1. Товарные ресурсы и организация оптовой торговли
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
В первые годы индустриализации страны промышленность еще не могла в достаточной мере удовлетворять растущего спроса населения на товары широкого потребления: не хватало многих промышленных изделий. Разрыв между предложением товаров и платежеспособным спросом населения возник в конце восстановительного периода и еще более углубился в годы индустриализации страны.
В 1925/26 г. общая сумма доходов населения возросла по сравнению с предшествующим годом на 34,8%, а товарная продукция сельского хозяйства и промышленности, производящей предметы потребления, увеличилась на 25%; в 1926/27 г. доходы населения возросли на 12,4%, а противостоящая им товарная масса — лишь на 4,3%1237. Общая сумма дефицита промышленных товаров для широкого рынка в. 1926/27 г. исчислялась примерно от 273 млн. руб. до 370 млн. Эти расчеты были весьма приближенными. Так, по расчетам Наркомторга, недостаток хлопчатобумажных тканей исчислялся в 150—200 млн. руб., шерстяных тканей — в 40 млн., обуви — в 70 млн., металлических товаров для хозяйственных нужд городского и сельского населения — в 50 млн. руб.1238 Таким образом, только по этим четырем группам общая сумма дефицита составляла 310—360 млн. руб.
В дальнейшем рост платежеспособного спроса населения продолжал обгонять развитие производства предметов потребления. В ходе индустриализации страны численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР возросла за годы первой пятилетки более чем вдвое. Если к началу пятилетки в стране насчитывалось еще свыше миллиона безработных, то уже в 1930 г. безработица была полностью ликвидирована. Среднегодовая заработная плата трудящихся выросла более чем вдвое, а общий фонд заработной платы рабочих и служащих вырос в 4 раза. Плановые наметки, предусмотренные на конец первой пятилетки, были превышены в 1932 г.: по численности рабочих и служащих — на 45,5%, по среднегодовой заработной плате — на 44% и по общему фонду заработной платы — примерно в 2 раза1239. Уже одно это обстоятельство, если к тому же учесть, что в 1932 г. пятилетний план производства предметов потребления не был выполнен, не могло не отразиться на соотношении спроса и предложения товаров. Кроме того, материальное благосостояние трудящихся повышалось помимо роста заработной платы и за счет увеличения государственных ассигнований на социально-культурные мероприятия (пенсии, пособия, стипендии и т. п.). Наряду с повышением благосостояния рабочего класса происходил также быстрый рост жизненного уровня трудящихся деревни.
Достигнутый уровень производства предметов потребления не мог в достаточной мере удовлетворить спрос населения. Необходимость же развития в период индустриализации более быстрыми темпами производства средств производства и недостаток сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности предопределили наличие элементов «товарного голода».
Однако этот «товарный голод» коренным образом отличался от того положения с товарами, которое было в нашей стране в первые годы Советской власти. Тогда хозяйство было разрушено в результате двух войн, промышленное и сельскохозяйственное производство находилось на низком уровне развития, в стране не хватало даже минимально необходимого количества продуктов питания, предметов одежды, обуви и других товаров.
После восстановления народного хозяйства положение стало иным. Общественное производство в целом, в том числе и производство предметов потребления, достигло сравнительно высоких размеров и продолжало развиваться быстрыми темпами. Но еще быстрее возрастал спрос населения на промышленные товары и на сельскохозяйственные продукты. В результате создалось несоответствие между растущим производством предметов потребления и еще более интенсивно возросшим платежеспособным спросом населения. Таким образом, теперь речь шла об относительном недостатке товаров, несмотря на большой рост их производства.
Единственно правильный путь ликвидации диспропорции между производством предметов потребления и растущим спросом населения, намеченный генеральной линией партии, был путь индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, дальнейшего всемерного развития промышленного и сельскохозяйственного производства.
В итоге первой пятилетки производство предметов потребления значительно увеличилось: продукция легкой промышленности в 1932 г. возросла по сравнению с 1928 г. на 50% и пищевой промышленности — на 58%1240. В целом темпы прироста продукции промышленности, изготовляющей предметы потребления, составили в среднем в год 16,5%, что значительно превышало темпы роста продукции в капиталистических странах даже в годы экономического подъема. Так, среднегодовой прирост производства предметов потребления за 1925—1929 гг. составил в США 1,4%, в Германии — 3,1%1241.
