3. Мобилизация средств населения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 

Проведение социалистической индустриализации страны в обстановке враждебного капиталистического окружения, без кредитов и займов извне заставляло широко использовать разнообразные методы мобилизации средств населения для финансирования строительства собственной тяжелой индустрии и оказания государственной финансовой помощи новому колхозному строю в деревне. При этом Коммунистическая партия и Советская власть последовательно проводили классовую линию, рассчитанную на ограничение, вытеснение и затем полную ликвидацию капиталистических элементов, на повышение жизненного уровня трудящихся масс.

Приводим данные, характеризующие динамику и удельный вес мобилизованных средств населения в доходах сводного (государственный и местные) бюджета СССР (в млн. руб.):

1927/28 г.

1928/29 г.

1929/30 г.

1931 г.

1932 г.

Всего доходов бюджета

7320

8830

13879

25246

38042

В том числе

налоги и сборы с населения

888

1029

1118

2110

2986

государственные займы

726

725

1278

3269

3922

Итого налоги с населения и государственные займы

1614

1754

2396

5379

6908

% ко всем доходам бюджета

налоги и сборы с населения

12,1

11,6

8,1

8,3

7,8

государственные займы

9,9

8,2

9,2

12,9

10,3

За 1927/28—1932 гг. объем средств, мобилизованных в бюджет при помощи налогов и сборов с населения и государственных займов, увеличился почти в 4,3 раза. Однако удельный вес этих поступлений в общей сумме доходов бюджета снизился, что явилось результатом роста рентабельности социалистических предприятий и быстрого увеличения их денежных накоплений. Особенно снизилась в доходах бюджета роль поступлений по налогам и сборам с населения. Это отражает как процесс вытеснения капиталистических элементов, так и перемещение центра тяжести в мобилизации средств трудящихся с налогов на государственные займы.

Главным орудием классовой политики в области мобилизации средств населения являются налоги. Попытка буржуазных экономистов и оппортунистов ориентировать Советское государство на развязывание частнокапиталистических накоплений и вовлечение этих накоплений в организованное русло посредством государственных займов была решительно отвергнута. В период построения фундамента социалистической экономики налоговые мероприятия Советского государства содействовали укреплению и развитию социалистических форм хозяйства, вытеснению частника. Усиливая обложение капиталистических элементов, Советское государство вместе с тем использовало налоги для мобилизации в бюджет части денежных доходов трудящихся города и деревни, особенно в связи с образовавшимся в процессе индустриализации несоответствием между ростом денежных доходов населения и возможностями удовлетворения возрастающих потребностей населения через каналы государственной и кооперативной торговли.

Важнейшее значение для усиления классовой дифференциации налоговых платежей городского населения (о сельхозналоге см. в предыдущем параграфе) имели реформы подоходного налога в 1926 г. и промыслового налога в 1928 г.

Усиление классовой дифференциации подоходного налога в 1926 г. было достигнуто посредством введения обложения всех плательщиков налога, кроме рабочих и служащих, по совокупному (от всех источников) доходу и повышением прогрессии ставок налога. В результате размеры налога с рабочих и служащих, а также с кооперированных кустарей и ремесленников снизились, а с лиц, имеющих нетрудовые доходы, напротив, повысились (с 7,9 до 10,1%). Дальнейшему повышению размеров обложения капиталистических элементов содействовало введение в том же 1926 г. в дополнение к подоходному налогу так называемого налога на сверхприбыль, впоследствии (с 1934 г.) превращенного в надбавку к окладам и подоходного налога с владельцев торговых и промышленных предприятий, частных торговых посредников и т. п.

Проведенная в 1928 г. реформа промыслового налога осуществила переход от обложения по оборотам предыдущего окладного года к обложениям по оборотам текущего года (что позволяло более полно охватить налогом частные предприятия) и усилила дифференциацию ставок налога в зависимости от формы собственности и от характера отрасли, к которой относится данное предприятие. Так, с государственных и кооперативных предприятий налог взимался в размере от 1,6 до 14,8% к обороту (в разных отраслях хозяйства), а с частных предприятий — в размере от 2,2 до 17,2% к обороту. В результате частные предприятия, на долю которых в 1928/29 г. приходилось 11,2% всего облагаемого налогом оборота, уплачивали 16,1% суммы промыслового налога. С личных промыслов налог взимался твердыми ставками, размеры которых колебались от 6—24 руб. (если не применялся наемный труд) до 24—96 руб., если в промысле были заняты два наемных работника. Предприятия и промыслы, занятые производством предметов роскоши или торговлей ими, облагались повышенными ставками промналога.

