А. Дисский

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 _724.php" style="padding:2px; font-size: 14px;">12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 

УТОПИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

То, о чем я буду говорить, для многих, возможно, покажется нелепой, дикой и смешной фантазией. Пусть! Ни убеждать, ни до­казывать я не собираюсь. Я лишь излагаю ту мысль, которая давно уже многих нас, галлиполийцев, мучает и которая у иных уже вполне созрела и перешла в убеждение, иными пока смутно предчув­ствуется. Я указываю на тот несомненный, непреложный факт, который явился как следствие пережитых Русской Армией всех перипетий русской революции, гражданской смуты, анархии и жизни в изгнании и который требует к себе серьезного внимания и, быть может, определенных решений и действий.

Факт этот тот, что многие теперь всей душой уверовали в то, что жить далее так, как жили до этого — невозможно, что нужно и должно в этом отношении что-то изменить и в Армии, и в обще­стве, и прежде всего в самом себе; совершить что-то огромной важности, без чего все усилия наши и борьба по восстановлению Великой России если не останутся вообще одной бесплодной меч­той, то, во всяком случае, далеко не дадут результатов в той мере, в какой желательно было бы это восстановление. Что же именно?

Всюду и везде чувствуется, скрывается в глубочайших тайни­ках души, но все более и более прорывается и пробивается наружу огромная тоска не только по Родине и боль к ее страданиям, но и тоска по правде, по утраченным и отвергнутым человеческим идеалам добра, справедливости, взаимной братской любви, милосер­дия, чести. Многие и многие ясно сознали, что без восстановления этих идеалов, без обновления и оздоровления души каждого в от­дельности, мыслящего, искренне любящего Родину-Мать и жажду­щего ее спасения человека, путем нравственного самоочищения и самоусовершенствования, не может духовно возродиться ни Ар­мия, ни общество, ни нация.

Нельзя возвращаться в Россию с тем нравственным багажом, с которым оттуда ушли. Правда, много и очень ценного приобре­ла Армия за год галлиполийского пустынножительства, научилась пламенно любить Отечество, созналась во многих своих грехах, ошибках и заблуждениях, но все же этого слишком мало и недо­статочно.

Страшно много предстоит сделать в этой области и, главное, каждому в самом себе. Духовное возрождение и нравственное очищение сердца на великих, вечно немеркнущих основах хри­стианской этики не менее необходимы нам, чем орудия, пулеме­ты и винтовки. Иными словами, прежде чем взять в руки меч веще­ственный, необходимо каждому вооружиться мечом духовным. Ибо одного избавления страны от ига узурпаторов и палачей, от голод­ной смерти, физических и моральных пыток, одного восстановле­ния экономической жизни страны, восстановления промышленности ее, транспорта, разрушенных городов и сел и т. д. будет далеко не достаточно.

Необходимо также поднять и возродить душу народную, усып­ленную нечеловеческими страданиями, небывалыми в истории чело­вечества тиранией и рабством, отуманенную и отравленную сатанин­скими учениями социализма и материализма. Ибо в этих учениях, отвергнувших учение Христа и нравственный закон как стимул чело­веческих взаимоотношений и единения, отразились и суммировались вся мировая ложь, все грехи и заблуждения мира.

Большевизм явился реальным и практическим проведением в жизнь наивысших социалистических идеалов этой мировой лжи и возведением законов борьбы за существование и лозунгов «Homo homini lupus est», «Человек, человеку — зверь» на степень религиозных верований, и неизбежно должен был дать все следствия и плоды, достойные этих верований.

Почти пятьдесят лет тому назад величайший писатель-пророк и патриот Земли Русской Ф. М. Достоевский уже тогда отверг социализм как ложную веру в возможность осуществления когда-либо на земле наилучших условий общественной жизни, основан­ной исключительно на выводах человеческого ума и науки, как учение, построенное на антихристианских началах. Социализм, го­ворил он, есть «верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономи­ческой неурядицы, верх уничтожения всякой свободы людей».

Антихристианским идеям большевизма, социализма, коммуниз­ма необходимо противопоставить идею христианскую. Ведь вся идеология большевизма есть, прежде всего, — прежде чем стремле­ние к политическому господству над всем миром и переустрой­ству его на новых экономических и социальных началах, — есть проникнутое страшной ненавистью отрицание всей христианской культуры, всех ее ценностей, попрание всех Божеских и челове­ческих законов, есть определенный поход против христианства как самой всемогущей и величайшей идеи, препятствующей реставрации язычества.

