6.1. Бухгалтерские учетные регистры

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

Первичные документы поступают в бухгалтерию фирмы, про­веряются арифметические подсчеты, законность и целесообраз­ность оформленных хозяйственных операций. После регистра­ции и экономической группировки их вводят в систему синтети­ческих и аналитических счетов бухгалтерского учета. Сведения об остатках имущества, средств и источниках их формирования, данные о хозяйственных операциях из первичных документов и сводных ведомостях записываются в учетные регистры.

Учетные регистры представляют счетные таблицы опреде­ленной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках их образова­ния. Они служат для отраженна хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры делятся на хро­нологические и систематические. В хронологических регистрах дается информация о хозяйственных операциях, записывается в последовательности их совершения. В систематических учет­ных регистрах хозяйственные операции группируются по уста­новленным признакам. Учетные регистры ведутся в форме книг, журналов ведомостей, карточек, машинограмм, отдельных лис­тов. Синтетический учет осуществляется в синтетических реги­страх, а аналитический учет - в аналитических регистрах. За­писи в регистрах производятся вручную с использованием средств вычислительной техники. Записи по синтетическим счетам ведут в журналах-ордерах и Главной книге или заменя­ющих их машинограммах-ведомостях, а по аналитическим сче­там каждая карточка регистрируется в реестре карточек. (При­ложения 1, 2).

Правила исправления ошибок. Учетные регистры и пер­вичные документы ведут аккуратно, без помарок и подчисток. Обнаруженные ошибки, в зависимости от их характера, исправ­ляются 3 способами:

корректурный,

дополнительной записи,

3) сторнировочной записи или «красное сторно» — имеются в виду обратные записи на уничтожение неправильной записи.

Корректурный способ - это зачеркивание тонкой чертой не­правильных сумм и текста и надписи правильных сумм и тек­ста с оговоркой о сделанном исправлении: вместо 100 тыс. отра­жено 120 тыс., следует зачеркнуть 120 тыс. и написать сверху 100 тыс. руб., а сбоку указать «зачеркнуто 120 тыс. руб. и сверху написано 100 тыс. руб. Исправленному верить» и подпись. На денежных документах-чеках, кассовых приходных и расходных ордерах никаких исправлений и помарок не допускается.

Дополнительные записи производятся в тех случаях, когда сумма хозяйственной операции указана меньше, ошибочно за­ниженной, за полученные товары с расчетного счета перечисле­ны 12 тыс. руб., но сумма ее занижена до 10 тыс. руб. Была сделана бухгалтерская запись: Д-т сч. «Расчеты с поставщика­ми и подрядчиками» за товары, К-т сч. Расчетный счет» — 10 тыс. руб. Но следует перечислить 12 тыс. руб., то на недоста­ющую сумму 2 тыс. руб. необходимо составить дополнительную проводку Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за товары, К-т сч. «Расчетный счет» — 2 тыс. руб.

Дополнительные проводки делаются в текущем или следую­щем месяце. Так исправляются ошибки, если в учетном регист­ре отдельной строкой не записаны данные первичного учета или при отражении в учетном регистре ошибочно занижена сумма хозяйственной операции.

Сторнировочная запись предлагает корреспонденцию по сче­там, но отрицательными (красными) числами. Сторнирования могут иметь место при неправильной корреспонденции счетов или при записи преувеличенной суммы, если в последнем слу­чае уже нельзя применить корректурный способ. Способ «крас­ное сторно» заключается в том, что первоначальная ошибочная запись повторяется в тех же счетах, но красными чернилами, в той же сумме. При суммировании результатов операций запи­си, сделанной красными чернилами, вычитываются и первона­чальная запись исключается из счетов бухгалтерского учета. После этого делается правильная запись учитываемых хозяй­ственных операций.

В отчетности фирмы за текущий год при инвентаризации допущены искажения отчетных данных, то исправления этих ошибочных данных производятся в отчетах за тот период — месяц, квартал, год, в котором были допущены ошибки, а так­же в нарастающих итоговых данных за квартал, с начала года во всех последующих отчетах.

