6.2. Машинное производство и естествознание.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

Как известно, процесс становления современной науки непосредственно связан с возникновением машинного способа производства. Генезис науки предстает как процесс обособления, развития в науку духовных потенций производства. Наука - самостоятельная потенция производства, отделенная от непосредственного производителя. Это означает, что в качестве одной из предпосылок науки необходимо рассмотреть знание необособленное, включенное в непосредственный процесс производства, знание опытно-рецептурное. Современную науку, следовательно, нельзя вывести из традиции «чистой» науки, развиваемой со времен античности. Наука возникает в процессе преобразования опытно-рецептурной ремесленной деятельности. Это взаимосвязанный процесс изменения формы материального производства и формы знания, в основе которого лежит изменение практики, системы разделения труда.

Рассмотрим, каким образом машинное производство обусловило изменение категориальной системы, логики мышления и привело к становлению объективного научного знания.

В эпоху античности машинами называли всякие устройства, благодаря которым с помощью малого усилия можно было совершить большую работу. Витрувий дает следующее определение машины: «Машина есть деревянное во всех своих частях связанное приспособление, имеющее огромное преимущество для передвижения; действие машины зависит от искусства, основанного на вращательном движении» ( 160, с.130 ).

Такими «машинами» были ворот, рычаг, блок, наклонная плоскость и их комбинации. Они использовались в основном для подъема тяжестей в строительстве , военном деле и т. д. Естественно, такие машины и, наряду с ними, водяные и появившиеся в средние века ветряные мельницы не могли внести коренного изменения в процессы производства. Производство было основано на применении простых орудий труда. Соответственно, передача опыта осуществлялась по традиции, в форме передачи практических навыков и умений. Опыт, накопленный в ремесленном производстве, не существует в форме теоретического знания, не может быть зафиксирован во всеобщей форме, как не может быть зафиксирована во всеобщей форме индивидуальная умелость мастера.

В новое время создаются принципиально иные средства труда. «Рабочая машина - это такой механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий подобными же орудиями... После того, как собственно орудие перешло от человека к механизму, машина заступает место простого орудия» (125, с.385).

Пока можно отвлечься от проблемы возникновения машин и машинного производства и рассмотреть те изменения, которые вносит в деятельность применение нового средства труда.

В машине воплощается сам процесс изготовления продукта. Применение технического устройства позволяет опредметить функцию изготовления продукта, то есть, ту совокупность операций, которая в ремесленном производстве существует как искусство мастера, совокупность его навыков и умений.

К. Маркс отмечал, что «промышленная революция в первую очередь охватывает ту часть машины, которая выполняет работу. Двигательной силой является еще сам человек. Но такие операции, для выполнения которых прежде требовался виртуоз, играючи орудовавший своим инструментом, теперь выполняются превращением движения, вызываемого непосредственно человеком путем простейшего механического приема, в утонченные движения рабочей машины... Начиная с того момента, когда непосредственное участие человека в процессе производства свелось всего лишь к тому, что он стал действовать в качестве простой силы, принцип выполняемой работы стал определяться машинами. Механизм был налицо; двигательная же сила впоследствии могла быть замещена водой, паром и т. п.» (123, с.406).

«Машина, обладающая вместо рабочего умением и силой, сама является тем виртуозом, который имеет собственную душу в виде действующих в машине механических законов» (127, с.203).

В машине воссоздается деятельность по производству продукта, то есть именно тот компонент производственного процесса, который передавался как навык, практическая сноровка и умелость. Тем самым становится возможным передать опыт в форме знания о техническом устройстве и его функционировании, в форме технического знания.

В ремесленном производстве вещь изменяется, переходит из одного состояния в другое, из возможности в действительность. Этот процесс изменения  фиксируется аристотелевской  системой четырех причин, но фиксируется в его начальной и конечной стадиях. Осуществление замысла, по Аристотелю, есть оформление материи , присоединение к форме неопределенного, непознаваемого. Сам процесс движения, оформления, создания вещи остается «темным», непознанным.

Когда процесс создания вещи воплощается в механизме, возможен существенно иной ход рассуждения. Здесь поддается рассмотрению именно процесс движения, создания вещи как способ взаимодействия различных структурных элементов механизма, различных «сил». Механизм дан актуально, он представляет собой определенную структуру, в которой происходит преобразование одного движения в другое.

