2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
В условиях серьезного обновления состава промышленных кадров особо важное значение приобрела подготовка рабочих и повышение их квалификации. Индустриализация страны не могла осуществляться без подготовки необходимых контингентов квалифицированной рабочей силы, способных сооружать и осваивать новые предприятия, овладеть передовой техникой, показывать образцы подлинно социалистического отношения к труду.
Уже в начале социалистической индустриализации обнаружилось несоответствие (своеобразные «ножницы») между потребностью быстро растущей промышленности в квалифицированных кадрах и масштабами и темпами подготовки этих кадров. Это несоответствие еще больше обострилось в годы первой пятилетки, когда развернулось огромное промышленное строительство, были введены в строй новые заводы, реконструированы существующие предприятия, что сопровождалось большим расширением производства.
Выполнение грандиозных планов социалистической реконструкции промышленности потребовало значительно большего числа новых рабочих, чем это намечалось ранее. Пятилетним планом предусматривалось подготовить не менее 500 тыс. квалифицированных рабочих268. Однако уже в 1931 г. основным отраслям промышленности требовалось дополнительно 1300 тыс. квалифицированных рабочих269. Проблема подготовки рабочих квалифицированных кадров, выдвинутая всем ходом социалистического строительства, стала в эти годы проблемой первостепенной хозяйственной важности.
Небывалые трудности ее решения давали повод тем, кто не верил в силу социалистического хозяйства, рисовать самые мрачные перспективы. «Верховные комиссары всерьез полагают, — писала в сентябре 1930 г. немецкая газета «Фоссише цейтунг», — что 7200 необученных подростков, среди которых 35 процентов девушек, смогут не сегодня-завтра скопировать методы Форда, основанные на опыте поколений…»270 Коллективу Сталинградского тракторного завода, который имела в виду эта буржуазная газета, в первое время действительно пришлось столкнуться с большими трудностями. Однако незадачливые пророки и на этот раз просчитались. Советские рабочие успешно освоили новую технику и организацию массового поточного производства и спустя 1,5 года после пуска завод достиг проектной мощности.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Эти вопросы были в центре внимания на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б), которые наметили меры по ускорению подготовки кадров для промышленности. XVI съезд партии, состоявшийся в 1930 г., указал на необходимость «решительного и резкого расширения и качественного улучшения практической работы в области подготовки и повышения квалификации кадров промышленности»271. В постановлениях съезда отмечалось, что нужно расширить сеть школ ФЗУ и школ массовых профессий, а также развивать краткосрочные формы подготовки и переподготовки рабочей силы «с обязательным, однако, последующим повышением производственно-технического и культурно-политического уровня подготовленных через эти формы рабочих»272.
В условиях ускоренных темпов индустриализации страны возникла необходимость организовать массовую подготовку квалифицированных рабочих кадров непосредственно на производстве. Хотя такой путь и был связан с определенными издержками, но обеспечивал самое главное — выигрыш времени и обучение на базе высшей техники.
Профессиональное обучение рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства. Основной формой подготовки квалифицированных молодых рабочих стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В годы первой пятилетки в систему ФЗУ входили школы с двухгодичным сроком обучения, которые готовили рабочих массовых профессий 3—4 разрядов; школы с периодом обучения от двух до трех лет, выпускавшие квалифицированных рабочих-универсалов 5—6 разрядов; школы со сроком обучения от 3 до 4 лет, готовившие наладчиков станков, контролеров и высококвалифицированных рабочих. Следует отметить, что срок обучения в школах ФЗУ постепенно сокращался по мере роста общеобразовательной подготовки поступавших в эти учебные заведения. Чтобы обеспечить более тесную связь школ фабзавуча с производством, в 1929 г. они были переданы в ведение хозяйственных органов.
В годы первой пятилетки происходил быстрый рост числа школ ФЗУ и производственно-технических школ типа ФЗУ и контингентов учащихся. Если в 1925/26 г. насчитывалось 2276 таких учебных заведений с числом учащихся в 228,3 тыс. человек, то в 1932/33 г. их было соответственно — 3900 и 958,9 тыс.273 Причем с 1929/30 по 1931/32 г. число учащихся школ ФЗУ и типа ФЗУ увеличилось более чем втрое. Особенно быстро развивалась в этих школах подготовка квалифицированных рабочих для тяжелой промышленности. Если в 1930 г. в школах ФЗУ Наркомтяжпрома обучалось 42 351 человек, то к началу 1932 г. — уже 333 251 человек, т. е. в 8 раз больше274.
Быстрый рост сети и контингентов учащихся школ ФЗУ сопровождался укреплением их материальной базы. Только по Наркомтяжпрому СССР с 1929 по 1932 г. было построено более 280 учебных зданий на 120 тыс. мест275. Но в целом школы ФЗУ функционировали в трудных условиях: не хватало общежитий, учебных зданий и мастерских, квалифицированных преподавательских кадров.