Понятие о формах бухгалтерского учета. Строение учет­ных регистров определяется формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета — совокупность учетных регис­тров для отражения хозяйственных операций в последователь­ности и группировке приемами записей. Формы бухгалтерского учета — это простейшие бухгалтерские книги, мемориально-ор­дерная форма, современные рациональные построенные авто­матизированные системы. В Российской Федерации широко применяются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таб-лично-перфокарточная и автоматизированная формы бухгалтер­ского учета. А на малых предприятиях распространилась упро­щенная форма бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма учета. Порядок сочетания учетных регистров, их внешний вид, последовательность запи­сей в них, использование счетной техники, построение докумен­тов и схема документооборота характеризуют форму бухгалтерс­кого учета. Мемориально-ордерная форма на основе первичных документов или итогов накопительных ведомостей хозяйствен­ных операций, оформленных документов составляют мемориаль­ные ордера (порядки), где указываются номер, дата, содержание записи, коды (цифры) дебетуемых и кредитуемых счетов бухгал­терского учета, сумму операции. Мемориальные ордера фикси­руют в регистрационном журнале, где в календарной последова­тельности записывают по каждому месяцу отдельно, номер орде­ра, его дату и итоговую сумму. По окончании месяца подсчиты-вается итог регистрационного журнала, который является конт­рольным. Его итог совпадает с итогом оборота по дебету и креди­ту в оборотной ведомости по синтетическому учету.

Данные мемориальных ордеров разносят по счетам синтети­ческого учета в Главной книге. Каждый счет предусматривает отдельные листы, где указывается начальное сальдо по счету, обороты по дебету с разбивкой по корреспондентскому счету и оборот по кредиту с разделением по корреспондентским дебету­емым счетам. Форма Главной книги следующая:

На основании Главной книги составляется оборотная ведо­мость по синтетическим счетам, которые используются в конт­рольных целях для получения обобщенной информации об иму­ществе, капитале, обязательствах, их изменениях. Аналитичес­кий учет обособляется от синтетического и ведется на карточ­ках, в книгах и ведомостях.

Форма мемориального ордера:

Мемориальный ордер № 13

Запись 18 июля 1999 г.

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Сумма - 19 тыс. руб.

Подпись бухгалтера Н. Бондарев

Мемориально-ордерная форма учета отличается простотой, но имеет существенные недостатки.

При ее ведении приходится составлять большое количество мемориальных ордеров, неоднократно записываются одни и те же данные в различных регистрах. Раздельное ведение синте­тических и аналитических учетных регистров приводит к от­ставанию аналитического учета от синтетического.

В процессе совершенствования мемориальных ордеров и ре­гистрационного журнала, регистры, основанные на группиров­ках и накопительных ведомостях, заменили книги свободными листами, создали журнально-ордерную, более прогрессивную

форму.

Схема мемориально-ордерной формы учета

Первичные документы

Кассовая книга

Группировочные накопительные ведомости

Регистрационный журнал

Мемориальные ордера

Картотека аналитических счетов

Главная книга

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Баланс

Оборотная ведомость по аналитическим счетам

Бухгалтерская финансовая отчетность

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Переход на план счетов бухгалтерского учета 2002 г. потре­бовал существенных изменений содержания и структуры жур­налов-ордеров и ведомостей.

Рекомендуемая журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, ориентированная на План счетов бухгалтерского учета, базируется на следующих основных принципах.

В соответствии с Методическими рекомендациями по при­менению журнально-ордерной формы учета, рассматриваемая журнально-ордерная форма бухгалтерского учета носит реко­мендательный характер. Предприятия самостоятельно адапти­руют ее к конкретным хозяйственным условиям и учетной по­литике.

Данная форма учета рекомендуется для организации уче­та финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме бан­ков и бюджетных организаций) независимо от их подчиненнос­ти, форм собственности и организационно-правовой формы.

Рассматриваемая журнально-ордерная форма бухгалтерс­кого учета может применяться на предприятиях, имеющих раз­ные размеры и объемы хозяйственной деятельности, ведущих учет вручную или с использованием вычислительных машин.

