5.1. Ремесленная деятельность и опытно–рецептурное знание
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Довольно удачную характеристику ремесленной деятельности дал Аристотель. Он писал, что ремесленники «подобны некоторым неодушевленным предметам: хотя они и делают то или другое, но делают это, сами того не зная (как, например, огонь, который жжет); неодушевленные предметы в каждом таком случае действуют в силу своей природы, а ремесленники – по привычке» (7, с. 66). Отметим мысль Аристотеля: «ремесленники делают, сами того не зная»; действуют «по привычке». Можно сказать, что привычка, навык, умение и есть то «знание», которым владеет ремесленник. Это практическое знание, о котором уже было сказано. Оно передается в процессе непосредственного научения в самой деятельности; невербализовано; существует в мифологической «упаковке». Ремесло - ритуализированная практика, воспроизведение «образца», архетипического прадействия предка, культурного героя. В свое время К. Маркс, анализируя различные формы практики, в том числе и деятельность мастера-ремесленника, отмечал: «Как метод труда, так и процесс труда не зависят от его воли» (129,с.8). Он также говорит о том, что «искусное владение орудием труда составляет решающий фактор ремесленного производства. Самостоятельная личная работа и, стало быть, профессиональное развитие работника, требующее более или менее продолжительного времени обучения, определяет здесь результат труда» (129,с. 7). О том, что в ремесле «решающий фактор» - искусство мастера, его сноровка, навык, умение, пишут и современные исследователи. Е. И. Скржинская отмечает, что ремесленное производство в средние века «достигало высокого качества продукции главным образом благодаря изощренному искусству мастера, но не путем технического усовершенствования работы» (160,с.211).
Таким образом, ремесленная практика имеет в качестве своей основы искусство мастера, совокупность его навыков и умений. Знание, включенное в данную форму практики, - знание опытно-рецептурное. Рецепт – попытка вербализовать ремесленную практику, дать ее словесное описание, представить как последовательность определенных действий, операций с предметами.
К. Маркс отмечал, что «на прежних ступенях производства ограниченный объем знаний и опыта был непосредственно связан с самим трудом, не развивался в качестве отделенной от него самостоятельной силы и поэтому в целом никогда не выходил за пределы традиционно пополняемого и лишь очень медленно и понемногу расширяемого собирания рецептов. (Эмпирическое овладение тайнами каждого ремесла)» (128,с. 554). Отметим важную деталь: опытно-рецептурное знание непосредственно связано с практической деятельностью и не развивается в качестве отделенной от нее «самостоятельной силы». Рецепт не имеет самостоятельного значения, поскольку он представляет собой описание деятельности и может быть «понятен» только в контексте деятельности.
Знание обретает самостоятельность, когда оно перестает быть описанием деятельности и становится описанием объекта деятельности. Соответственно, рецептурная форма знания «превращается» в форму знания об объекте, объективное научное знание. Но прежде должна измениться сама деятельность, ремесло должно превратиться в машинное производство. Об этом будет сказано позже, а сейчас вернемся к знанию опытно-рецептурному.
Знание, построенное как предписание к деятельности, не может выступать в качестве знания об объекте. Объект «представлен» совокупностью действий с ним, происхождение которых скрыто в глубине веков и представляет собой тайну ремесла. Е.И. Скржинская отмечает, что обучение в замкнутом кругу цеха, в среде оберегающих свою специальность мастеров и нежелание систематизировать свой опыт в трактате или учебном и практическом руководстве для всех, не говоря о дороговизне рукописной книги, способствовало замкнутости прикладных сведений.
Выверенная вековым опытом технология превращалась в ритуал, неприкосновенный во всех своих деталях и операциях. В этом процессе вовсе не требуется «понимания» совершаемых операций. Ремесленная деятельность и ее исполнитель всегда окутаны массой мифологических представлений о тех «силах», которые оказывают влияние на сам процесс деятельности и ее результат. Результат есть цель, которая может быть достигнута выполнением всех предписанных действий, среди которых множество действий, технологически с результатом никак не связанных. Это относится, например, к молитве и жертве, с которых обычно начиналась любая значимая деятельность.
В древней Руси одним из важнейших видов ремесла было кузнечное дело. С ним связано наибольшее количество поверий, легенд и обрядов, которые сопровождали загадочный процесс превращения руды в железо и ковку раскаленного металла. У всех народов мира кузнецы считались какими-то необычными, сверхъестественными существами, колдунами, чародеями. Б.Н. Рыбаков отмечает, что отголоски этих представлений сохранились в этимологии некоторых слов: «От кузнечных технических терминов производились слова, имевшие смысл хитрого, опасного. Так, например, с глаголом «ковать» тесно связано слово «коварство», имеющее два различных смысла: один, более древний,-«уменье», «разумность», «смышленость» и другой, сохранивший свое значение и в наше время, - «лукавство»(189,с.486). Первый ремесленник древней Руси – кузнец, - имеет несколько различных функций: колдун, чародей, знахарь, врач, покровитель брака.
