4.2. Мир и человек в философии поздней античности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Наиболее разработанной философской системой поздней античности был неоплатонизм, созданный Плотином (204-270 гг.) В дальнейшем неоплатонизм оказал большое влияние на христианское богословие. Поскольку философия Плотина как бы подытожила развитие философской мысли античности, рассмотрим основные представления неоплатонизма о боге, мире и человеке.
Мир, согласно Плотину, представляет собой сложную иерархическую структуру, лестницу бытия, где главенствует Высшее Благо, Единое, истинно сущее, высшее божество. Единое не имеет формы или качества, не находится в определенном месте, но пронизывает все. Его нельзя познать умом, но ощутить его, слиться с ним можно в состоянии экстаза, достигаемого самоуглублением, отключением от всего внешнего, даже от размышлений. Состояние слияния с Единым переживается как высшее блаженство, когда душа поднимается «через тучи и грязь земного мира» к божеству, к вечному, неизменному и бессмертному. Испытывающий его пребывает по ту сторону мудрости, красоты, добродетели. Это не бытие, а сверхбытие. Только когда человек возвращается из этого состояния, вновь пробуждается сознание, размышление, ум и т.д.
Вторую ступеньку после Высшего Блага занимает Ум. Верховное благо порождает Ум, как солнце - свет, а Ум творит в процессе мышления все существующее, все идеи. Ум рождает Мировую душу, его творящую силу. Наш мир вечен и мировая душа вечно творит космос, богов и людей. Единое, Ум и Мировая душа присутствуют во всем мире и в каждом из нас. Наши души - частица Мировой души.
Боги, считает Плотин, делятся на две группы: небесные боги (к которым относятся и светила) вечно созерцают прекрасный мир идей, истинного бытия, где нет сомнений, заблуждений, все ясно и прозрачно. Боги видимого мира являются как бы отражением небесных богов, связаны с ними как блеск со звездой. Следующую ступеньку занимают демоны, которые занимают среднее положение между людьми и богами и подчиняются богам. Далее идут люди, животные, растения, материальные тела. В целом космос представляет собой единство, гармоническое целое, отображение мира идей. Материя - низшая ступенька бытия, куда высшее благо доходит уже значительно ослабленным. Зло представляет собой не какую-то особую силу, считает Плотин, а недостаток добра, блага в материальном. В целом получается как бы лестница бытия.
|
Благо, Единое |
|
||||||||||||||
|
Ум |
|
||||||||||||||
|
Мировая душа |
|
||||||||||||||
|
Боги |
|
||||||||||||||
|
Демоны |
|
||||||||||||||
|
Люди |
|
||||||||||||||
|
Животные |
|
||||||||||||||
|
Растения |
|
||||||||||||||
Материальные тела |
||||||||||||||||
Какое же место занимает в мире человек? Плотин, продолжая линию платонизма, рассматривает человека как двойственное существо, в котором высшее начало - душа - соединена с низшим, темным. В теле обитают пороки, боль, страдания. Душа человека - это как бы золото, попавшее в грязь, поэтому задача человека - очистить душу от грязи, всего телесного, чтобы она могла вернуться в мир идей.
Очищение предполагает подчинение страстей разуму, добродетельный образ жизни, развитие разумного начала. На это способны, считает Плотин, только «люди духа». Большинство - «люди плоти», толпа, чернь; они не в силах преодолеть телесное начало, их души переходят из одного тела в другое.
Здесь проявился свойственный всей античной культуре стереотип мышления: мир рассматривается как единый организм, где каждая часть должна выполнять свои функции, но части не равны, есть высшие и низшие, при этом низшие служат высшим. Т.е. целостный организм, будь это космос в целом, общество или отдельный человек, основан не только на функциональном взаимодействии частей, но и на отношениях господства и подчинения. Высшее господствует, низшее подчиняется. В человеке душа должна господствовать над телом, в обществе свободные - над рабами, благородные - над чернью. В мире господствует верховный бог, разум и т.д.