Другой великий русский мыслитель235 сказал однажды: «В мире происходит вечная борьба Сатаны с Богом и ареной этой борьбы служит сердце человеческое». Никогда еще зло не торжествовало на земле в такой степени, как теперь, никогда враг не был так близок к победе, как сейчас. Что мы видим?

Отрицание религии породило безверие. Мораль, оторванная от своего источника — религии, неизбежно должна была вылиться и вылилась в аморальность, в полнейшую беспринципность. Культ Божества сменился культом собственного «Я», культом сатанинской гордости и эгоизма. Богочеловека заменил человекобог.

Нравственное падение, духовное убожество, эгоизм, бессерде­чие, откровенное, доходящее до цинизма отрицание самых элемен­тарных понятий о человечности, о простой порядочности охватили не только отдельных людей, но целые народы, стали обычным нормальным явлением. Пустоту, образовавшуюся в духовном мире народов, утративших веру в высшие идеалы, в Божественную Вечную Правду, в Бога, заполнил дух тьмы, неверия, разру­шения.

Где же выход? В чем спасение? — мучительно думают многие. Одни ищут ответов на эти «нелепые и смешные» вопросы в фило­софских системах, другие в политико-экономических учениях, иные в религии. Многие в тиши, невидимо, пытаются работать сами над собой, жаждут и боятся искать поддержки у других, веруют и сомневаются, надеются и впадают в мрачный пессимизм. Души горят, мучаются, ищут выхода настойчиво и непреодолимо. И ответ и выход должны быть. Но где? Как воплотить свои «праздные и несбыточные» мечты, свою веру и убеждения в плоть и кровь, в жи­вую действительность?

У большевиков замыслы грандиозные и, по-видимому, тоже не сбыточные; их заветная мечта — всемирная революция, мировое владычество и они ни перед чем не останавливаются, чтобы их замыслы осуществились. Они твердо убеждены, что их идея не дикая и смешная фантазия, но реальная вещь, которой они рано или позд­но, а достигнут.

Я уже сказал, что борьба с большевиками будет успешна только тогда, когда помимо вооруженной силы противопоставят им силу идейную и диаметрально противоположную, силу, опирающуюся прежде всего на нравственные христианские начала, которая явится для них самой страшной и которой они смертельно боятся. Эта сила рано или поздно и нанесет им окончательный, сокрушающий удар.

Эту силу необходимо создать во что бы то ни стало. Искать и создавать ее надо, прежде всего, в своей душе, там, где не угасла еще вера в вечные идеалы, торжество истины над ложью, добра над злом, света над мраком. Как драгоценные алмазы и бриллиан­ты, надо всюду собирать и накапливать эту силу, которая находит­ся в распыленности, незримо таится и скрывается, но которая уже нарождается и. начинает по законам вечной жизни прорастать наружу, необходимо собрать эту драгоценную пыль в одно целое, сконцентрировать в один фокус.

Реальное осуществление этой идеи — основание в Русской Ар­мии, в Армии как единственной носительнице национально-госу­дарственной идеи, как поборнице за счастье и честь Родины, такой организации, которая бы служила собирательным фокусом распы­ленных в ней духовных сил, которая бы направляла их и руководила бы ими.

Эта организация должна послужить ядром и началом обра­зования огромнейшей идейной силы в живом ее воплощении, которая в своем развитии приведет неизбежно к конкретным обра­зованиям и послужит благотворной почвой для дальнейшего духов­ного оздоровления армии, что, в свою очередь, не может не отра­зиться и на оздоровлении общества.

Такой организацией, по моему предположению, могло бы быть учреждение в Армии рыцарского Ордена Св. Александра Невского. Наименование Ордена я предрешаю намеренно, и вот почему.

В личности Св. Александра воплотился идеал и князя, и граж­данина, и воина как христианина. Это был рыцарь в идеальней­шем значении этого слова. В Александре соединились все благо­роднейшие порывы сердца, мужество и великодушие, пламенная и самоотверженная любовь к порабощенной Руси, сострадание и милосердие к ближнему и кристальная чистота сердца. Вся жизнь и деятельность Александра — беспрерывное служение Родине, бес­прерывный нравственный подвиг и самопожертвование за благо своего народа. Вот почему я и взял в покровители Ордена светлую личность Александра Невского, с тем чтобы каждый член Ордена носил в душе чудный образ этого св. Рыцаря и во всем старался быть достойным этого высокого звания.

