1. Усиление планового руководства народным хозяйством
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
Для периода реконструкции народного хозяйства характерно непрерывное усложнение задач в области управления экономикой. Поэтому со вступлением в этот период проблемы хозяйственного управления и планирования занимали важное место в экономической политике Коммунистической партии и Советского государства, в практике социалистического строительства.
Первостепенное значение имело усиление планового руководства экономикой. Плановое начало в хозяйственной жизни развивалось и укреплялось с ростом и упрочением социалистической собственности на средства производства, развитием социалистических производственных отношений. С успехами социалистического обобществления увеличивались возможности планирования экономической жизни страны, возрастали его масштабы: все больше средств производства использовалось планомерно и все большие массы трудящихся работали по единому хозяйственному плану; увеличивался объем продукции общественного производства, которая использовалась обществом в плановом порядке.
Плановое руководство народным хозяйством являлось одним из самых важных орудий социалистического строительства, преобразования многоукладной экономики в однотипную социалистическую экономику. Стихийное развитие народного хозяйства в переходный период привело бы к реставрации капитализма. Поэтому Советское государство постоянно укрепляло плановое руководство народным хозяйством.
Планирование народного хозяйства развивалось Коммунистической партией в борьбе с капиталистическими элементами и их защитниками, буржуазными экономистами и правыми оппортунистами. Противники социализма пытались сорвать налаживание планового руководства народным хозяйством, вкладывали капитулянтское содержание в советские хозяйственные планы, стремясь свести народнохозяйственный план к простой ориентировке, к плану-прогнозу и приспособить темпы экономического развития к «узким местам» — отстававшим участкам народного хозяйства. Они выдвигали заниженные (минималистские) проекты, особенно в области развития социалистической промышленности.
Руководствуясь ленинскими указаниями о директивном характере государственных хозяйственных планов, Коммунистическая партия разбила «теории» буржуазных экономистов и оппортунистов, отождествлявших советские планы с буржуазными плановыми ориентировками, не обязательными для выполнения, на основе которых невозможно управлять народным хозяйством. Советские хозяйственные планы, составленные на основе изучения и правильного использования экономических законов развития общества, обеспечивали единство цели и действий миллионов трудящихся. В этом состоит мобилизующая и организующая сила советских хозяйственных планов.
Конкретные задачи, формы и методы планового руководства народным хозяйством были различными на разных этапах социалистического строительства. Они менялись с изменением задач строительства нового общества, с ростом социалистического обобществления, с изменением соотношения между укладами переходной экономики, условий соревнования и борьбы между социализмом и капитализмом, с изменением форм смычки социалистической промышленности и сельского хозяйства, союза рабочего класса и крестьянства.
Плановое руководство крупной промышленностью стало осуществляться государством сразу после ее национализации — перехода в общенародную собственность. В дальнейшем, с ростом социалистического обобществления средней и мелкой промышленности, все большая часть продукции промышленности производилась и использовалась государством в плановом порядке в интересах трудящихся. С каждым годом промфинпланы социалистических предприятий и сводные отраслевые планы промышленности становились все более действенными и реальными, правильно определяя объем производства, численность рабочих, производительность труда, зарплату, себестоимость и цены на продукцию, накопления и т. д.
В первые годы индустриализации в планировании промышленности были достигнуты крупные успехи, накоплен опыт составления годовых планов развития промышленности, сочетавших производственную и финансовую программы. Однако в практике планирования существовали еще и крупные недостатки: планы утверждались с опозданием; порядок прохождения планов был громоздким, в течение года в планы вносились неоднократные изменения.
Коммунистическая партия постоянно совершенствовала планирование на предприятиях и в отраслях промышленности, добиваясь активного участия широких масс в управлении производством, в составлении и выполнении планов. Участие трудящихся в плановой хозяйственно-организаторской деятельности государства — коренная особенность социалистического планирования. Эта особенность определяется тем, что использование экономических закономерностей, составляющих объективную основу планового руководства, не может быть достигнуто в стихийном порядке, «самотеком», а требует руководящей роли партии и государства, развертывания творческих сил и энергии трудящихся.
В первые годы индустриализации большую роль сыграли производственные совещания на предприятиях. Они, как отмечалось в решениях XIV съезда партии, являлись «наилучшей формой втягивания широких рабочих масс в дело практического строительства советского хозяйства, воспитания в них понимания тесной зависимости интересов трудящихся от степени хозяйственных успехов социалистического государства, выдвижения и воспитания новых кадров хозяйственников и администраторов из среды рабочих…»36
В последующие годы формы участия рабочих в планировании и управлении производством продолжали развиваться. Коммунистическая партия делала все, чтобы полнее использовать инициативу масс и еще шире вовлекать рабочих в управление производством. XVI съезд ВКП(б) (1930 г.) указал на необходимость усиления роли и участия профсоюзов в управлении промышленностью, в развитии производственной инициативы и самодеятельности рабочих масс. Важнейшей заботой всех профорганизаций было признано выдвижение на должности директоров заводов, начальников цехов, их помощников, а также мастеров и десятников «отличившихся рабочих и лиц технического персонала, в особенности из ударников»37.
Широкое распространение социалистического соревнования и ударничества, мероприятия по дальнейшему улучшению работы производственных совещаний и проведению в жизнь принятых ими предложений имели огромное значение для активного участия рабочих и инженерно-технических работников в управлении производством, для успешного выполнения пятилетнего плана в области промышленности.
Важным достижением в развитии производственного планирования была разработка в годы первой пятилетки более конкретных хозяйственных планов на фабриках и заводах. На основе социалистического соревнования развивалось встречное планирование — новая форма массового участия трудящихся в плановой работе. Учитывая положительный опыт передовых производственных коллективов в области планирования, XVI съезд ВКП(б) указал, что профсоюзы должны максимально способствовать развертыванию этой работы38.
В годы пятилетки по почину передовых предприятий на фабриках и заводах стали составляться техпромфинпланы, содержавшие основные производственные задания и показатели технической реконструкции, меры по освоению оборудования и использованию резервов и другие важнейшие качественные показатели работы предприятия. Передовой опыт заводов в составлении техпромфинплана и изысканию внутренних резервов был обобщен в решениях XVII партийной конференции (1932 г.), указавшей на необходимость дальнейшего совершенствования внутризаводского планирования на основе технического нормирования39.
В последние годы первой пятилетки, когда начали вступать в действие многие новые предприятия, большую актуальность приобрели вопросы освоения новых производств и новой техники. Партия выдвинула лозунг «большевики должны овладеть техникой!». Под этим лозунгом развернулась работа партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций на фабриках и заводах, шахтах и электростанциях, на всех социалистических предприятиях.
До перехода основных масс крестьянства в колхозы государство не могло непосредственно планировать сельскохозяйственное производство. В стране насчитывалось более двух десятков миллионов индивидуальных мелкотоварных крестьянских хозяйств, основная часть которых относилась к среднему крестьянству. Социалистический уклад в деревне (совхозы и колхозы) был еще слабым и неразвитым. Серьезную силу в сельском хозяйстве представляли капиталистические (кулацкие) хозяйства.
Экономическая политика в области сельского хозяйства определялась ленинским кооперативным планом, который намечал конкретную программу приобщения крестьянства к социалистическому строительству, вовлечению его сначала в потребительскую, кредитную и сбытовую, а затем и в производственную кооперацию, в колхозы.
Советское государство, опираясь на командные экономические высоты (национализированная промышленность, общенародная собственность на землю, кредитная система, транспорт, монополия внешней торговли и т. д.), на союз рабочих и крестьян и их общую заинтересованность в победе социализма, оказывало известное плановое воздействие на развитие сельского хозяйства. Это воздействие на мелкотоварное производство государство осуществляло главным образом через сферу обращения. Важную роль в плановом руководстве народным хозяйством играли методы экономического регулирования посредством политики цен, налогов, кредита, снабжения машинами, контрактации и т. п.
