3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сфор­мировались качественно новые социально-экономические и по­литические условия, которые привели к принципиальным изме­нениям в национальной инновационной системе.

В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ре­сурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к умень­шению финансирования научных работ и государственного обо­ронного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в пери­од реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее ква­лифицированных специалистов-исследователей, которое произош­ло в основном в результате внутренней «утечки умов», прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой про­дукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осу­ществляют только около 10,6% промышленных предприятий (в США - около 30 %).

В долгосрочной перспективе государство будет ориентировать­ся на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновацион­ной продукции в структуре промышленного производства. В на­стоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально до­пустимый уровень национальной безопасности, является 2%), тогда как в Швеции - 3,8; в Японии - 3,15; в США - 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производ­ства — обобщающий показатель результатов инновационной дея­тельности — в России оценивается в 4—5% против 30 — 35% в технологически развитых странах.

Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое от­ставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достиже­ния. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы госу­дарственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд рублей (заклю­чено 1 682 сделки).

Таблица 3.1

Организации, выполняющие исследования и разработки в России

 

Организации

1995 г.

2000 г.

2003 г.

ВСЕГО

4 059

4 099

3 797

Научно-исследовательские

2 284

2 686

2 564

Конструкторские бюро

548

318

228

Проектные и проектно-изыска-тельские

207

85

68

Опытные заводы

23

33

28

Высшие учебные заведения

395

390

393

Промышленные

325

284

248

Прочие

277

303

268

В отличие от развитых индустриальных стран доля негосудар­ственного финансирования науки в России является одной из са­мых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформи­ровалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осва­ивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.

Россия задержалась с переходом к новой экономике — «эконо­мике знаний», развитию наукоемкого производства и информа­тизации общества. Лишь в последние годы в стране стали созда­ваться малые инновационно-активные организации и предприя­тия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наибо­лее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области «улучшающих» нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих пред­приятий организовано научными сотрудниками вузов, отрасле­вых и академических научно-исследовательских институтов и функ­ционируют в тесной связи с «материнскими» структурами.

В табл. 3.1 приведены количество и категории организаций, за­нимавшихся в России научными исследованиями.

В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сфор­мировались качественно новые социально-экономические и по­литические условия, которые привели к принципиальным изме­нениям в национальной инновационной системе.

В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ре­сурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к умень­шению финансирования научных работ и государственного обо­ронного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в пери­од реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее ква­лифицированных специалистов-исследователей, которое произош­ло в основном в результате внутренней «утечки умов», прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой про­дукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осу­ществляют только около 10,6% промышленных предприятий (в США - около 30 %).

В долгосрочной перспективе государство будет ориентировать­ся на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновацион­ной продукции в структуре промышленного производства. В на­стоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально до­пустимый уровень национальной безопасности, является 2%), тогда как в Швеции - 3,8; в Японии - 3,15; в США - 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производ­ства — обобщающий показатель результатов инновационной дея­тельности — в России оценивается в 4—5% против 30 — 35% в технологически развитых странах.

Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое от­ставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достиже­ния. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы госу­дарственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд рублей (заклю­чено 1 682 сделки).

Таблица 3.1

Организации, выполняющие исследования и разработки в России

 

Организации

1995 г.

2000 г.

2003 г.

ВСЕГО

4 059

4 099

3 797

Научно-исследовательские

2 284

2 686

2 564

Конструкторские бюро

548

318

228

Проектные и проектно-изыска-тельские

207

85

68

Опытные заводы

23

33

28

Высшие учебные заведения

395

390

393

Промышленные

325

284

248

Прочие

277

303

268

В отличие от развитых индустриальных стран доля негосудар­ственного финансирования науки в России является одной из са­мых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформи­ровалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осва­ивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.

Россия задержалась с переходом к новой экономике — «эконо­мике знаний», развитию наукоемкого производства и информа­тизации общества. Лишь в последние годы в стране стали созда­ваться малые инновационно-активные организации и предприя­тия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наибо­лее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области «улучшающих» нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих пред­приятий организовано научными сотрудниками вузов, отрасле­вых и академических научно-исследовательских институтов и функ­ционируют в тесной связи с «материнскими» структурами.

В табл. 3.1 приведены количество и категории организаций, за­нимавшихся в России научными исследованиями.