При использовании механизма как средства труда форма, структура самого механизма заключает в себе совокупность возможных действий, тем самым действие механизма жестко фиксировано в его структуре. Внимание «теоретика» переносится с продукта на средства его изготовления, с «целевой» причины на «действующую». Механизм как идеальная конструкция, воплощенная в материи, содержит в себе определенный способ действия, функцию, тем самым «форма» может быть проверена действием. Взаимозависимость структуры и функции, причинно-следственная связь между ними создали возможность корреляции, проверки идеального материальным, возможность эксперимента.

Если для Аристотеля процесс движения от замысла, цели, формы к воплощению замысла, реальному предмету был темным, непознаваемым и непредсказуемым, то теперь этот процесс представлен в механизме.

Изменения в деятельности, внесенные применением механических средств труда, привели к изменению формы знания, включенного в эту деятельность.

Знание в ремесленном производстве - это знание о деятельности, «как делается». Знание, функционирующее в машинном производстве - знание об объекте, системе механизмов и машин.

Взаимосвязь структуры и функции в механизме послужила отправной точкой формирования категории механической причинности: заданная структура приводит к определенному и однозначному следствию, результату. Эксперимент является организацией такой структуры, которая приводит (или нет) к определенному следствию. Закон природы, воплощенный в формуле «если А, то В», имеет свое первоначальное реальное существование в техническом устройстве.

Таким образом, механизм явился тем рычагом, который перевернул всю систему знания и привел к формированию современной науки.

Уже Коперник рассматривает мир как механизм. Он писал: «Философам, обыкновенно стремящимся к распознанию даже самых ничтожных вещей, до сих пор еще не удалось с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок зодчим» (152, с.245).

Причем идея механизма как определенный принцип рассмотрения явлений действительности, как идеализация, формируется задолго до широкого распространения механических средств труда и машинного производства. К. Маркс отмечал: «Часы порождены художественно- ремесленным производством вместе с ученостью, ознаменовавшей собой зарю буржуазного общества. Они дают идею автомата и автоматического движения, применяемого в производстве. Рука об руку с их историей идет история теории равномерного движения» (123, с.418).

Часы и мельница - это «две материальные основы, на которых внутри мануфактуры происходит подготовительная работа для перехода к машинной индустрии» (124,с.262). Кроме того, часы впервые навели на мысль применить автоматы к производству.

В новое время коренным образом изменяется способ трансляции производственного опыта. Опыт преобразуется в систему научного знания, которое конденсирует производственный опыт в форме знания средств труда. Средство труда в форме механизма явилось материальным воплощением опыта, идеальным выражением которого стала наука. Можно сказать, что категориальный аппарат науки и, прежде всего, понятие механической причинности и закона природы, это не что иное, как идеализированный механизм.

Реальные связи деятельности в идеальной форме выступают как система категорий. Поэтому, когда в основе деятельности полагается объективный процесс, заключенный в механизме, тогда категории наполняются объективным содержанием, фиксируют объективные связи вещей. Деятельность, получившая внешнее бытие в форме механизма, может быть преобразована и разложена на структурные элементы. Деятельные потенции мастера преобразуются в потенции механизма и затем в потенции идеальные, науку как идеальную производительную силу труда.

В ремесленной деятельности способ преобразования предмета, заданный как умелость мастера, не может быть однозначно определен и четко фиксирован. Он всегда зависит от массы привходящих обстоятельств, от наличия того или иного материала, орудий, индивидуального мастерства, склонностей, вкусов и т. д. Поэтому и предмет деятельности неоднозначен, постоянно ускользает из поля зрения, является аморфным, текучим, совокупностью возможностей, т. е. материей в платоновско-аристотелевском понимании. Наличие случайных факторов в процессе производства, непредсказуемость результата приводили к тому, что он был окружен различными мифологическими и религиозными представлениями.

Механизм обеспечивает однозначность действия в различных условиях, в достаточной степени элиминирует элемент случайности и влияние субъективных факторов. Тем самым задается однозначное представление о предмете, о природе вообще. Само преобразование движения, заданное структурой механизма,  осуществляется по принципу «если А, то В». Поэтому знание о природе принимает форму «если А, то В», т. е. форму закона природы. Закон природы - механизм «в чистом виде», без второстепенных деталей, искусственных наслоений и субъективных ошибок. Оптимальная конструкция механизма всецело основана на природном процессе, преобразуемом в нем. Именно необходимость создания наиболее оптимальных конструкций механизмов обусловила исследование природных процессов, используемых в них, и дала толчок развитию естествознания как «чистого» знания о природе. Законы термодинамики Сади Карно - наглядное свидетельство данного процесса. Для того, чтобы создать наиболее экономичный паровой двигатель, т. е. решить задачу чисто механическую, прикладную, потребовалось представить этот двигатель в чистом виде, как идеальный паровой двигатель. Но идеальный двигатель есть чисто природный процесс, описанный термодинамикой.

