1.2. Дейстие-ритуал.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1517 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Известно, что можно выделить два типа трансляции культуры в обществе. Передача опыта из поколения в поколение в традиционном обществе происходит в форме передачи традиций, обычаев, то есть целостных, нерасчлененных «блоков» деятельности, воспроизводимых в неизменном виде в определенной ситуации. В этом типе трансляции не выделяется субъект деятельности, деятельность и объект. Индивид должен усвоить определенную последовательность действий, унаследованных от предков.
В отличие от этого, современный тип трансляции опыта предполагает его расчленение на определенные элементы: описание объектов деятельности (в абстрактных языках науки), субъектов деятельности и способов деятельности. При этом способы деятельности, транслируемые в традиционном обществе как неизменные и сакрализованные, изменяются и преобразуются в зависимости от объекта деятельности и целей субъекта.
Различные типы трансляции опыта предполагают различные формы социальности и различные формы сознания. Рассмотрим это подробнее.
Исследователи культуры традиционного общества отмечают важнейшую особенность деятельности индивида этой культуры. Всякое значимое действие человека традиционного общества есть воспроизведение «прадействия», повторение мифического «образца». То, что он делает, уже делалось. Его жизнь – непрерывное повторение действий, открытых другими – богами, предками или героями. Для всех земных предметов, строений, частей ландшафта, действий существует «небесный» прообраз, архетип. Такие представления можно найти в мифах различных народов. В иранской космологии каждое земное явление, абстрактное или конкретное, соответствует некоему небесному невидимому образу, «идее» в платоновском смысле. Каждый предмет, каждое понятие предстает в двойном аспекте. Есть небо видимое, но есть также и небо невидимое. Наша земля соответствует небесной земле. Все имеет свой небесный прообраз. На горе Синай Иегова показывает Моисею «образец» святилища, которое тот должен для него построить: «Все как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте».
Божественный прототип есть также у городов. В частности, небесный Иерусалим был сотворен до того, как город Иерусалим был построен руками человека. Все царские города Индии, согласно преданию, были построены по мифическому образцу небесного города, в котором обитал Владыка Вселенной. Небесные модели имеют не только город или храм, но любые земли, реки, горы, освоенные человеком. Все «дикое» относится к хаосу и не имеет своего небесного образца. Поэтому освоение новых территорий начинается с обряда, символически повторяющего акт творения. В Индии вступление во владение территорией начиналось с сооружения алтаря, посвященного Агни. Это имитация Сотворения. Любое жертвоприношение также есть повторение акта первотвотворения, превращения «хаоса» в «космос». В Индии в начале любого строительства мастер-каменщик вбивает в землю колышек в месте «над змеем», которое указал астролог. Он забивает колышек в «голову змея», повторяя космогонический акт уничтожения змея Индрой. Уничтожение змея – победа над хаосом и начало акта творения мира.
В одной из вед, «Чатападха Брахмана», говорится: «Мы должны делать то, что делали вначале боги». В этой пословице выражен основной принцип поведения человека традиционной культуры. Любые значимые действия повторяют, воспроизводят «образец» – действия предков или богов. Предки установили все ритуалы и повелели их исполнять. Установление ритуалов и запретов рассматривалось как переход от дикости и хаоса к порядку. Человек лишь повторяет акт творения. Бракосочетание, танцы, поединки – все это воспроизведение «образца», заданного предками или богами. Точно так же, творения человеческого искусства являются имитациями искусства божественного. Вообще, все важнейшие действия, совершаемые в повседневной жизни , были явлены изначально предками, богами или героями. Люди лишь повторяют эти архетипические действия.
В Евангелии рассказывается о том, как Иисус, омыв ноги своим апостолам, говорит: «Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что я сделал вам» . Действия Спасителя – образец, которому следует подражать: «Верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит».
Мифы австралийского племени курнаи рассказывают, что Мунгангуа, Высшее Существо, обитало в начале всех времен и научило людей изготавливать орудия труда, лодки, оружие, обучило всем работам, какие они знают.
