А. Дисский
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 _724.php" style="padding:2px; font-size: 14px;">12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36
УТОПИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
То, о чем я буду говорить, для многих, возможно, покажется нелепой, дикой и смешной фантазией. Пусть! Ни убеждать, ни доказывать я не собираюсь. Я лишь излагаю ту мысль, которая давно уже многих нас, галлиполийцев, мучает и которая у иных уже вполне созрела и перешла в убеждение, иными пока смутно предчувствуется. Я указываю на тот несомненный, непреложный факт, который явился как следствие пережитых Русской Армией всех перипетий русской революции, гражданской смуты, анархии и жизни в изгнании и который требует к себе серьезного внимания и, быть может, определенных решений и действий.
Факт этот тот, что многие теперь всей душой уверовали в то, что жить далее так, как жили до этого — невозможно, что нужно и должно в этом отношении что-то изменить и в Армии, и в обществе, и прежде всего в самом себе; совершить что-то огромной важности, без чего все усилия наши и борьба по восстановлению Великой России если не останутся вообще одной бесплодной мечтой, то, во всяком случае, далеко не дадут результатов в той мере, в какой желательно было бы это восстановление. Что же именно?
Всюду и везде чувствуется, скрывается в глубочайших тайниках души, но все более и более прорывается и пробивается наружу огромная тоска не только по Родине и боль к ее страданиям, но и тоска по правде, по утраченным и отвергнутым человеческим идеалам добра, справедливости, взаимной братской любви, милосердия, чести. Многие и многие ясно сознали, что без восстановления этих идеалов, без обновления и оздоровления души каждого в отдельности, мыслящего, искренне любящего Родину-Мать и жаждущего ее спасения человека, путем нравственного самоочищения и самоусовершенствования, не может духовно возродиться ни Армия, ни общество, ни нация.
Нельзя возвращаться в Россию с тем нравственным багажом, с которым оттуда ушли. Правда, много и очень ценного приобрела Армия за год галлиполийского пустынножительства, научилась пламенно любить Отечество, созналась во многих своих грехах, ошибках и заблуждениях, но все же этого слишком мало и недостаточно.
Страшно много предстоит сделать в этой области и, главное, каждому в самом себе. Духовное возрождение и нравственное очищение сердца на великих, вечно немеркнущих основах христианской этики не менее необходимы нам, чем орудия, пулеметы и винтовки. Иными словами, прежде чем взять в руки меч вещественный, необходимо каждому вооружиться мечом духовным. Ибо одного избавления страны от ига узурпаторов и палачей, от голодной смерти, физических и моральных пыток, одного восстановления экономической жизни страны, восстановления промышленности ее, транспорта, разрушенных городов и сел и т. д. будет далеко не достаточно.
Необходимо также поднять и возродить душу народную, усыпленную нечеловеческими страданиями, небывалыми в истории человечества тиранией и рабством, отуманенную и отравленную сатанинскими учениями социализма и материализма. Ибо в этих учениях, отвергнувших учение Христа и нравственный закон как стимул человеческих взаимоотношений и единения, отразились и суммировались вся мировая ложь, все грехи и заблуждения мира.
Большевизм явился реальным и практическим проведением в жизнь наивысших социалистических идеалов этой мировой лжи и возведением законов борьбы за существование и лозунгов «Homo homini lupus est», «Человек, человеку — зверь» на степень религиозных верований, и неизбежно должен был дать все следствия и плоды, достойные этих верований.
Почти пятьдесят лет тому назад величайший писатель-пророк и патриот Земли Русской Ф. М. Достоевский уже тогда отверг социализм как ложную веру в возможность осуществления когда-либо на земле наилучших условий общественной жизни, основанной исключительно на выводах человеческого ума и науки, как учение, построенное на антихристианских началах. Социализм, говорил он, есть «верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономической неурядицы, верх уничтожения всякой свободы людей».
Антихристианским идеям большевизма, социализма, коммунизма необходимо противопоставить идею христианскую. Ведь вся идеология большевизма есть, прежде всего, — прежде чем стремление к политическому господству над всем миром и переустройству его на новых экономических и социальных началах, — есть проникнутое страшной ненавистью отрицание всей христианской культуры, всех ее ценностей, попрание всех Божеских и человеческих законов, есть определенный поход против христианства как самой всемогущей и величайшей идеи, препятствующей реставрации язычества.