Механицизм становится всеобщим принципом рассмотрения природы, первичной идеализацией, обусловленной способом деятельности, основанным на применении механических средств труда.

Язык технического знания является в этот период также и языком естествознания, они имеют единую систему идеализаций. Именно в техническом знании, которое представляет собой описание механических средств труда, происходит первичная идеализация процесса деятельности, формируются представления об основных абстрактных объектах науки, которые затем становятся объектами естествознания. При этом их происхождение стирается, явно не выражено, и система абстракций представляется результатом деятельности «естественного разума», созерцающего чистую природу.

В естествознании нового времени аристотелевское понятие целевой причины было устранено из рассмотрения. В положении Аристотеля «как вещь делается, такова она по природе» выражена глубокая зависимость представления о вещи от реального процесса «делания». Поскольку принцип творимого заключается в творящем, то в центре внимания Аристотеля оказывается творец, организующий деятельность в соответствии с определенной целью. Если отбросить цель, нельзя понять процесс строительства дома или создания статуи. Аристотель ясно осознавал, что наука начинается с рассмотрения законченной формы предмета, результата творчества, исходя из которого она может логически реконструировать процесс творения. Поэтому устранение целевой причины означает устранение творца. Предметом исследования «теоретика» теперь является не процесс «творчества», создания вещи, а механизм.

Естествознание нового времени исходит из системы механизмов и машин как данного. Когда механизм в форме часов, мельницы или паровой машины уже существует, он может быть разложен на составные части, представлен в чистом виде, теоретизирован. Механицизм идет от целого к его частям, объясняя действие готового, наличного механизма, ограничиваясь причиной действующей. Когда действие творца-ремесленника - традиционное, неразложимое, мифологизированное и темное - заменяется механизмом, тогда действие может быть разложено на составные элементы и рационализировано. Но в этом случае исследование целеполагания, творчества попросту изымается из науки и предоставляется в распоряжение теологии.

Наука нового времени сосредоточилась на меди, забыв художника. Она разложила медь на молекулы и атомы, но не нашла в ней статуи. Эксперимент есть создание искусственных ситуаций, различных «механизмов», в которых проявляется естественный закон. Поэтому открыть новый закон - значит «создать» этот закон, перевести его из потенциального в актуальное бытие. В основе науки лежит все то же творчество, непонятное и непредсказуемое в деталях. Статуя потенциально содержится в меди, но также в ней содержится масса иного, о чем не подозревали греки и не подозреваем сейчас мы. Заслуга Аристотеля в том, что он в качестве основы науки рассматривает процесс деятельности. В новое вре0мя естествознание попыталось отвлечься от деятельности и создать науку на основе разума, созерцающего природу. Но возврат к Аристотелю был неизбежен. Наряду с медью наука должна рассмотреть и художника, понять категории не только как отражение природных процессов, но и результат деятельности. Движение науки обусловлено системой категорий. Но прежде, чем сформировалась система научных абстракций, должно было произойти преобразование в системе общественно-исторической деятельности, идеальным выражением которой и стала наука.

Таким образом, проблема генезиса науки получает свое адекватное выражение в проблеме генезиса машинного способа производства, стимулов и условий введения машин. Машина как средство труда не является просто гениальным изобретением выдающегося ума, введенным для облегчения труда и процветания народов. Система механизмов и машин возникает как элемент определенной системы общественных отношений.

На первый взгляд машинное производство явилось результатом применения науки. Такое отношение науки и практики возможно только на высокой ступени развития, когда наука достаточно развита и располагает теоретическим заделом, на основе которого можно решать практические задачи. На ранних этапах своего развития наука в гораздо большей мере зависит от состояния и потребностей техники. Техника выступает как источник развития науки, а не только как результат применения научных знаний. Когда материальное производство начинает развиваться на основе техники, то, соответственно, возникает потребность в новой технике и новом техническом знании. Но это не применимо к предшествующему периоду развития материального производства, которое даже в античности, в эпоху блестящего развития «науки», испытывало гораздо большую потребность в рабах, доставляемых войной, чем в технике и научном знании. Решающее значение имеет характер общественных отношений, определяющий формы знания и формы духовного производства в обществе.

