1.3. Власть старших
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1517 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Поскольку в общине опыт передается в форме навыков и умений, которые младшие должны усвоить, подражая старшим, то социальная структура основана на авторитете и власти старших, старейшин. Они – хранители опыта, который, в свою очередь, получили от ушедших предков. Эта цепочка завершается первопредком, культурным героем или богом, который был первым, научившим людей, как надо жить.
Власть старших в общине ребенок особенно начинает ощущать во время инициаций. «Если он в детстве был послушным ребенком, запоминал все, чему его учили... ему не приходится долго ждать первой церемонии. Однако, если старшие мужчины не любят мальчика за неуважительность и грубость, его могут заставить ждать довольно долго или могут безжалостно обойтись с ним во время физической операции» (22,с.117). Мальчику совершенно ясно, что его будущее во многом зависит от старших мужчин, руководителей обряда, пользующихся наибольшим авторитетом в его общине. Обряды инициации продолжаются длительное время, иногда годы. Инициации открывают дверь в тайную, священную, эзотерическую жизнь мужчин. Исследователи отмечают, что статус человека в общине непосредственно зависит от того, какую роль он играет в процессе совершения обрядов. Наиболее высокий статус имеют распорядители обрядов, знающие в деталях всю обрядовую церемонию. Пожилые мужчины имеют решающий голос в делах племени не просто в силу своего возраста, а потому что у них накоплен большой жизненный опыт. Порядок в общине и доброе отношения между общинами в целом зависят от способности стариков контролировать действия молодых. Особый авторитет и даже сакральность старейшины или вождя определялся их близостью к предкам. Они выступали в качестве посредников между общиной и миром предков. Близость к предкам накладывала на старейшин особые обязанности. Они должны были покровительствовать своим младшим сородичам, а по отношению к «чужим» проявлять гостеприимство. Тесная близость старейшины общины к ее прародителям делала его хозяином общинных земель. Он назначает на работы и распоряжается урожаем.
Таким образом, община сохраняется благодаря тому, что младшие повторяют опыт старших, старшие хранят опыт ушедших. Здесь почти полная аналогия с армейской структурой: старшие обучают и приказывают, младшие – исполняют приказания и постепенно взрослея, сами проходят ступени старшинства от рядового до полковника и генерала. Приказы идут от самого верха, верховного бога (главнокомандующего ) и его окружения. Бог (как и главнокомандующий ) со своей свитой живет в «ином» мире и редко нисходит на землю, но его приказы периодически ощущают все. Они проявляются, например, в размере довольствия, который может быть увеличен или уменьшен. Боги-предки тоже могут послать обильный урожай или приплод скота, а могут и не послать. Главнокомандующий может бросить армию в огонь войны, а может оставить спокойно жить в казармах. Так же и община «по решению бога» может подвергнуться нападению врагов или сама напасть на соседнее племя.
Аналогия родовой общины и армии не столь поверхностна, поскольку пласты прежних эпох никуда не уходят, они сохраняются в нашей жизни в измененном виде, но все же сохраняются. Их трудно опознать, но будучи найденными, эти реликты позволяют понять прошлое.
Рассмотрение родовой общины как иерархической структуры, подобной армейской, позволяет понять многие стороны ее жизни, и главное – ее сознание, систему представлений об окружающей действительности. В ней боги и предки – обозначение конечной причины: от кого исходит приказ, веление делать что-то или запрет на определенные действия. Предки приказывают и запрещают, живые им подчиняются. Невыполнение приказа влечет за собой наказание. Чтобы тебя не наказали (болезнью, смертью, неурожаем, наводнением, войной и т.д.), выполняй все в точности, как приказано. Поэтому жизнь индивида подчинена массе предписаний и запретов (табу), смысл которых не выясняется и не обсуждается. Так надо, так велено, так делали предки – это основной принцип действия в общине и в армии.
Порядок в общине обеспечивается точным выполнением велений предков, в армии – армейских офицеров. Предки – как ротный старшина, который не только выдает наряд солдату, но и может помочь в трудную минуту, научить, подсказать, обеспечить. Солдат службу знает, но все держится на старшине и стоящих над ним офицерах, от которых зависит все существование солдата, вся его жизнь. Он должен постоянно на них оглядываться, спрашивать разрешения, выполнять предписания и указания. Короче, он служит. Служба и есть смысл деятельности военного. Но, видимо, это можно отнести и к человеку древней культуры. Для него предки и боги – те же командиры, которые всем командуют: урожаем, скотом, погодой, болезнями и т.д. И отношение к ним такое же: они, обычно, доброжелательны, хотя и строги, и наказывают только за дело; с ними можно ладить и договариваться. Иногда, правда, они заставляют тебя терпеть разные мучения и даже умирать, но на то они и старшие. Вообще, с ними надо поддерживать хорошие отношения, но держаться от них подальше. Среди них есть сущие демоны, которые норовят сделать жизнь невыносимой. И есть совсем враждебные силы, от которых надо держать оборону.