Несмотря на значительное увеличение продукции легкой и пищевой промышленности в годы первой пятилетки все же производство предметов потребления отставало от возросших потребностей трудящихся; имели место ограничения народного потребления.
Советская страна испытывала затруднения и в области снабжения населения продовольствием. Это явилось результатом отставания сельскохозяйственного производства, которое базировалось на мелкотоварном крестьянском хозяйстве. Только с развертыванием социалистического обобществления сельскохозяйственного производства — развитием колхозов и совхозов — начинает возрастать объем заготовок хлеба. Если в 1928 г. государство заготовило 10,8 млн. т зерна, то в 1932 г. — уже 19 млн. т.1242 Таким образом, ¾ всего заготовленного зерна поставлял государству обобществленный сектор сельского хозяйства1243.
Большие трудности испытывались в заготовке продукции животноводства. В результате сокращения поголовья стада производство основных продуктов животноводства с 1928 по 1932 г. резко сократилось: мяса и сала — с 4,9 млн. т (в убойном весе) в 1928 г. до 2,8 млн. т в 1932 г., или на 43%; молока — с 31 млн. до 20,6 млн. т, или примерно на 1/3; яиц — с 10,8 млрд. до 4,4 млрд. шт., или почти в 2,5 раза; шерсти — с 182 тыс. до 69 тыс. т, или более чем в 2,5 раза1244. В связи с этим сократились и заготовки продукции животноводства.
В дальнейшем, начиная с 1931 г., происходит значительное увеличение заготовок продуктов животноводства, которое стало развиваться на основе обобществленного хозяйства.
Постепенно увеличивались заготовки технических культур и масло-семян. Так, заготовки хлопка-сырца в 1931/32 г. составили 1265,2 тыс. т против 690,2 тыс. т в 1927/28 г.1245
Развитие заготовок отдельных видов сельскохозяйственной продукции и колебания их объема в различные годы обусловили изменения в объеме производства товарной продукции соответствующих отраслей промышленности, а также ресурсов продовольственных товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. Если рост заготовок зерна и маслосемян обеспечил увеличение централизованных рыночных фондов муки и крупы в 1932 г. по сравнению с 1928 г. на 38%, растительного масла — на 8% и, кроме того, обеспечил выработку свыше 30 тыс. т маргарина, то резкое падение в 1932 г. заготовок скота, а также сахарной свеклы вызвало значительное уменьшение рыночных фондов мяса и сахара.
Недостаточные централизованные фонды требовали мобилизации дополнительных продовольственных ресурсов. Одним из источников этих ресурсов явилось создание собственной продовольственной базы кооперативными организациями и предприятиями общественного питания. На одного снабжаемого рабочего пригородные хозяйства дали в 1932 г. в среднем 122 кг овощей и 36 кг картофеля. Наряду с огородами в составе пригородных хозяйств быстро развивалось и животноводство, особенно кролиководство. За три года (1930—1932 гг.) поголовье крупного рогатого скота в пригородных хозяйствах потребительской кооперации выросло на 86,4%, свиней — в 3 раза, а кроликов — почти в 13 раз1246. В 1930 г. для снабжения рабочих из кооперативных пригородных хозяйств поступило 6,3 тыс. т мяса и 38 тыс. т молока, а в 1932 г. соответственно — 17,3 тыс. и 165 тыс. т1247. Хотя по сравнению с рыночными фондами количество этих продуктов составляло небольшую величину (по мясу примерно 5%), но в важнейших промышленных центрах и на крупных предприятиях, где концентрировались подсобные хозяйства потребительской кооперации, они служили серьезным подспорьем в рабочем снабжении.
Таким образом, в результате ряда мероприятий, проведенных государством в области развития промышленного и сельскохозяйственного производства, расширения заготовок сельскохозяйственных продуктов, изыскания дополнительных товарных ресурсов, постепенно расширялась материальная база товарооборта в стране, создавались условия для смягчения товарного дефицита и лучшего удовлетворения растущего спроса трудящихся.
