4.1. Древний Рим: боги, община, индивид

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

Представления древних римлян о мире были сходны с мифологи­ческими представлениями других народов, стоявших на той же ступе­ни развития. Мир представлялся населенным множеством «богов», олицетворявших различные природные силы: Юпитер - бог неба, дневного света, грозы, Нептун - бог водной стихии, Веста - богиня огня, домашнего очага, Сильван - бог лесов и дикой природы и т.д. Другие боги «отвечали» за различные виды деятельности людей: Мер­курий - бог торговли, Марс - бог войны, Сатурн - бог земледельцев, Церера - богиня урожая, Юнона - богиня брака и т.д. Кроме этих известных богов было множество мелких, опекавших различные ре­месла или еще более мелких «функциональных» богов или богов «момента», как их называют историки, которые отвечали, например, за порог дома, за вход, за другие части дома. Другие боги отвечали за вносимый в почву навоз, за клоаки, за дороги, за подрезку растений, за их созревание, за обмолот и т.д. Почти все человеческие действия, от хозяйственных, до тех, что делаются в спальнях, имели своих «богов» и «богинь». Обожествлялись также различные качества: спра­ведливость - богиня Эквитас, свобода и др. Все боги делились на три основные группы в соответствии со структурой мира: небесные, зем­ные и подземные. Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей. Они имели своего царя Юпитера. Высших богов, как и сенаторов, называли отцами - paters. В целом сферы богов, людей и мертвых были разграничены. Особую роль у римлян играли боги лары. Они были покровителями отдельных фамилий, соседских об­щин и скорее всего являлись олицетворением умерших предков. Лары были хранителями традиционных общинных и семейных устоев, к ним обращались за помощью в семейных, домашних делах. Имели своих богов-покровителей различные общественные объединения - коллегии в городах. Естественно, различные боги покровительствовали отдель­ным городам и семьям.

Боги были, прежде всего, покровителями общины, коллектива. Они были как бы членами этой общины, помогающими ей в делах, требующими почитания и не воспринимались как создатели мира, господствующие над всем миром, всеми народами. Мир представал как общая республика богов и людей, которой правили боги, но в целом сферы богов и людей достаточно разделены: боги обитают на небе, у них своя жизнь, люди на земле живут своей жизнью. Отношения между людьми и богами основаны на взаимовыгодном обмене: люди приносят богам жертвы и оказывают им уважение, боги за это помогают людям в их земных делах: обеспечивают хороший урожай, здоровье, богатство, победы в войнах и т.д.

В Древнем Риме религиозные нормы регулировали все отношения внутри рода: наказания за преступления, заключение браков, установление межи, обязательства, иски и т.д. Священнослужители - жрецы, понтифики, авгуры - выполняли в обществе важные юридические, административные и политические функции. Позднее происходит разделение права «божественного» и «человеческого», т.е. многие отношения освобождаются от власти ритуала, постоянной опеки богов.

Религиозные обряды делились на две группы. Обряды, связанные с жизнью семьи, домашними делами, совершал отец семейства. Обря­ды, связанные с государственными делами, совершались носителями высшей власти. В период республики это были консулы, преторы, которые выполняли жреческие функции. Через своих жрецов государ­ство как бы вступало в договорные отношения с богами. Обязанности жреца мог исполнять любой гражданин, удостоившийся избрания в жреческую коллегию. Это было почетное звание, которого добивались многие знатные люди. Известно, что прославленный римский оратор, писатель и философ Цицерон носил звание авгура. Римляне не начина­ли ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги.

Деятельность авгура была направлена на то, чтобы с помощью гадания выявить волю божества относительно того или иного намере­ния людей. Это давало авгурам власть вмешиваться в общественные дела: распустить народное собрание, объявить неугодными богу выбо­ры должностного лица, отменить принятый закон и т.д. Авгур мог потребовать очистительных жертвоприношений от лиц, вызвавших, по его мнению, недовольство божества. Закон гласил: «Все то, что авгур объявит неправильным, запретным, порочным, зловещим, да не будет выполнено и свершено; кто ослушается, да ответит головой».