Этот Орден ни в коем случае не должен иметь и тени какой-либо политической окраски. Основные лозунги Ордена:

1) Бескорыстное служение Родине;

2) Неустанная борьба с палачами народа русского и врагами христианства;

3) Беспрерывная работа над собой, борьба со своими дурными привычками и наклонностями, везде, всегда и при всяких обстоя­тельствах.

Основные цели Ордена:

1) Самое широкое распространение в военной среде путем устного и печатного слова (лекции, книги и пр.) идей и лозунгов Ордена;

2) постоянное привлечение и собирание новых сил возможно большего числа последователей.

3) неустанное стремление к поднятию нравственного, а также умственного и эстетического уровня в Армии и

4) хранение и соблюдение во всей чистоте установлении и тези­сов Ордена.

Не монахов и аскетов должен создавать Орден, не монархистов и республиканцев должен он объединить, но рыцарей-воинов и граждан будущей великой России в наилучшем и благородней­шем значении этого слова, воспитывающихся на живом примере, на личной жизни и деятельности своего Покровителя.

Вступление в Орден ни для кого не должно быть обязатель­ным, но исключительно добровольное и должно производиться не простой записью, а после того, когда каждый проникнется зада­чами и целями Ордена, уверует в необходимость и спасительность этой идеи после того, как проверит себя, подготовит и очистит искренним раскаянием перед самим собой свое сердце, сознается в своих ошибках и заблуждениях, и только когда почувствует в себе силы на высокий нравственный подвиг, пусть дает торжественное обещание быть истинным и верным рыцарем и смело становится под знамя Ордена.

Никаких прав и преимуществ Орден не дает, но одни обязан­ности и обязанности далеко не легкие. И тем тяжелее эти обязан­ности, что каждый добровольно их на себя принимает и исполняет как нравственный свой долг.

Заключаются эти обязанности прежде всего:

1. Свято и ненарушимо блюсти и охранять честное имя Орде­на и высокое звание воина-рыцаря.

2. Отказаться от личной жизни и личного счастья, если того Родина потребует;

3. Честное и бескорыстное служение Родине, никогда не забы­вая, что благо Родины выше и прежде всего;

4. Неусыпная работа над собой в смысле нравственного и духовного саморазвития и

5. Открытое исповедование и наивозможно старательное и пол­ное проведение в личной жизни основных тезисов Ордена, опреде­ленных его уставом.

Пусть будут в Ордене члены и мало религиозные. Вера есть дар, огромное счастье человека. Она зарождается в душе челове­ческой непроизвольно, приходит сама собой. Пусть только неве­рующие не отрицают в сердце своем великих истин, стремления к источникам вечной Жизни — Правды, Любви, Разума и Добра.

Огромная задача стоит перед каждым членом Ордена. Слишком, надо сознаться, мы стали уже жестокими, колючими, слишком не­терпимыми, озлобленными, завистливыми и эгоистичными; слишком замкнулись в себе и обособились, слишком во всем разуверились, погрязли в материализме. Надо возрождать вместе со своей души других, зажигать сердца верой в вечную Правду, пробуждать в душах энтузиазм и идеализм. Ведь вне идеализма и энтузиазма душа человеческая дряхлеет, погружается в сумерки пессимизма, тонет в бесцельности своего существования. Вот задачи рыцаря, помимо работы над самим собой. Как бы мало он ни сделал в этом направлении, лишь бы делал, лишь бы стремился делать.

Бывает достаточно одного доброго слова, самой малой лепты, чтобы сделать благое дело любви. Никаких прав, одни обязанности, один нравственный подвиг.

Конечно, немало будет на тернистом пути каждого члена Ордена и искушений, и великих соблазнов; будут и падения, их человеку не избежать. Пусть только рыцарь не падает духом, не теряет веры, не впадает в отчаяние. Пусть не находит в своем сердце оправданий своим ложным поступкам и падениям, пусть никакими доводами разума не усыпляет свою совесть, и тогда он, даже через свои ошибки и падения, станет подыматься выше и выше, и все легче ему будет борьба над собой. Тем самым закалится его воля, тем ярче в душе его будет гореть огонь истины и любви и ярче осве­щать жизненный путь.

