1.1.2. Развитие российского предпринимательства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
В России всегда большую роль играло государственное предпринимательство, в сфере которого не действовали рыночные отношения. Централизованное государство использовало различные способы для сдерживания предприимчивости активных людей, только формы и методы такого сдерживания менялись.
На развитие предпринимательства повлияло появление под влиянием татаро-монгольского ига элементов «азиатского способа производства». В своей работе «История предпринимательства в России» С. Н. Сметанин так характеризует его:
преобладала не частная, а государственная или государственно-общинная собственность на землю; государство занимало господствующее положение в экономике, значительная часть которой принадлежала государству,, а остальную часть оно регулировало через административную систему; сохранялись община и общинные традиции, поэтому интересы отдельной личности подавлялись общинными, коллективными интересами; господствовал восточный деспотизм — бесправие жителей страны перед лицом государства.
Вплоть до революции 1917 г. в России сохранялась крестьянская община с уравнительным землепользованием, которая сдерживала развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. Поэтому сельская буржуазия направляла свою предпринимательскую деятельность преимущественно в сферу торговли и промышленности.
Так как в России централизованно регламентировалась хозяйственная жизнь, то существовало развитое государственное предпринимательство. Государство считало, что вся промышленность страны, а не только казенная, находится в его ведении, поэтому управление промышленными отраслями велось административными методами. Первыми крупными казенными предприятиями были оружейные (Пушечный двор и Оружейная палата в Москве, Оружейная слобода в Туле). Кроме них было налажено дворцовое полотняное производство, которое управлялось специальным государственным учреждением — Дворцовым приказом. Все крупные строительные работы производились под руководством Приказа каменных дел.
В XVII в. для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в России зародилось мануфактурное производство — казенные мануфактуры. Всего известно о 65 мануфактурах, занятых выплавкой железа, меди, изготовлением стекла, бумаги, кожевенных, суконных и других изделий. Продукция мануфактур была частью замкнутого натурального государственного хозяйства и не предназначалась для рынка, поэтому все мануфактуры были нерентабельными.
Сезонность сельского хозяйства способствовала развитию ремесленных и отходных промыслов как подсобного занятия при сельскохозяйственном производстве. В конце XVI в. промыслы стали вытесняться более свободным городским ремеслом (в те времена были известны около 200 разновидностей ремесел); появились плотники и каменщики, ткачи и портные, артели и подряды, которые возглавлялись предприимчивыми людьми.
К этому следует добавить влияние православного духовенства на предпринимательство и торговлю. Купцы одной категории, как правило, объединялись вокруг построенного ими патронального храма. Особой формой предпринимательства являлись монастырские хозяйства, организованные по принципу феодальной вотчины — практически все необходимое для потребления производилось на месте, в пределах этого хозяйства. Однако зачастую монастыри часть своей продукции предназначали для продажи.
В XVI —XVIII вв. главным источником государственных доходов в России являлась торговля. Натуральное хозяйство не приносило денежных доходов, поэтому главным торговым предпринимателем было государство. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключался из частного коммерческого оборота. В казенной монополии находились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино. Торговля некоторыми товарами отдавалась государством на откуп частным лицам, которые получали право торговать таким товаром, заплатив установленную сумму в казну. На откуп сдавалась продажа кваса, мыла, дегтя, свечей, рогож и др.
Во главе банковской системы страны стоял Российский государственный банк, который занимал первое место среди центральных эмиссионных банков мира. Причем его капитал составляли не средства частных лиц и предприятий-акционеров, как в других странах (Англия, Франция), а казенный золотой фонд и средства государства. Российский государственный банк был одним из главных инструментов регулирования хозяйства. Контролируя все остальные банки страны, он мог оказывать решающее влияние на экономику.
Централизованное государство сдерживало усилия предприимчивых людей. Даже после реформ 1860-х гг. политическая власть была сосредоточена в руках дворянства, сохранившего свои сословные привилегии, а экономически сильная буржуазия такой власти не имела. Государство по-прежнему занимало господствующие позиции в хозяйстве страны.
В государственный сектор хозяйства входили Российский государственный банк, Уз железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60 % лесов, военная промышленность и многие промышленные предприятия в других отраслях. Министр финансов С. Ю. Витте писал: «Изящные искусства, литература, промышленность — все это у нас в России состоит на государственной службе, если не целиком, то в значительной своей части».
Поэтому после революции 1917 г. социалистическое предпринимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного управления и распространялось на все отрасли производства. Вынужденным краткосрочным компромиссом между административной и рыночной системами предпринимательства был НЭП — новая экономическая политика. В этот период допускалось несколько форм предпринимательства: государственное, кооперативное, государственно-капиталистическое и мелкое частное.
На современном этапе предпринимательство в России получило хороший импульс для развития, однако часто оно сдерживается укоренившимся в течение многих веков сознанием, что главным предпринимателем является государство.
