6.3. Возникновение машин

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

В свое время К Маркс, рассматривая процесс становления капиталистического способа производства, отмечал, что «проистекающий из науки анализ и применение механических и химических законов делают машину способной выполнять ту же самую работу, которую ранее выполняли рабочие» (127, с.212). Но это на высокой ступени развития.

«Однако это не тот путь, на котором в целом возникла система машин». Она возникает не на основе науки. «Таким путем развития системы машин явился тот анализ, который посредством разделения труда все больше и больше превращает выполняемые рабочими операции в механические операции, так что на определенном этапе их место может занять механизм. Таким образом, здесь определенный способ труда прямо оказывается перенесенным с рабочего на капитал в форме машины, и в результате такого перенесения его собственная рабочая сила обесценивается. Отсюда борьба рабочих против системы машин. То, что было деятельностью живого рабочего, становится деятельностью машины» (127, с. 212).

«Первичный анализ», который привел к возникновению машин, совершился не в голове ученого-теоретика, а реально. Машина фактически заменяет ремесленника, в этом ее социальный смысл. Но для того, чтобы заменить ремесленную деятельность механизмом, объективным природным процессом, деятельность должна быть разложена на составляющие и представлена как механический процесс. Что и было сделано в мануфактуре. Мануфактура - это машина, в которой в качестве элементов выступают живые индивиды. Можно проследить, как конкретно происходило историческое развитие ремесленного производства в машинное, совершаемое под воздействием капитала. Вначале ремесленное производство как более ранний способ производства, при котором человеческий ручной труд является главным фактором производства, только берется под контроль капитала. Сам способ производства еще не определяется капиталом, а капитал находит его в готовом виде, но, «капитал не оставляет рабочих в условиях того способа производства, который он застает, устанавливая свое господство на этом базисе, но создает в качестве своего базиса  соответствующий ему способ производства. Капитал создает объединение рабочих в производстве» (127, с.82-83). По мере того, как промышленный капитал овладевает общественным производством, совершается переворот в технике и общественной организации процесса труда, а вместе с тем и в экономико-историческом типе общества. Изменения в технике вторичны, производны от изменений в системе общественных отношений. Машинное производство предстает как овеществленное отношение, как перенесенный на машины общественный способ труда, овеществленная форма деятельности.

Машина возникает, во-первых, из простого ремесла, например, когда машинное ткачество заменяет ручное ткачество , то одна машина должна одновременно выполнять различные операции, которые прежде выполнял ремесленник. Во-вторых, машина возникает из мануфактуры, основанной на разделении труда. К. Маркс подчеркивал: «Развитие средств труда в систему машин не случайно для капитала, а представляет собой  историческое преобразование традиционных, унаследованных средств труда, превращение их в средство труда, адекватное капиталу» (127, с.205).

Машина возникает как результат деятельности, направленной на постоянное повышение производительности труда. Внимание капиталистов направлено и притом почти исключительно, на увеличение этой производительной силы.

Последовательные стадии повышения производительности труда - это кооперация, мануфактурное разделение труда, машины или применение науки. Важно отметить, что кооперация есть «всеобщая форма» всех устройств, направленных на увеличение производительности общественного труда.

Изменение форм производства, совершаемое под воздействием капитала, предстает также как процесс подчинения труда капиталу. В этом отношении машина предстает не только как средство увеличения производительности труда, овеществленная кооперация, но и как средство подчинения трудящегося. Объективные условия труда непосредственно выступают « в качестве оружия, которое служит отчасти для того, чтобы выбросить рабочего на мостовую, превратить его в лишнего человека, отчасти для того, чтобы лишить его специальности и покончить с основанными на ней притязаниями, отчасти для того, чтобы подчинить его детально разработанной на фабрике деспотии и военной дисциплине капитала» (123, с.550).

К. Маркс прямо говорит о том, что переворот в промышленном производстве «был вынужденным результатом установления в законодательном порядке крайнего предела эксплуатации рабочего» (2, с.397). Более того, изобретения, порожденные объединениями и забастовками рабочих, чрезвычайно развили фабричную систему и одновременно усовершенствовали ее. В забастовках  проявляется также то обстоятельство, что машины применяются и изобретаются прямо в противовес притязаниям живого труда и служат средством подавить и сломить его.

Машины возникают как результат изобретательства тех же ремесленников, порожденного социальными отношениями.

Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт - прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон - пароход. Первые паровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами. Такими же способами были построены и первые прядильные и ткацкие машины, мельницы и т. д., приводившиеся в движение паровым двигателем.

Применение машин впервые в крупных масштабах подчиняет непосредственному процессу производства силы природы: ветер, воду, пар, электричество, превращает их в агентов общественного труда.

