4. Роль государственного бюджета в строительстве фундамента социалистической экономики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
Главная задача бюджетной системы в период построения фундамента социалистической экономики заключалась в том, чтобы сконцентрировать максимум средств на социалистическую индустриализацию страны, не допускать распыления средств по разным каналам. В такой концентрации средств, в подчинении всей системы бюджетных доходов и расходов задачам наиболее быстрого создания производственно-технической базы социализма выражалась действенная роль государственного народнохозяйственного и бюджетного планирования.
Как уже указывалось, осуществление социалистической индустриализации страны без помощи извне было неизбежно связано с большим напряжением. Периодом наибольшего напряжения в борьбе за построение фундамента социалистической экономики были 1931 и 1932 гг. Империалистические провокации и возросшая опасность военных нападений извне понуждали повышать темпы создания и развития собственной тяжелой индустрии. Задачи реорганизационного периода в сельском хозяйстве, связанные с коренной ломкой производственных отношений, требовали государственной помощи социалистическим формам хозяйства в значительно больших размерах, чем это намечалось пятилетним планом. Достаточно указать, что по пятилетнему плану предполагалось повысить удельный вес социалистического сектора (совхозов и колхозов) в посевах до 17,5%, фактически же на долю совхозов и колхозов в 1932 г. приходилось уже 78% всех посевов.
Чтобы выполнить пятилетку в четыре года, необходимо было резко повысить объем капитальных вложений. По сравнению с 1929 г. капитальные вложения (в сопоставимых ценах) возросли: в 1930 г. на 67%, в 1931 г. — в 2,4 раза, в 1932 г. более чем в 2,8 раза. Напряженность этой программы усиливалась тем, что внутрихозяйственные накопления увеличивались медленнее, чем это намечалось пятилетним планом, вследствие недовыполнения заданий по производительности труда и большого превышения фондов заработной платы. Рост денежных доходов населения намного опережал увеличение розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, что создавало трудности в организации денежного оборота. Сказались также последствия ошибок и извращений в практике проведения кредитной и налоговой реформ. Чтобы выполнить пятилетний план за четыре года, нужно было обеспечивать безусловное выполнение промфинпланов, неуклонно повышать производительность труда, выполнять задания по снижению себестоимости продукции и издержек обращения, соблюдать строжайшую бюджетную и кредитную дисциплину, максимально усиливать мобилизацию внутрихозяйственных ресурсов. Нужно было установить строжайший режим экономии, пойти на известные жертвы.
В результате концентрации средств на нужды социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в расходной части сводного бюджета СССР (государственного и местных) произошли следующие структурные изменения:
1925/26 г. |
1926/27 г. |
1927/28 г. |
1928/29 г. |
1929/30 г. |
Особый кв. 1930 г. |
1931 г. |
1932 г. |
|
Всего расходов, млн. руб. |
4210 |
5780 |
7205 |
8784 |
13322 |
5038 |
25097 |
37995 |
В том числе |
||||||||
Народное хозяйство |
1224 |
2085 |
2815 |
3810 |
6814 |
2800 |
16311 |
25494 |
Из них |
||||||||
промышленность |
281 |
685 |
926 |
1248 |
2624 |
1030 |
8117 |
13300 |
сельское хозяйство |
283 |
298 |
394 |
714 |
1353 |
615 |
2914 |
3944 |
транспорт и связь |
283 |
527 |
712 |
974 |
1521 |
638 |
2420 |
4070 |
торговля, снабжение, заготовки |
48 |
94 |
172 |
261 |
546 |
320 |
1797 |
2273 |
жилищное и коммунальное хозяйство |
282 |
433 |
579 |
562 |
720 |
133 |
1029 |
1794 |
Социально-культурные мероприятия |
1371 |
1809 |
2199 |
2628 |
3517 |
1101 |
5396 |
7580 |
Из них |
||||||||
просвещение |
520 |
691 |
895 |
1123 |
1781 |
638 |
3011 |
4023 |
здравоохранение и физкультура |
391 |
520 |
563 |
631 |
814 |
226 |
1248 |
1991 |
охрана труда и социальное обеспечение |
460 |
598 |
741 |
874 |
922 |
237 |
1137 |
1566 |
Управление |
552 |
568 |
500 |
515 |
627 |
135 |
930 |
1185 |
оборона |
569 |
651 |
765 |
880 |
1046 |
434 |
1288 |
1296 |
по государственным займам |
123 |
101 |
300 |
318 |
406 |
75 |
408 |
962 |
За 1926/27—1932 гг. бюджетные вложения в промышленность составили почти 28 млрд. руб., в том числе в тяжелую индустрию (включая электрификацию) — около 24,5 млрд. руб., или 87,5%. При увеличении общего объема расходов сводного бюджета в 1932 г. по сравнению с 1925/26 г. в 9 раз, бюджетное финансирование народного хозяйства возросло более чем в 20 раз, в том числе финансирование тяжелой промышленности (включая электрификацию) почти в 50 раз. В результате удельный вес финансирования промышленности во всей сумме бюджетных расходов повысился с 6,7% в 1925/26 г. до 35% в 1932 г. Доля финансирования народного хозяйства в расходной части сводного бюджета достигла в 1932 г. наивысшего уровня (67%) за все годы социалистического строительства, в составе же бюджетного финансирования народного хозяйства доля промышленности поднялась до 52,2%.