В экономическом регулировании сельского хозяйства проводился ленинский принцип использования материальной заинтересованности мелкого товаропроизводителя в развитии своего хозяйства, в увеличении производства сельскохозяйственных продуктов. Это находило выражение прежде всего в советской политике цен на продукты сельского хозяйства, которая оказывала влияние на условия сельскохозяйственного производства и его размещение по районам. Устанавливая определенную систему цен на продукты сельского хозяйства, обеспечивая правильное соотношение цен между отдельными культурами и районами, государство добивалось более или менее пропорционального роста производства хлеба, хлопка, льна, свеклы и т. д.
Новым важным орудием планового регулирования сельского хозяйства явилась контрактация; в отличие от обычных рыночных методов регулирования сельскохозяйственного производства при контрактации размеры производства важнейших видов сельскохозяйственного сырья, а также и цены на них определялись в плановом порядке, на основе определенных предварительных договоров между государственными организациями и объединениями крестьянских хозяйств и сельскими обществами. Таким путем обеспечивалась планомерная мобилизация сырьевых ресурсов для советской промышленности и значительного количества продовольствия для городского населения. Развитие смычки промышленности и сельского хозяйства, нашедшее выражение в системе контрактации, означало усиление преобразующего воздействия социалистической промышленности на мелкотоварное крестьянское хозяйство. Советское государство, применяя и расширяя контрактацию, получало возможность вводить плановое начало в развитие сельского хозяйства, определять размеры производства сельскохозяйственной продукции, влиять на цены и т. д.
Развертывание массовой коллективизации, переход основных масс крестьянства на путь крупного общественного хозяйства коренным образом изменили возможности и задачи планового руководства сельским хозяйством. Пока в деревне преобладало частное мелкотоварное хозяйство, государство могло лишь косвенно воздействовать на сельскохозяйственное производство. С развитием же колхозного движения Советское государство должно было наладить плановое руководство крупным общественным производством в сельском хозяйстве, помочь колхозам вести хозяйство на основе данных науки, с применением передовой техники. Коммунистическая партия учитывала, что и в сельском хозяйстве крупное хозяйство нельзя вести без плана.
Формой организации крупного коллективного сельского хозяйства на новой технической базе стали государственные машинно-тракторные станции (МТС). В них сочеталась самодеятельность колхозных масс в строительстве своих коллективных хозяйств с организационной и технической помощью и руководством социалистического государства. Через МТС, в которых концентрировалась новая машинная техника, государство получило возможность планировать и организовывать колхозное производство, укреплять колхозы, внедряя навыки социалистического труда, и т. д. С весны 1930 г. в СССР начали устанавливаться государственные посевные планы, определявшие задания по посеву и урожайности, способствовавшие организационно-хозяйственному укреплению совхозов и колхозов.
Успехи социалистического обобществления за первые годы пятилетки увеличили возможности народнохозяйственного планирования. Как отметил XVI съезд партии, реконструктивный период, связанный с наступлением социализма на капиталистические элементы по всему фронту, гигантски расширил экономическую базу социализма, распространив ее и на деревню с ее коллективными формами ведения сельского хозяйства. Это усилило регулирующую роль Советского государства во всей народнохозяйственной жизни страны, подняло значение планового руководства40.
Вместе с расширением масштабов планирования повышалось и качество плановой работы, что выразилось в совершенствовании общехозяйственных планов — годовых контрольных цифр развития народного хозяйства СССР.
Для лучшего использования производственных резервов в ходе выполнения пятилетнего плана, преодоления отставания отдельных отраслей, мобилизации трудовых, материальных и финансовых ресурсов для решения новых хозяйственно-политических задач имела большое значение разработка годовых контрольных цифр развития народного хозяйства. Это соответствовало ленинскому принципу сочетания перспективного и текущего планирования. Уже к концу восстановительного периода по мере роста социалистических отношений в советской экономике создавались условия для перехода от разработки текущих отраслевых планов к составлению годовых контрольных цифр, охватывающих все народное хозяйство.
Первые контрольные цифры развития советского народного хозяйства на 1925/26 г. не были еще единым государственным планом; они содержали некоторые общие и взаимно увязанные показатели хозяйственного развития — такие, как валовая и товарная продукция сельского хозяйства, валовая и товарная продукция промышленности, товарооборот, грузооборот, общая величина госбюджета и т. д. В контрольных цифрах не было расчетов по национальному доходу, выпуску промышленной продукции в натуральном выражении, адресных заданий по ведомствам и в районном разрезе и т. д. Рассматривая первые контрольные цифры, Совет Труда и Обороны в сентябре 1925 г. «признал выработку этих цифр серьезным достижением в деле планового построения социалистического хозяйства». Контрольные цифры, будучи первым, не вполне совершенным опытом, давали «ориентировочный материал для той увязки отдельных сторон хозяйственной жизни, которая является основной задачей регулирующих и руководящих органов хозяйственного управления Союза». Вместе с тем были отмечены серьезные недостатки контрольных цифр на 1925/26 г.41 В них были слабо разработаны социально-экономические проблемы, отсутствовал балансовый итог тенденций развития народного хозяйства. Проект первых контрольных цифр отражал еще влияние методологических концепций буржуазных экономистов, которые в основу подготовки плана закладывали прогноз темпов и пропорций, исходя из структуры дореволюционной экономики, пытаясь в предстоящем году «экстраполировать кривые хозяйственного развития». Поэтому контрольные цифры на 1925/26 г. не были утверждены правительством.
Контрольные цифры на 1926/27 г. явились шагом вперед в развитии народнохозяйственного планирования; они были составлены с участием ведомств и республик по более широкой программе; они определяли задания в области производства, распределения, капитального строительства, процесса обобществления, балансовой увязки плана, сочетания отраслевого и территориального планирования. В контрольных цифрах на 1926/27 г. использовался балансовый метод, но и они не были свободны от ошибочной методологии первых контрольных цифр42. Хотя их составители заявляли, что если контрольные цифры по сельскому хозяйству в значительной мере прогноз, то плановые наметки по промышленности — это главным образом директивы, на самом деле и контрольные цифры по промышленности были в значительной мере ориентировочными. Контрольные цифры первых двух лет исходили из неверной установки и по вопросу соревнования двух систем — социализма и капитализма. Они указывали на необходимость учета опыта индустриальных стран, чтобы на основе их прошлого предвосхитить наше будущее и таким образом облегчить задачу построения модели, подражать таким образом капиталистическим странам в развитии советской экономики.
Контрольные цифры развития народного хозяйства на 1926/27 г. не вполне отвечали задачам социалистической индустриализации страны. Совет Труда и Обороны, рассмотрев 8 сентября 1926 г. контрольные цифры на 1926/27 г., отметил, что в них не получили достаточного отражения директивы партии и правительства о значительном увеличении капиталовложений на индустриализацию и электрификацию страны, подъем транспорта и развертывание крупного строительства; в них не было в полной мере учтено и указание партии об усилении налогового обложения частного капитала и т. д. Контрольные цифры на 1926/27 г. также не были утверждены правительством.
Невысокий еще уровень социалистического обобществления в области сельского хозяйства, трудности более или менее точного определения состояния сельского хозяйства и рыночной конъюнктуры, влияние таких факторов, как капиталистическое окружение и классовая борьба внутри страны, — все это обусловило то, что первые годовые контрольные цифры еще не могли стать государственной директивой. Но в процессе работы над первыми контрольными цифрами был накоплен полезный опыт, собран значительный статистический материал о советской экономике. Госплану удалось привлечь к работе над общехозяйственным планом различные ведомства и хозяйственные наркоматы, положив тем самым начало более систематическому сотрудничеству планирующих и хозяйственных органов в составлении народнохозяйственных планов в последующие годы.
В развернувшейся в печати дискуссии была вскрыта ошибочность и несостоятельность методологии планирования, которую предлагали принять буржуазные экономисты и оппортунисты. В директивах Коммунистической партии по хозяйственному строительству неоднократно указывалось на необходимость систематического улучшения и совершенствования всего дела планирования. В плановой работе стал все более широко применяться балансовый метод, основанный на марксистской теории воспроизводства, способствовавший предупреждению диспропорций, подтягиванию отстающих отраслей хозяйства, выявлению резервов советской экономики.
