6.4. Изобретательство и научный эксперимент

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

Непосредственной основой науки как определенной формы духовного производства выступает обособление и развитие в обществе деятельности, направленной на изменение , усовершенствование самого способа  производства. Если вначале эта деятельность проявляется как изобретательство, практическое экспериментирование, как деятельность в значительной степени «стихийная», основанная на практической опытности, то в своем развитии она «превращается» в деятельность научную, в производство знания, используемого в практике. Для такого превращения необходимо было соединить стихийное экспериментирование с «чистой наукой», математикой, механикой и т. д.

Л. Ольшки характеризует техников Возрождения следующим образом: «Все, занимающиеся теорией и практикой техники привыкли, благодаря опыту интуитивно определять на-глаз устройство простых и сложных механизмов и их полезную работу, а также аналогичным способом устанавливать связь различных частей здания»,поэтому «дело шло о том, чтобы приучить техников обуздывать свою фантазию посредством вычислений и определенных правил...» (156, с.88). Ольшки отмечает также: «Очень редкие в те времена профессиональные математики и физики не имели ни интереса, ни потребности, ни стимулов для практического применения своих познаний на столь широкой основе» (156, с.86).

Мануфактурный период характеризуется бурным развитием изобретательской деятельности. Потребности материального производства вызвали к жизни большое количество изобретений и усовершенствований. Среди изобретателей встречались представители самых различных слоев населения. Главную роль в изобретательстве играли непосредственно связанные с материальным производством гидротехники, ткачи, кузнецы, часовых дел мастера, горные мастера, военные инженеры. Немало было и представителей дворянства и духовенства, мечтавших о быстром обогащении или о славе. В.С. Виргинский отмечает, что деятельность изобретателей охватывала все основные отрасли техники того времени (47, 1, с.198).Эта деятельность, как правило, дополнялась созданием первых специальных трудов по технике.

Венгерский епископ Фауст Верантий писал в начале 17 века: «Искусство делать машины считается, по мнению многих мировых мудрецов, наиболее важным искусством в строительстве, ибо оно требует большого ума. И если даже машины, применяемые издавна, вызывают такую похвалу, то насколько большей славы достойны те, которые спустя так много веков строят новые» (20, с.180).

Большинство выдающихся ученых, таких как Галилей, Гюйгенс, Ньютон, Лейбниц, Бернулли, Эйлер, Ломоносов и другие, активно занимались изобретательством. Можно отметить также, что талантливый французский изобретатель Дени Папен, разрабатывавший проекты первых паровых машин, поддерживал тесную связь с Лейбницем.

Наиболее наглядно связь между техническим и научным творчеством проявляется в деятельности Галилея, который обратился к вопросам небесной механики уже после того, как им была проделана большая работа в области прикладной механики. Л. Ольшки отмечает, что технический талант Галилея являлся истинной предпосылкой его научных экспериментов. Надо принять во внимание также тот факт, что всякое открытие Галилея в области физики  и астрономии было теснейшим образом связано с каким-нибудь инструментом собственного изобретения или особым устройством его. Самостоятельная научная деятельность Галилея началась с небольшой работы об определении удельного веса тел с помощью изобретенных им гидростатических весов. Задачи практической механики и прикладной математики были в центре внимания многих ученых 16-17 веков. Они направляли теоретические исследования на проблемы наиболее целесообразного и экономичного устройства технических средств.

В деятельности Галилея совершается переход от прикладных проблем, связанных с сооружением крепостей и применением огнестрельного оружия, к чисто научным вопросам. Занятия прикладной математикой и механикой отступили на второй план только после того, как Галилей открыл с помощью изготовленного им телескопа спутники Юпитера и всецело занялся вопросами астрономии и небесной механики. Экспериментальный метод Галилея рождается из его технических опытов. Л. Ольшки отмечает, что опыты с гидравлическими весами, с которых Галилей начал свою деятельность, применяются в дальнейшем для чисто научных целей. Все это говорит о том, что новое исследование рождается из совокупности прикладных проблем, поставленных развитием практики.