 

 

Как известно, процесс становления современной науки непосредственно связан с возникновением машинного способа производства. Генезис науки предстает как процесс обособления, развития в науку духовных потенций производства. Наука - самостоятельная потенция производства, отделенная от непосредственного производителя. Это означает, что в качестве одной из предпосылок науки необходимо рассмотреть знание необособленное, включенное в непосредственный процесс производства, знание опытно-рецептурное. Современную науку, следовательно, нельзя вывести из традиции «чистой» науки, развиваемой со времен античности. Наука возникает в процессе преобразования опытно-рецептурной ремесленной деятельности. Это взаимосвязанный процесс изменения формы материального производства и формы знания, в основе которого лежит изменение практики, системы разделения труда.

Рассмотрим, каким образом машинное производство обусловило изменение категориальной системы, логики мышления и привело к становлению объективного научного знания.

В эпоху античности машинами называли всякие устройства, благодаря которым с помощью малого усилия можно было совершить большую работу. Витрувий дает следующее определение машины: «Машина есть деревянное во всех своих частях связанное приспособление, имеющее огромное преимущество для передвижения; действие машины зависит от искусства, основанного на вращательном движении» ( 160, с.130 ).

Такими «машинами» были ворот, рычаг, блок, наклонная плоскость и их комбинации. Они использовались в основном для подъема тяжестей в строительстве , военном деле и т. д. Естественно, такие машины и, наряду с ними, водяные и появившиеся в средние века ветряные мельницы не могли внести коренного изменения в процессы производства. Производство было основано на применении простых орудий труда. Соответственно, передача опыта осуществлялась по традиции, в форме передачи практических навыков и умений. Опыт, накопленный в ремесленном производстве, не существует в форме теоретического знания, не может быть зафиксирован во всеобщей форме, как не может быть зафиксирована во всеобщей форме индивидуальная умелость мастера.

В новое время создаются принципиально иные средства труда. «Рабочая машина - это такой механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий подобными же орудиями... После того, как собственно орудие перешло от человека к механизму, машина заступает место простого орудия» (125, с.385).

Пока можно отвлечься от проблемы возникновения машин и машинного производства и рассмотреть те изменения, которые вносит в деятельность применение нового средства труда.

В машине воплощается сам процесс изготовления продукта. Применение технического устройства позволяет опредметить функцию изготовления продукта, то есть, ту совокупность операций, которая в ремесленном производстве существует как искусство мастера, совокупность его навыков и умений.

К. Маркс отмечал, что «промышленная революция в первую очередь охватывает ту часть машины, которая выполняет работу. Двигательной силой является еще сам человек. Но такие операции, для выполнения которых прежде требовался виртуоз, играючи орудовавший своим инструментом, теперь выполняются превращением движения, вызываемого непосредственно человеком путем простейшего механического приема, в утонченные движения рабочей машины... Начиная с того момента, когда непосредственное участие человека в процессе производства свелось всего лишь к тому, что он стал действовать в качестве простой силы, принцип выполняемой работы стал определяться машинами. Механизм был налицо; двигательная же сила впоследствии могла быть замещена водой, паром и т. п.» (123, с.406).

«Машина, обладающая вместо рабочего умением и силой, сама является тем виртуозом, который имеет собственную душу в виде действующих в машине механических законов» (127, с.203).

В машине воссоздается деятельность по производству продукта, то есть именно тот компонент производственного процесса, который передавался как навык, практическая сноровка и умелость. Тем самым становится возможным передать опыт в форме знания о техническом устройстве и его функционировании, в форме технического знания.

В ремесленном производстве вещь изменяется, переходит из одного состояния в другое, из возможности в действительность. Этот процесс изменения  фиксируется аристотелевской  системой четырех причин, но фиксируется в его начальной и конечной стадиях. Осуществление замысла, по Аристотелю, есть оформление материи , присоединение к форме неопределенного, непознаваемого. Сам процесс движения, оформления, создания вещи остается «темным», непознанным.

Когда процесс создания вещи воплощается в механизме, возможен существенно иной ход рассуждения. Здесь поддается рассмотрению именно процесс движения, создания вещи как способ взаимодействия различных структурных элементов механизма, различных «сил». Механизм дан актуально, он представляет собой определенную структуру, в которой происходит преобразование одного движения в другое.