Ремесленная деятельность осуществляется как воспроизведение традиции, ряда сакральных предписаний, составляющих тайну ремесла и завещанных богом или святым, покровителем профессии, Гефестом в древней Греции или Сварогом на Руси, в период христианства переименованного в святых Козьму и Демьяна, покровителей кузнечного дела и первых кузнецов.
Поэтому объективность в ремесленном производстве имеет особый характер. Это объективность, заданность традиции, объективность рецепта, отступление от которого недопустимо. Соответственно, это объективность деятельности, которая в процессе исторического развития, в смене поколений выкристаллизовалась в определенные формы, выявила объективные структурные компоненты, опираясь на которые можно воспроизвести основные моменты деятельности и достигнуть определенного результата.
Деятельность в ремесленном производстве – первичный и решающий элемент, который скрывает и затемняет объективный природный процесс, используемый в ней. В магии эта сторона деятельности выражена в чистом виде. В ней вообще отсутствует опора на какой-либо объективный природный процесс и остается чистая деятельность, стремящаяся подчинить себе все, что лежит за ее пределами.
Можно сказать, что культура древности и средних веков гораздо больше проникнута деятельностным началом, чем культура нового времени, так как она имеет весьма смутное представление об объективных пределах возможного, подчиненности деятельности законам объективного мира. Поэтому несовпадение цели и результата действия рассматривается как обусловленное не объективными законами, а вмешательством различных враждебных сил. Задача, следовательно, состоит в привлечении более могущественных субъектов или приобретении индивидом сверхъестественных качеств, святости и т. д. «Чудо поднятия и парения в воздухе полностью признается в литературе древней Индии. Буддийский святой высшего аскетического класса достигает силы, называемой «совершенством», вследствие которой он получает способность подниматься на воздух, приводить в движение землю и останавливать солнце», - отмечает Э.Тейлор (201, с.8). Отсюда привлечение магии, колдовства, всевозможных духов, сил, как способы усовершенствования деятельности. Поэтому чудо рассматривается не как противоречие законам природы, о которых было весьма смутное представление, а как «свидетельство» святости, божественности, и т.д. Евангелие есть свидетельство, и все события, описанные в четырех Евангелиях были призваны доказать, засвидетельствовать божественную сущность Иисуса. То, что в современных условиях рассматривается как свидетельство невозможности, вымышленности событий и их персонажей, воспринималось как признак истинности. Только в новое время начинает складываться представление о законах природы, которые нельзя изменить по чьему-то усмотрению, но можно использовать. Тем самым выделяется объективность как предел, граница всякой субъективной деятельности. Но прежде чем изменились представления, должна была измениться форма практики.
Довольно удачную характеристику ремесленной деятельности дал Аристотель. Он писал, что ремесленники «подобны некоторым неодушевленным предметам: хотя они и делают то или другое, но делают это, сами того не зная (как, например, огонь, который жжет); неодушевленные предметы в каждом таком случае действуют в силу своей природы, а ремесленники – по привычке» (7, с. 66). Отметим мысль Аристотеля: «ремесленники делают, сами того не зная»; действуют «по привычке». Можно сказать, что привычка, навык, умение и есть то «знание», которым владеет ремесленник. Это практическое знание, о котором уже было сказано. Оно передается в процессе непосредственного научения в самой деятельности; невербализовано; существует в мифологической «упаковке». Ремесло - ритуализированная практика, воспроизведение «образца», архетипического прадействия предка, культурного героя. В свое время К. Маркс, анализируя различные формы практики, в том числе и деятельность мастера-ремесленника, отмечал: «Как метод труда, так и процесс труда не зависят от его воли» (129,с.8). Он также говорит о том, что «искусное владение орудием труда составляет решающий фактор ремесленного производства. Самостоятельная личная работа и, стало быть, профессиональное развитие работника, требующее более или менее продолжительного времени обучения, определяет здесь результат труда» (129,с. 7). О том, что в ремесле «решающий фактор» - искусство мастера, его сноровка, навык, умение, пишут и современные исследователи. Е. И. Скржинская отмечает, что ремесленное производство в средние века «достигало высокого качества продукции главным образом благодаря изощренному искусству мастера, но не путем технического усовершенствования работы» (160,с.211).
Таким образом, ремесленная практика имеет в качестве своей основы искусство мастера, совокупность его навыков и умений. Знание, включенное в данную форму практики, - знание опытно-рецептурное. Рецепт – попытка вербализовать ремесленную практику, дать ее словесное описание, представить как последовательность определенных действий, операций с предметами.
К. Маркс отмечал, что «на прежних ступенях производства ограниченный объем знаний и опыта был непосредственно связан с самим трудом, не развивался в качестве отделенной от него самостоятельной силы и поэтому в целом никогда не выходил за пределы традиционно пополняемого и лишь очень медленно и понемногу расширяемого собирания рецептов. (Эмпирическое овладение тайнами каждого ремесла)» (128,с. 554). Отметим важную деталь: опытно-рецептурное знание непосредственно связано с практической деятельностью и не развивается в качестве отделенной от нее «самостоятельной силы». Рецепт не имеет самостоятельного значения, поскольку он представляет собой описание деятельности и может быть «понятен» только в контексте деятельности.
