1.4. Миф: хаос и порядок

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

 

Формы практики и социальная структура продуцируют соответствующую картину мира. Мифологическая картина мира, как и любая другая, основана на противопоставлении «порядок – хаос». Она «объясняет», что такое порядок, кто его поддерживает,  кто нарушает и что надо делать, чтобы был порядок, а не хаос. Картина мира дает «образец», что «надо делать». Поскольку жизнь родовой общины основана на повторении действий предков, практик-ритуалов, подчиняющих себе индивида и имеющих форму приказа, безусловного веления, которое необходимо исполнять, мировой порядок также рассматривается как основанный на ритуале, воспроизведении некоего перводействия, «образца», заданного некогда первопредком. Этот «образец» и есть «приказ», который нельзя нарушить, но необходимо исполнять. Предки из хаоса сотворили порядок, расставив все по своим местам и указав, что и как надо делать. Они установили практики-ритуалы для всего в мире. Пока воля предков исполняется, ритуалы воспроизводятся – существует порядок; их нарушение ведет к беспорядку. Беспорядок всегда существует рядом с порядком и грозит его поглотить. Беспорядок  - «дикое» состояние, несоблюдение запретов, отсутствие правил, своеволие.

Порядок – установление предков–богов, которые победили силы хаоса. Силы хаоса периодически вырываются на свободу и ломают устоявшийся порядок: драконы, чудовища, и т.д., все это орудия темных сил.

В более мелких масштабах хаос порождается нарушением запретов (табу), своеволием, нечестивостью людей. В этом случае необходимо очищение, покаяние, жертва.  Порядок и хаос прежде всего в руках богов, но также и в руках человека (особенно вождя или жреца–брахмана). Чем ближе человек к миру предков, тем больше он ответственен за порядок и тем больше запретов должен соблюдать. Всякое нарушение порядка – болезни, засухи, наводнения и т.д. – наказание богов, поэтому для восстановления порядка надо выяснить причину гнева богов, узнать, чего хотят боги. Это возможно сделать через определенные процедуры: гадания, прорицания и т.д. 

Многие исследователи рассматривают мифы как попытку объяснения причинных связей и в этом смысле сравнивают миф с наукой. Но очевидно другое: миф не объясняет, он рассказывает о том, что было, как нечто произошло. Известно, что большинство мифов носили этиологический характер, то есть рассказывали о происхождении различных предметов, ремесел и обычаев, в том числе, о происхождении мира и человека. Но рассказ не есть объяснение причинных связей, а просто «картинка» того, что было. Когда, например, летопись рассказывает о том, что случилось в таком-то году, в царствование такого-то царя, она ничего не объясняет, а описывает виденное. Точно так же миф описывает, что было когда-то и что есть теперь. При этом «было» и «теперь» нераздельны. То, что было, есть и теперь, оно никуда не ушло, а несколько изменилось, постарело и износилось. Прошлое вечно возвращается и сосуществует с настоящим просто потому, что настоящее – это воспроизведение прошлого, воспроизведение унаследованных от предков форм деятельности, навыков и умений.

Мифы «объясняют» мир в том смысле, в каком солдату объясняют армейскую структуру. Миф рассказывает о том, кто  в мире главный, кто отдает приказы, кто командует, какие боги за что отвечают и к какому богу надо обращаться в том или ином случае. Это и есть важнейшее знание о мире – знание воли богов. И, как в армии, больше знает тот, кто выше, поскольку он общается с отдающими приказы, так и в общине, старейшины стоят ближе всех к миру предков и истолковывают их волю. Позднее эта функция переходит к жрецу, вождю или царю. Общение с предками и богами постепенно превращается в особое искусство, доступное только избранным.

В такой системе важнейший способ общения с предками – это молитва и жертва. Предки, постепенно превращающиеся в богов – старейшие сородичи, с которыми надо делиться пищей. Они имеют на нее такое же право, как и другие члены рода. Взамен предки помогают живущим в их делах, управляя природными процессами. Молитва и жертва – способ управления окружающим миром.

