2. Усиление материально-технической помощи Советского государства сельскому хозяйству

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 

Курс партии на обобществление мелкого индивидуального крестьянского производства и создание крупного социалистического коллективного производства требовал значительного увеличения материальной помощи сельскому хозяйству. XV съезд партии указал, что «одной из основных предпосылок развития СССР к социализму является подъем производительных сил деревни и рост благосостояния широких крестьянских масс»888.

Советское государство с каждым годом увеличивало помощь сельскому хозяйству. Бюджетное финансирование его возросло с 298,1 млн. руб. в 1926/27 г. до 1353,0 млн. руб. в 1929/30 г., или в 4,5 раза, долгосрочное производственное кредитование соответственно с 414,5 млн. руб. до 907,9 млн. руб., или в 2,2 раза889. Благодаря государственной помощи сельское хозяйство расширило капиталовложения в основные средства производства (строения производственного назначения, «мертвый» инвентарь и т. д.). Особенно увеличились капиталовложения в машины и орудия, мелиоративные и ирригационные сооружения. Так, капиталовложения в «мертвый» инвентарь с 1928 г. по 1930 г. выросли в 1,7 раза, в том числе в машины и орудия, включая тракторы — в 2,1 раза, в мелиоративные и ирригационные сооружения — в 3,1 раза890.

Основой повышения производительности сельского хозяйства и его реорганизации является техническое вооружение. Поэтому уделялось большое внимание развитию сельскохозяйственного машиностроения. В 1929 г. отечественная промышленность произвела машин и орудий сельскохозяйственного назначения в 3,6 раза больше, чем в 1913 г.891 Наряду с количественным ростом советского сельскохозяйственного машиностроения произошли изменения в его структуре: увеличился выпуск более сложных и производительных машин конной тяги (сеялок, жаток, молотилок). За четыре года (1925/26—1928/29) промышленность дала сельскому хозяйству 4,7 млн. плугов, 1,8 млн. борон, 275 тыс. сеялок, 810 тыс. жаток и косилок, 586 тыс. веялок и сортировок. Если производство плугов возросло на 78%, то жаток и косилок — в 3,4 раза, молотилок — в 3,2 раза, веялок и сортировок — в 2,5 раза. Советское сельскохозяйственное машиностроение освоило производство тракторов и тракторного инвентаря. За указанные четыре года было выпущено 5 тыс. тракторов, 4,1 тыс. тракторных плугов, 3,4 тыс. сеялок, 9,9 тыс. молотилок. Производство тракторов выросло в 3,8 раза, т. е. больше, чем производство основных видов машин конной тяги892. В то же время часть сельскохозяйственной техники, особенно тракторы, ввозилась из-за границы. Общее число тракторов в сельском хозяйстве страны увеличилось с 24 504 шт. в 1927 г. до 34 943 шт. в 1929 г.893

Поступая в сельское хозяйство, эти машины и орудия не могли произвести технического переворота, ибо в массе своей были рассчитаны на конную тягу, тракторов же было крайне мало. Однако даже внедрение конного инвентаря было прогрессивным явлением, означало повышение технического оснащения сельского хозяйства. В 1928 г. конным плугом было вспахано 89,2% посевных площадей яровых культур (сохой — 9,8%), конным инвентарем убрано 55,4% и обмолочено 58,0% всех зерновых культур894. Машины конной тяги, будучи нерентабельными в мелких и мельчайших индивидуальных хозяйствах, побуждали крестьян к объединению земельных наделов и труда.

Задача социалистической перестройки сельского хозяйства потребовала изменений в организации снабжения и использования сельскохозяйственных машин в деревне. XV съезд ВКП(б) указал на необходимость с помощью снабжения крестьянских хозяйств машинами содействовать их подъему и производственному кооперированию, усилить коллективные формы использования техники, развернув широкую сеть прокатных пунктов, машинных товариществ, а также облегчить снабжение колхозов и маломощных крестьян сельскохозяйственными машинами на льготных условиях895.