Направляя максимум средств на строительство социалистической индустрии, Советское государство вместе с тем повышало затраты на социально-культурные мероприятия, которые по сводному бюджету за 1926/27—1932 гг. составили 24,2 млрд. руб. и возросли по сравнению с 1925/26 г. в 5,5 раза. Особое внимание в этом деле было направлено на развитие массового просвещения, развертывание подготовки квалифицированных кадров из среды рабочего класса, развитие науки, дальнейшее оздоровление условий быта и труда.
Для доходной части бюджета СССР в период построения фундамента социалистической экономики характерным является резкое повышение удельного веса поступлений от предприятий и организаций социалистического хозяйства и большой рост поступлений по государственным займам при снижении удельного веса мобилизованных средств населения. За 1927/28—1932 гг. структура доходов сводного бюджета СССР характеризуется следующими данными (по классификации, установленной в результате налоговой реформы):
1927/28 г. |
1928/29 г. |
1929/30 г. |
Особый кв. 1930 г. |
1931 г. |
1932 г. |
|
Всего доходов, млн. руб. |
7320 |
8830 |
13879 |
5269 |
25246 |
38041 |
В том числе |
||||||
налог с оборота * |
2483 |
3146 |
5653 |
2420 |
11672 |
19595 |
отчисления от прибылей ** |
964 |
1353 |
2654 |
1052 |
3927 |
4988 |
налоги и сборы с населения *** |
888 |
1029 |
1118 |
438 |
2110 |
2986 |
государственные займы |
726 |
725 |
1278 |
356 |
3269 |
3922 |
средства государственного социального страхования |
1052 |
1221 |
1418 |
408 |
2242 |
3577 |
* За 1927/28—1929/30 гг. — суммы, соответствующие доходам, унифицированным в налоге с оборота.
** Вместе с доходами транспорта и связи.
*** Включая самообложение сельского населения.
Социалистическая индустриализация страны, техническое перевооружение сельского хозяйства на базе коллективизации, проведение культурной революции требовали высокой централизации в финансовой области. Это обусловило повышение удельного веса союзного бюджета в сводном бюджете СССР (таблица).