Л.Ольшки , исследуя историю научной литературы, отмечает: «История технической и научной прозы на народных языках показывает нам, как произошел этот переход от удовлетворения известных практических общественных потребностей к систематическому, чисто научному мышлению и как наблюдение над природой и практическое экспериментирование развилось от дилетантизма к науке» (156, с.22).

Генезис современного естествознания предстает как процесс осмысления, систематизации и теоретизации опыта создания механической техники. Систематизация опыта изобретательства начинается в различных «Театрах машин», «Театрах мельниц», издававшихся в 17-18 веках. В них подробно описывались устройства и принципы действия машин. Инженеры-изобретатели создали эмпирическую основу для развития теоретического естествознания. Но они создали также и экспериментальный метод, который в науке используется с чисто исследовательской целью и позволяет естествознанию выйти за рамки прикладных проблем и развиваться на собственной основе.

Начиная с эпохи Возрождения идет интенсивный процесс сближения технического экспериментирования и «чистой науки», чистой в смысле ее «свободы» от эксперимента, практики. Этот процесс сближения и порождает вначале «натуральную философию» нового времени, а затем и экспериментальное естествознание в собственном смысле слова. С логической точки зрения - это процесс соединения теории и практики: формирование категориальной системы, отражающей реальные связи и отношения и формирование эксперимента как составной части процесса познания.

Всеобщая основа способа производства, возникшего в новое время, есть объективный природный процесс, заключенный в механизме. Поэтому деятельность инженеров, техников и т. д. , направленная на изменение, усовершенствование данного способа производства,  порождает знание о природе как объективном процессе, естествознание.

Машинное производство формирует воспроизводимую, контролируемую и управляемую практическую деятельность, что позволяет выявить объективные природные закономерности, лежащие в ее основе. Становление машинного производства приводит к вовлечению в деятельность новых природных закономерностей, которые становятся объектом познания, попадают в исследовательское поле науки. Исследование новых связей, вычленение их в «чистом виде» из технологий и механизмов, а также конструирование связей в эксперименте - основа развития науки и формирования новой логики мышления. Поэтому до нового времени у науки был другой объект исследования, иной «мир», поскольку иной была деятельность. Научный эксперимент возникает из изобретательства  как конструирование объективных, воспроизводимых и контролируемых связей.

Синтез теории и эксперимента, который составляет специфику науки как формы знания и способа духовного производства, реально осуществился в деятельности инженеров-изобретателей, направленной на создание и совершенствование механизмов и машин.

Эта деятельность включает в себя два основных момента: определенный уровень теоретических и практических знаний и практическое экспериментирование. Инженеры-изобретатели уже не были ремесленниками, поскольку не повторяли рецепт, а создавали новое, но они не были также и учеными, поскольку создавали реальный продукт - машины и механизмы. Становление современной науки происходит в результате развития этого противоречивого единства и обособления новой формы деятельности по производству объективного знания . Новые ученые это, прежде всего, изобретатели-экспериментаторы. Поэтому исследование процесса генезиса науки должно опираться на рассмотрение как теоретического знания античности и средних веков, по традиции считающегося собственно наукой, так и неизвестной предшествующим эпохам практики, направленной на рационализацию производства, практики изобретательства и экспериментирования, которая лежит в основе нового способа духовного производства.

Проведенное исследование выявило конкретную зависимость форм знания - опытно-рецептурного знания, античной «науки» и естествознания нового времени от форм практики и от характера социальных отношений.

Новая форма знания - объективное научное знание - возникает в контексте определенной духовной культуры. Дальнейшее исследование должно выявить отношение науки с другими духовными образованиями, с религией и философией прежде всего.

