2.2. Действие «разумное» и «истинный» мир

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

Выход из кризиса, состояния «войны всех против всех» предполагает также изменение внутреннего состояния индивида. Разрушение обычая означает снятие ограничений, беспредельную свободу, своеволие, действие по принципу «я так хочу», когда индивидуальное желание становится основным мотивом действия, поступка. В этой ситуации возможен единственный выход: научиться управлять собой, ограничивать себя, сдерживать свое «хочу», «обуздать» страсти. Управлять собой - означает сделать себя предметом собственных действий, раздвоиться, наблюдать себя, стать лошадью и всадником одновременно. Ограничение «страстей» дает место разуму, размышлению, «взвешиванию» и «просчитыванию», знанию. Основой действия становится знание, а не «хотение». Это изменяет всю систему культуры. Главной ценностью она делает разум, пытается все познать и построить жизнь на основе знания. Индивид, способный управлять собой и миром, свободно принимающий закон, живущий «разумно», становится новым «образцом» античной культуры. Этот «образец» создает философия.

Античная философия, как было сказано, создает новый образ мира и человека. Человек разделяется. Он учится наблюдать и контролировать свои внутренние состояния, свои «страсти». Разум - это тот, кто наблюдает и контролирует. Все дело в изменении субъективности, внутреннего состояния человека. Это попытка сделать разум господином, управляющим чувствами. При этом разум, о котором говорит философия, - это не обычный человеческий рассудок, изменчивый и непостоянный, а некий объективный, вечный и неизменный божественный разум. Философия освобождает человека от власти чувств, эмоций, страстей и передает эту власть разуму. «Естественное», спонтанное действие сменяется действием «искусственным», которое совершается на основе знания, «измерения» и «взвешивания». Действие предваряется работой разума, который принимает решения. Если в гомеровскую эпоху решение было решением бога, которое человек должен был исполнить, то философия ставит разум на место бога. Она выделяет действие из ситуации, или, вернее, осмысливает факт возможности многих вариантов действия в одной и той же ситуации. Множественность действий имеет в своей основе множественность «аффектов», запускающих эти действия. Но Аристотель говорит, что каждой ситуации соответствует определенный правильный аффект. Философия - стремление достичь определенности, найти правила правильного действия. Это распространение практики измерения и взвешивания, перенос ее внутрь индивида, в сферу, где господствуют аффекты, страсти, темные, неуправляемые силы. Но «измерение» и «взвешивание» в сфере субъективного возможно только тогда, когда аффект погашен.

Поэтому мудрость - спокойствие духа, неудивляемость, безмятежность, атараксия. Философия - способность гасить аффекты, особое внутреннее усилие, доступное немногим. Эта способность и есть разум: реакция-действие отодвигается волевым усилием, а пауза заполняется «измерением» и «взвешиванием», рассмотрением ситуации с различных точек зрения. Сама ситуация предстает неоднозначной, раздваивается и рас-траивается. Но это предполагает умение смотреть на мир разными глазами и видеть множество «миров».  «Миров» столько, сколько есть «мнений» и точек зрения. Миры эти «неистинны»: здесь все текуче и непостоянно. Надо открыть «истинный мир», устойчивый и неизменный. Это необходимо для «правильного решения». Аристотель говорит, что мудрец тот, кто принимает правильные решения и совершает правильные поступки. Он способен правильно оценить ситуацию, знает «цену», истинную ценность всего, поскольку познал «истинный мир».