Советское государство значительно увеличило кредит на покупку машин и орудий и усилило дифференциацию его распределения. В 1928 г. краткосрочный кредит колхозам выдавался из расчета 7% годовых, бедняцким и середняцким хозяйствам — 8%, а для кулацких и зажиточных хозяйств он был повышен до 12%. В 1928/29 г. колхозы РСФСР получили 23,8% суммы кредита, предназначенного для приобретения машин, кооперативные и общественные организации — 33,5%896. В 1929 г. было еще более облегчено приобретение средств производства для бедняцко-середняцких хозяйств и запрещено кредитование кулацких хозяйств. Продажа сельскохозяйственных машин и орудий зажиточным слоям крестьянства разрешалась лишь после удовлетворения требований бедняцких и середняцких слоев и за наличный расчет. Было установлено, что тракторы продаются только совхозам, колхозам и кооперативным машинно-тракторным колоннам и станциям. В 1928/29 г. был осуществлен принудительный выкуп тракторов у индивидуальных хозяйств.

В итоге предпринятых Коммунистической партией и Советским правительством мер распределение реализуемых в деревне средств производства изменилось в пользу социалистического сектора, бедняков и середняков. Социалистический сектор стал основным потребителем более сложной сельскохозяйственной техники.

Советское государство использовало технику для стимулирования перехода крестьян к коллективным формам хозяйствования. Большую роль в этом деле сыграла сельскохозяйственная кооперация и особенно ее машинные товарищества. Всего по СССР в 1929 г. было 21,8 тыс. машинных товариществ с 408,7 тыс. членов. У 19,5 тыс. товариществ в коллективной собственности было 110,8 тыс. машин и орудий, в том числе 26,8 тыс. плугов, 21,4 тыс. железных борон, 12,6 тыс. сеялок, 10,1 тыс.уборочных машин, 13,2 тыс. молотилок, 15,9 тыс. зерноочистительных машин, 2399 тракторов, 750 локомобилей. Товарищества производили коллективную вспашку земли, посев и уборку урожая. Весной 1929 г. по СССР доля коллективных посевов во всей площади посевов машинных товариществ составляла около 20%897. Машинные товарищества еще не превращали крестьянские хозяйства в коллективные: каждый хозяин имел свой надел земли и свои средства производства. Частное хозяйство здесь переплеталось с элементами кооперативного ведения хозяйства. В дальнейшем отдельные машинные товарищества постепенно перерастали в сельскохозяйственные артели.

Важную роль в усилении социалистического воздействия на крестьянское индивидуальное хозяйство сыграли машинные прокатные пункты. Организация государственных и кооперативных прокатных пунктов освобождала крестьян от затрат на покупку машин и орудий, от аренды средств производства у кулаков. Прокат государственных и кооперативных машин был намного дешевле, чем аренда средств производства у кулаков. Поэтому крестьяне охотно пользовались машинами прокатных пунктов. Через прокатные пункты государство показывало крестьянам преимущества крупной сельскохозяйственной техники, которая облегчала труд и значительно повышала его производительность. Крестьяне на практике убеждались, что обрабатывать землю, разделенную на мелкие полосы, крупными машинами невыгодно. Это побуждало их к объединению наделов.

Сеть прокатных пунктов увеличивалась из года в год. Рост сети прокатных пунктов по РСФСР характеризуется следующими данными (на 1 октября)898:

1925 г.

1926 г.

1927 г.

1928 г.

Общее число прокатных пунктов

4495

6266

7300

10600

Прокатные пункты сельхозкооперации

2283

3826

4700

7170

Основная масса прокатных пунктов принадлежала сельскохозяйственной кооперации (в 1925 г. — 50,8%, в 1928 г. — 67,6%). Остальные прокатные пункты были созданы земельными органами, совхозами, колхозами и комитетами крестьянской взаимопомощи. Наряду с расширением сети прокатных пунктов росло оснащение их крупной техникой.

Новой прогрессивной формой снабжения и использования направляемых в деревню крупных машин и орудий явились тракторные колонны и станции. Они сыграли большую роль в подготовке и проведении коллективизации сельского хозяйства.