При использовании механизма как средства труда форма, структура самого механизма заключает в себе совокупность возможных действий, тем самым действие механизма жестко фиксировано в его структуре. Внимание «теоретика» переносится с продукта на средства его изготовления, с «целевой» причины на «действующую». Механизм как идеальная конструкция, воплощенная в материи, содержит в себе определенный способ действия, функцию, тем самым «форма» может быть проверена действием. Взаимозависимость структуры и функции, причинно-следственная связь между ними создали возможность корреляции, проверки идеального материальным, возможность эксперимента.

Если для Аристотеля процесс движения от замысла, цели, формы к воплощению замысла, реальному предмету был темным, непознаваемым и непредсказуемым, то теперь этот процесс представлен в механизме.

Изменения в деятельности, внесенные применением механических средств труда, привели к изменению формы знания, включенного в эту деятельность.

Знание в ремесленном производстве - это знание о деятельности, «как делается». Знание, функционирующее в машинном производстве - знание об объекте, системе механизмов и машин.

Взаимосвязь структуры и функции в механизме послужила отправной точкой формирования категории механической причинности: заданная структура приводит к определенному и однозначному следствию, результату. Эксперимент является организацией такой структуры, которая приводит (или нет) к определенному следствию. Закон природы, воплощенный в формуле «если А, то В», имеет свое первоначальное реальное существование в техническом устройстве.

Таким образом, механизм явился тем рычагом, который перевернул всю систему знания и привел к формированию современной науки.

Уже Коперник рассматривает мир как механизм. Он писал: «Философам, обыкновенно стремящимся к распознанию даже самых ничтожных вещей, до сих пор еще не удалось с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок зодчим» (152, с.245).

Причем идея механизма как определенный принцип рассмотрения явлений действительности, как идеализация, формируется задолго до широкого распространения механических средств труда и машинного производства. К. Маркс отмечал: «Часы порождены художественно- ремесленным производством вместе с ученостью, ознаменовавшей собой зарю буржуазного общества. Они дают идею автомата и автоматического движения, применяемого в производстве. Рука об руку с их историей идет история теории равномерного движения» (123, с.418).

Часы и мельница - это «две материальные основы, на которых внутри мануфактуры происходит подготовительная работа для перехода к машинной индустрии» (124,с.262). Кроме того, часы впервые навели на мысль применить автоматы к производству.

В новое время коренным образом изменяется способ трансляции производственного опыта. Опыт преобразуется в систему научного знания, которое конденсирует производственный опыт в форме знания средств труда. Средство труда в форме механизма явилось материальным воплощением опыта, идеальным выражением которого стала наука. Можно сказать, что категориальный аппарат науки и, прежде всего, понятие механической причинности и закона природы, это не что иное, как идеализированный механизм.

Реальные связи деятельности в идеальной форме выступают как система категорий. Поэтому, когда в основе деятельности полагается объективный процесс, заключенный в механизме, тогда категории наполняются объективным содержанием, фиксируют объективные связи вещей. Деятельность, получившая внешнее бытие в форме механизма, может быть преобразована и разложена на структурные элементы. Деятельные потенции мастера преобразуются в потенции механизма и затем в потенции идеальные, науку как идеальную производительную силу труда.

В ремесленной деятельности способ преобразования предмета, заданный как умелость мастера, не может быть однозначно определен и четко фиксирован. Он всегда зависит от массы привходящих обстоятельств, от наличия того или иного материала, орудий, индивидуального мастерства, склонностей, вкусов и т. д. Поэтому и предмет деятельности неоднозначен, постоянно ускользает из поля зрения, является аморфным, текучим, совокупностью возможностей, т. е. материей в платоновско-аристотелевском понимании. Наличие случайных факторов в процессе производства, непредсказуемость результата приводили к тому, что он был окружен различными мифологическими и религиозными представлениями.

Механизм обеспечивает однозначность действия в различных условиях, в достаточной степени элиминирует элемент случайности и влияние субъективных факторов. Тем самым задается однозначное представление о предмете, о природе вообще. Само преобразование движения, заданное структурой механизма,  осуществляется по принципу «если А, то В». Поэтому знание о природе принимает форму «если А, то В», т. е. форму закона природы. Закон природы - механизм «в чистом виде», без второстепенных деталей, искусственных наслоений и субъективных ошибок. Оптимальная конструкция механизма всецело основана на природном процессе, преобразуемом в нем. Именно необходимость создания наиболее оптимальных конструкций механизмов обусловила исследование природных процессов, используемых в них, и дала толчок развитию естествознания как «чистого» знания о природе. Законы термодинамики Сади Карно - наглядное свидетельство данного процесса. Для того, чтобы создать наиболее экономичный паровой двигатель, т. е. решить задачу чисто механическую, прикладную, потребовалось представить этот двигатель в чистом виде, как идеальный паровой двигатель. Но идеальный двигатель есть чисто природный процесс, описанный термодинамикой.

