V.     АНТИЧНАЯ «НАУКА» В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

                В предыдущем исследовании мы выяснили, что новая форма знания – знание философское , «теорийное» - возникает в ситуации «потери пути», утраты «образца», в ситуации разрушения практик-ритуалов. Действие индивида больше не является воспроизведением архетипического прадействия. Оно становится целесообразным, направляемым целью. Единое действие-ритуал разделяется на цель и способы ее достижения. Действие-ритуал всегда существует в мифологической «упаковке»: миф, повествуя о деяниях предков и богов, объясняет, от кого исходит данное действие, кто «отдает приказ». Действие целесообразное теряет ореол сакральности, божественности. Действие теперь сообразуется с целью, соответственно, знание «превращается» в знание о цели и способах ее достижения.

Поскольку общество – множество практик, каждая из которых имеет свою цель и способы ее достижения, возникает множество «наук», пытающихся осмыслить и упорядочить существующие практики. Одна из таких «наук» - философия. Какую практику она исследует, мы уже выяснили. Это практика «всеобщая», сфера свободы, свободного действия. Философия взвешивает цели, определяет высшую цель, высшее благо, определяет жизненную стратегию индивида. Философия – особое умение, умение управлять: собой и государством. Она хаос превращает в порядок. Одновременно, философия – это «теория» порядка, познание сущности, устойчивой и неизменной основы мира, всеобщего, определяющего единичные вещи.

Другие «науки» исследуют практики конкретные. Эти практики во времена Платона и Аристотеля представляют собой множество ремесел, в основе которых – действие-ритуал, «практическое знание», совокупность навыков и умений, передаваемых от мастера к ученику. Цель дальнейшего исследования – рассмотреть, как изменяется ремесленная деятельность и как изменяется в связи с этим форма знания.

Уже было сказано о том, что разделение единого действия-ритуала приводит к выделению объекта деятельности, субъекта и самой деятельности. В результате этого процесса возникает знание об объекте – объективное знание, наука. Чтобы это знание возникло, объект должен выделиться из деятельности как нечто самостоятельное, не зависящее от субъекта, имеющее собственные законы изменения и развития. Точно так же из единого знания-умения должно выделиться знание об объекте и знание о деятельности с этим объектом. Рассмотрим более детально ремесленную деятельность и форму знания, включенную в этот вид практики.

 

 

                В предыдущем исследовании мы выяснили, что новая форма знания – знание философское , «теорийное» - возникает в ситуации «потери пути», утраты «образца», в ситуации разрушения практик-ритуалов. Действие индивида больше не является воспроизведением архетипического прадействия. Оно становится целесообразным, направляемым целью. Единое действие-ритуал разделяется на цель и способы ее достижения. Действие-ритуал всегда существует в мифологической «упаковке»: миф, повествуя о деяниях предков и богов, объясняет, от кого исходит данное действие, кто «отдает приказ». Действие целесообразное теряет ореол сакральности, божественности. Действие теперь сообразуется с целью, соответственно, знание «превращается» в знание о цели и способах ее достижения.

Поскольку общество – множество практик, каждая из которых имеет свою цель и способы ее достижения, возникает множество «наук», пытающихся осмыслить и упорядочить существующие практики. Одна из таких «наук» - философия. Какую практику она исследует, мы уже выяснили. Это практика «всеобщая», сфера свободы, свободного действия. Философия взвешивает цели, определяет высшую цель, высшее благо, определяет жизненную стратегию индивида. Философия – особое умение, умение управлять: собой и государством. Она хаос превращает в порядок. Одновременно, философия – это «теория» порядка, познание сущности, устойчивой и неизменной основы мира, всеобщего, определяющего единичные вещи.

Другие «науки» исследуют практики конкретные. Эти практики во времена Платона и Аристотеля представляют собой множество ремесел, в основе которых – действие-ритуал, «практическое знание», совокупность навыков и умений, передаваемых от мастера к ученику. Цель дальнейшего исследования – рассмотреть, как изменяется ремесленная деятельность и как изменяется в связи с этим форма знания.

Уже было сказано о том, что разделение единого действия-ритуала приводит к выделению объекта деятельности, субъекта и самой деятельности. В результате этого процесса возникает знание об объекте – объективное знание, наука. Чтобы это знание возникло, объект должен выделиться из деятельности как нечто самостоятельное, не зависящее от субъекта, имеющее собственные законы изменения и развития. Точно так же из единого знания-умения должно выделиться знание об объекте и знание о деятельности с этим объектом. Рассмотрим более детально ремесленную деятельность и форму знания, включенную в этот вид практики.