IV. ЗНАНИЕ ОТКРОВЕННОЕ: НОВЫЙ «ОБРАЗЕЦ»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Несмотря на разнообразие школ и философских систем, можно выделить общие черты античного представления о мире. Мир рассматривается как единое целое, гармоничный, прекрасно устроенный космос, где каждая отдельная часть занимает положенное ей место: боги, люди, животные, растения - все выполняют свою особую роль в составе целого. Различные формы бытия (или «виды сущего», как говорит Аристотель) составляют как бы пирамиду, на вершине которой самое ценное, вечное и неизменное - бог, высший разум, высшее благо, внизу - наименее ценное, темное, телесное - материальные тела, а в середине - разные степени совершенства, перехода от высшего к низшему. Человек занимает срединное положение, в нем сочетаются разумное и неразумное начало. Смысл существования каждой отдельной «сущности» - соответствовать своей цели, своему назначению в составе целого. Высший разум, бог не имеет личностных качеств - воли, желаний, стремлений. Это безличное упорядочивающее начало, обеспечивающее порядок и стабильность в космосе.
Он приводит в движение все вещи в мире как высшая цель, предмет любви, к которому все стремятся. Бог есть разумное начало, он вечен, неизменен, неподвижен, и эти свойства рассматриваются как наиболее совершенные, как идеал, к которому должен стремиться человек. Движение и изменчивость - признак несовершенства, свойственного материальным телам.
Созданное античной философией представление о мире утверждало определенную систему ценностей в обществе - порядок и стабильность, гарантом которых является разум. От человека, естественно, требовалось развивать свой разум, контролировать «страсти», чувства и эмоции, соблюдать «меру» во всем, выполнять «положенное». Для большинства «положенное» - это предписанное законом и обычаем выполнение обязанностей, соответствующих месту в социуме. Именно нестабильность полиса, нарушение «меры», столкновение различных интересов, «неразумность» жизни большинства были той почвой, на которой вырастает античная философия. Предложив человеку в качестве «образца» «разумную жизнь», философия обращалась к избранным, «людям духа», способным понять и принять истины философии. Большинство граждан античных полисов мало интересовались проблемами устройства мира, приносили жертвы своим богам и следовали сложившимся обычаям и традициям, которые неумолимо разрушались. В III - IV веках новой эры Рим становится символом социального распада и греховности. Один из авторов того периода писал: «Где, у каких людей встречаются такие непорядки, как у римлян? Где так сильна несправедливость, как у нас? Франки не знают таких преступлений; гуны свободны от подобного срама; ничего подобного нет ни у вандалов, ни у готов». «Почти все варвары..., составляющие одно племя, связаны взаимной любовью; почти все римляне заняты взаимным преследованием» (84,с.27).
Из глубин жизни вырастала новая религия - христианство, которая несла с собой новый тип мировоззрения. Всемогущий, всевидящий, всеблагой бог, творящий мир из ничего, словом вызывающий его из тьмы небытия, в то же время рожденный женщиной в хлеву для скота, сошедший на землю и принявший мученическую смерть из любви к людям, этот странный бог, соединивший в себе казалось бы несовместимые черты, становится центром, притягивающим к себе все идеи, надежды, желания, стремления нового христианского мироощущения.
Новое представление о мире и новая система ценностей были не просто другими по отношению к системе ценностей античной культуры, но противоположны ей. То, что оценивалось положительно в одной культуре, оценивается отрицательно в другой, и наоборот. Проявилась важная закономерность процесса развития: всякое новое несет в себе отрицание старого, затем, когда новое утверждается, происходит как бы возврат к старому, синтез, соединяющий некоторые черты старого с новым качеством. Философия средних веков была таким синтезом, соединением того, что вначале казалось несовместимым - античной философии («языческой мудрости») и христианского Откровения. Результатом этого явилась теология, богословие, где истины Откровения обосновываются с помощью разума.
Эти предварительные замечания указывают содержание дальнейшего исследования. Основная цель - выяснить, что несло с собой новое христианское представление о мире и человеке. Для этого нам необходимо хотя бы в общих чертах выявить основные особенности «языческого» мировоззрения, причем на двух его уровнях - на уровне обыденного сознания, массовых религиозных представлений и на уровне «теоретического» сознания, философских конструкций мирового целого.
Результатом всей этой работы должно быть сравнение «языческой» и христианской систем ценностей. Предварительно можно сказать, что античная культура предложила человеку идеал «разумной жизни», т.е. человек сам, на основе своего разума должен строить свою жизнь, быть автором и актером своей жизненной драмы. Христианство сумело понять слабость человеческого разума, его противоречивость и неустойчивость. Не разум, а свободная воля, по мнению христианства, определяет человеческое поведение. Человек неспособен быть автором и исполнителем сценария «разумной жизни». Он может создавать только кровавые трагедии. Поэтому человек должен принять помощь бога и следовать его воле.
Попытаемся понять, в чем была ограниченность «языческих» представлений о мире и человеке. Рассмотрим также основные черты христианского мировоззрения. Необходимо учесть, что здесь нет и не может быть однозначных оценок. Христианство противоречиво и сложно, как сама жизнь. Многие мыслители от Тертулиана и Августина до Л. Толстого, Ф. Ницше и Б. Рассела пытались понять смысл христианства и его влияние на развитие культуры. Наша задача гораздо проще - сравнить «языческий» и христианский типы мировоззрения, рассмотреть их в культурно - историческом контексте.
