1. Ликвидация капиталистических элементов в крупной промышленности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 

Социалистическая индустриализация привела к полному вытеснению капиталистических элементов из промышленности. В итоге осуществления первой пятилетки социалистическая форма производства стала безраздельно господствующей в крупной промышленности.

Допущение частного капитала в промышленности и торговле в переходный период было неизбежным моментом в хозяйственной жизни страны. Переход к новой экономической политике, развитие торговли и денежного хозяйства вызвали некоторое оживление капитализма в стране. Советское государство, сохраняя в своих руках командные экономические высоты, проводило твердую и последовательную политику в отношении частного капитала, допуская его в промышленность и торговлю лишь до известной меры и только при условии государственного регулирования.

При наличии государственной власти рабочих и крестьян, социалистической собственности на основные средства производства (крупные фабрики и заводы, железные дороги, земля и т. п.) частный капитал был поставлен в довольно узкие рамки. При этом Советское государство стремилось направить его развитие в русло государственного капитализма. Частный капитал в условиях ведущей роли социалистического уклада хозяйства использовался для подъема народного хозяйства «как посредствующее звено между мелким производством и социализмом, как средство, путь, прием, способ повышения производительных сил»676.

Частный капитал мог проявлять свою деятельность лишь в тех отраслях народного хозяйства, где она не угрожала развитию социалистических форм хозяйства. Участие частного капитала признавалось желательным в таких отраслях, где значительное распространение имели мелкие и средние предприятия и где развитие частного производства способствовало известному увеличению недостающей стране продукции. Это относилось к некоторым отраслям легкой промышленности, расширение производства в которых способствовало смягчению товарного дефицита, и к ряду отраслей добывающей промышленности (добыча мела, глины, алебастра, заготовка дров и т. п.).

В погоне за наживой частный капитал устремлялся в те отрасли промышленности, где средства оборачивались наиболее быстро и продукция непосредственно выходила на широкий потребительский рынок. Именно поэтому наибольшее распространение он получил в таких отраслях промышленности, как пищевая, кожевенно-обувная, швейная, деревообрабатывающая и т. д.

Частным предпринимателям в основном принадлежали мелкие промышленные предприятия. Данные обследования, охватившего 19 губерний и областей РСФСР, характеризуют состав частных предприятий на начало 1926 г.677:

Заведения с числом рабочих

Число заведений

% к итогу

Заведения с числом рабочих

Число заведений

% к итогу

До 5

4689

84,20

31—50

31

0,56

6—10

546

9,80

51—250

21

0,38

11—20

224

4,02

Свыше 250

2

0,03

21—30

56

1,01

Данные показывают, что наибольшее число частных предприятий (более 90%) — это мелкие, и средние предприятия. В то время, как в государственной промышленности на одно заведение приходилось 257 рабочих и в кооперативной — 41, в частной цензовой промышленности — всего 22 рабочих678.

С переходом к нэпу многие мелкие предприятия, национализированные в период гражданской войны, были возвращены прежним владельцам679. Наряду с этим частным лицам разрешалось открывать мелкие промышленные предприятия с числом рабочих не свыше 20 человек, включая и рабочих на дому680. В целом удельный вес собственных предприятий капиталистов в цензовой промышленности в общем числе частных предприятий был невелик: к концу восстановительного периода они составляли около 19% по продукции и 24,5% по числу рабочих. Основной капитал собственных частных фабрично-заводских предприятий составлял около 0,7% от всего основного капитала промышленности.

Наиболее характерной для нэпа формой развития капитализма в условиях его ограничения со стороны социалистического государства являлась аренда промышленных предприятий. В этой форме госкапитализма деятельность частного капитала в промышленности непосредственно регулировалась государством. Сдаче в аренду подлежали мелкие промышленные предприятия, которые в первые годы нэпа не могли быть использованы государственными и кооперативными хозяйственными органами. Из всего числа арендаторов, по данным на 1 сентября 1922 г., частные предприниматели составляли 49%, а бывшие владельцы — 26%681.

При этом преобладала краткосрочная аренда. В 1923 г. на срок до 1 года было сдано 22% всех предприятий, от 1 до 3 лет — 49, от 3 до 6 лет — 29%682. В среднем на одно арендованное промышленное заведение приходилось 15—20 рабочих.

На капиталистических предприятиях применялся наемный труд и осуществлялась эксплуатация рабочих с целью обогащения частных предпринимателей и арендаторов. Советское государство применяло против капиталистов строгие меры, добиваясь соблюдения на частных и арендованных предприятиях законов о труде, привлекая частных предпринимателей к суду за нарушение рабочего дня и отдыха, за незаконную эксплуатацию малолетних и подростков и т. д. Рабочие капиталистических предприятий проводили забастовки для защиты своих интересов. В дальнейшем между предпринимателями и рабочими стали заключаться коллективные договоры, в которых профсоюзы добивались повышения заработной платы, более высоких отчислений по соцстраху, более продолжительных отпусков и пр.

В целом на долю частного капитала в 1925/26 г. приходилось около 4% валовой продукции крупной промышленности, на частных предприятиях работало около 2,5% рабочих, занятых во всей цензовой промышленности. Значительный удельный вес частный капитал занимал в мелкой промышленности. Валовая продукция частной мелкой промышленности составляла 81,9% ко всей валовой продукции мелкой промышленности683. Точных данных о том, какая часть мелкой частной промышленности должна быть отнесена к капиталистической, — нет.

Допущение частнохозяйственного капитализма, экономически неизбежное для начального этапа переходного периода, было временным явлением. Основной целью проведения экономической политики в переходный период было создание единого социалистического уклада, вытеснение капиталистических элементов из народного хозяйства. На хозяйственном фронте с каждым годом усиливалось наступление социализма против остатков капитализма. XIII партийная конференция (январь 1924 г.) оценивала вопрос о соотношении между социалистическим укладом и частным капиталом в экономике как важнейший, ибо от этого зависело соотношение классовых сил пролетариата, базирующегося на национализированной промышленности, и новой буржуазии, базирующейся на частной собственности и стихии рынка684. XIV съезд партии указал, «что борьба за победу социалистического строительства в СССР является основной задачей нашей партии» и потребовал «во главу угла поставить задачу всемерного обеспечения победы социалистических хозяйственных форм над частным капиталом…»685.

