4. Внедрение хозяйственного расчета в работу промышленности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
Экономические реформы и реорганизация управления промышленностью, в основе которых лежало предоставление предприятиям хозяйственно-оперативной самостоятельности, не являлись самоцелью. Они были необходимыми предпосылками для решения главной задачи — внедрения хозрасчета в работу промышленных предприятий, достижение лучших результатов при меньших затратах.
Хозрасчет как метод планового руководства хозяйством развивался и совершенствовался по мере развития и совершенствования социалистических производственных отношений. Если в восстановительный период хозрасчет отражал начальную ступень социалистического строительства на базе нэпа, наличие многоукладной экономики, невысокий еще в целом уровень планового руководства, то в реконструктивный период, в ходе создания фундамента социалистической экономики, хозрасчет наполнялся новым содержанием, был связан с повышением уровня и качества планирования во всем народном хозяйстве, дальнейшим развитием и углублением системы использования товарно-денежных отношений в строительстве социалистической экономики.
Отличие хозрасчета периода реконструкции от хозрасчета предыдущего периода состояло также в степени непосредственной связи планов работы предприятий с единым народнохозяйственным планом. В восстановительный период план намечал лишь в самом общем виде рамки деятельности предприятия, он не определял и еще не мог определить конкретные формы его связи с другими звеньями народного хозяйства, все качественные показатели работы. В новых условиях план каждого предприятия уже согласовывался с планом других частей народного хозяйства. Отпали необходимость приспособления каждого предприятия к рыночным условиям, право самостоятельного выступления на рынке в целях снабжения и сбыта. В новый период снабжение и сбыт каждого предприятия стали осуществляться на основе хозяйственных договоров, которые являлись договорами реализации единого народно-хозяйственного плана. Внедрение хозрасчета в этот период означало укрепление всего дела планирования, расширение рамок действия закона планомерного развития народного хозяйства. Хозрасчет поднимал планирование на более высокую ступень.
Процесс внедрения хозрасчета в деятельность предприятий был сложным. Опыт работы отдельных предприятий еще не был систематизирован, и каждое предприятие было поставлено перед необходимостью самостоятельно решать вопросы хозрасчета. Медленные темпы его внедрения объяснялись тем, что необходимые предпосылки были созданы только после проведения кредитной реформы и поправок к ней. До этого некоторые предприятия и цехи промышленности были переведены на хозрасчет лишь формально, без выделения оборотных средств, без перестройки внутризаводского и цехового планирования.
Осуществление кредитной реформы и поправок к ней послужило началом фактического перевода предприятий на хозрасчет. Во главу угла была поставлена задача оформления договорами всех сделок между хозяйственными органами100. Широкое распространение получил также цеховой и бригадный хозрасчет.
Плановые договорные отношения между предприятиями по поставке товаров, производству работ и оказанию услуг способствовали улучшению и рационализации всего производственного процесса, повышению четкости и ответственности за выполнение планов. Заключение договоров по поставкам и контроль выполнения всех договорных отношений по срокам, ассортименту, количеству, качеству и цене, а также по платежам обеспечивали взаимный контроль рублем потребителей и поставщиков. Перестройка взаимоотношений между хозяйственными организациями на основе договоров означала пересмотр всей системы снабжения и сбыта, от которой зависела нормальная производственная деятельность предприятий, а следовательно, и осуществление хозрасчета.
Главный недостаток существовавшей до этого системы снабжения заключался в том, что она оказалась в противоречии с основными задачами бурно развивающейся промышленности, требовавшей от руководителей предприятий инициативы, ведения работы на основе устойчивых и своевременно утвержденных планов. На первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности (январь — февраль 1931 г.) приводились многочисленные примеры неудовлетворительной организации снабжения предприятий101.
Новая система организации снабжения102 опиралась на принцип хозрасчетных отношений между предприятиями и объединениями, производителями и потребителями, сбытовыми и снабженческими организациями, при расширении прав и усилении ответственности директоров предприятий. Главное в новой системе снабжения — это ее базирование на договорных отношениях непосредственно между предприятиями. Оформление взаимных обязательств договорами с несением полной ответственности как поставщиками, так и потребителями стало законом. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществленного сектора народного хозяйства»103. Чтобы повысить организующую роль договоров, было установлено, что в них в обязательном порядке указываются точные сроки их исполнения, сроки отгрузки продукции, сдачи работ и услуг, цены и порядок расчетов, сроки приемки, пути определения качества (соответствие стандартам или техническим условиям, комплектность). В договорах в обязательном порядке предусматривались последствия за нарушения установленных условий: начисление пени, уплата штрафов, неустоек, возмещение убытков.
Внедрение системы договорных отношений явилось первой по важности задачей в укреплении хозрасчета. Заключение договоров было предметом обсуждения заводских производственных совещаний и производственных конференций, к участию в которых привлекались широкие массы рабочих; обязательства по договорам становились предметом социалистического соревнования рабочих. Все советские, партийные и профсоюзные организации были призваны содействовать заключению договоров и контролировать их выполнение.
Цеховой хозрасчет. Проведение хозрасчета на промышленных предприятиях требовало улучшения и упорядочения внутризаводской организации производства, внедрения хозрасчета на самом предприятии и прежде всего организации цехового хозрасчета. Хозрасчет цехов отличается от хозрасчета предприятия по объему, кругу плановых показателей, системе планирования, учета и контроля. В постановлении ЦК ВКП(б) «О реорганизации управления промышленностью» указывалось не только на значение хозрасчета цехов и отделов, но и определялось основное содержание внутризаводского хозрасчета104. Работа каждого производственного подразделения предприятия должна была организовываться так, чтобы можно было соизмерять фактические расходы по производству заданного объема продукции и величину затрат, исчисленную по плановым нормам, и таким образом сопоставлять расходы подразделения и результаты его хозяйственной деятельности.
Основные элементы цехового хозрасчета были определены Типовым положением о цехе, утвержденном Президиумом ВСНХ СССР 18 июля 1931 г., и постановлением Президиума ВСНХ СССР от 12 ноября 1931 г. «О мероприятиях по переводу цехов на хозрасчет»105. Переводу на хозрасчет подлежали основные, вспомогательные, обслуживающие цехи и побочные производства, а также отделы снабжения и отделы сбыта заводоуправления. Количественные и качественные показатели производственного плана определялись в наряде-заказе. В соответствии с этим заданием цеху устанавливался объем материальных и денежных средств для нормального производства.