Семья и армия – два современных аналога родового коллектива. В армии нет добра и зла, нет морали, поскольку нет свободы выбора. Там есть приказы и устав, поощрения и наказания за их выполнение или невыполнение. В армии ( и в общине) нет размышления, познания, творчества, нет свободы. По крайне мере, они там не являются необходимыми элементами. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Вновь приходящий молодой солдат занимает место уходящего, получает его профессию и должность. То же и в общине: родившийся получает имя, тождественное должности и занимает свое место в родовом коллективе. Это именной способ трансляции культуры: закрепление за именем-должностью определенного набора навыков и умений. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Так и община существует в смене поколений.
Основные правила взаимоотношений в армии и в родовой общине тоже совпадают. Каждый имеет право на свою долю еды и на поддержку и защиту своих. Все отвечают за каждого и каждый за всех. Ценят тех, кто готов жертвовать собой ради других, верность и преданность. Нельзя быть слабым, нельзя быть не таким, как все, нельзя быть жадным и трусливым, надо делиться со всеми, нельзя быть эгоистом. Надо выполнять положенное и подчиняться старшим. Главное – знать, что хотят старшие и делать это. В крайнем случае старших можно просить о чем-то, но надо знать, к кому с какой просьбой обращаться: за куском мыла не идут к полковнику и с мелкими просьбами не обращаются к верховному богу. Воля старших не всегда понятна, тогда нужны гадания и прорицания.
Таким образом, можно говорить о соответствии трех основных составляющих социума: формы практики, социальной структуры и формы знания.
Форма практики в родовой общине – действие-приказ, действие-ритуал, воспроизводимое в том виде и в той ситуации, как это делали предки. Можно сказать, что это действие нецелесообразно в том смысле, что в его основе не цель, в соответствии с которой выбирается способ ее достижения, а приказ, который должен быть выполнен независимо от того, каков будет результат. Именно этот способ трансляции опыта как трансляции действий, которые индивид должен повторить и усвоить, был основой мифологических представлений. Действие в данной культуре – нечто объективное, не зависящее от воли и сознания индивида, наоборот, подчиняющее себе его волю, определяющее всю его жизнь. Это действие есть основа порядка, основа самой жизни, следовательно, высшая ценность. Высшая ценность действия, носителями которого являются старейшины, знающие «как делается», ставит старших на высшую ступеньку в социуме, делает их самих высшей ценностью, неприкосновенной и сакральной. Воля старейшин – основа порядка, основа жизни, основа всех природных процессов.
Такой форме практики соответствует социальная структура, основанная на непосредственном общении и подчинении младших старшим, а также поло-возрастная система распределения обязанностей.
Поскольку в общине опыт передается в форме навыков и умений, которые младшие должны усвоить, подражая старшим, то социальная структура основана на авторитете и власти старших, старейшин. Они – хранители опыта, который, в свою очередь, получили от ушедших предков. Эта цепочка завершается первопредком, культурным героем или богом, который был первым, научившим людей, как надо жить.
Власть старших в общине ребенок особенно начинает ощущать во время инициаций. «Если он в детстве был послушным ребенком, запоминал все, чему его учили... ему не приходится долго ждать первой церемонии. Однако, если старшие мужчины не любят мальчика за неуважительность и грубость, его могут заставить ждать довольно долго или могут безжалостно обойтись с ним во время физической операции» (22,с.117). Мальчику совершенно ясно, что его будущее во многом зависит от старших мужчин, руководителей обряда, пользующихся наибольшим авторитетом в его общине. Обряды инициации продолжаются длительное время, иногда годы. Инициации открывают дверь в тайную, священную, эзотерическую жизнь мужчин. Исследователи отмечают, что статус человека в общине непосредственно зависит от того, какую роль он играет в процессе совершения обрядов. Наиболее высокий статус имеют распорядители обрядов, знающие в деталях всю обрядовую церемонию. Пожилые мужчины имеют решающий голос в делах племени не просто в силу своего возраста, а потому что у них накоплен большой жизненный опыт. Порядок в общине и доброе отношения между общинами в целом зависят от способности стариков контролировать действия молодых. Особый авторитет и даже сакральность старейшины или вождя определялся их близостью к предкам. Они выступали в качестве посредников между общиной и миром предков. Близость к предкам накладывала на старейшин особые обязанности. Они должны были покровительствовать своим младшим сородичам, а по отношению к «чужим» проявлять гостеприимство. Тесная близость старейшины общины к ее прародителям делала его хозяином общинных земель. Он назначает на работы и распоряжается урожаем.
Таким образом, община сохраняется благодаря тому, что младшие повторяют опыт старших, старшие хранят опыт ушедших. Здесь почти полная аналогия с армейской структурой: старшие обучают и приказывают, младшие – исполняют приказания и постепенно взрослея, сами проходят ступени старшинства от рядового до полковника и генерала. Приказы идут от самого верха, верховного бога (главнокомандующего ) и его окружения. Бог (как и главнокомандующий ) со своей свитой живет в «ином» мире и редко нисходит на землю, но его приказы периодически ощущают все. Они проявляются, например, в размере довольствия, который может быть увеличен или уменьшен. Боги-предки тоже могут послать обильный урожай или приплод скота, а могут и не послать. Главнокомандующий может бросить армию в огонь войны, а может оставить спокойно жить в казармах. Так же и община «по решению бога» может подвергнуться нападению врагов или сама напасть на соседнее племя.
