3. Привлечение иностранных концессий и технической консультации фирм
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
Отражая противодействие оппортунистов и маловеров, ВКП(б) проводила ленинский курс на привлечение иностранных специалистов и предпринимателей-концессионеров. Намечая размеры и объекты сотрудничества с иностранными фирмами, ЦК партии и СНК СССР умели видеть и использовали в интересах развития производительных сил страны связь между различными формами этого сотрудничества, вскрывали и устраняли недостатки в его организации.
Концессионная политика Советского государства в первой пятилетке подчинялась целям построения фундамента социалистической экономики, она соответствовала задачам укрепления экономической самостоятельности СССР и нормализации отношений с капиталистическими фирмами. Советское государство рассматривало привлечение иностранного капитала в форме концессий как вспомогательное средство для ускорения восстановления хозяйства и развития производительных сил, использования зарубежной техники и организации производства. Однако уже в начале пятилетки концессии оказались малоэффективными и бесперспективными. Значительное большинство концессионных предложений оказалось неприемлемыми или недостаточно выгодными для СССР. Об этом говорят следующие данные. За период 1921/22 г. — октябрь 1929 г. поступило 2670 предложений (вместе с предложениями о технической консультации), из которых в 1928/29 г. — 207. Однако на территории СССР в 1927 г. действовали 73, 1928 г. — 68 и в 1929 г. — 59 концессий, среди которых 13 были смешанными. Кроме них, к операциям в СССР были допущены 6 акционерных обществ и 27 иностранных фирм. С 1928 г. число концессий сокращается.
По состоянию на 1 октября 1928 г. вложения иностранного капитала в концессионные предприятия исчислялись 57,7 млн. руб. В них было занято около 20 тыс. человек, среди которых 10% иностранцев; доходы государства от них составили 10,1 млн. руб.853 Доля продукции концессий в общей продукции промышленности СССР равнялась 0,6%854. Лишь отдельные концессии принесли ощутимую пользу советскому народному хозяйству, среди них — шведские «СКФ» (производство подшипников) и АСЕА (строительство электромеханического завода в Ярославле), английская горная корпорация «Тетюхе», концессия «Гриннер и К°», смешанное русско-американское акционерное общество «Рагаз» (газовая сварка) и некоторые другие.
В отношении иностранного капитала ЦК партии и СНК СССР проводили ленинскую политику: не допуская кабальных сделок, которые могли бы подорвать основы экономической самостоятельности нашей страны, приглашать действительно необходимых и солидных концессионеров. При этом неукоснительно соблюдался принцип учета экономических и политических интересов государства.
Несмотря на очевидные выгоды и надежность концессионного дела (немалые прибыли, отсутствие экономического кризиса), что признавали сами капиталисты, крупный капитал уклонялся от деятельности на территории СССР. Концессии не получили широкого развития.
Наблюдались факты нарушений концессионерами советского законодательства, условий договоров. Коммунистические и профсоюзные организации концессионных предприятий вели борьбу по защите экономических, культурных и бытовых интересов рабочих коллективов, по руководству стачечной борьбой в них и т. д. Центральные и местные органы внимательно изучали хозяйственные и политические итоги деятельности концессий, вскрывали нарушения принципов советской концессионной политики.
В годы первой пятилетки происходит процесс постепенной ликвидации концессий. Комиссия ЦК ВКП(б) после изучения состояния концессий в начале 1930 г. рекомендовала, чтобы расторжение концессионных договоров проводилось в порядке обоюдного согласия сторон, без ненужных конфликтов с иностранными державами. Советское правительство досрочно выкупило многие концессионные предприятия у иностранцев. За 1930—1932 гг. были ликвидированы 36 концессий; в конце первой пятилетки в стране их осталось 24855.
Многие концессии не выдерживали конкуренции с новыми крупными, технически оснащенными государственными предприятиями. Концессионеры же почти не внедряли новую технику, технологию, передовой производственный опыт, не хотели вкладывать новые капиталовложения. Например, из общей суммы капиталовложений концессионеров за 1928/29 гг. в 37 млн. руб. лишь 6,3 млн. руб. были ввезены из-за границы856.