Взаимоотношения между цехами определялись договорами, в которых фиксировались обязательства сторон, а также их материальная ответственность по принятым обязательствам с отнесением убытков на виновную сторону. Не менее 30% экономии от перевыполнения плановых заданий оставалось в распоряжении цеха для производственно-бытовых нужд, а половина из них направлялась на премирование рабочих и служащих.
При организации внутризаводского хозрасчета учитывалось, что цех, будучи частью хозрасчетного предприятия как единого целого, не имеет права юридического лица, отдельного расчетного счета в банке, самостоятельного баланса. Результаты деятельности цехов определялись путем сопоставления сметных и отчетных калькуляций, составленных в одинаковых ценах, исчисления общих размеров экономии или перерасхода по цеху с учетом объема выполненной программы. По каждому цеху предлагалось вести отдельный счет уплаты и получения пени, неустоек и убытков106.
Организационные формы внутризаводского хозрасчета были неодинаковы на различных предприятиях. Всесоюзное объединение тяжелого машиностроения (ВОМТ), помимо общего положения о хозрасчете цехов, разработало инструкции о порядке осуществления хозрасчета в отдельных цехах с учетом их назначения, характера их производства: производственные цехи, ремонтно-механические, сборочные, заготовительные, обслуживающие, складское хозяйство и др.107 Для внедрения хозрасчета в цехи текстильной промышленности Ленинградской области были разработаны методы технического планирования и учета всего технологического процесса, нормы расходования сырья, а также показатели по труду для различных по своему назначению цехов108. Были разработаны также принципы хозрасчета ремонтных отделов, отделов снабжения и складского хозяйства.
Основой цехового хозрасчета был наряд-заказ. Он выдавался заводоуправлением (директором предприятия) хозрасчетному цеху. Выработка наряда-заказа, его основных условий производилась с участием начальника цеха. Наряд-заказ составлялся на основе промфинплана предприятия и цехового промфинплана. При его составлении учитывались состояние техники в цехе, профиль заказов, поправки, внесенные в промфинплан при его обсуждении в цехе в порядке встречного промфинплана. Наряд-заказ составлялся обычно на квартал. В наряде-заказе содержались производственный план цеха по каждому виду продукции, плановая себестоимость и данные по качеству продукции, размер премии за достигнутую экономию и порядок ее использования. Наряд-заказ содержал также технический план, план рационализаторских мероприятий. К нему прилагались договоры с другими хозрасчетными цехами предприятия на взаимные услуги109. В пределах выполнения плановых заданий, включенных в наряд-заказ, цех являлся самостоятельной внутризаводской единицей, управляемой на основе единоначалия.
Вместе с нарядом-заказом другой основой цехового хозрасчета являлись внутризаводские межцеховые договоры. В них на основе нарядов-заказов фиксировались взаимные обязательства сторон, порядок и условия расчетов, устанавливались пределы материальной ответственности сторон по принятым обязательствам.
Организация цехового хозрасчета потребовала перестройки структуры заводоуправления в сторону децентрализации функций и аппарата дирекции завода по цехам, увеличения оперативных функций цехов. В цехах создавались самостоятельные плановые ячейки, аппарат по техническому нормированию, подсчету заработка рабочих, ячейки по изобретательству и рабочим предложениям.
Для контроля за соблюдением установленных нормативов и лимитов затрат материалов, сырья, инструментов, топлива и энергии применялись лимитные карты и лимитные книжки.
С развертыванием технической реконструкции внутризаводской хозрасчет базировался на техпромфинплане, который включал как производственно-финансовый план, так и план использования техники предприятия, основанный на техническом нормировании.
Таким образом, формы применения цехового хозрасчета в годы первой пятилетки соответствовали тем конкретным условиям, когда необходимо было всячески повышать самостоятельность предприятия и ответственность его отдельных звеньев. Жизнь, практика подтвердили положительное значение этого опыта. Заложенные в тот период принципы внутризаводского хозрасчета (в цехах, в бригадах) сохранили в главных чертах свою силу и в последующие периоды социалистического строительства.
Бригадный хозрасчет. Хозрасчет бригад представлял собой дальнейшее развитие и углубление внутризаводского хозрасчета. Бригада, переведенная на хозрасчет, становилась низшим звеном в системе хозрасчета предприятия. Основы работы хозрасчетных бригад были определены постановлением ВСНХ СССР и ВЦСПС от 11 сентября 1931 г. и Типовым положением о хозрасчетных бригадах, утвержденным коллегией Наркомтяжпрома и ВЦСПС 27 июля 1932 г.110 Хозрасчет бригад отличался от цехового хозрасчета по масштабам, объему применения элементов хозрасчета. Бригадный хозрасчет — это высшая в то время форма социалистического соревнования и ударничества, возникшая по инициативе рабочих масс. В бригадном хозрасчете органически сочетались движение ударных бригад за более совершенную форму социалистической организации труда и укрепление хозрасчета. В основе бригадного хозрасчета лежал встречный план, выдвигавшийся ударной бригадой при обсуждении производственного плана цеха и бригады. Хозрасчет выступал как способ контроля выполнения взятых на себя бригадой обязательств по встречному плану, его количественных и качественных показателей.
Хозрасчет цеха вводился сверху, приказом администрации. Хозрасчет бригад — это прежде всего форма творческой самодеятельности масс, которая выдвигалась снизу, самими массами. Перевод бригад на хозрасчет мог быть только добровольным, с согласия всех рабочих бригады и с последующим утверждением его цеховой администрацией. Администрация цеха ежемесячно выдавала хозрасчетной бригаде наряд-задание, в котором содержались производственная программа бригады в натуральном и стоимостном выражениях, нормы выработки, расценки, потребность в рабочих, нормы расходования материалов и инструмента, калькуляция зависимых от бригады расходов. На основе наряда-задания составлялся хозрасчетный договор между бригадой и цехом, который служил дополнительным орудием взаимного контроля и усиления плановости в работе. В договорах указывались условия премирования рабочих бригады (от 20 до 60% полученной экономии) с учетом производительности каждого, квалификации и отношения к труду. Премия выплачивалась раз в месяц, вместе с основной зарплатой.
Встречные планы хозрасчетных бригад имели большое значение в укреплении внутризаводского планирования. Они явились, как отмечал В. В. Куйбышев, формой «государственной плановой работы масс». Встречное планирование, как форма социалистического соревнования, выросло в мощное движение и стало одной из действенных форм борьбы рабочего класса за выполнение плана, за экономию, за мобилизацию внутренних резервов. «Задача плановых органов — сверху донизу включить эту плановую работу масс во всю систему плановой работы»111, — указывал В. В. Куйбышев.