Основная характеристика такого мира - его законченность, статичность. Он не развивается. Закрыта перспектива изменения и совершенствования для космоса в целом и для человека. Человек изначально, «по природе» принадлежит либо к благородным и разумным «людям духа», либо к низким «людям плоти». Совершенствоваться в добродетели могут только немногие избранные, мудрецы, которые, познавая высшее благо, достигают истины. Погрязшая в пороках чернь может довольствоваться «хлебом и зрелищами».
Античный мудрец: разумная жизнь, добродетели,
высшее благо
В античной культуре, начиная с Сократа и заканчивая стоиками и неоплатонизмом, разум безусловно рассматривался как высшая ценность для индивида, а «разумная жизнь» была определена философией как идеал человеческого существования. «Жить разумно» - основное требование к человеку, сформулированное античной философией. Разумная жизнь, по мнению Платона, предполагала обладание такими основными добродетелями, как мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Аристотель в своих трудах по этике выделил десять нравственных добродетелей: мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, величавость, честолюбие, ровность, правдивость, дружелюбие, любезность. Важно отметить, что в античности под добродетелью понимали совершенство человека или вещи в том, для чего они предназначены. Поэтому добродетель была синонимом добротности, хорошего качества чего-либо. Говорили, например, о добродетели коня, оружия и т.д. Нам ближе иное понимание добродетели - как делания добра другому. Для античности этот смысл был совершенно чуждым. Человек рассматривался прежде всего с точки зрения противоположности «свободный - раб», а «свободный» - это тот, кто сам распоряжается собой и живет для себя. Соответственно, «свободный» должен подчинять, по мнению Аристотеля, свои чувства и страсти разуму, иначе он будет рабом своей чувственности и не сможет управлять собой. Мудрость и рассудительность - те качества, которые позволяют найти верное, разумное решение в различных ситуациях. Но парадокс заключается в том, что не существует объективного критерия, который мог бы отличить правильное решение от неправильного. Нет общезначимого критерия различия добра и зла, нравственного и безнравственного, есть только общее требование соблюдать меру, держаться середины, не впадать в крайности. Крайности - пороки, середина - добродетели. Аристотель считал, что главным критерием здесь должен быть жизненный опыт мудреца. Получается, что мудрец самодостаточен, имеет критерий различия нравственного и безнравственного в самом себе. Он сам судит, что есть добро, а что есть зло. По Аристотелю, справедлив и благоразумен тот поступок, который совершает благоразумный человек. В каждом отдельном случае мерой добродетельности поступка является добродетельный человек, мерой мудрости - сам мудрец. Вообще добродетель - это те нравственные качества, которые занимают среднее положение по отношению к крайностям. Так мужество - середина между страхом и безумной отвагой, щедрость - середина скупости и расточительности, и т.д. Добродетель умеет находить середину между избытком и недостатком в страстях и действиях. Аристотель говорит, что «добродетель - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий» (13, с. 82).
Высшей целью добродетельного поведения, жизни мудреца является высшее благо, под которым практически все философские школы подразумевали блаженство, евдемонию, счастье. Это не просто сумма различных благ, например, богатства, телесной красоты, здоровья, душевного совершенства и т.д. Высшее благо тождественно самоудовлетворенности. Оно достижимо для человека, практически осуществимо. Это наиболее совершенная человеческая деятельность, т.е. деятельность, сообразная с добродетелью, умение поступать наилучшим образом при данных обстоятельствах. «Прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки», - говорит Аристотель (13, с.67). Но что такое «правильные поступки»? Оказывается, это те поступки, которые соответствуют природе человека. Поэтому представление о том, что такое высшее благо, счастье, зависит от понимания человеческой природы, назначения человека. Только так можно определить, какая деятельность для человека является наилучшей и наиболее совершенной. Рассматривая природу человека, Аристотель видит его отличие от других животных в том, что он обладает разумной душой. Поэтому из трех видов благ - внешних, относящихся к телу и относящихся к душе - высшими являются духовные блага. Блаженства и счастья достигает тот, кто занимается высшей деятельностью - духовной, познавательной. Она предполагает наличие определенного достатка и свободного времени. Эта деятельность самодостаточна, совершается не ради чего-то внешнего - денег, славы, почета, а ради самой себя. Мудрец самодостаточен и в этом подобен богу. Бог греческой философии ничем не напоминает христианского бога. Бог - это тот, кто ни в чем не испытывает недостатка, не обладает чувствами и страстями, не обладает добродетелями, поскольку он выше их. Бог ни о чем не заботится и ни во что не вмешивается, он автономен и пребывает в вечном блаженном состоянии. Конечно, это представление о боге не соответствовало обыденным представлениям греков или римлян, которые ожидали от богов покровительства и поддержки.
