IV. ЗНАНИЕ ОТКРОВЕННОЕ: НОВЫЙ      «ОБРАЗЕЦ»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

Несмотря на разнообразие школ и философских систем, можно выделить общие черты античного представления о мире. Мир рас­сматривается как единое целое, гармоничный, прекрасно устроенный космос, где каждая отдельная часть занимает положенное ей место: боги, люди, животные, растения - все выполняют свою особую роль в составе целого. Различные формы бытия (или «виды сущего», как говорит Аристотель) составляют как бы пирамиду, на вершине кото­рой самое ценное, вечное и неизменное - бог, высший разум, высшее благо, внизу - наименее ценное, темное, телесное - материальные тела, а в середине - разные степени совершенства, перехода от высшего к низшему. Человек занимает срединное положение, в нем сочетаются разумное и неразумное начало. Смысл существования каждой отдель­ной «сущности» - соответствовать своей цели, своему назначению в составе целого. Высший разум, бог не имеет лично­стных качеств - воли, желаний, стремлений. Это безличное упорядочи­вающее начало, обеспечивающее порядок и стабильность в космосе.

Он приводит в движение все вещи в мире как высшая цель, предмет любви, к которому все стремятся. Бог есть разумное начало, он вечен, неизменен, неподвижен, и эти свойства рассматриваются как наиболее совершенные, как идеал, к которому должен стремиться человек. Движение и изменчивость - признак несовершенства, свойст­венного материальным телам.

Созданное античной философией представление о мире утвер­ждало определенную систему ценностей в обществе - порядок и ста­бильность, гарантом которых является разум. От человека, естест­венно, требовалось развивать свой разум, контролировать «страсти», чувства и эмоции, соблюдать «меру» во всем, выполнять «положенное». Для большинства «положенное» - это предписанное законом и обы­чаем выполнение обязанностей, соответствующих месту в социуме. Именно нестабильность полиса, нарушение «меры», столкновение различных интересов, «неразумность» жизни большинства были той почвой, на которой вырастает античная философия. Предложив чело­веку в качестве «образца» «разумную жизнь», философия обращалась к избранным, «людям духа», способным понять и принять истины фило­софии. Большинство граждан античных полисов мало интересовались проблемами устройства мира, приносили жертвы своим богам и сле­довали сложившимся обычаям и традициям, которые неумолимо раз­рушались. В III - IV веках новой эры Рим становится символом соци­ального распада и греховности. Один из авторов того периода писал: «Где, у каких людей встречаются такие непорядки, как у римлян? Где так сильна несправедливость, как у нас? Франки не знают таких пре­ступлений; гуны свободны от подобного срама; ничего подобного нет ни у вандалов, ни у готов». «Почти все варвары..., составляющие одно племя, связаны взаимной любовью; почти все римляне заняты взаим­ным преследованием» (84,с.27).

Из глубин жизни вырастала новая религия - христианство, кото­рая несла с собой новый тип мировоззрения. Всемогущий, всевидящий, всеблагой бог, творящий мир из ничего, словом вызывающий его из тьмы небытия, в то же время рожденный женщиной в хлеву для скота, сошедший на землю и принявший муче­ническую смерть из любви к людям, этот странный бог, соединивший в себе казалось бы несовместимые черты, становится центром, притя­гивающим к себе все идеи, надежды, желания, стремления нового христианского мироощущения.

Новое представление о мире и новая система ценностей были не просто другими по отношению к системе ценностей античной культу­ры, но противоположны ей. То, что оценивалось положительно в одной культуре, оценивается отрицательно в другой, и наоборот. Проявилась важная закономерность процесса развития: всякое новое несет в себе отрицание старого, затем, когда новое утверждается, происходит как бы возврат к старому, синтез, соединяющий некоторые черты старого с новым качеством. Философия средних веков была таким синтезом, соединением того, что вначале казалось несовмести­мым - античной философии («языческой мудрости») и христианского Откровения. Результатом этого явилась теология, богословие, где истины Откровения обосновываются с помощью разума.

Эти предварительные замечания указывают содержание даль­нейшего исследования. Основная цель - выяснить, что несло с собой новое христианское представление о мире и человеке. Для этого нам необходимо хотя бы в общих чертах выявить основные особенности «языческого» мировоззрения, причем на двух его уровнях - на уровне обыденного сознания, массовых религиозных представлений и на уровне «теоретического» сознания, философских конструкций мирово­го целого.

Результатом всей этой работы должно быть сравнение «языче­ской» и христианской систем ценностей. Предварительно можно сказать, что античная культура предложила человеку идеал «разумной жизни», т.е. человек сам, на основе своего разума должен строить свою жизнь, быть автором и актером своей жизненной драмы. Христиан­ство сумело понять слабость человеческого разума, его противоречи­вость и неустойчивость. Не разум, а свободная воля, по мнению хри­стианства, определяет человеческое поведение. Человек неспособен быть автором и исполнителем сценария «разумной жизни». Он может создавать только кровавые трагедии. Поэтому человек должен при­нять помощь бога и следовать его воле.

Попытаемся понять, в чем была ограниченность «языческих» представлений о мире и человеке. Рассмотрим также основные черты христианского мировоззрения. Необходимо учесть, что здесь нет и не может быть однозначных оценок. Христианство противоречиво и сложно, как сама жизнь. Многие мыслители от Тертулиана и Авгу­стина до Л. Толстого, Ф. Ницше и Б. Рассела пытались понять смысл христианства и его влияние на развитие культуры. Наша задача го­раздо проще - сравнить «языческий» и христианский типы мировоз­зрения, рассмотреть их в культурно - историческом контексте.