Наряду с коллегией авгуров существовала также коллегия понтификов, которые следили за соблюдением сакрального права жрецами и частными лицами. Они осуществляли надзор за правиль­ным исполнением жертвоприношений и вообще религиозных обрядов.

Сакральные законы, введенные в Риме еще в древности царем Нумой Помпилием, тщательно регламентировали когда, какому богу, за что и какую жертву необходимо приносить. Определялось, напри­мер, какому богу приносились в жертву первые плоды и первый приплод скота, какому богу требовалось жертвовать взрослое живот­ное. Женским божествам приносились в жертву животные женского пола, мужским - мужского, небесным богам - белые животные, подзем­ным - черные.

Жертвоприношения разделялись на два вида. В форме умилости­вительного дара, сопровождавшегося просьбой-мольбой к богу о чем-либо в будущем. Это был своеобразный договор с божеством, клятвенное обязательство поделиться с богом частью приобретенных благ, если просьба будет исполнена. Очистительные жертвопри­ношения, которые освобождали от обязательства по отношению к богу. Сюда можно отнести и искупительные жертвы за нарушения сакрального права.

Как было сказано, в древности сакральное право регламентиро­вало все отношения в обществе. Так, например, межевые границы земельных участков охранял бог границ Термин. В честь него был учрежден религиозный праздник Терминалии, строились храмы. Ус­тановление межевых камней сопровождалось жертвоприношениями. Жертвы приносились ежегодно в феврале каждому межевому камню. Закон гласил, что если межевой камень будет сдвинут, то виновник и его имущество будут принесены в жертву богу Термину.

С древних времен существовал также праздник Сатурналии. За аренду общественной земли в Риме полагалась жертва в размере 1/10 части урожая и приплода скота, которая приносилась в государствен­ную казну храма бога Сатурна во время праздника Сатурналий. Позднее это жертвоприношение превратилось в государственный налог, который вносили все граждане. Праздник в честь бога Сатурна выполнял важные социально-экономические функции. Он был как бы напоминанием господам о том времени, когда не было ни раба, ни господина, но все считались родичами и пользовались одинаковыми правами. Рабам на время праздника даровалась полная свобода, с «закованных» снимались кандалы, господа устраивали рабам торжест­венные пиры и должны были им прислуживать. На время праздника закрывались суды, прекращались войны. Богатые должны были де­лать своим родственникам, друзьям и клиентам дорогие подарки, уплачивать долги за своих друзей-бедняков. Все это регламентирова­лось религиозными законами, несоблюдение которых строго наказы­валось.

Приведенные примеры показывают, что в ранний период рим­ской истории сакральные законы фактически регулировали жизнь римской общины. Боги выступали в роли высших владык, управляв­ших различными сферами жизни общества. Но римляне очень быстро упорядочили и рационализировали взаимоотношения с богами, пере­вели их в разряд договорных. Город, община, семья или частное лицо должны выполнять свои обязательства по отношению к богам, т.е. отдавать в виде жертвы кому, когда и сколько положено, а боги, в свою очередь, должны за это оказывать содействие общине или отдельным семьям, гражданам в их делах. Здесь нет внутреннего, интимного, личностного отношения верующего к богу, характерного для христианства, когда бог требует от человека полного изменения его жизненной ориентации, изменения его внутреннего мира - смире­ния, сострадания, непротивления насилию, прощения, любви к ближнему, обуздания чувственности и т.д. Если для римских богов достаточно было, чтобы человек не нарушал предписанного, участво­вал в религиозных празднествах и выполнял соответствующие обряды, то в христианстве обрядовая сторона отходит на второй план. На первом же оказывается «вера», т.е. особый внутренний настрой, переживание бытия, особое внутреннее состояние, которого не так-то просто достигнуть. Происходит как бы оборачивание вектора направ­ленности внимания.