В Ленинграде, где зародилась эта форма социалистического соревнования масс, в мае 1931 г. было уже создано 1700 хозрасчетных бригад112. На 1 января 1932 г. по 22 областям было, организовано 150 тыс. хозрасчетных бригад, которые включали 1,5 млн. рабочих. На заводе «Севкабель» к середине 1932 г. на хозрасчет перешли все 188 бригад завода; для каждой бригады разрабатывался техпромфинплан, каждая цифра промфинплана обосновывалась технически, что серьезно повышало качество планирования113. Исключительных успехов добилась хозрасчетная бригада Капкова в чугунолитейном цехе Невского машиностроительного завода им. Ленина в Ленинграде114.
1931—1932 гг. богаты творческими поисками конкретных путей укрепления и развития хозрасчета в социалистической промышленности и на транспорте.
Организация хозрасчета на новом этапе социалистического строительства, как и выполнение плана первой пятилетки в целом, встретила серьезные трудности. Это были трудности продвижения вперед небывало высокими темпами, трудности, вызванные гигантскими масштабами нового строительства на базе передовой техники.
Главным в этих трудностях было серьезное отставание уровня организации труда и производства, трудности овладения техникой. Многие рабочие, инженеры и техники не умели обращаться с новым оборудованием и работать в условиях поточного производства. Горьковский автозавод начал выпуск машин с 25 в месяц (в начале 1932 г.) при проектной мощности в 150—200 машин в сутки. Все вновь созданные гиганты индустрии по пути к развертыванию производства проходили через более или менее длительный «пусковой период».
Проблемы организации труда и производства в промышленности нашли свое решение в ряде принятых партией и правительством серьезных мер: о переходе к плановому, организованному набору рабочей силы, организации системы планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, борьбе с уравнительностью в зарплате, улучшению культурно-бытовых условий рабочих и прежде всего жилищных условий применению строгих мер против летунов и дезорганизаторов производства115. Проводилась борьба с обезличкой оборудования, что сыграл серьезную роль в укреплении хозрасчета.
Благодаря принятым мерам трудности в организации труда и производства постепенно преодолевались. Но полностью их преодолеть в годы первой пятилетки оказалось невозможным. Это явилось одной из причин того, что промышленность не выполнила планов по снижению себестоимости продукции, которая является основным показателем работы хозрасчетных предприятий: вместо планового задания снизить себестоимость на 35%, она повысилась на 2,3%116. В то же время важным достижением первой пятилетки было значительное повышение производительности труда в промышленности. В конкретных условиях первой пятилетки невыполнение планов снижения себестоимости при одновременном росте производительности труда объясняется рядом причин.
В итоге тарифных реформ, ликвидации отставания уровня зарплата в ведущих отраслях промышленности была повышена зарплата в отраслях тяжелой промышленности и для ведущих профессий рабочих. Поэтому часть достигнутой промышленностью экономии была использована на повышение денежной заработной платы рабочих в ведущих отраслях промышленности. Значительный рост заработной платы происходил в условиях, когда промышленность проходила полосу больших трудностей освоения новой техники, с неизбежными значительными потерями и затратами. Это привело к превышению в тот период темпов роста зарплаты над темпами роста производительности труда. Так, в 1931 г. разрыв в ряде отраслей промышленности между ростом зарплаты и ростом производительности труда достигал 25%117.
Для выяснения обстоятельств невыполнения промышленностью планов снижения себестоимости необходимо еще иметь в виду следующее. Повышение себестоимости продукции имело место в основном во второй половине пятилетки. За 1926—1930 гг., хотя планы снижения себестоимости и не выполнялись полностью, общая экономия от снижения себестоимости составила более 7 млрд. руб.118 В годы первой пятилетки происходил бурный рост основных фондов промышленности. Они увеличились более чем вдвое, а некоторые отрасли были на 75, на 90% или даже целиком новыми, созданными в годы пятилетки. Из 11 млрд. руб. прироста основных фондов в тяжелой промышленности около 8 млрд. падает на 1931 и 1932 гг. Из числа вступивших в строй 1500 новых предприятий подавляющая часть, в том числе и гиганты тяжелой индустрии, приходится также на эти годы119.
Таким образом, процесс освоения огромной массы новых основных фондов по существу только развернулся в последние годы пятилетки. Создание совершенно новой в количественном и качественном отношении технической базы народного хозяйства, при необходимости одновременно создавать новые кадры хозяйственных руководителей, а также новые кадры рабочих, инженеров и техников, которые нуждались еще в накоплении производственного опыта, опыта руководства в новых условиях, — решение такой поистине грандиозной исторической задачи высокими темпами, в течение всего нескольких лет не могло обойтись без значительных издержек. Эти издержки начали окупаться сторицей лишь во второй пятилетке.
Однако, невыполнение промышленностью в целом плана снижения себестоимости не означает, что все отрасли промышленности работали нерентабельно. Так, в 1931 г., когда промышленность дала повышение себестоимости на 3,7%, машиностроительные предприятия, в которых уже ощущались результаты борьбы за овладение техникой, снизили себестоимость на 6,7%, в том числе — автотракторная промышленность — на 31, текстильное машиностроение — на 11, транстехпром — на 10, электротехническая — на 6%120. Те отрасли промышленности, коренная техническая реконструкция которых началась до первой пятилетки, сумели уже на основе новой техники в годы пятилетки дать значительное снижение себестоимости. Так, например, вся нефтяная промышленность за 4 года пятилетки снизила себестоимость на 38%121.
На многих передовых машиностроительных предприятиях, где было обеспечено техническое руководство и где техника умело использовалась, производительность труда повысилась. Горьковский автозавод, давший в первом квартале 1932 г. 175 грузовых автомашин, в I квартале 1933 г. увеличил выработку до 3607 автомашин. Завод шарикоподшипников № 1 в I квартале 1932 г. выпустил 3,9 тыс. шарикоподшипников (в условных единицах), а в I квартале 1933 г. — 1690,1 тыс.122 Это доказывает, что там, где были преодолены трудности освоения техники и рациональной организации производства, хозрасчет уже с первых шагов явился испытанным методом социалистического хозяйствования, стимулирующим мобилизацию внутренних ресурсов, внедрение режима экономии и повышение производительности труда.
Необходимо также подчеркнуть, что в годы первой пятилетки доходы от социалистической промышленности в целом занимали уже решающее место в удельном весе доходов государственного бюджета по статье «отчисления от прибыли». За пятилетку поступления в бюджет от прибылей промышленности возросли в 2,7 раза, при этом отчисления от прибылей тяжелой промышленности увеличились с 113,8 млн. руб. в 1928/29 г. до 401,2 млн. руб. в 1932 г., т. е. на 252,2%; а по легкой промышленности соответственно — с 96,7 млн. руб. до 217,4 млн. руб., т. е. на 124,8%123.