Другой великий русский мыслитель235 сказал однажды: «В мире происходит вечная борьба Сатаны с Богом и ареной этой борьбы служит сердце человеческое». Никогда еще зло не торжествовало на земле в такой степени, как теперь, никогда враг не был так близок к победе, как сейчас. Что мы видим?
Отрицание религии породило безверие. Мораль, оторванная от своего источника — религии, неизбежно должна была вылиться и вылилась в аморальность, в полнейшую беспринципность. Культ Божества сменился культом собственного «Я», культом сатанинской гордости и эгоизма. Богочеловека заменил человекобог.
Нравственное падение, духовное убожество, эгоизм, бессердечие, откровенное, доходящее до цинизма отрицание самых элементарных понятий о человечности, о простой порядочности охватили не только отдельных людей, но целые народы, стали обычным нормальным явлением. Пустоту, образовавшуюся в духовном мире народов, утративших веру в высшие идеалы, в Божественную Вечную Правду, в Бога, заполнил дух тьмы, неверия, разрушения.
Где же выход? В чем спасение? — мучительно думают многие. Одни ищут ответов на эти «нелепые и смешные» вопросы в философских системах, другие в политико-экономических учениях, иные в религии. Многие в тиши, невидимо, пытаются работать сами над собой, жаждут и боятся искать поддержки у других, веруют и сомневаются, надеются и впадают в мрачный пессимизм. Души горят, мучаются, ищут выхода настойчиво и непреодолимо. И ответ и выход должны быть. Но где? Как воплотить свои «праздные и несбыточные» мечты, свою веру и убеждения в плоть и кровь, в живую действительность?
У большевиков замыслы грандиозные и, по-видимому, тоже не сбыточные; их заветная мечта — всемирная революция, мировое владычество и они ни перед чем не останавливаются, чтобы их замыслы осуществились. Они твердо убеждены, что их идея не дикая и смешная фантазия, но реальная вещь, которой они рано или поздно, а достигнут.
Я уже сказал, что борьба с большевиками будет успешна только тогда, когда помимо вооруженной силы противопоставят им силу идейную и диаметрально противоположную, силу, опирающуюся прежде всего на нравственные христианские начала, которая явится для них самой страшной и которой они смертельно боятся. Эта сила рано или поздно и нанесет им окончательный, сокрушающий удар.
Эту силу необходимо создать во что бы то ни стало. Искать и создавать ее надо, прежде всего, в своей душе, там, где не угасла еще вера в вечные идеалы, торжество истины над ложью, добра над злом, света над мраком. Как драгоценные алмазы и бриллианты, надо всюду собирать и накапливать эту силу, которая находится в распыленности, незримо таится и скрывается, но которая уже нарождается и. начинает по законам вечной жизни прорастать наружу, необходимо собрать эту драгоценную пыль в одно целое, сконцентрировать в один фокус.
Реальное осуществление этой идеи — основание в Русской Армии, в Армии как единственной носительнице национально-государственной идеи, как поборнице за счастье и честь Родины, такой организации, которая бы служила собирательным фокусом распыленных в ней духовных сил, которая бы направляла их и руководила бы ими.
Эта организация должна послужить ядром и началом образования огромнейшей идейной силы в живом ее воплощении, которая в своем развитии приведет неизбежно к конкретным образованиям и послужит благотворной почвой для дальнейшего духовного оздоровления армии, что, в свою очередь, не может не отразиться и на оздоровлении общества.
Такой организацией, по моему предположению, могло бы быть учреждение в Армии рыцарского Ордена Св. Александра Невского. Наименование Ордена я предрешаю намеренно, и вот почему.
В личности Св. Александра воплотился идеал и князя, и гражданина, и воина как христианина. Это был рыцарь в идеальнейшем значении этого слова. В Александре соединились все благороднейшие порывы сердца, мужество и великодушие, пламенная и самоотверженная любовь к порабощенной Руси, сострадание и милосердие к ближнему и кристальная чистота сердца. Вся жизнь и деятельность Александра — беспрерывное служение Родине, беспрерывный нравственный подвиг и самопожертвование за благо своего народа. Вот почему я и взял в покровители Ордена светлую личность Александра Невского, с тем чтобы каждый член Ордена носил в душе чудный образ этого св. Рыцаря и во всем старался быть достойным этого высокого звания.