Учитывая важное значение учета и статистики, без которых невозможно плановое руководство хозяйством, Коммунистическая партия добивалась усиления и правильной постановки учетно-статистической работы, чтобы советская система учета и статистики давала точные цифры и факты, верно отображающие действительную картину хозяйственного и культурного строительства.
Преодоление буржуазных установок в планировании и все более последовательное применение в плановой работе марксистско-ленинской теории воспроизводства, усиление учетно-статистической базы отразились уже в контрольных цифрах на 1927/28 г. С этого года изменился порядок и методология составления, а также характер контрольных цифр.
Подготовка проекта новых контрольных цифр была начата Госпланом СССР в мае 1927 г., исходя из указания правительства о необходимости последовательного превращения ориентировочных контрольных цифр в государственный народнохозяйственный план. Состоявшийся в июле — августе 1927 г. объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) дал директивы по составлению контрольных цифр на 1927/28 г., определил конкретные задачи хозяйственного строительства на предстоящий год43. Директивы партии придали работе над контрольными цифрами организованный и целеустремленный характер. Новая организация работы по составлению контрольных цифр обеспечила более тесное сотрудничество Госплана с хозяйственными ведомствами и организациями, с республиканскими и местными плановыми органами. К составлению и обоснованию проектировок контрольных цифр привлекались в больших масштабах передовые люди производства и ученые специалисты. Подготовка хозяйственных планов становится общегосударственным делом.
Контрольные цифры на 1927/28 г. определили основную задачу хозяйственного строительства исходя из необходимости сохранять высокие темпы развития индустриализации, укреплять союз рабочих и крестьян и усиливать обороноспособность страны. Капитальные вложения направлялись преимущественно в тяжелую индустрию и на транспорт. В проектировках контрольных цифр на 1927/28 г. намечались изменения народнохозяйственных пропорций в сторону роста социалистического уклада, дальнейшего ограничения и вытеснения капиталистических элементов, усиления кооперирования крестьянского хозяйства. В связи с обострением международной обстановки особое значение придавалось образованию в достаточных размерах материальных и финансовых резервов.
Новые контрольные цифры отличались конкретностью расчетов по всем отраслям народного хозяйства и широким применением балансового метода. Большое значение имела разработка контрольных цифр в районном разрезе по сокращенной программе основных показателей. Кроме того, в сферу контрольных цифр были включены вопросы социально-культурного строительства, прежде всего задания по подготовке квалифицированных кадров, народному просвещению и здравоохранению. Крупным достоинством этих контрольных цифр было также то, что они не ограничивались сравнением с уровнем 1913 г., — задания и проектировки в области реконструкции народного хозяйства сопоставлялись с наметками перспективных планов, а также с показателями технического уровня развития главных капиталистических стран.
Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1927/28 г. были положены в основу всех оперативных производственно-финансовых планов и государственного бюджета. Таким образом, они приближались по характеру к годовому народнохозяйственному плану.
Особенностью контрольных цифр на 1928/29 г. была их прямая непосредственная связь с пятилетним планом, что повышало их экономическую надежность и значение для выполнения плана первой пятилетки. Контрольные цифры развития народного хозяйства на 1928/29 г., утвержденные Пленумом Центрального Комитета партии в ноябре 1928 г., последовательно проводили линию на преимущественный рост производства средств производства. Вместе с тем в плане предусматривались меры по ликвидации чрезмерного отставания сельского хозяйства, особенно производства зерновых, от потребностей социалистического строительства. Значение плана 1928/29 г. было особенно велико потому, что он отчетливо вскрыл новые возможности социалистического строительства. В контрольных цифрах первого года пятилетки учитывались наличные и вновь создаваемые ресурсы, которые должны были обеспечить выполнение плановых заданий.
В резолюции ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б) о контрольных цифрах на 1928/29 г. указывалось, что только при самом вдумчивом отношении к задачам хозяйственного планирования и хозяйственного руководства вообще, только при самом объективном изучении и продумывании вопросов хозяйственной политики, только при все более научном ее характере возможно будет избегать ошибок и просчетов, крайне осложнявших и усиливавших объективные трудности строительства социализма44.
Учитывая сложность, трудности и нарастающую ответственность плановой работы в реконструктивный период, XVI партийная конференция (1929 г.) подчеркнула снова необходимость добиваться всемерного усиления научного характера и всесторонней научной обоснованности хозяйственного планирования. В соответствии с этим конференция обязала Госплан в работе по составлению народнохозяйственных планов учитывать новейшие достижения мировой науки и техники и опираться на всю систему научно-исследовательских учреждений и организаций СССР, работа которых по характеру и по срокам должна увязываться с задачами социалистического строительства45. К подготовке контрольных цифр на 1928/29 г. были привлечены научные институты, получившие задание изыскать новые ресурсы и возможности для социалистической индустриализации страны.
Контрольные цифры первого года пятилетки были по существу оперативным хозяйственным планом. Сюда входили основные производственные задания по всему народному хозяйству, в том числе промышленный план, который в отличие от прежних лет не утверждался правительством отдельно от контрольных цифр; все отраслевые планы, а также и финансовая программа были увязаны в едином народнохозяйственном плане. В контрольных цифрах на 1928/29 г. был разработан баланс национального дохода, определены его размеры и темпы роста и намечалось распределение национального дохода на накопление и потребление. Важной особенностью плана явились также конкретные задания в области снижения себестоимости производства чугуна, угля, цемента, тканей. В республиканском и областном разрезах были даны контрольные цифры по валовой продукции промышленности, капитальным вложениям, бюджету, товарообороту и т. д.
Народнохозяйственный план второго года пятилетки — контрольные цифры развития народного хозяйства на 1929/30 г., утвержденные Пленумом ЦК партии в ноябре 1929 г., — определили дальнейшие задачи в области индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. План намечал мероприятия по ликвидации диспропорций между потребностями растущего социалистического народного хозяйства и размерами производства машин и оборудования (в частности, для колхозов и совхозов), поднятие уровня топливно-энергетического хозяйства и металлургии и других отраслей народного хозяйства.
План третьего года пятилетки, утвержденный Пленумом ЦК партии в декабре 1930 г., был по существу новым этапом в развитии народно-хозяйственного планирования. Если раньше годовые задания по народному хозяйству являлись лишь контрольными цифрами, то с третьего года пятилетки они стали уже государственным планом, обязательным для выполнения всеми отраслями народного хозяйства, всеми районами страны. Это изменение характера текущих хозяйственных планов было вызвано успехами социалистического преобразования сельского хозяйства. Методы непосредственного планирования, применявшиеся ранее в промышленности, стали распространяться на сельское хозяйство, где все более возрастала роль крупного социалистического производства.
В годовом плане на 1931 г. были намечены в развернутом виде технико-производственные показатели и мероприятия, которые указывали пути и методы осуществления плановых заданий в каждой отрасли промышленности. Например, в черной металлургии, наряду с ростом производственных мощностей, были установлены плановые задания по повышению использования объема доменных печей и площади пода мартенов; производственная программа в области увеличения добычи каменного угля обеспечивалась не только вводом новых шахт, но также и плановыми заданиями по выработке на каждую врубовую машину, отбойный молоток и т. д. В сельском хозяйстве была намечена конкретная производственная программа для совхозов, колхозов и МТС, годовой план организации энергетической и технической базы обобществленного сельского хозяйства и т. д.
В народнохозяйственном плане на 1931 г. была расширена система материальных балансов (металла, топлива, оборудования, строительных материалов, хлебо-фуражного и т. д.). Материальные балансы не только служили орудием установления правильных пропорций между различными отраслями хозяйства, но и становились оперативными планами распределения важнейших видов продукции. Планом на 1931 г. предусматривались крупные резервы по бюджету, специальные резервы на капитальное строительство и т. д., что увеличивало возможность хозяйственного маневрирования в течение года.
