2.3. Мир, который мы выбираем

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

В философии четко обозначается противопоставление мира истинного, высшего,  божественного, открывающегося разуму и мира неистинного, низшего, материального, предстающего в чувствах. В неподлинном мире (вспомним пещеру Платона) живут обычные люди. Философии и философу открывается истинный мир, истинное благо и справедливость.  Тем самым философия выдвигает претензию на лидерство, руководство в обществе. Править должны знающие истину. «Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственных должностей…», - говорит Платон. Ясно, что такие беседы о подлинных и мнимых ценностях не могли не раздражать простых афинян, для которых жизнь была постоянным соперничеством, борьбой за богатство, славу, власть. И в этой борьбе нравственность, справедливость были существенной помехой. Отсюда двойственное отношение к философии в Афинах: почитание и ненависть одновременно, казнить и восславить в веках. Такова же судьба Сократа.

Философия разрушает традиционную картину мира и создает новое представление о мире как упорядоченном, разумно устроенном космосе, где все совершается закономерно, а не по прихоти всевластных богов или судьбы. Философия создает «идеальный мир», то есть мир порядка, красоты и гармонии, не похожий на реальный мир и, в то же время, тот же реальный мир, но не нынешний, а такой, которым он может и должен стать. Идеальный мир оттеняет и подчеркивает несовершенство и уродство обыденного мира и тем вызывает к себе двойственное чувство: униженности, ненависти и зависти к более высшему,  в то же время, почитание и тайное желание стать им. Ничто так не раздражает, как постоянное напоминание о собственном несовершенстве, и ничто так не притягивает, как красота и гармония. Философия как бы говорит человеку то, что он и сам о себе знает, но старается забыть, поскольку это знание требует усилия и напряжения более высокого, чем усилие для поддержания обыденной жизни. Это знание требует, чтобы справедливость, красота и гармония становились такими же стимулами нашей деятельности, как голод, жажда удовольствий, богатства или стремление к власти.

Например, Платон высказывает парадоксальную для грека того времени мысль: «лучше терпеть самые большие несправедливости, чем их совершать». Платон говорит, что когда человек ослеплен жаждой богатства и чувственных удовольствий, всем телесным, он даже не может понять смысл этого положения, «не внимает таким речам, а если и слушает их, то лишь для того, чтобы посмеяться над ними. Подобно дикому животному, он бесстыдно завладевает всем, что ему кажется пригодным для удовлетворения своих ненасытных желаний в еде, питье и других постыдных и грубых наслаждениях» (Цит. по 29, с.141 ). Фактически Платон в своих произведениях создает совершенно иной образ мира, в котором идеи справедливости, блага и красоты реализуемы; мир, в котором положение «лучше терпеть самые большие несправедливости, чем их совершать» выполнимо. В общем это и есть работа философии: изменение смыслов, переосмысление целей, ценностей, ориентиров человеческой жизни, что, в свою очередь, требует изменения всей картины мира, мировоззрения. Философия, это важно подчеркнуть, дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще. Результатом работы философии является построение такой картины мира, которая в наибольшей степени соответствует изменившимся человеческим требованиям к миру. Философия строит такой мир, в котором человек мог бы жить.

Так же, как человек не может жить в лесу или степи, а должен выстроить себе хотя бы простейшую хижину, защищающую его от внешнего мира и удобную для жизни, так и его сознание выстраивает себе большой мир-дом, понятный человеку и соответствующий его потребностям.

Хижину древнего охотника окружает мир, описанный в его преданиях, мифах о предках, богах и героях. Над средневековым замком высится мир, созданный интеллектом богословов. Современный мир, вселенная, вечная и бесконечная, создан наукой и философией. Люди разных эпох живут в различных мирах. Но ведь эти миры когда-то и кем-то создаются. Кто-то должен разрушить старый дом, и построить новый, более просторный и удобный. Но в новом доме и жить надо по-другому. Человек должен осваивать новый образ жизни, изменять свое отношение к окружающему. Философия и есть такая деятельность, которая разрушает традиционную картину мира и создает новый образ мира, более современный, отвечающий новым потребностям человека. Кризис, распад, разрушение устоявшихся форм жизни, связей и отношений в обществе, наступающий в результате каких-то внешних воздействий или внутренних изменений, как правило, предшествует изменению картины мира.

