3. Укрепление и развитие учреждений культуры

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 

В годы реконструкции и создания фундамента социалистической экономики основным содержанием работы учреждений культуры было оказание активной помощи Коммунистической партии в идейно-политическом воспитании трудящихся, в мобилизации всех сил советского народа на выполнение программы первого пятилетнего плана.

Пафос социалистического строительства — осуществление индустриализации страны, коллективизация сельского хозяйства окрашивал деятельность культурно-просветительных и творческих организаций.

В годы, предшествовавшие первой пятилетке, и в особенности в период выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства существенно укрепляется материальная база учреждений культуры, она пополняется новыми кадрами работников библиотек, клубов, издательств, и прежде всего по направлениям комсомольских организаций.

В работе учреждений культуры и в жизни творческих организаций находит отражение идейная борьба партии с правыми и левыми уклонистами за осуществление ленинских идей о развитии социалистической культуры. Огромная роль в пропаганде марксизма-ленинизма принадлежала печати. По решению Политбюро был подготовлен и издан шеститомник ленинских произведений; завершен выпуск второго и третьего изданий собраний сочинений В. И. Ленина. В 1931 г. было создано партийное издательство (Партиздат); к маю 1933 г. оно выпустило в свет 36 млн. экземпляров произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 7,7 млн. экземпляров работ В. И. Ленина.

Намного увеличился выпуск учебников, книг по другим областям знаний, а также художественной литературы (табл. 2).

Таблица 2

Увеличение выпуска книг в СССР *

1913 г. (в границах до 17 сентября 1939 г.)

1927 г.

1932 г.

Число книг (печатных единиц), тыс.

26,2

33,4

51,7

Тираж, млн. экз.

86,7

226,1

555,1

Печатных листов-оттисков, млн. экз.

700,0

1206,1

2529,9

Средний тираж одной книги, тыс. экз.

3,3

6,8

10,7

Средний объем одной книги (печатных листов)

8,1

5,3

4,6

* «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР. M., изд-во «Статистика», 1971, стр. 359.

Коммунистическому воспитанию трудящихся служили газеты, радио, кино. Значительно возросли число изданий и тиражи журналов, газет. Число журналов и других периодических изданий с 1645 в 1927 г. увеличилось до 2144 в 1932 г., годовой их тираж увеличился соответственно с 229,4 млн. до 317,6 млн. экз.1436 Еще более расширился выпуск газет. Число газет (названий) выросло более чем в 7,5 раза, а их разовый тираж — более чем в 5 раз, достигнув в 1932 г. 35,5 млн. экз.1437

Развитие полиграфической базы и увеличение выпуска книг, журналов, газет, а также улучшение положения с помещениями привели к укреплению материальной базы библиотек и расширению их сети. Общее число массовых библиотек в городе и сельской местности увеличилось с 27 тыс. в 1927 г. до 33 тыс. в 1932 г., число книг и журналов в них увеличилось соответственно с 69 до 91 млн. экз.1438

Библиотеки, парткабинеты, клубы, красные уголки, избы-читальни, дома крестьянина и т. д. были важными центрами идеологической, идейно-воспитательной и массовой работы Коммунистической партии среди трудящихся. Их число значительно возросло, особенно в сельской местности (табл. 3).

Таблица 3

Число клубных учреждений (на конец года) *

Год

В городских и сельских поселениях

В том числе в

городских

сельских

1913 (в границах до 17 сентября 1939 г.)

0,2 **

0,1

0,1

1927

32,9

4,3

28,6

1932

53,2

5,4

47,8

* «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР, стр. 301.

** Народные дома.

Быстро расширялась сеть киноустановок. Число стационарных и передвижных киноустановок выросло с 7,3 тыс. в 1927 г. до 27,6 тыс. в 1932 г.1439

Культурная революция приобщила к искусству новые слои трудящихся. Почти в каждом коллективе на заводах, фабриках, в школах, вузах, в сельских клубах работали драматические, музыкальные, танцевальные, изобразительные кружки.

Работники литературы и искусства решали творческие задачи, подчиненные общей цели — воспитанию человека эпохи социализма. Советская литература добилась значительных успехов. В те годы вышли вторая и третья книги «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, первая, вторая и третья книги «Тихого Дона» и первая книга «Поднятой целины» М. Шолохова, первая книга романа А. Толстого «Петр Первый», «Соть» и «Скутаревский» Л. Леонова, вторая книга «Брусков» Ф. Панферова, романы «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, произведения В. Маяковского и др. Героика гражданской войны, пафос социалистического строительства находили свое воплощение в произведениях писателей и поэтов.