В прежних контрольных цифрах по районам разрабатывались лишь основные элементы производственной, строительной и финансовой программы, социально-культурных мероприятий. В плане 1931 г. впервые была разработана разверстка всего государственного плана по республикам, краям и областям: районный разрез плана был представлен заданиями по капитальным вложениям, а также объему продукции тяжелой и легкой промышленности (в натуральном выражении), строительству районных и местных электростанций, снабжению сельского хозяйства тракторами и по социально-культурному строительству.
В новых условиях, созданных растущими успехами социализма, потребовались изменения в планировании труда, в распределении и использовании трудовых ресурсов. К началу третьего года пятилетки в СССР была ликвидирована безработица в городах; коллективизация сельского хозяйства ликвидировала процесс расслоения крестьянства и уничтожила обнищание в деревне. В этих условиях уже нельзя было рассчитывать на самотек в обеспечении промышленности рабочей силой, потребовался переход к организованному набору рабочей силы в порядке договоров промышленности с колхозами.
XVII партийная конференция в качестве центральной задачи хозяйственного плана на 1932 г. поставила обеспечение производственной и строительной программы ведущих отраслей тяжелой индустрии, черной металлургии, угля, машиностроения. Одной из важнейших задач промышленного плана 1932 г. явилось ускорение роста продукции легкой и пищевой промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, развертывание производства и рациональное использование новых видов сырья, улучшение качества выпускаемой продукции.
Годовые народнохозяйственные планы имели огромное значение для мобилизации воли и энергии широких масс трудящихся в интересах успешного выполнения хозяйственно-политических задач и конкретных заданий пятилетнего плана.
Большую роль в усилении планового руководства народным хозяйством СССР и решении задач социалистического строительства сыграло проведение экономического районирования страны. В 1929—1930 гг. вместо устаревшего административного деления союзных республик на губернии, уезды и волости были созданы на основе экономического районирования края и области как производственные комплексы с известной специализацией.
Строительство фундамента социалистической экономики в стране с огромной территорией, различающейся многообразием природных, хозяйственных и исторических условий развития отдельных районов, с развитым территориальным разделением общественного труда неразрывно связано с экономическим районированием. Районирование — основа территориальной организации планового социалистического народного хозяйства, рационального размещения производительных сил и подъема экономики страны на основе комплексного использования всех ресурсов каждого района.
Придавая большое практическое и политическое значение проблеме экономического районирования СССР, В. И. Ленин, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание выработке методологии и основных принципов экономического районирования, а также практическому проведению этой реформы в жизнь. Уже в плане ГОЭЛРО были определены основы разделения территории страны на крупные экономические районы: «В соответствии с естественными ресурсами этих областей и с новым намечающимся складом планомерно обобществленного хозяйства РСФСР должна быть подразделена на новые экономические округа — предвозвестники будущих цветущих коммун развернутого строя освобожденного труда»46. Комиссия ГОЭЛРО, руководствуясь ленинскими указаниями, разделила территорию страны на восемь крупных экономических районов.
Наряду с генеральным экономическим районированием важное значение для развития экономики, правильного размещения производительных сил, территориального планирования народного хозяйства и управления им имеет районирование по экономическим административным районам и низовое административно-хозяйственное районирование. Объективной базой экономического административного районирования является территориальное разделение труда как во всесоюзном масштабе, так и в особенности в рамках основного экономического района, специализация которого осуществляется через специализацию входящих в него экономических административных районов.
По мере развертывания хозяйственного строительства, особенно в связи с задачами индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, разделение страны на экономические административные и низовые административно-хозяйственные районы приобрело особо важное значение. Оно обеспечивало максимальное использование имеющихся возможностей экономического строительства в интересах социализма и приближение партийного и советского руководства непосредственно к местам. В основу районирования был положен принцип специализации и комплексного развития хозяйства районов.
При экономическом районировании строго соблюдался принцип незыблемости границ национальных республик, автономных областей и округов, их политические права и суверенитет не умалялись. Это обеспечивало братское сотрудничество всех наций и народностей, дружбу народов СССР, ускоренное развитие производительных сил и расцвет в хозяйственном и культурном отношениях ранее отсталых народов.
Начало практическому осуществлению экономического районирования СССР положили решения XII съезда партии (апрель 1923 г.). Констатируя, что прежнее административно-хозяйственное деление республики не соответствовало новым политическим и экономическим потребностям страны, съезд дал указание «новый план административно-хозяйственного деления республики провести для начала, кроме производящихся в этом направлении работ на Украине, в двух районах (промышленном и сельскохозяйственном), с организацией в них областных исполкомов»47. В качестве опытных районов для проведения экономического районирования были избраны Урал как индустриальный и Северный Кавказ как преимущественно сельскохозяйственный район.
В результате районирования создавалась новая система территориального планирования народного хозяйства. В районированных областях были созданы областные (краевые) плановые комиссии, в подчинении которых находились плановые органы низовых административно-хозяйственных районов — окружные и районные плановые комиссии, наделенные полномочиями отделов соответствующих исполкомов Советов депутатов трудящихся. Это позволяло: 1) полнее охватить плановой работой важнейшие стороны хозяйственной жизни экономического административного района и низовых административно-хозяйственных единиц; 2) опираясь на конкретный анализ, более точно учитывать возможности развития этих территориально-хозяйственных объединений не только в настоящем, но и в будущем; 3) организовать более действенный контроль за ходом выполнения плана.
Районирование позволило оперативно маневрировать материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами из единого центра, укрепить низовые звенья квалифицированными руководящими кадрами, содействуя таким образом общему подъему промышленности и сельского хозяйства.
Учитывая конкретный опыт районированных областей, Коммунистическая партия и Советское правительство форсировали проведение экономического административного районирования с окружным и районным делением. XV съезд партии (декабрь 1927 г.) дал указание — в интересах «наиболее полного охвата плановым руководством народнохозяйственной жизни страны» — завершить в течение предстоящего пятилетия районирование территории всей страны48.
Каждая вновь созданная область и край представляли собой крупный экономический административный район, выполняющий самостоятельную функцию в общесоюзном разделении труда, имеющий широкие перспективы хозяйственного развития.
Осуществление экономического административного районирования было большим достижением советской экономической науки, государственного и хозяйственного строительства. Оно укрепило весь фронт строительных работ, подчинив его единому принципу организации целесообразного территориального разделения общественного труда и повышению его производительности как главного условия победы нового общественного строя.
Приближая партийное, советское и хозяйственное руководство к местам, районирование обеспечивало необходимую степень децентрализации управления, способствовало развертыванию инициативы мест и вовлечению широких масс трудящихся в дело социалистического строительства при одновременном укреплении общегосударственной плановой дисциплины.
Экономическое районирование и создание широко разветвленной сети территориальных плановых органов давали возможность с учетом местных условий каждого экономического района разрабатывать научно обоснованные планы развития народного хозяйства, особенностей их экономики, природных, трудовых и энергетических ресурсов и сложившихся культурных и национальных традиций.
Расширение экономических и административных прав районов, укрепление их руководящими партийными и советскими кадрами превращали районы в основное звено практического осуществления курса партии на создание фундамента социалистической экономики и организации рабочих и крестьянских масс для выполнения плана индустриализации страны и социалистического переустройства сельского хозяйства.
Важную роль экономическое административное районирование играло в индустриализации ранее отсталых национальных республик и областей. Вхождение национальных республик и областей в состав крупных экономических районов, а также выделение наиболее крупных национальных республик в самостоятельные экономические районы, создавало благоприятные условия для дальнейшего экономического и культурного развития всех наций, населяющих СССР.
Характеризуя значение районирования в осуществлении ленинской национальной политики и в хозяйственном подъеме национальных республик, XVI съезд ВКП(б) отмечал, что «проведение до конца экономического районирования страны значительно ускоряет индустриализацию ранее отсталых районов, окраин и национальных республик, создает там новые промышленные и пролетарские центры и облегчает более правильное и целесообразное распределение промышленности и сельского хозяйства на всей территории СССР»49.
В целях улучшения хозяйственного руководства в период реконструкции необходимо было дальнейшее совершенствование управления промышленностью — основной отраслью народного хозяйства страны.