С вступлением страны в период социалистической реконструкции народного хозяйства усилились меры государства по ограничению и вытеснению частного капитала. XV съезд партии (декабрь 1927 г.), подводя итоги выполнения этих мероприятий, отметил, что за прошедший период произошла радикальная перегруппировка в отношениях между обобществленными формами хозяйства, простым товарным хозяйством и хозяйством капиталистическим. Социалистический сектор стал играть решающую роль во всем народном хозяйстве. В связи с этим съезд указал на то, что «по отношению к возросшим в своей абсолютной массе, — хотя и в гораздо меньшей степени, чем социалистический сектор хозяйства, — элементам частнокапиталистического хозяйства должна и может быть применена политика еще более решительного хозяйственного вытеснения»686.

Успехи социалистической индустриализации страны, кооперирования мелкой промышленности и коллективизации сельского хозяйства, сосредоточение в руках государства все более значительных материально-хозяйственных ресурсов, развертывание государственной и кооперативной торговли — все это явилось важнейшими предпосылками усиленного вытеснения и, наконец, фактической ликвидации капиталистических элементов в промышленности. Социалистическая промышленность проявила свои преимущества как промышленность крупная, высокой концентрации, организующая свое производство на плановых началах, по сравнению с частной промышленностью, в основном мелкой, базирующейся на отсталой технике, со свойственной мелкому производству неустойчивостью, стихийностью и зависимостью от конъюнктуры рынка.

Советское государство применяло разнообразные методы ограничения и вытеснения частного капитала из различных отраслей промышленности и торговли. В борьбе с частным капиталом были широко использованы мероприятия налоговой, кредитной, тарифной политики и т. д. В этих целях использовалась и политика цен, проводимая Советским государством. Последовательное проведение политики снижения розничных цен оказывало сильное влияние и на частную промышленность, на частную торговлю. В целом более дорогая продукция частных промышленников и торговцев не в состоянии была выдержать конкуренции значительно более дешевых продуктов госпредприятий и кооперации. В 1927/28 г. государственные организации и кооперация продавали свои товары на 33% дешевле товаров частных торговцев687.

Важным орудием ограничения и вытеснения частного капитала являлся государственный кредит. Госбанк СССР при выдаче кредитов предоставлял значительные преимущества государственным и кооперативным предприятиям и организация по сравнению с частными заведениями.

Кредиты Госбанка частному капиталу занимали к 1929 г. крайне незначительный удельный вес — 1% и целиком предоставлялись через общества взаимного кредита. Резко сокращалось и кредитование обществ взаимного кредита: с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1927 г. задолженность их Госбанку и акционерным банкам сократилась с 13,6 млн. до 3,6 млн. руб.688 С конца 1926 г. Госбанк прекратил непосредственное кредитование частных предпринимателей.

При осуществлении коммерческого кредитования до проведения кредитной реформы 1930 г. государство тщательно контролировало коммерческое кредитование частных капиталистов. В связи с этим проводилось жесткое ограничение банковского учета векселей, выданных частными капиталистами государственным и кооперативным организациям.

Основным типом кредитных организаций, обслуживающих частный капитал, являлись общества взаимного кредита, возникшие в 1922 г. и прекратившие свое существование в 1930 г. На 1 октября 1926 г. насчитывалось 280 таких обществ с числом членов 87 116. Наиболее крупными обществами были московские и ленинградские. Через эти общества осуществлялось около 60% кредитования частных предприятий. Через общества взаимного кредита государство контролировало кредитную деятельность частных предпринимателей, ставило эту деятельность в определенные рамки. Наркомфин и Госбанк проводили наблюдение за деятельностью этих обществ. Кроме того, принимались меры по принудительной ликвидации тех или иных обществ, если их деятельность содействовала спекуляции. Так, в 1927 г. было ликвидировано шесть из восьми обществ в Москве, деятельность которых носила спекулятивный характер.

Одним из важнейших средств ограничения и изъятия накоплений частного капитала явилась налоговая политика. Советское государства последовательно проводило классовый принцип в размерах налоговых: изъятий, который еще более усилился с 1926/27 г. (в результате реформы сельхозналога и подоходного налога, введения налога на сверхприбыль и других мероприятий).

В 1926/27 г. нэпманская буржуазия платила в 2,5 раза больше налогов в процентном отношении к доходу, чем рабочие и служащие. Основными видами налогов, которыми облагался частный капитал в городе, были промысловый и подоходный налоги и налог на сверхприбыль, составлявшие к 1929 г. около 78% общей суммы платежей, падавших на частный сектор. С 1 октября 1929 г. ставки взимания промыслового налога с частных предприятий превышали ставки, по которым облагались государственные и кооперативные предприятия, в 1,5—2 раза689. Большое значение имел подоходный налог, который был построен по принципу прогрессивного обложения совокупности доходов. В целях изъятия спекулятивных прибылей, получаемых частными хозяевами в результате использования рыночной конъюнктуры и недостатка ряда товаров, в 1927 г. был введен налог на сверхприбыль690, обложению которым подлежали доходы владельцев и совладельцев крупных частных торговых и промышленных предприятий.

В 1924/25 г. в бюджет от частного сектора поступило: по промысловому налогу с местной надбавкой — 124 млн. руб., по подоходному налогу — 65 млн., по арендной плате и другим налоговым статьям — около 102 млн. руб., а всего — более 290 млн. руб.691 В 1929/30 г. частный сектор должен был уплатить по основным налогам (не считая сельхозналога) примерно 622 млн. руб.692 Кроме того, с частного сектора взимались целевой квартирный налог (прогрессивный, зависящий от суммы годового дохода), налог с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, специальный военный налог с лиц, не имеющих права по своему социальному положению служить в армии, и другие налоги.

При обложении эксплуататорских слоев проводилась линия на резкое увеличение изъятий, достигавших к 1930 г. от 14—100% всего дохода, в то время как налогообложение трудящихся снизилось до 1,4—11,07% их дохода (за исключением доходов в 3000 руб., обложение которых несколько возросло)693. Таким образом, к 1930 г. наиболее мощные в экономическом отношении капиталистические предприятия были фактически лишены материальной основы для дальнейшего существования и расширения, поскольку вся подавляющая часть производимой в них прибавочной стоимости поступала в общегосударственный фонд.

Взимание налогов с частного капитала увеличилось еще в большей степени в связи с введением в 1931 г. специального сбора на нужды культурного и жилищного строительства, который взимался с частных владельцев в размере годового оклада подоходного налога.