В строительстве материально-технической базы реконструкции народного хозяйства партия и правительство использовали техническую помощь зарубежных стран. Ленинская идея использования достижений мировой науки и техники развивалась по мере расширения экономических связей с капиталистическими странами и увеличения валютных возможностей у Советского государства. Рассматривая состояние и перспективы развития различных отраслей промышленности, ЦК партии и Советское правительство зачастую обязывали партийные и хозяйственные органы привлекать зарубежную техническую консультацию, приглашать квалифицированных специалистов капиталистических фирм, посылать советских инженеров и хозяйственников за границу.
На 1 октября 1929 г. правительство утвердило 70 соглашений об иностранной технической помощи и консультации, из которых 24 приходились на металлургическую и металлообрабатывающую промышленность, 55 договоров были заключены Советским Союзом с фирмами США и Германии857. Особое значение имели договоры с «Дженерал электрик компани» (с кредитом на 5 лет для закупки оборудования для Днепростроя) и Фордом о консультации и поставках оборудования для автозавода, строившегося в Нижнем Новгороде.
Наибольших масштабов иностранная техпомощь достигла в конце 1930 — начале 1931 г. В начале третьего года пятилетки промышленность СССР имела 124 соглашения с иностранными фирмами стоимостью в 83 млн. руб. (валютные расходы). Большинство из них (около 70%) было заключено в первой половине пятилетки. Кроме того, элементы технической консультации содержали многие договоры на импортные поставки оборудования (монтаж, содействие в пуске машин, документы, инструктаж)858.
Иностранные специалисты работали в те годы на многих предприятиях. Для руководства делом привлечения и использования зарубежных технических сил при Строительном Комитете ВСНХ СССР в мае 1929 г. было создано Центральное бюро иностранной консультации. Иногда иностранные фирмы присылали в качестве консультантов на советские заводы специалистов, не имевших достаточных теоретических знаний и практического опыта. Так было на Урале, в Подмосковном угольном бассейне. Нередко советским специалистам приходилось преодолевать сопротивление иностранных технических консультантов, догматически пытавшихся перенести иностранный опыт в СССР и боявшихся новых экспериментов. Так было при решении ряда принципиальных технологических проблем при сооружении Магнитогорского и Кузнецкого металлургических, Харьковского турбогенераторного завода859.
Советское правительство хорошо оплачивало технические услуги фирм: они получали от 2 до 8% от общей стоимости строившегося объекта или определенные суммы денег. На 1929/30 г. на финансирование иностранной техпомощи было запланировано 40 млн. руб.860 Иностранным специалистам обеспечивались хорошие материальные условия жизни.
Иностранные технические консультации и участие зарубежных специалистов в решении некоторых производственно-технических проблем советской индустрии сыграли в целом положительную роль. Но многие фирмы и специалисты оказались несостоятельными в реализации заключенных договоров. Беспомощными проявили себя американские фирмы Брандта (содействие в реконструкции Московского автозавода) и Мак-Ки (проектирование и строительство Магнитогорского металлургического комбината) и т. д.861 Специалисты английской фирмы «Метрополитен Виккерс» участвовали во вредительстве на ряде электростанций СССР, за что были привлечены к судебной ответственности. О деятельности некоторых иностранных консультантов критически отзывались такие авторитетные специалисты, как И. П. Бардин, В. С. Емельянов862. При проектировке заводов в СССР иностранные специалисты нередко пытались снижать проектную их мощность на 20% по сравнению с аналогичными предприятиями за рубежом. Эта «скидка» делалась на «некультурность русских рабочих»863. Правда, бывало, проработав вместе с советскими людьми некоторое время, зарубежные специалисты часто меняли свое мнение и давали высокую оценку их работе.