До начала первой пятилетки система школ ФЗУ не играла большой роли в общей подготовке рабочих. За годы пятилетки значение школ ФЗУ существенно изменилось. Если в 1930 г. удельный вес учеников ФЗУ и школ ученичества массовых профессий в крупной промышленности среди всех видов ученичества в целом по СССР составлял 51,8%, то в 1931 г. он достиг 73,2%, а в отдельных отраслях крупной промышленности — почти 90%276. Всего школы ФЗУ за 4 года первой пятилетки подготовили для народного хозяйства 450 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе 300 тыс. для промышленности277. Однако большинство квалифицированных рабочих кадров готовилось без отрыва от производства.
Техническое обучение без отрыва от производства имело своей целью подготовку новых рабочих, повышение квалификации уже работающих, а также повышение общего культурно-технического уровня рабочего класса. В 1931 г. была установлена единая система рабочего обучения без отрыва от производства. Она состояла из следующих основных звеньев: вводные курсы знакомили новых рабочих с основами специальности, давали им элементарные навыки работы; производственно-политехнические курсы готовили кадры рабочих массовой квалификации (3—4 разряда) и давали общее начальное образование; рабочая техническая школа занималась подготовкой рабочих средней и высшей квалификации и младшего технического персонала и одновременно повышением общеобразовательного уровня в объеме программы семилетней школы.
Единая система подготовки рабочих кадров без отрыва от производства расширила техническое обучение рабочих на предприятиях. В 1932 г. только на предприятиях Наркомтяжпрома на производственно-политехнических курсах и в рабочих технических школах обучалось более 350 тыс. рабочих278. За два года существования (1931—1932 гг.) этой системой было подготовлено для тяжелой индустрии 347 тыс. рабочих279.
Подготовка кадров непосредственно на производстве осуществлялась и через индивидуально-бригадное ученичество на предприятиях, шефство старых производственников над молодыми рабочими. Такой метод был достаточно эффективен. Так, в 1931 г. на шахте № 3 Моспино забойщик Матасов обучил профессии забойщика 28 завербованных рабочих. Обученные под его руководством новички уже через две недели выполняли производственные задания. На этой же шахте забойщики Карасев и Рыжкин обучили шахтерским профессиям по 15 человек каждый, а забойщик Грачев на шахте № 12 подготовил 100 новых рабочих280.
В годы первой пятилетки резко увеличилась численность учеников в крупной промышленности: с 133,3 тыс. человек в 1928 г. до 582,6 тыс. человек в 1932 г., т. е. в 4,4 раза, а удельный вес учеников к общему числу рабочих вырос с 5,5% до 12,9%281.
Массовое освоение новых производств и новой техники, которой все более насыщалась промышленность, требовало организации наряду с практическим и теоретического обучения. Постановлением Совета Труда и Обороны от 30 июня 1932 г. было введено обязательное обучение рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы, техническому минимуму знаний282. С 1 октября 1932 г. устанавливался техминимум для рабочих ведущих специальностей металлургической, машиностроительной, угольной и химической промышленности. В начале второй пятилетки была введена сдача обязательного техминимума для всех рабочих.
Используя преимущества социалистической системы хозяйства, партия и государство быстрыми темпами решали задачу создания рабочих кадров для советской промышленности. Несмотря на многочисленные трудности, все важные отрасли промышленности были в основном обеспечены необходимыми кадрами. Битой оказалась ставка мировой буржуазии на срыв пятилетнего плана из-за нехватки квалифицированных кадров.
Другой важной проблемой было обеспечение промышленности инженерно-техническими кадрами. Техническая реконструкция народного хозяйства, появление новых отраслей промышленности, создание и внедрение новой техники требовали подготовки специалистов высшей квалификации. В. И. Ленин указывал, что наличие высококвалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства — непременное условие успешного строительства социализма283.
В первые годы индустриализации страны выявилось «резкое несоответствие между потребностями в квалифицированных специалистах для технически перестраивающейся промышленности и для все развертывающегося капитального строительства — с одной стороны, и состоянием дела подготовки новых кадров специалистов через существующие втузы и техникумы — с другой»284. По данным Госплана СССР, в промышленности (без аппарата управления) к началу пятилетки работало всего 24,2 тыс. инженеров и техников со специальным образованием, что составляло лишь 0,92% к общему числу рабочих. Удельный вес инженеров в машиностроительной отрасли составлял: в СССР — 1,48%, а в Германии — 3,77%; в химической промышленности соответственно — около 1 и 3,14%285.
Недостаток квалифицированных технических и руководящих кадров, существовавший в течение ряда лет, особенно обострился в решающий период индустриализации страны. В годы первой пятилетки только для промышленности требовалось 435 тыс. инженеров и техников, в 1930 г. же их насчитывалось всего 51,5 тыс.286 Г. К. Орджоникидзе летом 1931 г. отмечал, что в настоящее время самым узким местом являются инженерно-технические силы287.
Наличные кадры специалистов не удовлетворяли потребности реконструктивного периода не только по количеству, но и по качеству: низкая техническая квалификация, «недостаточность квалификации с точки зрения экономического образования, наконец, социально-политическая неустойчивость, нейтральность и даже враждебность известной части наличных кадров специалистов»288. Это могло стать тормозом дальнейшего успешного строительства социализма.
