждал, что предприниматель должен обладать даром пред­видения, ответственностью, склонностью к нововведениям и спо­собностью рисковать.

Французский экономист Ж.Б.Сей (1767—1832) считал, что предпринимательская деятельность представляет собой соеди­нение факторов производства, творческих и управленческих способностей, направленных на извлечение прибыли из посредни­чества.

Предпринимательство включает организационные действия, инициирование изменений и получение денежных доходов как цель и критерий успеха.

В соответствии с производственными процессами различают следующие основные виды предпринимательства: производствен­ное, коммерческое, финансовое и консалтинговое.

Производственное предпринимательство является самым слож­ным видом бизнеса, оно включает материальное производство, деятельность по оказанию услуг, информационному обеспечению, созданию духовных ценностей.

В коммерческом предпринимательстве бизнесмен осуществляет торговые операции, оказывает торгово-посреднические услуги, выступает в роли брокера, маклера, торгового агента.

Финансовое предпринимательство связано с проведением раз­личного рода коммерческих операций на финансовых рынках и деятельностью в области страхования и аудита.

Консалтинговое предпринимательство развивается в сфере ус­луг и заключается в инициативной деятельности по управленче­скому консультированию.

В.М.Аньшин и В. А. Колоколов считают, что любой предпри­нимательский процесс реализуется шестью субъектами: предпри­нимателем, собственником, менеджером, генератором идей, ис­полнителем, потребителем. Они выделяют в предпринимательской деятельности шесть обобщенных взаимосвязанных функций:

выявление потребностей и обоснование способов их удовлет­ворения посредством поиска новой предпринимательской идеи и создание структуры для ее реализации; генерацию идей и создание новаций; предоставление ресурсов;

управление организованными предпринимательскими структу­рами;

выполнение конкретных работ по реализации предпринима­тельского замысла;

принятие (полное или частичное) или непринятие по разным причинам нового блага, созданного в процессе предприниматель­ской деятельности.

Иногда эти функции совмещаются. Примером совмещения пер­вых двух функций в одном лице могут служить Г. Форд, Т. Эди­сон, Г. Маркони, которые создавали предпринимательские струк­туры для реализации собственных технических идей.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на систе­матическое получение доходов или прибыли.

и предпринимательской деятельности

Возникновение и сущность предпринимательства

Чтобы понимать настоящее, необходимо изучать прошлое. Для ответа на вопрос, откуда появилось предпринимательство, при­дется обратиться к истории развития человечества.

Люди всегда стремились понять окружающий мир и использо­вать результаты полученных знаний для создания новых, более благоприятных условий существования. Чтобы выжить, люди при­спосабливались к изменяющимся условиям обитания. Обычно выживают более предприимчивые особи, не теряющиеся, если нарушается привычный жизненный уклад, — они ищут выход из сложившейся ситуации и находят его.

Предприимчивым считают находчивого, изобретательного и практичного человека, умеющего найти выход из создавшегося критического положения. Он отказывается от повторения привыч­ных действий, проявляет инициативу, использует нечто новое, ранее не применявшееся. Положительного результата в своей дея­тельности добивается человек, обладающий умом, решительнос­тью, способностью рисковать.

Предприимчивость способствовала накоплению новых навы­ков и приспособлению к изменившимся условиям существования. В хозяйственной деятельности предприимчивость обычно называ­ют предпринимательством.

В своем «Словаре русского языка» известный языковед и лек­сиколог С.И.Ожегов (1900—1964) определяет предпринимателя как дельца. Делец, по его мнению, это человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своеко­рыстных целей. Предпринимательская деятельность в разные эпо­хи проявлялась по-разному, но всегда служила развитию челове­ческой цивилизации.

Первоначально все функции предпринимательской деятель­ности осуществлялись одним лицом — купцом или ремесленни­ком. Он сам определял, что покупать или изготовлять, на свои деньги производил или покупал товар и занимался его реализацией. Купцам приходилось решать, где, когда и какой товар кому продавать, как его доставить в целости и сохранности к месту продажи. Чтобы увеличить доход, ремесленники улучшали тех­нологию изготовления изделий, обновляли их, расширяли про­изводство.