Наука вначале предстает как воплощенная в машинах, в технологиях производства, в химических процессах и т. д. Первые машины возникают в результате изобретательства, которое становится особой профессией. Наука же, как чистое знание о природе, воплощена в машинах. Собственно, все развитие естествознания вплоть до середины 19 века - это «извлечение» науки из машин, механизмов, технологий. Наука «запаздывает», она изучает те механизмы - мельницы, двигатели, насосы и т. д. - которые изобретены и применяются в практике. Почти все крупные математики, начиная с середины 17 столетия, поскольку они занимаются практической механикой и подводят под нее теоретическую основу, исходят из простой водяной мельницы для помола зерна.

Конечно, изобретение не совершается без помощи науки. Для изобретательства нужен определенный уровень знания, но это скорее опытность, практическая умелость.

Под воздействием капитала происходит отделение духовных потенций производства от самого процесса производства. Ремесленная практика основана на опыте, умелости, знаниях мастера. Духовные потенции ремесленного производства воплощены в ремесленнике и неотделимы от самого процесса производства. Применение механизмов и машин создает совершенно новую ситуацию. Машина воплощает в себе совокупность навыков и умений, совокупность знаний, в то время как рабочий оказывается всего этого лишен. Он становится придатком машины, выполняет простейшие операции, которые не требуют особых знаний и умений. Поэтому широко используется детский и женский труд.

Знания и опыт, отделенные от непосредственного производителя, существуют в двух формах: как система машин - овеществленное знание - и как наука - теоретическое естествознание, техническое знание и т. д.

Капитал не создает науки. Но он так изменяет систему общественных отношений и сам процесс производства, что происходит обособление, разделение условий производства. Тем самым раскрывается объективная основа деятельности, объективный природный процесс, используемый в ней. Объект отделяется от деятельности, предстает в «чистом виде», демифологизируется.

В качестве генетической основы науки выступает знание практическое, совокупность традиционных сведений, наблюдений, профессиональных секретов, полученных экспериментальным путем. Это, собственно, и есть предметная основа возникающего естествознания, тот первичный материал, освоение которого представляет собой процесс становления науки. У истоков науки стояли те же ремесленники, моряки, кораблестроители. Габриэль Гарвей, сын мастера по производству канатов, писал об этих новых людях науки: «Тот, кто помнит математика и механика Гемфри Коула, кораблестроителя Метью Бейкера, архитектора Джона Шута, мореплавателя Роберта Нормана, орудийных дел мастера Уильяма Берна, химика Хестера или любого другого столь же хитроумного мастера и искусного эмпирика, - тот, кто помнит всех этих людей, будет гордецом, если осудит специалистов-ремесленников или любого здравомыслящего и трудолюбивого практика, хотя бы он и не получил образования в школах и прочел мало книг» (21,с. 238).

Процесс развития в науку традиционных сведений нельзя понимать в том смысле, что в какой-то период в результате накопления опыта традиционное рецептурное знание становится научным. Обособление знания, опыта происходит реально как обособление объективных условий производства и превращения их в систему машин. Когда решающую роль в процессе производства начинает играть механизм, объективный процесс, а не традиционная умелость, сноровка мастера, тогда знание «превращается» из формы опытно-рецептурного в форму науки как отражения объективного процесса.

Капитал не создает науки, но он коренным образом изменяет общественно-историческую деятельность, которая, в свою очередь, становится основой развития науки. «Имеющийся налицо мыслительный материал» в форме философского знания, зачаточных элементов естествознания, математики, физики, химии, астрономии, входивших в состав различных форм общественного сознания, все эти фрагменты представлений о естественном в массе иллюзорных представлений о сверхъестественном, получают собственный источник движения и развития. Поэтому вместе с распространением капиталистического производства естественнонаучное знание впервые сознательно и широко развивается, применяется и вызывается к жизни в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия.

К. Маркс цитирует Поппе, который отмечает: «В XVIII столетии многие ученые взялись за обстоятельное изучение ремесел, мануфактур и фабрик. Некоторые из них сделали эту область предметом своего специального исследования. Лишь в новейшее время надлежащим образом осознана связь механики, физики, химии и т. д. с ремеслом» (123, с.422). Капитал непосредственно изменяет форму общественно-исторической деятельности, способ производства, что влечет за собой изменение формы знания. Поэтому, если верно, что капитал не создает науки, то также верно и то, что только в условиях капитализма наука впервые обособляется, становится самостоятельной силой, впервые возникает действительно научная форма знания, категориальная система, отражающая реальные, объективные связи и отношения.

Машинное производство и наука возникают как элементы капиталистической системы отношений, основанных на отчуждении деятельности, отчуждении условий труда и духовных потенций производителя. Наука как социальный феномен возникает и функционирует в данной системе отношений, является необходимым условием существования этой системы.

Как античная форма знания порождается условиями полиса и в нем функционирует, так и наука нового времени порождена системой капиталистических отношений.