Для периода реконструкции народного хозяйства характерно непрерывное усложнение задач в области управления экономикой. Поэтому со вступлением в этот период проблемы хозяйственного управления и планирования занимали важное место в экономической политике Коммунистической партии и Советского государства, в практике социалистического строительства.
Первостепенное значение имело усиление планового руководства экономикой. Плановое начало в хозяйственной жизни развивалось и укреплялось с ростом и упрочением социалистической собственности на средства производства, развитием социалистических производственных отношений. С успехами социалистического обобществления увеличивались возможности планирования экономической жизни страны, возрастали его масштабы: все больше средств производства использовалось планомерно и все большие массы трудящихся работали по единому хозяйственному плану; увеличивался объем продукции общественного производства, которая использовалась обществом в плановом порядке.
Плановое руководство народным хозяйством являлось одним из самых важных орудий социалистического строительства, преобразования многоукладной экономики в однотипную социалистическую экономику. Стихийное развитие народного хозяйства в переходный период привело бы к реставрации капитализма. Поэтому Советское государство постоянно укрепляло плановое руководство народным хозяйством.
Планирование народного хозяйства развивалось Коммунистической партией в борьбе с капиталистическими элементами и их защитниками, буржуазными экономистами и правыми оппортунистами. Противники социализма пытались сорвать налаживание планового руководства народным хозяйством, вкладывали капитулянтское содержание в советские хозяйственные планы, стремясь свести народнохозяйственный план к простой ориентировке, к плану-прогнозу и приспособить темпы экономического развития к «узким местам» — отстававшим участкам народного хозяйства. Они выдвигали заниженные (минималистские) проекты, особенно в области развития социалистической промышленности.
Руководствуясь ленинскими указаниями о директивном характере государственных хозяйственных планов, Коммунистическая партия разбила «теории» буржуазных экономистов и оппортунистов, отождествлявших советские планы с буржуазными плановыми ориентировками, не обязательными для выполнения, на основе которых невозможно управлять народным хозяйством. Советские хозяйственные планы, составленные на основе изучения и правильного использования экономических законов развития общества, обеспечивали единство цели и действий миллионов трудящихся. В этом состоит мобилизующая и организующая сила советских хозяйственных планов.
Конкретные задачи, формы и методы планового руководства народным хозяйством были различными на разных этапах социалистического строительства. Они менялись с изменением задач строительства нового общества, с ростом социалистического обобществления, с изменением соотношения между укладами переходной экономики, условий соревнования и борьбы между социализмом и капитализмом, с изменением форм смычки социалистической промышленности и сельского хозяйства, союза рабочего класса и крестьянства.
Плановое руководство крупной промышленностью стало осуществляться государством сразу после ее национализации — перехода в общенародную собственность. В дальнейшем, с ростом социалистического обобществления средней и мелкой промышленности, все большая часть продукции промышленности производилась и использовалась государством в плановом порядке в интересах трудящихся. С каждым годом промфинпланы социалистических предприятий и сводные отраслевые планы промышленности становились все более действенными и реальными, правильно определяя объем производства, численность рабочих, производительность труда, зарплату, себестоимость и цены на продукцию, накопления и т. д.
В первые годы индустриализации в планировании промышленности были достигнуты крупные успехи, накоплен опыт составления годовых планов развития промышленности, сочетавших производственную и финансовую программы. Однако в практике планирования существовали еще и крупные недостатки: планы утверждались с опозданием; порядок прохождения планов был громоздким, в течение года в планы вносились неоднократные изменения.
Коммунистическая партия постоянно совершенствовала планирование на предприятиях и в отраслях промышленности, добиваясь активного участия широких масс в управлении производством, в составлении и выполнении планов. Участие трудящихся в плановой хозяйственно-организаторской деятельности государства — коренная особенность социалистического планирования. Эта особенность определяется тем, что использование экономических закономерностей, составляющих объективную основу планового руководства, не может быть достигнуто в стихийном порядке, «самотеком», а требует руководящей роли партии и государства, развертывания творческих сил и энергии трудящихся.
В первые годы индустриализации большую роль сыграли производственные совещания на предприятиях. Они, как отмечалось в решениях XIV съезда партии, являлись «наилучшей формой втягивания широких рабочих масс в дело практического строительства советского хозяйства, воспитания в них понимания тесной зависимости интересов трудящихся от степени хозяйственных успехов социалистического государства, выдвижения и воспитания новых кадров хозяйственников и администраторов из среды рабочих…»36
В последующие годы формы участия рабочих в планировании и управлении производством продолжали развиваться. Коммунистическая партия делала все, чтобы полнее использовать инициативу масс и еще шире вовлекать рабочих в управление производством. XVI съезд ВКП(б) (1930 г.) указал на необходимость усиления роли и участия профсоюзов в управлении промышленностью, в развитии производственной инициативы и самодеятельности рабочих масс. Важнейшей заботой всех профорганизаций было признано выдвижение на должности директоров заводов, начальников цехов, их помощников, а также мастеров и десятников «отличившихся рабочих и лиц технического персонала, в особенности из ударников»37.
Широкое распространение социалистического соревнования и ударничества, мероприятия по дальнейшему улучшению работы производственных совещаний и проведению в жизнь принятых ими предложений имели огромное значение для активного участия рабочих и инженерно-технических работников в управлении производством, для успешного выполнения пятилетнего плана в области промышленности.
Важным достижением в развитии производственного планирования была разработка в годы первой пятилетки более конкретных хозяйственных планов на фабриках и заводах. На основе социалистического соревнования развивалось встречное планирование — новая форма массового участия трудящихся в плановой работе. Учитывая положительный опыт передовых производственных коллективов в области планирования, XVI съезд ВКП(б) указал, что профсоюзы должны максимально способствовать развертыванию этой работы38.
В годы пятилетки по почину передовых предприятий на фабриках и заводах стали составляться техпромфинпланы, содержавшие основные производственные задания и показатели технической реконструкции, меры по освоению оборудования и использованию резервов и другие важнейшие качественные показатели работы предприятия. Передовой опыт заводов в составлении техпромфинплана и изысканию внутренних резервов был обобщен в решениях XVII партийной конференции (1932 г.), указавшей на необходимость дальнейшего совершенствования внутризаводского планирования на основе технического нормирования39.
В последние годы первой пятилетки, когда начали вступать в действие многие новые предприятия, большую актуальность приобрели вопросы освоения новых производств и новой техники. Партия выдвинула лозунг «большевики должны овладеть техникой!». Под этим лозунгом развернулась работа партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций на фабриках и заводах, шахтах и электростанциях, на всех социалистических предприятиях.
До перехода основных масс крестьянства в колхозы государство не могло непосредственно планировать сельскохозяйственное производство. В стране насчитывалось более двух десятков миллионов индивидуальных мелкотоварных крестьянских хозяйств, основная часть которых относилась к среднему крестьянству. Социалистический уклад в деревне (совхозы и колхозы) был еще слабым и неразвитым. Серьезную силу в сельском хозяйстве представляли капиталистические (кулацкие) хозяйства.
Экономическая политика в области сельского хозяйства определялась ленинским кооперативным планом, который намечал конкретную программу приобщения крестьянства к социалистическому строительству, вовлечению его сначала в потребительскую, кредитную и сбытовую, а затем и в производственную кооперацию, в колхозы.
Советское государство, опираясь на командные экономические высоты (национализированная промышленность, общенародная собственность на землю, кредитная система, транспорт, монополия внешней торговли и т. д.), на союз рабочих и крестьян и их общую заинтересованность в победе социализма, оказывало известное плановое воздействие на развитие сельского хозяйства. Это воздействие на мелкотоварное производство государство осуществляло главным образом через сферу обращения. Важную роль в плановом руководстве народным хозяйством играли методы экономического регулирования посредством политики цен, налогов, кредита, снабжения машинами, контрактации и т. п.