 

Римская империя: массовый индивид

Человек античной культуры - это политический индивид. Его жизнь «публич­на», открыта, коллективна, сосредоточена в общественных местах. Практически каждый, даже провинциальный, город римской империи имел театр, где ставились пьесы и выступали актеры, певцы и музы­канты, амфитеатр для проведения гладиаторских боев, цирк для кон­ных состязаний и стадион для спортивных игр и состязаний. Причем все эти заведения могли вмещать десятки и сотни тысяч зрителей, а представления в них обычно длились несколько дней подряд. В I веке н.э. в Риме было возведено несколько каменных амфитеатров для гладиаторских боев, крупнейший из которых - Колизей, вмещал более 45 000 зрителей. На играх, устроенных императором Августом, на арену пара за парой выходили 600 гладиаторов. Император Траян в честь победы над даками заставил сражаться друг с другом 10 000 гладиа­торов. В эпоху империи популярным зрелищем стали бои с животны­ми - львами, тиграми, пантерами, кабанами и т.д. По сообщению римского историка Светония при освящении Колизея император Траян «вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Старейший римский цирк - огромное здание длиной 644 м. и шириной 123 м. могло вместить в себя 260 000 зрителей. Он предназначался для состязаний конных колесниц.

Зрелища в театрах, цирках, амфитеатрах устраивались обычно в праздники в честь того или иного бога, в честь какого-то важного события, юбилея или военной победы. Причем в каждом месяце было не менее 5-6 праздников, некоторые из них продолжались несколько дней. Так в феврале праздновали Паренталии - девятидневный празд­ник, посвященный памяти умерших; Луперкалии - праздник очищения и плодородия; Квириналии - праздник в честь бога Квирина; Фералии; Карметии; Терминалии - в честь бога Термина; Эквирии - военный праздник в честь бога Марса. В праздники наряду с играми в цирках, на стадионах, в амфитеатрах и театрах, как правило, устраивались также театрализованные шествия по городу с музыкой, песнопениями, яркими костюмами. Это были культовые процессии в честь богов.

Иногда римские императоры устраивали еще одно грандиозное зрелище - навмахию, инсценировку морских сражений. Для этого император Август, например, приказал выкопать огромный бассейн длинной 280 м и шириной 70 м, где на 30 кораблях вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов.

Говоря о «публичности» жизни римского гражданина, нельзя не упомянуть и знаменитые термы, общественные бани, где римляне отдыхали от ежедневных трудов. Собственно, это с современной точки зрения огромные спортивно-оздоровительные комплексы, где наряду с парными и бассейнами были комнаты для отдыха, залы для бесед, где можно было послушать выступления музыкантов, актеров; спортив­ные сооружения для тренировок или игры в мяч. Были также библио­теки, буфеты и другие помещения для отдыха и развлечений. Первые термы были построены в 1 в. до н.э. Затем многие императоры для увеличения своей популярности строили роскошные комфортабельные термы. Двор терм, построенных императором Каракаллой, имел разме­ры - 150 x 200 м, в термах Диоклетиана этот комплекс был 200 x 300 м.

Праздненства в честь различных богов, включавшие в себя жерт­воприношения, различные зрелища и театрализованные шествия, были важнейшей частью религиозной жизни римлян эпохи империи. Считалось, что состязания, гладиаторские бои, театральные представ­ления угодны богам, которые получают наслаждение, созерцая все эти зрелища. Крылатое выражение римского поэта Ювенала - «хлеба и зрелищ» - отразило превращение народа воинов и землепашцев, каки­ми были римляне в эпоху республики, в толпу, «чернь», жаждущую удовлетворения самых примитивных потребностей.

Римское государство с древних времен опиралось на так назы­ваемый «римский миф» - веру в особое предназначение Рима, его миссию править всем миром. «Римский миф» основывался на истори­ческих преданиях, легендах о древних царях и героях, находившихся под особым покровительством богов и создававших славу Рима. С помощью «римского мифа» объяснялось прошлое, оправдывалось настоящее, в частности постоянные завоевательные войны, предопре­делялось будущее римского государства.

Римская империя, провозгласив в I веке правление Августа золо­тым веком, как бы завершением римской истории, замерла в своем развитии и начала постепенно разрушаться. Общество утратило общую цель, которая сплачивала всех - аристократов и плебеев, бедных и богатых. Такой общей целью, общим делом для римлян была война, подчинение и ограбление других народов. Война вырабатывала соот­ветствующие качества, традиционные добродетели римлянина: муже­ство, стойкость, честность, справедливость. Каждый римлянин был полноправным гражданином, участвовал в решении важных государ­ственных вопросов.

