2. Развитие розничного товарооборота. Организация карточной системы снабжения населения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
В период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства укреплялось и развивалось товарное обращение. Хотя основной и решающей формой экономической связи между городом и деревней в этот период стала производственная смычка, это ни в коей мере не означало свертывания торговли, уменьшения роли торговой формы смычки между городом и деревней. «Интересы дальнейшего укрепления смычки рабочего класса с крестьянством и улучшения материального положения трудящихся города и деревни требуют всемерного развертывания советской торговли…»1262, указывалось в резолюции сентябрьского (1932 г.) Пленума ЦК ВКП(б). Коммунистическая партия разоблачила и отвергла левацкие «теории», будто к тому времени торговля изжила себя, что товарно-денежные отношения уже потеряли свое значение, что нужно налаживать прямой продуктообмен и поэтому незачем развивать торговлю. XVII конференция ВКП(б) дала решительный отпор недооценке значения советской торговли и указала, что «левые» фразы о переходе к «продуктообмену» и об «отмирании денег» вредят делу строительства социализма1263. Организация социалистической производственной смычки между городом и деревней не только не снимает, но выдвигает с особой силой задачу укрепления на этой базе торговой смычки города с деревней1264. Таким образом, торговая и производственная смычка не противостояли друг другу, а совместно обеспечивали дальнейшее укрепление экономического сотрудничества промышленности и сельского хозяйства, союза рабочего класса с колхозным крестьянством.
Наряду с дальнейшим количественным развитием товарооборота была поставлена задача улучшения работы торговых предприятий. Важнейшими мероприятиями в этой области должны были явиться упразднение излишних звеньев торгового аппарата, сокращение путей движения товаров от производства до потребителя, сокращение издержек обращения. Вместе с тем должно было значительно повыситься качество обслуживания потребителей государственными и кооперативными торговыми организациями, лучшее удовлетворение ими возросших требований трудящихся.
Задача качественного улучшения торговли на базе дальнейшего развития товарооборота нашла свое отражение в директивах XV съезда ВКП(б) по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Обобществленный сектор торговли, указывалось в директивах, расширяясь за счет вытеснения частного капитала, внося плановое начало в сферу товарооборота путем рационализации торговой сети, максимального сокращения непроизводительных затрат в сфере обмена, должен закрепить все громадные экономические преимущества новой социальной системы обмена1265.
Большое внимание уделялось проблеме цен, имевшей важное значение для дальнейшего укрепления смычки города с деревней. Линия партии на индустриализацию страны и социалистическую реконструкцию сельского хозяйства была тесно связана с задачей снижения цен на промышленные товары при сохранении неизменным уровня цен на продукцию сельского хозяйства. Огромное значение правильного решения вопросов цен особо подчеркивалось в резолюции февральского Пленума ЦК ВКП(б) в 1927 г. Политика цен являлась «центральной экономической и политической проблемой советской экономической политики на протяжении ряда лет»1266.
Сосредоточивая в своих руках основную массу товаров и направляя их для реализации населению по каналам обобществленного сектора, государство все более расширяло возможности планового установления цен на товары, что позволяло постепенно устранять свободную игру цен на рынке. В период создания фундамента социалистической экономики постепенно совершенствуется порядок регулирования отпускных и розничных цен, все более осуществляется прямое планирование цен государством. Февральский Пленум ЦК партии в 1927 г. распространил на местную республиканскую и кооперативную промышленность порядок регулирования цен, установленный для союзной промышленности, в частности, запретил повышение отпускных цен на производимые ею товары широкого потребления.
Одним из мероприятий, направленных на усиление регулирования розничных цен для государственной и кооперативной торговли, явилось расширение практики этикетных и твердых продажных порайонных цен и установление обязательной публикации их для всеобщего сведения в формах, доступных проверке рабочими и крестьянами. На протяжении 1927 г. регулирующими органами были утверждены прейскуранты отпускных цен промышленности и установлены розничные цены и торговые накидки на широкий круг товаров.
Большое значение в дальнейшем совершенствовании системы цен имела реформа цен, осуществленная весной 1932 г. При новом порядке правительственные регулирующие органы устанавливали отпускные цены на все важнейшие товары по представлению соответствующих промышленных наркоматов и ведомств, которые должны были согласовывать проекты цен на предметы потребления с торгующими системами. Регулирование розничных цен было дифференцировано по отдельным группам товаров. В первую группу вошли наиболее важные товары (хлеб, сахар, ткани, галоши, мыло, нитки, спички и др.), по которым розничные цены или торговые накидки устанавливались правительством. Во вторую группу были включены такие товары, как картофель, овощи, молоко, сыры, розничные цены или торговые накидки по которым устанавливались Советами народных комиссаров республик, краевыми и областными исполкомами. В третью группу входили все остальные товары, по которым розничные цены и накидки устанавливались самими торгующими организациями, на основе действующего уровня накидок по первой и второй группам товаров, планового уровня расходов и накопления.
Новый порядок регулирования цен явился важным шагом на пути развития планового ценообразования в стране, унификации отпускных и розничных цен на основные товары, наряду с известной децентрализацией регулирования цен на целый ряд товаров.