Таблица
Удельный вес в общей сумме расходов сводного бюджета СССР, %
Год |
союзный бюджет |
бюджет социального страхования |
республиканские бюджеты |
местные бюджеты |
1926/27 |
40,4 |
16,0 |
14,9 |
28,7 |
1927/28 |
45,2 |
14,6 |
13,3 |
26,9 |
1928/29 |
46,8 |
13,9 |
12,8 |
26,5 |
1929/30 |
52,6 |
10,6 |
12,2 |
24,6 |
1931 |
66,8 |
9,0 |
7,0 |
17,2 |
1932 |
69,7 |
9,4 |
5,5 |
15,4 |
При общем росте расходов сводного бюджета по сравнению с 1925/26 г. в 9 раз, расходы союзного бюджета увеличились в 12,8 раза. На союзный бюджет возлагалась главная роль в перераспределении финансовых ресурсов. Без централизации большей части этих ресурсов в союзном бюджете невозможно было бы производить огромные капитальные вложения в строительство гигантов тяжелой индустрии, преодолеть старое, унаследованное от царской России размещение производительных сил, обеспечить фактическое равенство в экономическом и культурном отношении всех населяющих страну национальностей. Роль союзного бюджета (без бюджета государственного социального страхования) в отдельных видах расходов сводного бюджета СССР характеризуется следующими данными (в %):
1926/27 г. |
1929/30 г. |
1932 г. |
|
Финансирование народного хозяйства |
56,3 |
69,0 |
87,2 |
В том числе |
|||
Промышленность |
67,8 |
76,3 |
96,5 |
тяжелая промышленность |
72,4 |
86,3 |
97,4 |
электрификация |
86,0 |
89,5 |
96,6 |
Сельское хозяйство |
26,0 |
52,3 |
80,2 |
Транспорт и связь |
92,0 |
91,3 |
95,2 |
Торговля и заготовки |
63,5 |
90,2 |
97,1 |
Социально-культурные мероприятия |
2,6 |
10,3 |
11,1 |
В том числе |
|||
просвещение |
5,7 |
19,7 |
21,1 |
наука |
39,8 |
71,4 |
60,9 |
подготовка кадров |
4,2 |
22,5 |
39,0 |
Оборона страны |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы по государственным займам |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Обеспечивая полностью потребности развития железнодорожного, водного и воздушного транспорта, внешней торговли, обороны страны, расходы по государственным займам, союзный бюджет финансировал строительство промышленных предприятий, машинно-тракторных станций, крупнейшие агротехнические мероприятия, развитие товарооборота, оказывал всестороннюю помощь колхозному строительству. Повышалась роль союзного бюджета в финансировании подготовки кадров и развития советской науки.
В результате удельный вес республиканских и местных бюджетов в финансировании народного хозяйства сильно снизился. За республиканскими бюджетами сохранилось обеспечение потребностей кооперативной торговли и участие в финансировании промышленности (преимущественно легкой), сельского хозяйства (включая сельскую электрификацию) и жилищно-коммунального хозяйства, за местными бюджетами — преобладающая доля расходов по коммунальному и жилищному хозяйству, значительная доля в финансировании дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. В области социально-культурных расходов на долю республиканских бюджетов к концу рассматриваемого периода (1932 г.) приходилось более трети затрат на науку и подготовку кадров, на долю местных бюджетов — преобладающая часть затрат на школы и детские учреждения (детские сады, площадки, дома) и большая часть расходов на здравоохранение и физическую культуру. Если союзный бюджет стал по преимуществу бюджетом финансирования народного хозяйства (в 1932 г. — 84% всех расходов союзного бюджета), то в республиканских бюджетах доля расходов на народное хозяйство и на социально-культурные мероприятия равнялась в 1932 г. соответственно 44,1% и 44,7%, а местные бюджеты стали в основном бюджетами социально-культурных мероприятий (51% всей суммы расходов местных бюджетов) при большом удельном весе (27,8%) расходов на местное хозяйство — жилищно-коммунальное, автотранспорт, дорожное.
Развертывание коллективизации сельского хозяйства в сильнейшей степени повысило роль сельских и районных Советов. В соответствии с этим в 1930 г. было установлено обязательное образование самостоятельных бюджетов во всех сельских Советах, расширены бюджетные права райисполкомов и усилена роль районных бюджетов. С ростом городов увеличивались также городские и поселковые бюджеты. В 1929/30 г. доля районных и сельских бюджетов в общем своде местных бюджетов поднялась до 28%, доля городских и поселковых бюджетов — до 40,5%.
Значительную роль в укреплении республиканских и местных бюджетов сыграло постановление ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. Вместо системы дотаций за счет сумм налога с оборота оно установило процентные отчисления от налога с оборота в республиканские и местные бюджеты, что усиливало заинтересованность республиканских и местных органов в выполнении плана поступлений по налогу с оборота.
Было установлено, что республиканские и местные бюджеты должны балансироваться в основном за счет доходов, взимание которых возложено на соответствующие республиканские и местные органы.
Важную роль в подъеме материального благосостояния трудящихся сыграл бюджет государственного социального страхования, средства которого в то время проводились по государственному бюджету СССР лишь в относительно небольшой доле. За счет этого бюджета в 1932 г. покрывалось около 40% всех расходов сводного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство (по линии рабочего жилищного строительства), 9/10 расходов по охране труда и социальному обеспечению, более 60% — на здравоохранение и физическую культуру, ½ — на детские сады, площадки и дома. На пенсии, пособия и трудовое устройство в 1932 г. было направлено около 40% всех ресурсов бюджета соцстраха, на здравоохранение и физическую культуру — 1/3, на рабочее жилищное строительство — около 20%.