В условиях империи армия становится наемной, а страной управ­ляет император и его чиновничий аппарат. Отношения господства и подчинения вытесняют отношения сотрудничества, до этого преобла­давшие среди свободных граждан. Утрата общей цели приводит к преобладанию частных интересов, стремлению к наживе и господству, враждебности и насилию внутри общества. Разрушение общественных связей сотрудничества в военной и политической сферах фактически разрушало общество, вступившее в полосу затяжного кризиса. Это не могло не сказаться на религиозной жизни римлян.

Среди образованных римлян широкое распространение получает греческая философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, пифагорей­ство и т.д. В обществе распространяются различные восточные куль­туры: иранского бога Митры, египетской богини Исиды и др. Отсут­ствие обязательной религиозной догмы, когда религиозность своди­лась к выполнению положенных обрядов, давало возможность обра­зованным римлянам достаточно свободно относиться к распростра­ненным в народе представлениям о богах. Тот же Цицерон, который был авгуром, т.е. занимал высокую жреческую должность, в своих сочинениях «О природе богов» и др. сожалеет, что до сих пор не решен главный вопрос: правят ли боги миром или не вмешиваются в его дела? Затем он обсуждает различные мнения философов о природе богов.

Большинство образованных римлян типа Цицерона или Плиния Старшего к вопросу о богах и строению мира относились достаточно спокойно, придерживаясь мнения, что исследование этих вопросов недоступно человеческому уму. Плиний считал, что это подтверждает­ся существованием у людей множества различных мнений о богах, что слабое, страдающее человечество создало много богов и каждый почитает тех богов, в которых больше нуждается. Одни верят в Фор­туну, другие в судьбу или в звезду, под которой родились. Из всего этого, писал Плиний, достоверно лишь то, что ничего не достоверно и что человек - самое несчастное существо. Но человеку полезно верить в богов и в их близость людям.

 

Представления древних римлян о мире были сходны с мифологи­ческими представлениями других народов, стоявших на той же ступе­ни развития. Мир представлялся населенным множеством «богов», олицетворявших различные природные силы: Юпитер - бог неба, дневного света, грозы, Нептун - бог водной стихии, Веста - богиня огня, домашнего очага, Сильван - бог лесов и дикой природы и т.д. Другие боги «отвечали» за различные виды деятельности людей: Мер­курий - бог торговли, Марс - бог войны, Сатурн - бог земледельцев, Церера - богиня урожая, Юнона - богиня брака и т.д. Кроме этих известных богов было множество мелких, опекавших различные ре­месла или еще более мелких «функциональных» богов или богов «момента», как их называют историки, которые отвечали, например, за порог дома, за вход, за другие части дома. Другие боги отвечали за вносимый в почву навоз, за клоаки, за дороги, за подрезку растений, за их созревание, за обмолот и т.д. Почти все человеческие действия, от хозяйственных, до тех, что делаются в спальнях, имели своих «богов» и «богинь». Обожествлялись также различные качества: спра­ведливость - богиня Эквитас, свобода и др. Все боги делились на три основные группы в соответствии со структурой мира: небесные, зем­ные и подземные. Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей. Они имели своего царя Юпитера. Высших богов, как и сенаторов, называли отцами - paters. В целом сферы богов, людей и мертвых были разграничены. Особую роль у римлян играли боги лары. Они были покровителями отдельных фамилий, соседских об­щин и скорее всего являлись олицетворением умерших предков. Лары были хранителями традиционных общинных и семейных устоев, к ним обращались за помощью в семейных, домашних делах. Имели своих богов-покровителей различные общественные объединения - коллегии в городах. Естественно, различные боги покровительствовали отдель­ным городам и семьям.