Первая тракторная колонна была организована в 1927 г. совхозом им. Шевченко на Украине; она состояла из 10 тракторов и обслуживала 250 крестьянских хозяйств. Весной 1928 г. совхоз организовал 14 тракторных отрядов в составе 68 тракторов и обслуживал 1163 крестьянских хозяйства с 15,7 тыс. дес. пахотной земли. В конце 1928 г. колонны совхоза были преобразованы в первую государственную машинно-тракторную станцию (МТС). Опыт совхоза им. Шевченко был подхвачен другими совхозами. В 1928 г. на Украине 73 совхоза создали тракторные колонны, в распоряжении которых было 700 тракторов899.

Машинно-тракторные колонны, как показал опыт совхоза им. Шевченко, обслуживали группы хозяйств, а не хозяйства отдельных крестьян, что требовало создания единого земельного массива, с общим севооборотом. Тракторные колонны стали осуществлять все основные сельскохозяйственные работы, а не только вспашку, что способствовало комплексному использованию техники. Расчет за работы осуществлялся после уборки урожая натурой, определенной частью урожая, что создавало общую (механизаторов и крестьян) заинтересованность в повышении урожайности, в качественном и своевременном выполнении всех работ.

Коммунистическая партия высоко оценила опыт создания тракторных колонн и оказывала им всевозможную помощь. Государство поощряло и создание кооперативных тракторных колонн и станций. В 1929 г. система сельскохозяйственной кооперации имела 61 МТС и МТК. Они располагали 2000 тракторов, обслуживали 387 колхозов, объединявших 55,4 тыс. крестьянских хозяйств900.

Применение крупной техники тракторных колонн и станций обеспечивало проведение глубокой тракторной пахоты, рядового посева, своевременной машинной уборки урожая и т. п., что вело к повышению урожайности901.

МТК и МТС были средством помощи бедноте, они подрывали влияние кулацких хозяйств в деревне. Бедняцкие и середняцкие хозяйства, заключая договоры с МТК и МТС на обработку земли, освобождались от сдачи ее в аренду кулачеству, от кабальной аренды у кулаков средств производства. Поэтому кулаки всеми силами противодействовали организации тракторных колонн и станций.

МТК и МТС уже в первые годы способствовали увеличению обрабатываемой площади за счет целинных земель. Так, за 1929 г. только 22 МТС сельхозкооперации подняли 54 тыс. га целинных и залежных земель902.

В обслуживаемых МТК и МТС районах усиливалась коллективизация сельского хозяйства. Это иллюстрируют данные о проценте коллективизации крестьянских хозяйств в ЦЧО на август 1930 г.903:

МТС

В районе обслуживания МТС

В целом по району

Токаревская

95

16

Таловская

83

24

Охочевская

82

16

Тербунская

73

25

Тракторные колонны и станции были важным рычагом коллективизации деревни, они приближали колхозное движение к сплошной коллективизации. Совет Труда и Обороны, обсудив 5 июня 1929 г. вопрос о работе машинно-тракторных станций и отметив их положительные результаты, выразившиеся «в усилении коллективизации крестьянских хозяйств, поднятии их производительности и максимальном использовании тракторов», постановил приступить «к широкому строительству машинно-тракторных станций, как одному из основных путей к переустройству индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства»904.

Советское государство оказывало деревне и другие виды помощи в развитии производительных сил сельского хозяйства. Большое значение имело широкое проведение землеустройства. В 1928—1929 гг. межселенное землеустройство было проведено на 13,2 млн. га, внутриселенное — на 43,2 млн. га, в том числе путем выделения поселков и выселков — на 14,4 млн. га, разбивка полей на севообороты и широкие полосы — на 27,8 млн. га. Землеустройство было проведено в колхозах и совхозах на площади около 22,3 млн. га905.