В конце 1930 г. и в течение 1931 г. по указанию ЦК ВКП(б) была проведена работа по изучению эффективности и упорядочению организации иностранной техпомощи. Проанализировав состояние и перспективы развития иностранной техпомощи, ЦК ВКП(б) 5 мая, а СТО 12 мая 1931 г. приняли постановления о пересмотре договоров по технической помощи. В них отмечалось неудовлетворительное использование зарубежного опыта, неоправданное расходование валюты, что привело к чрезмерному обогащению фирм. Было решено в месячный срок пересмотреть всю систему и организацию технического сотрудничества с заграничными фирмами. В целях более эффективного выявления и использования достижений мировой техники ВСНХ и наркоматам рекомендовалось привлекать советские научно-исследовательские институты и заводские лаборатории. Каждый новый договор об иностранной техпомощи подлежал утверждению СТО. Проведенная в августе 1931 г. проверка выполнения этих директив показала, что к этому времени были приняты меры к расторжению невыгодных и дублирующих соглашений; в ВСНХ и хозобъединениях выделены лица, персонально отвечавшие за правильное использование иностранной техконсультации. ЦК ВКП(б) требовал устранить ненормальности и нарушения в этом деле. В течение 1931 г. — март 1933 г. были расторгнуты 78 договоров864. При досрочном расторжении соглашений иностранные фирмы и специалисты получали соответствующие компенсации.
На 1933 г. действовали 46 договоров. По мере развития отечественной техники и науки потребности в иностранной техконсультации сокращались. Однако при необходимости заключались новые договоры, которые по своим задачам и условиям значительно отличались от договоров начала первой пятилетки.
Во второй половине пятилетки улучшилась организация заграничных командировок с целью изучения техники и технологии передовых капиталистических предприятий. Ряд советских инженеров изучали технологию производства и прошли полезную практику на заводах Германии и США. Вместе с тем было немало случаев, когда руководители фирм уклонялись от показа советским специалистам новой техники, технологии и организации производства.
Проведенная в феврале и декабре 1932 г. проверка организации и эффективности заграничных командировок показала полезность использования иностранного опыта в постановке производства качественных сталей, алюминия, подшипников, в усовершенствовании методов добычи полезных ископаемых. Выявились и недостатки и трудности в этом деле. Из-за усилившейся тенденции к засекречиванию техники и технологии производства со стороны капиталистических фирм, отсутствия необходимых валютных средств и недостаточной отдачи заграничных командировок уже в конце пятилетки приходилось отказываться от посылки советских инженеров и квалифицированных рабочих за границу для изучения производственно-технического опыта фирм.
Таким образом, использование иностранной технической помощи осуществлялось в рамках общей внешнеэкономической политики СССР. При этом действовал принцип, как и во внешней торговле, — всемерно содействовать укреплению экономической и технической мощи Союза ССР с одновременным высвобождением его от иностранной зависимости. За редким исключением советские инженеры, конструкторы и архитекторы могли бы самостоятельно решать многие проблемы, в которых принимали участие иностранцы. Однако с помощью последних удалось осуществить их в более короткие сроки, несколько ускорить темпы создания собственной индустриально-технической базы. Кроме того, международное сотрудничество в области техники обогащало знаниями и опытом наши кадры, способствовало упрочению импортных операций, развивало интернациональные связи советских инженерно-технических работников и рабочих.
Сокращение размеров иностранной техпомощи в конце пятилетки было вызвано тем, что в капиталистических странах продолжались антисоветские кампании. По мере уменьшения последствий экономического кризиса и укрепления положения монополий участились случаи нарушения договоров о техпомощи со стороны иностранных фирм и предприятий. Но самое важное — в годы первой пятилетки СССР добился выдающихся успехов в подготовке собственных инженерно-технических кадров, был совершен поворот в деятельности научно-исследовательских институтов и учреждений к нуждам социалистического производства.
Все сказанное дает основание сделать вывод о том, что привлечение иностранной технической помощи сыграло в общем положительную роль в развитии советской промышленности. Но ее не следует переоценивать. Непреложная истина состоит в том, что главная и решающая роль в создании материально-технической базы, в техническом прогрессе промышленности и всего народного хозяйства и в тот исторический период принадлежала творческим усилиям советского народа, его инженерам, ученым, рабочим.
Политика и государственная монополия на внешнеэкономические связи, конкретное руководство ЦК ВКП(б) и СНК СССР обеспечили плановое сочетание и мобилизацию отечественных и зарубежных технических сил в интересах ускоренного строительства материально-технической базы социализма и завоевания экономической независимости нашей страны. В новых условиях, при наличии мощных научно-технических сил СССР приступал к решению сложных задач по завершению технической реконструкции народного хозяйства и обеспечению полной экономической независимости от капиталистических стран.