Пусть многие не согласятся со мной! Но так или иначе мы, Армия — исторические люди. История возложила на нас хотя и слишком тяжелое, но зато и самое почетное, благородное, выше которого едва ли что может быть на свете. Это — жертвенное служение Родине, борьба за счастье ее, за честь и счастье своего народа. Что может быть выше этого призвания? А между тем мы призваны на этот подвиг. Так не должны ли мы и быть достойными вполне этого назначения?

Пусть каждый из нас отбросит от себя ту мысль, что он должен рассчитывать в будущем на чью-либо благодарность и признатель­ность, на права и привилегии. Пусть знает только одно: все права и преимущества его — в одних обязанностях, вернее, в долге перед Родиной, в неустанном труде по ее восстановлению, в труде над своим умом и сердцем и в труде как назначении человека, как источнике счастья на земле.

Бесспорно, Орден в начале своего возникновения будет весьма немногочислен, соберет лишь единицы, но они будут. Будут в каждой маленькой части, в каждой роте, в каждой сотне, эскадро­не. Пусть их будет немного, но тем тверже, настойчивее, терпе­ливее и сильнее духом должны быть эти пионеры, тем пламенней верить в правоту своего дела и в свой Орден. Пусть вначале они встретят со стороны и насмешки, и нападки, и, быть может, клевету, злобу, ненависть. Пусть, повторяю, не падают духом, остаются вер­ными себе, будут терпеливее и доброжелательнее к другим, и они победят. Найдутся и у них защитники и сторонники их идей и придут к ним на помощь. Ничто не дается даром, а этот подвиг в особенно­сти. Пусть их только ничто не смущает. Истинная горячая вера, чистое доброе сердце все преодолевают.

Подобно тому, как малый ручеек превращается в стремитель­ный мощный поток, так и Орден послужит семенем, из которого произрастет крепкое, здоровое, огромное дерево, которое принесет неисчислимые плоды. Повторяю, идея эта грандиозна до фантастич­ности, но это не фантазия, и осуществить ее в доброй воле каждого человека. Она и не нова, ибо источник ее — Христово учение. Но кто скажет, что Христос не есть Вечно новый Источник Вечной Жизни — Любви.

В ней залог спасения Родины и нас самих. Высшая санкция наших вождей, их опыт и умелое руководительство и благослове­ние Божие помогут направить это доброе дело на правильный путь.

 

 

УТОПИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

То, о чем я буду говорить, для многих, возможно, покажется нелепой, дикой и смешной фантазией. Пусть! Ни убеждать, ни до­казывать я не собираюсь. Я лишь излагаю ту мысль, которая давно уже многих нас, галлиполийцев, мучает и которая у иных уже вполне созрела и перешла в убеждение, иными пока смутно предчув­ствуется. Я указываю на тот несомненный, непреложный факт, который явился как следствие пережитых Русской Армией всех перипетий русской революции, гражданской смуты, анархии и жизни в изгнании и который требует к себе серьезного внимания и, быть может, определенных решений и действий.

Факт этот тот, что многие теперь всей душой уверовали в то, что жить далее так, как жили до этого — невозможно, что нужно и должно в этом отношении что-то изменить и в Армии, и в обще­стве, и прежде всего в самом себе; совершить что-то огромной важности, без чего все усилия наши и борьба по восстановлению Великой России если не останутся вообще одной бесплодной меч­той, то, во всяком случае, далеко не дадут результатов в той мере, в какой желательно было бы это восстановление. Что же именно?

Всюду и везде чувствуется, скрывается в глубочайших тайни­ках души, но все более и более прорывается и пробивается наружу огромная тоска не только по Родине и боль к ее страданиям, но и тоска по правде, по утраченным и отвергнутым человеческим идеалам добра, справедливости, взаимной братской любви, милосер­дия, чести. Многие и многие ясно сознали, что без восстановления этих идеалов, без обновления и оздоровления души каждого в от­дельности, мыслящего, искренне любящего Родину-Мать и жажду­щего ее спасения человека, путем нравственного самоочищения и самоусовершенствования, не может духовно возродиться ни Ар­мия, ни общество, ни нация.

Нельзя возвращаться в Россию с тем нравственным багажом, с которым оттуда ушли. Правда, много и очень ценного приобре­ла Армия за год галлиполийского пустынножительства, научилась пламенно любить Отечество, созналась во многих своих грехах, ошибках и заблуждениях, но все же этого слишком мало и недо­статочно.