Повышению роли и значения бюджетной системы СССР в хозяйственном и культурном строительстве содействовали перестройка системы платежей в бюджет, а также совершенствование бюджетного контроля и бюджетного планирования.
В 1930 г. функции Госфинконтроля по проверке финансового хозяйства предприятий и учреждений были переданы Рабоче-крестьянской инспекции, а с 1932 г. были созданы финансово-бюджетные инспекции, призванные в своей деятельности опираться на широкий финансовый актив из рабочих и служащих обследуемых предприятий и учреждений. Создавались контрольные посты, проводились общественные смотры, общественные суды над нарушителями бюджетной дисциплины, результаты работы обсуждались на общих собраниях работников учреждений, освещались в печати и пр.
В мае 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О едином финансовом плане», составление которого должно было обеспечить взаимное согласование отдельных оперативных финансовых планов с государственным бюджетом СССР, и тем самым более полное выявление и эффективное использование финансовых ресурсов всего социалистического хозяйства и привлеченных средств населения в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана. Составление единого (сводного) финансового плана ни в какой мере не умаляло значения государственного бюджета как основного финансового плана социалистического хозяйства, центрального звена всей системы финансов СССР.
*
В борьбе за построение фундамента социализма советские финансы способствовали реализации заложенных в социалистической системе хозяйства возможностей быстрого хозяйственного и культурного роста. Огромные вложения в социалистическую индустрию обеспечивали создание новой, соответствующей социалистическому строю технической базы народного хозяйства. Крупные вложения в строительство совхозов, расширение финансовой помощи бедняцко-середняцкой массе крестьянства имели большое значение в подготовке и осуществлении социалистической реконструкции сельского хозяйства. Финансовые и кредитные методы перераспределения средств и контроля рублем содействовали развитию социалистических форм хозяйства, вытеснению и ликвидации капиталистических элементов, победе социализма. Вместе с тем подъем народного хозяйства страны на основе социалистического обобществления и социалистической индустриализации обеспечивал развитие и упрочение советских финансов. Показателем этого являются бездефицитность растущего в своем объеме советского государственного бюджета, быстрое нарастание операций советской кредитной системы, устойчивая советская валюта.
Главная задача бюджетной системы в период построения фундамента социалистической экономики заключалась в том, чтобы сконцентрировать максимум средств на социалистическую индустриализацию страны, не допускать распыления средств по разным каналам. В такой концентрации средств, в подчинении всей системы бюджетных доходов и расходов задачам наиболее быстрого создания производственно-технической базы социализма выражалась действенная роль государственного народнохозяйственного и бюджетного планирования.
Как уже указывалось, осуществление социалистической индустриализации страны без помощи извне было неизбежно связано с большим напряжением. Периодом наибольшего напряжения в борьбе за построение фундамента социалистической экономики были 1931 и 1932 гг. Империалистические провокации и возросшая опасность военных нападений извне понуждали повышать темпы создания и развития собственной тяжелой индустрии. Задачи реорганизационного периода в сельском хозяйстве, связанные с коренной ломкой производственных отношений, требовали государственной помощи социалистическим формам хозяйства в значительно больших размерах, чем это намечалось пятилетним планом. Достаточно указать, что по пятилетнему плану предполагалось повысить удельный вес социалистического сектора (совхозов и колхозов) в посевах до 17,5%, фактически же на долю совхозов и колхозов в 1932 г. приходилось уже 78% всех посевов.
Чтобы выполнить пятилетку в четыре года, необходимо было резко повысить объем капитальных вложений. По сравнению с 1929 г. капитальные вложения (в сопоставимых ценах) возросли: в 1930 г. на 67%, в 1931 г. — в 2,4 раза, в 1932 г. более чем в 2,8 раза. Напряженность этой программы усиливалась тем, что внутрихозяйственные накопления увеличивались медленнее, чем это намечалось пятилетним планом, вследствие недовыполнения заданий по производительности труда и большого превышения фондов заработной платы. Рост денежных доходов населения намного опережал увеличение розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, что создавало трудности в организации денежного оборота. Сказались также последствия ошибок и извращений в практике проведения кредитной и налоговой реформ. Чтобы выполнить пятилетний план за четыре года, нужно было обеспечивать безусловное выполнение промфинпланов, неуклонно повышать производительность труда, выполнять задания по снижению себестоимости продукции и издержек обращения, соблюдать строжайшую бюджетную и кредитную дисциплину, максимально усиливать мобилизацию внутрихозяйственных ресурсов. Нужно было установить строжайший режим экономии, пойти на известные жертвы.