 

Несмотря на разнообразие школ и философских систем, можно выделить общие черты античного представления о мире. Мир рас­сматривается как единое целое, гармоничный, прекрасно устроенный космос, где каждая отдельная часть занимает положенное ей место: боги, люди, животные, растения - все выполняют свою особую роль в составе целого. Различные формы бытия (или «виды сущего», как говорит Аристотель) составляют как бы пирамиду, на вершине кото­рой самое ценное, вечное и неизменное - бог, высший разум, высшее благо, внизу - наименее ценное, темное, телесное - материальные тела, а в середине - разные степени совершенства, перехода от высшего к низшему. Человек занимает срединное положение, в нем сочетаются разумное и неразумное начало. Смысл существования каждой отдель­ной «сущности» - соответствовать своей цели, своему назначению в составе целого. Высший разум, бог не имеет лично­стных качеств - воли, желаний, стремлений. Это безличное упорядочи­вающее начало, обеспечивающее порядок и стабильность в космосе.

Он приводит в движение все вещи в мире как высшая цель, предмет любви, к которому все стремятся. Бог есть разумное начало, он вечен, неизменен, неподвижен, и эти свойства рассматриваются как наиболее совершенные, как идеал, к которому должен стремиться человек. Движение и изменчивость - признак несовершенства, свойст­венного материальным телам.

Созданное античной философией представление о мире утвер­ждало определенную систему ценностей в обществе - порядок и ста­бильность, гарантом которых является разум. От человека, естест­венно, требовалось развивать свой разум, контролировать «страсти», чувства и эмоции, соблюдать «меру» во всем, выполнять «положенное». Для большинства «положенное» - это предписанное законом и обы­чаем выполнение обязанностей, соответствующих месту в социуме. Именно нестабильность полиса, нарушение «меры», столкновение различных интересов, «неразумность» жизни большинства были той почвой, на которой вырастает античная философия. Предложив чело­веку в качестве «образца» «разумную жизнь», философия обращалась к избранным, «людям духа», способным понять и принять истины фило­софии. Большинство граждан античных полисов мало интересовались проблемами устройства мира, приносили жертвы своим богам и сле­довали сложившимся обычаям и традициям, которые неумолимо раз­рушались. В III - IV веках новой эры Рим становится символом соци­ального распада и греховности. Один из авторов того периода писал: «Где, у каких людей встречаются такие непорядки, как у римлян? Где так сильна несправедливость, как у нас? Франки не знают таких пре­ступлений; гуны свободны от подобного срама; ничего подобного нет ни у вандалов, ни у готов». «Почти все варвары..., составляющие одно племя, связаны взаимной любовью; почти все римляне заняты взаим­ным преследованием» (84,с.27).

Из глубин жизни вырастала новая религия - христианство, кото­рая несла с собой новый тип мировоззрения. Всемогущий, всевидящий, всеблагой бог, творящий мир из ничего, словом вызывающий его из тьмы небытия, в то же время рожденный женщиной в хлеву для скота, сошедший на землю и принявший муче­ническую смерть из любви к людям, этот странный бог, соединивший в себе казалось бы несовместимые черты, становится центром, притя­гивающим к себе все идеи, надежды, желания, стремления нового христианского мироощущения.

Новое представление о мире и новая система ценностей были не просто другими по отношению к системе ценностей античной культу­ры, но противоположны ей. То, что оценивалось положительно в одной культуре, оценивается отрицательно в другой, и наоборот. Проявилась важная закономерность процесса развития: всякое новое несет в себе отрицание старого, затем, когда новое утверждается, происходит как бы возврат к старому, синтез, соединяющий некоторые черты старого с новым качеством. Философия средних веков была таким синтезом, соединением того, что вначале казалось несовмести­мым - античной философии («языческой мудрости») и христианского Откровения. Результатом этого явилась теология, богословие, где истины Откровения обосновываются с помощью разума.

Эти предварительные замечания указывают содержание даль­нейшего исследования. Основная цель - выяснить, что несло с собой новое христианское представление о мире и человеке. Для этого нам необходимо хотя бы в общих чертах выявить основные особенности «языческого» мировоззрения, причем на двух его уровнях - на уровне обыденного сознания, массовых религиозных представлений и на уровне «теоретического» сознания, философских конструкций мирово­го целого.

Результатом всей этой работы должно быть сравнение «языче­ской» и христианской систем ценностей. Предварительно можно сказать, что античная культура предложила человеку идеал «разумной жизни», т.е. человек сам, на основе своего разума должен строить свою жизнь, быть автором и актером своей жизненной драмы. Христиан­ство сумело понять слабость человеческого разума, его противоречи­вость и неустойчивость. Не разум, а свободная воля, по мнению хри­стианства, определяет человеческое поведение. Человек неспособен быть автором и исполнителем сценария «разумной жизни». Он может создавать только кровавые трагедии. Поэтому человек должен при­нять помощь бога и следовать его воле.

Попытаемся понять, в чем была ограниченность «языческих» представлений о мире и человеке. Рассмотрим также основные черты христианского мировоззрения. Необходимо учесть, что здесь нет и не может быть однозначных оценок. Христианство противоречиво и сложно, как сама жизнь. Многие мыслители от Тертулиана и Авгу­стина до Л. Толстого, Ф. Ницше и Б. Рассела пытались понять смысл христианства и его влияние на развитие культуры. Наша задача го­раздо проще - сравнить «языческий» и христианский типы мировоз­зрения, рассмотреть их в культурно - историческом контексте.