Страшно много предстоит сделать в этой области и, главное, каждому в самом себе. Духовное возрождение и нравственное очищение сердца на великих, вечно немеркнущих основах хри­стианской этики не менее необходимы нам, чем орудия, пулеме­ты и винтовки. Иными словами, прежде чем взять в руки меч веще­ственный, необходимо каждому вооружиться мечом духовным. Ибо одного избавления страны от ига узурпаторов и палачей, от голод­ной смерти, физических и моральных пыток, одного восстановле­ния экономической жизни страны, восстановления промышленности ее, транспорта, разрушенных городов и сел и т. д. будет далеко не достаточно.

Необходимо также поднять и возродить душу народную, усып­ленную нечеловеческими страданиями, небывалыми в истории чело­вечества тиранией и рабством, отуманенную и отравленную сатанин­скими учениями социализма и материализма. Ибо в этих учениях, отвергнувших учение Христа и нравственный закон как стимул чело­веческих взаимоотношений и единения, отразились и суммировались вся мировая ложь, все грехи и заблуждения мира.

Большевизм явился реальным и практическим проведением в жизнь наивысших социалистических идеалов этой мировой лжи и возведением законов борьбы за существование и лозунгов «Homo homini lupus est», «Человек, человеку — зверь» на степень религиозных верований, и неизбежно должен был дать все следствия и плоды, достойные этих верований.

Почти пятьдесят лет тому назад величайший писатель-пророк и патриот Земли Русской Ф. М. Достоевский уже тогда отверг социализм как ложную веру в возможность осуществления когда-либо на земле наилучших условий общественной жизни, основан­ной исключительно на выводах человеческого ума и науки, как учение, построенное на антихристианских началах. Социализм, го­ворил он, есть «верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономи­ческой неурядицы, верх уничтожения всякой свободы людей».

Антихристианским идеям большевизма, социализма, коммуниз­ма необходимо противопоставить идею христианскую. Ведь вся идеология большевизма есть, прежде всего, — прежде чем стремле­ние к политическому господству над всем миром и переустрой­ству его на новых экономических и социальных началах, — есть проникнутое страшной ненавистью отрицание всей христианской культуры, всех ее ценностей, попрание всех Божеских и челове­ческих законов, есть определенный поход против христианства как самой всемогущей и величайшей идеи, препятствующей реставрации язычества.

Другой великий русский мыслитель235 сказал однажды: «В мире происходит вечная борьба Сатаны с Богом и ареной этой борьбы служит сердце человеческое». Никогда еще зло не торжествовало на земле в такой степени, как теперь, никогда враг не был так близок к победе, как сейчас. Что мы видим?

Отрицание религии породило безверие. Мораль, оторванная от своего источника — религии, неизбежно должна была вылиться и вылилась в аморальность, в полнейшую беспринципность. Культ Божества сменился культом собственного «Я», культом сатанинской гордости и эгоизма. Богочеловека заменил человекобог.

Нравственное падение, духовное убожество, эгоизм, бессерде­чие, откровенное, доходящее до цинизма отрицание самых элемен­тарных понятий о человечности, о простой порядочности охватили не только отдельных людей, но целые народы, стали обычным нормальным явлением. Пустоту, образовавшуюся в духовном мире народов, утративших веру в высшие идеалы, в Божественную Вечную Правду, в Бога, заполнил дух тьмы, неверия, разру­шения.

Где же выход? В чем спасение? — мучительно думают многие. Одни ищут ответов на эти «нелепые и смешные» вопросы в фило­софских системах, другие в политико-экономических учениях, иные в религии. Многие в тиши, невидимо, пытаются работать сами над собой, жаждут и боятся искать поддержки у других, веруют и сомневаются, надеются и впадают в мрачный пессимизм. Души горят, мучаются, ищут выхода настойчиво и непреодолимо. И ответ и выход должны быть. Но где? Как воплотить свои «праздные и несбыточные» мечты, свою веру и убеждения в плоть и кровь, в жи­вую действительность?

У большевиков замыслы грандиозные и, по-видимому, тоже не сбыточные; их заветная мечта — всемирная революция, мировое владычество и они ни перед чем не останавливаются, чтобы их замыслы осуществились. Они твердо убеждены, что их идея не дикая и смешная фантазия, но реальная вещь, которой они рано или позд­но, а достигнут.