Отражая противодействие оппортунистов и маловеров, ВКП(б) проводила ленинский курс на привлечение иностранных специалистов и предпринимателей-концессионеров. Намечая размеры и объекты сотрудничества с иностранными фирмами, ЦК партии и СНК СССР умели видеть и использовали в интересах развития производительных сил страны связь между различными формами этого сотрудничества, вскрывали и устраняли недостатки в его организации.
Концессионная политика Советского государства в первой пятилетке подчинялась целям построения фундамента социалистической экономики, она соответствовала задачам укрепления экономической самостоятельности СССР и нормализации отношений с капиталистическими фирмами. Советское государство рассматривало привлечение иностранного капитала в форме концессий как вспомогательное средство для ускорения восстановления хозяйства и развития производительных сил, использования зарубежной техники и организации производства. Однако уже в начале пятилетки концессии оказались малоэффективными и бесперспективными. Значительное большинство концессионных предложений оказалось неприемлемыми или недостаточно выгодными для СССР. Об этом говорят следующие данные. За период 1921/22 г. — октябрь 1929 г. поступило 2670 предложений (вместе с предложениями о технической консультации), из которых в 1928/29 г. — 207. Однако на территории СССР в 1927 г. действовали 73, 1928 г. — 68 и в 1929 г. — 59 концессий, среди которых 13 были смешанными. Кроме них, к операциям в СССР были допущены 6 акционерных обществ и 27 иностранных фирм. С 1928 г. число концессий сокращается.
По состоянию на 1 октября 1928 г. вложения иностранного капитала в концессионные предприятия исчислялись 57,7 млн. руб. В них было занято около 20 тыс. человек, среди которых 10% иностранцев; доходы государства от них составили 10,1 млн. руб.853 Доля продукции концессий в общей продукции промышленности СССР равнялась 0,6%854. Лишь отдельные концессии принесли ощутимую пользу советскому народному хозяйству, среди них — шведские «СКФ» (производство подшипников) и АСЕА (строительство электромеханического завода в Ярославле), английская горная корпорация «Тетюхе», концессия «Гриннер и К°», смешанное русско-американское акционерное общество «Рагаз» (газовая сварка) и некоторые другие.
В отношении иностранного капитала ЦК партии и СНК СССР проводили ленинскую политику: не допуская кабальных сделок, которые могли бы подорвать основы экономической самостоятельности нашей страны, приглашать действительно необходимых и солидных концессионеров. При этом неукоснительно соблюдался принцип учета экономических и политических интересов государства.
Несмотря на очевидные выгоды и надежность концессионного дела (немалые прибыли, отсутствие экономического кризиса), что признавали сами капиталисты, крупный капитал уклонялся от деятельности на территории СССР. Концессии не получили широкого развития.
Наблюдались факты нарушений концессионерами советского законодательства, условий договоров. Коммунистические и профсоюзные организации концессионных предприятий вели борьбу по защите экономических, культурных и бытовых интересов рабочих коллективов, по руководству стачечной борьбой в них и т. д. Центральные и местные органы внимательно изучали хозяйственные и политические итоги деятельности концессий, вскрывали нарушения принципов советской концессионной политики.
В годы первой пятилетки происходит процесс постепенной ликвидации концессий. Комиссия ЦК ВКП(б) после изучения состояния концессий в начале 1930 г. рекомендовала, чтобы расторжение концессионных договоров проводилось в порядке обоюдного согласия сторон, без ненужных конфликтов с иностранными державами. Советское правительство досрочно выкупило многие концессионные предприятия у иностранцев. За 1930—1932 гг. были ликвидированы 36 концессий; в конце первой пятилетки в стране их осталось 24855.
Многие концессии не выдерживали конкуренции с новыми крупными, технически оснащенными государственными предприятиями. Концессионеры же почти не внедряли новую технику, технологию, передовой производственный опыт, не хотели вкладывать новые капиталовложения. Например, из общей суммы капиталовложений концессионеров за 1928/29 гг. в 37 млн. руб. лишь 6,3 млн. руб. были ввезены из-за границы856.