Как же выглядят боги и предки в мифах? Как известно, они являются,  прежде всего, «культурными героями», создателями «образца», архетипического действия. Но они обладают также определенным характером, который объясняет различные нарушения порядка, положительные или отрицательные, в жизни людей. В мифах африканских народов высший бог, демиург, создатель людей и всего мира, часто предстает как раздражительный и самовлюбленный старец. От него зависит урожай, число детей в семьях, их судьба. В мифах сохранились также рассказы о той далекой поре, когда люди жили в непосредственной близости от бога. В этих мифах бог представлен человеком, наделенным тщеславием, падким на лесть, самолюбивым, чувствительным к высшим знакам внимания. Подобно тому, как вокруг главы племени иерархическими ступенями располагались его жены и дети, все члены рода, так демиург оказывался окруженным собственными порождениями.  Исследователи африканской мифологии отмечают, что по существующим повериям многие боги были людьми. Так один  из самых зловещих богов племени иоруба – бог грома и молнии Шанго – когда-то был могущественным вождем, отличался тираническим характером и жестокостью. Он был низложен, бежал от врагов, а затем вознесся на небо. Его гнев и раздражение теперь люди должны смягчать жертвами и поклонением.

Превращение человека в бога, по поверьям африканцев, есть нечто естественное. Более  того, основная масса духов, призраков, гениев генетически связаны с духами умерших предков. Души умерших предков продолжают принимать самое активное участие в жизни общества, которое они покинули. При этом души предков по разному относятся к людям. Если они окружены вниманием и заботой потомков, то и сами их поддерживают, оказывают им помощь и покровительство. Но были духи, относившиеся к людям с откровенной враждебностью. Души умерших расселились по окружающему человека пространству и постепенно превращались в духов рек, холмов, пещер и даже отдельных деревьев. Множество этих духов заполняли мир.

Мы не будем подробно рассматривать мифологическую картину мира: символику «мирового дерева», качественные характеристики пространства и времени, оборотничество и т.д. Все это достаточно известно. На наш взгляд, мифологическая картина мира – следствие существующей в обществе практики – действия-приказа, действия-ритуала, передаваемого от старших к младшим, от предков потомкам. Авторитарность действия, его безусловно обязующий характер, исходящий от воли более высокой и подчиняющий себе волю индивида, все это создает представление о мире как иерархии воль, взаимодействии «субъектов», контролирующих различные явления и процессы.

Важно выделить основную функцию мифологической картины мира – закрепление и трансляция существующих практик, сложившейся системы отношений. Картина мира в этом смысле есть «инобытие» социальной структуры. Как уже было сказано, социальная структура  «бытийствует» внутри индивида как освоенные, «инкорпорированные» практики, эмоциональные реакции и представления. Представление о мире выражает отношение к миру. Поэтому представление о мире, картина мира – «вторичны». Это «овнешнение», вербализация эмоционально-чувственных реакций, запускающих или, наоборот, тормозящих определенные значимые действия. Картина мира «овнешняет», представляет в виде образов внешней реальности те эмоционально-чувственные реакции индивида, которые порождаются существующей формой практики. Тем самым получается достаточно прочная конструкция: социальные отношения закрепляются не только как умения и навыки индивида и его эмоционально-чувственные реакции, но и как представление о мире, картина мира, обосновывающая существующие практики, существующую социальную структуру. Если следовать первоначальному смыслу слова, «представление» – это сценическое действие, спектакль, поставленный для того, чтобы передать зрителям определенное «настроение», эмоциональный заряд, оценки каких-то явлений. Примерно то же происходит, когда создается определенное «представление» о мире.  В этом «представлении» свои декорации, герои и антигерои, действия, монологи и диалоги. Но делается это все с той же целью: выразить в слове, передать определенное «настроение», отношение к миру, эмоциональное состояние, которое вызовет потом определенное действие тех, кому представление адресовано. Представление, как было сказано, создается для того, чтобы обосновать и закрепить сложившуюся  в обществе систему социальных отношений, закрепить сложившиеся практики, объяснить, кто что должен делать и чего не должен. Персонажи представления – определенные образы-символы – обозначают, что является жизненно важным, наиболее ценным для данного общества. Так «представление» о мире грека эпохи Гомера предполагало существование олимпийских богов, которые управляли различными частями мира, определяли судьбу народов и отдельных индивидов. К богам возводили свою родословную цари и аристократы, обосновывая, тем самым, свой высокий социальный статус, значимость для общества военного сословия в целом. Вообще, отношения различных богов в пантеоне, их иерархия, указывает на иерархию сословий, различных социальных групп. В отличие от греческой, индийская мифология обосновала главенствующее положение в обществе жрецов-брахманов.