По мере неуклонного роста обобществленного хозяйства и вытеснения капиталистических элементов доля последних в национальном доходе снижалась: в 1927/28 г. она составляла 8,1%, а в 1929/30 г. — лишь 1,8. Результатом этого процесса, а также освобождения от налогов деревенской бедноты и маломощных крестьянских хозяйств при одновременном снижении налогов, уплачиваемых середняками и трудящимися городов, явилось падение удельного веса в бюджете налоговых поступлений по платежам частных хозяйств и населения, несмотря на усиление обложения капиталистических элементов.

Вступление в период социализма и изменение классового состава населения страны обусловили дальнейшие преобразования в системе налоговых платежей населения.

Промысловый налог, ставший после реформы 1930 г. платежом исключительно частного сектора, быстро утрачивал свое значение. В 1930 г. в целях содействия развитию кустарных промыслов и упрощению порядка их обложения все кустари и ремесленники стали облагаться твердыми ставками налога. В мае 1932 г. Советское правительство, принимая меры к быстрому развитию колхозной торговли, предложило не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян. В октябре 1932 г. в целях развития производства товаров широкого потребления от промналога были освобождены кустари и ремесленники, не применяющие наемного труда, что составляло 9/10 всех плательщиков налога, облагавшихся твердыми ставками. В итоге за промналогом сохранялось почти одно лишь регистрационное значение и он использовался для борьбы с нелегальной торговлей.

В отличие от промналога подоходный налог с частных лиц сохранял свое значение как существенный источник бюджетных доходов и после ликвидации капиталистических классов, поскольку он распространяется на всех (за некоторым исключением) лиц, имеющих самостоятельные источники доходов. Его совершенствование стало диктоваться задачами наиболее последовательного внедрения социалистического принципа оплаты труда и искоренения нетрудовых доходов. Прогрессия обложения заработной платы была сжата (максимальная ставка налога снижена с 30% до 3,5% и прогрессия прекращалась для заработков, превышающих 500 руб. в месяц). Для развития кустарных промыслов и упрощения техники налоговой работы доходы всех некооперированных кустарей и ремесленников стали с 1932 г. определяться по твердым нормам доходности. В отношении остальных групп плательщиков (особенно лиц, имевших нетрудовые доходы) ставки налога были значительно повышены. В процентах к облагаемому доходу налог в 1932 г. составлял: с рабочих, служащих и кооперированных кустарей и ремесленников — от 0,83% (при месячной заработной плате 100 руб.) до 3,5% (при месячной заработной плате 500 р. и более); с некооперированных кустарей и ремесленников без наемного труда — в среднем 10%, с применением наемного труда — 25%; с населения с нетрудовыми доходами — 36%.

В 1931 г. по инициативе трудящихся были введены единовременные сборы на нужды хозяйственного и культурного строительства в городах и сельских местностях и единовременный сбор на нужды жилищного строительства в городах. Проведение сборов, вопрос об установлении которых был поставлен перед правительством СССР местными Советами, усилило финансовую базу для осуществления пятилетки в четыре года. Сборы были повторены в 1932 г. и затем, начиная с 1933 г., сделались постоянной частью системы налоговых платежей населения в форме единого сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Существенную роль в мобилизации средств населения на нужды социалистической индустриализации страны сыграло развитие сберегательного дела. За период с 1 октября 1926 г. по 1 января 1933 г. число вкладчиков (физических лиц) увеличилось с 1,2 млн. до 23,9 млн. (в 20 раз), сумма их вкладов — с 64 млн. до 974 млн. руб. (в 15 раз). Основой этого роста было увеличение доходов населения. Были приняты меры к расширению сети сберегательных касс (с 12 тыс. до 56 тыс.), упрощению и улучшению всей операционно-технической их деятельности, развертыванию разъяснительной работы среди широких народных масс.

Одним из наиболее ярких проявлений глубочайшей заинтересованности трудящихся в обеспечении социалистической индустриализации страны финансовыми ресурсами явился выпуск подлинно массовых советских займов, размещение которых стало всенародным делом. Сами названия этих займов (первый, второй и третий займы индустриализации, заем укрепления крестьянского хозяйства, заем «Пятилетка в четыре года») свидетельствовали о их целенаправленности. Была найдена и внедрена форма государственного кредита, непосредственно обращенная к массам рабочих, служащих, трудового крестьянства.

Большое положительное влияние оказала реформа государственного кредита, проведенная в 1930 г. Она унифицировала займовые операции путем обмена облигаций ранее выпущенных массовых займов на облигации займа «Пятилетка в четыре года», тем самым упростила систему государственных займов, облегчила владельцам облигаций наблюдение за тиражами выигрышей и погашения займов, способствовала улучшению обслуживания владельцев облигаций займов.