Новый социальный слой , занятый производством объективного знания  - «виртуозы», как их называет Дж. Бернал, теоретики и практики одновременно, экспериментаторы и инженеры, создали новое представление о мире как механизме, машине, цепи причинно-следственных связей, которое не соответствовало существовавшей аристотелевско-христианской картине мира. Целостная картина мира, созданная христианским богословием, включала в себя не только представление о природе, но также представление о боге и индивиде, которые, собственно, и составляли ее основу. Поэтому, разрушив представление о природе, наука поставила под сомнение все христианское мировоззрение. Необходимо было вписать новые научные представления о природе в существующую картину мира и решить тем самым, двойную задачу: создать новое мировоззрение, учитывающее механистические представления о природе и ввести науку, как новую форму знания, в духовную культуру эпохи. Эти задачи были решены новой философией.

В новое время происходит раздел сфер влияния между наукой и религией. Наука в лице Коперника и Галилея доказала ошибочность религиозного представления об устройстве вселенной. И если работу Коперника церковь просто запретила, а с Галилеем достигла определенного компромисса, то истинность теории Ньютона уже под сомнение не ставилась. Объективный ход развития науки требовал выяснения ее отношения с религией, поскольку последняя была идейным воплощением культуры, хранителем системы ценностей и высшим духовным авторитетом. Наука могла получить законный статус в обществе только в том случае, если с нее снималось подозрение в ереси. Требовался компромисс между верой и разумом, который и был установлен в новой философии. Философия перестроила прежнее мировоззрение в соответствии с новыми научными открытиями, но в то же время доказала, что эти открытия не противоречат глубинным основам веры. Философия, создавшая на основе научных открытий новую картину мира, явилась первым словом науки в системе культуры. Наука не могла оказать значительного влияния в сфере производства, но ее влияние на мировоззрение было огромным.

Наука входит в систему культуры в философских одеждах. Именно философия формирует новое представление о мире, о человеке, о целях и задачах познания, формирует образ науки, вошедший в духовную жизнь эпохи.

 

 

 

Непосредственной основой науки как определенной формы духовного производства выступает обособление и развитие в обществе деятельности, направленной на изменение , усовершенствование самого способа  производства. Если вначале эта деятельность проявляется как изобретательство, практическое экспериментирование, как деятельность в значительной степени «стихийная», основанная на практической опытности, то в своем развитии она «превращается» в деятельность научную, в производство знания, используемого в практике. Для такого превращения необходимо было соединить стихийное экспериментирование с «чистой наукой», математикой, механикой и т. д.

Л. Ольшки характеризует техников Возрождения следующим образом: «Все, занимающиеся теорией и практикой техники привыкли, благодаря опыту интуитивно определять на-глаз устройство простых и сложных механизмов и их полезную работу, а также аналогичным способом устанавливать связь различных частей здания»,поэтому «дело шло о том, чтобы приучить техников обуздывать свою фантазию посредством вычислений и определенных правил...» (156, с.88). Ольшки отмечает также: «Очень редкие в те времена профессиональные математики и физики не имели ни интереса, ни потребности, ни стимулов для практического применения своих познаний на столь широкой основе» (156, с.86).

Мануфактурный период характеризуется бурным развитием изобретательской деятельности. Потребности материального производства вызвали к жизни большое количество изобретений и усовершенствований. Среди изобретателей встречались представители самых различных слоев населения. Главную роль в изобретательстве играли непосредственно связанные с материальным производством гидротехники, ткачи, кузнецы, часовых дел мастера, горные мастера, военные инженеры. Немало было и представителей дворянства и духовенства, мечтавших о быстром обогащении или о славе. В.С. Виргинский отмечает, что деятельность изобретателей охватывала все основные отрасли техники того времени (47, 1, с.198).Эта деятельность, как правило, дополнялась созданием первых специальных трудов по технике.