В экономическом регулировании сельского хозяйства проводился ленинский принцип использования материальной заинтересованности мелкого товаропроизводителя в развитии своего хозяйства, в увеличении производства сельскохозяйственных продуктов. Это находило выражение прежде всего в советской политике цен на продукты сельского хозяйства, которая оказывала влияние на условия сельскохозяйственного производства и его размещение по районам. Устанавливая определенную систему цен на продукты сельского хозяйства, обеспечивая правильное соотношение цен между отдельными культурами и районами, государство добивалось более или менее пропорционального роста производства хлеба, хлопка, льна, свеклы и т. д.
Новым важным орудием планового регулирования сельского хозяйства явилась контрактация; в отличие от обычных рыночных методов регулирования сельскохозяйственного производства при контрактации размеры производства важнейших видов сельскохозяйственного сырья, а также и цены на них определялись в плановом порядке, на основе определенных предварительных договоров между государственными организациями и объединениями крестьянских хозяйств и сельскими обществами. Таким путем обеспечивалась планомерная мобилизация сырьевых ресурсов для советской промышленности и значительного количества продовольствия для городского населения. Развитие смычки промышленности и сельского хозяйства, нашедшее выражение в системе контрактации, означало усиление преобразующего воздействия социалистической промышленности на мелкотоварное крестьянское хозяйство. Советское государство, применяя и расширяя контрактацию, получало возможность вводить плановое начало в развитие сельского хозяйства, определять размеры производства сельскохозяйственной продукции, влиять на цены и т. д.
Развертывание массовой коллективизации, переход основных масс крестьянства на путь крупного общественного хозяйства коренным образом изменили возможности и задачи планового руководства сельским хозяйством. Пока в деревне преобладало частное мелкотоварное хозяйство, государство могло лишь косвенно воздействовать на сельскохозяйственное производство. С развитием же колхозного движения Советское государство должно было наладить плановое руководство крупным общественным производством в сельском хозяйстве, помочь колхозам вести хозяйство на основе данных науки, с применением передовой техники. Коммунистическая партия учитывала, что и в сельском хозяйстве крупное хозяйство нельзя вести без плана.
Формой организации крупного коллективного сельского хозяйства на новой технической базе стали государственные машинно-тракторные станции (МТС). В них сочеталась самодеятельность колхозных масс в строительстве своих коллективных хозяйств с организационной и технической помощью и руководством социалистического государства. Через МТС, в которых концентрировалась новая машинная техника, государство получило возможность планировать и организовывать колхозное производство, укреплять колхозы, внедряя навыки социалистического труда, и т. д. С весны 1930 г. в СССР начали устанавливаться государственные посевные планы, определявшие задания по посеву и урожайности, способствовавшие организационно-хозяйственному укреплению совхозов и колхозов.
Успехи социалистического обобществления за первые годы пятилетки увеличили возможности народнохозяйственного планирования. Как отметил XVI съезд партии, реконструктивный период, связанный с наступлением социализма на капиталистические элементы по всему фронту, гигантски расширил экономическую базу социализма, распространив ее и на деревню с ее коллективными формами ведения сельского хозяйства. Это усилило регулирующую роль Советского государства во всей народнохозяйственной жизни страны, подняло значение планового руководства40.
Вместе с расширением масштабов планирования повышалось и качество плановой работы, что выразилось в совершенствовании общехозяйственных планов — годовых контрольных цифр развития народного хозяйства СССР.
Для лучшего использования производственных резервов в ходе выполнения пятилетнего плана, преодоления отставания отдельных отраслей, мобилизации трудовых, материальных и финансовых ресурсов для решения новых хозяйственно-политических задач имела большое значение разработка годовых контрольных цифр развития народного хозяйства. Это соответствовало ленинскому принципу сочетания перспективного и текущего планирования. Уже к концу восстановительного периода по мере роста социалистических отношений в советской экономике создавались условия для перехода от разработки текущих отраслевых планов к составлению годовых контрольных цифр, охватывающих все народное хозяйство.
Первые контрольные цифры развития советского народного хозяйства на 1925/26 г. не были еще единым государственным планом; они содержали некоторые общие и взаимно увязанные показатели хозяйственного развития — такие, как валовая и товарная продукция сельского хозяйства, валовая и товарная продукция промышленности, товарооборот, грузооборот, общая величина госбюджета и т. д. В контрольных цифрах не было расчетов по национальному доходу, выпуску промышленной продукции в натуральном выражении, адресных заданий по ведомствам и в районном разрезе и т. д. Рассматривая первые контрольные цифры, Совет Труда и Обороны в сентябре 1925 г. «признал выработку этих цифр серьезным достижением в деле планового построения социалистического хозяйства». Контрольные цифры, будучи первым, не вполне совершенным опытом, давали «ориентировочный материал для той увязки отдельных сторон хозяйственной жизни, которая является основной задачей регулирующих и руководящих органов хозяйственного управления Союза». Вместе с тем были отмечены серьезные недостатки контрольных цифр на 1925/26 г.41 В них были слабо разработаны социально-экономические проблемы, отсутствовал балансовый итог тенденций развития народного хозяйства. Проект первых контрольных цифр отражал еще влияние методологических концепций буржуазных экономистов, которые в основу подготовки плана закладывали прогноз темпов и пропорций, исходя из структуры дореволюционной экономики, пытаясь в предстоящем году «экстраполировать кривые хозяйственного развития». Поэтому контрольные цифры на 1925/26 г. не были утверждены правительством.
Контрольные цифры на 1926/27 г. явились шагом вперед в развитии народнохозяйственного планирования; они были составлены с участием ведомств и республик по более широкой программе; они определяли задания в области производства, распределения, капитального строительства, процесса обобществления, балансовой увязки плана, сочетания отраслевого и территориального планирования. В контрольных цифрах на 1926/27 г. использовался балансовый метод, но и они не были свободны от ошибочной методологии первых контрольных цифр42. Хотя их составители заявляли, что если контрольные цифры по сельскому хозяйству в значительной мере прогноз, то плановые наметки по промышленности — это главным образом директивы, на самом деле и контрольные цифры по промышленности были в значительной мере ориентировочными. Контрольные цифры первых двух лет исходили из неверной установки и по вопросу соревнования двух систем — социализма и капитализма. Они указывали на необходимость учета опыта индустриальных стран, чтобы на основе их прошлого предвосхитить наше будущее и таким образом облегчить задачу построения модели, подражать таким образом капиталистическим странам в развитии советской экономики.
Контрольные цифры развития народного хозяйства на 1926/27 г. не вполне отвечали задачам социалистической индустриализации страны. Совет Труда и Обороны, рассмотрев 8 сентября 1926 г. контрольные цифры на 1926/27 г., отметил, что в них не получили достаточного отражения директивы партии и правительства о значительном увеличении капиталовложений на индустриализацию и электрификацию страны, подъем транспорта и развертывание крупного строительства; в них не было в полной мере учтено и указание партии об усилении налогового обложения частного капитала и т. д. Контрольные цифры на 1926/27 г. также не были утверждены правительством.
Невысокий еще уровень социалистического обобществления в области сельского хозяйства, трудности более или менее точного определения состояния сельского хозяйства и рыночной конъюнктуры, влияние таких факторов, как капиталистическое окружение и классовая борьба внутри страны, — все это обусловило то, что первые годовые контрольные цифры еще не могли стать государственной директивой. Но в процессе работы над первыми контрольными цифрами был накоплен полезный опыт, собран значительный статистический материал о советской экономике. Госплану удалось привлечь к работе над общехозяйственным планом различные ведомства и хозяйственные наркоматы, положив тем самым начало более систематическому сотрудничеству планирующих и хозяйственных органов в составлении народнохозяйственных планов в последующие годы.
В развернувшейся в печати дискуссии была вскрыта ошибочность и несостоятельность методологии планирования, которую предлагали принять буржуазные экономисты и оппортунисты. В директивах Коммунистической партии по хозяйственному строительству неоднократно указывалось на необходимость систематического улучшения и совершенствования всего дела планирования. В плановой работе стал все более широко применяться балансовый метод, основанный на марксистской теории воспроизводства, способствовавший предупреждению диспропорций, подтягиванию отстающих отраслей хозяйства, выявлению резервов советской экономики.