С учетом идейной перестройки творческих работников и необходимости их дальнейшей консолидации ЦК ВКП(б) в апреле 1932 г. принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций»1440. Было решено ликвидировать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП и РАПП) и объединить всех писателей, поддерживавших политику Советской власти и стремившихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей. Были созданы также республиканские Союзы писателей.

Огромную роль в сплочении писателей и воспитании писательской молодежи сыграл А. М. Горький.

В годы первой пятилетки всесторонне развивалось театральное искусство, значительно обновлялся репертуар театров. К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие выдающиеся деятели советского театра выступали страстными пропагандистами идей социализма. Большой популярностью пользовались такие спектакли, как «Разлом» Б. Лавренева, «Чудак» и «Страх» А. Афиногенова, комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня», «Первая конная» и «Последний решительный» В. Вишневского, пьесы Н. Погодина и др. Тема героизма и самоотверженного труда утверждалась в литературе всех народов СССР. В репертуарах старых и молодых театров все глубже разрабатывалась тема строителя социализма, человека нового мировоззрения, новой морали.

Выросло киноискусство. В 1929 г. в стране действовало свыше 10 крупных киностудий и съемочных баз. Значительно увеличился выпуск художественных картин. Большое внимание уделялось документальному кино, которое пропагандировало ход социалистического строительства, рассказывало о новых формах труда и о движении ударников.

Заметные успехи были достигнуты в области музыкального искусства, в особенности в творчестве таких композиторов, как Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин и др. Значительные сдвиги в изображении революционной борьбы, трудовых подвигов народа произошли в художественно-изобразительном искусстве.

Первая пятилетка явилась важным этапом в осуществлении культурной революции в СССР. «Это была задача величайшей важности», — отмечал Л. И. Брежнев1441. Это — действительно революционный процесс, призванный сделать культуру достоянием народных масс, научить людей грамоте, подготовить советские квалифицированные кадры, утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества, создать социалистическую культуру, опирающуюся на все завоевания передовой культуры человечества, обогатить ее новыми достижениями. Первая пятилетка внесла огромный вклад в решение этой исторической задачи культурной революции.

В годы реконструкции и создания фундамента социалистической экономики основным содержанием работы учреждений культуры было оказание активной помощи Коммунистической партии в идейно-политическом воспитании трудящихся, в мобилизации всех сил советского народа на выполнение программы первого пятилетнего плана.

Пафос социалистического строительства — осуществление индустриализации страны, коллективизация сельского хозяйства окрашивал деятельность культурно-просветительных и творческих организаций.

В годы, предшествовавшие первой пятилетке, и в особенности в период выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства существенно укрепляется материальная база учреждений культуры, она пополняется новыми кадрами работников библиотек, клубов, издательств, и прежде всего по направлениям комсомольских организаций.

В работе учреждений культуры и в жизни творческих организаций находит отражение идейная борьба партии с правыми и левыми уклонистами за осуществление ленинских идей о развитии социалистической культуры. Огромная роль в пропаганде марксизма-ленинизма принадлежала печати. По решению Политбюро был подготовлен и издан шеститомник ленинских произведений; завершен выпуск второго и третьего изданий собраний сочинений В. И. Ленина. В 1931 г. было создано партийное издательство (Партиздат); к маю 1933 г. оно выпустило в свет 36 млн. экземпляров произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 7,7 млн. экземпляров работ В. И. Ленина.

Намного увеличился выпуск учебников, книг по другим областям знаний, а также художественной литературы (табл. 2).

Таблица 2

Увеличение выпуска книг в СССР *

1913 г. (в границах до 17 сентября 1939 г.)

1927 г.

1932 г.

Число книг (печатных единиц), тыс.

26,2

33,4

51,7

Тираж, млн. экз.

86,7

226,1

555,1

Печатных листов-оттисков, млн. экз.

700,0

1206,1

2529,9

Средний тираж одной книги, тыс. экз.

3,3

6,8

10,7

Средний объем одной книги (печатных листов)

8,1

5,3

4,6

* «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР. M., изд-во «Статистика», 1971, стр. 359.