Вместе с тем принимались меры к увеличению рыночных фондов в общей массе товарной продукции и сокращению внерыночных фондов. В первые годы пятилетки удельный вес рыночных фондов группы так называемых планируемых промышленных товаров (хлопчатобумажные и шерстяные ткани, нитки, трикотаж, швейные изделия, кожаная обувь, галоши, папиросы, махорка, мыло хозяйственное и туалетное, керосин) во всей массе товарной продукции этой группы снизился. Так, в 1930 г. вся товарная продукция планируемых промтоваров увеличилась против 1928 г. на 40%, а рыночный фонд возрос за это время лишь на 26%1248. Благодаря мерам, принятым партией и правительством в 1932 г., наряду с дальнейшим расширением производства был резко уменьшен размер внерыночных фондов, сокращен круг организаций, получавших товары в порядке внерыночного снабжения. Был установлен порядок первоочередного и преимущественного выполнения планов отгрузки промышленностью товаров рыночного фонда по сравнению с внерыночными назначениями.
Сентябрьский Пленум ЦК партии в 1932 г. отметил особое значение усиленного развертывания производства всей промышленностью предметов широкого потребления, решительного ограничения ведомственных потребителей в пользу широкого рынка и развертывания товарооборота1249. В 1932 г. внерыночные фонды планируемых промтоваров были уменьшены по сравнению с 1931 г. на 16%, высвободившиеся фонды, а также весь прирост товарной продукции были направлены для реализации населению. В результате рыночные фонды этих товаров выросли в 1932 г. на 11%, а их удельный вес во всей товарной продукции достиг 70,3%1250.
Успешное восстановление народного хозяйства, индустриализация страны и увеличение производства товаров социалистическими предприятиями создали условия для развития государственной и кооперативной оптовой торговли и окончательного вытеснения из нее частного капитала.
В 1926/27 г. из всей суммы оптового товарооборота страны на долю государственной торговли приходилось 46,2%, кооперативной — 49,2% (в том числе потребительской кооперации — 27,7%) и частного сектора — лишь 4,6%1251. К этому времени частный капитал подвизался главным образом в сфере оптовой торговли пищевыми продуктами (хлебофуражом, мясом, рыбой, бакалейными товарами и др.), составлявшими во всем оптовом обороте частного сектора 48%, а также текстильными товарами, одеждой, галантереей (21% всего оптового оборота частного сектора) преимущественно кустарного производства1252. Частная оптовая торговля другими товарами занимала незначительный удельный вес. В последующие годы частный капитал был полностью устранен из оптовой торговли1253.
Рост оптового оборота обобществленного сектора происходил как по линии государственной, так и особенно кооперативной торговли. Абсолютные размеры оптового оборота государственной торговли увеличились в 1929/30 г. по сравнению с 1926/27 г. в 2,1 раза, а кооперативный оптовый оборот вырос в 3,2 раза.
В связи с более быстрым ростом кооперативного оптового оборота изменилось соотношение государственной и кооперативной оптовой торговли. Если в 1926/27 г. 48,4% всего оптового оборота обобществленного сектора приходилось на долю государственной торговли и 51,6% на долю кооперативной торговли, то в 1929/30 г. удельный вес кооперации в оптовой торговле достиг 62,2%, а государственных организаций — 37,8%.
Создание в начале нэпа государственных синдикатов и концентрация в их руках сбыта большей части промышленной продукции сыграли важную роль в общем упорядочении рынка, в установлении правильных взаимосвязей промышленности с торгующими системами, в особенности с потребительской кооперацией, являвшейся основной товаропроводящей системой обобществленного сектора. В значительной степени этому способствовало также введение и развитие системы генеральных договоров между промышленностью и потребительской кооперацией. Оптовый оборот синдикатов по сбыту промышленной продукции на внутреннем рынке увеличился за три (1926/27—1928/29) года более чем в 2,5 раза1254.
Такое значительное увеличение оборота синдикатов объяснялось, во-первых, ростом товарной продукции государственной промышленности, во-вторых, усилением синдицирования промышленности, постепенным прекращением самостоятельного сбыта своей продукции трестами и передачей этой продукции для реализации синдикатам. Синдицирование большинства отраслей промышленности было почти полностью завершено к 1928/29 г.
Большое значение в упорядочении товародвижения и более правильной организации оптовой торговли имело развитие системы генеральных договоров между промышленностью и потребительской кооперацией. Продажа по генеральным договорам во всем сбыте продукции соответствующих отраслей промышленности через систему потребительской кооперации составляла в 1926/27 г. 61,7%, а в 1927/28 г. — 76,9%1255. В 1928/29 г. потребительской кооперацией было заключено генеральных договоров с промышленностыо на 3396 млн. руб.1256, т. е. на 70,0% больше, чем в предыдущем году, что еще более повысило роль генеральных договоров во взаимоотношениях кооперации с промышленностью. Развитие практики генеральных договоров позволило теснее связать промышленность с потребительской кооперацией как основной торгующей системой, установить наиболее короткие пути движения товаров, минуя лишние складские звенья.