Все рассуждения античной философии о человеке и целях его существования, как правило, предполагали «свободного», т.е. не занятого физическим трудом и способного распоряжаться собой человека. Рабы и те, кто вынужден своим трудом обеспечивать свою жизнь, вообще не рассматривались как способные «жить разумно». Мудрости, а, следовательно, блаженства и счастья, могли достичь по мнению философов, лишь немногие избранные. Большинство свободных граждан, занимающихся политикой и военным делом, наиболее достойных свободного человека, должны были ориентироваться на такие, описанные еще Аристотелем добродетели, как рассудительность, мужество, справедливость, щедрость, честолюбие и т.д., которые обеспечивали успех в различных видах деятельности и уважение сограждан. Считалось, что раб в силу своей природы не мог обладать нравственными добродетелями. Ему присущи такие качества, как подлость, лживость, лень, тупость и т.д. Поэтому существовала жесткая грань между рабами и свободными людьми, с одной стороны, и между простолюдинами и аристократами - с другой.
Идеал «разумной жизни» и требование «жить разумно», выдвинутые античной философией, были обращены к достаточно узкому социальному слою свободных граждан, способных освоить систему философских знаний и подчинить свою жизнь ее требованиям. Философия - занятие тех, кто не может и не хочет жить жизнью большинства, толпы, кто обычную, «нормальную» жизнь с ее постоянной борьбой за жизненные блага и с ее достаточно отвратительными методами, какими эта борьба ведется, считает ненормальной и пытается в этой ситуации «жить разумно», т.е. подчинить жизнь разуму, стать бесстрастным, сохранять спокойствие и безразличие в сложных жизненных ситуациях, ничему не удивляться, не знать жалости и снисходительности, быть выше всех принятых норм и ограничений, следовать долгу. Так считали последователи стоицизма, одной из самых распространенных философских школ античности. Разум дает свободу, ибо «свобода есть возможность самостоятельных действий». Мудрец и только он, по мнению стоиков, живет в согласии с природой по законам разума. Разум дает свободу, поскольку мудрец как бы уходит из внешнего мира в свой внутренний мир, разделяет внутреннее и внешнее. Если внешние события не подвластны индивиду и неконтролируемы, то он вполне способен подчинить себе свой внутренний мир, установить свои правила игры и действовать в соответствии с ними. Здесь возможно сравнение. В монастыре Шаолинь существовало такое испытание для монаха, когда он должен пройти сложную полосу препятствий, держа в руках стакан воды и не расплескать при этом воду, несмотря ни на что. Внутренний мир стоика, его добродетель, и есть как бы этот стакан с водой, который составляет для него главную ценность и направляет его действия во внешнем мире. Свобода в этом случае состоит в том, что действия направляются изнутри, разумом, а не внешними обстоятельствами.
Таким образом, античная философия - это стремление подчинить жизнь разуму, сделать разум высшим судьей, различающим истину и ложь, благо и зло. Получалось, что только немногие избранные, мудрецы, могли понять, что такое благо, высшая цель человеческого существования и приблизиться к ней.