Интересам ограничения и вытеснения капиталистических элементов в народном хозяйстве, перераспределения накоплений в пользу социалистического сектора была подчинена и политика железнодорожных тарифов. С 1 декабря 1926 г. для всех грузов необобществленного сектора были установлены надбавки к тарифу, достигавшие от 50 до 100%. В дальнейшем были установлены отдельные тарифы для грузов частнохозяйственных, кооперативных организаций и грузов государственных учреждений и предприятий. Для всех грузов обобществленного сектора в 1928 г. устанавливался особый льготный тариф, а для грузов частнохозяйственного сектора в 1930 г. были введены дифференцированные надбавки к общему тарифу в размере от 50 до 400%694. Кроме того, Наркомату путей сообщения было предоставлено право запрещать и ограничивать прием к перевозке грузов частных лиц.

В целях вытеснения частного капитала из промышленности проводился одновременно целый комплекс мероприятий. Так, для вытеснения частных предпринимателей из мукомольно-крупяной промышленности, где удельный вес частного сектора был довольно значительным (около 19% в 1924/25 г.), производилось изъятие предприятий из частной аренды и передача их в эксплуатацию государственными и кооперативными организациями. К 15 марта 1927 г. было изъято 338 мельниц с годовой производительностью до 85 млн. пуд.; были пересмотрены арендные договоры на оставшиеся в частных руках мельницы и возбуждены судебные ходатайства расторгнуть договоры с частными лицами по 164 мельницам с годовой производительностью в 26 млн. пуд. Частное цензовое мукомолье стало занимать только 10—13% всей цензовой мукомольной промышленности695. Кроме того, были приняты другие меры в отношении ограничения деятельности частного капитала в области хлеботорговли: запрещено банковское финансирование частников, ограничен перемол частного зерна на государственных и кооперативных мельницах; кооперации было запрещено продавать зерно частным лицам, проводились меры по экономическому регулированию на транспорте. Это привело к тому, что роль частного капитала как продавца хлебофуражных товаров снизилась с 13,5 до 8,5%. Если в августе — декабре 1925 г. доля частного капитала в перевозках хлеба составляла 19,9%, то в январе — мае 1926 г. она снизилась до 4,4%696. Одновременно применялись меры, чтобы подчинить частный капитал в производстве хлебопродуктов и торговле ими основам государственной хлебной политики. С этой целью заключались длительные договоры с наиболее крупными частными мельницами на сдачу их продукции Госбанку (к январю 1927 г. было заключено свыше 110 договоров примерно на 1,5 млн. пуд. муки в месяц и т. д.)697.

Переломным периодом в вытеснении частнокапиталистического уклада из промышленности в СССР явился 1926/27 г., когда начали сказываться первые успехи социалистической индустриализации. Если ранее наблюдался абсолютный рост частного капитала в промышленности при относительном падении его доли, то после этого года началось и абсолютное уменьшение размеров частного капитала. В течение 1928/29 г. число частных промышленных предприятий сократилось с 11 547 до 7137, или на 38,2%; товарно-торговых — на 45,4%698. По 18 крупнейшим городам СССР частная торгово-промышленная сеть с 1 октября 1929 г. по 25 марта 1930 г. уменьшилась на 69,1%, в том числе торговля — на 74,4%, промышленность — на 60,7%. В отдельных городах это сокращение выразилось еще более резко: в Москве — на 90%, Саратове — 94,5%, Нижнем Новгороде и Киеве — на 88%699.

Аренда промышленных предприятий как форма государственного капитализма к 1930 г. фактически перестала существовать: предприятия, находившиеся прежде в аренде, перешли в ведение государственных хозяйственных органов.

Кроме арендной формы, госкапитализм был представлен также смешанными акционерными обществами. Такими являлись концессии «Норвеглес», «Англолес», «Голландлес» и др. В промышленности к смешанным акционерным обществам относились «Рагаз» (Русско-Американское общество сжатых газов), общество «Жесть-Вестен» — производство эмалированной посуды, «Руссгерстрой» (жилищное строительство); смешанными транспортными обществами были «Русстранзит», «Дерулюфт», «Дерутра».

В смешанных акционерных обществах государственно-капиталистического характера принимал участие не только иностранный, но и внутренний частный капитал. К числу таких акционерных обществ относились, например, «Кожсырье», «Фосфат», «Продасиликат» и др.700

Несколько иное положение было с концессиями, бывшими основной формой госкапитализма. Советская власть рассматривала привлечение иностранного капитала в форме концессий как вспомогательное средство для ускорения восстановления хозяйства и развития производительных сил, использования зарубежной техники и организации производства. В виде долевого отчисления продукции, взимания налогов и сборов государство получало определенные материальные и финансовые средства; по окончании сроков концессионного договора основные фонды переходили в собственность государства. Концессия была своего рода арендным договором, где капиталист становился на определенный срок арендатором социалистического предприятия; право собственности сохранялось за государством.

Советское государство было заинтересовано использовать иностранный капитал в тех отраслях промышленности, где в те годы было еще трудно поднять производство своими силами, или в производстве видов продукции, ранее не производившихся в России. В силу этого концессии имели некоторое распространение в отраслях горнодобывающей промышленности и некоторых отраслях обрабатывающей промышленности, выпускавших либо имевшие большой спрос товары массового потребления, либо продукцию, нужную для развития народного хозяйства, но ранее не производившуюся (шарикоподшипники, например).

Из многочисленных предложений, поступавших от иностранных капиталистов, отбирались наиболее серьезные и деловые, так как значительная часть предложений носила явно спекулятивный и авантюристический характер. Так, с июля 1921 г. по 1 октября 1926 г. всего поступило 1937 предложений, из них по горной промышленности — 238, обрабатывающей промышленности — 583, торговле — 475. Однако было заключено 144 договора, в том числе по горной промышленности — 24, обрабатывающей — 41, торговле — 36701. Фактически на 1 октября 1926 г. действовало 70 концессий, в том числе в горной промышленности 19 и обрабатывающей — 17.

Среди концессий горнодобывающей промышленности наиболее крупной была концессия английского общества «Лена-Гольдфильдс», которая занималась добычей золота на Витиме, цветных металлов и угля на Алтае, меди, угля и леса на Урале. На 1 октября 1926 г. вложенный в концессию капитал составлял 6903 тыс. руб. Значительное развитие получила чиатурская марганцевая концессия Гарримана, которая имела 3536 тыс. руб. вложенного капитала. Капитал английской горнопромышленной корпорации «Тетюхе», вложенный в производство, на 1 октября 1926 г. достигал 1453 тыс. руб.702 Активную производственную деятельность проявляла японская нефтяная концессия на Дальнем Востоке.