Наряду с этим синдицирование сбыта промышленной продукции и система генеральных договоров создали возможность перехода к более совершенным формам экономических связей между торговлей и промышленностью на основе предварительных заказов. Февральский Пленум ЦК партии в 1927 г. указал, что кооперация на основе изучения потребительского спроса «должна переходить к системе предварительных заказов на производство требуемых рынком товаров, помогая этим приспособлению промышленности к изменениям на рынке и давая возможность промышленности при составлении производственных программ своевременно учесть все показатели рынка»1257.
Таким образом, предварительные заказы и генеральные договоры между промышленностью и торгующими организациями были призваны укреплять и развивать плановое начало как в сфере материального производства, так и в сфере обращения, обеспечивать планомерную связь социалистического производства с рынком и осуществлять реальное организованное воздействие советской торговли на производство, особенно в отношении ассортимента и качества вырабатываемых товаров. Однако в условиях острого недостатка ряда промышленных товаров в этот период предварительные заказы не получили широкого распространения.
После реорганизации управления промышленностью и ликвидации синдикатов в конце 1929 г. была проведена децентрализация системы договорных отношений торгующих организаций с промышленностью. В генеральные договоры между промышленностью и Центросоюзом включались только такие элементы, которые были действительно необходимы для плановой организации рынка; на основании этих договоров между каждым дольщиком (краевыми и областными потребсоюзами и крупными кооперативами) и соответствующим объединением промышленности заключались годовые и квартальные договоры, предусматривающие помимо количества товаров, цен, условий расчета также детализацию ассортимента и показатели качества товаров. Усилилась транзитная отгрузка товаров с фабрик или центральных баз промышленности непосредственно в низовые звенья кооперативных организаций, главным образом в райпотребсоюзы.
Партия и правительство уделяли большое внимание вопросам упорядочения товародвижения и устранению недостатков в этой области. Эти вопросы нашли свое отражение в решениях XVI съезда партии1258 Декабрьский Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1930 г. указал, что потребительская кооперация должна добиться коренного улучшения состояния сельской сети, восстановить выборные кооперативы в селах, там, где они были ликвидированы. Уже с 1931 г. начали восстанавливать сельпо и райпотребсоюзы взамен райпо. К 1 января 1932 г. было организовано 40 073 сельпо и 2 355 райпотребсоюзов. В целях лучшего обслуживания потребителя, ускорения товарооборота и специализации руководства торговлей были созданы при Центросоюзе оптовые, отраслевые объединения, действующие на основе хозрасчета по основным группам товаров (готовое платье, обувные товары, текстиль, галантерея и трикотаж, культтовары и др.); на местах создавались межрайонные и областные оптовые базы потребительской кооперации1259.
С развитием государственной розничной торговли была создана широкая сеть межрайонных баз и отделений также в системе Наркомснаба для обслуживания местных торгов.
После создания на базе ВСНХ в январе 1932 г. отраслевых народных комиссариатов промышленности потребовалась дальнейшая перестройка оптовой торговли в стране. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 23 марта 1932 г. было предложено народным комиссариатам снабжения, легкой, лесной и тяжелой промышленности открыть в краях и областях специализированные сбытовые базы и организовать сбытовые органы в соответствующих отраслевых объединениях. К 1 января 1933 г. было открыто объединениями пищевой промышленности 328 баз, легкой промышленности — 313 баз, тяжелой промышленности (по сбыту резиновых и электротехнических изделий) — 50 баз, лесной промышленности — 33 базы; кроме того, было открыто 177 реализационных баз Заготзерна1260.
В целях дальнейшего развития советской торговли и устранения имевшихся недостатков в работе оптовых звеньев сентябрьский Пленум ЦК партии в 1932 г. потребовал от торгующих организаций и промышленности восстановления системы предварительных заказов; предварительные заказы организаций государственной торговли и кооперации должны были охватывать «не менее 50% рыночной продукции по важнейшим товарам широкого потребления (ткань, обувь, платье и пр.)»1261.
Таким образом, торговые организации получили возможность на основе тщательного изучения потребительского спроса предъявлять требования к промышленности на поставку определенных товаров, необходимых населению.