Боги были, прежде всего, покровителями общины, коллектива. Они были как бы членами этой общины, помогающими ей в делах, требующими почитания и не воспринимались как создатели мира, господствующие над всем миром, всеми народами. Мир представал как общая республика богов и людей, которой правили боги, но в целом сферы богов и людей достаточно разделены: боги обитают на небе, у них своя жизнь, люди на земле живут своей жизнью. Отношения между людьми и богами основаны на взаимовыгодном обмене: люди приносят богам жертвы и оказывают им уважение, боги за это помогают людям в их земных делах: обеспечивают хороший урожай, здоровье, богатство, победы в войнах и т.д.

В Древнем Риме религиозные нормы регулировали все отношения внутри рода: наказания за преступления, заключение браков, установление межи, обязательства, иски и т.д. Священнослужители - жрецы, понтифики, авгуры - выполняли в обществе важные юридические, административные и политические функции. Позднее происходит разделение права «божественного» и «человеческого», т.е. многие отношения освобождаются от власти ритуала, постоянной опеки богов.

Религиозные обряды делились на две группы. Обряды, связанные с жизнью семьи, домашними делами, совершал отец семейства. Обря­ды, связанные с государственными делами, совершались носителями высшей власти. В период республики это были консулы, преторы, которые выполняли жреческие функции. Через своих жрецов государ­ство как бы вступало в договорные отношения с богами. Обязанности жреца мог исполнять любой гражданин, удостоившийся избрания в жреческую коллегию. Это было почетное звание, которого добивались многие знатные люди. Известно, что прославленный римский оратор, писатель и философ Цицерон носил звание авгура. Римляне не начина­ли ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги.

Деятельность авгура была направлена на то, чтобы с помощью гадания выявить волю божества относительно того или иного намере­ния людей. Это давало авгурам власть вмешиваться в общественные дела: распустить народное собрание, объявить неугодными богу выбо­ры должностного лица, отменить принятый закон и т.д. Авгур мог потребовать очистительных жертвоприношений от лиц, вызвавших, по его мнению, недовольство божества. Закон гласил: «Все то, что авгур объявит неправильным, запретным, порочным, зловещим, да не будет выполнено и свершено; кто ослушается, да ответит головой».

Наряду с коллегией авгуров существовала также коллегия понтификов, которые следили за соблюдением сакрального права жрецами и частными лицами. Они осуществляли надзор за правиль­ным исполнением жертвоприношений и вообще религиозных обрядов.

Сакральные законы, введенные в Риме еще в древности царем Нумой Помпилием, тщательно регламентировали когда, какому богу, за что и какую жертву необходимо приносить. Определялось, напри­мер, какому богу приносились в жертву первые плоды и первый приплод скота, какому богу требовалось жертвовать взрослое живот­ное. Женским божествам приносились в жертву животные женского пола, мужским - мужского, небесным богам - белые животные, подзем­ным - черные.

Жертвоприношения разделялись на два вида. В форме умилости­вительного дара, сопровождавшегося просьбой-мольбой к богу о чем-либо в будущем. Это был своеобразный договор с божеством, клятвенное обязательство поделиться с богом частью приобретенных благ, если просьба будет исполнена. Очистительные жертвопри­ношения, которые освобождали от обязательства по отношению к богу. Сюда можно отнести и искупительные жертвы за нарушения сакрального права.

Как было сказано, в древности сакральное право регламентиро­вало все отношения в обществе. Так, например, межевые границы земельных участков охранял бог границ Термин. В честь него был учрежден религиозный праздник Терминалии, строились храмы. Ус­тановление межевых камней сопровождалось жертвоприношениями. Жертвы приносились ежегодно в феврале каждому межевому камню. Закон гласил, что если межевой камень будет сдвинут, то виновник и его имущество будут принесены в жертву богу Термину.

С древних времен существовал также праздник Сатурналии. За аренду общественной земли в Риме полагалась жертва в размере 1/10 части урожая и приплода скота, которая приносилась в государствен­ную казну храма бога Сатурна во время праздника Сатурналий. Позднее это жертвоприношение превратилось в государственный налог, который вносили все граждане. Праздник в честь бога Сатурна выполнял важные социально-экономические функции. Он был как бы напоминанием господам о том времени, когда не было ни раба, ни господина, но все считались родичами и пользовались одинаковыми правами. Рабам на время праздника даровалась полная свобода, с «закованных» снимались кандалы, господа устраивали рабам торжест­венные пиры и должны были им прислуживать. На время праздника закрывались суды, прекращались войны. Богатые должны были де­лать своим родственникам, друзьям и клиентам дорогие подарки, уплачивать долги за своих друзей-бедняков. Все это регламентирова­лось религиозными законами, несоблюдение которых строго наказы­валось.

