ОГЛАВЛЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
Предисловие.................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6
1.1. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности..........................................................................................6
1.1.1. Возникновение и сущность предпринимательства....................6
1.1.2. Развитие российского предпринимательства.............................9
1.2. Цикличное развитие экономики. Исследования Н.Д.Кондратьева, теория инновационных процессов Й.Шумпетера.............................11
1.2.1. Исследования Н.Д. Кондратьева о цикличном развитии экономики.............................................................................................П
1.2.2. Теория инновационных процессов Й.Шумпетера...................13
1.2.3. Технологические уклады развития.............................................15
1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах.........................18
1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере..................22
Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28
2.1. Содержание понятия «инновация»......................................................28
2.2. Виды инноваций...................................................................................30
2.3. Инновационные процессы...................................................................32
2.4. Жизненный цикл и функции инноваций...........................................35
2.5. Инновационная деятельность в туризме.............................................37
Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39
3.1. Национальная инновационная система..............................................39
3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов..............................................................................................41
3.3. Регулирование инновационной деятельности
в промышленно развитых странах......................................................43
3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации..................................................48
3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований.......48
3.4.2. Направления инновационного развития России......................49
3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности
в туризме...............................................................................................52
Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55
4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий..............55
4.1.1. Государственная инновационная стратегия..............................55
4.1.2. Инновационная стратегия предприятий...................................56
4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты.....................58
4.2.1. Принципы планирования...........................................................58
4.2.2. Содержание инновационного проекта......................................59
4.2.3. Виды проектов.............................................................................60
4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов............................61
4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных процессах................65
4.4. Риски в инновационной деятельности................................................71
Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73
5.1. Организация инновационной деятельности.......................................73
5.1.1. Цели инновационной деятельности...........................................73
5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса.....................................76
5.1.3. Управление инновациями...........................................................82
5.1.4. Управление знаниями.................................................................85
5.2. Создание нововведений и их внедрение.............................................86
5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения..............................................................................................89
5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях.....................97
Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных
процессах.....................................................................................102
6.1. Человеческий фактор..........................................................................102
6.2. Интеллектуальный продукт................................................................104
6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность.......................104
6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар............................106
6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность
в сфере туризма..................................................................................109
6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности.........................119
6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности............................................................................119
6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности...........................................................................122
Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126
7.1. Правовые акты Российской Федерации............................................126
7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации
и применения новейших технологий................................................132
Глава 8. Влияние научно-технических нововведений
на развитие туризма....................................................................138
8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения.........................................................................................138
8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта......................138
8.1.2. Железнодорожный транспорт...................................................143
8.1.3. Развитие морских круизов........................................................145
8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе.........................................147
8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы..............................................................148
8.2.1. Информационные технологии, их внедрение
в производственные процессы.................................................148
8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов..........153
8.2.3. Применение информационных технологий в туризме...........156
8.2.4. Глобальные распределительные системы................................158
8.2.5. Электронная коммерция...........................................................160
Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164
9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма.........164
9.1.1. Глобализация — путь перемен..................................................164
9.1.2. Глобализация экономики и туризм.........................................165
9.1.3. Деловое партнерство..................................................................169
9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер
на инновационные процессы в туризме...........................................170
9.3. Инновационные процессы в продвижении
и коммерциализации туристского продукта....................................172
9.4. Роль Всемирной туристской организации
в стимулировании и распространении инноваций.........................174
9.5. Принципы устойчивого развития туризма.......................................176
9.6. Вспомогательный счет туризма (ВСТ)..............................................181
9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) — инновация для российского туристского бизнеса................................................................................................185
9.8. Практика нового туризма...................................................................189
Заключение................................................................................................192
Словарь терминов......................................................................................193
Список литературы...................................................................................201
Предисловие.................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6
1.1. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности..........................................................................................6
1.1.1. Возникновение и сущность предпринимательства....................6
1.1.2. Развитие российского предпринимательства.............................9
1.2. Цикличное развитие экономики. Исследования Н.Д.Кондратьева, теория инновационных процессов Й.Шумпетера.............................11
1.2.1. Исследования Н.Д. Кондратьева о цикличном развитии экономики.............................................................................................П
1.2.2. Теория инновационных процессов Й.Шумпетера...................13
1.2.3. Технологические уклады развития.............................................15
1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах.........................18
1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере..................22
Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28
2.1. Содержание понятия «инновация»......................................................28
2.2. Виды инноваций...................................................................................30
2.3. Инновационные процессы...................................................................32
2.4. Жизненный цикл и функции инноваций...........................................35
2.5. Инновационная деятельность в туризме.............................................37
Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39
3.1. Национальная инновационная система..............................................39
3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов..............................................................................................41
3.3. Регулирование инновационной деятельности
в промышленно развитых странах......................................................43
3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации..................................................48
3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований.......48
3.4.2. Направления инновационного развития России......................49
3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности
в туризме...............................................................................................52
Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55
4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий..............55
4.1.1. Государственная инновационная стратегия..............................55
4.1.2. Инновационная стратегия предприятий...................................56
4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты.....................58
4.2.1. Принципы планирования...........................................................58
4.2.2. Содержание инновационного проекта......................................59
4.2.3. Виды проектов.............................................................................60
4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов............................61
4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных процессах................65
4.4. Риски в инновационной деятельности................................................71
Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73
5.1. Организация инновационной деятельности.......................................73
5.1.1. Цели инновационной деятельности...........................................73
5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса.....................................76
5.1.3. Управление инновациями...........................................................82
5.1.4. Управление знаниями.................................................................85
5.2. Создание нововведений и их внедрение.............................................86
5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения..............................................................................................89
5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях.....................97
Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных
процессах.....................................................................................102
6.1. Человеческий фактор..........................................................................102
6.2. Интеллектуальный продукт................................................................104
6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность.......................104
6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар............................106
6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность
в сфере туризма..................................................................................109
6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности.........................119
6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности............................................................................119
6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности...........................................................................122
Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126
7.1. Правовые акты Российской Федерации............................................126
7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации
и применения новейших технологий................................................132
Глава 8. Влияние научно-технических нововведений
на развитие туризма....................................................................138
8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения.........................................................................................138
8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта......................138
8.1.2. Железнодорожный транспорт...................................................143
8.1.3. Развитие морских круизов........................................................145
8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе.........................................147
8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы..............................................................148
8.2.1. Информационные технологии, их внедрение
в производственные процессы.................................................148
8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов..........153
8.2.3. Применение информационных технологий в туризме...........156
8.2.4. Глобальные распределительные системы................................158
8.2.5. Электронная коммерция...........................................................160
Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164
9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма.........164
9.1.1. Глобализация — путь перемен..................................................164
9.1.2. Глобализация экономики и туризм.........................................165
9.1.3. Деловое партнерство..................................................................169
9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер
на инновационные процессы в туризме...........................................170
9.3. Инновационные процессы в продвижении
и коммерциализации туристского продукта....................................172
9.4. Роль Всемирной туристской организации
в стимулировании и распространении инноваций.........................174
9.5. Принципы устойчивого развития туризма.......................................176
9.6. Вспомогательный счет туризма (ВСТ)..............................................181
9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) — инновация для российского туристского бизнеса................................................................................................185
9.8. Практика нового туризма...................................................................189
Заключение................................................................................................192
Словарь терминов......................................................................................193
Список литературы...................................................................................201