В первые годы индустриализации страны промышленность еще не могла в достаточной мере удовлетворять растущего спроса населения на товары широкого потребления: не хватало многих промышленных изделий. Разрыв между предложением товаров и платежеспособным спросом населения возник в конце восстановительного периода и еще более углубился в годы индустриализации страны.
В 1925/26 г. общая сумма доходов населения возросла по сравнению с предшествующим годом на 34,8%, а товарная продукция сельского хозяйства и промышленности, производящей предметы потребления, увеличилась на 25%; в 1926/27 г. доходы населения возросли на 12,4%, а противостоящая им товарная масса — лишь на 4,3%1237. Общая сумма дефицита промышленных товаров для широкого рынка в. 1926/27 г. исчислялась примерно от 273 млн. руб. до 370 млн. Эти расчеты были весьма приближенными. Так, по расчетам Наркомторга, недостаток хлопчатобумажных тканей исчислялся в 150—200 млн. руб., шерстяных тканей — в 40 млн., обуви — в 70 млн., металлических товаров для хозяйственных нужд городского и сельского населения — в 50 млн. руб.1238 Таким образом, только по этим четырем группам общая сумма дефицита составляла 310—360 млн. руб.
В дальнейшем рост платежеспособного спроса населения продолжал обгонять развитие производства предметов потребления. В ходе индустриализации страны численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР возросла за годы первой пятилетки более чем вдвое. Если к началу пятилетки в стране насчитывалось еще свыше миллиона безработных, то уже в 1930 г. безработица была полностью ликвидирована. Среднегодовая заработная плата трудящихся выросла более чем вдвое, а общий фонд заработной платы рабочих и служащих вырос в 4 раза. Плановые наметки, предусмотренные на конец первой пятилетки, были превышены в 1932 г.: по численности рабочих и служащих — на 45,5%, по среднегодовой заработной плате — на 44% и по общему фонду заработной платы — примерно в 2 раза1239. Уже одно это обстоятельство, если к тому же учесть, что в 1932 г. пятилетний план производства предметов потребления не был выполнен, не могло не отразиться на соотношении спроса и предложения товаров. Кроме того, материальное благосостояние трудящихся повышалось помимо роста заработной платы и за счет увеличения государственных ассигнований на социально-культурные мероприятия (пенсии, пособия, стипендии и т. п.). Наряду с повышением благосостояния рабочего класса происходил также быстрый рост жизненного уровня трудящихся деревни.
Достигнутый уровень производства предметов потребления не мог в достаточной мере удовлетворить спрос населения. Необходимость же развития в период индустриализации более быстрыми темпами производства средств производства и недостаток сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности предопределили наличие элементов «товарного голода».
Однако этот «товарный голод» коренным образом отличался от того положения с товарами, которое было в нашей стране в первые годы Советской власти. Тогда хозяйство было разрушено в результате двух войн, промышленное и сельскохозяйственное производство находилось на низком уровне развития, в стране не хватало даже минимально необходимого количества продуктов питания, предметов одежды, обуви и других товаров.
После восстановления народного хозяйства положение стало иным. Общественное производство в целом, в том числе и производство предметов потребления, достигло сравнительно высоких размеров и продолжало развиваться быстрыми темпами. Но еще быстрее возрастал спрос населения на промышленные товары и на сельскохозяйственные продукты. В результате создалось несоответствие между растущим производством предметов потребления и еще более интенсивно возросшим платежеспособным спросом населения. Таким образом, теперь речь шла об относительном недостатке товаров, несмотря на большой рост их производства.
Единственно правильный путь ликвидации диспропорции между производством предметов потребления и растущим спросом населения, намеченный генеральной линией партии, был путь индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, дальнейшего всемерного развития промышленного и сельскохозяйственного производства.
В итоге первой пятилетки производство предметов потребления значительно увеличилось: продукция легкой промышленности в 1932 г. возросла по сравнению с 1928 г. на 50% и пищевой промышленности — на 58%1240. В целом темпы прироста продукции промышленности, изготовляющей предметы потребления, составили в среднем в год 16,5%, что значительно превышало темпы роста продукции в капиталистических странах даже в годы экономического подъема. Так, среднегодовой прирост производства предметов потребления за 1925—1929 гг. составил в США 1,4%, в Германии — 3,1%1241.