Венгерский епископ Фауст Верантий писал в начале 17 века: «Искусство делать машины считается, по мнению многих мировых мудрецов, наиболее важным искусством в строительстве, ибо оно требует большого ума. И если даже машины, применяемые издавна, вызывают такую похвалу, то насколько большей славы достойны те, которые спустя так много веков строят новые» (20, с.180).

Большинство выдающихся ученых, таких как Галилей, Гюйгенс, Ньютон, Лейбниц, Бернулли, Эйлер, Ломоносов и другие, активно занимались изобретательством. Можно отметить также, что талантливый французский изобретатель Дени Папен, разрабатывавший проекты первых паровых машин, поддерживал тесную связь с Лейбницем.

Наиболее наглядно связь между техническим и научным творчеством проявляется в деятельности Галилея, который обратился к вопросам небесной механики уже после того, как им была проделана большая работа в области прикладной механики. Л. Ольшки отмечает, что технический талант Галилея являлся истинной предпосылкой его научных экспериментов. Надо принять во внимание также тот факт, что всякое открытие Галилея в области физики  и астрономии было теснейшим образом связано с каким-нибудь инструментом собственного изобретения или особым устройством его. Самостоятельная научная деятельность Галилея началась с небольшой работы об определении удельного веса тел с помощью изобретенных им гидростатических весов. Задачи практической механики и прикладной математики были в центре внимания многих ученых 16-17 веков. Они направляли теоретические исследования на проблемы наиболее целесообразного и экономичного устройства технических средств.

В деятельности Галилея совершается переход от прикладных проблем, связанных с сооружением крепостей и применением огнестрельного оружия, к чисто научным вопросам. Занятия прикладной математикой и механикой отступили на второй план только после того, как Галилей открыл с помощью изготовленного им телескопа спутники Юпитера и всецело занялся вопросами астрономии и небесной механики. Экспериментальный метод Галилея рождается из его технических опытов. Л. Ольшки отмечает, что опыты с гидравлическими весами, с которых Галилей начал свою деятельность, применяются в дальнейшем для чисто научных целей. Все это говорит о том, что новое исследование рождается из совокупности прикладных проблем, поставленных развитием практики.

Л.Ольшки , исследуя историю научной литературы, отмечает: «История технической и научной прозы на народных языках показывает нам, как произошел этот переход от удовлетворения известных практических общественных потребностей к систематическому, чисто научному мышлению и как наблюдение над природой и практическое экспериментирование развилось от дилетантизма к науке» (156, с.22).

Генезис современного естествознания предстает как процесс осмысления, систематизации и теоретизации опыта создания механической техники. Систематизация опыта изобретательства начинается в различных «Театрах машин», «Театрах мельниц», издававшихся в 17-18 веках. В них подробно описывались устройства и принципы действия машин. Инженеры-изобретатели создали эмпирическую основу для развития теоретического естествознания. Но они создали также и экспериментальный метод, который в науке используется с чисто исследовательской целью и позволяет естествознанию выйти за рамки прикладных проблем и развиваться на собственной основе.

Начиная с эпохи Возрождения идет интенсивный процесс сближения технического экспериментирования и «чистой науки», чистой в смысле ее «свободы» от эксперимента, практики. Этот процесс сближения и порождает вначале «натуральную философию» нового времени, а затем и экспериментальное естествознание в собственном смысле слова. С логической точки зрения - это процесс соединения теории и практики: формирование категориальной системы, отражающей реальные связи и отношения и формирование эксперимента как составной части процесса познания.

Всеобщая основа способа производства, возникшего в новое время, есть объективный природный процесс, заключенный в механизме. Поэтому деятельность инженеров, техников и т. д. , направленная на изменение, усовершенствование данного способа производства,  порождает знание о природе как объективном процессе, естествознание.