Коммунистическому воспитанию трудящихся служили газеты, радио, кино. Значительно возросли число изданий и тиражи журналов, газет. Число журналов и других периодических изданий с 1645 в 1927 г. увеличилось до 2144 в 1932 г., годовой их тираж увеличился соответственно с 229,4 млн. до 317,6 млн. экз.1436 Еще более расширился выпуск газет. Число газет (названий) выросло более чем в 7,5 раза, а их разовый тираж — более чем в 5 раз, достигнув в 1932 г. 35,5 млн. экз.1437

Развитие полиграфической базы и увеличение выпуска книг, журналов, газет, а также улучшение положения с помещениями привели к укреплению материальной базы библиотек и расширению их сети. Общее число массовых библиотек в городе и сельской местности увеличилось с 27 тыс. в 1927 г. до 33 тыс. в 1932 г., число книг и журналов в них увеличилось соответственно с 69 до 91 млн. экз.1438

Библиотеки, парткабинеты, клубы, красные уголки, избы-читальни, дома крестьянина и т. д. были важными центрами идеологической, идейно-воспитательной и массовой работы Коммунистической партии среди трудящихся. Их число значительно возросло, особенно в сельской местности (табл. 3).

Таблица 3

Число клубных учреждений (на конец года) *

Год

В городских и сельских поселениях

В том числе в

городских

сельских

1913 (в границах до 17 сентября 1939 г.)

0,2 **

0,1

0,1

1927

32,9

4,3

28,6

1932

53,2

5,4

47,8

* «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР, стр. 301.

** Народные дома.

Быстро расширялась сеть киноустановок. Число стационарных и передвижных киноустановок выросло с 7,3 тыс. в 1927 г. до 27,6 тыс. в 1932 г.1439

Культурная революция приобщила к искусству новые слои трудящихся. Почти в каждом коллективе на заводах, фабриках, в школах, вузах, в сельских клубах работали драматические, музыкальные, танцевальные, изобразительные кружки.

Работники литературы и искусства решали творческие задачи, подчиненные общей цели — воспитанию человека эпохи социализма. Советская литература добилась значительных успехов. В те годы вышли вторая и третья книги «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, первая, вторая и третья книги «Тихого Дона» и первая книга «Поднятой целины» М. Шолохова, первая книга романа А. Толстого «Петр Первый», «Соть» и «Скутаревский» Л. Леонова, вторая книга «Брусков» Ф. Панферова, романы «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, произведения В. Маяковского и др. Героика гражданской войны, пафос социалистического строительства находили свое воплощение в произведениях писателей и поэтов.

С учетом идейной перестройки творческих работников и необходимости их дальнейшей консолидации ЦК ВКП(б) в апреле 1932 г. принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций»1440. Было решено ликвидировать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП и РАПП) и объединить всех писателей, поддерживавших политику Советской власти и стремившихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей. Были созданы также республиканские Союзы писателей.

Огромную роль в сплочении писателей и воспитании писательской молодежи сыграл А. М. Горький.

В годы первой пятилетки всесторонне развивалось театральное искусство, значительно обновлялся репертуар театров. К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие выдающиеся деятели советского театра выступали страстными пропагандистами идей социализма. Большой популярностью пользовались такие спектакли, как «Разлом» Б. Лавренева, «Чудак» и «Страх» А. Афиногенова, комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня», «Первая конная» и «Последний решительный» В. Вишневского, пьесы Н. Погодина и др. Тема героизма и самоотверженного труда утверждалась в литературе всех народов СССР. В репертуарах старых и молодых театров все глубже разрабатывалась тема строителя социализма, человека нового мировоззрения, новой морали.

Выросло киноискусство. В 1929 г. в стране действовало свыше 10 крупных киностудий и съемочных баз. Значительно увеличился выпуск художественных картин. Большое внимание уделялось документальному кино, которое пропагандировало ход социалистического строительства, рассказывало о новых формах труда и о движении ударников.

Заметные успехи были достигнуты в области музыкального искусства, в особенности в творчестве таких композиторов, как Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин и др. Значительные сдвиги в изображении революционной борьбы, трудовых подвигов народа произошли в художественно-изобразительном искусстве.

Первая пятилетка явилась важным этапом в осуществлении культурной революции в СССР. «Это была задача величайшей важности», — отмечал Л. И. Брежнев1441. Это — действительно революционный процесс, призванный сделать культуру достоянием народных масс, научить людей грамоте, подготовить советские квалифицированные кадры, утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества, создать социалистическую культуру, опирающуюся на все завоевания передовой культуры человечества, обогатить ее новыми достижениями. Первая пятилетка внесла огромный вклад в решение этой исторической задачи культурной революции.