На протяжении 1926—1932 гг. происходит совершенствование государственных органов регулирования торговли. В ноябре 1925 г. для большей увязки внешней торговли с внутренней, особенно с заготовками сельскохозяйственных продуктов, Народный комиссариат внешней торговли был слит с Народным комиссариатом внутренней торговли в единый Народный комиссариат внутренней и внешней торговли СССР (Наркомторг СССР)1267. В дальнейшем в интересах усиления государственного регулирования снабжения населения в условиях товарного дефицита, особенно на продовольственные товары, потребовалось сосредоточить в руках одного органа не только централизованное распределение товаров и регулирование снабжения населения, но и производство продовольственных товаров. В связи с этим в ноябре 1930 г. был образован Народный комиссариат снабжения СССР; из состава Наркомторга СССР был выделен Народный комиссариат внешней торговли. Наркомснабу была передана из состава ВСНХ вся пищевая промышленность союзного и республиканского подчинения; к нему перешли функции планирования и регулирования товароснабжения, а также планирования и регулирования сельскохозяйственных заготовок. Кроме того, в непосредственном ведении Наркомснаба находилась система местных торгов и специальных магазинов как одна из важных частей государственной розничной торговли1268.
В интересах дальнейшего усиления регулирующей роли государства в сфере товарного обращения, в частности в области цен, в октябре 1931 г. был образован Комитет регулирования цен при Совете Труда и Обороны, реорганизованный в апреле 1932 г. в Комитет товарных фондов и регулирования торговли при СТО с институтом уполномоченных в союзных и автономных республиках, в краях и областях1269.
В феврале 1932 г. был образован Комитет заготовок при СТО1270, ему была передана из состава Народного комиссариата снабжения та часть аппарата, которая занималась планированием и регулированием сельскохозяйственных заготовок. Тем самым деятельность Наркомснаба была сосредоточена в большей степени на организации и регулировании торговли и товароснабжения наряду с руководством пищевой промышленностью и подчиненной ему системой торгов.
Развитие товарооборота в период первой пятилетки было связано с преодолением больших трудностей в снабжении населения, особенно хлебом и другими продуктами питания.
Продовольственные трудности, необходимость борьбы со спекуляцией и обеспечения промышленных рабочих и всего городского населения хлебом и другими продуктами питания потребовали в качестве временной меры введения продажи товаров по карточкам. Переход к карточной системе снабжения начался с января 1929 г. Вначале были введены карточки (заборные книжки) на хлеб по инициативе самих трудящихся в Ленинграде, затем (с марта 1929 г.) в Москве и в других городах. Со второго квартала 1929 г. карточная система была распространена на сахар, а вскоре и на другие продукты питания. В ряде городов была введена в 1929 г. нормированная продажа населению некоторых промышленных товаров по членским книжкам и специальным ордерам.
В основу карточной системы снабжения был положен классово-производственный принцип. Заборные книжки выдавались только лицам, занятым общественно-полезным трудом и имевшим источником своего существования трудовые доходы. Более высокие нормы снабжения были установлены для рабочих, занятых на производстве, и приравненных к ним некоторых групп трудящихся. Продажа хлеба и других продуктов нетрудовому населению, не получавшему заборных книжек, производилась по повышенным ценам.
Враги Советского государства за границей и внутри страны пытались истолковать введение карточной системы снабжения в СССР как возврат к политике «военного коммунизма». Между тем рационирование продажи товаров в период первой пятилетки отличалось от нормирования и карточной системы, осуществлявшихся в период иностранной интервенции и гражданской войны. Тогда карточки были обусловлены хозяйственной разрухой, огромным сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, голодом. В основе же перехода к нормированному отпуску продуктов в условиях осуществления индустриализации страны лежало не сокращение производства, а большой рост потребительского спроса трудящихся, который обгонял рост предложения товаров. Нормы снабжения населения основными продуктами питания в годы первой пятилетки были во много раз выше норм в годы гражданской войны. Например, на 1929/30 г. были установлены такие нормы снабжения печеным хлебом городского населения: для рабочих тяжелого физического труда — 1 кг, для всех остальных рабочих — 800 г и для прочего населения — 400 г в день, не считая хлеба, который отпускался с обедами на предприятиях общественного питания.
Рационирование продажи населению важнейших продуктов питания означало, что государство обеспечивает потребности трудящихся по определенным нормам и устойчивым ценам, причем сами нормы отпуска основных продуктов, особенно хлеба, были настолько достаточными, что большинство трудящихся крупных городов и промышленных центров было почти полностью избавлено от необходимости приобретать ряд продуктов на рынке. Так, по данным Народного комиссариата торговли, доля обобществленного сектора в снабжении городов хлебом и мукой (ржаной и пшеничной) составляла в 1927/28 г. — 87,8%, в 1928/29 г. — 88,2, в 1929 г. — 92—92,5; крупой соответственно — 81; 85 и 90%; мясом — 51; 60 и 65%. Менее значительную роль играла государственная и кооперативная торговля в снабжении городского населения молочными продуктами, картофелем и овощами.