Среди концессий обрабатывающей промышленности наиболее важную роль играла шведская концессия «СКФ» по производству шарикоподшипников (на 1 октября 1926 г. концессия вложила в производство 2200 тыс. руб.)703. В основном в обрабатывающей промышленности действовали средние и мелкие концессии (например, «Гаммер» — производство карандашей и канцелярских принадлежностей, «Шток» — галантерея и др.). Всего на сентябрь 1927 г. в концессионные предприятия было вложено 51 991 тыс. руб. иностранного капитала; в том числе в горную промышленность — 24 215 тыс. руб., в обрабатывающую — 18 760 тыс. руб. К этому времени Советское государство получило от деятельности концессий 16 113 тыс. руб. дохода704.

Однако концессии не получили серьезного развития в нашей стране. Доля концессий в производстве промышленной продукции была очень незначительной. В 1925/26 г. она составляла лишь 0,4%. Для некоторых отраслей горнодобывающей промышленности этот процент был выше (в свинцоворудной, меднорудной, марганцевой). К началу первой пятилетки, в 1928/29 г., удельный вес концессий в производстве промышленной продукции равнялся 0,6%. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессий, в том числе в обрабатывающей промышленности 24, в горной — 14, в торговле — 7, в лесном хозяйстве — 6 и т. д. Больше всего концессий принадлежало капиталистам Германии — 14, США — 9, Англии и Японии — по 7.

Успехи социалистического строительства в первой пятилетке создали возможность без привлечения иностранного капитала быстрыми темпами развивать промышленное производство. К тому же деятельность ряда концессий стала приобретать неприемлемый характер. Так, концессии «Лена-Гольдфильдс», «Грузия-Марганец» хищнически эксплуатировали природные богатства. Концессионерами не выполнялись условия договоров об оснащении предприятий новейшей техникой, привлечении квалифицированной рабочей силы и т. д. Концессионеры в целях получения наибольшей прибыли всеми способами старались обойти советское трудовое законодательство.

Пользуясь своим положением поставщиков товаров, изготовляемых из импортного сырья, концессионеры получали чрезмерно высокую прибыль.

Так, по 18 концессионным предприятиям обрабатывающей промышленности в 1926/27 г. норма прибыли составила 85,5% на вложенный капитал. Концессионеры, пользуясь правом вывозить прибыль за границу, переводили значительные суммы валютных фондов в иностранные банки. Кроме того, многие концессии из-за недостатка капитала вынуждены были прибегать к изысканию средств внутри СССР. Кредиты, предоставленные концессиям Госбанком и Промбанком, составляли на 1 октября 1927 г. 11,1 млн. руб.705

В годы первой пятилетки началось быстрое свертывание концессионного производства. В некоторых случаях концессионеры сами ликвидировали свои предприятия в связи с нерентабельностью. Так, в последние годы своей деятельности стала нерентабельной концессия «Грузия-Марганец», что объяснялось нерациональными методами организации производства и падением мировых цен на марганец. В результате концессионный договор был расторгнут в 1928 г. по желанию концессионеров. Концессия «Лена-Гольдфильдс» в последние годы не выполняла обязательств по договору, перестала платить долевые отчисления СССР, задерживала выдачу заработной платы. В 1930 г. концессия по существу прекратила свою деятельность; в 1934 г. концессионный договор был расторгнут706. Деятельность концессии «Тетюхе» прекратилась в 1931 г. на основе взаимного соглашения. Концессия «СКФ» прекратила существование в 1931 г., подшипниковый завод был выкуплен Советским правительством по себестоимости. Ряд концессий был ликвидирован в связи со спекулятивным характером их деятельности, нарушением капиталистами концессионных договоров и советского законодательства.

На 1 января 1936 г. на территории СССР действовало всего 11 концессий, их удельный вес в народном хозяйстве практически свелся к незаметной величине.

Одной из форм госкапитализма, привлечения иностранного капитала в советскую промышленность были договоры о техническом содействии. В начальный период индустриализации СССР и в годы первой пятилетки техническая помощь развитых капиталистических стран способствовала росту промышленности СССР707. Однако и тогда главная и решающая роль в техническом прогрессе промышленности СССР принадлежала творческим усилиям советских ученых, инженеров и рабочих.

Процесс вытеснения частнокапиталистических элементов происходил в обстановке острой классовой борьбы. Промышленники и торговцы использовали всевозможные методы борьбы и обхода законодательстства, начиная от уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов, перехода на нелегальные формы деятельности в качестве компаньонов и организации лжекооперативов, взяток служащим государственных учреждений и кончая террористическими актами и участием в контрреволюционных организациях.

Процесс вытеснения частнокапиталистических элементов из крупной промышленности иллюстрируют следующие данные об удельном весе частного сектора (% к общему итогу)708:

1925/26 г.

1926/27 г.

1927/28 г.

1928/29 г.

Число лиц наемного труда в промышленности

9,6

8,5

6,3

5,0

В том числе цензовой

2,5

1,8

1,3

0,8

Основные фонды в промышленности к концу года

9,4

8,7

7,8

6,7

Оборотные фонды в промышленности

1,4

1,1

1,0

0,8

Валовая продукция промышленности

27,1

25,2

19,4

15,2

В том числе цензовой

4,0

2,3

1,4

0,9

Частная промышленность, игравшая некоторую роль в цензовой промышленности в начале введения новой экономической политики, фактически уже в первые годы пятилетки оказалась полностью вытесненной в результате успешного развития социалистической (государственной и кооперативной) промышленности. В 1930 г. из общего числа предприятий цензовой промышленности 56,4% падало на долю государственных, 43,5 — на долю кооперативных предприятий, частные предприятия составляли 0,1%709. Если в 1928 г. частный сектор давал 17,6% валовой продукции всей промышленности, то к концу первой пятилетки в 1932 г. его удельный вес в промышленном производстве упал до 0,5%.

В крупной промышленности уже в 1930 г. безраздельно господствовала социалистическая форма хозяйства.

В 1926—1932 гг. было осуществлено также социалистическое преобразование мелкой промышленности на основе ленинского кооперативного плана.