Поэтому подготовка новых технических кадров из среды рабочих и трудящихся крестьян приобрела исключительную актуальность. Подчеркнув, что «подготовка новых специалистов превращается в важнейшую задачу всей партии», июльский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б) принял решение вдвое увеличить к концу первой пятилетки удельный вес инженерно-технических работников в крупной промышленности289. Для этого надо было расширить сеть высших и средних технических учебных заведений, укрепить их материально-техническую базу, послать во втузы 1000 членов партии, закрепив это мероприятие на ряд ближайших лет. В целях «наибыстрейшей подготовки новых специалистов и накопления опыта по приспособлению технического образования к интересам промышленности»290 Пленум признал целесообразным передать в ведение хозяйственных органов (ВСНХ и НКПС) 8 втузов и 5 техникумов. Опыт себя оправдал, и в 1930 г. все высшие технические заведения перешли к хозяйственным наркоматам и объединениям.
В годы первой пятилетки была перестроена вся система высшего и среднего технического образования. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1929 г.291 различные системы подготовки кадров специалистов высшей и средней квалификации заменялись единой системой индустриально-технического образования, и устанавливались два типа подготовки специалистов с высшим образованием. Первый — резко выраженной узкой производственной квалификации со сроком обучения 3—4 года; второй — с более широкой теоретической подготовкой в определенной отрасли народного хозяйства со сроком обучения 4—5 лет. И те и другие специалисты должны были овладеть марксистской методологией и в достаточной степени ознакомиться с экономикой данной отрасли промышленности.
Реорганизация всей системы высшего и среднего специального образования сопровождалась бурным ростом сети учебных заведений и числа учащихся в них. В 1932/33 учебном году сеть высших учебных заведений превысила уровень 1925/26 учебного года в 5,7 раза, а сеть средних специальных учебных заведений — в 3,6 раза; контингента учащихся возросли соответственно в 3 и 4 раза292. В годы первой пятилетки были созданы вузы и факультеты, а также специальные средние учебные заведения новых профилей, готовившие специалистов для заново создававшихся в стране отраслей промышленности, таких, как авиационная, автотракторная, станкостроительная, химического и сельскохозяйственного машиностроения и многих других. В итоге первой пятилетки Советский Союз по размаху и темпам роста высшего и среднего специального образования выдвинулся на первое место в мире.
В годы первой пятилетки на основе проведения ленинской национальной политики высокими темпами росли сеть и контингента учащихся вузов и средних специальных учебных заведений в союзных республиках (табл. 1). Число студентов вузов и техникумов увеличилось на Украине в 4,4 раза, в Казахстане — в 3,7 раза, в Белоруссии — в 3 раза, в республиках Закавказья — в 2,6 раза, в Узбекистане — в 2,2 раза. В Киргизской, Таджикской и Туркменской союзных республиках в 1927/28 г. не было ни одного высшего учебного заведения, а в 1932/33 учебном году уже насчитывалось 11 вузов, в которых обучалось 2 тыс. студентов. Кроме того, в эти годы при приеме в вузы старых культурных центров была установлена система преимущественного предоставления мест национальным кадрам, которая обеспечивала дополнительные возможности их подготовки.
Таблица 1
Рост сети вузов и средних специальных учебных заведений союзных республик и численность учащихся в них *
1927/28 г. |
1932/33 г. |
1927/28 г. |
1932/33 г. |
|||||
число высших учебных заведений |
численность студентов, тыс. |
число высших учебных заведений |
численность студентов, тыс. |
число средних специальных учебных заведений |
численность учащихся, тыс. |
число средних специальных учебных заведений |
численность учащихся, тыс. |
|
СССР |
148 |
168,5 |
832 |
504,4 |
1037 |
189,4 |
3509 |
723,7 |
РСФСР |
90 |
114,2 |
498 |
333,3 |
672 |
123,2 |
2083 |
464,5 |
Украинская ССР |
39 |
29,1 |
203 |
111,8 |
158 |
31,2 |
709 |
154,6 |
Белорусская ССР |
4 |
4,6 |
31 |
10,6 |
30 |
5,3 |
104 |
19,7 |
Узбекская ССР |
3 |
3,9 |
31 |
12,2 |
41 |
7,1 |
92 |
12,6 |
Казахская АССР |
1 |
0,1 |
10 |
2,7 |
24 |
3,6 |
95 |
11,0 |
Грузинская ССР |
6 |
10,5 |
20 |
17,7 |
46 |
7,7 |
204 |
32,4 |
Азербайджанская ССР |
3 |
4,5 |
19 |
10,6 |
37 |
7,4 |
85 |
14,8 |
Киргизская АССР |
— |
— |
2 |
0,2 |
4 |
0,4 |
14 |
1,2 |
Таджикская ССР |
— |
— |
4 |
0,6 |
3 |
0,3 |
16 |
1,3 |
Армянская ССР |
2 |
1,6 |
9 |
3,5 |
12 |
1,7 |
65 |
7,6 |
Туркменская ССР |
— |
— |
5 |
1,2 |
10 |
1,5 |
42 |
4,0 |
* «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 106, 108; «Высшее образование в СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1961, стр. 106, 108; «Среднее специальное образование в СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1962, стр. 62, 64.