Большую помощь сельскому хозяйству государство оказывало по линии подготовки агрономических кадров. Число агрономов в сельском хозяйстве СССР увеличилось с 7,2 тыс. в 1924 г. до 18,5 тыс. на январь 1928 г.906

Таким образом, сельское хозяйство получало от Советского государства всестороннюю помощь, которая шла по линии снабжения деревни средствами производства (машины и орудия, удобрения и т. д.) и сельскохозяйственного кредита. Укреплялась материально-техническая база социалистических предприятий (совхозов, МТС, колхозов); развивались коллективные формы использования машин (товарищества, прокатные пункты и т. п.).

Одновременно усиливались мероприятия государства по ограничению и вытеснению кулачества. В соответствии с решением XV съезда партии Советским правительством было введено повышенное индивидуальное обложение налогами кулацких хозяйств. Если в 1927/28 г. кулацкая верхушка деревни с доходом свыше 700 руб. на хозяйство, составлявшая 2,5% хозяйств, платила 14,7%, то в 1928/29 г. — 22,8% общей суммы сельскохозяйственного налога.

Бедняки совсем освобождались от налога. В 1926/27 г. от уплаты сельхозналога было освобождено 27,6% крестьянских хозяйств, а в 1927/28 г. — 38%. Кроме того, многие крестьяне пользовались различными льготами. Дополнительные льготы по налогу были предоставлены колхозам: общий размер скидок с налога в колхозах в 1927/28 г. составлял 48—50% к причитавшемуся с них налогу. Еще более льготные условия налогообложения были созданы для колхозов в 1928/29 г.907

Кулачество было ограничено в приобретении средств производства. Срок аренды земли был сокращен до шести лет. Был усилен контроль за выполнением Кодекса о труде и «Временных правил» в отношении сельскохозяйственных рабочих, занятых в хозяйствах кулацкого типа. Все эти мероприятия ограничивали рост кулацких хозяйств, развитие капиталистических отношений в деревне. В результате наступления на кулацкие элементы в деревне, экономического укрепления бедняцких и маломощных хозяйств, развития новых государственных и кооперативных форм использования машин произошло некоторое сокращение в деревне найма рабочей силы, аренды земли и средств производства. Так, процент хозяйств с наймом рабочей силы (со сроком более 50 дней) упал с 4,3 в 1927 г. до 2,8 в 1929 г. Удельный вес крестьянских хозяйств с арендой земли снизился с 21,7% в 1927 г. до 19,9% в 1929 г. Если в 1927 г. к аренде земли прибегало 41,6% кулацких хозяйств, то в 1929 г. — 33%. Число кулацких хозяйств, сдающих средства производства в аренду, соответственно сократилось с 45,1 до 41,9%908. Снизилось значение кулацких хозяйств в производстве сельскохозяйственной товарной продукции. Если в 1927 г. крупные хозяйства с посевом свыше 17 га давали (по восьми производящим районам страны) 25,1% товарной продукции, то в 1929 г. — только 14%, т. е. меньше, чем колхозы и совхозы909.

Наряду с экономическим наступлением на кулака принимались меры к политической изоляции кулачества. XV съезд партии отметил, что «в политической области усилился отход середняка от кулачества, укрепился союз рабочего класса с середняцкими массами крестьянства и обнаружился решительный перелом в сторону изоляции кулака»910. Из города в деревню направлялись коммунисты; крепли сельские партийные организации. Развернулось шефство рабочих над деревней; в этой работе на начало 1927 г. участвовало до 1,5 млн. человек. Усилилась организованность деревенской бедноты. Выборы в местные Советы, в кооперативные и другие общественные органы, успешное осуществление хлебозаготовительных кампаний показывали, что бедняцко-середняцкая часть деревни всецело поддерживает мероприятия Советской власти.

Все это свидетельствовало о наличии необходимых экономических и политических предпосылок для социалистического переустройства сельского хозяйства. Поворот основных масс крестьянства в сторону колхозов осуществился в результате огромной подготовительной работы Коммунистической партии и Советского государства, последовательного проведения ленинской политики, направленной на укрепление союза с середняком при опоре на бедноту против кулака, за победу социализма.

