1.1.2. Развитие российского предпринимательства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

В России всегда большую роль играло государственное пред­принимательство, в сфере которого не действовали рыночные отношения. Централизованное государство использовало различ­ные способы для сдерживания предприимчивости активных лю­дей, только формы и методы такого сдерживания менялись.

На развитие предпринимательства повлияло появление под влиянием татаро-монгольского ига элементов «азиатского спосо­ба производства». В своей работе «История предпринимательства в России» С. Н. Сметанин так характеризует его:

преобладала не частная, а государственная или государствен­но-общинная собственность на землю; государство занимало господствующее положение в экономи­ке, значительная часть которой принадлежала государству,, а ос­тальную часть оно регулировало через административную сис­тему; сохранялись община и общинные традиции, поэтому интере­сы отдельной личности подавлялись общинными, коллективны­ми интересами; господствовал восточный деспотизм — бесправие жителей стра­ны перед лицом государства.

Вплоть до революции 1917 г. в России сохранялась крестьян­ская община с уравнительным землепользованием, которая сдер­живала развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. По­этому сельская буржуазия направляла свою предпринимательскую деятельность преимущественно в сферу торговли и промышлен­ности.

Так как в России централизованно регламентировалась хозяй­ственная жизнь, то существовало развитое государственное пред­принимательство. Государство считало, что вся промышленность страны, а не только казенная, находится в его ведении, поэтому управление промышленными отраслями велось административ­ными методами. Первыми крупными казенными предприятиями были оружейные (Пушечный двор и Оружейная палата в Москве, Оружейная слобода в Туле). Кроме них было налажено дворцовое полотняное производство, которое управлялось специальным го­сударственным учреждением — Дворцовым приказом. Все круп­ные строительные работы производились под руководством Прика­за каменных дел.

В XVII в. для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в России зародилось мануфактурное производство — казенные мануфактуры. Всего известно о 65 мануфактурах, заня­тых выплавкой железа, меди, изготовлением стекла, бумаги, ко­жевенных, суконных и других изделий. Продукция мануфактур была частью замкнутого натурального государственного хозяйства и не предназначалась для рынка, поэтому все мануфактуры были не­рентабельными.

Сезонность сельского хозяйства способствовала развитию ре­месленных и отходных промыслов как подсобного занятия при сельскохозяйственном производстве. В конце XVI в. промыслы ста­ли вытесняться более свободным городским ремеслом (в те вре­мена были известны около 200 разновидностей ремесел); появи­лись плотники и каменщики, ткачи и портные, артели и подря­ды, которые возглавлялись предприимчивыми людьми.

К этому следует добавить влияние православного духовенства на предпринимательство и торговлю. Купцы одной категории, как правило, объединялись вокруг построенного ими патронального храма. Особой формой предпринимательства являлись мо­настырские хозяйства, организованные по принципу феодаль­ной вотчины — практически все необходимое для потребления производилось на месте, в пределах этого хозяйства. Однако за­частую монастыри часть своей продукции предназначали для продажи.

В XVI —XVIII вв. главным источником государственных дохо­дов в России являлась торговля. Натуральное хозяйство не прино­сило денежных доходов, поэтому главным торговым предприни­мателем было государство. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключал­ся из частного коммерческого оборота. В казенной монополии на­ходились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино. Торговля не­которыми товарами отдавалась государством на откуп частным ли­цам, которые получали право торговать таким товаром, заплатив установленную сумму в казну. На откуп сдавалась продажа кваса, мыла, дегтя, свечей, рогож и др.

Во главе банковской системы страны стоял Российский госу­дарственный банк, который занимал первое место среди цент­ральных эмиссионных банков мира. Причем его капитал составля­ли не средства частных лиц и предприятий-акционеров, как в других странах (Англия, Франция), а казенный золотой фонд и средства государства. Российский государственный банк был од­ним из главных инструментов регулирования хозяйства. Контро­лируя все остальные банки страны, он мог оказывать решающее влияние на экономику.

Централизованное государство сдерживало усилия предприим­чивых людей. Даже после реформ 1860-х гг. политическая власть была сосредоточена в руках дворянства, сохранившего свои со­словные привилегии, а экономически сильная буржуазия такой власти не имела. Государство по-прежнему занимало господству­ющие позиции в хозяйстве страны.

В государственный сектор хозяйства входили Российский го­сударственный банк, Уз железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60 % лесов, военная промышленность и мно­гие промышленные предприятия в других отраслях. Министр фи­нансов С. Ю. Витте писал: «Изящные искусства, литература, про­мышленность — все это у нас в России состоит на государствен­ной службе, если не целиком, то в значительной своей части».

Поэтому после революции 1917 г. социалистическое предпри­нимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного управления и распространялось на все отрасли производства. Вынужденным краткосрочным компромиссом меж­ду административной и рыночной системами предприниматель­ства был НЭП — новая экономическая политика. В этот период допускалось несколько форм предпринимательства: государствен­ное, кооперативное, государственно-капиталистическое и мел­кое частное.

На современном этапе предпринимательство в России получи­ло хороший импульс для развития, однако часто оно сдерживает­ся укоренившимся в течение многих веков сознанием, что глав­ным предпринимателем является государство.