Огромный рост численности учащихся в высших и средних учебных заведениях сопровождался существенным изменением их социального состава. Чтобы увеличить приток рабочих и крестьян в высшие учебные заведения, были организованы специальные дневные и вечерние курсы подготовки в институты, созданы новые рабфаки. В 1928 г. на рабочих факультетах было 56,6 тыс. учащихся, а в 1932 г. численность учащихся увеличилась до 352,7 тыс., т. е. в 6,2 раза293. В результате, рабочая прослойка среди студентов вузов, составлявшая в 1928 г. 25%, выросла в 1932 г. до 50%, причем в индустриальных вузах она достигла 65%. В техникумах удельный вес рабочих повысился за пятилетку с 25,8 до 41,5%, в том числе в индустриальных техникумах — до 62%294.
В результате увеличения сети высших и средних специальных учебных заведений и числа учащихся в годы первой пятилетки значительно вырос выпуск специалистов высшей и средней квалификации, что явствует из приведенных данных (в тыс.)295:
Всего за 1918—1928 гг. |
В среднем за год |
Всего за 1929-1932 гг. |
В среднем за год |
|
Высшие учебные заведения |
340 |
30,9 |
170 |
42,5 |
Средние специальные учебные заведения |
198 |
18,0 |
291 |
72,8 |
Всего |
538 |
48,9 |
461 |
115,3 |
Выпуск специалистов высшей и средней квалификации в период первой пятилетки в среднем за год увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1918—1928 гг. По своим деловым качествам они в большинстве своем не уступали старым отечественным и иностранным специалистам, а иногда и превосходили их, особенно в области творческой инициативы.
Многочисленные инженерно-технические кадры готовились также из практических работников предприятий и квалифицированных рабочих без отрыва от производства в вечерних институтах, на заводах-втузах, на курсах различного рода. В марте 1930 г. решением ВСНХ СССР три завода — Ленинградский металлический, Харьковский электромеханический и Московский инструментальный — были преобразованы в заводы-втузы. В декабре 1932 г. на Ленинградском металлическом заводе-втузе состоялся первый выпуск 44 инженеров и 30 техников296.
Большое распространение во второй половине пятилетки получили фабрично-заводские технические курсы, состоявшие из трех отделений (концентров): для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров, для подготовки техников, для подготовки инженеров. Огромную роль в развитии этой формы курсового обучения сыграло постановление СНК СССР от 21 июня 1931 г. об ускоренной подготовке 32 тыс. техников в течение года без отрыва от производства297. Если на 1 января 1931 г. на технических курсах второго концентра обучалось 16 964 человека, то на 1 января 1932 г. — 34 500 человек, третьим концентром курсов было охвачено соответственно 5955 и 7014 человек298. Таким образом, число обучавшихся на отделениях подготовки техников увеличилось за год более чем в 2 раза.
Наряду с созданием кадров инженерно-технических работников проводилась большая работа по повышению квалификации командных кадров промышленности. Важную роль в подготовке руководящих работников промышленности сыграли курсы красных директоров, созданные по инициативе Ф. Э. Дзержинского в 1926 г. В 1931 г. на таких курсах обучалось более 5 тыс. хозяйственников299. В 1931—1932 гг. в различных городах страны были созданы промышленные академии по типу Всесоюзной промакадемии в Москве. В 1932 г. в 11 промакадемиях училось 2370 хозяйственников300. Другой формой повышения знаний руководящих партийных и хозяйственных работников были факультеты особого назначения, которые организовывались при втузах. К концу первой пятилетки на этих факультетах трех наркоматов (НКТП, НКПС, НКЛегром) обучалось свыше 2900 человек301. Социалистическое государство стремилось к тому, чтобы новые кадры советских специалистов находились на уровне современных научных знаний, мирового технического прогресса. Многие молодые специалисты практиковались на крупнейших предприятиях Европы и США. Только в 1929 г. ВСНХ СССР послал за границу 1200 инженеров и техников302.
В годы первой пятилетки партия, неустанно ведя работу по формированию советских инженерно-технических кадров, в то же время настойчиво и терпеливо сплачивала вокруг себя специалистов старой школы, приобщала их к социалистическому строительству.
Число специалистов (вместе с практиками), работающих в промышленности, за годы первой пятилетки увеличилось более чем в 3 раза: со 100,5 тыс. человек до 331,3 тыс., в том числе специалистов с высшим образованием — с 13,7 тыс. до 50,7 тыс. человек и со средним образованием — с 10,5 тыс. человек до 71,8 тыс. Насыщенность промышленности специалистами на 100 рабочих повысилась с 3,8 до 7,1, в том числе специалистами с законченным образованием — с 0,92% до 2,6%. При этом изменилось соотношение инженеров и техников: вместо 2:1,6 к началу пятилетки стало 2:2,8 к концу пятилетки303.
Быстрый рост кадров квалифицированных рабочих и специалистов стал важнейшим фактором строительства фундамента социалистической экономики. Разрыв между темпами индустриализации и темпами подготовки кадров для промышленности сокращался. Задача, на решение которой капиталистическим странам потребовалось десятки лет, была выполнена Советским государством в небывало короткий срок.