Наиболее разработанной философской системой поздней античности был неоплатонизм, созданный Плотином (204-270 гг.) В дальнейшем неоплатонизм оказал большое влияние на христианское богословие. Поскольку философия Плотина как бы подытожила развитие философской мысли античности, рассмотрим основные представления неоплатонизма о боге, мире и человеке.
Мир, согласно Плотину, представляет собой сложную иерархическую структуру, лестницу бытия, где главенствует Высшее Благо, Единое, истинно сущее, высшее божество. Единое не имеет формы или качества, не находится в определенном месте, но пронизывает все. Его нельзя познать умом, но ощутить его, слиться с ним можно в состоянии экстаза, достигаемого самоуглублением, отключением от всего внешнего, даже от размышлений. Состояние слияния с Единым переживается как высшее блаженство, когда душа поднимается «через тучи и грязь земного мира» к божеству, к вечному, неизменному и бессмертному. Испытывающий его пребывает по ту сторону мудрости, красоты, добродетели. Это не бытие, а сверхбытие. Только когда человек возвращается из этого состояния, вновь пробуждается сознание, размышление, ум и т.д.
Вторую ступеньку после Высшего Блага занимает Ум. Верховное благо порождает Ум, как солнце - свет, а Ум творит в процессе мышления все существующее, все идеи. Ум рождает Мировую душу, его творящую силу. Наш мир вечен и мировая душа вечно творит космос, богов и людей. Единое, Ум и Мировая душа присутствуют во всем мире и в каждом из нас. Наши души - частица Мировой души.
Боги, считает Плотин, делятся на две группы: небесные боги (к которым относятся и светила) вечно созерцают прекрасный мир идей, истинного бытия, где нет сомнений, заблуждений, все ясно и прозрачно. Боги видимого мира являются как бы отражением небесных богов, связаны с ними как блеск со звездой. Следующую ступеньку занимают демоны, которые занимают среднее положение между людьми и богами и подчиняются богам. Далее идут люди, животные, растения, материальные тела. В целом космос представляет собой единство, гармоническое целое, отображение мира идей. Материя - низшая ступенька бытия, куда высшее благо доходит уже значительно ослабленным. Зло представляет собой не какую-то особую силу, считает Плотин, а недостаток добра, блага в материальном. В целом получается как бы лестница бытия.
|
Благо, Единое |
|
||||||||||||||
|
Ум |
|
||||||||||||||
|
Мировая душа |
|
||||||||||||||
|
Боги |
|
||||||||||||||
|
Демоны |
|
||||||||||||||
|
Люди |
|
||||||||||||||
|
Животные |
|
||||||||||||||
|
Растения |
|
||||||||||||||
Материальные тела |
||||||||||||||||
Какое же место занимает в мире человек? Плотин, продолжая линию платонизма, рассматривает человека как двойственное существо, в котором высшее начало - душа - соединена с низшим, темным. В теле обитают пороки, боль, страдания. Душа человека - это как бы золото, попавшее в грязь, поэтому задача человека - очистить душу от грязи, всего телесного, чтобы она могла вернуться в мир идей.
Очищение предполагает подчинение страстей разуму, добродетельный образ жизни, развитие разумного начала. На это способны, считает Плотин, только «люди духа». Большинство - «люди плоти», толпа, чернь; они не в силах преодолеть телесное начало, их души переходят из одного тела в другое.
Здесь проявился свойственный всей античной культуре стереотип мышления: мир рассматривается как единый организм, где каждая часть должна выполнять свои функции, но части не равны, есть высшие и низшие, при этом низшие служат высшим. Т.е. целостный организм, будь это космос в целом, общество или отдельный человек, основан не только на функциональном взаимодействии частей, но и на отношениях господства и подчинения. Высшее господствует, низшее подчиняется. В человеке душа должна господствовать над телом, в обществе свободные - над рабами, благородные - над чернью. В мире господствует верховный бог, разум и т.д.