В России всегда большую роль играло государственное пред­принимательство, в сфере которого не действовали рыночные отношения. Централизованное государство использовало различ­ные способы для сдерживания предприимчивости активных лю­дей, только формы и методы такого сдерживания менялись.

На развитие предпринимательства повлияло появление под влиянием татаро-монгольского ига элементов «азиатского спосо­ба производства». В своей работе «История предпринимательства в России» С. Н. Сметанин так характеризует его:

преобладала не частная, а государственная или государствен­но-общинная собственность на землю; государство занимало господствующее положение в экономи­ке, значительная часть которой принадлежала государству,, а ос­тальную часть оно регулировало через административную сис­тему; сохранялись община и общинные традиции, поэтому интере­сы отдельной личности подавлялись общинными, коллективны­ми интересами; господствовал восточный деспотизм — бесправие жителей стра­ны перед лицом государства.

Вплоть до революции 1917 г. в России сохранялась крестьян­ская община с уравнительным землепользованием, которая сдер­живала развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. По­этому сельская буржуазия направляла свою предпринимательскую деятельность преимущественно в сферу торговли и промышлен­ности.

Так как в России централизованно регламентировалась хозяй­ственная жизнь, то существовало развитое государственное пред­принимательство. Государство считало, что вся промышленность страны, а не только казенная, находится в его ведении, поэтому управление промышленными отраслями велось административ­ными методами. Первыми крупными казенными предприятиями были оружейные (Пушечный двор и Оружейная палата в Москве, Оружейная слобода в Туле). Кроме них было налажено дворцовое полотняное производство, которое управлялось специальным го­сударственным учреждением — Дворцовым приказом. Все круп­ные строительные работы производились под руководством Прика­за каменных дел.

В XVII в. для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в России зародилось мануфактурное производство — казенные мануфактуры. Всего известно о 65 мануфактурах, заня­тых выплавкой железа, меди, изготовлением стекла, бумаги, ко­жевенных, суконных и других изделий. Продукция мануфактур была частью замкнутого натурального государственного хозяйства и не предназначалась для рынка, поэтому все мануфактуры были не­рентабельными.

Сезонность сельского хозяйства способствовала развитию ре­месленных и отходных промыслов как подсобного занятия при сельскохозяйственном производстве. В конце XVI в. промыслы ста­ли вытесняться более свободным городским ремеслом (в те вре­мена были известны около 200 разновидностей ремесел); появи­лись плотники и каменщики, ткачи и портные, артели и подря­ды, которые возглавлялись предприимчивыми людьми.

К этому следует добавить влияние православного духовенства на предпринимательство и торговлю. Купцы одной категории, как правило, объединялись вокруг построенного ими патронального храма. Особой формой предпринимательства являлись мо­настырские хозяйства, организованные по принципу феодаль­ной вотчины — практически все необходимое для потребления производилось на месте, в пределах этого хозяйства. Однако за­частую монастыри часть своей продукции предназначали для продажи.

В XVI —XVIII вв. главным источником государственных дохо­дов в России являлась торговля. Натуральное хозяйство не прино­сило денежных доходов, поэтому главным торговым предприни­мателем было государство. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключал­ся из частного коммерческого оборота. В казенной монополии на­ходились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино. Торговля не­которыми товарами отдавалась государством на откуп частным ли­цам, которые получали право торговать таким товаром, заплатив установленную сумму в казну. На откуп сдавалась продажа кваса, мыла, дегтя, свечей, рогож и др.

Во главе банковской системы страны стоял Российский госу­дарственный банк, который занимал первое место среди цент­ральных эмиссионных банков мира. Причем его капитал составля­ли не средства частных лиц и предприятий-акционеров, как в других странах (Англия, Франция), а казенный золотой фонд и средства государства. Российский государственный банк был од­ним из главных инструментов регулирования хозяйства. Контро­лируя все остальные банки страны, он мог оказывать решающее влияние на экономику.

Централизованное государство сдерживало усилия предприим­чивых людей. Даже после реформ 1860-х гг. политическая власть была сосредоточена в руках дворянства, сохранившего свои со­словные привилегии, а экономически сильная буржуазия такой власти не имела. Государство по-прежнему занимало господству­ющие позиции в хозяйстве страны.

В государственный сектор хозяйства входили Российский го­сударственный банк, Уз железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60 % лесов, военная промышленность и мно­гие промышленные предприятия в других отраслях. Министр фи­нансов С. Ю. Витте писал: «Изящные искусства, литература, про­мышленность — все это у нас в России состоит на государствен­ной службе, если не целиком, то в значительной своей части».

Поэтому после революции 1917 г. социалистическое предпри­нимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного управления и распространялось на все отрасли производства. Вынужденным краткосрочным компромиссом меж­ду административной и рыночной системами предприниматель­ства был НЭП — новая экономическая политика. В этот период допускалось несколько форм предпринимательства: государствен­ное, кооперативное, государственно-капиталистическое и мел­кое частное.

На современном этапе предпринимательство в России получи­ло хороший импульс для развития, однако часто оно сдерживает­ся укоренившимся в течение многих веков сознанием, что глав­ным предпринимателем является государство.