Социалистическая индустриализация привела к полному вытеснению капиталистических элементов из промышленности. В итоге осуществления первой пятилетки социалистическая форма производства стала безраздельно господствующей в крупной промышленности.

Допущение частного капитала в промышленности и торговле в переходный период было неизбежным моментом в хозяйственной жизни страны. Переход к новой экономической политике, развитие торговли и денежного хозяйства вызвали некоторое оживление капитализма в стране. Советское государство, сохраняя в своих руках командные экономические высоты, проводило твердую и последовательную политику в отношении частного капитала, допуская его в промышленность и торговлю лишь до известной меры и только при условии государственного регулирования.

При наличии государственной власти рабочих и крестьян, социалистической собственности на основные средства производства (крупные фабрики и заводы, железные дороги, земля и т. п.) частный капитал был поставлен в довольно узкие рамки. При этом Советское государство стремилось направить его развитие в русло государственного капитализма. Частный капитал в условиях ведущей роли социалистического уклада хозяйства использовался для подъема народного хозяйства «как посредствующее звено между мелким производством и социализмом, как средство, путь, прием, способ повышения производительных сил»676.

Частный капитал мог проявлять свою деятельность лишь в тех отраслях народного хозяйства, где она не угрожала развитию социалистических форм хозяйства. Участие частного капитала признавалось желательным в таких отраслях, где значительное распространение имели мелкие и средние предприятия и где развитие частного производства способствовало известному увеличению недостающей стране продукции. Это относилось к некоторым отраслям легкой промышленности, расширение производства в которых способствовало смягчению товарного дефицита, и к ряду отраслей добывающей промышленности (добыча мела, глины, алебастра, заготовка дров и т. п.).

В погоне за наживой частный капитал устремлялся в те отрасли промышленности, где средства оборачивались наиболее быстро и продукция непосредственно выходила на широкий потребительский рынок. Именно поэтому наибольшее распространение он получил в таких отраслях промышленности, как пищевая, кожевенно-обувная, швейная, деревообрабатывающая и т. д.

Частным предпринимателям в основном принадлежали мелкие промышленные предприятия. Данные обследования, охватившего 19 губерний и областей РСФСР, характеризуют состав частных предприятий на начало 1926 г.677:

Заведения с числом рабочих

Число заведений

% к итогу

Заведения с числом рабочих

Число заведений

% к итогу

До 5

4689

84,20

31—50

31

0,56

6—10

546

9,80

51—250

21

0,38

11—20

224

4,02

Свыше 250

2

0,03

21—30

56

1,01

Данные показывают, что наибольшее число частных предприятий (более 90%) — это мелкие, и средние предприятия. В то время, как в государственной промышленности на одно заведение приходилось 257 рабочих и в кооперативной — 41, в частной цензовой промышленности — всего 22 рабочих678.

С переходом к нэпу многие мелкие предприятия, национализированные в период гражданской войны, были возвращены прежним владельцам679. Наряду с этим частным лицам разрешалось открывать мелкие промышленные предприятия с числом рабочих не свыше 20 человек, включая и рабочих на дому680. В целом удельный вес собственных предприятий капиталистов в цензовой промышленности в общем числе частных предприятий был невелик: к концу восстановительного периода они составляли около 19% по продукции и 24,5% по числу рабочих. Основной капитал собственных частных фабрично-заводских предприятий составлял около 0,7% от всего основного капитала промышленности.

Наиболее характерной для нэпа формой развития капитализма в условиях его ограничения со стороны социалистического государства являлась аренда промышленных предприятий. В этой форме госкапитализма деятельность частного капитала в промышленности непосредственно регулировалась государством. Сдаче в аренду подлежали мелкие промышленные предприятия, которые в первые годы нэпа не могли быть использованы государственными и кооперативными хозяйственными органами. Из всего числа арендаторов, по данным на 1 сентября 1922 г., частные предприниматели составляли 49%, а бывшие владельцы — 26%681.

При этом преобладала краткосрочная аренда. В 1923 г. на срок до 1 года было сдано 22% всех предприятий, от 1 до 3 лет — 49, от 3 до 6 лет — 29%682. В среднем на одно арендованное промышленное заведение приходилось 15—20 рабочих.

На капиталистических предприятиях применялся наемный труд и осуществлялась эксплуатация рабочих с целью обогащения частных предпринимателей и арендаторов. Советское государство применяло против капиталистов строгие меры, добиваясь соблюдения на частных и арендованных предприятиях законов о труде, привлекая частных предпринимателей к суду за нарушение рабочего дня и отдыха, за незаконную эксплуатацию малолетних и подростков и т. д. Рабочие капиталистических предприятий проводили забастовки для защиты своих интересов. В дальнейшем между предпринимателями и рабочими стали заключаться коллективные договоры, в которых профсоюзы добивались повышения заработной платы, более высоких отчислений по соцстраху, более продолжительных отпусков и пр.

В целом на долю частного капитала в 1925/26 г. приходилось около 4% валовой продукции крупной промышленности, на частных предприятиях работало около 2,5% рабочих, занятых во всей цензовой промышленности. Значительный удельный вес частный капитал занимал в мелкой промышленности. Валовая продукция частной мелкой промышленности составляла 81,9% ко всей валовой продукции мелкой промышленности683. Точных данных о том, какая часть мелкой частной промышленности должна быть отнесена к капиталистической, — нет.

Допущение частнохозяйственного капитализма, экономически неизбежное для начального этапа переходного периода, было временным явлением. Основной целью проведения экономической политики в переходный период было создание единого социалистического уклада, вытеснение капиталистических элементов из народного хозяйства. На хозяйственном фронте с каждым годом усиливалось наступление социализма против остатков капитализма. XIII партийная конференция (январь 1924 г.) оценивала вопрос о соотношении между социалистическим укладом и частным капиталом в экономике как важнейший, ибо от этого зависело соотношение классовых сил пролетариата, базирующегося на национализированной промышленности, и новой буржуазии, базирующейся на частной собственности и стихии рынка684. XIV съезд партии указал, «что борьба за победу социалистического строительства в СССР является основной задачей нашей партии» и потребовал «во главу угла поставить задачу всемерного обеспечения победы социалистических хозяйственных форм над частным капиталом…»685.