Приведенные примеры показывают, что в ранний период рим­ской истории сакральные законы фактически регулировали жизнь римской общины. Боги выступали в роли высших владык, управляв­ших различными сферами жизни общества. Но римляне очень быстро упорядочили и рационализировали взаимоотношения с богами, пере­вели их в разряд договорных. Город, община, семья или частное лицо должны выполнять свои обязательства по отношению к богам, т.е. отдавать в виде жертвы кому, когда и сколько положено, а боги, в свою очередь, должны за это оказывать содействие общине или отдельным семьям, гражданам в их делах. Здесь нет внутреннего, интимного, личностного отношения верующего к богу, характерного для христианства, когда бог требует от человека полного изменения его жизненной ориентации, изменения его внутреннего мира - смире­ния, сострадания, непротивления насилию, прощения, любви к ближнему, обуздания чувственности и т.д. Если для римских богов достаточно было, чтобы человек не нарушал предписанного, участво­вал в религиозных празднествах и выполнял соответствующие обряды, то в христианстве обрядовая сторона отходит на второй план. На первом же оказывается «вера», т.е. особый внутренний настрой, переживание бытия, особое внутреннее состояние, которого не так-то просто достигнуть. Происходит как бы оборачивание вектора направ­ленности внимания.

 

Римская империя: массовый индивид

Человек античной культуры - это политический индивид. Его жизнь «публич­на», открыта, коллективна, сосредоточена в общественных местах. Практически каждый, даже провинциальный, город римской империи имел театр, где ставились пьесы и выступали актеры, певцы и музы­канты, амфитеатр для проведения гладиаторских боев, цирк для кон­ных состязаний и стадион для спортивных игр и состязаний. Причем все эти заведения могли вмещать десятки и сотни тысяч зрителей, а представления в них обычно длились несколько дней подряд. В I веке н.э. в Риме было возведено несколько каменных амфитеатров для гладиаторских боев, крупнейший из которых - Колизей, вмещал более 45 000 зрителей. На играх, устроенных императором Августом, на арену пара за парой выходили 600 гладиаторов. Император Траян в честь победы над даками заставил сражаться друг с другом 10 000 гладиа­торов. В эпоху империи популярным зрелищем стали бои с животны­ми - львами, тиграми, пантерами, кабанами и т.д. По сообщению римского историка Светония при освящении Колизея император Траян «вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Старейший римский цирк - огромное здание длиной 644 м. и шириной 123 м. могло вместить в себя 260 000 зрителей. Он предназначался для состязаний конных колесниц.

Зрелища в театрах, цирках, амфитеатрах устраивались обычно в праздники в честь того или иного бога, в честь какого-то важного события, юбилея или военной победы. Причем в каждом месяце было не менее 5-6 праздников, некоторые из них продолжались несколько дней. Так в феврале праздновали Паренталии - девятидневный празд­ник, посвященный памяти умерших; Луперкалии - праздник очищения и плодородия; Квириналии - праздник в честь бога Квирина; Фералии; Карметии; Терминалии - в честь бога Термина; Эквирии - военный праздник в честь бога Марса. В праздники наряду с играми в цирках, на стадионах, в амфитеатрах и театрах, как правило, устраивались также театрализованные шествия по городу с музыкой, песнопениями, яркими костюмами. Это были культовые процессии в честь богов.

Иногда римские императоры устраивали еще одно грандиозное зрелище - навмахию, инсценировку морских сражений. Для этого император Август, например, приказал выкопать огромный бассейн длинной 280 м и шириной 70 м, где на 30 кораблях вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов.