Несмотря на значительное увеличение продукции легкой и пищевой промышленности в годы первой пятилетки все же производство предметов потребления отставало от возросших потребностей трудящихся; имели место ограничения народного потребления.
Советская страна испытывала затруднения и в области снабжения населения продовольствием. Это явилось результатом отставания сельскохозяйственного производства, которое базировалось на мелкотоварном крестьянском хозяйстве. Только с развертыванием социалистического обобществления сельскохозяйственного производства — развитием колхозов и совхозов — начинает возрастать объем заготовок хлеба. Если в 1928 г. государство заготовило 10,8 млн. т зерна, то в 1932 г. — уже 19 млн. т.1242 Таким образом, ¾ всего заготовленного зерна поставлял государству обобществленный сектор сельского хозяйства1243.
Большие трудности испытывались в заготовке продукции животноводства. В результате сокращения поголовья стада производство основных продуктов животноводства с 1928 по 1932 г. резко сократилось: мяса и сала — с 4,9 млн. т (в убойном весе) в 1928 г. до 2,8 млн. т в 1932 г., или на 43%; молока — с 31 млн. до 20,6 млн. т, или примерно на 1/3; яиц — с 10,8 млрд. до 4,4 млрд. шт., или почти в 2,5 раза; шерсти — с 182 тыс. до 69 тыс. т, или более чем в 2,5 раза1244. В связи с этим сократились и заготовки продукции животноводства.
В дальнейшем, начиная с 1931 г., происходит значительное увеличение заготовок продуктов животноводства, которое стало развиваться на основе обобществленного хозяйства.
Постепенно увеличивались заготовки технических культур и масло-семян. Так, заготовки хлопка-сырца в 1931/32 г. составили 1265,2 тыс. т против 690,2 тыс. т в 1927/28 г.1245
Развитие заготовок отдельных видов сельскохозяйственной продукции и колебания их объема в различные годы обусловили изменения в объеме производства товарной продукции соответствующих отраслей промышленности, а также ресурсов продовольственных товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. Если рост заготовок зерна и маслосемян обеспечил увеличение централизованных рыночных фондов муки и крупы в 1932 г. по сравнению с 1928 г. на 38%, растительного масла — на 8% и, кроме того, обеспечил выработку свыше 30 тыс. т маргарина, то резкое падение в 1932 г. заготовок скота, а также сахарной свеклы вызвало значительное уменьшение рыночных фондов мяса и сахара.
Недостаточные централизованные фонды требовали мобилизации дополнительных продовольственных ресурсов. Одним из источников этих ресурсов явилось создание собственной продовольственной базы кооперативными организациями и предприятиями общественного питания. На одного снабжаемого рабочего пригородные хозяйства дали в 1932 г. в среднем 122 кг овощей и 36 кг картофеля. Наряду с огородами в составе пригородных хозяйств быстро развивалось и животноводство, особенно кролиководство. За три года (1930—1932 гг.) поголовье крупного рогатого скота в пригородных хозяйствах потребительской кооперации выросло на 86,4%, свиней — в 3 раза, а кроликов — почти в 13 раз1246. В 1930 г. для снабжения рабочих из кооперативных пригородных хозяйств поступило 6,3 тыс. т мяса и 38 тыс. т молока, а в 1932 г. соответственно — 17,3 тыс. и 165 тыс. т1247. Хотя по сравнению с рыночными фондами количество этих продуктов составляло небольшую величину (по мясу примерно 5%), но в важнейших промышленных центрах и на крупных предприятиях, где концентрировались подсобные хозяйства потребительской кооперации, они служили серьезным подспорьем в рабочем снабжении.
Таким образом, в результате ряда мероприятий, проведенных государством в области развития промышленного и сельскохозяйственного производства, расширения заготовок сельскохозяйственных продуктов, изыскания дополнительных товарных ресурсов, постепенно расширялась материальная база товарооборта в стране, создавались условия для смягчения товарного дефицита и лучшего удовлетворения растущего спроса трудящихся.