Несмотря на разнообразие школ и философских систем, можно выделить общие черты античного представления о мире. Мир рассматривается как единое целое, гармоничный, прекрасно устроенный космос, где каждая отдельная часть занимает положенное ей место: боги, люди, животные, растения - все выполняют свою особую роль в составе целого. Различные формы бытия (или «виды сущего», как говорит Аристотель) составляют как бы пирамиду, на вершине которой самое ценное, вечное и неизменное - бог, высший разум, высшее благо, внизу - наименее ценное, темное, телесное - материальные тела, а в середине - разные степени совершенства, перехода от высшего к низшему. Человек занимает срединное положение, в нем сочетаются разумное и неразумное начало. Смысл существования каждой отдельной «сущности» - соответствовать своей цели, своему назначению в составе целого. Высший разум, бог не имеет личностных качеств - воли, желаний, стремлений. Это безличное упорядочивающее начало, обеспечивающее порядок и стабильность в космосе.
Он приводит в движение все вещи в мире как высшая цель, предмет любви, к которому все стремятся. Бог есть разумное начало, он вечен, неизменен, неподвижен, и эти свойства рассматриваются как наиболее совершенные, как идеал, к которому должен стремиться человек. Движение и изменчивость - признак несовершенства, свойственного материальным телам.
Созданное античной философией представление о мире утверждало определенную систему ценностей в обществе - порядок и стабильность, гарантом которых является разум. От человека, естественно, требовалось развивать свой разум, контролировать «страсти», чувства и эмоции, соблюдать «меру» во всем, выполнять «положенное». Для большинства «положенное» - это предписанное законом и обычаем выполнение обязанностей, соответствующих месту в социуме. Именно нестабильность полиса, нарушение «меры», столкновение различных интересов, «неразумность» жизни большинства были той почвой, на которой вырастает античная философия. Предложив человеку в качестве «образца» «разумную жизнь», философия обращалась к избранным, «людям духа», способным понять и принять истины философии. Большинство граждан античных полисов мало интересовались проблемами устройства мира, приносили жертвы своим богам и следовали сложившимся обычаям и традициям, которые неумолимо разрушались. В III - IV веках новой эры Рим становится символом социального распада и греховности. Один из авторов того периода писал: «Где, у каких людей встречаются такие непорядки, как у римлян? Где так сильна несправедливость, как у нас? Франки не знают таких преступлений; гуны свободны от подобного срама; ничего подобного нет ни у вандалов, ни у готов». «Почти все варвары..., составляющие одно племя, связаны взаимной любовью; почти все римляне заняты взаимным преследованием» (84,с.27).
Из глубин жизни вырастала новая религия - христианство, которая несла с собой новый тип мировоззрения. Всемогущий, всевидящий, всеблагой бог, творящий мир из ничего, словом вызывающий его из тьмы небытия, в то же время рожденный женщиной в хлеву для скота, сошедший на землю и принявший мученическую смерть из любви к людям, этот странный бог, соединивший в себе казалось бы несовместимые черты, становится центром, притягивающим к себе все идеи, надежды, желания, стремления нового христианского мироощущения.
Новое представление о мире и новая система ценностей были не просто другими по отношению к системе ценностей античной культуры, но противоположны ей. То, что оценивалось положительно в одной культуре, оценивается отрицательно в другой, и наоборот. Проявилась важная закономерность процесса развития: всякое новое несет в себе отрицание старого, затем, когда новое утверждается, происходит как бы возврат к старому, синтез, соединяющий некоторые черты старого с новым качеством. Философия средних веков была таким синтезом, соединением того, что вначале казалось несовместимым - античной философии («языческой мудрости») и христианского Откровения. Результатом этого явилась теология, богословие, где истины Откровения обосновываются с помощью разума.
Эти предварительные замечания указывают содержание дальнейшего исследования. Основная цель - выяснить, что несло с собой новое христианское представление о мире и человеке. Для этого нам необходимо хотя бы в общих чертах выявить основные особенности «языческого» мировоззрения, причем на двух его уровнях - на уровне обыденного сознания, массовых религиозных представлений и на уровне «теоретического» сознания, философских конструкций мирового целого.
Результатом всей этой работы должно быть сравнение «языческой» и христианской систем ценностей. Предварительно можно сказать, что античная культура предложила человеку идеал «разумной жизни», т.е. человек сам, на основе своего разума должен строить свою жизнь, быть автором и актером своей жизненной драмы. Христианство сумело понять слабость человеческого разума, его противоречивость и неустойчивость. Не разум, а свободная воля, по мнению христианства, определяет человеческое поведение. Человек неспособен быть автором и исполнителем сценария «разумной жизни». Он может создавать только кровавые трагедии. Поэтому человек должен принять помощь бога и следовать его воле.
Попытаемся понять, в чем была ограниченность «языческих» представлений о мире и человеке. Рассмотрим также основные черты христианского мировоззрения. Необходимо учесть, что здесь нет и не может быть однозначных оценок. Христианство противоречиво и сложно, как сама жизнь. Многие мыслители от Тертулиана и Августина до Л. Толстого, Ф. Ницше и Б. Рассела пытались понять смысл христианства и его влияние на развитие культуры. Наша задача гораздо проще - сравнить «языческий» и христианский типы мировоззрения, рассмотреть их в культурно - историческом контексте.