Все это доказывает, что прибыли тяжелой промышленности уже в годы первой пятилетки росли быстрее, чем в легкой промышленности. Промышленность стала основным источником социалистического накопления для осуществления расширенного социалистического воспроизводства. В этом — лучшее подтверждение правильности и научной обоснованности экономических реформ, разработанных партией в годы построения фундамента социалистической экономики.
При оценке итогов внедрения и укрепления хозрасчета и рентабельности промышленности в годы первой пятилетки следует исходить прежде всего из рентабельности с точки зрения интересов всего народного хозяйства, задач индустриализации страны. Эти задачи были планомерно и успешно решены в течение короткого периода. Этим были созданы условия и предпосылки для достижения высокой рентабельности всей промышленности в последующие годы. Если бы Советское государство руководствовалось только интересами текущей рентабельности каждой отрасли промышленности, оно не смогло бы осуществить планов индустриализации страны.
Рассматривая значение проведенных в годы первой пятилетки экономических реформ, необходимо прежде всего отметить, что принципы, положенные в их основу, имели большое не только практическое, но и теоретическое значение, поскольку они выражали основные принципы организации и управления хозяйством, присущие экономике социализма. Они фактически исходили из того, что с победой социализма товарно-денежные отношения, стоимостные рычаги контроля и регулирования хозяйства не противостоят плановому руководству; что централизованное плановое руководство органически включает использование стоимостных категорий, товарно-денежных отношений; что без использования стоимостных форм невозможно реализовать на деле принцип хозяйственно-оперативной самостоятельности предприятий в осуществлении плановых заданий на базе хозрасчета. Это был ценный вклад в политическую экономию социализма.
Из сути реформ следовало, что, ставя задачу усиления централизованного планирования и планового начала во всех звеньях хозяйства, они предусматривали ее решение не столько административными, сколько экономическими методами, которые выдвигались на первый план в системе руководства. Это — порядок кредитования и расчетов, установленный в ходе кредитной реформы; принцип распределения и использования чистого дохода общества, создаваемого на государственных предприятиях, установленный в ходе налоговой реформы; весь комплекс проблем хозрасчета, включая вопросы организации труда, планирования, контроля рублем, использования личных материальных стимулов для мобилизации активности и творческой инициативы широких масс.
Эти новые экономические методы руководства хозяйством, положенные в основу реформ, указывали на повышение уровня овладения товарно-денежными отношениями со стороны государства, о совершенствовании форм их планомерного использования в социалистическом строительстве, как орудий планового руководства.
Способствуя внедрению планомерности во все звенья хозяйства, экономические реформы тем самым были направлены на повышение планомерности всего процесса социалистического воспроизводства и все большего преодоления его стихийных элементов. При этом в повышении эффективности общественного производства и усилении темпов социалистического накопления, как условия и предпосылки расширенного социалистического воспроизводства, стали все более выдвигаться интенсивные факторы. Именно поэтому целевой задачей реформ являлось внедрение хозрасчета во все звенья промышленности сверху донизу.
Как показывает историческая практика, методы социалистического хозяйствования, которые лежали в основе реформ, фактически являлись формой и способом использования экономических законов социализма (хотя эти законы тогда не были еще научно познаны). Именно этим объясняются гигантские успехи в социалистическом строительстве, достигнутые в годы первой пятилетки и в последующий период. Значение этого этапа в познании экономических законов социализма состоит в том, что в ходе разработки и осуществления реформ фактически шел одновременно и процесс познания и обоснования путей использования экономических законов, лежащих в основе движения социалистической экономики. Практическая стадия использования экономических законов была необходимой ступенью на пути их научного познания.
Проведение в жизнь кредитной, налоговой, тарифной реформ и реорганизация управления промышленностью в их совокупности, как единой системы, показывает, что экономическая политика партии практически учитывала экономические законы социализма в их взаимосвязи и взаимодействии: закона планомерного развития, закона неуклонного повышения производительности труда, закона распределения по труду и материального стимулирования роста производительности труда. Таково принципиальное значение экономических реформ 1929—1932 гг. Они явились важным рубежом на пути формирования и реализации принципов и методов организации и управления социалистической экономикой. Жизнь показала, что реформы правильно учитывали ленинские принципы социалистического хозяйствования. В главном и основном эти принципы, как и формы, методы хозяйственного руководства, выдержали историческую проверку, оставаясь действенными и на завершающем этапе переходного периода во второй пятилетке и в социалистическом обществе. В этом — одно из ярких доказательств научной обоснованности экономической политики партии.
Принципиальное значение реформ и реорганизации управления промышленностью не умаляется тем обстоятельством, что в тот период хозрасчет не был еще полностью внедрен в промышленности, что экономические методы руководства и стимулирования подчас вытеснялись и подменялись планово-административным регулированием; что не всегда соблюдалось оптимальное соотношение между централизованным руководством и хозяйственно-оперативной самостоятельностью предприятий.
Объясняется это исключительными трудностями индустриализации страны, создания материально-технической базы социализма в кратчайшие исторические сроки в условиях обострения классовой борьбы внутри страны (ликвидация кулачества как класса) и усиления военной опасности.
Ход выполнения пятилетнего плана потребовал жесткой централизации всех имеющихся ресурсов и их распределения, строгой регламентации всех элементов воспроизводства в централизованном порядке. В условиях, когда было жизненно необходимо в кратчайшие сроки осуществить огромные капитальные работы, создать и освоить новые предприятия и новые производства, рентабельность отдельных предприятий отступала перед главной хозяйственно-политической задачей — во что бы то ни стало выполнить строительный план пятилетки и сократить «пусковой период» новых предприятий. В этих условиях прибыль временно потеряла силу одного из важнейших показателей работы предприятий, были ослаблены экономические рычаги материального стимулирования развития производства.
Эти обстоятельства замедляли внедрение в полном объеме в практику работы промышленности хозрасчета и других принципов хозяйствования, установленных экономическими реформами. Но необходимо подчеркнуть, что в годы первой пятилетки был накоплен разносторонний опыт применения начал хозрасчета в различных условиях и разных отраслях промышленности, который был использован в последующие годы. Нельзя забывать и того, что принципы хозяйствования, разработанные партией в годы первой пятилетки, составили обширную программу деятельности не только на годы строительства фундамента социалистической экономики, но и на ближайший период завершения строительства социализма. Их применение нашло более полное практическое осуществление во второй и третьей пятилетках, в послевоенный период, сохранив в основном свою силу в решении задач, поставленных перед страной в новых исторических условиях.