В условиях серьезного обновления состава промышленных кадров особо важное значение приобрела подготовка рабочих и повышение их квалификации. Индустриализация страны не могла осуществляться без подготовки необходимых контингентов квалифицированной рабочей силы, способных сооружать и осваивать новые предприятия, овладеть передовой техникой, показывать образцы подлинно социалистического отношения к труду.
Уже в начале социалистической индустриализации обнаружилось несоответствие (своеобразные «ножницы») между потребностью быстро растущей промышленности в квалифицированных кадрах и масштабами и темпами подготовки этих кадров. Это несоответствие еще больше обострилось в годы первой пятилетки, когда развернулось огромное промышленное строительство, были введены в строй новые заводы, реконструированы существующие предприятия, что сопровождалось большим расширением производства.
Выполнение грандиозных планов социалистической реконструкции промышленности потребовало значительно большего числа новых рабочих, чем это намечалось ранее. Пятилетним планом предусматривалось подготовить не менее 500 тыс. квалифицированных рабочих268. Однако уже в 1931 г. основным отраслям промышленности требовалось дополнительно 1300 тыс. квалифицированных рабочих269. Проблема подготовки рабочих квалифицированных кадров, выдвинутая всем ходом социалистического строительства, стала в эти годы проблемой первостепенной хозяйственной важности.
Небывалые трудности ее решения давали повод тем, кто не верил в силу социалистического хозяйства, рисовать самые мрачные перспективы. «Верховные комиссары всерьез полагают, — писала в сентябре 1930 г. немецкая газета «Фоссише цейтунг», — что 7200 необученных подростков, среди которых 35 процентов девушек, смогут не сегодня-завтра скопировать методы Форда, основанные на опыте поколений…»270 Коллективу Сталинградского тракторного завода, который имела в виду эта буржуазная газета, в первое время действительно пришлось столкнуться с большими трудностями. Однако незадачливые пророки и на этот раз просчитались. Советские рабочие успешно освоили новую технику и организацию массового поточного производства и спустя 1,5 года после пуска завод достиг проектной мощности.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Эти вопросы были в центре внимания на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б), которые наметили меры по ускорению подготовки кадров для промышленности. XVI съезд партии, состоявшийся в 1930 г., указал на необходимость «решительного и резкого расширения и качественного улучшения практической работы в области подготовки и повышения квалификации кадров промышленности»271. В постановлениях съезда отмечалось, что нужно расширить сеть школ ФЗУ и школ массовых профессий, а также развивать краткосрочные формы подготовки и переподготовки рабочей силы «с обязательным, однако, последующим повышением производственно-технического и культурно-политического уровня подготовленных через эти формы рабочих»272.
В условиях ускоренных темпов индустриализации страны возникла необходимость организовать массовую подготовку квалифицированных рабочих кадров непосредственно на производстве. Хотя такой путь и был связан с определенными издержками, но обеспечивал самое главное — выигрыш времени и обучение на базе высшей техники.
Профессиональное обучение рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства. Основной формой подготовки квалифицированных молодых рабочих стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В годы первой пятилетки в систему ФЗУ входили школы с двухгодичным сроком обучения, которые готовили рабочих массовых профессий 3—4 разрядов; школы с периодом обучения от двух до трех лет, выпускавшие квалифицированных рабочих-универсалов 5—6 разрядов; школы со сроком обучения от 3 до 4 лет, готовившие наладчиков станков, контролеров и высококвалифицированных рабочих. Следует отметить, что срок обучения в школах ФЗУ постепенно сокращался по мере роста общеобразовательной подготовки поступавших в эти учебные заведения. Чтобы обеспечить более тесную связь школ фабзавуча с производством, в 1929 г. они были переданы в ведение хозяйственных органов.
В годы первой пятилетки происходил быстрый рост числа школ ФЗУ и производственно-технических школ типа ФЗУ и контингентов учащихся. Если в 1925/26 г. насчитывалось 2276 таких учебных заведений с числом учащихся в 228,3 тыс. человек, то в 1932/33 г. их было соответственно — 3900 и 958,9 тыс.273 Причем с 1929/30 по 1931/32 г. число учащихся школ ФЗУ и типа ФЗУ увеличилось более чем втрое. Особенно быстро развивалась в этих школах подготовка квалифицированных рабочих для тяжелой промышленности. Если в 1930 г. в школах ФЗУ Наркомтяжпрома обучалось 42 351 человек, то к началу 1932 г. — уже 333 251 человек, т. е. в 8 раз больше274.
Быстрый рост сети и контингентов учащихся школ ФЗУ сопровождался укреплением их материальной базы. Только по Наркомтяжпрому СССР с 1929 по 1932 г. было построено более 280 учебных зданий на 120 тыс. мест275. Но в целом школы ФЗУ функционировали в трудных условиях: не хватало общежитий, учебных зданий и мастерских, квалифицированных преподавательских кадров.