Мифологическая картина мира, как было сказано, это, в сущности, рассказ о том, кто правит, кто подчиняется, кто старший. Но, одновременно, это сценическое действие, разыгрываемое его участниками и дающее сильный эмоционально-психологический заряд. Любой обряд – оживший миф, действие, в котором участники полностью отожествляют себя с предками или богами. Исследователи культуры австралийских аборигенов отмечают, что обряд инициации, связанный с сильными эмоциональными потрясениями, формирует в молодом человеке те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины. Во время этого обряда юноше внушаются те чувства, которые лежали в основе единства и сплоченности группы. Когда во время инициации эти чувства внушаются новичку, они укрепляются и у тех, кто проводит обряды или просто присутствует на них. То же можно сказать и о других обрядах и ритуалах, практикуемых в традиционных обществах: они прежде всего культивируют и постоянно воспроизводят те эмоционально-чувственные реакции, которые сплачивают общество в единое целое.

Разделение ритуала, который был речью и действием, сценическим представлением без сцены, жизнью и игрой одновременно, разделение этого целостного действия дает миф как речь, повествование, рассказ. С таким мифом уже можно обращаться достаточно свободно, превращать его в поэзию, как это делают Гомер и Гесиод, или в философию. В любом случае сохраняется главное качество мифа – задавать «речью» – поэтической или философской – определенный настрой, создавать определенные эмоционально-чувственные реакции, отношение к миру. Эти реакции являются той энергетикой, которая лежит в основе действия. Изменяя «речь», «картину мира», можно изменить саму реальность. Но так  же изменение реальности приводит к изменению «картины мира». Предварительно можно сказать, что разложение мифа как целостного действия-ритуала приводит к относительному обособлению и разделению на действие как совокупность чисто практических приемов; эмоционально чувственные реакции как определенные состояния «души» и «речь» как описание мира. Выделяются объект, субъект и само действие. Отделение речи от действия, демифологизация действия – чрезвычайно длительный процесс. Он завершается заменой ремесленного производства машинным. Одновременно, отделение «речи» от действия дает свободу «речи», возможность создавать различные «картины мира», различные онтологии, что было реализовано, например, в греческой философии. В дальнейшем рассмотрим это более подробно.

 

 

Формы практики и социальная структура продуцируют соответствующую картину мира. Мифологическая картина мира, как и любая другая, основана на противопоставлении «порядок – хаос». Она «объясняет», что такое порядок, кто его поддерживает,  кто нарушает и что надо делать, чтобы был порядок, а не хаос. Картина мира дает «образец», что «надо делать». Поскольку жизнь родовой общины основана на повторении действий предков, практик-ритуалов, подчиняющих себе индивида и имеющих форму приказа, безусловного веления, которое необходимо исполнять, мировой порядок также рассматривается как основанный на ритуале, воспроизведении некоего перводействия, «образца», заданного некогда первопредком. Этот «образец» и есть «приказ», который нельзя нарушить, но необходимо исполнять. Предки из хаоса сотворили порядок, расставив все по своим местам и указав, что и как надо делать. Они установили практики-ритуалы для всего в мире. Пока воля предков исполняется, ритуалы воспроизводятся – существует порядок; их нарушение ведет к беспорядку. Беспорядок всегда существует рядом с порядком и грозит его поглотить. Беспорядок  - «дикое» состояние, несоблюдение запретов, отсутствие правил, своеволие.

Порядок – установление предков–богов, которые победили силы хаоса. Силы хаоса периодически вырываются на свободу и ломают устоявшийся порядок: драконы, чудовища, и т.д., все это орудия темных сил.

В более мелких масштабах хаос порождается нарушением запретов (табу), своеволием, нечестивостью людей. В этом случае необходимо очищение, покаяние, жертва.  Порядок и хаос прежде всего в руках богов, но также и в руках человека (особенно вождя или жреца–брахмана). Чем ближе человек к миру предков, тем больше он ответственен за порядок и тем больше запретов должен соблюдать. Всякое нарушение порядка – болезни, засухи, наводнения и т.д. – наказание богов, поэтому для восстановления порядка надо выяснить причину гнева богов, узнать, чего хотят боги. Это возможно сделать через определенные процедуры: гадания, прорицания и т.д. 