Рационирование снабжения ставило своей целью обеспечить основными продуктами питания потребности трудящихся, в первую очередь рабочих важнейших социалистических предприятий и строек, не уменьшая, а повышая потребление рабочих. Общая стоимость продуктов, по данным о фактическом потреблении рабочих, после введения карточек осталась в 1929 г. примерно такой же, в неизменных ценах, что и до введения карточной системы. В последующие годы по мере улучшения продовольственного положения страны потребление городским населением большинства основных продуктов возросло по сравнению с периодом до карточной системы (кроме молочных продуктов); питание городского населения после введения карточной системы значительно улучшилось1271.
В целом карточная система себя вполне оправдала и способствовала обеспечению снабжения трудящихся. Однако в практике снабжения трудящихся имели место серьезные недостатки. Торговый аппарат обобществленного сектора, особенно потребительской кооперации, занимавшей основное место в розничном товарообороте, не всегда справлялся со своими задачами. В политическом отчете Центрального Комитета на XVI съезде партии указывалось, что кооперация иногда предпочитала снабжать рабочих более «доходными» товарами, дававшими большие прибыли, и избегала снабжать их такими товарами, крайне необходимыми для рабочих, как сельскохозяйственные продукты1272.
В практике работы торгово-кооперативного аппарата проявлялись также левацкие извращения. Все большее вытеснение частника из торговли было воспринято отдельными работниками торговли как возможность немедленного перехода к прямому продуктообмену. Этому способствовали и ошибочные теоретические взгляды, встречавшиеся в те годы в экономической литературе. Некоторые экономисты рассматривали систему нормированного снабжения как идеальную систему снабжения. Они утверждали, что от системы заборных книжек должен был совершиться переход не к свободе выбора товара на основе товарно-денежных отношений, а к «свободе выбора продуктов» на основе системы продуктообмена1273. Эта надуманная точка зрения не имела ничего общего с реальной действительностью, давала искаженное толкование сущности карточной системы как временной меры, вызванной хозяйственными затруднениями, идеализировала нормирование снабжения и дезориентировала торговый аппарат.
При недостатке товаров важное значение имела правильная организация рабочего снабжения, подчинение его интересам социалистического производства. Для усиления связи торгового аппарата с производством создавалась сеть закрытых распределителей, обслуживавших рабочих и служащих определенных предприятий или группы их. Такая структура торговых предприятий способствовала лучшей организации рабочего снабжения. К ноябрю 1930 г. потребительской кооперацией было организовано около 2700 закрытых распределителей, в том числе в Москве и Московской области — 244, в Ленинграде и Ленинградской области — 241, в Донбассе и Криворожье — 262, на Урале — 212 и т. д.1274 К концу 1930 г. число закрытых распределителей достигло более 4 тыс. Эта организационная форма распределения продуктов полностью себя оправдала.
Наряду с дальнейшим улучшением работы закрытых распределителей при крупнейших предприятиях создавались самостоятельные закрытые рабочие кооперативы. В течение 1931 г. было создано 1362 закрытых рабочих кооператива (ЗРК), которые уже к 1 января 1932 г. располагали торговой сетью в 10 тыс. магазинов и 4,5 тыс. палаток. Торговая сеть ЗРК обслуживала рабочих ведущих отраслей промышленности. Из общего числа ЗРК более 40% были организованы в основных отраслях тяжелой промышленности (угольной, металлургической, машиностроительной, нефтяной и др.).
Кроме того, в составе потребительской кооперации были образованы специальные потребительские общества по обслуживанию железнодорожников, водников, рабочих торфяной промышленности, совхозов, лесоразработок и лесосплава, рыбной промышленности. В этих кооперативах насчитывалось к началу 1932 г. около 25 тыс. торговых предприятий1275. В системе государственной торговли также было создано к 1932 г. около 700 закрытых распределителей для снабжения специалистов и инженерно-технических работников. Общее же число всей торговой сети закрытых кооперативов, а также закрытых распределителей государственной торговли составляло, по данным на 1 января 1932 г., около 40 тыс. розничных предприятий. По данным переписи розничной сети 1932 г., закрытая торговая сеть всех торгующих систем составляла в городах 30% и на селе — 11,6% учтенных торговых предприятий1276.
Созданная сеть закрытых рабочих кооперативов и закрытых распределителей способствовала улучшению рабочего снабжения. Однако в их работе были серьезные недостатки. Пленум ЦК партии, состоявшийся в октябре 1931 г., отметил, что «за последнее время с новой силой обнаружилось проявление нэпманского духа», выражавшееся, в частности, в отсутствии действительной заботы торгового аппарата о потребителе1277. Торгово-кооперативные организации увлекались нормированием отпуска товаров, чрезмерной централизацией снабжения, механическим распределением товаров. Местные регулирующие органы и торговые организации начали применять нормированный отпуск даже недефицитных товаров, в результате чего происходило замораживание товарооборота, ухудшалось обслуживание населения. Партия и правительство пресекли эти извращения в торговой практике; в мае 1931 г. была отменена практика нормирования продажи промтоваров, временно устанавливалась лишь для отдельных, наиболее дефицитных видов товаров норма их отпуска в одни руки1278; со второго квартала 1932 г. был отменен нормированный отпуск населению по карточкам рыбы, кондитерских изделий, яиц, овощей, молока, сыра, папирос и некоторых других товаров. Сохранилось рационирование продажи лишь таких важнейших продовольственных товаров, как хлеб, крупа, мясо, сельди, жиры и сахар.