В результате концентрации средств на нужды социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в расходной части сводного бюджета СССР (государственного и местных) произошли следующие структурные изменения:
1925/26 г. |
1926/27 г. |
1927/28 г. |
1928/29 г. |
1929/30 г. |
Особый кв. 1930 г. |
1931 г. |
1932 г. |
|
Всего расходов, млн. руб. |
4210 |
5780 |
7205 |
8784 |
13322 |
5038 |
25097 |
37995 |
В том числе |
||||||||
Народное хозяйство |
1224 |
2085 |
2815 |
3810 |
6814 |
2800 |
16311 |
25494 |
Из них |
||||||||
промышленность |
281 |
685 |
926 |
1248 |
2624 |
1030 |
8117 |
13300 |
сельское хозяйство |
283 |
298 |
394 |
714 |
1353 |
615 |
2914 |
3944 |
транспорт и связь |
283 |
527 |
712 |
974 |
1521 |
638 |
2420 |
4070 |
торговля, снабжение, заготовки |
48 |
94 |
172 |
261 |
546 |
320 |
1797 |
2273 |
жилищное и коммунальное хозяйство |
282 |
433 |
579 |
562 |
720 |
133 |
1029 |
1794 |
Социально-культурные мероприятия |
1371 |
1809 |
2199 |
2628 |
3517 |
1101 |
5396 |
7580 |
Из них |
||||||||
просвещение |
520 |
691 |
895 |
1123 |
1781 |
638 |
3011 |
4023 |
здравоохранение и физкультура |
391 |
520 |
563 |
631 |
814 |
226 |
1248 |
1991 |
охрана труда и социальное обеспечение |
460 |
598 |
741 |
874 |
922 |
237 |
1137 |
1566 |
Управление |
552 |
568 |
500 |
515 |
627 |
135 |
930 |
1185 |
оборона |
569 |
651 |
765 |
880 |
1046 |
434 |
1288 |
1296 |
по государственным займам |
123 |
101 |
300 |
318 |
406 |
75 |
408 |
962 |
За 1926/27—1932 гг. бюджетные вложения в промышленность составили почти 28 млрд. руб., в том числе в тяжелую индустрию (включая электрификацию) — около 24,5 млрд. руб., или 87,5%. При увеличении общего объема расходов сводного бюджета в 1932 г. по сравнению с 1925/26 г. в 9 раз, бюджетное финансирование народного хозяйства возросло более чем в 20 раз, в том числе финансирование тяжелой промышленности (включая электрификацию) почти в 50 раз. В результате удельный вес финансирования промышленности во всей сумме бюджетных расходов повысился с 6,7% в 1925/26 г. до 35% в 1932 г. Доля финансирования народного хозяйства в расходной части сводного бюджета достигла в 1932 г. наивысшего уровня (67%) за все годы социалистического строительства, в составе же бюджетного финансирования народного хозяйства доля промышленности поднялась до 52,2%.
Направляя максимум средств на строительство социалистической индустрии, Советское государство вместе с тем повышало затраты на социально-культурные мероприятия, которые по сводному бюджету за 1926/27—1932 гг. составили 24,2 млрд. руб. и возросли по сравнению с 1925/26 г. в 5,5 раза. Особое внимание в этом деле было направлено на развитие массового просвещения, развертывание подготовки квалифицированных кадров из среды рабочего класса, развитие науки, дальнейшее оздоровление условий быта и труда.
Для доходной части бюджета СССР в период построения фундамента социалистической экономики характерным является резкое повышение удельного веса поступлений от предприятий и организаций социалистического хозяйства и большой рост поступлений по государственным займам при снижении удельного веса мобилизованных средств населения. За 1927/28—1932 гг. структура доходов сводного бюджета СССР характеризуется следующими данными (по классификации, установленной в результате налоговой реформы):
1927/28 г. |
1928/29 г. |
1929/30 г. |
Особый кв. 1930 г. |
1931 г. |
1932 г. |
|
Всего доходов, млн. руб. |
7320 |
8830 |
13879 |
5269 |
25246 |
38041 |
В том числе |
||||||
налог с оборота * |
2483 |
3146 |
5653 |
2420 |
11672 |
19595 |
отчисления от прибылей ** |
964 |
1353 |
2654 |
1052 |
3927 |
4988 |
налоги и сборы с населения *** |
888 |
1029 |
1118 |
438 |
2110 |
2986 |
государственные займы |
726 |
725 |
1278 |
356 |
3269 |
3922 |
средства государственного социального страхования |
1052 |
1221 |
1418 |
408 |
2242 |
3577 |
* За 1927/28—1929/30 гг. — суммы, соответствующие доходам, унифицированным в налоге с оборота.