С вступлением страны в период социалистической реконструкции народного хозяйства усилились меры государства по ограничению и вытеснению частного капитала. XV съезд партии (декабрь 1927 г.), подводя итоги выполнения этих мероприятий, отметил, что за прошедший период произошла радикальная перегруппировка в отношениях между обобществленными формами хозяйства, простым товарным хозяйством и хозяйством капиталистическим. Социалистический сектор стал играть решающую роль во всем народном хозяйстве. В связи с этим съезд указал на то, что «по отношению к возросшим в своей абсолютной массе, — хотя и в гораздо меньшей степени, чем социалистический сектор хозяйства, — элементам частнокапиталистического хозяйства должна и может быть применена политика еще более решительного хозяйственного вытеснения»686.

Успехи социалистической индустриализации страны, кооперирования мелкой промышленности и коллективизации сельского хозяйства, сосредоточение в руках государства все более значительных материально-хозяйственных ресурсов, развертывание государственной и кооперативной торговли — все это явилось важнейшими предпосылками усиленного вытеснения и, наконец, фактической ликвидации капиталистических элементов в промышленности. Социалистическая промышленность проявила свои преимущества как промышленность крупная, высокой концентрации, организующая свое производство на плановых началах, по сравнению с частной промышленностью, в основном мелкой, базирующейся на отсталой технике, со свойственной мелкому производству неустойчивостью, стихийностью и зависимостью от конъюнктуры рынка.

Советское государство применяло разнообразные методы ограничения и вытеснения частного капитала из различных отраслей промышленности и торговли. В борьбе с частным капиталом были широко использованы мероприятия налоговой, кредитной, тарифной политики и т. д. В этих целях использовалась и политика цен, проводимая Советским государством. Последовательное проведение политики снижения розничных цен оказывало сильное влияние и на частную промышленность, на частную торговлю. В целом более дорогая продукция частных промышленников и торговцев не в состоянии была выдержать конкуренции значительно более дешевых продуктов госпредприятий и кооперации. В 1927/28 г. государственные организации и кооперация продавали свои товары на 33% дешевле товаров частных торговцев687.

Важным орудием ограничения и вытеснения частного капитала являлся государственный кредит. Госбанк СССР при выдаче кредитов предоставлял значительные преимущества государственным и кооперативным предприятиям и организация по сравнению с частными заведениями.

Кредиты Госбанка частному капиталу занимали к 1929 г. крайне незначительный удельный вес — 1% и целиком предоставлялись через общества взаимного кредита. Резко сокращалось и кредитование обществ взаимного кредита: с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1927 г. задолженность их Госбанку и акционерным банкам сократилась с 13,6 млн. до 3,6 млн. руб.688 С конца 1926 г. Госбанк прекратил непосредственное кредитование частных предпринимателей.

При осуществлении коммерческого кредитования до проведения кредитной реформы 1930 г. государство тщательно контролировало коммерческое кредитование частных капиталистов. В связи с этим проводилось жесткое ограничение банковского учета векселей, выданных частными капиталистами государственным и кооперативным организациям.

Основным типом кредитных организаций, обслуживающих частный капитал, являлись общества взаимного кредита, возникшие в 1922 г. и прекратившие свое существование в 1930 г. На 1 октября 1926 г. насчитывалось 280 таких обществ с числом членов 87 116. Наиболее крупными обществами были московские и ленинградские. Через эти общества осуществлялось около 60% кредитования частных предприятий. Через общества взаимного кредита государство контролировало кредитную деятельность частных предпринимателей, ставило эту деятельность в определенные рамки. Наркомфин и Госбанк проводили наблюдение за деятельностью этих обществ. Кроме того, принимались меры по принудительной ликвидации тех или иных обществ, если их деятельность содействовала спекуляции. Так, в 1927 г. было ликвидировано шесть из восьми обществ в Москве, деятельность которых носила спекулятивный характер.

Одним из важнейших средств ограничения и изъятия накоплений частного капитала явилась налоговая политика. Советское государства последовательно проводило классовый принцип в размерах налоговых: изъятий, который еще более усилился с 1926/27 г. (в результате реформы сельхозналога и подоходного налога, введения налога на сверхприбыль и других мероприятий).

В 1926/27 г. нэпманская буржуазия платила в 2,5 раза больше налогов в процентном отношении к доходу, чем рабочие и служащие. Основными видами налогов, которыми облагался частный капитал в городе, были промысловый и подоходный налоги и налог на сверхприбыль, составлявшие к 1929 г. около 78% общей суммы платежей, падавших на частный сектор. С 1 октября 1929 г. ставки взимания промыслового налога с частных предприятий превышали ставки, по которым облагались государственные и кооперативные предприятия, в 1,5—2 раза689. Большое значение имел подоходный налог, который был построен по принципу прогрессивного обложения совокупности доходов. В целях изъятия спекулятивных прибылей, получаемых частными хозяевами в результате использования рыночной конъюнктуры и недостатка ряда товаров, в 1927 г. был введен налог на сверхприбыль690, обложению которым подлежали доходы владельцев и совладельцев крупных частных торговых и промышленных предприятий.

В 1924/25 г. в бюджет от частного сектора поступило: по промысловому налогу с местной надбавкой — 124 млн. руб., по подоходному налогу — 65 млн., по арендной плате и другим налоговым статьям — около 102 млн. руб., а всего — более 290 млн. руб.691 В 1929/30 г. частный сектор должен был уплатить по основным налогам (не считая сельхозналога) примерно 622 млн. руб.692 Кроме того, с частного сектора взимались целевой квартирный налог (прогрессивный, зависящий от суммы годового дохода), налог с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, специальный военный налог с лиц, не имеющих права по своему социальному положению служить в армии, и другие налоги.

При обложении эксплуататорских слоев проводилась линия на резкое увеличение изъятий, достигавших к 1930 г. от 14—100% всего дохода, в то время как налогообложение трудящихся снизилось до 1,4—11,07% их дохода (за исключением доходов в 3000 руб., обложение которых несколько возросло)693. Таким образом, к 1930 г. наиболее мощные в экономическом отношении капиталистические предприятия были фактически лишены материальной основы для дальнейшего существования и расширения, поскольку вся подавляющая часть производимой в них прибавочной стоимости поступала в общегосударственный фонд.

Взимание налогов с частного капитала увеличилось еще в большей степени в связи с введением в 1931 г. специального сбора на нужды культурного и жилищного строительства, который взимался с частных владельцев в размере годового оклада подоходного налога.