Экономические реформы и реорганизация управления промышленностью, в основе которых лежало предоставление предприятиям хозяйственно-оперативной самостоятельности, не являлись самоцелью. Они были необходимыми предпосылками для решения главной задачи — внедрения хозрасчета в работу промышленных предприятий, достижение лучших результатов при меньших затратах.
Хозрасчет как метод планового руководства хозяйством развивался и совершенствовался по мере развития и совершенствования социалистических производственных отношений. Если в восстановительный период хозрасчет отражал начальную ступень социалистического строительства на базе нэпа, наличие многоукладной экономики, невысокий еще в целом уровень планового руководства, то в реконструктивный период, в ходе создания фундамента социалистической экономики, хозрасчет наполнялся новым содержанием, был связан с повышением уровня и качества планирования во всем народном хозяйстве, дальнейшим развитием и углублением системы использования товарно-денежных отношений в строительстве социалистической экономики.
Отличие хозрасчета периода реконструкции от хозрасчета предыдущего периода состояло также в степени непосредственной связи планов работы предприятий с единым народнохозяйственным планом. В восстановительный период план намечал лишь в самом общем виде рамки деятельности предприятия, он не определял и еще не мог определить конкретные формы его связи с другими звеньями народного хозяйства, все качественные показатели работы. В новых условиях план каждого предприятия уже согласовывался с планом других частей народного хозяйства. Отпали необходимость приспособления каждого предприятия к рыночным условиям, право самостоятельного выступления на рынке в целях снабжения и сбыта. В новый период снабжение и сбыт каждого предприятия стали осуществляться на основе хозяйственных договоров, которые являлись договорами реализации единого народно-хозяйственного плана. Внедрение хозрасчета в этот период означало укрепление всего дела планирования, расширение рамок действия закона планомерного развития народного хозяйства. Хозрасчет поднимал планирование на более высокую ступень.
Процесс внедрения хозрасчета в деятельность предприятий был сложным. Опыт работы отдельных предприятий еще не был систематизирован, и каждое предприятие было поставлено перед необходимостью самостоятельно решать вопросы хозрасчета. Медленные темпы его внедрения объяснялись тем, что необходимые предпосылки были созданы только после проведения кредитной реформы и поправок к ней. До этого некоторые предприятия и цехи промышленности были переведены на хозрасчет лишь формально, без выделения оборотных средств, без перестройки внутризаводского и цехового планирования.
Осуществление кредитной реформы и поправок к ней послужило началом фактического перевода предприятий на хозрасчет. Во главу угла была поставлена задача оформления договорами всех сделок между хозяйственными органами100. Широкое распространение получил также цеховой и бригадный хозрасчет.
Плановые договорные отношения между предприятиями по поставке товаров, производству работ и оказанию услуг способствовали улучшению и рационализации всего производственного процесса, повышению четкости и ответственности за выполнение планов. Заключение договоров по поставкам и контроль выполнения всех договорных отношений по срокам, ассортименту, количеству, качеству и цене, а также по платежам обеспечивали взаимный контроль рублем потребителей и поставщиков. Перестройка взаимоотношений между хозяйственными организациями на основе договоров означала пересмотр всей системы снабжения и сбыта, от которой зависела нормальная производственная деятельность предприятий, а следовательно, и осуществление хозрасчета.
Главный недостаток существовавшей до этого системы снабжения заключался в том, что она оказалась в противоречии с основными задачами бурно развивающейся промышленности, требовавшей от руководителей предприятий инициативы, ведения работы на основе устойчивых и своевременно утвержденных планов. На первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности (январь — февраль 1931 г.) приводились многочисленные примеры неудовлетворительной организации снабжения предприятий101.
Новая система организации снабжения102 опиралась на принцип хозрасчетных отношений между предприятиями и объединениями, производителями и потребителями, сбытовыми и снабженческими организациями, при расширении прав и усилении ответственности директоров предприятий. Главное в новой системе снабжения — это ее базирование на договорных отношениях непосредственно между предприятиями. Оформление взаимных обязательств договорами с несением полной ответственности как поставщиками, так и потребителями стало законом. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществленного сектора народного хозяйства»103. Чтобы повысить организующую роль договоров, было установлено, что в них в обязательном порядке указываются точные сроки их исполнения, сроки отгрузки продукции, сдачи работ и услуг, цены и порядок расчетов, сроки приемки, пути определения качества (соответствие стандартам или техническим условиям, комплектность). В договорах в обязательном порядке предусматривались последствия за нарушения установленных условий: начисление пени, уплата штрафов, неустоек, возмещение убытков.
Внедрение системы договорных отношений явилось первой по важности задачей в укреплении хозрасчета. Заключение договоров было предметом обсуждения заводских производственных совещаний и производственных конференций, к участию в которых привлекались широкие массы рабочих; обязательства по договорам становились предметом социалистического соревнования рабочих. Все советские, партийные и профсоюзные организации были призваны содействовать заключению договоров и контролировать их выполнение.
Цеховой хозрасчет. Проведение хозрасчета на промышленных предприятиях требовало улучшения и упорядочения внутризаводской организации производства, внедрения хозрасчета на самом предприятии и прежде всего организации цехового хозрасчета. Хозрасчет цехов отличается от хозрасчета предприятия по объему, кругу плановых показателей, системе планирования, учета и контроля. В постановлении ЦК ВКП(б) «О реорганизации управления промышленностью» указывалось не только на значение хозрасчета цехов и отделов, но и определялось основное содержание внутризаводского хозрасчета104. Работа каждого производственного подразделения предприятия должна была организовываться так, чтобы можно было соизмерять фактические расходы по производству заданного объема продукции и величину затрат, исчисленную по плановым нормам, и таким образом сопоставлять расходы подразделения и результаты его хозяйственной деятельности.
Основные элементы цехового хозрасчета были определены Типовым положением о цехе, утвержденном Президиумом ВСНХ СССР 18 июля 1931 г., и постановлением Президиума ВСНХ СССР от 12 ноября 1931 г. «О мероприятиях по переводу цехов на хозрасчет»105. Переводу на хозрасчет подлежали основные, вспомогательные, обслуживающие цехи и побочные производства, а также отделы снабжения и отделы сбыта заводоуправления. Количественные и качественные показатели производственного плана определялись в наряде-заказе. В соответствии с этим заданием цеху устанавливался объем материальных и денежных средств для нормального производства.
Взаимоотношения между цехами определялись договорами, в которых фиксировались обязательства сторон, а также их материальная ответственность по принятым обязательствам с отнесением убытков на виновную сторону. Не менее 30% экономии от перевыполнения плановых заданий оставалось в распоряжении цеха для производственно-бытовых нужд, а половина из них направлялась на премирование рабочих и служащих.