Учитывая важное значение учета и статистики, без которых невозможно плановое руководство хозяйством, Коммунистическая партия добивалась усиления и правильной постановки учетно-статистической работы, чтобы советская система учета и статистики давала точные цифры и факты, верно отображающие действительную картину хозяйственного и культурного строительства.
Преодоление буржуазных установок в планировании и все более последовательное применение в плановой работе марксистско-ленинской теории воспроизводства, усиление учетно-статистической базы отразились уже в контрольных цифрах на 1927/28 г. С этого года изменился порядок и методология составления, а также характер контрольных цифр.
Подготовка проекта новых контрольных цифр была начата Госпланом СССР в мае 1927 г., исходя из указания правительства о необходимости последовательного превращения ориентировочных контрольных цифр в государственный народнохозяйственный план. Состоявшийся в июле — августе 1927 г. объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) дал директивы по составлению контрольных цифр на 1927/28 г., определил конкретные задачи хозяйственного строительства на предстоящий год43. Директивы партии придали работе над контрольными цифрами организованный и целеустремленный характер. Новая организация работы по составлению контрольных цифр обеспечила более тесное сотрудничество Госплана с хозяйственными ведомствами и организациями, с республиканскими и местными плановыми органами. К составлению и обоснованию проектировок контрольных цифр привлекались в больших масштабах передовые люди производства и ученые специалисты. Подготовка хозяйственных планов становится общегосударственным делом.
Контрольные цифры на 1927/28 г. определили основную задачу хозяйственного строительства исходя из необходимости сохранять высокие темпы развития индустриализации, укреплять союз рабочих и крестьян и усиливать обороноспособность страны. Капитальные вложения направлялись преимущественно в тяжелую индустрию и на транспорт. В проектировках контрольных цифр на 1927/28 г. намечались изменения народнохозяйственных пропорций в сторону роста социалистического уклада, дальнейшего ограничения и вытеснения капиталистических элементов, усиления кооперирования крестьянского хозяйства. В связи с обострением международной обстановки особое значение придавалось образованию в достаточных размерах материальных и финансовых резервов.
Новые контрольные цифры отличались конкретностью расчетов по всем отраслям народного хозяйства и широким применением балансового метода. Большое значение имела разработка контрольных цифр в районном разрезе по сокращенной программе основных показателей. Кроме того, в сферу контрольных цифр были включены вопросы социально-культурного строительства, прежде всего задания по подготовке квалифицированных кадров, народному просвещению и здравоохранению. Крупным достоинством этих контрольных цифр было также то, что они не ограничивались сравнением с уровнем 1913 г., — задания и проектировки в области реконструкции народного хозяйства сопоставлялись с наметками перспективных планов, а также с показателями технического уровня развития главных капиталистических стран.
Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1927/28 г. были положены в основу всех оперативных производственно-финансовых планов и государственного бюджета. Таким образом, они приближались по характеру к годовому народнохозяйственному плану.
Особенностью контрольных цифр на 1928/29 г. была их прямая непосредственная связь с пятилетним планом, что повышало их экономическую надежность и значение для выполнения плана первой пятилетки. Контрольные цифры развития народного хозяйства на 1928/29 г., утвержденные Пленумом Центрального Комитета партии в ноябре 1928 г., последовательно проводили линию на преимущественный рост производства средств производства. Вместе с тем в плане предусматривались меры по ликвидации чрезмерного отставания сельского хозяйства, особенно производства зерновых, от потребностей социалистического строительства. Значение плана 1928/29 г. было особенно велико потому, что он отчетливо вскрыл новые возможности социалистического строительства. В контрольных цифрах первого года пятилетки учитывались наличные и вновь создаваемые ресурсы, которые должны были обеспечить выполнение плановых заданий.
В резолюции ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б) о контрольных цифрах на 1928/29 г. указывалось, что только при самом вдумчивом отношении к задачам хозяйственного планирования и хозяйственного руководства вообще, только при самом объективном изучении и продумывании вопросов хозяйственной политики, только при все более научном ее характере возможно будет избегать ошибок и просчетов, крайне осложнявших и усиливавших объективные трудности строительства социализма44.
Учитывая сложность, трудности и нарастающую ответственность плановой работы в реконструктивный период, XVI партийная конференция (1929 г.) подчеркнула снова необходимость добиваться всемерного усиления научного характера и всесторонней научной обоснованности хозяйственного планирования. В соответствии с этим конференция обязала Госплан в работе по составлению народнохозяйственных планов учитывать новейшие достижения мировой науки и техники и опираться на всю систему научно-исследовательских учреждений и организаций СССР, работа которых по характеру и по срокам должна увязываться с задачами социалистического строительства45. К подготовке контрольных цифр на 1928/29 г. были привлечены научные институты, получившие задание изыскать новые ресурсы и возможности для социалистической индустриализации страны.
Контрольные цифры первого года пятилетки были по существу оперативным хозяйственным планом. Сюда входили основные производственные задания по всему народному хозяйству, в том числе промышленный план, который в отличие от прежних лет не утверждался правительством отдельно от контрольных цифр; все отраслевые планы, а также и финансовая программа были увязаны в едином народнохозяйственном плане. В контрольных цифрах на 1928/29 г. был разработан баланс национального дохода, определены его размеры и темпы роста и намечалось распределение национального дохода на накопление и потребление. Важной особенностью плана явились также конкретные задания в области снижения себестоимости производства чугуна, угля, цемента, тканей. В республиканском и областном разрезах были даны контрольные цифры по валовой продукции промышленности, капитальным вложениям, бюджету, товарообороту и т. д.
Народнохозяйственный план второго года пятилетки — контрольные цифры развития народного хозяйства на 1929/30 г., утвержденные Пленумом ЦК партии в ноябре 1929 г., — определили дальнейшие задачи в области индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. План намечал мероприятия по ликвидации диспропорций между потребностями растущего социалистического народного хозяйства и размерами производства машин и оборудования (в частности, для колхозов и совхозов), поднятие уровня топливно-энергетического хозяйства и металлургии и других отраслей народного хозяйства.
План третьего года пятилетки, утвержденный Пленумом ЦК партии в декабре 1930 г., был по существу новым этапом в развитии народно-хозяйственного планирования. Если раньше годовые задания по народному хозяйству являлись лишь контрольными цифрами, то с третьего года пятилетки они стали уже государственным планом, обязательным для выполнения всеми отраслями народного хозяйства, всеми районами страны. Это изменение характера текущих хозяйственных планов было вызвано успехами социалистического преобразования сельского хозяйства. Методы непосредственного планирования, применявшиеся ранее в промышленности, стали распространяться на сельское хозяйство, где все более возрастала роль крупного социалистического производства.
В годовом плане на 1931 г. были намечены в развернутом виде технико-производственные показатели и мероприятия, которые указывали пути и методы осуществления плановых заданий в каждой отрасли промышленности. Например, в черной металлургии, наряду с ростом производственных мощностей, были установлены плановые задания по повышению использования объема доменных печей и площади пода мартенов; производственная программа в области увеличения добычи каменного угля обеспечивалась не только вводом новых шахт, но также и плановыми заданиями по выработке на каждую врубовую машину, отбойный молоток и т. д. В сельском хозяйстве была намечена конкретная производственная программа для совхозов, колхозов и МТС, годовой план организации энергетической и технической базы обобществленного сельского хозяйства и т. д.
В народнохозяйственном плане на 1931 г. была расширена система материальных балансов (металла, топлива, оборудования, строительных материалов, хлебо-фуражного и т. д.). Материальные балансы не только служили орудием установления правильных пропорций между различными отраслями хозяйства, но и становились оперативными планами распределения важнейших видов продукции. Планом на 1931 г. предусматривались крупные резервы по бюджету, специальные резервы на капитальное строительство и т. д., что увеличивало возможность хозяйственного маневрирования в течение года.