** Вместе с доходами транспорта и связи.
*** Включая самообложение сельского населения.
Социалистическая индустриализация страны, техническое перевооружение сельского хозяйства на базе коллективизации, проведение культурной революции требовали высокой централизации в финансовой области. Это обусловило повышение удельного веса союзного бюджета в сводном бюджете СССР (таблица).
Таблица
Удельный вес в общей сумме расходов сводного бюджета СССР, %
Год |
союзный бюджет |
бюджет социального страхования |
республиканские бюджеты |
местные бюджеты |
1926/27 |
40,4 |
16,0 |
14,9 |
28,7 |
1927/28 |
45,2 |
14,6 |
13,3 |
26,9 |
1928/29 |
46,8 |
13,9 |
12,8 |
26,5 |
1929/30 |
52,6 |
10,6 |
12,2 |
24,6 |
1931 |
66,8 |
9,0 |
7,0 |
17,2 |
1932 |
69,7 |
9,4 |
5,5 |
15,4 |
При общем росте расходов сводного бюджета по сравнению с 1925/26 г. в 9 раз, расходы союзного бюджета увеличились в 12,8 раза. На союзный бюджет возлагалась главная роль в перераспределении финансовых ресурсов. Без централизации большей части этих ресурсов в союзном бюджете невозможно было бы производить огромные капитальные вложения в строительство гигантов тяжелой индустрии, преодолеть старое, унаследованное от царской России размещение производительных сил, обеспечить фактическое равенство в экономическом и культурном отношении всех населяющих страну национальностей. Роль союзного бюджета (без бюджета государственного социального страхования) в отдельных видах расходов сводного бюджета СССР характеризуется следующими данными (в %):
1926/27 г. |
1929/30 г. |
1932 г. |
|
Финансирование народного хозяйства |
56,3 |
69,0 |
87,2 |
В том числе |
|||
Промышленность |
67,8 |
76,3 |
96,5 |
тяжелая промышленность |
72,4 |
86,3 |
97,4 |
электрификация |
86,0 |
89,5 |
96,6 |
Сельское хозяйство |
26,0 |
52,3 |
80,2 |
Транспорт и связь |
92,0 |
91,3 |
95,2 |
Торговля и заготовки |
63,5 |
90,2 |
97,1 |
Социально-культурные мероприятия |
2,6 |
10,3 |
11,1 |
В том числе |
|||
просвещение |
5,7 |
19,7 |
21,1 |
наука |
39,8 |
71,4 |
60,9 |
подготовка кадров |
4,2 |
22,5 |
39,0 |
Оборона страны |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы по государственным займам |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Обеспечивая полностью потребности развития железнодорожного, водного и воздушного транспорта, внешней торговли, обороны страны, расходы по государственным займам, союзный бюджет финансировал строительство промышленных предприятий, машинно-тракторных станций, крупнейшие агротехнические мероприятия, развитие товарооборота, оказывал всестороннюю помощь колхозному строительству. Повышалась роль союзного бюджета в финансировании подготовки кадров и развития советской науки.
В результате удельный вес республиканских и местных бюджетов в финансировании народного хозяйства сильно снизился. За республиканскими бюджетами сохранилось обеспечение потребностей кооперативной торговли и участие в финансировании промышленности (преимущественно легкой), сельского хозяйства (включая сельскую электрификацию) и жилищно-коммунального хозяйства, за местными бюджетами — преобладающая доля расходов по коммунальному и жилищному хозяйству, значительная доля в финансировании дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. В области социально-культурных расходов на долю республиканских бюджетов к концу рассматриваемого периода (1932 г.) приходилось более трети затрат на науку и подготовку кадров, на долю местных бюджетов — преобладающая часть затрат на школы и детские учреждения (детские сады, площадки, дома) и большая часть расходов на здравоохранение и физическую культуру. Если союзный бюджет стал по преимуществу бюджетом финансирования народного хозяйства (в 1932 г. — 84% всех расходов союзного бюджета), то в республиканских бюджетах доля расходов на народное хозяйство и на социально-культурные мероприятия равнялась в 1932 г. соответственно 44,1% и 44,7%, а местные бюджеты стали в основном бюджетами социально-культурных мероприятий (51% всей суммы расходов местных бюджетов) при большом удельном весе (27,8%) расходов на местное хозяйство — жилищно-коммунальное, автотранспорт, дорожное.