Правильная организация торговли и интересы дальнейшего укрепления товарооборота между городом и деревней требовали, чтобы наряду с закрытой торговлей существовали и развивались открытые формы торговли. С этой целью почти одновременно с введением карточной системы снабжения была организована так называемая коммерческая торговля дефицитными промышленными и продовольственными товарами. С декабря 1929 г. развернулась регулярная продажа по повышенным коммерческим ценам хлопчатобумажных и шерстяных тканей, трикотажа, платков, готового платья, а с 1931 г. и других планируемых промтоваров.
На протяжении 1930—1931 гг. торговля промышленными товарами по коммерческим ценам осуществлялась только в городах. С 1932 г. товары по коммерческим ценам начали продаваться и в деревне. Обороты коммерческой торговли росли из года в год. Только по 12 планируемым промышленным товарам фонды коммерческой продажи в городах составили в 1930 г. 225,5 млн. руб., или 7,2% всего городского фонда этих товаров, в 1931 г. в сопоставимых ценах — 559,2 млн. руб. (18,6% городского фонда), в 1932 г. — 1260,2 млн. руб. (39% городского фонда). На селе было реализовано в 1932 г. товаров по коммерческим ценам на 403,6 млн. руб.1279 Что касается продовольственных товаров, то с 1931 г., помимо сахара, который и раньше продавался по коммерческим ценам, развертывается коммерческая реализация также муки, рыботоваров, масла животного, мясопродуктов, кондитерских изделий, чая и др. Во всем розничном товарообороте страны коммерческая торговля составляла в 1931 г. около 3%, а в 1932 г. около 10%.
Коммерческая торговля позволяла населению приобретать необходимые товары по более высоким ценам. Вместе с тем с помощью коммерческой торговли по повышенным ценам достигалось большее соответствие между общей величиной платежеспособного спроса и суммой предложения товаров, а также постепенно, наряду с развитием производства предметов потребления, подготовлялся переход к открытой торговле товарами по единым ценам.
Социалистические преобразования в сельском хозяйстве привели к полному вытеснению частного посредника из сферы товарного обращения, к возникновению новой формы торговли — колхозной. Колхозная торговля представляет собой сбыт сельскохозяйственной продукции на рынке самими товаропроизводителями (колхозами и колхозниками) непосредственно потребителям, без торгового посредничества. На колхозном рынке реализуются сельскохозяйственные продукты, остающиеся у колхозов и колхозников после продажи определенной части государству и обеспечения собственных производственных и личных нужд.
Совместными постановлениями ЦК партии и Совнаркома СССР в мае 1932 г.1280 была предоставлена колхозам и колхозникам, после выполнения ими установленных планов заготовок, возможность беспрепятственной продажи излишков своего хлеба и мяса по своему усмотрению. Торговлю колхозов и колхозников разрешалось производить по ценам, складывающимся на рынке, а торговлю колхозных объединений — по ценам не выше среднекоммерческих цен в государственной торговле. В целях содействия развертыванию колхозной торговли сельскохозяйственной продукцией был предоставлен ряд льгот товаропроизводителям при реализации ими своей продукции на рынке. Все это способствовало оживлению базарной торговли в городах, увеличению привоза сельскохозяйственных продуктов, улучшению тем самым продовольственного снабжения городского населения, укреплению экономических связей между городом и деревней. Уже в первый год колхозная торговля дала положительные результаты. Оборот колхозно-базарной торговли в 1932 г. составил 7,5 млрд. руб., или 15,7% всего розничного товарооборота страны1281.
Государственная, кооперативная и колхозная формы советской торговли социально однотипны: они основаны на социалистической собственности, имеют общую цель — удовлетворение потребностей народа. Но наряду с тем общим и главным, что объединяет колхозную торговлю с государственной и кооперативной, между ними имеются и существенные различия. Колхозная торговля отличается от государственной и кооперативной тем, что, во-первых, она не планируется государством, и, во-вторых, реализация колхозами и колхозниками сельскохозяйственных продуктов осуществляется на рынке по ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. Однако Советское государство через государственную и кооперативную торговлю, представляющие собой организованный рынок, а также на основе увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства экономически воздействует на движение цен колхозного рынка.
В документах сентябрьского (1932 г.) Пленума ЦК ВКП(б) подчеркивалось, что развертывание торговли колхозов и колхозников не только не означает развязывания рыночной стихии, допущения нэпмана, спекулянта, как это пытались истолковать правооппортунистические и кулацкие элементы, а наоборот, требует «искоренения частников и перекупщиков — спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле»1282.
Таким образом, в решениях партии и правительства заключалась целая система последовательных мероприятий, направленных на обеспечение интересов трудящихся. Эти мероприятия состояли в том, чтобы наряду с расширением сельскохозяйственного и промышленного производства предметов потребления в условиях ограниченных ресурсов, особенно продовольственных товаров, во-первых, наиболее четко организовать систему распределения товарных ресурсов среди трудящихся, обеспечивая в первую очередь основные кадры рабочих важнейших участков социалистического строительства; во-вторых, более широко вовлекать в товарооборот дополнительные продовольственные ресурсы, в частности с помощью колхозной торговли; в-третьих, постепенно подготовлять условия, в том числе и через создание сети коммерческих магазинов, для перехода к развернутой советской торговле.
