3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сформировались качественно новые социально-экономические и политические условия, которые привели к принципиальным изменениям в национальной инновационной системе.
В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ресурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к уменьшению финансирования научных работ и государственного оборонного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в период реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее квалифицированных специалистов-исследователей, которое произошло в основном в результате внутренней «утечки умов», прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой продукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осуществляют только около 10,6% промышленных предприятий (в США - около 30 %).
В долгосрочной перспективе государство будет ориентироваться на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновационной продукции в структуре промышленного производства. В настоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально допустимый уровень национальной безопасности, является 2%), тогда как в Швеции - 3,8; в Японии - 3,15; в США - 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства — обобщающий показатель результатов инновационной деятельности — в России оценивается в 4—5% против 30 — 35% в технологически развитых странах.
Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое отставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достижения. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд рублей (заключено 1 682 сделки).
Таблица 3.1
Организации, выполняющие исследования и разработки в России
Организации |
1995 г. |
2000 г. |
2003 г. |
ВСЕГО |
4 059 |
4 099 |
3 797 |
Научно-исследовательские |
2 284 |
2 686 |
2 564 |
Конструкторские бюро |
548 |
318 |
228 |
Проектные и проектно-изыска-тельские |
207 |
85 |
68 |
Опытные заводы |
23 |
33 |
28 |
Высшие учебные заведения |
395 |
390 |
393 |
Промышленные |
325 |
284 |
248 |
Прочие |
277 |
303 |
268 |
В отличие от развитых индустриальных стран доля негосударственного финансирования науки в России является одной из самых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформировалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осваивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.
Россия задержалась с переходом к новой экономике — «экономике знаний», развитию наукоемкого производства и информатизации общества. Лишь в последние годы в стране стали создаваться малые инновационно-активные организации и предприятия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наиболее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области «улучшающих» нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих предприятий организовано научными сотрудниками вузов, отраслевых и академических научно-исследовательских институтов и функционируют в тесной связи с «материнскими» структурами.
В табл. 3.1 приведены количество и категории организаций, занимавшихся в России научными исследованиями.
В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сформировались качественно новые социально-экономические и политические условия, которые привели к принципиальным изменениям в национальной инновационной системе.
В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ресурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к уменьшению финансирования научных работ и государственного оборонного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в период реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее квалифицированных специалистов-исследователей, которое произошло в основном в результате внутренней «утечки умов», прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой продукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осуществляют только около 10,6% промышленных предприятий (в США - около 30 %).
В долгосрочной перспективе государство будет ориентироваться на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновационной продукции в структуре промышленного производства. В настоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально допустимый уровень национальной безопасности, является 2%), тогда как в Швеции - 3,8; в Японии - 3,15; в США - 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства — обобщающий показатель результатов инновационной деятельности — в России оценивается в 4—5% против 30 — 35% в технологически развитых странах.
Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое отставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достижения. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд рублей (заключено 1 682 сделки).
Таблица 3.1
Организации, выполняющие исследования и разработки в России
Организации |
1995 г. |
2000 г. |
2003 г. |
ВСЕГО |
4 059 |
4 099 |
3 797 |
Научно-исследовательские |
2 284 |
2 686 |
2 564 |
Конструкторские бюро |
548 |
318 |
228 |
Проектные и проектно-изыска-тельские |
207 |
85 |
68 |
Опытные заводы |
23 |
33 |
28 |
Высшие учебные заведения |
395 |
390 |
393 |
Промышленные |
325 |
284 |
248 |
Прочие |
277 |
303 |
268 |
В отличие от развитых индустриальных стран доля негосударственного финансирования науки в России является одной из самых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформировалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осваивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.
Россия задержалась с переходом к новой экономике — «экономике знаний», развитию наукоемкого производства и информатизации общества. Лишь в последние годы в стране стали создаваться малые инновационно-активные организации и предприятия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наиболее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области «улучшающих» нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих предприятий организовано научными сотрудниками вузов, отраслевых и академических научно-исследовательских институтов и функционируют в тесной связи с «материнскими» структурами.
В табл. 3.1 приведены количество и категории организаций, занимавшихся в России научными исследованиями.