Вместе с тем принимались меры к увеличению рыночных фондов в общей массе товарной продукции и сокращению внерыночных фондов. В первые годы пятилетки удельный вес рыночных фондов группы так называемых планируемых промышленных товаров (хлопчатобумажные и шерстяные ткани, нитки, трикотаж, швейные изделия, кожаная обувь, галоши, папиросы, махорка, мыло хозяйственное и туалетное, керосин) во всей массе товарной продукции этой группы снизился. Так, в 1930 г. вся товарная продукция планируемых промтоваров увеличилась против 1928 г. на 40%, а рыночный фонд возрос за это время лишь на 26%1248. Благодаря мерам, принятым партией и правительством в 1932 г., наряду с дальнейшим расширением производства был резко уменьшен размер внерыночных фондов, сокращен круг организаций, получавших товары в порядке внерыночного снабжения. Был установлен порядок первоочередного и преимущественного выполнения планов отгрузки промышленностью товаров рыночного фонда по сравнению с внерыночными назначениями.
Сентябрьский Пленум ЦК партии в 1932 г. отметил особое значение усиленного развертывания производства всей промышленностью предметов широкого потребления, решительного ограничения ведомственных потребителей в пользу широкого рынка и развертывания товарооборота1249. В 1932 г. внерыночные фонды планируемых промтоваров были уменьшены по сравнению с 1931 г. на 16%, высвободившиеся фонды, а также весь прирост товарной продукции были направлены для реализации населению. В результате рыночные фонды этих товаров выросли в 1932 г. на 11%, а их удельный вес во всей товарной продукции достиг 70,3%1250.
Успешное восстановление народного хозяйства, индустриализация страны и увеличение производства товаров социалистическими предприятиями создали условия для развития государственной и кооперативной оптовой торговли и окончательного вытеснения из нее частного капитала.
В 1926/27 г. из всей суммы оптового товарооборота страны на долю государственной торговли приходилось 46,2%, кооперативной — 49,2% (в том числе потребительской кооперации — 27,7%) и частного сектора — лишь 4,6%1251. К этому времени частный капитал подвизался главным образом в сфере оптовой торговли пищевыми продуктами (хлебофуражом, мясом, рыбой, бакалейными товарами и др.), составлявшими во всем оптовом обороте частного сектора 48%, а также текстильными товарами, одеждой, галантереей (21% всего оптового оборота частного сектора) преимущественно кустарного производства1252. Частная оптовая торговля другими товарами занимала незначительный удельный вес. В последующие годы частный капитал был полностью устранен из оптовой торговли1253.
Рост оптового оборота обобществленного сектора происходил как по линии государственной, так и особенно кооперативной торговли. Абсолютные размеры оптового оборота государственной торговли увеличились в 1929/30 г. по сравнению с 1926/27 г. в 2,1 раза, а кооперативный оптовый оборот вырос в 3,2 раза.
В связи с более быстрым ростом кооперативного оптового оборота изменилось соотношение государственной и кооперативной оптовой торговли. Если в 1926/27 г. 48,4% всего оптового оборота обобществленного сектора приходилось на долю государственной торговли и 51,6% на долю кооперативной торговли, то в 1929/30 г. удельный вес кооперации в оптовой торговле достиг 62,2%, а государственных организаций — 37,8%.
Создание в начале нэпа государственных синдикатов и концентрация в их руках сбыта большей части промышленной продукции сыграли важную роль в общем упорядочении рынка, в установлении правильных взаимосвязей промышленности с торгующими системами, в особенности с потребительской кооперацией, являвшейся основной товаропроводящей системой обобществленного сектора. В значительной степени этому способствовало также введение и развитие системы генеральных договоров между промышленностью и потребительской кооперацией. Оптовый оборот синдикатов по сбыту промышленной продукции на внутреннем рынке увеличился за три (1926/27—1928/29) года более чем в 2,5 раза1254.
Такое значительное увеличение оборота синдикатов объяснялось, во-первых, ростом товарной продукции государственной промышленности, во-вторых, усилением синдицирования промышленности, постепенным прекращением самостоятельного сбыта своей продукции трестами и передачей этой продукции для реализации синдикатам. Синдицирование большинства отраслей промышленности было почти полностью завершено к 1928/29 г.
Большое значение в упорядочении товародвижения и более правильной организации оптовой торговли имело развитие системы генеральных договоров между промышленностью и потребительской кооперацией. Продажа по генеральным договорам во всем сбыте продукции соответствующих отраслей промышленности через систему потребительской кооперации составляла в 1926/27 г. 61,7%, а в 1927/28 г. — 76,9%1255. В 1928/29 г. потребительской кооперацией было заключено генеральных договоров с промышленностыо на 3396 млн. руб.1256, т. е. на 70,0% больше, чем в предыдущем году, что еще более повысило роль генеральных договоров во взаимоотношениях кооперации с промышленностью. Развитие практики генеральных договоров позволило теснее связать промышленность с потребительской кооперацией как основной торгующей системой, установить наиболее короткие пути движения товаров, минуя лишние складские звенья.