При организации внутризаводского хозрасчета учитывалось, что цех, будучи частью хозрасчетного предприятия как единого целого, не имеет права юридического лица, отдельного расчетного счета в банке, самостоятельного баланса. Результаты деятельности цехов определялись путем сопоставления сметных и отчетных калькуляций, составленных в одинаковых ценах, исчисления общих размеров экономии или перерасхода по цеху с учетом объема выполненной программы. По каждому цеху предлагалось вести отдельный счет уплаты и получения пени, неустоек и убытков106.
Организационные формы внутризаводского хозрасчета были неодинаковы на различных предприятиях. Всесоюзное объединение тяжелого машиностроения (ВОМТ), помимо общего положения о хозрасчете цехов, разработало инструкции о порядке осуществления хозрасчета в отдельных цехах с учетом их назначения, характера их производства: производственные цехи, ремонтно-механические, сборочные, заготовительные, обслуживающие, складское хозяйство и др.107 Для внедрения хозрасчета в цехи текстильной промышленности Ленинградской области были разработаны методы технического планирования и учета всего технологического процесса, нормы расходования сырья, а также показатели по труду для различных по своему назначению цехов108. Были разработаны также принципы хозрасчета ремонтных отделов, отделов снабжения и складского хозяйства.
Основой цехового хозрасчета был наряд-заказ. Он выдавался заводоуправлением (директором предприятия) хозрасчетному цеху. Выработка наряда-заказа, его основных условий производилась с участием начальника цеха. Наряд-заказ составлялся на основе промфинплана предприятия и цехового промфинплана. При его составлении учитывались состояние техники в цехе, профиль заказов, поправки, внесенные в промфинплан при его обсуждении в цехе в порядке встречного промфинплана. Наряд-заказ составлялся обычно на квартал. В наряде-заказе содержались производственный план цеха по каждому виду продукции, плановая себестоимость и данные по качеству продукции, размер премии за достигнутую экономию и порядок ее использования. Наряд-заказ содержал также технический план, план рационализаторских мероприятий. К нему прилагались договоры с другими хозрасчетными цехами предприятия на взаимные услуги109. В пределах выполнения плановых заданий, включенных в наряд-заказ, цех являлся самостоятельной внутризаводской единицей, управляемой на основе единоначалия.
Вместе с нарядом-заказом другой основой цехового хозрасчета являлись внутризаводские межцеховые договоры. В них на основе нарядов-заказов фиксировались взаимные обязательства сторон, порядок и условия расчетов, устанавливались пределы материальной ответственности сторон по принятым обязательствам.
Организация цехового хозрасчета потребовала перестройки структуры заводоуправления в сторону децентрализации функций и аппарата дирекции завода по цехам, увеличения оперативных функций цехов. В цехах создавались самостоятельные плановые ячейки, аппарат по техническому нормированию, подсчету заработка рабочих, ячейки по изобретательству и рабочим предложениям.
Для контроля за соблюдением установленных нормативов и лимитов затрат материалов, сырья, инструментов, топлива и энергии применялись лимитные карты и лимитные книжки.
С развертыванием технической реконструкции внутризаводской хозрасчет базировался на техпромфинплане, который включал как производственно-финансовый план, так и план использования техники предприятия, основанный на техническом нормировании.
Таким образом, формы применения цехового хозрасчета в годы первой пятилетки соответствовали тем конкретным условиям, когда необходимо было всячески повышать самостоятельность предприятия и ответственность его отдельных звеньев. Жизнь, практика подтвердили положительное значение этого опыта. Заложенные в тот период принципы внутризаводского хозрасчета (в цехах, в бригадах) сохранили в главных чертах свою силу и в последующие периоды социалистического строительства.
Бригадный хозрасчет. Хозрасчет бригад представлял собой дальнейшее развитие и углубление внутризаводского хозрасчета. Бригада, переведенная на хозрасчет, становилась низшим звеном в системе хозрасчета предприятия. Основы работы хозрасчетных бригад были определены постановлением ВСНХ СССР и ВЦСПС от 11 сентября 1931 г. и Типовым положением о хозрасчетных бригадах, утвержденным коллегией Наркомтяжпрома и ВЦСПС 27 июля 1932 г.110 Хозрасчет бригад отличался от цехового хозрасчета по масштабам, объему применения элементов хозрасчета. Бригадный хозрасчет — это высшая в то время форма социалистического соревнования и ударничества, возникшая по инициативе рабочих масс. В бригадном хозрасчете органически сочетались движение ударных бригад за более совершенную форму социалистической организации труда и укрепление хозрасчета. В основе бригадного хозрасчета лежал встречный план, выдвигавшийся ударной бригадой при обсуждении производственного плана цеха и бригады. Хозрасчет выступал как способ контроля выполнения взятых на себя бригадой обязательств по встречному плану, его количественных и качественных показателей.
Хозрасчет цеха вводился сверху, приказом администрации. Хозрасчет бригад — это прежде всего форма творческой самодеятельности масс, которая выдвигалась снизу, самими массами. Перевод бригад на хозрасчет мог быть только добровольным, с согласия всех рабочих бригады и с последующим утверждением его цеховой администрацией. Администрация цеха ежемесячно выдавала хозрасчетной бригаде наряд-задание, в котором содержались производственная программа бригады в натуральном и стоимостном выражениях, нормы выработки, расценки, потребность в рабочих, нормы расходования материалов и инструмента, калькуляция зависимых от бригады расходов. На основе наряда-задания составлялся хозрасчетный договор между бригадой и цехом, который служил дополнительным орудием взаимного контроля и усиления плановости в работе. В договорах указывались условия премирования рабочих бригады (от 20 до 60% полученной экономии) с учетом производительности каждого, квалификации и отношения к труду. Премия выплачивалась раз в месяц, вместе с основной зарплатой.
Встречные планы хозрасчетных бригад имели большое значение в укреплении внутризаводского планирования. Они явились, как отмечал В. В. Куйбышев, формой «государственной плановой работы масс». Встречное планирование, как форма социалистического соревнования, выросло в мощное движение и стало одной из действенных форм борьбы рабочего класса за выполнение плана, за экономию, за мобилизацию внутренних резервов. «Задача плановых органов — сверху донизу включить эту плановую работу масс во всю систему плановой работы»111, — указывал В. В. Куйбышев.