В соответствии с принятой на отчетный год учетной полити­кой и конкретной спецификой предприятие разрабатывает ра­бочий план счетов на основе предложенного типового Плана счетов: выбирает счета первого порядка для отражения в бух­галтерском учете коммерческой и финансово-хозяйственной де­ятельности, а также, исходя из требований управления, конт­роля, рыночной ориентации определяет перечень счетов второ­го и последующих порядков — субсчетов и аналитических сче­тов. Отсюда следует, что отдельные журналы-ордера могут во­обще не применяться или применяться, но в меньшем объеме, т.е. в них могут отражаться кредитовые обороты только по не­которым из рекомендованных счетов.

Вспомогательные ведомости и регистры аналитического уче­та предприятие может применять по своему усмотрению или же разрабатывать самостоятельно исходя из конкретных осо­бенностей.

В зависимости от объема отражаемой в учете информации, что обусловлено размерами предприятия и объемами его хозяй­ственной деятельности, а также целей внутреннего управления и периодичности представления текущей бухгалтерской отчетнос­ти, журналы-ордера могут открываться на месяц или квартал.

4.         В типовых журналах-ордерах предусматривается отраже­-
ние лишь типовых хозяйственных операций. Для фиксирова­-
ния возможных вариантов хозяйственных операций, имеющих
принципиально новый характер, в журналах-ордерах предус­-
мотрены свободные графы.

5. Поскольку План счетов бухгалтерского учета 2000 г. пре­дусматривает вариантность решения ряда учетных вопросов (при­обретения материалов, учета затрат на производство, учета от­грузки и реализации продукции и др.), предлагается использо­вать варианты в содержании соответствующих учетных регист­ров.

Основные регистры журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных пер­вичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспе­чить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориаль­ных ордеров.

Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.

Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяй­ственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности. Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме названных ре­гистров, могут применяться специальные разработочные табли­цы.

В виде исключения по некоторым видам счетов, по которым /имеется значительное количество лицевых счетов, могут быть заведены карточки аналитического учета и на основе их данных в конце месяца составляться оборотные ведомости.

Кроме того, ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета зат­рат на производство по калькулируемым объектам, а также сор­товые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (саль­довые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

Основными регистрами этой формы учета являются журна­лы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому дан­ные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяй­ственных операций: данные первичных документов записыва­ются только по кредиту соответствующих счетов с одновремен­ным отражением оборотов по дебету счетов.

В порядке исключения кассовые операции, операции по рас­четному счету и валютному счету в банке регистрируются в журнале-ордере по кредиту, а в ведомости по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необхо­димо для контроля, а также для того, чтобы не разобщать кас­совые и банковские документы записями в различных журна­лах-ордерах.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца перено­сятся в Главную книгу.

По данным Главной книги составляется сальдовый бухгал­терский баланс. В тех случаях, когда остатки по бухгалтерско­му учету необходимо показать в сальдовом балансе по несколь­ким статьям, запись производится на основании учетных реги­стров.

Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления сальдового бухгалтерского баланса. В ней записываются сальдо на начало месяца (года), обороты по дебету и кредиту счетов и сальдо на конец месяца (года) по каждому синтетическому счету (в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета). В Главной книге данные о текущих оборотах имущества (средств) записываются только по синтетическим счетам. Оборо­ты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету — в корреспонденции с кредитуе­мыми счетами. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется путем подсчета сумм оборотов и сальдо по всем счетам бухгалтерского учета.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также суммы дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

При использовании журнально-ордерной формы учета отпа­дает необходимость в составлении шахматной контрольной ве­домости и шахматного баланса, а также баланса оборотов по счетам.

Применение Главной книги, журналов-ордеров по кредитуе­мым счетам с указанием дебета счетов в порядке бухгалтерской корреспонденции позволяет осуществить экономическую груп­пировку операций и ограничить записи данных об этих опера­циях. Однако следует особо отметить, что при журнально-ор-дерной форме учета записи в соответствующих учетных регист­рах ведутся вручную.

В качестве примера рассмотрим журналы-ордера по учету кассовых операций и операций по расчетному счету.

Учет кассовых операций

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных кассовых ордеров и других документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осу­ществляются в порядке, установленном Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организа­циями.

Согласно этого порядка все предприятия, независимо от форм собственности, обязаны хранить свои денежные средства в бан­ках.