До начала первой пятилетки система школ ФЗУ не играла большой роли в общей подготовке рабочих. За годы пятилетки значение школ ФЗУ существенно изменилось. Если в 1930 г. удельный вес учеников ФЗУ и школ ученичества массовых профессий в крупной промышленности среди всех видов ученичества в целом по СССР составлял 51,8%, то в 1931 г. он достиг 73,2%, а в отдельных отраслях крупной промышленности — почти 90%276. Всего школы ФЗУ за 4 года первой пятилетки подготовили для народного хозяйства 450 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе 300 тыс. для промышленности277. Однако большинство квалифицированных рабочих кадров готовилось без отрыва от производства.
Техническое обучение без отрыва от производства имело своей целью подготовку новых рабочих, повышение квалификации уже работающих, а также повышение общего культурно-технического уровня рабочего класса. В 1931 г. была установлена единая система рабочего обучения без отрыва от производства. Она состояла из следующих основных звеньев: вводные курсы знакомили новых рабочих с основами специальности, давали им элементарные навыки работы; производственно-политехнические курсы готовили кадры рабочих массовой квалификации (3—4 разряда) и давали общее начальное образование; рабочая техническая школа занималась подготовкой рабочих средней и высшей квалификации и младшего технического персонала и одновременно повышением общеобразовательного уровня в объеме программы семилетней школы.
Единая система подготовки рабочих кадров без отрыва от производства расширила техническое обучение рабочих на предприятиях. В 1932 г. только на предприятиях Наркомтяжпрома на производственно-политехнических курсах и в рабочих технических школах обучалось более 350 тыс. рабочих278. За два года существования (1931—1932 гг.) этой системой было подготовлено для тяжелой индустрии 347 тыс. рабочих279.
Подготовка кадров непосредственно на производстве осуществлялась и через индивидуально-бригадное ученичество на предприятиях, шефство старых производственников над молодыми рабочими. Такой метод был достаточно эффективен. Так, в 1931 г. на шахте № 3 Моспино забойщик Матасов обучил профессии забойщика 28 завербованных рабочих. Обученные под его руководством новички уже через две недели выполняли производственные задания. На этой же шахте забойщики Карасев и Рыжкин обучили шахтерским профессиям по 15 человек каждый, а забойщик Грачев на шахте № 12 подготовил 100 новых рабочих280.
В годы первой пятилетки резко увеличилась численность учеников в крупной промышленности: с 133,3 тыс. человек в 1928 г. до 582,6 тыс. человек в 1932 г., т. е. в 4,4 раза, а удельный вес учеников к общему числу рабочих вырос с 5,5% до 12,9%281.
Массовое освоение новых производств и новой техники, которой все более насыщалась промышленность, требовало организации наряду с практическим и теоретического обучения. Постановлением Совета Труда и Обороны от 30 июня 1932 г. было введено обязательное обучение рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы, техническому минимуму знаний282. С 1 октября 1932 г. устанавливался техминимум для рабочих ведущих специальностей металлургической, машиностроительной, угольной и химической промышленности. В начале второй пятилетки была введена сдача обязательного техминимума для всех рабочих.
Используя преимущества социалистической системы хозяйства, партия и государство быстрыми темпами решали задачу создания рабочих кадров для советской промышленности. Несмотря на многочисленные трудности, все важные отрасли промышленности были в основном обеспечены необходимыми кадрами. Битой оказалась ставка мировой буржуазии на срыв пятилетнего плана из-за нехватки квалифицированных кадров.
Другой важной проблемой было обеспечение промышленности инженерно-техническими кадрами. Техническая реконструкция народного хозяйства, появление новых отраслей промышленности, создание и внедрение новой техники требовали подготовки специалистов высшей квалификации. В. И. Ленин указывал, что наличие высококвалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства — непременное условие успешного строительства социализма283.
В первые годы индустриализации страны выявилось «резкое несоответствие между потребностями в квалифицированных специалистах для технически перестраивающейся промышленности и для все развертывающегося капитального строительства — с одной стороны, и состоянием дела подготовки новых кадров специалистов через существующие втузы и техникумы — с другой»284. По данным Госплана СССР, в промышленности (без аппарата управления) к началу пятилетки работало всего 24,2 тыс. инженеров и техников со специальным образованием, что составляло лишь 0,92% к общему числу рабочих. Удельный вес инженеров в машиностроительной отрасли составлял: в СССР — 1,48%, а в Германии — 3,77%; в химической промышленности соответственно — около 1 и 3,14%285.
Недостаток квалифицированных технических и руководящих кадров, существовавший в течение ряда лет, особенно обострился в решающий период индустриализации страны. В годы первой пятилетки только для промышленности требовалось 435 тыс. инженеров и техников, в 1930 г. же их насчитывалось всего 51,5 тыс.286 Г. К. Орджоникидзе летом 1931 г. отмечал, что в настоящее время самым узким местом являются инженерно-технические силы287.
Наличные кадры специалистов не удовлетворяли потребности реконструктивного периода не только по количеству, но и по качеству: низкая техническая квалификация, «недостаточность квалификации с точки зрения экономического образования, наконец, социально-политическая неустойчивость, нейтральность и даже враждебность известной части наличных кадров специалистов»288. Это могло стать тормозом дальнейшего успешного строительства социализма.