Курс партии на обобществление мелкого индивидуального крестьянского производства и создание крупного социалистического коллективного производства требовал значительного увеличения материальной помощи сельскому хозяйству. XV съезд партии указал, что «одной из основных предпосылок развития СССР к социализму является подъем производительных сил деревни и рост благосостояния широких крестьянских масс»888.

Советское государство с каждым годом увеличивало помощь сельскому хозяйству. Бюджетное финансирование его возросло с 298,1 млн. руб. в 1926/27 г. до 1353,0 млн. руб. в 1929/30 г., или в 4,5 раза, долгосрочное производственное кредитование соответственно с 414,5 млн. руб. до 907,9 млн. руб., или в 2,2 раза889. Благодаря государственной помощи сельское хозяйство расширило капиталовложения в основные средства производства (строения производственного назначения, «мертвый» инвентарь и т. д.). Особенно увеличились капиталовложения в машины и орудия, мелиоративные и ирригационные сооружения. Так, капиталовложения в «мертвый» инвентарь с 1928 г. по 1930 г. выросли в 1,7 раза, в том числе в машины и орудия, включая тракторы — в 2,1 раза, в мелиоративные и ирригационные сооружения — в 3,1 раза890.

Основой повышения производительности сельского хозяйства и его реорганизации является техническое вооружение. Поэтому уделялось большое внимание развитию сельскохозяйственного машиностроения. В 1929 г. отечественная промышленность произвела машин и орудий сельскохозяйственного назначения в 3,6 раза больше, чем в 1913 г.891 Наряду с количественным ростом советского сельскохозяйственного машиностроения произошли изменения в его структуре: увеличился выпуск более сложных и производительных машин конной тяги (сеялок, жаток, молотилок). За четыре года (1925/26—1928/29) промышленность дала сельскому хозяйству 4,7 млн. плугов, 1,8 млн. борон, 275 тыс. сеялок, 810 тыс. жаток и косилок, 586 тыс. веялок и сортировок. Если производство плугов возросло на 78%, то жаток и косилок — в 3,4 раза, молотилок — в 3,2 раза, веялок и сортировок — в 2,5 раза. Советское сельскохозяйственное машиностроение освоило производство тракторов и тракторного инвентаря. За указанные четыре года было выпущено 5 тыс. тракторов, 4,1 тыс. тракторных плугов, 3,4 тыс. сеялок, 9,9 тыс. молотилок. Производство тракторов выросло в 3,8 раза, т. е. больше, чем производство основных видов машин конной тяги892. В то же время часть сельскохозяйственной техники, особенно тракторы, ввозилась из-за границы. Общее число тракторов в сельском хозяйстве страны увеличилось с 24 504 шт. в 1927 г. до 34 943 шт. в 1929 г.893

Поступая в сельское хозяйство, эти машины и орудия не могли произвести технического переворота, ибо в массе своей были рассчитаны на конную тягу, тракторов же было крайне мало. Однако даже внедрение конного инвентаря было прогрессивным явлением, означало повышение технического оснащения сельского хозяйства. В 1928 г. конным плугом было вспахано 89,2% посевных площадей яровых культур (сохой — 9,8%), конным инвентарем убрано 55,4% и обмолочено 58,0% всех зерновых культур894. Машины конной тяги, будучи нерентабельными в мелких и мельчайших индивидуальных хозяйствах, побуждали крестьян к объединению земельных наделов и труда.

Задача социалистической перестройки сельского хозяйства потребовала изменений в организации снабжения и использования сельскохозяйственных машин в деревне. XV съезд ВКП(б) указал на необходимость с помощью снабжения крестьянских хозяйств машинами содействовать их подъему и производственному кооперированию, усилить коллективные формы использования техники, развернув широкую сеть прокатных пунктов, машинных товариществ, а также облегчить снабжение колхозов и маломощных крестьян сельскохозяйственными машинами на льготных условиях895.