Проведение социалистической индустриализации страны в обстановке враждебного капиталистического окружения, без кредитов и займов извне заставляло широко использовать разнообразные методы мобилизации средств населения для финансирования строительства собственной тяжелой индустрии и оказания государственной финансовой помощи новому колхозному строю в деревне. При этом Коммунистическая партия и Советская власть последовательно проводили классовую линию, рассчитанную на ограничение, вытеснение и затем полную ликвидацию капиталистических элементов, на повышение жизненного уровня трудящихся масс.

Приводим данные, характеризующие динамику и удельный вес мобилизованных средств населения в доходах сводного (государственный и местные) бюджета СССР (в млн. руб.):

1927/28 г.

1928/29 г.

1929/30 г.

1931 г.

1932 г.

Всего доходов бюджета

7320

8830

13879

25246

38042

В том числе

налоги и сборы с населения

888

1029

1118

2110

2986

государственные займы

726

725

1278

3269

3922

Итого налоги с населения и государственные займы

1614

1754

2396

5379

6908

% ко всем доходам бюджета

налоги и сборы с населения

12,1

11,6

8,1

8,3

7,8

государственные займы

9,9

8,2

9,2

12,9

10,3

За 1927/28—1932 гг. объем средств, мобилизованных в бюджет при помощи налогов и сборов с населения и государственных займов, увеличился почти в 4,3 раза. Однако удельный вес этих поступлений в общей сумме доходов бюджета снизился, что явилось результатом роста рентабельности социалистических предприятий и быстрого увеличения их денежных накоплений. Особенно снизилась в доходах бюджета роль поступлений по налогам и сборам с населения. Это отражает как процесс вытеснения капиталистических элементов, так и перемещение центра тяжести в мобилизации средств трудящихся с налогов на государственные займы.

Главным орудием классовой политики в области мобилизации средств населения являются налоги. Попытка буржуазных экономистов и оппортунистов ориентировать Советское государство на развязывание частнокапиталистических накоплений и вовлечение этих накоплений в организованное русло посредством государственных займов была решительно отвергнута. В период построения фундамента социалистической экономики налоговые мероприятия Советского государства содействовали укреплению и развитию социалистических форм хозяйства, вытеснению частника. Усиливая обложение капиталистических элементов, Советское государство вместе с тем использовало налоги для мобилизации в бюджет части денежных доходов трудящихся города и деревни, особенно в связи с образовавшимся в процессе индустриализации несоответствием между ростом денежных доходов населения и возможностями удовлетворения возрастающих потребностей населения через каналы государственной и кооперативной торговли.

Важнейшее значение для усиления классовой дифференциации налоговых платежей городского населения (о сельхозналоге см. в предыдущем параграфе) имели реформы подоходного налога в 1926 г. и промыслового налога в 1928 г.

Усиление классовой дифференциации подоходного налога в 1926 г. было достигнуто посредством введения обложения всех плательщиков налога, кроме рабочих и служащих, по совокупному (от всех источников) доходу и повышением прогрессии ставок налога. В результате размеры налога с рабочих и служащих, а также с кооперированных кустарей и ремесленников снизились, а с лиц, имеющих нетрудовые доходы, напротив, повысились (с 7,9 до 10,1%). Дальнейшему повышению размеров обложения капиталистических элементов содействовало введение в том же 1926 г. в дополнение к подоходному налогу так называемого налога на сверхприбыль, впоследствии (с 1934 г.) превращенного в надбавку к окладам и подоходного налога с владельцев торговых и промышленных предприятий, частных торговых посредников и т. п.

Проведенная в 1928 г. реформа промыслового налога осуществила переход от обложения по оборотам предыдущего окладного года к обложениям по оборотам текущего года (что позволяло более полно охватить налогом частные предприятия) и усилила дифференциацию ставок налога в зависимости от формы собственности и от характера отрасли, к которой относится данное предприятие. Так, с государственных и кооперативных предприятий налог взимался в размере от 1,6 до 14,8% к обороту (в разных отраслях хозяйства), а с частных предприятий — в размере от 2,2 до 17,2% к обороту. В результате частные предприятия, на долю которых в 1928/29 г. приходилось 11,2% всего облагаемого налогом оборота, уплачивали 16,1% суммы промыслового налога. С личных промыслов налог взимался твердыми ставками, размеры которых колебались от 6—24 руб. (если не применялся наемный труд) до 24—96 руб., если в промысле были заняты два наемных работника. Предприятия и промыслы, занятые производством предметов роскоши или торговлей ими, облагались повышенными ставками промналога.