«Истинный мир» - высшая ценность, которая дает критерий оценки всего остального. Мудрец сдержан, невозмутим, «неудивляем», способен контролировать эмоции и страсти потому, что у него «другая» система ценностей. Его ценности «перевернуты». Калликл говорит Сократу: «Если все, что ты сказал – правильно, то наша жизнь оказывается словно перевернутой вверх дном»(469, с.521). На самом деле это мудрецы-философы имеют «перевернутую» систему ценностей, в которой ценности «обычной» жизни – власть, богатство, удовольствия – обесценены, и, наоборот, высшей ценностью становится то, что в жизни высокой цены не имеет – умеренность, сдержанность, справедливость. «Истинный мир», открываемый философом – обоснование его «перевернутой» системы ценностей. Он обесценивает реальную жизнь, делает ее «неистинной», призрачной. Происходит разрыв эмоциональной связи с миром реальной жизни, «остранение» мира, отчуждение от него. Формируется «иной» взгляд на мир, где обычное становится необычным и необычное обычным, начинает удивлять то, что никого не удивляет. Это и дает толчок к познанию обычного, которое становится «неизвестным», непознанным. Но философия не является только познанием, поиском сущности. Философия – это также «правильные поступки» и «правильные аффекты», т.е. умение управлять своими внутренними состояниями. В разных философских системах может преобладать ориентация на познание или на «правильную жизнь». Но в принципе они нераздельны. Философия формирует индивида, способного управлять собой и действовать со знанием дела. Индивид должен анализировать свои желания, различать «правильные» и «неправильные» с помощью взвешивания и измерения, уметь преодолевать неправильные желания и действовать на основе правильных. Философия утверждает в качестве правильных желания разумные, т.е. «умеренные». Разумность отождествляется с умеренностью, взвешенностью, справедливостью. Но умеренность означает – не преступать меры, брать, что тебе отмерено. Тот, кто не соблюдает меры, выходит за границы отмеренного и, значит, попадает на чужую территорию. Поэтому разумность – решение и  действие, соблюдающее меру, справедливое, совершаемое с оглядкой на другого, учитывающее другого. В решении и действии должно присутствовать не только мое Я  и мои желания, но и другое Я  и желания другого. Философия при этом не строит утопий, а выступает как трезвый реализм. Умеренность и справедливость -  не благое пожелание, а необходимое условие совместной жизни. Их нарушение есть произвол, безумие, которое надо «лечить». Философ – своего рода лекарь, говорит Сократ. Он врачует душу, делает ее гармоничной, уравновешенной, справедливой. Об этом беседа Сократа с Калликлом. Собственно философия и есть лекарство от «безумия», своеволия, неумеренности, несправедливости.

Конфуций выделяет четыре типа людей: знающие от рождения (умеренные и послушные), познающие в учении, познающие в крайности и те, кто в крайности не учатся. Получается, что нормальному человеку философия не нужна. Он знает от рождения. Но как определить, что есть «норма»? И тогда получается – нельзя быть «нормальным» вне философии, так как именно она определяет «норму», «меру», «правильность», «истину». Философия дает не просто абстрактный призыв «соблюдать меру» и «следовать справедливости», но определение того, что есть справедливость, что есть правильная жизнь, что есть высшее благо. Высшее благо на уровне индивида – это готовность совершать определенные поступки, выбор определенной линии поведения. Философия определяет, какое поведение, какая жизнь предпочтительны. Не с точки зрения выбора профессии, конкретного дела. Все конкретные дела – средство для достижения «высшего блага», которое, по мнению Сократа, есть гармония души. Получается, что мудрость, умеренность, разумность, справедливость и есть высшее благо. Не удовольствия, здоровье, богатство, а мудрость. Без мудрости человек просто «безумен». Философия определяет, что такое человек: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться.

Но каким образом философия определяет, что такое человек, где берет она свои ответы? Философия не говорит, что такое человек в своем эмпирическом существовании, это видно всем. Философия говорит о том, каким «должен быть» человек. Она создает проект-цель. Даже не создает, а берет из жизни. Его просто неоткуда больше взять. Человек «взвешивающий» и «рассчитывающий» не выдумка Сократа. Он просто возводит единичное в ранг всеобщего, берет тот тип, который стоит на задворках культуры и ставит его в центр.  Философ чувствует тенденцию развития культуры, он сам создает эту культуру. Она развивается через него, через борьбу ценностей, мотивов внутри. Это и рождает внутреннее беспокойство, которое должна погасить философия. Она дает опору. Совершается выбор, определяется истинная ценность, внутренняя борьба прекращается. Философ – человек на изломе культур, совершающий выбор, принимающий решение о будущем культуры. Внутри него то, что в обычной жизни разделено между разными людьми. Внутри – диалог, сопоставление разных точек зрения, разных ценностей.