Основная характеристика такого мира - его законченность, статичность. Он не развивается. Закрыта перспектива изменения и совершенствования для космоса в целом и для человека. Человек изначально, «по природе» принадлежит либо к благородным и разумным «людям духа», либо к низким «людям плоти». Совершенствоваться в добродетели могут только немногие избранные, мудрецы, которые, познавая высшее благо, достигают истины. Погрязшая в пороках чернь может довольствоваться «хлебом и зрелищами».
Античный мудрец: разумная жизнь, добродетели,
высшее благо
В античной культуре, начиная с Сократа и заканчивая стоиками и неоплатонизмом, разум безусловно рассматривался как высшая ценность для индивида, а «разумная жизнь» была определена философией как идеал человеческого существования. «Жить разумно» - основное требование к человеку, сформулированное античной философией. Разумная жизнь, по мнению Платона, предполагала обладание такими основными добродетелями, как мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Аристотель в своих трудах по этике выделил десять нравственных добродетелей: мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, величавость, честолюбие, ровность, правдивость, дружелюбие, любезность. Важно отметить, что в античности под добродетелью понимали совершенство человека или вещи в том, для чего они предназначены. Поэтому добродетель была синонимом добротности, хорошего качества чего-либо. Говорили, например, о добродетели коня, оружия и т.д. Нам ближе иное понимание добродетели - как делания добра другому. Для античности этот смысл был совершенно чуждым. Человек рассматривался прежде всего с точки зрения противоположности «свободный - раб», а «свободный» - это тот, кто сам распоряжается собой и живет для себя. Соответственно, «свободный» должен подчинять, по мнению Аристотеля, свои чувства и страсти разуму, иначе он будет рабом своей чувственности и не сможет управлять собой. Мудрость и рассудительность - те качества, которые позволяют найти верное, разумное решение в различных ситуациях. Но парадокс заключается в том, что не существует объективного критерия, который мог бы отличить правильное решение от неправильного. Нет общезначимого критерия различия добра и зла, нравственного и безнравственного, есть только общее требование соблюдать меру, держаться середины, не впадать в крайности. Крайности - пороки, середина - добродетели. Аристотель считал, что главным критерием здесь должен быть жизненный опыт мудреца. Получается, что мудрец самодостаточен, имеет критерий различия нравственного и безнравственного в самом себе. Он сам судит, что есть добро, а что есть зло. По Аристотелю, справедлив и благоразумен тот поступок, который совершает благоразумный человек. В каждом отдельном случае мерой добродетельности поступка является добродетельный человек, мерой мудрости - сам мудрец. Вообще добродетель - это те нравственные качества, которые занимают среднее положение по отношению к крайностям. Так мужество - середина между страхом и безумной отвагой, щедрость - середина скупости и расточительности, и т.д. Добродетель умеет находить середину между избытком и недостатком в страстях и действиях. Аристотель говорит, что «добродетель - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий» (13, с. 82).
Высшей целью добродетельного поведения, жизни мудреца является высшее благо, под которым практически все философские школы подразумевали блаженство, евдемонию, счастье. Это не просто сумма различных благ, например, богатства, телесной красоты, здоровья, душевного совершенства и т.д. Высшее благо тождественно самоудовлетворенности. Оно достижимо для человека, практически осуществимо. Это наиболее совершенная человеческая деятельность, т.е. деятельность, сообразная с добродетелью, умение поступать наилучшим образом при данных обстоятельствах. «Прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки», - говорит Аристотель (13, с.67). Но что такое «правильные поступки»? Оказывается, это те поступки, которые соответствуют природе человека. Поэтому представление о том, что такое высшее благо, счастье, зависит от понимания человеческой природы, назначения человека. Только так можно определить, какая деятельность для человека является наилучшей и наиболее совершенной. Рассматривая природу человека, Аристотель видит его отличие от других животных в том, что он обладает разумной душой. Поэтому из трех видов благ - внешних, относящихся к телу и относящихся к душе - высшими являются духовные блага. Блаженства и счастья достигает тот, кто занимается высшей деятельностью - духовной, познавательной. Она предполагает наличие определенного достатка и свободного времени. Эта деятельность самодостаточна, совершается не ради чего-то внешнего - денег, славы, почета, а ради самой себя. Мудрец самодостаточен и в этом подобен богу. Бог греческой философии ничем не напоминает христианского бога. Бог - это тот, кто ни в чем не испытывает недостатка, не обладает чувствами и страстями, не обладает добродетелями, поскольку он выше их. Бог ни о чем не заботится и ни во что не вмешивается, он автономен и пребывает в вечном блаженном состоянии. Конечно, это представление о боге не соответствовало обыденным представлениям греков или римлян, которые ожидали от богов покровительства и поддержки.