Советское государство значительно увеличило кредит на покупку машин и орудий и усилило дифференциацию его распределения. В 1928 г. краткосрочный кредит колхозам выдавался из расчета 7% годовых, бедняцким и середняцким хозяйствам — 8%, а для кулацких и зажиточных хозяйств он был повышен до 12%. В 1928/29 г. колхозы РСФСР получили 23,8% суммы кредита, предназначенного для приобретения машин, кооперативные и общественные организации — 33,5%896. В 1929 г. было еще более облегчено приобретение средств производства для бедняцко-середняцких хозяйств и запрещено кредитование кулацких хозяйств. Продажа сельскохозяйственных машин и орудий зажиточным слоям крестьянства разрешалась лишь после удовлетворения требований бедняцких и середняцких слоев и за наличный расчет. Было установлено, что тракторы продаются только совхозам, колхозам и кооперативным машинно-тракторным колоннам и станциям. В 1928/29 г. был осуществлен принудительный выкуп тракторов у индивидуальных хозяйств.

В итоге предпринятых Коммунистической партией и Советским правительством мер распределение реализуемых в деревне средств производства изменилось в пользу социалистического сектора, бедняков и середняков. Социалистический сектор стал основным потребителем более сложной сельскохозяйственной техники.

Советское государство использовало технику для стимулирования перехода крестьян к коллективным формам хозяйствования. Большую роль в этом деле сыграла сельскохозяйственная кооперация и особенно ее машинные товарищества. Всего по СССР в 1929 г. было 21,8 тыс. машинных товариществ с 408,7 тыс. членов. У 19,5 тыс. товариществ в коллективной собственности было 110,8 тыс. машин и орудий, в том числе 26,8 тыс. плугов, 21,4 тыс. железных борон, 12,6 тыс. сеялок, 10,1 тыс.уборочных машин, 13,2 тыс. молотилок, 15,9 тыс. зерноочистительных машин, 2399 тракторов, 750 локомобилей. Товарищества производили коллективную вспашку земли, посев и уборку урожая. Весной 1929 г. по СССР доля коллективных посевов во всей площади посевов машинных товариществ составляла около 20%897. Машинные товарищества еще не превращали крестьянские хозяйства в коллективные: каждый хозяин имел свой надел земли и свои средства производства. Частное хозяйство здесь переплеталось с элементами кооперативного ведения хозяйства. В дальнейшем отдельные машинные товарищества постепенно перерастали в сельскохозяйственные артели.

Важную роль в усилении социалистического воздействия на крестьянское индивидуальное хозяйство сыграли машинные прокатные пункты. Организация государственных и кооперативных прокатных пунктов освобождала крестьян от затрат на покупку машин и орудий, от аренды средств производства у кулаков. Прокат государственных и кооперативных машин был намного дешевле, чем аренда средств производства у кулаков. Поэтому крестьяне охотно пользовались машинами прокатных пунктов. Через прокатные пункты государство показывало крестьянам преимущества крупной сельскохозяйственной техники, которая облегчала труд и значительно повышала его производительность. Крестьяне на практике убеждались, что обрабатывать землю, разделенную на мелкие полосы, крупными машинами невыгодно. Это побуждало их к объединению наделов.

Сеть прокатных пунктов увеличивалась из года в год. Рост сети прокатных пунктов по РСФСР характеризуется следующими данными (на 1 октября)898:

1925 г.

1926 г.

1927 г.

1928 г.

Общее число прокатных пунктов

4495

6266

7300

10600

Прокатные пункты сельхозкооперации

2283

3826

4700

7170

Основная масса прокатных пунктов принадлежала сельскохозяйственной кооперации (в 1925 г. — 50,8%, в 1928 г. — 67,6%). Остальные прокатные пункты были созданы земельными органами, совхозами, колхозами и комитетами крестьянской взаимопомощи. Наряду с расширением сети прокатных пунктов росло оснащение их крупной техникой.

Новой прогрессивной формой снабжения и использования направляемых в деревню крупных машин и орудий явились тракторные колонны и станции. Они сыграли большую роль в подготовке и проведении коллективизации сельского хозяйства.