Машинное производство формирует воспроизводимую, контролируемую и управляемую практическую деятельность, что позволяет выявить объективные природные закономерности, лежащие в ее основе. Становление машинного производства приводит к вовлечению в деятельность новых природных закономерностей, которые становятся объектом познания, попадают в исследовательское поле науки. Исследование новых связей, вычленение их в «чистом виде» из технологий и механизмов, а также конструирование связей в эксперименте - основа развития науки и формирования новой логики мышления. Поэтому до нового времени у науки был другой объект исследования, иной «мир», поскольку иной была деятельность. Научный эксперимент возникает из изобретательства  как конструирование объективных, воспроизводимых и контролируемых связей.

Синтез теории и эксперимента, который составляет специфику науки как формы знания и способа духовного производства, реально осуществился в деятельности инженеров-изобретателей, направленной на создание и совершенствование механизмов и машин.

Эта деятельность включает в себя два основных момента: определенный уровень теоретических и практических знаний и практическое экспериментирование. Инженеры-изобретатели уже не были ремесленниками, поскольку не повторяли рецепт, а создавали новое, но они не были также и учеными, поскольку создавали реальный продукт - машины и механизмы. Становление современной науки происходит в результате развития этого противоречивого единства и обособления новой формы деятельности по производству объективного знания . Новые ученые это, прежде всего, изобретатели-экспериментаторы. Поэтому исследование процесса генезиса науки должно опираться на рассмотрение как теоретического знания античности и средних веков, по традиции считающегося собственно наукой, так и неизвестной предшествующим эпохам практики, направленной на рационализацию производства, практики изобретательства и экспериментирования, которая лежит в основе нового способа духовного производства.

Проведенное исследование выявило конкретную зависимость форм знания - опытно-рецептурного знания, античной «науки» и естествознания нового времени от форм практики и от характера социальных отношений.

Новая форма знания - объективное научное знание - возникает в контексте определенной духовной культуры. Дальнейшее исследование должно выявить отношение науки с другими духовными образованиями, с религией и философией прежде всего.

Новый социальный слой , занятый производством объективного знания  - «виртуозы», как их называет Дж. Бернал, теоретики и практики одновременно, экспериментаторы и инженеры, создали новое представление о мире как механизме, машине, цепи причинно-следственных связей, которое не соответствовало существовавшей аристотелевско-христианской картине мира. Целостная картина мира, созданная христианским богословием, включала в себя не только представление о природе, но также представление о боге и индивиде, которые, собственно, и составляли ее основу. Поэтому, разрушив представление о природе, наука поставила под сомнение все христианское мировоззрение. Необходимо было вписать новые научные представления о природе в существующую картину мира и решить тем самым, двойную задачу: создать новое мировоззрение, учитывающее механистические представления о природе и ввести науку, как новую форму знания, в духовную культуру эпохи. Эти задачи были решены новой философией.

В новое время происходит раздел сфер влияния между наукой и религией. Наука в лице Коперника и Галилея доказала ошибочность религиозного представления об устройстве вселенной. И если работу Коперника церковь просто запретила, а с Галилеем достигла определенного компромисса, то истинность теории Ньютона уже под сомнение не ставилась. Объективный ход развития науки требовал выяснения ее отношения с религией, поскольку последняя была идейным воплощением культуры, хранителем системы ценностей и высшим духовным авторитетом. Наука могла получить законный статус в обществе только в том случае, если с нее снималось подозрение в ереси. Требовался компромисс между верой и разумом, который и был установлен в новой философии. Философия перестроила прежнее мировоззрение в соответствии с новыми научными открытиями, но в то же время доказала, что эти открытия не противоречат глубинным основам веры. Философия, создавшая на основе научных открытий новую картину мира, явилась первым словом науки в системе культуры. Наука не могла оказать значительного влияния в сфере производства, но ее влияние на мировоззрение было огромным.

Наука входит в систему культуры в философских одеждах. Именно философия формирует новое представление о мире, о человеке, о целях и задачах познания, формирует образ науки, вошедший в духовную жизнь эпохи.