Этот Орден ни в коем случае не должен иметь и тени какой-либо политической окраски. Основные лозунги Ордена:
1) Бескорыстное служение Родине;
2) Неустанная борьба с палачами народа русского и врагами христианства;
3) Беспрерывная работа над собой, борьба со своими дурными привычками и наклонностями, везде, всегда и при всяких обстоятельствах.
Основные цели Ордена:
1) Самое широкое распространение в военной среде путем устного и печатного слова (лекции, книги и пр.) идей и лозунгов Ордена;
2) постоянное привлечение и собирание новых сил возможно большего числа последователей.
3) неустанное стремление к поднятию нравственного, а также умственного и эстетического уровня в Армии и
4) хранение и соблюдение во всей чистоте установлении и тезисов Ордена.
Не монахов и аскетов должен создавать Орден, не монархистов и республиканцев должен он объединить, но рыцарей-воинов и граждан будущей великой России в наилучшем и благороднейшем значении этого слова, воспитывающихся на живом примере, на личной жизни и деятельности своего Покровителя.
Вступление в Орден ни для кого не должно быть обязательным, но исключительно добровольное и должно производиться не простой записью, а после того, когда каждый проникнется задачами и целями Ордена, уверует в необходимость и спасительность этой идеи после того, как проверит себя, подготовит и очистит искренним раскаянием перед самим собой свое сердце, сознается в своих ошибках и заблуждениях, и только когда почувствует в себе силы на высокий нравственный подвиг, пусть дает торжественное обещание быть истинным и верным рыцарем и смело становится под знамя Ордена.
Никаких прав и преимуществ Орден не дает, но одни обязанности и обязанности далеко не легкие. И тем тяжелее эти обязанности, что каждый добровольно их на себя принимает и исполняет как нравственный свой долг.
Заключаются эти обязанности прежде всего:
1. Свято и ненарушимо блюсти и охранять честное имя Ордена и высокое звание воина-рыцаря.
2. Отказаться от личной жизни и личного счастья, если того Родина потребует;
3. Честное и бескорыстное служение Родине, никогда не забывая, что благо Родины выше и прежде всего;
4. Неусыпная работа над собой в смысле нравственного и духовного саморазвития и
5. Открытое исповедование и наивозможно старательное и полное проведение в личной жизни основных тезисов Ордена, определенных его уставом.
Пусть будут в Ордене члены и мало религиозные. Вера есть дар, огромное счастье человека. Она зарождается в душе человеческой непроизвольно, приходит сама собой. Пусть только неверующие не отрицают в сердце своем великих истин, стремления к источникам вечной Жизни — Правды, Любви, Разума и Добра.
Огромная задача стоит перед каждым членом Ордена. Слишком, надо сознаться, мы стали уже жестокими, колючими, слишком нетерпимыми, озлобленными, завистливыми и эгоистичными; слишком замкнулись в себе и обособились, слишком во всем разуверились, погрязли в материализме. Надо возрождать вместе со своей души других, зажигать сердца верой в вечную Правду, пробуждать в душах энтузиазм и идеализм. Ведь вне идеализма и энтузиазма душа человеческая дряхлеет, погружается в сумерки пессимизма, тонет в бесцельности своего существования. Вот задачи рыцаря, помимо работы над самим собой. Как бы мало он ни сделал в этом направлении, лишь бы делал, лишь бы стремился делать.
Бывает достаточно одного доброго слова, самой малой лепты, чтобы сделать благое дело любви. Никаких прав, одни обязанности, один нравственный подвиг.
Конечно, немало будет на тернистом пути каждого члена Ордена и искушений, и великих соблазнов; будут и падения, их человеку не избежать. Пусть только рыцарь не падает духом, не теряет веры, не впадает в отчаяние. Пусть не находит в своем сердце оправданий своим ложным поступкам и падениям, пусть никакими доводами разума не усыпляет свою совесть, и тогда он, даже через свои ошибки и падения, станет подыматься выше и выше, и все легче ему будет борьба над собой. Тем самым закалится его воля, тем ярче в душе его будет гореть огонь истины и любви и ярче освещать жизненный путь.