По мере неуклонного роста обобществленного хозяйства и вытеснения капиталистических элементов доля последних в национальном доходе снижалась: в 1927/28 г. она составляла 8,1%, а в 1929/30 г. — лишь 1,8. Результатом этого процесса, а также освобождения от налогов деревенской бедноты и маломощных крестьянских хозяйств при одновременном снижении налогов, уплачиваемых середняками и трудящимися городов, явилось падение удельного веса в бюджете налоговых поступлений по платежам частных хозяйств и населения, несмотря на усиление обложения капиталистических элементов.

Вступление в период социализма и изменение классового состава населения страны обусловили дальнейшие преобразования в системе налоговых платежей населения.

Промысловый налог, ставший после реформы 1930 г. платежом исключительно частного сектора, быстро утрачивал свое значение. В 1930 г. в целях содействия развитию кустарных промыслов и упрощению порядка их обложения все кустари и ремесленники стали облагаться твердыми ставками налога. В мае 1932 г. Советское правительство, принимая меры к быстрому развитию колхозной торговли, предложило не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян. В октябре 1932 г. в целях развития производства товаров широкого потребления от промналога были освобождены кустари и ремесленники, не применяющие наемного труда, что составляло 9/10 всех плательщиков налога, облагавшихся твердыми ставками. В итоге за промналогом сохранялось почти одно лишь регистрационное значение и он использовался для борьбы с нелегальной торговлей.

В отличие от промналога подоходный налог с частных лиц сохранял свое значение как существенный источник бюджетных доходов и после ликвидации капиталистических классов, поскольку он распространяется на всех (за некоторым исключением) лиц, имеющих самостоятельные источники доходов. Его совершенствование стало диктоваться задачами наиболее последовательного внедрения социалистического принципа оплаты труда и искоренения нетрудовых доходов. Прогрессия обложения заработной платы была сжата (максимальная ставка налога снижена с 30% до 3,5% и прогрессия прекращалась для заработков, превышающих 500 руб. в месяц). Для развития кустарных промыслов и упрощения техники налоговой работы доходы всех некооперированных кустарей и ремесленников стали с 1932 г. определяться по твердым нормам доходности. В отношении остальных групп плательщиков (особенно лиц, имевших нетрудовые доходы) ставки налога были значительно повышены. В процентах к облагаемому доходу налог в 1932 г. составлял: с рабочих, служащих и кооперированных кустарей и ремесленников — от 0,83% (при месячной заработной плате 100 руб.) до 3,5% (при месячной заработной плате 500 р. и более); с некооперированных кустарей и ремесленников без наемного труда — в среднем 10%, с применением наемного труда — 25%; с населения с нетрудовыми доходами — 36%.

В 1931 г. по инициативе трудящихся были введены единовременные сборы на нужды хозяйственного и культурного строительства в городах и сельских местностях и единовременный сбор на нужды жилищного строительства в городах. Проведение сборов, вопрос об установлении которых был поставлен перед правительством СССР местными Советами, усилило финансовую базу для осуществления пятилетки в четыре года. Сборы были повторены в 1932 г. и затем, начиная с 1933 г., сделались постоянной частью системы налоговых платежей населения в форме единого сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Существенную роль в мобилизации средств населения на нужды социалистической индустриализации страны сыграло развитие сберегательного дела. За период с 1 октября 1926 г. по 1 января 1933 г. число вкладчиков (физических лиц) увеличилось с 1,2 млн. до 23,9 млн. (в 20 раз), сумма их вкладов — с 64 млн. до 974 млн. руб. (в 15 раз). Основой этого роста было увеличение доходов населения. Были приняты меры к расширению сети сберегательных касс (с 12 тыс. до 56 тыс.), упрощению и улучшению всей операционно-технической их деятельности, развертыванию разъяснительной работы среди широких народных масс.

Одним из наиболее ярких проявлений глубочайшей заинтересованности трудящихся в обеспечении социалистической индустриализации страны финансовыми ресурсами явился выпуск подлинно массовых советских займов, размещение которых стало всенародным делом. Сами названия этих займов (первый, второй и третий займы индустриализации, заем укрепления крестьянского хозяйства, заем «Пятилетка в четыре года») свидетельствовали о их целенаправленности. Была найдена и внедрена форма государственного кредита, непосредственно обращенная к массам рабочих, служащих, трудового крестьянства.

Большое положительное влияние оказала реформа государственного кредита, проведенная в 1930 г. Она унифицировала займовые операции путем обмена облигаций ранее выпущенных массовых займов на облигации займа «Пятилетка в четыре года», тем самым упростила систему государственных займов, облегчила владельцам облигаций наблюдение за тиражами выигрышей и погашения займов, способствовала улучшению обслуживания владельцев облигаций займов.