Развертывание коллективизации сельского хозяйства в сильнейшей степени повысило роль сельских и районных Советов. В соответствии с этим в 1930 г. было установлено обязательное образование самостоятельных бюджетов во всех сельских Советах, расширены бюджетные права райисполкомов и усилена роль районных бюджетов. С ростом городов увеличивались также городские и поселковые бюджеты. В 1929/30 г. доля районных и сельских бюджетов в общем своде местных бюджетов поднялась до 28%, доля городских и поселковых бюджетов — до 40,5%.
Значительную роль в укреплении республиканских и местных бюджетов сыграло постановление ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. Вместо системы дотаций за счет сумм налога с оборота оно установило процентные отчисления от налога с оборота в республиканские и местные бюджеты, что усиливало заинтересованность республиканских и местных органов в выполнении плана поступлений по налогу с оборота.
Было установлено, что республиканские и местные бюджеты должны балансироваться в основном за счет доходов, взимание которых возложено на соответствующие республиканские и местные органы.
Важную роль в подъеме материального благосостояния трудящихся сыграл бюджет государственного социального страхования, средства которого в то время проводились по государственному бюджету СССР лишь в относительно небольшой доле. За счет этого бюджета в 1932 г. покрывалось около 40% всех расходов сводного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство (по линии рабочего жилищного строительства), 9/10 расходов по охране труда и социальному обеспечению, более 60% — на здравоохранение и физическую культуру, ½ — на детские сады, площадки и дома. На пенсии, пособия и трудовое устройство в 1932 г. было направлено около 40% всех ресурсов бюджета соцстраха, на здравоохранение и физическую культуру — 1/3, на рабочее жилищное строительство — около 20%.
Повышению роли и значения бюджетной системы СССР в хозяйственном и культурном строительстве содействовали перестройка системы платежей в бюджет, а также совершенствование бюджетного контроля и бюджетного планирования.
В 1930 г. функции Госфинконтроля по проверке финансового хозяйства предприятий и учреждений были переданы Рабоче-крестьянской инспекции, а с 1932 г. были созданы финансово-бюджетные инспекции, призванные в своей деятельности опираться на широкий финансовый актив из рабочих и служащих обследуемых предприятий и учреждений. Создавались контрольные посты, проводились общественные смотры, общественные суды над нарушителями бюджетной дисциплины, результаты работы обсуждались на общих собраниях работников учреждений, освещались в печати и пр.
В мае 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О едином финансовом плане», составление которого должно было обеспечить взаимное согласование отдельных оперативных финансовых планов с государственным бюджетом СССР, и тем самым более полное выявление и эффективное использование финансовых ресурсов всего социалистического хозяйства и привлеченных средств населения в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана. Составление единого (сводного) финансового плана ни в какой мере не умаляло значения государственного бюджета как основного финансового плана социалистического хозяйства, центрального звена всей системы финансов СССР.
*
В борьбе за построение фундамента социализма советские финансы способствовали реализации заложенных в социалистической системе хозяйства возможностей быстрого хозяйственного и культурного роста. Огромные вложения в социалистическую индустрию обеспечивали создание новой, соответствующей социалистическому строю технической базы народного хозяйства. Крупные вложения в строительство совхозов, расширение финансовой помощи бедняцко-середняцкой массе крестьянства имели большое значение в подготовке и осуществлении социалистической реконструкции сельского хозяйства. Финансовые и кредитные методы перераспределения средств и контроля рублем содействовали развитию социалистических форм хозяйства, вытеснению и ликвидации капиталистических элементов, победе социализма. Вместе с тем подъем народного хозяйства страны на основе социалистического обобществления и социалистической индустриализации обеспечивал развитие и упрочение советских финансов. Показателем этого являются бездефицитность растущего в своем объеме советского государственного бюджета, быстрое нарастание операций советской кредитной системы, устойчивая советская валюта.