Философия выстраивает иерархию целей: что является высшим благом, что низшим, какие действия и поступки предпочтительны, какие нет. Утверждая разумность, умеренность, справедливость в качестве высших ценностей, философия создает соответствующую «картину мира», онтологию, где эти ценности начинают бытийствовать. Мир также превращается в иерархическую систему, упорядоченную структуру – «космос» - которым управляет разум. Тем самым система ценностей выступает как нечто «объективное», как «мировое устройство». Философ-мудрец говорит от имени целого: он «познал» целое, мировой закон, мировой порядок, который человек должен внести в свою жизнь.

Таким образом, философия устанавливает иерархию ценностей, создает «знание» о мире и человеке, на основе которого индивид способен различать «правильное» и «неправильное» в своих действиях и поступках, способен разумно строить свою жизнь и жизнь общества. Жизнь должна строиться на основе знания. Знание отделяется от действия, предваряет действие, становится особой реальностью, «миром идей», с которым работает «теоретик» - философ.

Философия – порождение свободы. Свободы нет в ремесле, в материальной практике вообще. Здесь господствует ритуал. Она есть в политике. Политика – сфера действия, свободного от ритуала, то поле, на котором взрастает разум. В политике много неясного: не ясны цели и способы их достижения. Поэтому «свобода» в принятии решений – свобода, равная произволу. Нельзя принимать решения голосованием о врачебном диагнозе, например. Здесь решающее значение имеет мнение специалиста. Но в политике решения принимают все. Философия пытается в этом разобраться, понять, как отличить правильные решения от неправильных, какие цели должны быть главными в жизни и почему. Философия – «умение управлять»: собой и государством. Это разум, который направляет действие. Он сдерживает страсти и взвешивает цели. Он – демиург, создающий порядок из хаоса. Он упорядочивает хаос внутренний – лечит «душу» и упорядочивает хаос внешний – творит социум. Разум обретает самостоятельность. Он открывает истину, принимает решения и создает «истинную жизнь». Он пытается занять место бога. Разум создает «идеальные миры», которые позднее становятся реальным знанием, наукой.

В новое время от ритуала освобождается производство. Оно обретает всеобщую цель – прибыль, становится средством получения прибыли, рационализируется и начинает работать на основе знания. Этот процесс мы рассмотрим в следующих разделах.

 

 

Выход из кризиса, состояния «войны всех против всех» предполагает также изменение внутреннего состояния индивида. Разрушение обычая означает снятие ограничений, беспредельную свободу, своеволие, действие по принципу «я так хочу», когда индивидуальное желание становится основным мотивом действия, поступка. В этой ситуации возможен единственный выход: научиться управлять собой, ограничивать себя, сдерживать свое «хочу», «обуздать» страсти. Управлять собой - означает сделать себя предметом собственных действий, раздвоиться, наблюдать себя, стать лошадью и всадником одновременно. Ограничение «страстей» дает место разуму, размышлению, «взвешиванию» и «просчитыванию», знанию. Основой действия становится знание, а не «хотение». Это изменяет всю систему культуры. Главной ценностью она делает разум, пытается все познать и построить жизнь на основе знания. Индивид, способный управлять собой и миром, свободно принимающий закон, живущий «разумно», становится новым «образцом» античной культуры. Этот «образец» создает философия.

Античная философия, как было сказано, создает новый образ мира и человека. Человек разделяется. Он учится наблюдать и контролировать свои внутренние состояния, свои «страсти». Разум - это тот, кто наблюдает и контролирует. Все дело в изменении субъективности, внутреннего состояния человека. Это попытка сделать разум господином, управляющим чувствами. При этом разум, о котором говорит философия, - это не обычный человеческий рассудок, изменчивый и непостоянный, а некий объективный, вечный и неизменный божественный разум. Философия освобождает человека от власти чувств, эмоций, страстей и передает эту власть разуму. «Естественное», спонтанное действие сменяется действием «искусственным», которое совершается на основе знания, «измерения» и «взвешивания». Действие предваряется работой разума, который принимает решения. Если в гомеровскую эпоху решение было решением бога, которое человек должен был исполнить, то философия ставит разум на место бога. Она выделяет действие из ситуации, или, вернее, осмысливает факт возможности многих вариантов действия в одной и той же ситуации. Множественность действий имеет в своей основе множественность «аффектов», запускающих эти действия. Но Аристотель говорит, что каждой ситуации соответствует определенный правильный аффект. Философия - стремление достичь определенности, найти правила правильного действия. Это распространение практики измерения и взвешивания, перенос ее внутрь индивида, в сферу, где господствуют аффекты, страсти, темные, неуправляемые силы. Но «измерение» и «взвешивание» в сфере субъективного возможно только тогда, когда аффект погашен.