В период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства укреплялось и развивалось товарное обращение. Хотя основной и решающей формой экономической связи между городом и деревней в этот период стала производственная смычка, это ни в коей мере не означало свертывания торговли, уменьшения роли торговой формы смычки между городом и деревней. «Интересы дальнейшего укрепления смычки рабочего класса с крестьянством и улучшения материального положения трудящихся города и деревни требуют всемерного развертывания советской торговли…»1262, указывалось в резолюции сентябрьского (1932 г.) Пленума ЦК ВКП(б). Коммунистическая партия разоблачила и отвергла левацкие «теории», будто к тому времени торговля изжила себя, что товарно-денежные отношения уже потеряли свое значение, что нужно налаживать прямой продуктообмен и поэтому незачем развивать торговлю. XVII конференция ВКП(б) дала решительный отпор недооценке значения советской торговли и указала, что «левые» фразы о переходе к «продуктообмену» и об «отмирании денег» вредят делу строительства социализма1263. Организация социалистической производственной смычки между городом и деревней не только не снимает, но выдвигает с особой силой задачу укрепления на этой базе торговой смычки города с деревней1264. Таким образом, торговая и производственная смычка не противостояли друг другу, а совместно обеспечивали дальнейшее укрепление экономического сотрудничества промышленности и сельского хозяйства, союза рабочего класса с колхозным крестьянством.
Наряду с дальнейшим количественным развитием товарооборота была поставлена задача улучшения работы торговых предприятий. Важнейшими мероприятиями в этой области должны были явиться упразднение излишних звеньев торгового аппарата, сокращение путей движения товаров от производства до потребителя, сокращение издержек обращения. Вместе с тем должно было значительно повыситься качество обслуживания потребителей государственными и кооперативными торговыми организациями, лучшее удовлетворение ими возросших требований трудящихся.
Задача качественного улучшения торговли на базе дальнейшего развития товарооборота нашла свое отражение в директивах XV съезда ВКП(б) по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Обобществленный сектор торговли, указывалось в директивах, расширяясь за счет вытеснения частного капитала, внося плановое начало в сферу товарооборота путем рационализации торговой сети, максимального сокращения непроизводительных затрат в сфере обмена, должен закрепить все громадные экономические преимущества новой социальной системы обмена1265.
Большое внимание уделялось проблеме цен, имевшей важное значение для дальнейшего укрепления смычки города с деревней. Линия партии на индустриализацию страны и социалистическую реконструкцию сельского хозяйства была тесно связана с задачей снижения цен на промышленные товары при сохранении неизменным уровня цен на продукцию сельского хозяйства. Огромное значение правильного решения вопросов цен особо подчеркивалось в резолюции февральского Пленума ЦК ВКП(б) в 1927 г. Политика цен являлась «центральной экономической и политической проблемой советской экономической политики на протяжении ряда лет»1266.
Сосредоточивая в своих руках основную массу товаров и направляя их для реализации населению по каналам обобществленного сектора, государство все более расширяло возможности планового установления цен на товары, что позволяло постепенно устранять свободную игру цен на рынке. В период создания фундамента социалистической экономики постепенно совершенствуется порядок регулирования отпускных и розничных цен, все более осуществляется прямое планирование цен государством. Февральский Пленум ЦК партии в 1927 г. распространил на местную республиканскую и кооперативную промышленность порядок регулирования цен, установленный для союзной промышленности, в частности, запретил повышение отпускных цен на производимые ею товары широкого потребления.
Одним из мероприятий, направленных на усиление регулирования розничных цен для государственной и кооперативной торговли, явилось расширение практики этикетных и твердых продажных порайонных цен и установление обязательной публикации их для всеобщего сведения в формах, доступных проверке рабочими и крестьянами. На протяжении 1927 г. регулирующими органами были утверждены прейскуранты отпускных цен промышленности и установлены розничные цены и торговые накидки на широкий круг товаров.
Большое значение в дальнейшем совершенствовании системы цен имела реформа цен, осуществленная весной 1932 г. При новом порядке правительственные регулирующие органы устанавливали отпускные цены на все важнейшие товары по представлению соответствующих промышленных наркоматов и ведомств, которые должны были согласовывать проекты цен на предметы потребления с торгующими системами. Регулирование розничных цен было дифференцировано по отдельным группам товаров. В первую группу вошли наиболее важные товары (хлеб, сахар, ткани, галоши, мыло, нитки, спички и др.), по которым розничные цены или торговые накидки устанавливались правительством. Во вторую группу были включены такие товары, как картофель, овощи, молоко, сыры, розничные цены или торговые накидки по которым устанавливались Советами народных комиссаров республик, краевыми и областными исполкомами. В третью группу входили все остальные товары, по которым розничные цены и накидки устанавливались самими торгующими организациями, на основе действующего уровня накидок по первой и второй группам товаров, планового уровня расходов и накопления.
Новый порядок регулирования цен явился важным шагом на пути развития планового ценообразования в стране, унификации отпускных и розничных цен на основные товары, наряду с известной децентрализацией регулирования цен на целый ряд товаров.