В прежних контрольных цифрах по районам разрабатывались лишь основные элементы производственной, строительной и финансовой программы, социально-культурных мероприятий. В плане 1931 г. впервые была разработана разверстка всего государственного плана по республикам, краям и областям: районный разрез плана был представлен заданиями по капитальным вложениям, а также объему продукции тяжелой и легкой промышленности (в натуральном выражении), строительству районных и местных электростанций, снабжению сельского хозяйства тракторами и по социально-культурному строительству.
В новых условиях, созданных растущими успехами социализма, потребовались изменения в планировании труда, в распределении и использовании трудовых ресурсов. К началу третьего года пятилетки в СССР была ликвидирована безработица в городах; коллективизация сельского хозяйства ликвидировала процесс расслоения крестьянства и уничтожила обнищание в деревне. В этих условиях уже нельзя было рассчитывать на самотек в обеспечении промышленности рабочей силой, потребовался переход к организованному набору рабочей силы в порядке договоров промышленности с колхозами.
XVII партийная конференция в качестве центральной задачи хозяйственного плана на 1932 г. поставила обеспечение производственной и строительной программы ведущих отраслей тяжелой индустрии, черной металлургии, угля, машиностроения. Одной из важнейших задач промышленного плана 1932 г. явилось ускорение роста продукции легкой и пищевой промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, развертывание производства и рациональное использование новых видов сырья, улучшение качества выпускаемой продукции.
Годовые народнохозяйственные планы имели огромное значение для мобилизации воли и энергии широких масс трудящихся в интересах успешного выполнения хозяйственно-политических задач и конкретных заданий пятилетнего плана.
Большую роль в усилении планового руководства народным хозяйством СССР и решении задач социалистического строительства сыграло проведение экономического районирования страны. В 1929—1930 гг. вместо устаревшего административного деления союзных республик на губернии, уезды и волости были созданы на основе экономического районирования края и области как производственные комплексы с известной специализацией.
Строительство фундамента социалистической экономики в стране с огромной территорией, различающейся многообразием природных, хозяйственных и исторических условий развития отдельных районов, с развитым территориальным разделением общественного труда неразрывно связано с экономическим районированием. Районирование — основа территориальной организации планового социалистического народного хозяйства, рационального размещения производительных сил и подъема экономики страны на основе комплексного использования всех ресурсов каждого района.
Придавая большое практическое и политическое значение проблеме экономического районирования СССР, В. И. Ленин, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание выработке методологии и основных принципов экономического районирования, а также практическому проведению этой реформы в жизнь. Уже в плане ГОЭЛРО были определены основы разделения территории страны на крупные экономические районы: «В соответствии с естественными ресурсами этих областей и с новым намечающимся складом планомерно обобществленного хозяйства РСФСР должна быть подразделена на новые экономические округа — предвозвестники будущих цветущих коммун развернутого строя освобожденного труда»46. Комиссия ГОЭЛРО, руководствуясь ленинскими указаниями, разделила территорию страны на восемь крупных экономических районов.
Наряду с генеральным экономическим районированием важное значение для развития экономики, правильного размещения производительных сил, территориального планирования народного хозяйства и управления им имеет районирование по экономическим административным районам и низовое административно-хозяйственное районирование. Объективной базой экономического административного районирования является территориальное разделение труда как во всесоюзном масштабе, так и в особенности в рамках основного экономического района, специализация которого осуществляется через специализацию входящих в него экономических административных районов.
По мере развертывания хозяйственного строительства, особенно в связи с задачами индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, разделение страны на экономические административные и низовые административно-хозяйственные районы приобрело особо важное значение. Оно обеспечивало максимальное использование имеющихся возможностей экономического строительства в интересах социализма и приближение партийного и советского руководства непосредственно к местам. В основу районирования был положен принцип специализации и комплексного развития хозяйства районов.
При экономическом районировании строго соблюдался принцип незыблемости границ национальных республик, автономных областей и округов, их политические права и суверенитет не умалялись. Это обеспечивало братское сотрудничество всех наций и народностей, дружбу народов СССР, ускоренное развитие производительных сил и расцвет в хозяйственном и культурном отношениях ранее отсталых народов.
Начало практическому осуществлению экономического районирования СССР положили решения XII съезда партии (апрель 1923 г.). Констатируя, что прежнее административно-хозяйственное деление республики не соответствовало новым политическим и экономическим потребностям страны, съезд дал указание «новый план административно-хозяйственного деления республики провести для начала, кроме производящихся в этом направлении работ на Украине, в двух районах (промышленном и сельскохозяйственном), с организацией в них областных исполкомов»47. В качестве опытных районов для проведения экономического районирования были избраны Урал как индустриальный и Северный Кавказ как преимущественно сельскохозяйственный район.
В результате районирования создавалась новая система территориального планирования народного хозяйства. В районированных областях были созданы областные (краевые) плановые комиссии, в подчинении которых находились плановые органы низовых административно-хозяйственных районов — окружные и районные плановые комиссии, наделенные полномочиями отделов соответствующих исполкомов Советов депутатов трудящихся. Это позволяло: 1) полнее охватить плановой работой важнейшие стороны хозяйственной жизни экономического административного района и низовых административно-хозяйственных единиц; 2) опираясь на конкретный анализ, более точно учитывать возможности развития этих территориально-хозяйственных объединений не только в настоящем, но и в будущем; 3) организовать более действенный контроль за ходом выполнения плана.
Районирование позволило оперативно маневрировать материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами из единого центра, укрепить низовые звенья квалифицированными руководящими кадрами, содействуя таким образом общему подъему промышленности и сельского хозяйства.
Учитывая конкретный опыт районированных областей, Коммунистическая партия и Советское правительство форсировали проведение экономического административного районирования с окружным и районным делением. XV съезд партии (декабрь 1927 г.) дал указание — в интересах «наиболее полного охвата плановым руководством народнохозяйственной жизни страны» — завершить в течение предстоящего пятилетия районирование территории всей страны48.
Каждая вновь созданная область и край представляли собой крупный экономический административный район, выполняющий самостоятельную функцию в общесоюзном разделении труда, имеющий широкие перспективы хозяйственного развития.
Осуществление экономического административного районирования было большим достижением советской экономической науки, государственного и хозяйственного строительства. Оно укрепило весь фронт строительных работ, подчинив его единому принципу организации целесообразного территориального разделения общественного труда и повышению его производительности как главного условия победы нового общественного строя.
Приближая партийное, советское и хозяйственное руководство к местам, районирование обеспечивало необходимую степень децентрализации управления, способствовало развертыванию инициативы мест и вовлечению широких масс трудящихся в дело социалистического строительства при одновременном укреплении общегосударственной плановой дисциплины.
Экономическое районирование и создание широко разветвленной сети территориальных плановых органов давали возможность с учетом местных условий каждого экономического района разрабатывать научно обоснованные планы развития народного хозяйства, особенностей их экономики, природных, трудовых и энергетических ресурсов и сложившихся культурных и национальных традиций.
Расширение экономических и административных прав районов, укрепление их руководящими партийными и советскими кадрами превращали районы в основное звено практического осуществления курса партии на создание фундамента социалистической экономики и организации рабочих и крестьянских масс для выполнения плана индустриализации страны и социалистического переустройства сельского хозяйства.
Важную роль экономическое административное районирование играло в индустриализации ранее отсталых национальных республик и областей. Вхождение национальных республик и областей в состав крупных экономических районов, а также выделение наиболее крупных национальных республик в самостоятельные экономические районы, создавало благоприятные условия для дальнейшего экономического и культурного развития всех наций, населяющих СССР.
Характеризуя значение районирования в осуществлении ленинской национальной политики и в хозяйственном подъеме национальных республик, XVI съезд ВКП(б) отмечал, что «проведение до конца экономического районирования страны значительно ускоряет индустриализацию ранее отсталых районов, окраин и национальных республик, создает там новые промышленные и пролетарские центры и облегчает более правильное и целесообразное распределение промышленности и сельского хозяйства на всей территории СССР»49.
В целях улучшения хозяйственного руководства в период реконструкции необходимо было дальнейшее совершенствование управления промышленностью — основной отраслью народного хозяйства страны.