Интересам ограничения и вытеснения капиталистических элементов в народном хозяйстве, перераспределения накоплений в пользу социалистического сектора была подчинена и политика железнодорожных тарифов. С 1 декабря 1926 г. для всех грузов необобществленного сектора были установлены надбавки к тарифу, достигавшие от 50 до 100%. В дальнейшем были установлены отдельные тарифы для грузов частнохозяйственных, кооперативных организаций и грузов государственных учреждений и предприятий. Для всех грузов обобществленного сектора в 1928 г. устанавливался особый льготный тариф, а для грузов частнохозяйственного сектора в 1930 г. были введены дифференцированные надбавки к общему тарифу в размере от 50 до 400%694. Кроме того, Наркомату путей сообщения было предоставлено право запрещать и ограничивать прием к перевозке грузов частных лиц.

В целях вытеснения частного капитала из промышленности проводился одновременно целый комплекс мероприятий. Так, для вытеснения частных предпринимателей из мукомольно-крупяной промышленности, где удельный вес частного сектора был довольно значительным (около 19% в 1924/25 г.), производилось изъятие предприятий из частной аренды и передача их в эксплуатацию государственными и кооперативными организациями. К 15 марта 1927 г. было изъято 338 мельниц с годовой производительностью до 85 млн. пуд.; были пересмотрены арендные договоры на оставшиеся в частных руках мельницы и возбуждены судебные ходатайства расторгнуть договоры с частными лицами по 164 мельницам с годовой производительностью в 26 млн. пуд. Частное цензовое мукомолье стало занимать только 10—13% всей цензовой мукомольной промышленности695. Кроме того, были приняты другие меры в отношении ограничения деятельности частного капитала в области хлеботорговли: запрещено банковское финансирование частников, ограничен перемол частного зерна на государственных и кооперативных мельницах; кооперации было запрещено продавать зерно частным лицам, проводились меры по экономическому регулированию на транспорте. Это привело к тому, что роль частного капитала как продавца хлебофуражных товаров снизилась с 13,5 до 8,5%. Если в августе — декабре 1925 г. доля частного капитала в перевозках хлеба составляла 19,9%, то в январе — мае 1926 г. она снизилась до 4,4%696. Одновременно применялись меры, чтобы подчинить частный капитал в производстве хлебопродуктов и торговле ими основам государственной хлебной политики. С этой целью заключались длительные договоры с наиболее крупными частными мельницами на сдачу их продукции Госбанку (к январю 1927 г. было заключено свыше 110 договоров примерно на 1,5 млн. пуд. муки в месяц и т. д.)697.

Переломным периодом в вытеснении частнокапиталистического уклада из промышленности в СССР явился 1926/27 г., когда начали сказываться первые успехи социалистической индустриализации. Если ранее наблюдался абсолютный рост частного капитала в промышленности при относительном падении его доли, то после этого года началось и абсолютное уменьшение размеров частного капитала. В течение 1928/29 г. число частных промышленных предприятий сократилось с 11 547 до 7137, или на 38,2%; товарно-торговых — на 45,4%698. По 18 крупнейшим городам СССР частная торгово-промышленная сеть с 1 октября 1929 г. по 25 марта 1930 г. уменьшилась на 69,1%, в том числе торговля — на 74,4%, промышленность — на 60,7%. В отдельных городах это сокращение выразилось еще более резко: в Москве — на 90%, Саратове — 94,5%, Нижнем Новгороде и Киеве — на 88%699.

Аренда промышленных предприятий как форма государственного капитализма к 1930 г. фактически перестала существовать: предприятия, находившиеся прежде в аренде, перешли в ведение государственных хозяйственных органов.

Кроме арендной формы, госкапитализм был представлен также смешанными акционерными обществами. Такими являлись концессии «Норвеглес», «Англолес», «Голландлес» и др. В промышленности к смешанным акционерным обществам относились «Рагаз» (Русско-Американское общество сжатых газов), общество «Жесть-Вестен» — производство эмалированной посуды, «Руссгерстрой» (жилищное строительство); смешанными транспортными обществами были «Русстранзит», «Дерулюфт», «Дерутра».

В смешанных акционерных обществах государственно-капиталистического характера принимал участие не только иностранный, но и внутренний частный капитал. К числу таких акционерных обществ относились, например, «Кожсырье», «Фосфат», «Продасиликат» и др.700

Несколько иное положение было с концессиями, бывшими основной формой госкапитализма. Советская власть рассматривала привлечение иностранного капитала в форме концессий как вспомогательное средство для ускорения восстановления хозяйства и развития производительных сил, использования зарубежной техники и организации производства. В виде долевого отчисления продукции, взимания налогов и сборов государство получало определенные материальные и финансовые средства; по окончании сроков концессионного договора основные фонды переходили в собственность государства. Концессия была своего рода арендным договором, где капиталист становился на определенный срок арендатором социалистического предприятия; право собственности сохранялось за государством.

Советское государство было заинтересовано использовать иностранный капитал в тех отраслях промышленности, где в те годы было еще трудно поднять производство своими силами, или в производстве видов продукции, ранее не производившихся в России. В силу этого концессии имели некоторое распространение в отраслях горнодобывающей промышленности и некоторых отраслях обрабатывающей промышленности, выпускавших либо имевшие большой спрос товары массового потребления, либо продукцию, нужную для развития народного хозяйства, но ранее не производившуюся (шарикоподшипники, например).

Из многочисленных предложений, поступавших от иностранных капиталистов, отбирались наиболее серьезные и деловые, так как значительная часть предложений носила явно спекулятивный и авантюристический характер. Так, с июля 1921 г. по 1 октября 1926 г. всего поступило 1937 предложений, из них по горной промышленности — 238, обрабатывающей промышленности — 583, торговле — 475. Однако было заключено 144 договора, в том числе по горной промышленности — 24, обрабатывающей — 41, торговле — 36701. Фактически на 1 октября 1926 г. действовало 70 концессий, в том числе в горной промышленности 19 и обрабатывающей — 17.

Среди концессий горнодобывающей промышленности наиболее крупной была концессия английского общества «Лена-Гольдфильдс», которая занималась добычей золота на Витиме, цветных металлов и угля на Алтае, меди, угля и леса на Урале. На 1 октября 1926 г. вложенный в концессию капитал составлял 6903 тыс. руб. Значительное развитие получила чиатурская марганцевая концессия Гарримана, которая имела 3536 тыс. руб. вложенного капитала. Капитал английской горнопромышленной корпорации «Тетюхе», вложенный в производство, на 1 октября 1926 г. достигал 1453 тыс. руб.702 Активную производственную деятельность проявляла японская нефтяная концессия на Дальнем Востоке.