Все рассуждения античной философии о человеке и целях его существования, как правило, предполагали «свободного», т.е. не занятого физическим трудом и способного распоряжаться собой человека. Рабы и те, кто вынужден своим трудом обеспечивать свою жизнь, вообще не рассматривались как способные «жить разумно». Мудрости, а, следовательно, блаженства и счастья, могли достичь по мнению философов, лишь немногие избранные. Большинство свободных граждан, занимающихся политикой и военным делом, наиболее достойных свободного человека, должны были ориентироваться на такие, описанные еще Аристотелем добродетели, как рассудительность, мужество, справедливость, щедрость, честолюбие и т.д., которые обеспечивали успех в различных видах деятельности и уважение сограждан. Считалось, что раб в силу своей природы не мог обладать нравственными добродетелями. Ему присущи такие качества, как подлость, лживость, лень, тупость и т.д. Поэтому существовала жесткая грань между рабами и свободными людьми, с одной стороны, и между простолюдинами и аристократами - с другой.
Идеал «разумной жизни» и требование «жить разумно», выдвинутые античной философией, были обращены к достаточно узкому социальному слою свободных граждан, способных освоить систему философских знаний и подчинить свою жизнь ее требованиям. Философия - занятие тех, кто не может и не хочет жить жизнью большинства, толпы, кто обычную, «нормальную» жизнь с ее постоянной борьбой за жизненные блага и с ее достаточно отвратительными методами, какими эта борьба ведется, считает ненормальной и пытается в этой ситуации «жить разумно», т.е. подчинить жизнь разуму, стать бесстрастным, сохранять спокойствие и безразличие в сложных жизненных ситуациях, ничему не удивляться, не знать жалости и снисходительности, быть выше всех принятых норм и ограничений, следовать долгу. Так считали последователи стоицизма, одной из самых распространенных философских школ античности. Разум дает свободу, ибо «свобода есть возможность самостоятельных действий». Мудрец и только он, по мнению стоиков, живет в согласии с природой по законам разума. Разум дает свободу, поскольку мудрец как бы уходит из внешнего мира в свой внутренний мир, разделяет внутреннее и внешнее. Если внешние события не подвластны индивиду и неконтролируемы, то он вполне способен подчинить себе свой внутренний мир, установить свои правила игры и действовать в соответствии с ними. Здесь возможно сравнение. В монастыре Шаолинь существовало такое испытание для монаха, когда он должен пройти сложную полосу препятствий, держа в руках стакан воды и не расплескать при этом воду, несмотря ни на что. Внутренний мир стоика, его добродетель, и есть как бы этот стакан с водой, который составляет для него главную ценность и направляет его действия во внешнем мире. Свобода в этом случае состоит в том, что действия направляются изнутри, разумом, а не внешними обстоятельствами.
Таким образом, античная философия - это стремление подчинить жизнь разуму, сделать разум высшим судьей, различающим истину и ложь, благо и зло. Получалось, что только немногие избранные, мудрецы, могли понять, что такое благо, высшая цель человеческого существования и приблизиться к ней.