Философия есть усилие, направленное на то, чтобы преодолеть распад общества, разрушение, движение к гибели и хаосу. Философия ставит диагноз человеческому существованию, анализирует ситуацию, в которой оказался индивид и предлагает способы лечения, выхода из кризисного состояния. Сейчас мы не будем рассматривать вопрос о том, насколько верный диагноз ставит философия и правильны ли предлагаемые способы лечения. Мы пока пытаемся определить смысл философской деятельности, ее направленность и цель.

Итак, философия – это диагноз и методы лечения. Вспомним, что послужило толчком к размышлениям Платона: «Писаные законы и нравы поразительно извратились и пали, так что у меня, когда я смотрел на все это и видел, как все шло вразброд, в конце концов потемнело в глазах. Но я не переставал размышлять, каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства». Философия Платона и есть ответ на этот вопрос: каким путем улучшить государственное устройство. Но чтобы на него ответить, Платон должен был определить «устройство» большого мира – космоса, частью которого является государство, «устройство» человека , который должен жить в его государстве. Идеал порядка, гармонии, меры – вот главная идея всякой философии. Преодолеть хаос, разрушение, своеволие, буйство страстей, чувств, эмоций, подчинить все это разуму, установить меру, законы, порядок. Фактически философия – это разум, интеллект, почувствовавший свою силу, способность подчинять себе и упорядочивать окружающий мир, косную материю, живое кипение страстей. Философия берет на себя высокую роль творца, демиурга, упорядочивающего мир.

Грек эпохи Платона знал, что только богу дано творить мир и управлять этим миром. Волю богов нельзя изменить, ее можно узнать через прорицателей, гадание или в вещем сне. Философия совершает ужасную по меркам обывателя того времени вещь: она лишает высшую реальность воли. Не своевольные, неуправляемые боги правят миром, говорит философия, а разум и железная необходимость. Действие божественного разума каждый может увидеть, наблюдая за движением небосвода, где светила описывают вечно один и тот  же круг. Бог – это постоянство и неизменность, это порядок, закон,  говорит философия. И познать этот внешний порядок, закон мира, может только философ, тот в ком разумное начало, разум наиболее чист, не замутнен страстями и эмоциями, материальными интересами. Философия предлагает человеку новый образ мира, в котором господствует разум, закон. Постигая законы мира, высший божественный порядок, философ на основе этого знания стремится утвердить порядок в неразумном мире. Фактически это интеллектуальная революция, которая внешне прошла довольно тихо и незаметно. Это свержение своенравных, изменчивых в своем настроении богов, направляющих ход событий по своему усмотрению, и утверждение высшего порядка, который человек может познать, а затем построить свою жизнь, опираясь на это знание. Философия ставит разум индивида на место бога. Жить нужно руководствуясь разумом, способным познать истину, без оглядки на существующие неразумные обычаи, традиции, нравы.

Итак, разум вместо традиционных богов, вместо существующих нравов и обычаев, «истинный мир» вместо «мира мнения». Это означает, что индивид разрывает паутину традиционной жизни и начинает жить иначе, не так, как все, другой, «разумной» жизнью, где другие представления о том, что такое этот мир, что можно и чего нельзя, что прекрасно,  что безобразно, что добро, а что зло.

Уже Сократ дает пример такой ориентированной на высшие ценности жизни «по собственным правилам», а затем появляются его ученики и последователи – киники, киренаики, мегарцы, другие философские школы и направления – скептики, стоики, эпикурейцы, которые утвердили свободу индивида, его право жить «не так, как все», опираясь на свой разум, опираясь на свое представление об истинных целях и ценностях этого мира.