В строительстве материально-технической базы реконструкции народного хозяйства партия и правительство использовали техническую помощь зарубежных стран. Ленинская идея использования достижений мировой науки и техники развивалась по мере расширения экономических связей с капиталистическими странами и увеличения валютных возможностей у Советского государства. Рассматривая состояние и перспективы развития различных отраслей промышленности, ЦК партии и Советское правительство зачастую обязывали партийные и хозяйственные органы привлекать зарубежную техническую консультацию, приглашать квалифицированных специалистов капиталистических фирм, посылать советских инженеров и хозяйственников за границу.
На 1 октября 1929 г. правительство утвердило 70 соглашений об иностранной технической помощи и консультации, из которых 24 приходились на металлургическую и металлообрабатывающую промышленность, 55 договоров были заключены Советским Союзом с фирмами США и Германии857. Особое значение имели договоры с «Дженерал электрик компани» (с кредитом на 5 лет для закупки оборудования для Днепростроя) и Фордом о консультации и поставках оборудования для автозавода, строившегося в Нижнем Новгороде.
Наибольших масштабов иностранная техпомощь достигла в конце 1930 — начале 1931 г. В начале третьего года пятилетки промышленность СССР имела 124 соглашения с иностранными фирмами стоимостью в 83 млн. руб. (валютные расходы). Большинство из них (около 70%) было заключено в первой половине пятилетки. Кроме того, элементы технической консультации содержали многие договоры на импортные поставки оборудования (монтаж, содействие в пуске машин, документы, инструктаж)858.
Иностранные специалисты работали в те годы на многих предприятиях. Для руководства делом привлечения и использования зарубежных технических сил при Строительном Комитете ВСНХ СССР в мае 1929 г. было создано Центральное бюро иностранной консультации. Иногда иностранные фирмы присылали в качестве консультантов на советские заводы специалистов, не имевших достаточных теоретических знаний и практического опыта. Так было на Урале, в Подмосковном угольном бассейне. Нередко советским специалистам приходилось преодолевать сопротивление иностранных технических консультантов, догматически пытавшихся перенести иностранный опыт в СССР и боявшихся новых экспериментов. Так было при решении ряда принципиальных технологических проблем при сооружении Магнитогорского и Кузнецкого металлургических, Харьковского турбогенераторного завода859.
Советское правительство хорошо оплачивало технические услуги фирм: они получали от 2 до 8% от общей стоимости строившегося объекта или определенные суммы денег. На 1929/30 г. на финансирование иностранной техпомощи было запланировано 40 млн. руб.860 Иностранным специалистам обеспечивались хорошие материальные условия жизни.
Иностранные технические консультации и участие зарубежных специалистов в решении некоторых производственно-технических проблем советской индустрии сыграли в целом положительную роль. Но многие фирмы и специалисты оказались несостоятельными в реализации заключенных договоров. Беспомощными проявили себя американские фирмы Брандта (содействие в реконструкции Московского автозавода) и Мак-Ки (проектирование и строительство Магнитогорского металлургического комбината) и т. д.861 Специалисты английской фирмы «Метрополитен Виккерс» участвовали во вредительстве на ряде электростанций СССР, за что были привлечены к судебной ответственности. О деятельности некоторых иностранных консультантов критически отзывались такие авторитетные специалисты, как И. П. Бардин, В. С. Емельянов862. При проектировке заводов в СССР иностранные специалисты нередко пытались снижать проектную их мощность на 20% по сравнению с аналогичными предприятиями за рубежом. Эта «скидка» делалась на «некультурность русских рабочих»863. Правда, бывало, проработав вместе с советскими людьми некоторое время, зарубежные специалисты часто меняли свое мнение и давали высокую оценку их работе.