Механицизм становится всеобщим принципом рассмотрения природы, первичной идеализацией, обусловленной способом деятельности, основанным на применении механических средств труда.

Язык технического знания является в этот период также и языком естествознания, они имеют единую систему идеализаций. Именно в техническом знании, которое представляет собой описание механических средств труда, происходит первичная идеализация процесса деятельности, формируются представления об основных абстрактных объектах науки, которые затем становятся объектами естествознания. При этом их происхождение стирается, явно не выражено, и система абстракций представляется результатом деятельности «естественного разума», созерцающего чистую природу.

В естествознании нового времени аристотелевское понятие целевой причины было устранено из рассмотрения. В положении Аристотеля «как вещь делается, такова она по природе» выражена глубокая зависимость представления о вещи от реального процесса «делания». Поскольку принцип творимого заключается в творящем, то в центре внимания Аристотеля оказывается творец, организующий деятельность в соответствии с определенной целью. Если отбросить цель, нельзя понять процесс строительства дома или создания статуи. Аристотель ясно осознавал, что наука начинается с рассмотрения законченной формы предмета, результата творчества, исходя из которого она может логически реконструировать процесс творения. Поэтому устранение целевой причины означает устранение творца. Предметом исследования «теоретика» теперь является не процесс «творчества», создания вещи, а механизм.

Естествознание нового времени исходит из системы механизмов и машин как данного. Когда механизм в форме часов, мельницы или паровой машины уже существует, он может быть разложен на составные части, представлен в чистом виде, теоретизирован. Механицизм идет от целого к его частям, объясняя действие готового, наличного механизма, ограничиваясь причиной действующей. Когда действие творца-ремесленника - традиционное, неразложимое, мифологизированное и темное - заменяется механизмом, тогда действие может быть разложено на составные элементы и рационализировано. Но в этом случае исследование целеполагания, творчества попросту изымается из науки и предоставляется в распоряжение теологии.

Наука нового времени сосредоточилась на меди, забыв художника. Она разложила медь на молекулы и атомы, но не нашла в ней статуи. Эксперимент есть создание искусственных ситуаций, различных «механизмов», в которых проявляется естественный закон. Поэтому открыть новый закон - значит «создать» этот закон, перевести его из потенциального в актуальное бытие. В основе науки лежит все то же творчество, непонятное и непредсказуемое в деталях. Статуя потенциально содержится в меди, но также в ней содержится масса иного, о чем не подозревали греки и не подозреваем сейчас мы. Заслуга Аристотеля в том, что он в качестве основы науки рассматривает процесс деятельности. В новое вре0мя естествознание попыталось отвлечься от деятельности и создать науку на основе разума, созерцающего природу. Но возврат к Аристотелю был неизбежен. Наряду с медью наука должна рассмотреть и художника, понять категории не только как отражение природных процессов, но и результат деятельности. Движение науки обусловлено системой категорий. Но прежде, чем сформировалась система научных абстракций, должно было произойти преобразование в системе общественно-исторической деятельности, идеальным выражением которой и стала наука.

Таким образом, проблема генезиса науки получает свое адекватное выражение в проблеме генезиса машинного способа производства, стимулов и условий введения машин. Машина как средство труда не является просто гениальным изобретением выдающегося ума, введенным для облегчения труда и процветания народов. Система механизмов и машин возникает как элемент определенной системы общественных отношений.

На первый взгляд машинное производство явилось результатом применения науки. Такое отношение науки и практики возможно только на высокой ступени развития, когда наука достаточно развита и располагает теоретическим заделом, на основе которого можно решать практические задачи. На ранних этапах своего развития наука в гораздо большей мере зависит от состояния и потребностей техники. Техника выступает как источник развития науки, а не только как результат применения научных знаний. Когда материальное производство начинает развиваться на основе техники, то, соответственно, возникает потребность в новой технике и новом техническом знании. Но это не применимо к предшествующему периоду развития материального производства, которое даже в античности, в эпоху блестящего развития «науки», испытывало гораздо большую потребность в рабах, доставляемых войной, чем в технике и научном знании. Решающее значение имеет характер общественных отношений, определяющий формы знания и формы духовного производства в обществе.