Пусть многие не согласятся со мной! Но так или иначе мы, Армия — исторические люди. История возложила на нас хотя и слишком тяжелое, но зато и самое почетное, благородное, выше которого едва ли что может быть на свете. Это — жертвенное служение Родине, борьба за счастье ее, за честь и счастье своего народа. Что может быть выше этого призвания? А между тем мы призваны на этот подвиг. Так не должны ли мы и быть достойными вполне этого назначения?
Пусть каждый из нас отбросит от себя ту мысль, что он должен рассчитывать в будущем на чью-либо благодарность и признательность, на права и привилегии. Пусть знает только одно: все права и преимущества его — в одних обязанностях, вернее, в долге перед Родиной, в неустанном труде по ее восстановлению, в труде над своим умом и сердцем и в труде как назначении человека, как источнике счастья на земле.
Бесспорно, Орден в начале своего возникновения будет весьма немногочислен, соберет лишь единицы, но они будут. Будут в каждой маленькой части, в каждой роте, в каждой сотне, эскадроне. Пусть их будет немного, но тем тверже, настойчивее, терпеливее и сильнее духом должны быть эти пионеры, тем пламенней верить в правоту своего дела и в свой Орден. Пусть вначале они встретят со стороны и насмешки, и нападки, и, быть может, клевету, злобу, ненависть. Пусть, повторяю, не падают духом, остаются верными себе, будут терпеливее и доброжелательнее к другим, и они победят. Найдутся и у них защитники и сторонники их идей и придут к ним на помощь. Ничто не дается даром, а этот подвиг в особенности. Пусть их только ничто не смущает. Истинная горячая вера, чистое доброе сердце все преодолевают.
Подобно тому, как малый ручеек превращается в стремительный мощный поток, так и Орден послужит семенем, из которого произрастет крепкое, здоровое, огромное дерево, которое принесет неисчислимые плоды. Повторяю, идея эта грандиозна до фантастичности, но это не фантазия, и осуществить ее в доброй воле каждого человека. Она и не нова, ибо источник ее — Христово учение. Но кто скажет, что Христос не есть Вечно новый Источник Вечной Жизни — Любви.
В ней залог спасения Родины и нас самих. Высшая санкция наших вождей, их опыт и умелое руководительство и благословение Божие помогут направить это доброе дело на правильный путь.
УТОПИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
То, о чем я буду говорить, для многих, возможно, покажется нелепой, дикой и смешной фантазией. Пусть! Ни убеждать, ни доказывать я не собираюсь. Я лишь излагаю ту мысль, которая давно уже многих нас, галлиполийцев, мучает и которая у иных уже вполне созрела и перешла в убеждение, иными пока смутно предчувствуется. Я указываю на тот несомненный, непреложный факт, который явился как следствие пережитых Русской Армией всех перипетий русской революции, гражданской смуты, анархии и жизни в изгнании и который требует к себе серьезного внимания и, быть может, определенных решений и действий.
Факт этот тот, что многие теперь всей душой уверовали в то, что жить далее так, как жили до этого — невозможно, что нужно и должно в этом отношении что-то изменить и в Армии, и в обществе, и прежде всего в самом себе; совершить что-то огромной важности, без чего все усилия наши и борьба по восстановлению Великой России если не останутся вообще одной бесплодной мечтой, то, во всяком случае, далеко не дадут результатов в той мере, в какой желательно было бы это восстановление. Что же именно?
Всюду и везде чувствуется, скрывается в глубочайших тайниках души, но все более и более прорывается и пробивается наружу огромная тоска не только по Родине и боль к ее страданиям, но и тоска по правде, по утраченным и отвергнутым человеческим идеалам добра, справедливости, взаимной братской любви, милосердия, чести. Многие и многие ясно сознали, что без восстановления этих идеалов, без обновления и оздоровления души каждого в отдельности, мыслящего, искренне любящего Родину-Мать и жаждущего ее спасения человека, путем нравственного самоочищения и самоусовершенствования, не может духовно возродиться ни Армия, ни общество, ни нация.
Нельзя возвращаться в Россию с тем нравственным багажом, с которым оттуда ушли. Правда, много и очень ценного приобрела Армия за год галлиполийского пустынножительства, научилась пламенно любить Отечество, созналась во многих своих грехах, ошибках и заблуждениях, но все же этого слишком мало и недостаточно.