В Ленинграде, где зародилась эта форма социалистического соревнования масс, в мае 1931 г. было уже создано 1700 хозрасчетных бригад112. На 1 января 1932 г. по 22 областям было, организовано 150 тыс. хозрасчетных бригад, которые включали 1,5 млн. рабочих. На заводе «Севкабель» к середине 1932 г. на хозрасчет перешли все 188 бригад завода; для каждой бригады разрабатывался техпромфинплан, каждая цифра промфинплана обосновывалась технически, что серьезно повышало качество планирования113. Исключительных успехов добилась хозрасчетная бригада Капкова в чугунолитейном цехе Невского машиностроительного завода им. Ленина в Ленинграде114.
1931—1932 гг. богаты творческими поисками конкретных путей укрепления и развития хозрасчета в социалистической промышленности и на транспорте.
Организация хозрасчета на новом этапе социалистического строительства, как и выполнение плана первой пятилетки в целом, встретила серьезные трудности. Это были трудности продвижения вперед небывало высокими темпами, трудности, вызванные гигантскими масштабами нового строительства на базе передовой техники.
Главным в этих трудностях было серьезное отставание уровня организации труда и производства, трудности овладения техникой. Многие рабочие, инженеры и техники не умели обращаться с новым оборудованием и работать в условиях поточного производства. Горьковский автозавод начал выпуск машин с 25 в месяц (в начале 1932 г.) при проектной мощности в 150—200 машин в сутки. Все вновь созданные гиганты индустрии по пути к развертыванию производства проходили через более или менее длительный «пусковой период».
Проблемы организации труда и производства в промышленности нашли свое решение в ряде принятых партией и правительством серьезных мер: о переходе к плановому, организованному набору рабочей силы, организации системы планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, борьбе с уравнительностью в зарплате, улучшению культурно-бытовых условий рабочих и прежде всего жилищных условий применению строгих мер против летунов и дезорганизаторов производства115. Проводилась борьба с обезличкой оборудования, что сыграл серьезную роль в укреплении хозрасчета.
Благодаря принятым мерам трудности в организации труда и производства постепенно преодолевались. Но полностью их преодолеть в годы первой пятилетки оказалось невозможным. Это явилось одной из причин того, что промышленность не выполнила планов по снижению себестоимости продукции, которая является основным показателем работы хозрасчетных предприятий: вместо планового задания снизить себестоимость на 35%, она повысилась на 2,3%116. В то же время важным достижением первой пятилетки было значительное повышение производительности труда в промышленности. В конкретных условиях первой пятилетки невыполнение планов снижения себестоимости при одновременном росте производительности труда объясняется рядом причин.
В итоге тарифных реформ, ликвидации отставания уровня зарплата в ведущих отраслях промышленности была повышена зарплата в отраслях тяжелой промышленности и для ведущих профессий рабочих. Поэтому часть достигнутой промышленностью экономии была использована на повышение денежной заработной платы рабочих в ведущих отраслях промышленности. Значительный рост заработной платы происходил в условиях, когда промышленность проходила полосу больших трудностей освоения новой техники, с неизбежными значительными потерями и затратами. Это привело к превышению в тот период темпов роста зарплаты над темпами роста производительности труда. Так, в 1931 г. разрыв в ряде отраслей промышленности между ростом зарплаты и ростом производительности труда достигал 25%117.
Для выяснения обстоятельств невыполнения промышленностью планов снижения себестоимости необходимо еще иметь в виду следующее. Повышение себестоимости продукции имело место в основном во второй половине пятилетки. За 1926—1930 гг., хотя планы снижения себестоимости и не выполнялись полностью, общая экономия от снижения себестоимости составила более 7 млрд. руб.118 В годы первой пятилетки происходил бурный рост основных фондов промышленности. Они увеличились более чем вдвое, а некоторые отрасли были на 75, на 90% или даже целиком новыми, созданными в годы пятилетки. Из 11 млрд. руб. прироста основных фондов в тяжелой промышленности около 8 млрд. падает на 1931 и 1932 гг. Из числа вступивших в строй 1500 новых предприятий подавляющая часть, в том числе и гиганты тяжелой индустрии, приходится также на эти годы119.
Таким образом, процесс освоения огромной массы новых основных фондов по существу только развернулся в последние годы пятилетки. Создание совершенно новой в количественном и качественном отношении технической базы народного хозяйства, при необходимости одновременно создавать новые кадры хозяйственных руководителей, а также новые кадры рабочих, инженеров и техников, которые нуждались еще в накоплении производственного опыта, опыта руководства в новых условиях, — решение такой поистине грандиозной исторической задачи высокими темпами, в течение всего нескольких лет не могло обойтись без значительных издержек. Эти издержки начали окупаться сторицей лишь во второй пятилетке.
Однако, невыполнение промышленностью в целом плана снижения себестоимости не означает, что все отрасли промышленности работали нерентабельно. Так, в 1931 г., когда промышленность дала повышение себестоимости на 3,7%, машиностроительные предприятия, в которых уже ощущались результаты борьбы за овладение техникой, снизили себестоимость на 6,7%, в том числе — автотракторная промышленность — на 31, текстильное машиностроение — на 11, транстехпром — на 10, электротехническая — на 6%120. Те отрасли промышленности, коренная техническая реконструкция которых началась до первой пятилетки, сумели уже на основе новой техники в годы пятилетки дать значительное снижение себестоимости. Так, например, вся нефтяная промышленность за 4 года пятилетки снизила себестоимость на 38%121.
На многих передовых машиностроительных предприятиях, где было обеспечено техническое руководство и где техника умело использовалась, производительность труда повысилась. Горьковский автозавод, давший в первом квартале 1932 г. 175 грузовых автомашин, в I квартале 1933 г. увеличил выработку до 3607 автомашин. Завод шарикоподшипников № 1 в I квартале 1932 г. выпустил 3,9 тыс. шарикоподшипников (в условных единицах), а в I квартале 1933 г. — 1690,1 тыс.122 Это доказывает, что там, где были преодолены трудности освоения техники и рациональной организации производства, хозрасчет уже с первых шагов явился испытанным методом социалистического хозяйствования, стимулирующим мобилизацию внутренних ресурсов, внедрение режима экономии и повышение производительности труда.
Необходимо также подчеркнуть, что в годы первой пятилетки доходы от социалистической промышленности в целом занимали уже решающее место в удельном весе доходов государственного бюджета по статье «отчисления от прибыли». За пятилетку поступления в бюджет от прибылей промышленности возросли в 2,7 раза, при этом отчисления от прибылей тяжелой промышленности увеличились с 113,8 млн. руб. в 1928/29 г. до 401,2 млн. руб. в 1932 г., т. е. на 252,2%; а по легкой промышленности соответственно — с 96,7 млн. руб. до 217,4 млн. руб., т. е. на 124,8%123.