Первая тракторная колонна была организована в 1927 г. совхозом им. Шевченко на Украине; она состояла из 10 тракторов и обслуживала 250 крестьянских хозяйств. Весной 1928 г. совхоз организовал 14 тракторных отрядов в составе 68 тракторов и обслуживал 1163 крестьянских хозяйства с 15,7 тыс. дес. пахотной земли. В конце 1928 г. колонны совхоза были преобразованы в первую государственную машинно-тракторную станцию (МТС). Опыт совхоза им. Шевченко был подхвачен другими совхозами. В 1928 г. на Украине 73 совхоза создали тракторные колонны, в распоряжении которых было 700 тракторов899.

Машинно-тракторные колонны, как показал опыт совхоза им. Шевченко, обслуживали группы хозяйств, а не хозяйства отдельных крестьян, что требовало создания единого земельного массива, с общим севооборотом. Тракторные колонны стали осуществлять все основные сельскохозяйственные работы, а не только вспашку, что способствовало комплексному использованию техники. Расчет за работы осуществлялся после уборки урожая натурой, определенной частью урожая, что создавало общую (механизаторов и крестьян) заинтересованность в повышении урожайности, в качественном и своевременном выполнении всех работ.

Коммунистическая партия высоко оценила опыт создания тракторных колонн и оказывала им всевозможную помощь. Государство поощряло и создание кооперативных тракторных колонн и станций. В 1929 г. система сельскохозяйственной кооперации имела 61 МТС и МТК. Они располагали 2000 тракторов, обслуживали 387 колхозов, объединявших 55,4 тыс. крестьянских хозяйств900.

Применение крупной техники тракторных колонн и станций обеспечивало проведение глубокой тракторной пахоты, рядового посева, своевременной машинной уборки урожая и т. п., что вело к повышению урожайности901.

МТК и МТС были средством помощи бедноте, они подрывали влияние кулацких хозяйств в деревне. Бедняцкие и середняцкие хозяйства, заключая договоры с МТК и МТС на обработку земли, освобождались от сдачи ее в аренду кулачеству, от кабальной аренды у кулаков средств производства. Поэтому кулаки всеми силами противодействовали организации тракторных колонн и станций.

МТК и МТС уже в первые годы способствовали увеличению обрабатываемой площади за счет целинных земель. Так, за 1929 г. только 22 МТС сельхозкооперации подняли 54 тыс. га целинных и залежных земель902.

В обслуживаемых МТК и МТС районах усиливалась коллективизация сельского хозяйства. Это иллюстрируют данные о проценте коллективизации крестьянских хозяйств в ЦЧО на август 1930 г.903:

МТС

В районе обслуживания МТС

В целом по району

Токаревская

95

16

Таловская

83

24

Охочевская

82

16

Тербунская

73

25

Тракторные колонны и станции были важным рычагом коллективизации деревни, они приближали колхозное движение к сплошной коллективизации. Совет Труда и Обороны, обсудив 5 июня 1929 г. вопрос о работе машинно-тракторных станций и отметив их положительные результаты, выразившиеся «в усилении коллективизации крестьянских хозяйств, поднятии их производительности и максимальном использовании тракторов», постановил приступить «к широкому строительству машинно-тракторных станций, как одному из основных путей к переустройству индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства»904.

Советское государство оказывало деревне и другие виды помощи в развитии производительных сил сельского хозяйства. Большое значение имело широкое проведение землеустройства. В 1928—1929 гг. межселенное землеустройство было проведено на 13,2 млн. га, внутриселенное — на 43,2 млн. га, в том числе путем выделения поселков и выселков — на 14,4 млн. га, разбивка полей на севообороты и широкие полосы — на 27,8 млн. га. Землеустройство было проведено в колхозах и совхозах на площади около 22,3 млн. га905.