На протяжении 1926—1932 гг. происходит совершенствование государственных органов регулирования торговли. В ноябре 1925 г. для большей увязки внешней торговли с внутренней, особенно с заготовками сельскохозяйственных продуктов, Народный комиссариат внешней торговли был слит с Народным комиссариатом внутренней торговли в единый Народный комиссариат внутренней и внешней торговли СССР (Наркомторг СССР)1267. В дальнейшем в интересах усиления государственного регулирования снабжения населения в условиях товарного дефицита, особенно на продовольственные товары, потребовалось сосредоточить в руках одного органа не только централизованное распределение товаров и регулирование снабжения населения, но и производство продовольственных товаров. В связи с этим в ноябре 1930 г. был образован Народный комиссариат снабжения СССР; из состава Наркомторга СССР был выделен Народный комиссариат внешней торговли. Наркомснабу была передана из состава ВСНХ вся пищевая промышленность союзного и республиканского подчинения; к нему перешли функции планирования и регулирования товароснабжения, а также планирования и регулирования сельскохозяйственных заготовок. Кроме того, в непосредственном ведении Наркомснаба находилась система местных торгов и специальных магазинов как одна из важных частей государственной розничной торговли1268.
В интересах дальнейшего усиления регулирующей роли государства в сфере товарного обращения, в частности в области цен, в октябре 1931 г. был образован Комитет регулирования цен при Совете Труда и Обороны, реорганизованный в апреле 1932 г. в Комитет товарных фондов и регулирования торговли при СТО с институтом уполномоченных в союзных и автономных республиках, в краях и областях1269.
В феврале 1932 г. был образован Комитет заготовок при СТО1270, ему была передана из состава Народного комиссариата снабжения та часть аппарата, которая занималась планированием и регулированием сельскохозяйственных заготовок. Тем самым деятельность Наркомснаба была сосредоточена в большей степени на организации и регулировании торговли и товароснабжения наряду с руководством пищевой промышленностью и подчиненной ему системой торгов.
Развитие товарооборота в период первой пятилетки было связано с преодолением больших трудностей в снабжении населения, особенно хлебом и другими продуктами питания.
Продовольственные трудности, необходимость борьбы со спекуляцией и обеспечения промышленных рабочих и всего городского населения хлебом и другими продуктами питания потребовали в качестве временной меры введения продажи товаров по карточкам. Переход к карточной системе снабжения начался с января 1929 г. Вначале были введены карточки (заборные книжки) на хлеб по инициативе самих трудящихся в Ленинграде, затем (с марта 1929 г.) в Москве и в других городах. Со второго квартала 1929 г. карточная система была распространена на сахар, а вскоре и на другие продукты питания. В ряде городов была введена в 1929 г. нормированная продажа населению некоторых промышленных товаров по членским книжкам и специальным ордерам.
В основу карточной системы снабжения был положен классово-производственный принцип. Заборные книжки выдавались только лицам, занятым общественно-полезным трудом и имевшим источником своего существования трудовые доходы. Более высокие нормы снабжения были установлены для рабочих, занятых на производстве, и приравненных к ним некоторых групп трудящихся. Продажа хлеба и других продуктов нетрудовому населению, не получавшему заборных книжек, производилась по повышенным ценам.
Враги Советского государства за границей и внутри страны пытались истолковать введение карточной системы снабжения в СССР как возврат к политике «военного коммунизма». Между тем рационирование продажи товаров в период первой пятилетки отличалось от нормирования и карточной системы, осуществлявшихся в период иностранной интервенции и гражданской войны. Тогда карточки были обусловлены хозяйственной разрухой, огромным сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, голодом. В основе же перехода к нормированному отпуску продуктов в условиях осуществления индустриализации страны лежало не сокращение производства, а большой рост потребительского спроса трудящихся, который обгонял рост предложения товаров. Нормы снабжения населения основными продуктами питания в годы первой пятилетки были во много раз выше норм в годы гражданской войны. Например, на 1929/30 г. были установлены такие нормы снабжения печеным хлебом городского населения: для рабочих тяжелого физического труда — 1 кг, для всех остальных рабочих — 800 г и для прочего населения — 400 г в день, не считая хлеба, который отпускался с обедами на предприятиях общественного питания.
Рационирование продажи населению важнейших продуктов питания означало, что государство обеспечивает потребности трудящихся по определенным нормам и устойчивым ценам, причем сами нормы отпуска основных продуктов, особенно хлеба, были настолько достаточными, что большинство трудящихся крупных городов и промышленных центров было почти полностью избавлено от необходимости приобретать ряд продуктов на рынке. Так, по данным Народного комиссариата торговли, доля обобществленного сектора в снабжении городов хлебом и мукой (ржаной и пшеничной) составляла в 1927/28 г. — 87,8%, в 1928/29 г. — 88,2, в 1929 г. — 92—92,5; крупой соответственно — 81; 85 и 90%; мясом — 51; 60 и 65%. Менее значительную роль играла государственная и кооперативная торговля в снабжении городского населения молочными продуктами, картофелем и овощами.
Рационирование снабжения ставило своей целью обеспечить основными продуктами питания потребности трудящихся, в первую очередь рабочих важнейших социалистических предприятий и строек, не уменьшая, а повышая потребление рабочих. Общая стоимость продуктов, по данным о фактическом потреблении рабочих, после введения карточек осталась в 1929 г. примерно такой же, в неизменных ценах, что и до введения карточной системы. В последующие годы по мере улучшения продовольственного положения страны потребление городским населением большинства основных продуктов возросло по сравнению с периодом до карточной системы (кроме молочных продуктов); питание городского населения после введения карточной системы значительно улучшилось1271.
