ПРЕДИСЛОВИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инно­вационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации — это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в техноло­гии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в орга­низациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям эко­номического развития. Это касается и туристского бизнеса, кото­рый согласно Федеральному конституционному закону «О Пра­вительстве Российской Федерации» относится к социальной сфе­ре. Более того, туризм является частью социально-экономической системы общества, и не случайно в некоторых странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.

Сфера обслуживания — совокупность отраслей и видов дея­тельности, связанных с удовлетворением нематериальных потреб­ностей человека в виде услуг. Согласно определению, приведен­ному в ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и опреде­ления», «услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности клиента», а обслу­живание — это деятельность исполнителя услуги при непосред­ственном контакте с ее потребителем.

В учебнике «Курс экономики» утверждается, что «создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобра­зование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда, представляет собой производство». Из этого можно пред­положить, что обслуживание фактически является производством услуги, совпадающим с ее потреблением.

Там, где люди создают продукт, информацию, преобразуют их своим трудом, существует производство в различных формах. Авиа­компании используют самолеты, топливо, компьютерные систе­мы бронирования билетов и предоставляют своим пассажирам

возможность быстрого перемещения из одного конца страны в другой. Туристские фирмы обеспечивают знакомство с культур­ными ценностями и природными красотами, размещение и пита­ние людей, дают им возможность отдохнуть и восстановить свои силы — все это тоже производство.

В зависимости от вида продукции производство может быть раз­делено на материальное, информационное и предоставление ус­луг. Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедре­ния новых идей, совершенствования процессов производства то­варов и услуг, расширения их ассортимента.

Различают инновацию процессов и самих продуктов. Иннова­ция продуктов, возможно, имеет даже большее значение для по­вышения качества жизни в длительной перспективе.

Сегодня вряд ли правомерно считать труд в сфере материаль­ного производства производительным, а в остальных сферах — непроизводительным. Цель этой книги состоит в том, чтобы по­казать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней отраслях, какие факторы стимулируют иннова­ции и механизм управления ими.

Инновационные процессы в туристском бизнесе могут высту­пать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие.

Рассматривать инновации в туризме невозможно без знаний циклов развития общества, причин появления новшеств и осо­бенностей их внедрения. Поэтому в начале книги даются характе­ристики предпринимательства и бизнеса как более объемного по­нятия. Бизнес — это экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Основное звено бизнеса — организация, которая занимается хозяйственной деятельностью, производством товаров и услуг. Предприниматели вносят новше­ства в систему бизнеса, тем самым способствуя изменениям его форм.

Краткое изложение теоретического наследия Н.Д.Кондратье­ва и Й. Шумпетера, а также этапов цикличного развития эконо­мики, технологических укладов дает возможность увидеть, как эти явления влияют на инновационные процессы. Показана роль государства в определении стратегии инновационного развития и стимулировании его процессов, в том числе через правовое регу­лирование. Рассматриваются функции инновационной деятельно­сти, вопросы управления ею в туристском бизнесе, роль интел­лектуальной собственности как основы инноваций.

Анализ инноваций показывает, что иногда они являются воз­рождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Иннова­ции — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря сво­им сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компа­нии станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выжи­вание туристской компании зависит от введения новых и совер­шенствования традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономичных способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество. . Важным является изучение теоретических положений и прак­тического опыта в области создания и внедрения инноваций.

В учебном пособии использованы публикации отечественных и зарубежных авторов и организаций по опыту работы туристских предприятий, а также по собственному опыту автора.

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инно­вационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации — это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в техноло­гии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в орга­низациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям эко­номического развития. Это касается и туристского бизнеса, кото­рый согласно Федеральному конституционному закону «О Пра­вительстве Российской Федерации» относится к социальной сфе­ре. Более того, туризм является частью социально-экономической системы общества, и не случайно в некоторых странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.

Сфера обслуживания — совокупность отраслей и видов дея­тельности, связанных с удовлетворением нематериальных потреб­ностей человека в виде услуг. Согласно определению, приведен­ному в ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и опреде­ления», «услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности клиента», а обслу­живание — это деятельность исполнителя услуги при непосред­ственном контакте с ее потребителем.

В учебнике «Курс экономики» утверждается, что «создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобра­зование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда, представляет собой производство». Из этого можно пред­положить, что обслуживание фактически является производством услуги, совпадающим с ее потреблением.

Там, где люди создают продукт, информацию, преобразуют их своим трудом, существует производство в различных формах. Авиа­компании используют самолеты, топливо, компьютерные систе­мы бронирования билетов и предоставляют своим пассажирам

возможность быстрого перемещения из одного конца страны в другой. Туристские фирмы обеспечивают знакомство с культур­ными ценностями и природными красотами, размещение и пита­ние людей, дают им возможность отдохнуть и восстановить свои силы — все это тоже производство.

В зависимости от вида продукции производство может быть раз­делено на материальное, информационное и предоставление ус­луг. Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедре­ния новых идей, совершенствования процессов производства то­варов и услуг, расширения их ассортимента.

Различают инновацию процессов и самих продуктов. Иннова­ция продуктов, возможно, имеет даже большее значение для по­вышения качества жизни в длительной перспективе.

Сегодня вряд ли правомерно считать труд в сфере материаль­ного производства производительным, а в остальных сферах — непроизводительным. Цель этой книги состоит в том, чтобы по­казать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней отраслях, какие факторы стимулируют иннова­ции и механизм управления ими.

Инновационные процессы в туристском бизнесе могут высту­пать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие.

Рассматривать инновации в туризме невозможно без знаний циклов развития общества, причин появления новшеств и осо­бенностей их внедрения. Поэтому в начале книги даются характе­ристики предпринимательства и бизнеса как более объемного по­нятия. Бизнес — это экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Основное звено бизнеса — организация, которая занимается хозяйственной деятельностью, производством товаров и услуг. Предприниматели вносят новше­ства в систему бизнеса, тем самым способствуя изменениям его форм.

Краткое изложение теоретического наследия Н.Д.Кондратье­ва и Й. Шумпетера, а также этапов цикличного развития эконо­мики, технологических укладов дает возможность увидеть, как эти явления влияют на инновационные процессы. Показана роль государства в определении стратегии инновационного развития и стимулировании его процессов, в том числе через правовое регу­лирование. Рассматриваются функции инновационной деятельно­сти, вопросы управления ею в туристском бизнесе, роль интел­лектуальной собственности как основы инноваций.

Анализ инноваций показывает, что иногда они являются воз­рождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Иннова­ции — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря сво­им сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компа­нии станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выжи­вание туристской компании зависит от введения новых и совер­шенствования традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономичных способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество. . Важным является изучение теоретических положений и прак­тического опыта в области создания и внедрения инноваций.

В учебном пособии использованы публикации отечественных и зарубежных авторов и организаций по опыту работы туристских предприятий, а также по собственному опыту автора.