Многие исследователи рассматривают мифы как попытку объяснения причинных связей и в этом смысле сравнивают миф с наукой. Но очевидно другое: миф не объясняет, он рассказывает о том, что было, как нечто произошло. Известно, что большинство мифов носили этиологический характер, то есть рассказывали о происхождении различных предметов, ремесел и обычаев, в том числе, о происхождении мира и человека. Но рассказ не есть объяснение причинных связей, а просто «картинка» того, что было. Когда, например, летопись рассказывает о том, что случилось в таком-то году, в царствование такого-то царя, она ничего не объясняет, а описывает виденное. Точно так же миф описывает, что было когда-то и что есть теперь. При этом «было» и «теперь» нераздельны. То, что было, есть и теперь, оно никуда не ушло, а несколько изменилось, постарело и износилось. Прошлое вечно возвращается и сосуществует с настоящим просто потому, что настоящее – это воспроизведение прошлого, воспроизведение унаследованных от предков форм деятельности, навыков и умений.

Мифы «объясняют» мир в том смысле, в каком солдату объясняют армейскую структуру. Миф рассказывает о том, кто  в мире главный, кто отдает приказы, кто командует, какие боги за что отвечают и к какому богу надо обращаться в том или ином случае. Это и есть важнейшее знание о мире – знание воли богов. И, как в армии, больше знает тот, кто выше, поскольку он общается с отдающими приказы, так и в общине, старейшины стоят ближе всех к миру предков и истолковывают их волю. Позднее эта функция переходит к жрецу, вождю или царю. Общение с предками и богами постепенно превращается в особое искусство, доступное только избранным.

В такой системе важнейший способ общения с предками – это молитва и жертва. Предки, постепенно превращающиеся в богов – старейшие сородичи, с которыми надо делиться пищей. Они имеют на нее такое же право, как и другие члены рода. Взамен предки помогают живущим в их делах, управляя природными процессами. Молитва и жертва – способ управления окружающим миром.

Как же выглядят боги и предки в мифах? Как известно, они являются,  прежде всего, «культурными героями», создателями «образца», архетипического действия. Но они обладают также определенным характером, который объясняет различные нарушения порядка, положительные или отрицательные, в жизни людей. В мифах африканских народов высший бог, демиург, создатель людей и всего мира, часто предстает как раздражительный и самовлюбленный старец. От него зависит урожай, число детей в семьях, их судьба. В мифах сохранились также рассказы о той далекой поре, когда люди жили в непосредственной близости от бога. В этих мифах бог представлен человеком, наделенным тщеславием, падким на лесть, самолюбивым, чувствительным к высшим знакам внимания. Подобно тому, как вокруг главы племени иерархическими ступенями располагались его жены и дети, все члены рода, так демиург оказывался окруженным собственными порождениями.  Исследователи африканской мифологии отмечают, что по существующим повериям многие боги были людьми. Так один  из самых зловещих богов племени иоруба – бог грома и молнии Шанго – когда-то был могущественным вождем, отличался тираническим характером и жестокостью. Он был низложен, бежал от врагов, а затем вознесся на небо. Его гнев и раздражение теперь люди должны смягчать жертвами и поклонением.

Превращение человека в бога, по поверьям африканцев, есть нечто естественное. Более  того, основная масса духов, призраков, гениев генетически связаны с духами умерших предков. Души умерших предков продолжают принимать самое активное участие в жизни общества, которое они покинули. При этом души предков по разному относятся к людям. Если они окружены вниманием и заботой потомков, то и сами их поддерживают, оказывают им помощь и покровительство. Но были духи, относившиеся к людям с откровенной враждебностью. Души умерших расселились по окружающему человека пространству и постепенно превращались в духов рек, холмов, пещер и даже отдельных деревьев. Множество этих духов заполняли мир.

Мы не будем подробно рассматривать мифологическую картину мира: символику «мирового дерева», качественные характеристики пространства и времени, оборотничество и т.д. Все это достаточно известно. На наш взгляд, мифологическая картина мира – следствие существующей в обществе практики – действия-приказа, действия-ритуала, передаваемого от старших к младшим, от предков потомкам. Авторитарность действия, его безусловно обязующий характер, исходящий от воли более высокой и подчиняющий себе волю индивида, все это создает представление о мире как иерархии воль, взаимодействии «субъектов», контролирующих различные явления и процессы.