Знание обретает самостоятельность, когда оно перестает быть описанием деятельности и становится описанием объекта деятельности. Соответственно, рецептурная форма знания «превращается» в форму знания об объекте, объективное научное знание. Но прежде должна измениться сама деятельность, ремесло должно превратиться в машинное производство. Об этом будет сказано позже, а сейчас вернемся к знанию опытно-рецептурному.
Знание, построенное как предписание к деятельности, не может выступать в качестве знания об объекте. Объект «представлен» совокупностью действий с ним, происхождение которых скрыто в глубине веков и представляет собой тайну ремесла. Е.И. Скржинская отмечает, что обучение в замкнутом кругу цеха, в среде оберегающих свою специальность мастеров и нежелание систематизировать свой опыт в трактате или учебном и практическом руководстве для всех, не говоря о дороговизне рукописной книги, способствовало замкнутости прикладных сведений.
Выверенная вековым опытом технология превращалась в ритуал, неприкосновенный во всех своих деталях и операциях. В этом процессе вовсе не требуется «понимания» совершаемых операций. Ремесленная деятельность и ее исполнитель всегда окутаны массой мифологических представлений о тех «силах», которые оказывают влияние на сам процесс деятельности и ее результат. Результат есть цель, которая может быть достигнута выполнением всех предписанных действий, среди которых множество действий, технологически с результатом никак не связанных. Это относится, например, к молитве и жертве, с которых обычно начиналась любая значимая деятельность.
В древней Руси одним из важнейших видов ремесла было кузнечное дело. С ним связано наибольшее количество поверий, легенд и обрядов, которые сопровождали загадочный процесс превращения руды в железо и ковку раскаленного металла. У всех народов мира кузнецы считались какими-то необычными, сверхъестественными существами, колдунами, чародеями. Б.Н. Рыбаков отмечает, что отголоски этих представлений сохранились в этимологии некоторых слов: «От кузнечных технических терминов производились слова, имевшие смысл хитрого, опасного. Так, например, с глаголом «ковать» тесно связано слово «коварство», имеющее два различных смысла: один, более древний,-«уменье», «разумность», «смышленость» и другой, сохранивший свое значение и в наше время, - «лукавство»(189,с.486). Первый ремесленник древней Руси – кузнец, - имеет несколько различных функций: колдун, чародей, знахарь, врач, покровитель брака.
Ремесленная деятельность осуществляется как воспроизведение традиции, ряда сакральных предписаний, составляющих тайну ремесла и завещанных богом или святым, покровителем профессии, Гефестом в древней Греции или Сварогом на Руси, в период христианства переименованного в святых Козьму и Демьяна, покровителей кузнечного дела и первых кузнецов.
Поэтому объективность в ремесленном производстве имеет особый характер. Это объективность, заданность традиции, объективность рецепта, отступление от которого недопустимо. Соответственно, это объективность деятельности, которая в процессе исторического развития, в смене поколений выкристаллизовалась в определенные формы, выявила объективные структурные компоненты, опираясь на которые можно воспроизвести основные моменты деятельности и достигнуть определенного результата.
Деятельность в ремесленном производстве – первичный и решающий элемент, который скрывает и затемняет объективный природный процесс, используемый в ней. В магии эта сторона деятельности выражена в чистом виде. В ней вообще отсутствует опора на какой-либо объективный природный процесс и остается чистая деятельность, стремящаяся подчинить себе все, что лежит за ее пределами.
Можно сказать, что культура древности и средних веков гораздо больше проникнута деятельностным началом, чем культура нового времени, так как она имеет весьма смутное представление об объективных пределах возможного, подчиненности деятельности законам объективного мира. Поэтому несовпадение цели и результата действия рассматривается как обусловленное не объективными законами, а вмешательством различных враждебных сил. Задача, следовательно, состоит в привлечении более могущественных субъектов или приобретении индивидом сверхъестественных качеств, святости и т. д. «Чудо поднятия и парения в воздухе полностью признается в литературе древней Индии. Буддийский святой высшего аскетического класса достигает силы, называемой «совершенством», вследствие которой он получает способность подниматься на воздух, приводить в движение землю и останавливать солнце», - отмечает Э.Тейлор (201, с.8). Отсюда привлечение магии, колдовства, всевозможных духов, сил, как способы усовершенствования деятельности. Поэтому чудо рассматривается не как противоречие законам природы, о которых было весьма смутное представление, а как «свидетельство» святости, божественности, и т.д. Евангелие есть свидетельство, и все события, описанные в четырех Евангелиях были призваны доказать, засвидетельствовать божественную сущность Иисуса. То, что в современных условиях рассматривается как свидетельство невозможности, вымышленности событий и их персонажей, воспринималось как признак истинности. Только в новое время начинает складываться представление о законах природы, которые нельзя изменить по чьему-то усмотрению, но можно использовать. Тем самым выделяется объективность как предел, граница всякой субъективной деятельности. Но прежде чем изменились представления, должна была измениться форма практики.