Страшно много предстоит сделать в этой области и, главное, каждому в самом себе. Духовное возрождение и нравственное очищение сердца на великих, вечно немеркнущих основах христианской этики не менее необходимы нам, чем орудия, пулеметы и винтовки. Иными словами, прежде чем взять в руки меч вещественный, необходимо каждому вооружиться мечом духовным. Ибо одного избавления страны от ига узурпаторов и палачей, от голодной смерти, физических и моральных пыток, одного восстановления экономической жизни страны, восстановления промышленности ее, транспорта, разрушенных городов и сел и т. д. будет далеко не достаточно.
Необходимо также поднять и возродить душу народную, усыпленную нечеловеческими страданиями, небывалыми в истории человечества тиранией и рабством, отуманенную и отравленную сатанинскими учениями социализма и материализма. Ибо в этих учениях, отвергнувших учение Христа и нравственный закон как стимул человеческих взаимоотношений и единения, отразились и суммировались вся мировая ложь, все грехи и заблуждения мира.
Большевизм явился реальным и практическим проведением в жизнь наивысших социалистических идеалов этой мировой лжи и возведением законов борьбы за существование и лозунгов «Homo homini lupus est», «Человек, человеку — зверь» на степень религиозных верований, и неизбежно должен был дать все следствия и плоды, достойные этих верований.
Почти пятьдесят лет тому назад величайший писатель-пророк и патриот Земли Русской Ф. М. Достоевский уже тогда отверг социализм как ложную веру в возможность осуществления когда-либо на земле наилучших условий общественной жизни, основанной исключительно на выводах человеческого ума и науки, как учение, построенное на антихристианских началах. Социализм, говорил он, есть «верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономической неурядицы, верх уничтожения всякой свободы людей».
Антихристианским идеям большевизма, социализма, коммунизма необходимо противопоставить идею христианскую. Ведь вся идеология большевизма есть, прежде всего, — прежде чем стремление к политическому господству над всем миром и переустройству его на новых экономических и социальных началах, — есть проникнутое страшной ненавистью отрицание всей христианской культуры, всех ее ценностей, попрание всех Божеских и человеческих законов, есть определенный поход против христианства как самой всемогущей и величайшей идеи, препятствующей реставрации язычества.
Другой великий русский мыслитель235 сказал однажды: «В мире происходит вечная борьба Сатаны с Богом и ареной этой борьбы служит сердце человеческое». Никогда еще зло не торжествовало на земле в такой степени, как теперь, никогда враг не был так близок к победе, как сейчас. Что мы видим?
Отрицание религии породило безверие. Мораль, оторванная от своего источника — религии, неизбежно должна была вылиться и вылилась в аморальность, в полнейшую беспринципность. Культ Божества сменился культом собственного «Я», культом сатанинской гордости и эгоизма. Богочеловека заменил человекобог.
Нравственное падение, духовное убожество, эгоизм, бессердечие, откровенное, доходящее до цинизма отрицание самых элементарных понятий о человечности, о простой порядочности охватили не только отдельных людей, но целые народы, стали обычным нормальным явлением. Пустоту, образовавшуюся в духовном мире народов, утративших веру в высшие идеалы, в Божественную Вечную Правду, в Бога, заполнил дух тьмы, неверия, разрушения.
Где же выход? В чем спасение? — мучительно думают многие. Одни ищут ответов на эти «нелепые и смешные» вопросы в философских системах, другие в политико-экономических учениях, иные в религии. Многие в тиши, невидимо, пытаются работать сами над собой, жаждут и боятся искать поддержки у других, веруют и сомневаются, надеются и впадают в мрачный пессимизм. Души горят, мучаются, ищут выхода настойчиво и непреодолимо. И ответ и выход должны быть. Но где? Как воплотить свои «праздные и несбыточные» мечты, свою веру и убеждения в плоть и кровь, в живую действительность?
У большевиков замыслы грандиозные и, по-видимому, тоже не сбыточные; их заветная мечта — всемирная революция, мировое владычество и они ни перед чем не останавливаются, чтобы их замыслы осуществились. Они твердо убеждены, что их идея не дикая и смешная фантазия, но реальная вещь, которой они рано или поздно, а достигнут.