Изменения, происходившие в человеческом обществе, отра­жались и на предпринимательской деятельности. В X—XIII вв. про­исходит отделение собственников товаров от продавцов. В XVII в. появилось понятие «риск» — категория, непосредственно связан­ная с предпринимательством. Предпринимателем стали называть человека, заключающего с государством контракт на выполнение каких-либо работ, стоимость была оговорена заранее. Если пред­приниматель укладывался в меньшую сумму, то разница достава­лась ему, а в случае превышения согласованной стоимости — раз­ница оплачивалась им из собственного кармана.

До конца 1940-х гг. предпринимателем называли человека, ко­торый и владел, и управлял предприятием. Позже в категорию предпринимателей стали включать и лиц, которые управляли не принадлежавшим им имуществом и состояли как на частной, так и на государственной службе.

Предпринимательство — это проявление предприимчивости в коммерческой или административной области независимо от сферы бизнеса. Оказалось, что в некоторых людях природой заложены такие задатки, которые делают их предприимчивее других. Кроме того, в определенные периоды жизни люди ведут себя более ак­тивно, чем это обычно им свойственно. Причем предприимчи­вость часто проявляют люди консервативного склада, противо­стоящие переменам.

Проблема сущности и роли предпринимательства в развитии экономики уже многие годы привлекает к себе внимание и сти­мулирует интерес к изучению этого явления и его теоретическому обоснованию.

Родоначальником термина «предпринимательство» и серьезных теоретических исследований в этой области стал английский эко­номист и банкир Ричард Кантильон (1680—1734). Он считал зем­лю и труд источниками богатства, определяющими действитель­ную стоимость экономических благ. К предпринимателям Канти­льон относил тех, кто предполагал получить (и получал) при­быль, покупая вещь по известной цене и рассчитывая в будущем продать ее по более высокой, но неизвестной на момент покупки. Он утверждал, что предприниматель должен обладать даром пред­видения, ответственностью, склонностью к нововведениям и спо­собностью рисковать.

Французский экономист Ж.Б.Сей (1767—1832) считал, что предпринимательская деятельность представляет собой соеди­нение факторов производства, творческих и управленческих способностей, направленных на извлечение прибыли из посредни­чества.

Предпринимательство включает организационные действия, инициирование изменений и получение денежных доходов как цель и критерий успеха.

В соответствии с производственными процессами различают следующие основные виды предпринимательства: производствен­ное, коммерческое, финансовое и консалтинговое.

Производственное предпринимательство является самым слож­ным видом бизнеса, оно включает материальное производство, деятельность по оказанию услуг, информационному обеспечению, созданию духовных ценностей.

В коммерческом предпринимательстве бизнесмен осуществляет торговые операции, оказывает торгово-посреднические услуги, выступает в роли брокера, маклера, торгового агента.

Финансовое предпринимательство связано с проведением раз­личного рода коммерческих операций на финансовых рынках и деятельностью в области страхования и аудита.

Консалтинговое предпринимательство развивается в сфере ус­луг и заключается в инициативной деятельности по управленче­скому консультированию.

В.М.Аньшин и В. А. Колоколов считают, что любой предпри­нимательский процесс реализуется шестью субъектами: предпри­нимателем, собственником, менеджером, генератором идей, ис­полнителем, потребителем. Они выделяют в предпринимательской деятельности шесть обобщенных взаимосвязанных функций:

выявление потребностей и обоснование способов их удовлет­ворения посредством поиска новой предпринимательской идеи и создание структуры для ее реализации; генерацию идей и создание новаций; предоставление ресурсов;

управление организованными предпринимательскими структу­рами;

выполнение конкретных работ по реализации предпринима­тельского замысла;

принятие (полное или частичное) или непринятие по разным причинам нового блага, созданного в процессе предприниматель­ской деятельности.

Иногда эти функции совмещаются. Примером совмещения пер­вых двух функций в одном лице могут служить Г. Форд, Т. Эди­сон, Г. Маркони, которые создавали предпринимательские струк­туры для реализации собственных технических идей.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на систе­матическое получение доходов или прибыли.