Я уже сказал, что борьба с большевиками будет успешна только тогда, когда помимо вооруженной силы противопоставят им силу идейную и диаметрально противоположную, силу, опирающуюся прежде всего на нравственные христианские начала, которая явится для них самой страшной и которой они смертельно боятся. Эта сила рано или поздно и нанесет им окончательный, сокрушающий удар.

Эту силу необходимо создать во что бы то ни стало. Искать и создавать ее надо, прежде всего, в своей душе, там, где не угасла еще вера в вечные идеалы, торжество истины над ложью, добра над злом, света над мраком. Как драгоценные алмазы и бриллиан­ты, надо всюду собирать и накапливать эту силу, которая находит­ся в распыленности, незримо таится и скрывается, но которая уже нарождается и. начинает по законам вечной жизни прорастать наружу, необходимо собрать эту драгоценную пыль в одно целое, сконцентрировать в один фокус.

Реальное осуществление этой идеи — основание в Русской Ар­мии, в Армии как единственной носительнице национально-госу­дарственной идеи, как поборнице за счастье и честь Родины, такой организации, которая бы служила собирательным фокусом распы­ленных в ней духовных сил, которая бы направляла их и руководила бы ими.

Эта организация должна послужить ядром и началом обра­зования огромнейшей идейной силы в живом ее воплощении, которая в своем развитии приведет неизбежно к конкретным обра­зованиям и послужит благотворной почвой для дальнейшего духов­ного оздоровления армии, что, в свою очередь, не может не отра­зиться и на оздоровлении общества.

Такой организацией, по моему предположению, могло бы быть учреждение в Армии рыцарского Ордена Св. Александра Невского. Наименование Ордена я предрешаю намеренно, и вот почему.

В личности Св. Александра воплотился идеал и князя, и граж­данина, и воина как христианина. Это был рыцарь в идеальней­шем значении этого слова. В Александре соединились все благо­роднейшие порывы сердца, мужество и великодушие, пламенная и самоотверженная любовь к порабощенной Руси, сострадание и милосердие к ближнему и кристальная чистота сердца. Вся жизнь и деятельность Александра — беспрерывное служение Родине, бес­прерывный нравственный подвиг и самопожертвование за благо своего народа. Вот почему я и взял в покровители Ордена светлую личность Александра Невского, с тем чтобы каждый член Ордена носил в душе чудный образ этого св. Рыцаря и во всем старался быть достойным этого высокого звания.

Этот Орден ни в коем случае не должен иметь и тени какой-либо политической окраски. Основные лозунги Ордена:

1) Бескорыстное служение Родине;

2) Неустанная борьба с палачами народа русского и врагами христианства;

3) Беспрерывная работа над собой, борьба со своими дурными привычками и наклонностями, везде, всегда и при всяких обстоя­тельствах.

Основные цели Ордена:

1) Самое широкое распространение в военной среде путем устного и печатного слова (лекции, книги и пр.) идей и лозунгов Ордена;

2) постоянное привлечение и собирание новых сил возможно большего числа последователей.

3) неустанное стремление к поднятию нравственного, а также умственного и эстетического уровня в Армии и

4) хранение и соблюдение во всей чистоте установлении и тези­сов Ордена.

Не монахов и аскетов должен создавать Орден, не монархистов и республиканцев должен он объединить, но рыцарей-воинов и граждан будущей великой России в наилучшем и благородней­шем значении этого слова, воспитывающихся на живом примере, на личной жизни и деятельности своего Покровителя.

Вступление в Орден ни для кого не должно быть обязатель­ным, но исключительно добровольное и должно производиться не простой записью, а после того, когда каждый проникнется зада­чами и целями Ордена, уверует в необходимость и спасительность этой идеи после того, как проверит себя, подготовит и очистит искренним раскаянием перед самим собой свое сердце, сознается в своих ошибках и заблуждениях, и только когда почувствует в себе силы на высокий нравственный подвиг, пусть дает торжественное обещание быть истинным и верным рыцарем и смело становится под знамя Ордена.

Никаких прав и преимуществ Орден не дает, но одни обязан­ности и обязанности далеко не легкие. И тем тяжелее эти обязан­ности, что каждый добровольно их на себя принимает и исполняет как нравственный свой долг.

Заключаются эти обязанности прежде всего:

1. Свято и ненарушимо блюсти и охранять честное имя Орде­на и высокое звание воина-рыцаря.