В целом карточная система себя вполне оправдала и способствовала обеспечению снабжения трудящихся. Однако в практике снабжения трудящихся имели место серьезные недостатки. Торговый аппарат обобществленного сектора, особенно потребительской кооперации, занимавшей основное место в розничном товарообороте, не всегда справлялся со своими задачами. В политическом отчете Центрального Комитета на XVI съезде партии указывалось, что кооперация иногда предпочитала снабжать рабочих более «доходными» товарами, дававшими большие прибыли, и избегала снабжать их такими товарами, крайне необходимыми для рабочих, как сельскохозяйственные продукты1272.
В практике работы торгово-кооперативного аппарата проявлялись также левацкие извращения. Все большее вытеснение частника из торговли было воспринято отдельными работниками торговли как возможность немедленного перехода к прямому продуктообмену. Этому способствовали и ошибочные теоретические взгляды, встречавшиеся в те годы в экономической литературе. Некоторые экономисты рассматривали систему нормированного снабжения как идеальную систему снабжения. Они утверждали, что от системы заборных книжек должен был совершиться переход не к свободе выбора товара на основе товарно-денежных отношений, а к «свободе выбора продуктов» на основе системы продуктообмена1273. Эта надуманная точка зрения не имела ничего общего с реальной действительностью, давала искаженное толкование сущности карточной системы как временной меры, вызванной хозяйственными затруднениями, идеализировала нормирование снабжения и дезориентировала торговый аппарат.
При недостатке товаров важное значение имела правильная организация рабочего снабжения, подчинение его интересам социалистического производства. Для усиления связи торгового аппарата с производством создавалась сеть закрытых распределителей, обслуживавших рабочих и служащих определенных предприятий или группы их. Такая структура торговых предприятий способствовала лучшей организации рабочего снабжения. К ноябрю 1930 г. потребительской кооперацией было организовано около 2700 закрытых распределителей, в том числе в Москве и Московской области — 244, в Ленинграде и Ленинградской области — 241, в Донбассе и Криворожье — 262, на Урале — 212 и т. д.1274 К концу 1930 г. число закрытых распределителей достигло более 4 тыс. Эта организационная форма распределения продуктов полностью себя оправдала.
Наряду с дальнейшим улучшением работы закрытых распределителей при крупнейших предприятиях создавались самостоятельные закрытые рабочие кооперативы. В течение 1931 г. было создано 1362 закрытых рабочих кооператива (ЗРК), которые уже к 1 января 1932 г. располагали торговой сетью в 10 тыс. магазинов и 4,5 тыс. палаток. Торговая сеть ЗРК обслуживала рабочих ведущих отраслей промышленности. Из общего числа ЗРК более 40% были организованы в основных отраслях тяжелой промышленности (угольной, металлургической, машиностроительной, нефтяной и др.).
Кроме того, в составе потребительской кооперации были образованы специальные потребительские общества по обслуживанию железнодорожников, водников, рабочих торфяной промышленности, совхозов, лесоразработок и лесосплава, рыбной промышленности. В этих кооперативах насчитывалось к началу 1932 г. около 25 тыс. торговых предприятий1275. В системе государственной торговли также было создано к 1932 г. около 700 закрытых распределителей для снабжения специалистов и инженерно-технических работников. Общее же число всей торговой сети закрытых кооперативов, а также закрытых распределителей государственной торговли составляло, по данным на 1 января 1932 г., около 40 тыс. розничных предприятий. По данным переписи розничной сети 1932 г., закрытая торговая сеть всех торгующих систем составляла в городах 30% и на селе — 11,6% учтенных торговых предприятий1276.
Созданная сеть закрытых рабочих кооперативов и закрытых распределителей способствовала улучшению рабочего снабжения. Однако в их работе были серьезные недостатки. Пленум ЦК партии, состоявшийся в октябре 1931 г., отметил, что «за последнее время с новой силой обнаружилось проявление нэпманского духа», выражавшееся, в частности, в отсутствии действительной заботы торгового аппарата о потребителе1277. Торгово-кооперативные организации увлекались нормированием отпуска товаров, чрезмерной централизацией снабжения, механическим распределением товаров. Местные регулирующие органы и торговые организации начали применять нормированный отпуск даже недефицитных товаров, в результате чего происходило замораживание товарооборота, ухудшалось обслуживание населения. Партия и правительство пресекли эти извращения в торговой практике; в мае 1931 г. была отменена практика нормирования продажи промтоваров, временно устанавливалась лишь для отдельных, наиболее дефицитных видов товаров норма их отпуска в одни руки1278; со второго квартала 1932 г. был отменен нормированный отпуск населению по карточкам рыбы, кондитерских изделий, яиц, овощей, молока, сыра, папирос и некоторых других товаров. Сохранилось рационирование продажи лишь таких важнейших продовольственных товаров, как хлеб, крупа, мясо, сельди, жиры и сахар.