Наряду с этим синдицирование сбыта промышленной продукции и система генеральных договоров создали возможность перехода к более совершенным формам экономических связей между торговлей и промышленностью на основе предварительных заказов. Февральский Пленум ЦК партии в 1927 г. указал, что кооперация на основе изучения потребительского спроса «должна переходить к системе предварительных заказов на производство требуемых рынком товаров, помогая этим приспособлению промышленности к изменениям на рынке и давая возможность промышленности при составлении производственных программ своевременно учесть все показатели рынка»1257.
Таким образом, предварительные заказы и генеральные договоры между промышленностью и торгующими организациями были призваны укреплять и развивать плановое начало как в сфере материального производства, так и в сфере обращения, обеспечивать планомерную связь социалистического производства с рынком и осуществлять реальное организованное воздействие советской торговли на производство, особенно в отношении ассортимента и качества вырабатываемых товаров. Однако в условиях острого недостатка ряда промышленных товаров в этот период предварительные заказы не получили широкого распространения.
После реорганизации управления промышленностью и ликвидации синдикатов в конце 1929 г. была проведена децентрализация системы договорных отношений торгующих организаций с промышленностью. В генеральные договоры между промышленностью и Центросоюзом включались только такие элементы, которые были действительно необходимы для плановой организации рынка; на основании этих договоров между каждым дольщиком (краевыми и областными потребсоюзами и крупными кооперативами) и соответствующим объединением промышленности заключались годовые и квартальные договоры, предусматривающие помимо количества товаров, цен, условий расчета также детализацию ассортимента и показатели качества товаров. Усилилась транзитная отгрузка товаров с фабрик или центральных баз промышленности непосредственно в низовые звенья кооперативных организаций, главным образом в райпотребсоюзы.
Партия и правительство уделяли большое внимание вопросам упорядочения товародвижения и устранению недостатков в этой области. Эти вопросы нашли свое отражение в решениях XVI съезда партии1258 Декабрьский Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1930 г. указал, что потребительская кооперация должна добиться коренного улучшения состояния сельской сети, восстановить выборные кооперативы в селах, там, где они были ликвидированы. Уже с 1931 г. начали восстанавливать сельпо и райпотребсоюзы взамен райпо. К 1 января 1932 г. было организовано 40 073 сельпо и 2 355 райпотребсоюзов. В целях лучшего обслуживания потребителя, ускорения товарооборота и специализации руководства торговлей были созданы при Центросоюзе оптовые, отраслевые объединения, действующие на основе хозрасчета по основным группам товаров (готовое платье, обувные товары, текстиль, галантерея и трикотаж, культтовары и др.); на местах создавались межрайонные и областные оптовые базы потребительской кооперации1259.
С развитием государственной розничной торговли была создана широкая сеть межрайонных баз и отделений также в системе Наркомснаба для обслуживания местных торгов.
После создания на базе ВСНХ в январе 1932 г. отраслевых народных комиссариатов промышленности потребовалась дальнейшая перестройка оптовой торговли в стране. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 23 марта 1932 г. было предложено народным комиссариатам снабжения, легкой, лесной и тяжелой промышленности открыть в краях и областях специализированные сбытовые базы и организовать сбытовые органы в соответствующих отраслевых объединениях. К 1 января 1933 г. было открыто объединениями пищевой промышленности 328 баз, легкой промышленности — 313 баз, тяжелой промышленности (по сбыту резиновых и электротехнических изделий) — 50 баз, лесной промышленности — 33 базы; кроме того, было открыто 177 реализационных баз Заготзерна1260.
В целях дальнейшего развития советской торговли и устранения имевшихся недостатков в работе оптовых звеньев сентябрьский Пленум ЦК партии в 1932 г. потребовал от торгующих организаций и промышленности восстановления системы предварительных заказов; предварительные заказы организаций государственной торговли и кооперации должны были охватывать «не менее 50% рыночной продукции по важнейшим товарам широкого потребления (ткань, обувь, платье и пр.)»1261.
Таким образом, торговые организации получили возможность на основе тщательного изучения потребительского спроса предъявлять требования к промышленности на поставку определенных товаров, необходимых населению.