Все это доказывает, что прибыли тяжелой промышленности уже в годы первой пятилетки росли быстрее, чем в легкой промышленности. Промышленность стала основным источником социалистического накопления для осуществления расширенного социалистического воспроизводства. В этом — лучшее подтверждение правильности и научной обоснованности экономических реформ, разработанных партией в годы построения фундамента социалистической экономики.
При оценке итогов внедрения и укрепления хозрасчета и рентабельности промышленности в годы первой пятилетки следует исходить прежде всего из рентабельности с точки зрения интересов всего народного хозяйства, задач индустриализации страны. Эти задачи были планомерно и успешно решены в течение короткого периода. Этим были созданы условия и предпосылки для достижения высокой рентабельности всей промышленности в последующие годы. Если бы Советское государство руководствовалось только интересами текущей рентабельности каждой отрасли промышленности, оно не смогло бы осуществить планов индустриализации страны.
Рассматривая значение проведенных в годы первой пятилетки экономических реформ, необходимо прежде всего отметить, что принципы, положенные в их основу, имели большое не только практическое, но и теоретическое значение, поскольку они выражали основные принципы организации и управления хозяйством, присущие экономике социализма. Они фактически исходили из того, что с победой социализма товарно-денежные отношения, стоимостные рычаги контроля и регулирования хозяйства не противостоят плановому руководству; что централизованное плановое руководство органически включает использование стоимостных категорий, товарно-денежных отношений; что без использования стоимостных форм невозможно реализовать на деле принцип хозяйственно-оперативной самостоятельности предприятий в осуществлении плановых заданий на базе хозрасчета. Это был ценный вклад в политическую экономию социализма.
Из сути реформ следовало, что, ставя задачу усиления централизованного планирования и планового начала во всех звеньях хозяйства, они предусматривали ее решение не столько административными, сколько экономическими методами, которые выдвигались на первый план в системе руководства. Это — порядок кредитования и расчетов, установленный в ходе кредитной реформы; принцип распределения и использования чистого дохода общества, создаваемого на государственных предприятиях, установленный в ходе налоговой реформы; весь комплекс проблем хозрасчета, включая вопросы организации труда, планирования, контроля рублем, использования личных материальных стимулов для мобилизации активности и творческой инициативы широких масс.
Эти новые экономические методы руководства хозяйством, положенные в основу реформ, указывали на повышение уровня овладения товарно-денежными отношениями со стороны государства, о совершенствовании форм их планомерного использования в социалистическом строительстве, как орудий планового руководства.
Способствуя внедрению планомерности во все звенья хозяйства, экономические реформы тем самым были направлены на повышение планомерности всего процесса социалистического воспроизводства и все большего преодоления его стихийных элементов. При этом в повышении эффективности общественного производства и усилении темпов социалистического накопления, как условия и предпосылки расширенного социалистического воспроизводства, стали все более выдвигаться интенсивные факторы. Именно поэтому целевой задачей реформ являлось внедрение хозрасчета во все звенья промышленности сверху донизу.
Как показывает историческая практика, методы социалистического хозяйствования, которые лежали в основе реформ, фактически являлись формой и способом использования экономических законов социализма (хотя эти законы тогда не были еще научно познаны). Именно этим объясняются гигантские успехи в социалистическом строительстве, достигнутые в годы первой пятилетки и в последующий период. Значение этого этапа в познании экономических законов социализма состоит в том, что в ходе разработки и осуществления реформ фактически шел одновременно и процесс познания и обоснования путей использования экономических законов, лежащих в основе движения социалистической экономики. Практическая стадия использования экономических законов была необходимой ступенью на пути их научного познания.
Проведение в жизнь кредитной, налоговой, тарифной реформ и реорганизация управления промышленностью в их совокупности, как единой системы, показывает, что экономическая политика партии практически учитывала экономические законы социализма в их взаимосвязи и взаимодействии: закона планомерного развития, закона неуклонного повышения производительности труда, закона распределения по труду и материального стимулирования роста производительности труда. Таково принципиальное значение экономических реформ 1929—1932 гг. Они явились важным рубежом на пути формирования и реализации принципов и методов организации и управления социалистической экономикой. Жизнь показала, что реформы правильно учитывали ленинские принципы социалистического хозяйствования. В главном и основном эти принципы, как и формы, методы хозяйственного руководства, выдержали историческую проверку, оставаясь действенными и на завершающем этапе переходного периода во второй пятилетке и в социалистическом обществе. В этом — одно из ярких доказательств научной обоснованности экономической политики партии.
Принципиальное значение реформ и реорганизации управления промышленностью не умаляется тем обстоятельством, что в тот период хозрасчет не был еще полностью внедрен в промышленности, что экономические методы руководства и стимулирования подчас вытеснялись и подменялись планово-административным регулированием; что не всегда соблюдалось оптимальное соотношение между централизованным руководством и хозяйственно-оперативной самостоятельностью предприятий.
Объясняется это исключительными трудностями индустриализации страны, создания материально-технической базы социализма в кратчайшие исторические сроки в условиях обострения классовой борьбы внутри страны (ликвидация кулачества как класса) и усиления военной опасности.
Ход выполнения пятилетнего плана потребовал жесткой централизации всех имеющихся ресурсов и их распределения, строгой регламентации всех элементов воспроизводства в централизованном порядке. В условиях, когда было жизненно необходимо в кратчайшие сроки осуществить огромные капитальные работы, создать и освоить новые предприятия и новые производства, рентабельность отдельных предприятий отступала перед главной хозяйственно-политической задачей — во что бы то ни стало выполнить строительный план пятилетки и сократить «пусковой период» новых предприятий. В этих условиях прибыль временно потеряла силу одного из важнейших показателей работы предприятий, были ослаблены экономические рычаги материального стимулирования развития производства.
Эти обстоятельства замедляли внедрение в полном объеме в практику работы промышленности хозрасчета и других принципов хозяйствования, установленных экономическими реформами. Но необходимо подчеркнуть, что в годы первой пятилетки был накоплен разносторонний опыт применения начал хозрасчета в различных условиях и разных отраслях промышленности, который был использован в последующие годы. Нельзя забывать и того, что принципы хозяйствования, разработанные партией в годы первой пятилетки, составили обширную программу деятельности не только на годы строительства фундамента социалистической экономики, но и на ближайший период завершения строительства социализма. Их применение нашло более полное практическое осуществление во второй и третьей пятилетках, в послевоенный период, сохранив в основном свою силу в решении задач, поставленных перед страной в новых исторических условиях.