2. Отказаться от личной жизни и личного счастья, если того Родина потребует;

3. Честное и бескорыстное служение Родине, никогда не забы­вая, что благо Родины выше и прежде всего;

4. Неусыпная работа над собой в смысле нравственного и духовного саморазвития и

5. Открытое исповедование и наивозможно старательное и пол­ное проведение в личной жизни основных тезисов Ордена, опреде­ленных его уставом.

Пусть будут в Ордене члены и мало религиозные. Вера есть дар, огромное счастье человека. Она зарождается в душе челове­ческой непроизвольно, приходит сама собой. Пусть только неве­рующие не отрицают в сердце своем великих истин, стремления к источникам вечной Жизни — Правды, Любви, Разума и Добра.

Огромная задача стоит перед каждым членом Ордена. Слишком, надо сознаться, мы стали уже жестокими, колючими, слишком не­терпимыми, озлобленными, завистливыми и эгоистичными; слишком замкнулись в себе и обособились, слишком во всем разуверились, погрязли в материализме. Надо возрождать вместе со своей души других, зажигать сердца верой в вечную Правду, пробуждать в душах энтузиазм и идеализм. Ведь вне идеализма и энтузиазма душа человеческая дряхлеет, погружается в сумерки пессимизма, тонет в бесцельности своего существования. Вот задачи рыцаря, помимо работы над самим собой. Как бы мало он ни сделал в этом направлении, лишь бы делал, лишь бы стремился делать.

Бывает достаточно одного доброго слова, самой малой лепты, чтобы сделать благое дело любви. Никаких прав, одни обязанности, один нравственный подвиг.

Конечно, немало будет на тернистом пути каждого члена Ордена и искушений, и великих соблазнов; будут и падения, их человеку не избежать. Пусть только рыцарь не падает духом, не теряет веры, не впадает в отчаяние. Пусть не находит в своем сердце оправданий своим ложным поступкам и падениям, пусть никакими доводами разума не усыпляет свою совесть, и тогда он, даже через свои ошибки и падения, станет подыматься выше и выше, и все легче ему будет борьба над собой. Тем самым закалится его воля, тем ярче в душе его будет гореть огонь истины и любви и ярче осве­щать жизненный путь.

Пусть многие не согласятся со мной! Но так или иначе мы, Армия — исторические люди. История возложила на нас хотя и слишком тяжелое, но зато и самое почетное, благородное, выше которого едва ли что может быть на свете. Это — жертвенное служение Родине, борьба за счастье ее, за честь и счастье своего народа. Что может быть выше этого призвания? А между тем мы призваны на этот подвиг. Так не должны ли мы и быть достойными вполне этого назначения?

Пусть каждый из нас отбросит от себя ту мысль, что он должен рассчитывать в будущем на чью-либо благодарность и признатель­ность, на права и привилегии. Пусть знает только одно: все права и преимущества его — в одних обязанностях, вернее, в долге перед Родиной, в неустанном труде по ее восстановлению, в труде над своим умом и сердцем и в труде как назначении человека, как источнике счастья на земле.

Бесспорно, Орден в начале своего возникновения будет весьма немногочислен, соберет лишь единицы, но они будут. Будут в каждой маленькой части, в каждой роте, в каждой сотне, эскадро­не. Пусть их будет немного, но тем тверже, настойчивее, терпе­ливее и сильнее духом должны быть эти пионеры, тем пламенней верить в правоту своего дела и в свой Орден. Пусть вначале они встретят со стороны и насмешки, и нападки, и, быть может, клевету, злобу, ненависть. Пусть, повторяю, не падают духом, остаются вер­ными себе, будут терпеливее и доброжелательнее к другим, и они победят. Найдутся и у них защитники и сторонники их идей и придут к ним на помощь. Ничто не дается даром, а этот подвиг в особенно­сти. Пусть их только ничто не смущает. Истинная горячая вера, чистое доброе сердце все преодолевают.

Подобно тому, как малый ручеек превращается в стремитель­ный мощный поток, так и Орден послужит семенем, из которого произрастет крепкое, здоровое, огромное дерево, которое принесет неисчислимые плоды. Повторяю, идея эта грандиозна до фантастич­ности, но это не фантазия, и осуществить ее в доброй воле каждого человека. Она и не нова, ибо источник ее — Христово учение. Но кто скажет, что Христос не есть Вечно новый Источник Вечной Жизни — Любви.

В ней залог спасения Родины и нас самих. Высшая санкция наших вождей, их опыт и умелое руководительство и благослове­ние Божие помогут направить это доброе дело на правильный путь.