Я уже сказал, что борьба с большевиками будет успешна только тогда, когда помимо вооруженной силы противопоставят им силу идейную и диаметрально противоположную, силу, опирающуюся прежде всего на нравственные христианские начала, которая явится для них самой страшной и которой они смертельно боятся. Эта сила рано или поздно и нанесет им окончательный, сокрушающий удар.
Эту силу необходимо создать во что бы то ни стало. Искать и создавать ее надо, прежде всего, в своей душе, там, где не угасла еще вера в вечные идеалы, торжество истины над ложью, добра над злом, света над мраком. Как драгоценные алмазы и бриллианты, надо всюду собирать и накапливать эту силу, которая находится в распыленности, незримо таится и скрывается, но которая уже нарождается и. начинает по законам вечной жизни прорастать наружу, необходимо собрать эту драгоценную пыль в одно целое, сконцентрировать в один фокус.
Реальное осуществление этой идеи — основание в Русской Армии, в Армии как единственной носительнице национально-государственной идеи, как поборнице за счастье и честь Родины, такой организации, которая бы служила собирательным фокусом распыленных в ней духовных сил, которая бы направляла их и руководила бы ими.
Эта организация должна послужить ядром и началом образования огромнейшей идейной силы в живом ее воплощении, которая в своем развитии приведет неизбежно к конкретным образованиям и послужит благотворной почвой для дальнейшего духовного оздоровления армии, что, в свою очередь, не может не отразиться и на оздоровлении общества.
Такой организацией, по моему предположению, могло бы быть учреждение в Армии рыцарского Ордена Св. Александра Невского. Наименование Ордена я предрешаю намеренно, и вот почему.
В личности Св. Александра воплотился идеал и князя, и гражданина, и воина как христианина. Это был рыцарь в идеальнейшем значении этого слова. В Александре соединились все благороднейшие порывы сердца, мужество и великодушие, пламенная и самоотверженная любовь к порабощенной Руси, сострадание и милосердие к ближнему и кристальная чистота сердца. Вся жизнь и деятельность Александра — беспрерывное служение Родине, беспрерывный нравственный подвиг и самопожертвование за благо своего народа. Вот почему я и взял в покровители Ордена светлую личность Александра Невского, с тем чтобы каждый член Ордена носил в душе чудный образ этого св. Рыцаря и во всем старался быть достойным этого высокого звания.
Этот Орден ни в коем случае не должен иметь и тени какой-либо политической окраски. Основные лозунги Ордена:
1) Бескорыстное служение Родине;
2) Неустанная борьба с палачами народа русского и врагами христианства;
3) Беспрерывная работа над собой, борьба со своими дурными привычками и наклонностями, везде, всегда и при всяких обстоятельствах.
Основные цели Ордена:
1) Самое широкое распространение в военной среде путем устного и печатного слова (лекции, книги и пр.) идей и лозунгов Ордена;
2) постоянное привлечение и собирание новых сил возможно большего числа последователей.
3) неустанное стремление к поднятию нравственного, а также умственного и эстетического уровня в Армии и
4) хранение и соблюдение во всей чистоте установлении и тезисов Ордена.
Не монахов и аскетов должен создавать Орден, не монархистов и республиканцев должен он объединить, но рыцарей-воинов и граждан будущей великой России в наилучшем и благороднейшем значении этого слова, воспитывающихся на живом примере, на личной жизни и деятельности своего Покровителя.
Вступление в Орден ни для кого не должно быть обязательным, но исключительно добровольное и должно производиться не простой записью, а после того, когда каждый проникнется задачами и целями Ордена, уверует в необходимость и спасительность этой идеи после того, как проверит себя, подготовит и очистит искренним раскаянием перед самим собой свое сердце, сознается в своих ошибках и заблуждениях, и только когда почувствует в себе силы на высокий нравственный подвиг, пусть дает торжественное обещание быть истинным и верным рыцарем и смело становится под знамя Ордена.
Никаких прав и преимуществ Орден не дает, но одни обязанности и обязанности далеко не легкие. И тем тяжелее эти обязанности, что каждый добровольно их на себя принимает и исполняет как нравственный свой долг.
Заключаются эти обязанности прежде всего:
1. Свято и ненарушимо блюсти и охранять честное имя Ордена и высокое звание воина-рыцаря.