Современные исследователи культуры австралийских аборигенов отмечают: «При выполнении священных обрядов, пересказывании и инсценировках мифологических сюжетов основное внимание уделяется неизменности , точности: то, что совершается в настоящем, должно точно воспроизводить то, что происходило в прошлом, когда раз и навсегда были заложены все основы человеческого существования» (22,с.159).
Леви-Брюль приводит слова Кэшинга о том, что «индейцы обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых предметов, они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них» (105,с. 24).
Исследователи ремесленного искусства различных исторических периодов и различных народов также отмечают его ритуализированный характер. «Некогда сложившаяся и выверенная вековым опытом технология обычно превращалась в своего рода производственный ритуал, неприкосновенный во всех своих деталях и операциях» (79, с.190). В достаточно цивилизованный период европейского средневековья заурядные изменения в технике ремесленного производства превращались в особый публичный акт. Так, в 1265 г. арагонский король специальной грамотой разрешил красильщикам Монпелье класть в чан несколько больше краски, чем это они делали раньше.
Приведенные свидетельства исследователей раскрывают характер действования человека традиционной культуры: все его значимые действия представляют собой воспроизведение образца, прадействия предка–«культурного героя» или бога, совершенного во времена «первотворения», сотворения порядка из хаоса. Эти действия воспроизводятся в неизменном виде, повторяясь от поколения к поколению. Они ритуализированы, сакральны, неприкосновенны и в этом смысле нецелесообразны, определяются не целью. Действия совершаются по велению предков. Предки, например, велели делать обрезание, чтобы отличить мальчиков от взрослых мужчин, и австралийские аборигены совершали этот обряд так, как велели предки. Цель здесь присутствует, но она ничего не поясняет и не определяет, она содержится в самом действии, не отделена от него. На наш взгляд, именно способ трансляции социального опыта как трансляции архетипических действий, действий-приказов, порождает мифологическое сознание.
Известно, что можно выделить два типа трансляции культуры в обществе. Передача опыта из поколения в поколение в традиционном обществе происходит в форме передачи традиций, обычаев, то есть целостных, нерасчлененных «блоков» деятельности, воспроизводимых в неизменном виде в определенной ситуации. В этом типе трансляции не выделяется субъект деятельности, деятельность и объект. Индивид должен усвоить определенную последовательность действий, унаследованных от предков.
В отличие от этого, современный тип трансляции опыта предполагает его расчленение на определенные элементы: описание объектов деятельности (в абстрактных языках науки), субъектов деятельности и способов деятельности. При этом способы деятельности, транслируемые в традиционном обществе как неизменные и сакрализованные, изменяются и преобразуются в зависимости от объекта деятельности и целей субъекта.
Различные типы трансляции опыта предполагают различные формы социальности и различные формы сознания. Рассмотрим это подробнее.
Исследователи культуры традиционного общества отмечают важнейшую особенность деятельности индивида этой культуры. Всякое значимое действие человека традиционного общества есть воспроизведение «прадействия», повторение мифического «образца». То, что он делает, уже делалось. Его жизнь – непрерывное повторение действий, открытых другими – богами, предками или героями. Для всех земных предметов, строений, частей ландшафта, действий существует «небесный» прообраз, архетип. Такие представления можно найти в мифах различных народов. В иранской космологии каждое земное явление, абстрактное или конкретное, соответствует некоему небесному невидимому образу, «идее» в платоновском смысле. Каждый предмет, каждое понятие предстает в двойном аспекте. Есть небо видимое, но есть также и небо невидимое. Наша земля соответствует небесной земле. Все имеет свой небесный прообраз. На горе Синай Иегова показывает Моисею «образец» святилища, которое тот должен для него построить: «Все как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте».