 

 

В свое время К Маркс, рассматривая процесс становления капиталистического способа производства, отмечал, что «проистекающий из науки анализ и применение механических и химических законов делают машину способной выполнять ту же самую работу, которую ранее выполняли рабочие» (127, с.212). Но это на высокой ступени развития.

«Однако это не тот путь, на котором в целом возникла система машин». Она возникает не на основе науки. «Таким путем развития системы машин явился тот анализ, который посредством разделения труда все больше и больше превращает выполняемые рабочими операции в механические операции, так что на определенном этапе их место может занять механизм. Таким образом, здесь определенный способ труда прямо оказывается перенесенным с рабочего на капитал в форме машины, и в результате такого перенесения его собственная рабочая сила обесценивается. Отсюда борьба рабочих против системы машин. То, что было деятельностью живого рабочего, становится деятельностью машины» (127, с. 212).

«Первичный анализ», который привел к возникновению машин, совершился не в голове ученого-теоретика, а реально. Машина фактически заменяет ремесленника, в этом ее социальный смысл. Но для того, чтобы заменить ремесленную деятельность механизмом, объективным природным процессом, деятельность должна быть разложена на составляющие и представлена как механический процесс. Что и было сделано в мануфактуре. Мануфактура - это машина, в которой в качестве элементов выступают живые индивиды. Можно проследить, как конкретно происходило историческое развитие ремесленного производства в машинное, совершаемое под воздействием капитала. Вначале ремесленное производство как более ранний способ производства, при котором человеческий ручной труд является главным фактором производства, только берется под контроль капитала. Сам способ производства еще не определяется капиталом, а капитал находит его в готовом виде, но, «капитал не оставляет рабочих в условиях того способа производства, который он застает, устанавливая свое господство на этом базисе, но создает в качестве своего базиса  соответствующий ему способ производства. Капитал создает объединение рабочих в производстве» (127, с.82-83). По мере того, как промышленный капитал овладевает общественным производством, совершается переворот в технике и общественной организации процесса труда, а вместе с тем и в экономико-историческом типе общества. Изменения в технике вторичны, производны от изменений в системе общественных отношений. Машинное производство предстает как овеществленное отношение, как перенесенный на машины общественный способ труда, овеществленная форма деятельности.

Машина возникает, во-первых, из простого ремесла, например, когда машинное ткачество заменяет ручное ткачество , то одна машина должна одновременно выполнять различные операции, которые прежде выполнял ремесленник. Во-вторых, машина возникает из мануфактуры, основанной на разделении труда. К. Маркс подчеркивал: «Развитие средств труда в систему машин не случайно для капитала, а представляет собой  историческое преобразование традиционных, унаследованных средств труда, превращение их в средство труда, адекватное капиталу» (127, с.205).

Машина возникает как результат деятельности, направленной на постоянное повышение производительности труда. Внимание капиталистов направлено и притом почти исключительно, на увеличение этой производительной силы.

Последовательные стадии повышения производительности труда - это кооперация, мануфактурное разделение труда, машины или применение науки. Важно отметить, что кооперация есть «всеобщая форма» всех устройств, направленных на увеличение производительности общественного труда.

Изменение форм производства, совершаемое под воздействием капитала, предстает также как процесс подчинения труда капиталу. В этом отношении машина предстает не только как средство увеличения производительности труда, овеществленная кооперация, но и как средство подчинения трудящегося. Объективные условия труда непосредственно выступают « в качестве оружия, которое служит отчасти для того, чтобы выбросить рабочего на мостовую, превратить его в лишнего человека, отчасти для того, чтобы лишить его специальности и покончить с основанными на ней притязаниями, отчасти для того, чтобы подчинить его детально разработанной на фабрике деспотии и военной дисциплине капитала» (123, с.550).

К. Маркс прямо говорит о том, что переворот в промышленном производстве «был вынужденным результатом установления в законодательном порядке крайнего предела эксплуатации рабочего» (2, с.397). Более того, изобретения, порожденные объединениями и забастовками рабочих, чрезвычайно развили фабричную систему и одновременно усовершенствовали ее. В забастовках  проявляется также то обстоятельство, что машины применяются и изобретаются прямо в противовес притязаниям живого труда и служат средством подавить и сломить его.

Машины возникают как результат изобретательства тех же ремесленников, порожденного социальными отношениями.

Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт - прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон - пароход. Первые паровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами. Такими же способами были построены и первые прядильные и ткацкие машины, мельницы и т. д., приводившиеся в движение паровым двигателем.

Применение машин впервые в крупных масштабах подчиняет непосредственному процессу производства силы природы: ветер, воду, пар, электричество, превращает их в агентов общественного труда.