Поэтому мудрость - спокойствие духа, неудивляемость, безмятежность, атараксия. Философия - способность гасить аффекты, особое внутреннее усилие, доступное немногим. Эта способность и есть разум: реакция-действие отодвигается волевым усилием, а пауза заполняется «измерением» и «взвешиванием», рассмотрением ситуации с различных точек зрения. Сама ситуация предстает неоднозначной, раздваивается и рас-траивается. Но это предполагает умение смотреть на мир разными глазами и видеть множество «миров».  «Миров» столько, сколько есть «мнений» и точек зрения. Миры эти «неистинны»: здесь все текуче и непостоянно. Надо открыть «истинный мир», устойчивый и неизменный. Это необходимо для «правильного решения». Аристотель говорит, что мудрец тот, кто принимает правильные решения и совершает правильные поступки. Он способен правильно оценить ситуацию, знает «цену», истинную ценность всего, поскольку познал «истинный мир».

«Истинный мир» - высшая ценность, которая дает критерий оценки всего остального. Мудрец сдержан, невозмутим, «неудивляем», способен контролировать эмоции и страсти потому, что у него «другая» система ценностей. Его ценности «перевернуты». Калликл говорит Сократу: «Если все, что ты сказал – правильно, то наша жизнь оказывается словно перевернутой вверх дном»(469, с.521). На самом деле это мудрецы-философы имеют «перевернутую» систему ценностей, в которой ценности «обычной» жизни – власть, богатство, удовольствия – обесценены, и, наоборот, высшей ценностью становится то, что в жизни высокой цены не имеет – умеренность, сдержанность, справедливость. «Истинный мир», открываемый философом – обоснование его «перевернутой» системы ценностей. Он обесценивает реальную жизнь, делает ее «неистинной», призрачной. Происходит разрыв эмоциональной связи с миром реальной жизни, «остранение» мира, отчуждение от него. Формируется «иной» взгляд на мир, где обычное становится необычным и необычное обычным, начинает удивлять то, что никого не удивляет. Это и дает толчок к познанию обычного, которое становится «неизвестным», непознанным. Но философия не является только познанием, поиском сущности. Философия – это также «правильные поступки» и «правильные аффекты», т.е. умение управлять своими внутренними состояниями. В разных философских системах может преобладать ориентация на познание или на «правильную жизнь». Но в принципе они нераздельны. Философия формирует индивида, способного управлять собой и действовать со знанием дела. Индивид должен анализировать свои желания, различать «правильные» и «неправильные» с помощью взвешивания и измерения, уметь преодолевать неправильные желания и действовать на основе правильных. Философия утверждает в качестве правильных желания разумные, т.е. «умеренные». Разумность отождествляется с умеренностью, взвешенностью, справедливостью. Но умеренность означает – не преступать меры, брать, что тебе отмерено. Тот, кто не соблюдает меры, выходит за границы отмеренного и, значит, попадает на чужую территорию. Поэтому разумность – решение и  действие, соблюдающее меру, справедливое, совершаемое с оглядкой на другого, учитывающее другого. В решении и действии должно присутствовать не только мое Я  и мои желания, но и другое Я  и желания другого. Философия при этом не строит утопий, а выступает как трезвый реализм. Умеренность и справедливость -  не благое пожелание, а необходимое условие совместной жизни. Их нарушение есть произвол, безумие, которое надо «лечить». Философ – своего рода лекарь, говорит Сократ. Он врачует душу, делает ее гармоничной, уравновешенной, справедливой. Об этом беседа Сократа с Калликлом. Собственно философия и есть лекарство от «безумия», своеволия, неумеренности, несправедливости.