Аналогия родовой общины и армии не столь поверхностна, поскольку пласты прежних эпох никуда не уходят, они сохраняются в нашей жизни в измененном виде, но все же сохраняются. Их трудно опознать, но будучи найденными, эти реликты позволяют понять прошлое.
Рассмотрение родовой общины как иерархической структуры, подобной армейской, позволяет понять многие стороны ее жизни, и главное – ее сознание, систему представлений об окружающей действительности. В ней боги и предки – обозначение конечной причины: от кого исходит приказ, веление делать что-то или запрет на определенные действия. Предки приказывают и запрещают, живые им подчиняются. Невыполнение приказа влечет за собой наказание. Чтобы тебя не наказали (болезнью, смертью, неурожаем, наводнением, войной и т.д.), выполняй все в точности, как приказано. Поэтому жизнь индивида подчинена массе предписаний и запретов (табу), смысл которых не выясняется и не обсуждается. Так надо, так велено, так делали предки – это основной принцип действия в общине и в армии.
Порядок в общине обеспечивается точным выполнением велений предков, в армии – армейских офицеров. Предки – как ротный старшина, который не только выдает наряд солдату, но и может помочь в трудную минуту, научить, подсказать, обеспечить. Солдат службу знает, но все держится на старшине и стоящих над ним офицерах, от которых зависит все существование солдата, вся его жизнь. Он должен постоянно на них оглядываться, спрашивать разрешения, выполнять предписания и указания. Короче, он служит. Служба и есть смысл деятельности военного. Но, видимо, это можно отнести и к человеку древней культуры. Для него предки и боги – те же командиры, которые всем командуют: урожаем, скотом, погодой, болезнями и т.д. И отношение к ним такое же: они, обычно, доброжелательны, хотя и строги, и наказывают только за дело; с ними можно ладить и договариваться. Иногда, правда, они заставляют тебя терпеть разные мучения и даже умирать, но на то они и старшие. Вообще, с ними надо поддерживать хорошие отношения, но держаться от них подальше. Среди них есть сущие демоны, которые норовят сделать жизнь невыносимой. И есть совсем враждебные силы, от которых надо держать оборону.
Семья и армия – два современных аналога родового коллектива. В армии нет добра и зла, нет морали, поскольку нет свободы выбора. Там есть приказы и устав, поощрения и наказания за их выполнение или невыполнение. В армии ( и в общине) нет размышления, познания, творчества, нет свободы. По крайне мере, они там не являются необходимыми элементами. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Вновь приходящий молодой солдат занимает место уходящего, получает его профессию и должность. То же и в общине: родившийся получает имя, тождественное должности и занимает свое место в родовом коллективе. Это именной способ трансляции культуры: закрепление за именем-должностью определенного набора навыков и умений. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Так и община существует в смене поколений.
Основные правила взаимоотношений в армии и в родовой общине тоже совпадают. Каждый имеет право на свою долю еды и на поддержку и защиту своих. Все отвечают за каждого и каждый за всех. Ценят тех, кто готов жертвовать собой ради других, верность и преданность. Нельзя быть слабым, нельзя быть не таким, как все, нельзя быть жадным и трусливым, надо делиться со всеми, нельзя быть эгоистом. Надо выполнять положенное и подчиняться старшим. Главное – знать, что хотят старшие и делать это. В крайнем случае старших можно просить о чем-то, но надо знать, к кому с какой просьбой обращаться: за куском мыла не идут к полковнику и с мелкими просьбами не обращаются к верховному богу. Воля старших не всегда понятна, тогда нужны гадания и прорицания.
Таким образом, можно говорить о соответствии трех основных составляющих социума: формы практики, социальной структуры и формы знания.
Форма практики в родовой общине – действие-приказ, действие-ритуал, воспроизводимое в том виде и в той ситуации, как это делали предки. Можно сказать, что это действие нецелесообразно в том смысле, что в его основе не цель, в соответствии с которой выбирается способ ее достижения, а приказ, который должен быть выполнен независимо от того, каков будет результат. Именно этот способ трансляции опыта как трансляции действий, которые индивид должен повторить и усвоить, был основой мифологических представлений. Действие в данной культуре – нечто объективное, не зависящее от воли и сознания индивида, наоборот, подчиняющее себе его волю, определяющее всю его жизнь. Это действие есть основа порядка, основа самой жизни, следовательно, высшая ценность. Высшая ценность действия, носителями которого являются старейшины, знающие «как делается», ставит старших на высшую ступеньку в социуме, делает их самих высшей ценностью, неприкосновенной и сакральной. Воля старейшин – основа порядка, основа жизни, основа всех природных процессов.
Такой форме практики соответствует социальная структура, основанная на непосредственном общении и подчинении младших старшим, а также поло-возрастная система распределения обязанностей.