Философия в этом смысле представляет собой социально-исторический эксперимент, продуктом которого является свободный индивид, личность, на одной стороне, а на другой - картина такого мира, в котором свободный индивид мог бы жить. То есть  свобода и свободный индивид, конечно же, не изначальны, это результат исторического развития, результат определенных изменений в социально-экономической и духовной сферах общественной жизни. Философия – это прорыв традиций и выход в сферу личностного бытия.

Поэтому философия не просто совокупность представлений о мире и человеке, совокупность знаний, подобных тем, которые дают физика, химия или биология. Философия – это образ мира и образ жизни человека в неразрывном единстве. Образ мира, который необходимо предполагает определенный образ жизни. Это мир-дом, конструкция, устройство которого предполагает соответствующее поведение человека.

Различные философские системы – это различные «миры», сконструированные интеллектом их создателей и различные «сценарии» человеческой жизни. Поэтому, выбирая определенную философию,  определенное мировоззрение, человек выбирает и свою жизнь, свой путь в этом мире. Философия задает вехи, ориентиры, общее направление пути, основные цели, к которым стремится человек.

Изменить жизнь радикально можно только в том случае, если меняется образ мира, меняются жизненные ориентиры.

Эти предварительные рассуждения о философии, о направленности ее интеллектуальных усилий, о взаимосвязи образа мира и сценария человеческого существования в этом мире, позволяют нам перейти к конкретному анализу существовавших в истории культуры представлений о мире и месте в нем человека. Нет необходимости воспроизводить содержание философских систем Платона, Аристотеля или Эпикура. Они достаточно хорошо известны. Попытаемся понять основные черты отношения к миру, мировоззрения, сформированного античной философией. На наш взгляд, его фундаментальные основы заложены античной классикой – учениями Платона и Аристотеля.

 

 

В философии четко обозначается противопоставление мира истинного, высшего,  божественного, открывающегося разуму и мира неистинного, низшего, материального, предстающего в чувствах. В неподлинном мире (вспомним пещеру Платона) живут обычные люди. Философии и философу открывается истинный мир, истинное благо и справедливость.  Тем самым философия выдвигает претензию на лидерство, руководство в обществе. Править должны знающие истину. «Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственных должностей…», - говорит Платон. Ясно, что такие беседы о подлинных и мнимых ценностях не могли не раздражать простых афинян, для которых жизнь была постоянным соперничеством, борьбой за богатство, славу, власть. И в этой борьбе нравственность, справедливость были существенной помехой. Отсюда двойственное отношение к философии в Афинах: почитание и ненависть одновременно, казнить и восславить в веках. Такова же судьба Сократа.

Философия разрушает традиционную картину мира и создает новое представление о мире как упорядоченном, разумно устроенном космосе, где все совершается закономерно, а не по прихоти всевластных богов или судьбы. Философия создает «идеальный мир», то есть мир порядка, красоты и гармонии, не похожий на реальный мир и, в то же время, тот же реальный мир, но не нынешний, а такой, которым он может и должен стать. Идеальный мир оттеняет и подчеркивает несовершенство и уродство обыденного мира и тем вызывает к себе двойственное чувство: униженности, ненависти и зависти к более высшему,  в то же время, почитание и тайное желание стать им. Ничто так не раздражает, как постоянное напоминание о собственном несовершенстве, и ничто так не притягивает, как красота и гармония. Философия как бы говорит человеку то, что он и сам о себе знает, но старается забыть, поскольку это знание требует усилия и напряжения более высокого, чем усилие для поддержания обыденной жизни. Это знание требует, чтобы справедливость, красота и гармония становились такими же стимулами нашей деятельности, как голод, жажда удовольствий, богатства или стремление к власти.