Важно выделить основную функцию мифологической картины мира – закрепление и трансляция существующих практик, сложившейся системы отношений. Картина мира в этом смысле есть «инобытие» социальной структуры. Как уже было сказано, социальная структура  «бытийствует» внутри индивида как освоенные, «инкорпорированные» практики, эмоциональные реакции и представления. Представление о мире выражает отношение к миру. Поэтому представление о мире, картина мира – «вторичны». Это «овнешнение», вербализация эмоционально-чувственных реакций, запускающих или, наоборот, тормозящих определенные значимые действия. Картина мира «овнешняет», представляет в виде образов внешней реальности те эмоционально-чувственные реакции индивида, которые порождаются существующей формой практики. Тем самым получается достаточно прочная конструкция: социальные отношения закрепляются не только как умения и навыки индивида и его эмоционально-чувственные реакции, но и как представление о мире, картина мира, обосновывающая существующие практики, существующую социальную структуру. Если следовать первоначальному смыслу слова, «представление» – это сценическое действие, спектакль, поставленный для того, чтобы передать зрителям определенное «настроение», эмоциональный заряд, оценки каких-то явлений. Примерно то же происходит, когда создается определенное «представление» о мире.  В этом «представлении» свои декорации, герои и антигерои, действия, монологи и диалоги. Но делается это все с той же целью: выразить в слове, передать определенное «настроение», отношение к миру, эмоциональное состояние, которое вызовет потом определенное действие тех, кому представление адресовано. Представление, как было сказано, создается для того, чтобы обосновать и закрепить сложившуюся  в обществе систему социальных отношений, закрепить сложившиеся практики, объяснить, кто что должен делать и чего не должен. Персонажи представления – определенные образы-символы – обозначают, что является жизненно важным, наиболее ценным для данного общества. Так «представление» о мире грека эпохи Гомера предполагало существование олимпийских богов, которые управляли различными частями мира, определяли судьбу народов и отдельных индивидов. К богам возводили свою родословную цари и аристократы, обосновывая, тем самым, свой высокий социальный статус, значимость для общества военного сословия в целом. Вообще, отношения различных богов в пантеоне, их иерархия, указывает на иерархию сословий, различных социальных групп. В отличие от греческой, индийская мифология обосновала главенствующее положение в обществе жрецов-брахманов.

Мифологическая картина мира, как было сказано, это, в сущности, рассказ о том, кто правит, кто подчиняется, кто старший. Но, одновременно, это сценическое действие, разыгрываемое его участниками и дающее сильный эмоционально-психологический заряд. Любой обряд – оживший миф, действие, в котором участники полностью отожествляют себя с предками или богами. Исследователи культуры австралийских аборигенов отмечают, что обряд инициации, связанный с сильными эмоциональными потрясениями, формирует в молодом человеке те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины. Во время этого обряда юноше внушаются те чувства, которые лежали в основе единства и сплоченности группы. Когда во время инициации эти чувства внушаются новичку, они укрепляются и у тех, кто проводит обряды или просто присутствует на них. То же можно сказать и о других обрядах и ритуалах, практикуемых в традиционных обществах: они прежде всего культивируют и постоянно воспроизводят те эмоционально-чувственные реакции, которые сплачивают общество в единое целое.

Разделение ритуала, который был речью и действием, сценическим представлением без сцены, жизнью и игрой одновременно, разделение этого целостного действия дает миф как речь, повествование, рассказ. С таким мифом уже можно обращаться достаточно свободно, превращать его в поэзию, как это делают Гомер и Гесиод, или в философию. В любом случае сохраняется главное качество мифа – задавать «речью» – поэтической или философской – определенный настрой, создавать определенные эмоционально-чувственные реакции, отношение к миру. Эти реакции являются той энергетикой, которая лежит в основе действия. Изменяя «речь», «картину мира», можно изменить саму реальность. Но так  же изменение реальности приводит к изменению «картины мира». Предварительно можно сказать, что разложение мифа как целостного действия-ритуала приводит к относительному обособлению и разделению на действие как совокупность чисто практических приемов; эмоционально чувственные реакции как определенные состояния «души» и «речь» как описание мира. Выделяются объект, субъект и само действие. Отделение речи от действия, демифологизация действия – чрезвычайно длительный процесс. Он завершается заменой ремесленного производства машинным. Одновременно, отделение «речи» от действия дает свободу «речи», возможность создавать различные «картины мира», различные онтологии, что было реализовано, например, в греческой философии. В дальнейшем рассмотрим это более подробно.