В России всегда большую роль играло государственное предпринимательство, в сфере которого не действовали рыночные отношения. Централизованное государство использовало различные способы для сдерживания предприимчивости активных людей, только формы и методы такого сдерживания менялись.
На развитие предпринимательства повлияло появление под влиянием татаро-монгольского ига элементов «азиатского способа производства». В своей работе «История предпринимательства в России» С. Н. Сметанин так характеризует его:
преобладала не частная, а государственная или государственно-общинная собственность на землю; государство занимало господствующее положение в экономике, значительная часть которой принадлежала государству,, а остальную часть оно регулировало через административную систему; сохранялись община и общинные традиции, поэтому интересы отдельной личности подавлялись общинными, коллективными интересами; господствовал восточный деспотизм — бесправие жителей страны перед лицом государства.
Вплоть до революции 1917 г. в России сохранялась крестьянская община с уравнительным землепользованием, которая сдерживала развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. Поэтому сельская буржуазия направляла свою предпринимательскую деятельность преимущественно в сферу торговли и промышленности.
Так как в России централизованно регламентировалась хозяйственная жизнь, то существовало развитое государственное предпринимательство. Государство считало, что вся промышленность страны, а не только казенная, находится в его ведении, поэтому управление промышленными отраслями велось административными методами. Первыми крупными казенными предприятиями были оружейные (Пушечный двор и Оружейная палата в Москве, Оружейная слобода в Туле). Кроме них было налажено дворцовое полотняное производство, которое управлялось специальным государственным учреждением — Дворцовым приказом. Все крупные строительные работы производились под руководством Приказа каменных дел.
В XVII в. для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в России зародилось мануфактурное производство — казенные мануфактуры. Всего известно о 65 мануфактурах, занятых выплавкой железа, меди, изготовлением стекла, бумаги, кожевенных, суконных и других изделий. Продукция мануфактур была частью замкнутого натурального государственного хозяйства и не предназначалась для рынка, поэтому все мануфактуры были нерентабельными.
Сезонность сельского хозяйства способствовала развитию ремесленных и отходных промыслов как подсобного занятия при сельскохозяйственном производстве. В конце XVI в. промыслы стали вытесняться более свободным городским ремеслом (в те времена были известны около 200 разновидностей ремесел); появились плотники и каменщики, ткачи и портные, артели и подряды, которые возглавлялись предприимчивыми людьми.
К этому следует добавить влияние православного духовенства на предпринимательство и торговлю. Купцы одной категории, как правило, объединялись вокруг построенного ими патронального храма. Особой формой предпринимательства являлись монастырские хозяйства, организованные по принципу феодальной вотчины — практически все необходимое для потребления производилось на месте, в пределах этого хозяйства. Однако зачастую монастыри часть своей продукции предназначали для продажи.
В XVI —XVIII вв. главным источником государственных доходов в России являлась торговля. Натуральное хозяйство не приносило денежных доходов, поэтому главным торговым предпринимателем было государство. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключался из частного коммерческого оборота. В казенной монополии находились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино. Торговля некоторыми товарами отдавалась государством на откуп частным лицам, которые получали право торговать таким товаром, заплатив установленную сумму в казну. На откуп сдавалась продажа кваса, мыла, дегтя, свечей, рогож и др.
Во главе банковской системы страны стоял Российский государственный банк, который занимал первое место среди центральных эмиссионных банков мира. Причем его капитал составляли не средства частных лиц и предприятий-акционеров, как в других странах (Англия, Франция), а казенный золотой фонд и средства государства. Российский государственный банк был одним из главных инструментов регулирования хозяйства. Контролируя все остальные банки страны, он мог оказывать решающее влияние на экономику.
Централизованное государство сдерживало усилия предприимчивых людей. Даже после реформ 1860-х гг. политическая власть была сосредоточена в руках дворянства, сохранившего свои сословные привилегии, а экономически сильная буржуазия такой власти не имела. Государство по-прежнему занимало господствующие позиции в хозяйстве страны.
В государственный сектор хозяйства входили Российский государственный банк, Уз железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60 % лесов, военная промышленность и многие промышленные предприятия в других отраслях. Министр финансов С. Ю. Витте писал: «Изящные искусства, литература, промышленность — все это у нас в России состоит на государственной службе, если не целиком, то в значительной своей части».
Поэтому после революции 1917 г. социалистическое предпринимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного управления и распространялось на все отрасли производства. Вынужденным краткосрочным компромиссом между административной и рыночной системами предпринимательства был НЭП — новая экономическая политика. В этот период допускалось несколько форм предпринимательства: государственное, кооперативное, государственно-капиталистическое и мелкое частное.
На современном этапе предпринимательство в России получило хороший импульс для развития, однако часто оно сдерживается укоренившимся в течение многих веков сознанием, что главным предпринимателем является государство.