Правильная организация торговли и интересы дальнейшего укрепления товарооборота между городом и деревней требовали, чтобы наряду с закрытой торговлей существовали и развивались открытые формы торговли. С этой целью почти одновременно с введением карточной системы снабжения была организована так называемая коммерческая торговля дефицитными промышленными и продовольственными товарами. С декабря 1929 г. развернулась регулярная продажа по повышенным коммерческим ценам хлопчатобумажных и шерстяных тканей, трикотажа, платков, готового платья, а с 1931 г. и других планируемых промтоваров.
На протяжении 1930—1931 гг. торговля промышленными товарами по коммерческим ценам осуществлялась только в городах. С 1932 г. товары по коммерческим ценам начали продаваться и в деревне. Обороты коммерческой торговли росли из года в год. Только по 12 планируемым промышленным товарам фонды коммерческой продажи в городах составили в 1930 г. 225,5 млн. руб., или 7,2% всего городского фонда этих товаров, в 1931 г. в сопоставимых ценах — 559,2 млн. руб. (18,6% городского фонда), в 1932 г. — 1260,2 млн. руб. (39% городского фонда). На селе было реализовано в 1932 г. товаров по коммерческим ценам на 403,6 млн. руб.1279 Что касается продовольственных товаров, то с 1931 г., помимо сахара, который и раньше продавался по коммерческим ценам, развертывается коммерческая реализация также муки, рыботоваров, масла животного, мясопродуктов, кондитерских изделий, чая и др. Во всем розничном товарообороте страны коммерческая торговля составляла в 1931 г. около 3%, а в 1932 г. около 10%.
Коммерческая торговля позволяла населению приобретать необходимые товары по более высоким ценам. Вместе с тем с помощью коммерческой торговли по повышенным ценам достигалось большее соответствие между общей величиной платежеспособного спроса и суммой предложения товаров, а также постепенно, наряду с развитием производства предметов потребления, подготовлялся переход к открытой торговле товарами по единым ценам.
Социалистические преобразования в сельском хозяйстве привели к полному вытеснению частного посредника из сферы товарного обращения, к возникновению новой формы торговли — колхозной. Колхозная торговля представляет собой сбыт сельскохозяйственной продукции на рынке самими товаропроизводителями (колхозами и колхозниками) непосредственно потребителям, без торгового посредничества. На колхозном рынке реализуются сельскохозяйственные продукты, остающиеся у колхозов и колхозников после продажи определенной части государству и обеспечения собственных производственных и личных нужд.
Совместными постановлениями ЦК партии и Совнаркома СССР в мае 1932 г.1280 была предоставлена колхозам и колхозникам, после выполнения ими установленных планов заготовок, возможность беспрепятственной продажи излишков своего хлеба и мяса по своему усмотрению. Торговлю колхозов и колхозников разрешалось производить по ценам, складывающимся на рынке, а торговлю колхозных объединений — по ценам не выше среднекоммерческих цен в государственной торговле. В целях содействия развертыванию колхозной торговли сельскохозяйственной продукцией был предоставлен ряд льгот товаропроизводителям при реализации ими своей продукции на рынке. Все это способствовало оживлению базарной торговли в городах, увеличению привоза сельскохозяйственных продуктов, улучшению тем самым продовольственного снабжения городского населения, укреплению экономических связей между городом и деревней. Уже в первый год колхозная торговля дала положительные результаты. Оборот колхозно-базарной торговли в 1932 г. составил 7,5 млрд. руб., или 15,7% всего розничного товарооборота страны1281.
Государственная, кооперативная и колхозная формы советской торговли социально однотипны: они основаны на социалистической собственности, имеют общую цель — удовлетворение потребностей народа. Но наряду с тем общим и главным, что объединяет колхозную торговлю с государственной и кооперативной, между ними имеются и существенные различия. Колхозная торговля отличается от государственной и кооперативной тем, что, во-первых, она не планируется государством, и, во-вторых, реализация колхозами и колхозниками сельскохозяйственных продуктов осуществляется на рынке по ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. Однако Советское государство через государственную и кооперативную торговлю, представляющие собой организованный рынок, а также на основе увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства экономически воздействует на движение цен колхозного рынка.
В документах сентябрьского (1932 г.) Пленума ЦК ВКП(б) подчеркивалось, что развертывание торговли колхозов и колхозников не только не означает развязывания рыночной стихии, допущения нэпмана, спекулянта, как это пытались истолковать правооппортунистические и кулацкие элементы, а наоборот, требует «искоренения частников и перекупщиков — спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле»1282.
Таким образом, в решениях партии и правительства заключалась целая система последовательных мероприятий, направленных на обеспечение интересов трудящихся. Эти мероприятия состояли в том, чтобы наряду с расширением сельскохозяйственного и промышленного производства предметов потребления в условиях ограниченных ресурсов, особенно продовольственных товаров, во-первых, наиболее четко организовать систему распределения товарных ресурсов среди трудящихся, обеспечивая в первую очередь основные кадры рабочих важнейших участков социалистического строительства; во-вторых, более широко вовлекать в товарооборот дополнительные продовольственные ресурсы, в частности с помощью колхозной торговли; в-третьих, постепенно подготовлять условия, в том числе и через создание сети коммерческих магазинов, для перехода к развернутой советской торговле.