Поэтому подготовка новых технических кадров из среды рабочих и трудящихся крестьян приобрела исключительную актуальность. Подчеркнув, что «подготовка новых специалистов превращается в важнейшую задачу всей партии», июльский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б) принял решение вдвое увеличить к концу первой пятилетки удельный вес инженерно-технических работников в крупной промышленности289. Для этого надо было расширить сеть высших и средних технических учебных заведений, укрепить их материально-техническую базу, послать во втузы 1000 членов партии, закрепив это мероприятие на ряд ближайших лет. В целях «наибыстрейшей подготовки новых специалистов и накопления опыта по приспособлению технического образования к интересам промышленности»290 Пленум признал целесообразным передать в ведение хозяйственных органов (ВСНХ и НКПС) 8 втузов и 5 техникумов. Опыт себя оправдал, и в 1930 г. все высшие технические заведения перешли к хозяйственным наркоматам и объединениям.
В годы первой пятилетки была перестроена вся система высшего и среднего технического образования. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1929 г.291 различные системы подготовки кадров специалистов высшей и средней квалификации заменялись единой системой индустриально-технического образования, и устанавливались два типа подготовки специалистов с высшим образованием. Первый — резко выраженной узкой производственной квалификации со сроком обучения 3—4 года; второй — с более широкой теоретической подготовкой в определенной отрасли народного хозяйства со сроком обучения 4—5 лет. И те и другие специалисты должны были овладеть марксистской методологией и в достаточной степени ознакомиться с экономикой данной отрасли промышленности.
Реорганизация всей системы высшего и среднего специального образования сопровождалась бурным ростом сети учебных заведений и числа учащихся в них. В 1932/33 учебном году сеть высших учебных заведений превысила уровень 1925/26 учебного года в 5,7 раза, а сеть средних специальных учебных заведений — в 3,6 раза; контингента учащихся возросли соответственно в 3 и 4 раза292. В годы первой пятилетки были созданы вузы и факультеты, а также специальные средние учебные заведения новых профилей, готовившие специалистов для заново создававшихся в стране отраслей промышленности, таких, как авиационная, автотракторная, станкостроительная, химического и сельскохозяйственного машиностроения и многих других. В итоге первой пятилетки Советский Союз по размаху и темпам роста высшего и среднего специального образования выдвинулся на первое место в мире.
В годы первой пятилетки на основе проведения ленинской национальной политики высокими темпами росли сеть и контингента учащихся вузов и средних специальных учебных заведений в союзных республиках (табл. 1). Число студентов вузов и техникумов увеличилось на Украине в 4,4 раза, в Казахстане — в 3,7 раза, в Белоруссии — в 3 раза, в республиках Закавказья — в 2,6 раза, в Узбекистане — в 2,2 раза. В Киргизской, Таджикской и Туркменской союзных республиках в 1927/28 г. не было ни одного высшего учебного заведения, а в 1932/33 учебном году уже насчитывалось 11 вузов, в которых обучалось 2 тыс. студентов. Кроме того, в эти годы при приеме в вузы старых культурных центров была установлена система преимущественного предоставления мест национальным кадрам, которая обеспечивала дополнительные возможности их подготовки.
Таблица 1
Рост сети вузов и средних специальных учебных заведений союзных республик и численность учащихся в них *
1927/28 г. |
1932/33 г. |
1927/28 г. |
1932/33 г. |
|||||
число высших учебных заведений |
численность студентов, тыс. |
число высших учебных заведений |
численность студентов, тыс. |
число средних специальных учебных заведений |
численность учащихся, тыс. |
число средних специальных учебных заведений |
численность учащихся, тыс. |
|
СССР |
148 |
168,5 |
832 |
504,4 |
1037 |
189,4 |
3509 |
723,7 |
РСФСР |
90 |
114,2 |
498 |
333,3 |
672 |
123,2 |
2083 |
464,5 |
Украинская ССР |
39 |
29,1 |
203 |
111,8 |
158 |
31,2 |
709 |
154,6 |
Белорусская ССР |
4 |
4,6 |
31 |
10,6 |
30 |
5,3 |
104 |
19,7 |
Узбекская ССР |
3 |
3,9 |
31 |
12,2 |
41 |
7,1 |
92 |
12,6 |
Казахская АССР |
1 |
0,1 |
10 |
2,7 |
24 |
3,6 |
95 |
11,0 |
Грузинская ССР |
6 |
10,5 |
20 |
17,7 |
46 |
7,7 |
204 |
32,4 |
Азербайджанская ССР |
3 |
4,5 |
19 |
10,6 |
37 |
7,4 |
85 |
14,8 |
Киргизская АССР |
— |
— |
2 |
0,2 |
4 |
0,4 |
14 |
1,2 |
Таджикская ССР |
— |
— |
4 |
0,6 |
3 |
0,3 |
16 |
1,3 |
Армянская ССР |
2 |
1,6 |
9 |
3,5 |
12 |
1,7 |
65 |
7,6 |
Туркменская ССР |
— |
— |
5 |
1,2 |
10 |
1,5 |
42 |
4,0 |
* «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 106, 108; «Высшее образование в СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1961, стр. 106, 108; «Среднее специальное образование в СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1962, стр. 62, 64.