Конфуций выделяет четыре типа людей: знающие от рождения (умеренные и послушные), познающие в учении, познающие в крайности и те, кто в крайности не учатся. Получается, что нормальному человеку философия не нужна. Он знает от рождения. Но как определить, что есть «норма»? И тогда получается – нельзя быть «нормальным» вне философии, так как именно она определяет «норму», «меру», «правильность», «истину». Философия дает не просто абстрактный призыв «соблюдать меру» и «следовать справедливости», но определение того, что есть справедливость, что есть правильная жизнь, что есть высшее благо. Высшее благо на уровне индивида – это готовность совершать определенные поступки, выбор определенной линии поведения. Философия определяет, какое поведение, какая жизнь предпочтительны. Не с точки зрения выбора профессии, конкретного дела. Все конкретные дела – средство для достижения «высшего блага», которое, по мнению Сократа, есть гармония души. Получается, что мудрость, умеренность, разумность, справедливость и есть высшее благо. Не удовольствия, здоровье, богатство, а мудрость. Без мудрости человек просто «безумен». Философия определяет, что такое человек: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться.

Но каким образом философия определяет, что такое человек, где берет она свои ответы? Философия не говорит, что такое человек в своем эмпирическом существовании, это видно всем. Философия говорит о том, каким «должен быть» человек. Она создает проект-цель. Даже не создает, а берет из жизни. Его просто неоткуда больше взять. Человек «взвешивающий» и «рассчитывающий» не выдумка Сократа. Он просто возводит единичное в ранг всеобщего, берет тот тип, который стоит на задворках культуры и ставит его в центр.  Философ чувствует тенденцию развития культуры, он сам создает эту культуру. Она развивается через него, через борьбу ценностей, мотивов внутри. Это и рождает внутреннее беспокойство, которое должна погасить философия. Она дает опору. Совершается выбор, определяется истинная ценность, внутренняя борьба прекращается. Философ – человек на изломе культур, совершающий выбор, принимающий решение о будущем культуры. Внутри него то, что в обычной жизни разделено между разными людьми. Внутри – диалог, сопоставление разных точек зрения, разных ценностей.

Философия выстраивает иерархию целей: что является высшим благом, что низшим, какие действия и поступки предпочтительны, какие нет. Утверждая разумность, умеренность, справедливость в качестве высших ценностей, философия создает соответствующую «картину мира», онтологию, где эти ценности начинают бытийствовать. Мир также превращается в иерархическую систему, упорядоченную структуру – «космос» - которым управляет разум. Тем самым система ценностей выступает как нечто «объективное», как «мировое устройство». Философ-мудрец говорит от имени целого: он «познал» целое, мировой закон, мировой порядок, который человек должен внести в свою жизнь.

Таким образом, философия устанавливает иерархию ценностей, создает «знание» о мире и человеке, на основе которого индивид способен различать «правильное» и «неправильное» в своих действиях и поступках, способен разумно строить свою жизнь и жизнь общества. Жизнь должна строиться на основе знания. Знание отделяется от действия, предваряет действие, становится особой реальностью, «миром идей», с которым работает «теоретик» - философ.

Философия – порождение свободы. Свободы нет в ремесле, в материальной практике вообще. Здесь господствует ритуал. Она есть в политике. Политика – сфера действия, свободного от ритуала, то поле, на котором взрастает разум. В политике много неясного: не ясны цели и способы их достижения. Поэтому «свобода» в принятии решений – свобода, равная произволу. Нельзя принимать решения голосованием о врачебном диагнозе, например. Здесь решающее значение имеет мнение специалиста. Но в политике решения принимают все. Философия пытается в этом разобраться, понять, как отличить правильные решения от неправильных, какие цели должны быть главными в жизни и почему. Философия – «умение управлять»: собой и государством. Это разум, который направляет действие. Он сдерживает страсти и взвешивает цели. Он – демиург, создающий порядок из хаоса. Он упорядочивает хаос внутренний – лечит «душу» и упорядочивает хаос внешний – творит социум. Разум обретает самостоятельность. Он открывает истину, принимает решения и создает «истинную жизнь». Он пытается занять место бога. Разум создает «идеальные миры», которые позднее становятся реальным знанием, наукой.

В новое время от ритуала освобождается производство. Оно обретает всеобщую цель – прибыль, становится средством получения прибыли, рационализируется и начинает работать на основе знания. Этот процесс мы рассмотрим в следующих разделах.