Среди концессий обрабатывающей промышленности наиболее важную роль играла шведская концессия «СКФ» по производству шарикоподшипников (на 1 октября 1926 г. концессия вложила в производство 2200 тыс. руб.)703. В основном в обрабатывающей промышленности действовали средние и мелкие концессии (например, «Гаммер» — производство карандашей и канцелярских принадлежностей, «Шток» — галантерея и др.). Всего на сентябрь 1927 г. в концессионные предприятия было вложено 51 991 тыс. руб. иностранного капитала; в том числе в горную промышленность — 24 215 тыс. руб., в обрабатывающую — 18 760 тыс. руб. К этому времени Советское государство получило от деятельности концессий 16 113 тыс. руб. дохода704.

Однако концессии не получили серьезного развития в нашей стране. Доля концессий в производстве промышленной продукции была очень незначительной. В 1925/26 г. она составляла лишь 0,4%. Для некоторых отраслей горнодобывающей промышленности этот процент был выше (в свинцоворудной, меднорудной, марганцевой). К началу первой пятилетки, в 1928/29 г., удельный вес концессий в производстве промышленной продукции равнялся 0,6%. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессий, в том числе в обрабатывающей промышленности 24, в горной — 14, в торговле — 7, в лесном хозяйстве — 6 и т. д. Больше всего концессий принадлежало капиталистам Германии — 14, США — 9, Англии и Японии — по 7.

Успехи социалистического строительства в первой пятилетке создали возможность без привлечения иностранного капитала быстрыми темпами развивать промышленное производство. К тому же деятельность ряда концессий стала приобретать неприемлемый характер. Так, концессии «Лена-Гольдфильдс», «Грузия-Марганец» хищнически эксплуатировали природные богатства. Концессионерами не выполнялись условия договоров об оснащении предприятий новейшей техникой, привлечении квалифицированной рабочей силы и т. д. Концессионеры в целях получения наибольшей прибыли всеми способами старались обойти советское трудовое законодательство.

Пользуясь своим положением поставщиков товаров, изготовляемых из импортного сырья, концессионеры получали чрезмерно высокую прибыль.

Так, по 18 концессионным предприятиям обрабатывающей промышленности в 1926/27 г. норма прибыли составила 85,5% на вложенный капитал. Концессионеры, пользуясь правом вывозить прибыль за границу, переводили значительные суммы валютных фондов в иностранные банки. Кроме того, многие концессии из-за недостатка капитала вынуждены были прибегать к изысканию средств внутри СССР. Кредиты, предоставленные концессиям Госбанком и Промбанком, составляли на 1 октября 1927 г. 11,1 млн. руб.705

В годы первой пятилетки началось быстрое свертывание концессионного производства. В некоторых случаях концессионеры сами ликвидировали свои предприятия в связи с нерентабельностью. Так, в последние годы своей деятельности стала нерентабельной концессия «Грузия-Марганец», что объяснялось нерациональными методами организации производства и падением мировых цен на марганец. В результате концессионный договор был расторгнут в 1928 г. по желанию концессионеров. Концессия «Лена-Гольдфильдс» в последние годы не выполняла обязательств по договору, перестала платить долевые отчисления СССР, задерживала выдачу заработной платы. В 1930 г. концессия по существу прекратила свою деятельность; в 1934 г. концессионный договор был расторгнут706. Деятельность концессии «Тетюхе» прекратилась в 1931 г. на основе взаимного соглашения. Концессия «СКФ» прекратила существование в 1931 г., подшипниковый завод был выкуплен Советским правительством по себестоимости. Ряд концессий был ликвидирован в связи со спекулятивным характером их деятельности, нарушением капиталистами концессионных договоров и советского законодательства.

На 1 января 1936 г. на территории СССР действовало всего 11 концессий, их удельный вес в народном хозяйстве практически свелся к незаметной величине.

Одной из форм госкапитализма, привлечения иностранного капитала в советскую промышленность были договоры о техническом содействии. В начальный период индустриализации СССР и в годы первой пятилетки техническая помощь развитых капиталистических стран способствовала росту промышленности СССР707. Однако и тогда главная и решающая роль в техническом прогрессе промышленности СССР принадлежала творческим усилиям советских ученых, инженеров и рабочих.

Процесс вытеснения частнокапиталистических элементов происходил в обстановке острой классовой борьбы. Промышленники и торговцы использовали всевозможные методы борьбы и обхода законодательстства, начиная от уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов, перехода на нелегальные формы деятельности в качестве компаньонов и организации лжекооперативов, взяток служащим государственных учреждений и кончая террористическими актами и участием в контрреволюционных организациях.

Процесс вытеснения частнокапиталистических элементов из крупной промышленности иллюстрируют следующие данные об удельном весе частного сектора (% к общему итогу)708:

1925/26 г.

1926/27 г.

1927/28 г.

1928/29 г.

Число лиц наемного труда в промышленности

9,6

8,5

6,3

5,0

В том числе цензовой

2,5

1,8

1,3

0,8

Основные фонды в промышленности к концу года

9,4

8,7

7,8

6,7

Оборотные фонды в промышленности

1,4

1,1

1,0

0,8

Валовая продукция промышленности

27,1

25,2

19,4

15,2

В том числе цензовой

4,0

2,3

1,4

0,9

Частная промышленность, игравшая некоторую роль в цензовой промышленности в начале введения новой экономической политики, фактически уже в первые годы пятилетки оказалась полностью вытесненной в результате успешного развития социалистической (государственной и кооперативной) промышленности. В 1930 г. из общего числа предприятий цензовой промышленности 56,4% падало на долю государственных, 43,5 — на долю кооперативных предприятий, частные предприятия составляли 0,1%709. Если в 1928 г. частный сектор давал 17,6% валовой продукции всей промышленности, то к концу первой пятилетки в 1932 г. его удельный вес в промышленном производстве упал до 0,5%.

В крупной промышленности уже в 1930 г. безраздельно господствовала социалистическая форма хозяйства.

В 1926—1932 гг. было осуществлено также социалистическое преобразование мелкой промышленности на основе ленинского кооперативного плана.