2. Отказаться от личной жизни и личного счастья, если того Родина потребует;
3. Честное и бескорыстное служение Родине, никогда не забывая, что благо Родины выше и прежде всего;
4. Неусыпная работа над собой в смысле нравственного и духовного саморазвития и
5. Открытое исповедование и наивозможно старательное и полное проведение в личной жизни основных тезисов Ордена, определенных его уставом.
Пусть будут в Ордене члены и мало религиозные. Вера есть дар, огромное счастье человека. Она зарождается в душе человеческой непроизвольно, приходит сама собой. Пусть только неверующие не отрицают в сердце своем великих истин, стремления к источникам вечной Жизни — Правды, Любви, Разума и Добра.
Огромная задача стоит перед каждым членом Ордена. Слишком, надо сознаться, мы стали уже жестокими, колючими, слишком нетерпимыми, озлобленными, завистливыми и эгоистичными; слишком замкнулись в себе и обособились, слишком во всем разуверились, погрязли в материализме. Надо возрождать вместе со своей души других, зажигать сердца верой в вечную Правду, пробуждать в душах энтузиазм и идеализм. Ведь вне идеализма и энтузиазма душа человеческая дряхлеет, погружается в сумерки пессимизма, тонет в бесцельности своего существования. Вот задачи рыцаря, помимо работы над самим собой. Как бы мало он ни сделал в этом направлении, лишь бы делал, лишь бы стремился делать.
Бывает достаточно одного доброго слова, самой малой лепты, чтобы сделать благое дело любви. Никаких прав, одни обязанности, один нравственный подвиг.
Конечно, немало будет на тернистом пути каждого члена Ордена и искушений, и великих соблазнов; будут и падения, их человеку не избежать. Пусть только рыцарь не падает духом, не теряет веры, не впадает в отчаяние. Пусть не находит в своем сердце оправданий своим ложным поступкам и падениям, пусть никакими доводами разума не усыпляет свою совесть, и тогда он, даже через свои ошибки и падения, станет подыматься выше и выше, и все легче ему будет борьба над собой. Тем самым закалится его воля, тем ярче в душе его будет гореть огонь истины и любви и ярче освещать жизненный путь.
Пусть многие не согласятся со мной! Но так или иначе мы, Армия — исторические люди. История возложила на нас хотя и слишком тяжелое, но зато и самое почетное, благородное, выше которого едва ли что может быть на свете. Это — жертвенное служение Родине, борьба за счастье ее, за честь и счастье своего народа. Что может быть выше этого призвания? А между тем мы призваны на этот подвиг. Так не должны ли мы и быть достойными вполне этого назначения?
Пусть каждый из нас отбросит от себя ту мысль, что он должен рассчитывать в будущем на чью-либо благодарность и признательность, на права и привилегии. Пусть знает только одно: все права и преимущества его — в одних обязанностях, вернее, в долге перед Родиной, в неустанном труде по ее восстановлению, в труде над своим умом и сердцем и в труде как назначении человека, как источнике счастья на земле.
Бесспорно, Орден в начале своего возникновения будет весьма немногочислен, соберет лишь единицы, но они будут. Будут в каждой маленькой части, в каждой роте, в каждой сотне, эскадроне. Пусть их будет немного, но тем тверже, настойчивее, терпеливее и сильнее духом должны быть эти пионеры, тем пламенней верить в правоту своего дела и в свой Орден. Пусть вначале они встретят со стороны и насмешки, и нападки, и, быть может, клевету, злобу, ненависть. Пусть, повторяю, не падают духом, остаются верными себе, будут терпеливее и доброжелательнее к другим, и они победят. Найдутся и у них защитники и сторонники их идей и придут к ним на помощь. Ничто не дается даром, а этот подвиг в особенности. Пусть их только ничто не смущает. Истинная горячая вера, чистое доброе сердце все преодолевают.
Подобно тому, как малый ручеек превращается в стремительный мощный поток, так и Орден послужит семенем, из которого произрастет крепкое, здоровое, огромное дерево, которое принесет неисчислимые плоды. Повторяю, идея эта грандиозна до фантастичности, но это не фантазия, и осуществить ее в доброй воле каждого человека. Она и не нова, ибо источник ее — Христово учение. Но кто скажет, что Христос не есть Вечно новый Источник Вечной Жизни — Любви.
В ней залог спасения Родины и нас самих. Высшая санкция наших вождей, их опыт и умелое руководительство и благословение Божие помогут направить это доброе дело на правильный путь.