Например, Платон высказывает парадоксальную для грека того времени мысль: «лучше терпеть самые большие несправедливости, чем их совершать». Платон говорит, что когда человек ослеплен жаждой богатства и чувственных удовольствий, всем телесным, он даже не может понять смысл этого положения, «не внимает таким речам, а если и слушает их, то лишь для того, чтобы посмеяться над ними. Подобно дикому животному, он бесстыдно завладевает всем, что ему кажется пригодным для удовлетворения своих ненасытных желаний в еде, питье и других постыдных и грубых наслаждениях» (Цит. по 29, с.141 ). Фактически Платон в своих произведениях создает совершенно иной образ мира, в котором идеи справедливости, блага и красоты реализуемы; мир, в котором положение «лучше терпеть самые большие несправедливости, чем их совершать» выполнимо. В общем это и есть работа философии: изменение смыслов, переосмысление целей, ценностей, ориентиров человеческой жизни, что, в свою очередь, требует изменения всей картины мира, мировоззрения. Философия, это важно подчеркнуть, дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще. Результатом работы философии является построение такой картины мира, которая в наибольшей степени соответствует изменившимся человеческим требованиям к миру. Философия строит такой мир, в котором человек мог бы жить.

Так же, как человек не может жить в лесу или степи, а должен выстроить себе хотя бы простейшую хижину, защищающую его от внешнего мира и удобную для жизни, так и его сознание выстраивает себе большой мир-дом, понятный человеку и соответствующий его потребностям.

Хижину древнего охотника окружает мир, описанный в его преданиях, мифах о предках, богах и героях. Над средневековым замком высится мир, созданный интеллектом богословов. Современный мир, вселенная, вечная и бесконечная, создан наукой и философией. Люди разных эпох живут в различных мирах. Но ведь эти миры когда-то и кем-то создаются. Кто-то должен разрушить старый дом, и построить новый, более просторный и удобный. Но в новом доме и жить надо по-другому. Человек должен осваивать новый образ жизни, изменять свое отношение к окружающему. Философия и есть такая деятельность, которая разрушает традиционную картину мира и создает новый образ мира, более современный, отвечающий новым потребностям человека. Кризис, распад, разрушение устоявшихся форм жизни, связей и отношений в обществе, наступающий в результате каких-то внешних воздействий или внутренних изменений, как правило, предшествует изменению картины мира.

Философия есть усилие, направленное на то, чтобы преодолеть распад общества, разрушение, движение к гибели и хаосу. Философия ставит диагноз человеческому существованию, анализирует ситуацию, в которой оказался индивид и предлагает способы лечения, выхода из кризисного состояния. Сейчас мы не будем рассматривать вопрос о том, насколько верный диагноз ставит философия и правильны ли предлагаемые способы лечения. Мы пока пытаемся определить смысл философской деятельности, ее направленность и цель.

Итак, философия – это диагноз и методы лечения. Вспомним, что послужило толчком к размышлениям Платона: «Писаные законы и нравы поразительно извратились и пали, так что у меня, когда я смотрел на все это и видел, как все шло вразброд, в конце концов потемнело в глазах. Но я не переставал размышлять, каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства». Философия Платона и есть ответ на этот вопрос: каким путем улучшить государственное устройство. Но чтобы на него ответить, Платон должен был определить «устройство» большого мира – космоса, частью которого является государство, «устройство» человека , который должен жить в его государстве. Идеал порядка, гармонии, меры – вот главная идея всякой философии. Преодолеть хаос, разрушение, своеволие, буйство страстей, чувств, эмоций, подчинить все это разуму, установить меру, законы, порядок. Фактически философия – это разум, интеллект, почувствовавший свою силу, способность подчинять себе и упорядочивать окружающий мир, косную материю, живое кипение страстей. Философия берет на себя высокую роль творца, демиурга, упорядочивающего мир.