Говоря о «публичности» жизни римского гражданина, нельзя не упомянуть и знаменитые термы, общественные бани, где римляне отдыхали от ежедневных трудов. Собственно, это с современной точки зрения огромные спортивно-оздоровительные комплексы, где наряду с парными и бассейнами были комнаты для отдыха, залы для бесед, где можно было послушать выступления музыкантов, актеров; спортив­ные сооружения для тренировок или игры в мяч. Были также библио­теки, буфеты и другие помещения для отдыха и развлечений. Первые термы были построены в 1 в. до н.э. Затем многие императоры для увеличения своей популярности строили роскошные комфортабельные термы. Двор терм, построенных императором Каракаллой, имел разме­ры - 150 x 200 м, в термах Диоклетиана этот комплекс был 200 x 300 м.

Праздненства в честь различных богов, включавшие в себя жерт­воприношения, различные зрелища и театрализованные шествия, были важнейшей частью религиозной жизни римлян эпохи империи. Считалось, что состязания, гладиаторские бои, театральные представ­ления угодны богам, которые получают наслаждение, созерцая все эти зрелища. Крылатое выражение римского поэта Ювенала - «хлеба и зрелищ» - отразило превращение народа воинов и землепашцев, каки­ми были римляне в эпоху республики, в толпу, «чернь», жаждущую удовлетворения самых примитивных потребностей.

Римское государство с древних времен опиралось на так назы­ваемый «римский миф» - веру в особое предназначение Рима, его миссию править всем миром. «Римский миф» основывался на истори­ческих преданиях, легендах о древних царях и героях, находившихся под особым покровительством богов и создававших славу Рима. С помощью «римского мифа» объяснялось прошлое, оправдывалось настоящее, в частности постоянные завоевательные войны, предопре­делялось будущее римского государства.

Римская империя, провозгласив в I веке правление Августа золо­тым веком, как бы завершением римской истории, замерла в своем развитии и начала постепенно разрушаться. Общество утратило общую цель, которая сплачивала всех - аристократов и плебеев, бедных и богатых. Такой общей целью, общим делом для римлян была война, подчинение и ограбление других народов. Война вырабатывала соот­ветствующие качества, традиционные добродетели римлянина: муже­ство, стойкость, честность, справедливость. Каждый римлянин был полноправным гражданином, участвовал в решении важных государ­ственных вопросов.

В условиях империи армия становится наемной, а страной управ­ляет император и его чиновничий аппарат. Отношения господства и подчинения вытесняют отношения сотрудничества, до этого преобла­давшие среди свободных граждан. Утрата общей цели приводит к преобладанию частных интересов, стремлению к наживе и господству, враждебности и насилию внутри общества. Разрушение общественных связей сотрудничества в военной и политической сферах фактически разрушало общество, вступившее в полосу затяжного кризиса. Это не могло не сказаться на религиозной жизни римлян.

Среди образованных римлян широкое распространение получает греческая философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, пифагорей­ство и т.д. В обществе распространяются различные восточные куль­туры: иранского бога Митры, египетской богини Исиды и др. Отсут­ствие обязательной религиозной догмы, когда религиозность своди­лась к выполнению положенных обрядов, давало возможность обра­зованным римлянам достаточно свободно относиться к распростра­ненным в народе представлениям о богах. Тот же Цицерон, который был авгуром, т.е. занимал высокую жреческую должность, в своих сочинениях «О природе богов» и др. сожалеет, что до сих пор не решен главный вопрос: правят ли боги миром или не вмешиваются в его дела? Затем он обсуждает различные мнения философов о природе богов.

Большинство образованных римлян типа Цицерона или Плиния Старшего к вопросу о богах и строению мира относились достаточно спокойно, придерживаясь мнения, что исследование этих вопросов недоступно человеческому уму. Плиний считал, что это подтверждает­ся существованием у людей множества различных мнений о богах, что слабое, страдающее человечество создало много богов и каждый почитает тех богов, в которых больше нуждается. Одни верят в Фор­туну, другие в судьбу или в звезду, под которой родились. Из всего этого, писал Плиний, достоверно лишь то, что ничего не достоверно и что человек - самое несчастное существо. Но человеку полезно верить в богов и в их близость людям.