Большую помощь сельскому хозяйству государство оказывало по линии подготовки агрономических кадров. Число агрономов в сельском хозяйстве СССР увеличилось с 7,2 тыс. в 1924 г. до 18,5 тыс. на январь 1928 г.906

Таким образом, сельское хозяйство получало от Советского государства всестороннюю помощь, которая шла по линии снабжения деревни средствами производства (машины и орудия, удобрения и т. д.) и сельскохозяйственного кредита. Укреплялась материально-техническая база социалистических предприятий (совхозов, МТС, колхозов); развивались коллективные формы использования машин (товарищества, прокатные пункты и т. п.).

Одновременно усиливались мероприятия государства по ограничению и вытеснению кулачества. В соответствии с решением XV съезда партии Советским правительством было введено повышенное индивидуальное обложение налогами кулацких хозяйств. Если в 1927/28 г. кулацкая верхушка деревни с доходом свыше 700 руб. на хозяйство, составлявшая 2,5% хозяйств, платила 14,7%, то в 1928/29 г. — 22,8% общей суммы сельскохозяйственного налога.

Бедняки совсем освобождались от налога. В 1926/27 г. от уплаты сельхозналога было освобождено 27,6% крестьянских хозяйств, а в 1927/28 г. — 38%. Кроме того, многие крестьяне пользовались различными льготами. Дополнительные льготы по налогу были предоставлены колхозам: общий размер скидок с налога в колхозах в 1927/28 г. составлял 48—50% к причитавшемуся с них налогу. Еще более льготные условия налогообложения были созданы для колхозов в 1928/29 г.907

Кулачество было ограничено в приобретении средств производства. Срок аренды земли был сокращен до шести лет. Был усилен контроль за выполнением Кодекса о труде и «Временных правил» в отношении сельскохозяйственных рабочих, занятых в хозяйствах кулацкого типа. Все эти мероприятия ограничивали рост кулацких хозяйств, развитие капиталистических отношений в деревне. В результате наступления на кулацкие элементы в деревне, экономического укрепления бедняцких и маломощных хозяйств, развития новых государственных и кооперативных форм использования машин произошло некоторое сокращение в деревне найма рабочей силы, аренды земли и средств производства. Так, процент хозяйств с наймом рабочей силы (со сроком более 50 дней) упал с 4,3 в 1927 г. до 2,8 в 1929 г. Удельный вес крестьянских хозяйств с арендой земли снизился с 21,7% в 1927 г. до 19,9% в 1929 г. Если в 1927 г. к аренде земли прибегало 41,6% кулацких хозяйств, то в 1929 г. — 33%. Число кулацких хозяйств, сдающих средства производства в аренду, соответственно сократилось с 45,1 до 41,9%908. Снизилось значение кулацких хозяйств в производстве сельскохозяйственной товарной продукции. Если в 1927 г. крупные хозяйства с посевом свыше 17 га давали (по восьми производящим районам страны) 25,1% товарной продукции, то в 1929 г. — только 14%, т. е. меньше, чем колхозы и совхозы909.

Наряду с экономическим наступлением на кулака принимались меры к политической изоляции кулачества. XV съезд партии отметил, что «в политической области усилился отход середняка от кулачества, укрепился союз рабочего класса с середняцкими массами крестьянства и обнаружился решительный перелом в сторону изоляции кулака»910. Из города в деревню направлялись коммунисты; крепли сельские партийные организации. Развернулось шефство рабочих над деревней; в этой работе на начало 1927 г. участвовало до 1,5 млн. человек. Усилилась организованность деревенской бедноты. Выборы в местные Советы, в кооперативные и другие общественные органы, успешное осуществление хлебозаготовительных кампаний показывали, что бедняцко-середняцкая часть деревни всецело поддерживает мероприятия Советской власти.

Все это свидетельствовало о наличии необходимых экономических и политических предпосылок для социалистического переустройства сельского хозяйства. Поворот основных масс крестьянства в сторону колхозов осуществился в результате огромной подготовительной работы Коммунистической партии и Советского государства, последовательного проведения ленинской политики, направленной на укрепление союза с середняком при опоре на бедноту против кулака, за победу социализма.