Грек эпохи Платона знал, что только богу дано творить мир и управлять этим миром. Волю богов нельзя изменить, ее можно узнать через прорицателей, гадание или в вещем сне. Философия совершает ужасную по меркам обывателя того времени вещь: она лишает высшую реальность воли. Не своевольные, неуправляемые боги правят миром, говорит философия, а разум и железная необходимость. Действие божественного разума каждый может увидеть, наблюдая за движением небосвода, где светила описывают вечно один и тот  же круг. Бог – это постоянство и неизменность, это порядок, закон,  говорит философия. И познать этот внешний порядок, закон мира, может только философ, тот в ком разумное начало, разум наиболее чист, не замутнен страстями и эмоциями, материальными интересами. Философия предлагает человеку новый образ мира, в котором господствует разум, закон. Постигая законы мира, высший божественный порядок, философ на основе этого знания стремится утвердить порядок в неразумном мире. Фактически это интеллектуальная революция, которая внешне прошла довольно тихо и незаметно. Это свержение своенравных, изменчивых в своем настроении богов, направляющих ход событий по своему усмотрению, и утверждение высшего порядка, который человек может познать, а затем построить свою жизнь, опираясь на это знание. Философия ставит разум индивида на место бога. Жить нужно руководствуясь разумом, способным познать истину, без оглядки на существующие неразумные обычаи, традиции, нравы.

Итак, разум вместо традиционных богов, вместо существующих нравов и обычаев, «истинный мир» вместо «мира мнения». Это означает, что индивид разрывает паутину традиционной жизни и начинает жить иначе, не так, как все, другой, «разумной» жизнью, где другие представления о том, что такое этот мир, что можно и чего нельзя, что прекрасно,  что безобразно, что добро, а что зло.

Уже Сократ дает пример такой ориентированной на высшие ценности жизни «по собственным правилам», а затем появляются его ученики и последователи – киники, киренаики, мегарцы, другие философские школы и направления – скептики, стоики, эпикурейцы, которые утвердили свободу индивида, его право жить «не так, как все», опираясь на свой разум, опираясь на свое представление об истинных целях и ценностях этого мира.

Философия в этом смысле представляет собой социально-исторический эксперимент, продуктом которого является свободный индивид, личность, на одной стороне, а на другой - картина такого мира, в котором свободный индивид мог бы жить. То есть  свобода и свободный индивид, конечно же, не изначальны, это результат исторического развития, результат определенных изменений в социально-экономической и духовной сферах общественной жизни. Философия – это прорыв традиций и выход в сферу личностного бытия.

Поэтому философия не просто совокупность представлений о мире и человеке, совокупность знаний, подобных тем, которые дают физика, химия или биология. Философия – это образ мира и образ жизни человека в неразрывном единстве. Образ мира, который необходимо предполагает определенный образ жизни. Это мир-дом, конструкция, устройство которого предполагает соответствующее поведение человека.

Различные философские системы – это различные «миры», сконструированные интеллектом их создателей и различные «сценарии» человеческой жизни. Поэтому, выбирая определенную философию,  определенное мировоззрение, человек выбирает и свою жизнь, свой путь в этом мире. Философия задает вехи, ориентиры, общее направление пути, основные цели, к которым стремится человек.

Изменить жизнь радикально можно только в том случае, если меняется образ мира, меняются жизненные ориентиры.

Эти предварительные рассуждения о философии, о направленности ее интеллектуальных усилий, о взаимосвязи образа мира и сценария человеческого существования в этом мире, позволяют нам перейти к конкретному анализу существовавших в истории культуры представлений о мире и месте в нем человека. Нет необходимости воспроизводить содержание философских систем Платона, Аристотеля или Эпикура. Они достаточно хорошо известны. Попытаемся понять основные черты отношения к миру, мировоззрения, сформированного античной философией. На наш взгляд, его фундаментальные основы заложены античной классикой – учениями Платона и Аристотеля.