Огромный рост численности учащихся в высших и средних учебных заведениях сопровождался существенным изменением их социального состава. Чтобы увеличить приток рабочих и крестьян в высшие учебные заведения, были организованы специальные дневные и вечерние курсы подготовки в институты, созданы новые рабфаки. В 1928 г. на рабочих факультетах было 56,6 тыс. учащихся, а в 1932 г. численность учащихся увеличилась до 352,7 тыс., т. е. в 6,2 раза293. В результате, рабочая прослойка среди студентов вузов, составлявшая в 1928 г. 25%, выросла в 1932 г. до 50%, причем в индустриальных вузах она достигла 65%. В техникумах удельный вес рабочих повысился за пятилетку с 25,8 до 41,5%, в том числе в индустриальных техникумах — до 62%294.
В результате увеличения сети высших и средних специальных учебных заведений и числа учащихся в годы первой пятилетки значительно вырос выпуск специалистов высшей и средней квалификации, что явствует из приведенных данных (в тыс.)295:
Всего за 1918—1928 гг. |
В среднем за год |
Всего за 1929-1932 гг. |
В среднем за год |
|
Высшие учебные заведения |
340 |
30,9 |
170 |
42,5 |
Средние специальные учебные заведения |
198 |
18,0 |
291 |
72,8 |
Всего |
538 |
48,9 |
461 |
115,3 |
Выпуск специалистов высшей и средней квалификации в период первой пятилетки в среднем за год увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1918—1928 гг. По своим деловым качествам они в большинстве своем не уступали старым отечественным и иностранным специалистам, а иногда и превосходили их, особенно в области творческой инициативы.
Многочисленные инженерно-технические кадры готовились также из практических работников предприятий и квалифицированных рабочих без отрыва от производства в вечерних институтах, на заводах-втузах, на курсах различного рода. В марте 1930 г. решением ВСНХ СССР три завода — Ленинградский металлический, Харьковский электромеханический и Московский инструментальный — были преобразованы в заводы-втузы. В декабре 1932 г. на Ленинградском металлическом заводе-втузе состоялся первый выпуск 44 инженеров и 30 техников296.
Большое распространение во второй половине пятилетки получили фабрично-заводские технические курсы, состоявшие из трех отделений (концентров): для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров, для подготовки техников, для подготовки инженеров. Огромную роль в развитии этой формы курсового обучения сыграло постановление СНК СССР от 21 июня 1931 г. об ускоренной подготовке 32 тыс. техников в течение года без отрыва от производства297. Если на 1 января 1931 г. на технических курсах второго концентра обучалось 16 964 человека, то на 1 января 1932 г. — 34 500 человек, третьим концентром курсов было охвачено соответственно 5955 и 7014 человек298. Таким образом, число обучавшихся на отделениях подготовки техников увеличилось за год более чем в 2 раза.
Наряду с созданием кадров инженерно-технических работников проводилась большая работа по повышению квалификации командных кадров промышленности. Важную роль в подготовке руководящих работников промышленности сыграли курсы красных директоров, созданные по инициативе Ф. Э. Дзержинского в 1926 г. В 1931 г. на таких курсах обучалось более 5 тыс. хозяйственников299. В 1931—1932 гг. в различных городах страны были созданы промышленные академии по типу Всесоюзной промакадемии в Москве. В 1932 г. в 11 промакадемиях училось 2370 хозяйственников300. Другой формой повышения знаний руководящих партийных и хозяйственных работников были факультеты особого назначения, которые организовывались при втузах. К концу первой пятилетки на этих факультетах трех наркоматов (НКТП, НКПС, НКЛегром) обучалось свыше 2900 человек301. Социалистическое государство стремилось к тому, чтобы новые кадры советских специалистов находились на уровне современных научных знаний, мирового технического прогресса. Многие молодые специалисты практиковались на крупнейших предприятиях Европы и США. Только в 1929 г. ВСНХ СССР послал за границу 1200 инженеров и техников302.
В годы первой пятилетки партия, неустанно ведя работу по формированию советских инженерно-технических кадров, в то же время настойчиво и терпеливо сплачивала вокруг себя специалистов старой школы, приобщала их к социалистическому строительству.
Число специалистов (вместе с практиками), работающих в промышленности, за годы первой пятилетки увеличилось более чем в 3 раза: со 100,5 тыс. человек до 331,3 тыс., в том числе специалистов с высшим образованием — с 13,7 тыс. до 50,7 тыс. человек и со средним образованием — с 10,5 тыс. человек до 71,8 тыс. Насыщенность промышленности специалистами на 100 рабочих повысилась с 3,8 до 7,1, в том числе специалистами с законченным образованием — с 0,92% до 2,6%. При этом изменилось соотношение инженеров и техников: вместо 2:1,6 к началу пятилетки стало 2:2,8 к концу пятилетки303.
Быстрый рост кадров квалифицированных рабочих и специалистов стал важнейшим фактором строительства фундамента социалистической экономики. Разрыв между темпами индустриализации и темпами подготовки кадров для промышленности сокращался. Задача, на решение которой капиталистическим странам потребовалось десятки лет, была выполнена Советским государством в небывало короткий срок.