Наука вначале предстает как воплощенная в машинах, в технологиях производства, в химических процессах и т. д. Первые машины возникают в результате изобретательства, которое становится особой профессией. Наука же, как чистое знание о природе, воплощена в машинах. Собственно, все развитие естествознания вплоть до середины 19 века - это «извлечение» науки из машин, механизмов, технологий. Наука «запаздывает», она изучает те механизмы - мельницы, двигатели, насосы и т. д. - которые изобретены и применяются в практике. Почти все крупные математики, начиная с середины 17 столетия, поскольку они занимаются практической механикой и подводят под нее теоретическую основу, исходят из простой водяной мельницы для помола зерна.

Конечно, изобретение не совершается без помощи науки. Для изобретательства нужен определенный уровень знания, но это скорее опытность, практическая умелость.

Под воздействием капитала происходит отделение духовных потенций производства от самого процесса производства. Ремесленная практика основана на опыте, умелости, знаниях мастера. Духовные потенции ремесленного производства воплощены в ремесленнике и неотделимы от самого процесса производства. Применение механизмов и машин создает совершенно новую ситуацию. Машина воплощает в себе совокупность навыков и умений, совокупность знаний, в то время как рабочий оказывается всего этого лишен. Он становится придатком машины, выполняет простейшие операции, которые не требуют особых знаний и умений. Поэтому широко используется детский и женский труд.

Знания и опыт, отделенные от непосредственного производителя, существуют в двух формах: как система машин - овеществленное знание - и как наука - теоретическое естествознание, техническое знание и т. д.

Капитал не создает науки. Но он так изменяет систему общественных отношений и сам процесс производства, что происходит обособление, разделение условий производства. Тем самым раскрывается объективная основа деятельности, объективный природный процесс, используемый в ней. Объект отделяется от деятельности, предстает в «чистом виде», демифологизируется.

В качестве генетической основы науки выступает знание практическое, совокупность традиционных сведений, наблюдений, профессиональных секретов, полученных экспериментальным путем. Это, собственно, и есть предметная основа возникающего естествознания, тот первичный материал, освоение которого представляет собой процесс становления науки. У истоков науки стояли те же ремесленники, моряки, кораблестроители. Габриэль Гарвей, сын мастера по производству канатов, писал об этих новых людях науки: «Тот, кто помнит математика и механика Гемфри Коула, кораблестроителя Метью Бейкера, архитектора Джона Шута, мореплавателя Роберта Нормана, орудийных дел мастера Уильяма Берна, химика Хестера или любого другого столь же хитроумного мастера и искусного эмпирика, - тот, кто помнит всех этих людей, будет гордецом, если осудит специалистов-ремесленников или любого здравомыслящего и трудолюбивого практика, хотя бы он и не получил образования в школах и прочел мало книг» (21,с. 238).

Процесс развития в науку традиционных сведений нельзя понимать в том смысле, что в какой-то период в результате накопления опыта традиционное рецептурное знание становится научным. Обособление знания, опыта происходит реально как обособление объективных условий производства и превращения их в систему машин. Когда решающую роль в процессе производства начинает играть механизм, объективный процесс, а не традиционная умелость, сноровка мастера, тогда знание «превращается» из формы опытно-рецептурного в форму науки как отражения объективного процесса.

Капитал не создает науки, но он коренным образом изменяет общественно-историческую деятельность, которая, в свою очередь, становится основой развития науки. «Имеющийся налицо мыслительный материал» в форме философского знания, зачаточных элементов естествознания, математики, физики, химии, астрономии, входивших в состав различных форм общественного сознания, все эти фрагменты представлений о естественном в массе иллюзорных представлений о сверхъестественном, получают собственный источник движения и развития. Поэтому вместе с распространением капиталистического производства естественнонаучное знание впервые сознательно и широко развивается, применяется и вызывается к жизни в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия.

К. Маркс цитирует Поппе, который отмечает: «В XVIII столетии многие ученые взялись за обстоятельное изучение ремесел, мануфактур и фабрик. Некоторые из них сделали эту область предметом своего специального исследования. Лишь в новейшее время надлежащим образом осознана связь механики, физики, химии и т. д. с ремеслом» (123, с.422). Капитал непосредственно изменяет форму общественно-исторической деятельности, способ производства, что влечет за собой изменение формы знания. Поэтому, если верно, что капитал не создает науки, то также верно и то, что только в условиях капитализма наука впервые обособляется, становится самостоятельной силой, впервые возникает действительно научная форма знания, категориальная система, отражающая реальные, объективные связи и отношения.

Машинное производство и наука возникают как элементы капиталистической системы отношений, основанных на отчуждении деятельности, отчуждении условий труда и духовных потенций производителя. Наука как социальный феномен возникает и функционирует в данной системе отношений, является необходимым условием существования этой системы.

Как античная форма знания порождается условиями полиса и в нем функционирует, так и наука нового времени порождена системой капиталистических отношений.