В конце 1930 г. и в течение 1931 г. по указанию ЦК ВКП(б) была проведена работа по изучению эффективности и упорядочению организации иностранной техпомощи. Проанализировав состояние и перспективы развития иностранной техпомощи, ЦК ВКП(б) 5 мая, а СТО 12 мая 1931 г. приняли постановления о пересмотре договоров по технической помощи. В них отмечалось неудовлетворительное использование зарубежного опыта, неоправданное расходование валюты, что привело к чрезмерному обогащению фирм. Было решено в месячный срок пересмотреть всю систему и организацию технического сотрудничества с заграничными фирмами. В целях более эффективного выявления и использования достижений мировой техники ВСНХ и наркоматам рекомендовалось привлекать советские научно-исследовательские институты и заводские лаборатории. Каждый новый договор об иностранной техпомощи подлежал утверждению СТО. Проведенная в августе 1931 г. проверка выполнения этих директив показала, что к этому времени были приняты меры к расторжению невыгодных и дублирующих соглашений; в ВСНХ и хозобъединениях выделены лица, персонально отвечавшие за правильное использование иностранной техконсультации. ЦК ВКП(б) требовал устранить ненормальности и нарушения в этом деле. В течение 1931 г. — март 1933 г. были расторгнуты 78 договоров864. При досрочном расторжении соглашений иностранные фирмы и специалисты получали соответствующие компенсации.
На 1933 г. действовали 46 договоров. По мере развития отечественной техники и науки потребности в иностранной техконсультации сокращались. Однако при необходимости заключались новые договоры, которые по своим задачам и условиям значительно отличались от договоров начала первой пятилетки.
Во второй половине пятилетки улучшилась организация заграничных командировок с целью изучения техники и технологии передовых капиталистических предприятий. Ряд советских инженеров изучали технологию производства и прошли полезную практику на заводах Германии и США. Вместе с тем было немало случаев, когда руководители фирм уклонялись от показа советским специалистам новой техники, технологии и организации производства.
Проведенная в феврале и декабре 1932 г. проверка организации и эффективности заграничных командировок показала полезность использования иностранного опыта в постановке производства качественных сталей, алюминия, подшипников, в усовершенствовании методов добычи полезных ископаемых. Выявились и недостатки и трудности в этом деле. Из-за усилившейся тенденции к засекречиванию техники и технологии производства со стороны капиталистических фирм, отсутствия необходимых валютных средств и недостаточной отдачи заграничных командировок уже в конце пятилетки приходилось отказываться от посылки советских инженеров и квалифицированных рабочих за границу для изучения производственно-технического опыта фирм.
Таким образом, использование иностранной технической помощи осуществлялось в рамках общей внешнеэкономической политики СССР. При этом действовал принцип, как и во внешней торговле, — всемерно содействовать укреплению экономической и технической мощи Союза ССР с одновременным высвобождением его от иностранной зависимости. За редким исключением советские инженеры, конструкторы и архитекторы могли бы самостоятельно решать многие проблемы, в которых принимали участие иностранцы. Однако с помощью последних удалось осуществить их в более короткие сроки, несколько ускорить темпы создания собственной индустриально-технической базы. Кроме того, международное сотрудничество в области техники обогащало знаниями и опытом наши кадры, способствовало упрочению импортных операций, развивало интернациональные связи советских инженерно-технических работников и рабочих.
Сокращение размеров иностранной техпомощи в конце пятилетки было вызвано тем, что в капиталистических странах продолжались антисоветские кампании. По мере уменьшения последствий экономического кризиса и укрепления положения монополий участились случаи нарушения договоров о техпомощи со стороны иностранных фирм и предприятий. Но самое важное — в годы первой пятилетки СССР добился выдающихся успехов в подготовке собственных инженерно-технических кадров, был совершен поворот в деятельности научно-исследовательских институтов и учреждений к нуждам социалистического производства.
Все сказанное дает основание сделать вывод о том, что привлечение иностранной технической помощи сыграло в общем положительную роль в развитии советской промышленности. Но ее не следует переоценивать. Непреложная истина состоит в том, что главная и решающая роль в создании материально-технической базы, в техническом прогрессе промышленности и всего народного хозяйства и в тот исторический период принадлежала творческим усилиям советского народа, его инженерам, ученым, рабочим.
Политика и государственная монополия на внешнеэкономические связи, конкретное руководство ЦК ВКП(б) и СНК СССР обеспечили плановое сочетание и мобилизацию отечественных и зарубежных технических сил в интересах ускоренного строительства материально-технической базы социализма и завоевания экономической независимости нашей страны. В новых условиях, при наличии мощных научно-технических сил СССР приступал к решению сложных задач по завершению технической реконструкции народного хозяйства и обеспечению полной экономической независимости от капиталистических стран.