Божественный прототип есть также у городов. В частности, небесный Иерусалим был сотворен до того, как город Иерусалим был построен руками человека. Все царские города Индии, согласно преданию, были построены по мифическому образцу небесного города, в котором обитал Владыка Вселенной. Небесные модели имеют не только город или храм, но любые земли, реки, горы, освоенные человеком. Все «дикое» относится к хаосу и не имеет своего небесного образца. Поэтому освоение новых территорий начинается с обряда, символически повторяющего акт творения. В Индии вступление во владение территорией начиналось с сооружения алтаря, посвященного Агни. Это имитация Сотворения. Любое жертвоприношение также есть повторение акта первотвотворения, превращения «хаоса» в «космос». В Индии в начале любого строительства мастер-каменщик вбивает в землю колышек в месте «над змеем», которое указал астролог. Он забивает колышек в «голову змея», повторяя космогонический акт уничтожения змея Индрой. Уничтожение змея – победа над хаосом и начало акта творения мира.
В одной из вед, «Чатападха Брахмана», говорится: «Мы должны делать то, что делали вначале боги». В этой пословице выражен основной принцип поведения человека традиционной культуры. Любые значимые действия повторяют, воспроизводят «образец» – действия предков или богов. Предки установили все ритуалы и повелели их исполнять. Установление ритуалов и запретов рассматривалось как переход от дикости и хаоса к порядку. Человек лишь повторяет акт творения. Бракосочетание, танцы, поединки – все это воспроизведение «образца», заданного предками или богами. Точно так же, творения человеческого искусства являются имитациями искусства божественного. Вообще, все важнейшие действия, совершаемые в повседневной жизни , были явлены изначально предками, богами или героями. Люди лишь повторяют эти архетипические действия.
В Евангелии рассказывается о том, как Иисус, омыв ноги своим апостолам, говорит: «Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что я сделал вам» . Действия Спасителя – образец, которому следует подражать: «Верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит».
Мифы австралийского племени курнаи рассказывают, что Мунгангуа, Высшее Существо, обитало в начале всех времен и научило людей изготавливать орудия труда, лодки, оружие, обучило всем работам, какие они знают.
Современные исследователи культуры австралийских аборигенов отмечают: «При выполнении священных обрядов, пересказывании и инсценировках мифологических сюжетов основное внимание уделяется неизменности , точности: то, что совершается в настоящем, должно точно воспроизводить то, что происходило в прошлом, когда раз и навсегда были заложены все основы человеческого существования» (22,с.159).
Леви-Брюль приводит слова Кэшинга о том, что «индейцы обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых предметов, они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них» (105,с. 24).
Исследователи ремесленного искусства различных исторических периодов и различных народов также отмечают его ритуализированный характер. «Некогда сложившаяся и выверенная вековым опытом технология обычно превращалась в своего рода производственный ритуал, неприкосновенный во всех своих деталях и операциях» (79, с.190). В достаточно цивилизованный период европейского средневековья заурядные изменения в технике ремесленного производства превращались в особый публичный акт. Так, в 1265 г. арагонский король специальной грамотой разрешил красильщикам Монпелье класть в чан несколько больше краски, чем это они делали раньше.
Приведенные свидетельства исследователей раскрывают характер действования человека традиционной культуры: все его значимые действия представляют собой воспроизведение образца, прадействия предка–«культурного героя» или бога, совершенного во времена «первотворения», сотворения порядка из хаоса. Эти действия воспроизводятся в неизменном виде, повторяясь от поколения к поколению. Они ритуализированы, сакральны, неприкосновенны и в этом смысле нецелесообразны, определяются не целью. Действия совершаются по велению предков. Предки, например, велели делать обрезание, чтобы отличить мальчиков от взрослых мужчин, и австралийские аборигены совершали этот обряд так, как велели предки. Цель здесь присутствует, но она ничего не поясняет и не определяет, она содержится в самом действии, не отделена от него. На наш взгляд, именно способ трансляции социального опыта как трансляции архетипических действий, действий-приказов, порождает мифологическое сознание.