Наличные деньги, полученные из банков могут быть израс­ходованы только на те цели, на которые они получены (заработ­ная плата, командировочные, хозяйственные расходы). Пред­приятия могут иметь в своей кассе остатки наличности, размер которых устанавливается банком по согласованию с руководи­телем предприятия.

Предприятия могут использовать наличные деньги из вы­ручки в пределах норм, которые также устанавливаются бан­ком по согласованию с руководителем предприятия.

Предприятия, имеющие постоянную выручку, могут расхо­довать наличные без ограничения, но лишь на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и ве­щей у населения. Вся денежная наличность сверх установлен­ных лимитов сдается в банк на расчетный счет.

Прием наличности в кассу предприятия производится по приходному кассовому ордеру. Выдача денег из кассы произво­дится по расходному кассовому ордеру. Приходные и расход­ные кассовые ордера регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Рас­ходные кассовые ордера, оформленные по расчетно-платежным ведомостям, регистрируются после их подачи. В приходных и расходных кассовых ордерах подчистки и исправления не до­пускаются.

Все поступления и выдача денег учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечата­на печатью предприятия. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. За­писи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, через ко­пирку. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они слу­жат отчетом кассира. Первые экземпляры остаются в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписью кассира и главного бухгалтера.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи им денег по каждому ордеру. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе, передает в качестве отчета 2-й отрывной лист с приходными и расходными кассовыми доку­ментами под расписку в кассовой книге.

С 1 января 1999 года действуют новые унифицированные формы первичных документов по учету кассовых операций, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 г. за № 88.

Контроль правильности ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Бухгалтерский учет кассовых операций ведется по счету 50. Счет активный, сальдо дебетовое. По дебету счета 50 отражает­ся поступление денег в кассу, а по кредиту выплата денег из кассы.

Для учета кассовых операций предназначены журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 к нему. Эти бухгалтерские регистры отра­жают поступление денег в кассу предприятия и их расходова­ние по целевому назначению согласно приложенным первич­ным документам. При этом в журнале-ордере записываются обороты по кредиту счета «касса» в разрезе корреспондирую­щих дебетуемых счетов, а в ведомости — по дебету этого счета в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Записи в журнале-ордере и ведомости производятся итогами за день на основании отчетов кассиров, подтвержденных первичными документами. При незначительном количестве кассовых документов допуска­ются записи операций в учетные регистры один раз за 3—5 дней или даже реже по одному или нескольким счетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются первое и последнее числа, за которые производятся записи (например, 1—3, 1—5 и т.д.)

Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирую­щих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете и приложенных к нему документах согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или первичных документах.

Остаток средств по кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. При этом остаток на конец месяца оп­ределяется путем сложения остатка на начало месяца и итога оборота за месяц по ведомости по дебету счета и журналу-орде­ру N° 1 (по кредиту счета).

Учет операций по расчетному счету в банке

Основная часть расчетов между предприятиями осуществля­ется безналичным путем. Посредником выступает банк. Пред­приятие самостоятельно выбирает банки для своих расчетов и имеет право открыть несколько расчетных счетов. Безналич­ные расчеты регулируются на основании положения Централь­ного Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 08.09.2000 № 120-П.

В банке ведется лицевой счет предприятия, в установленные сроки предприятию дается выписка из расчетного счета, т.е. копия записей по лицевому счету предприятия. К выписке при­лагаются оправдательные документы: платежное поручение, платежное требование, мемориальный ордер.

Расчетный счет может использоваться и при операциях с наличными денежными средствами. В этом случае применяют­ся следующие документы: чек денежный — предъявляется бан­ку для снятия с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличными, чек хранится в чековой книжке, а при по­лучении денег отрывается и оставляется в банке, у предприя­тия остается корешок чековой книжки; объявление на взнос наличными — предъявляется банку при взносе на расчетный счет суммы наличных денежных средств, в подтверждение по­лучения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправ­дательным документом, по зачислении денег банк направляет предприятию вместе с выпиской ордер:

Учет операций по расчетному счету ведется по счету 51. Счет активный, сальдо дебетовое. По дебету счета 51 отражается по­ступление денег на расчетный счет, а по кредиту счета 51 — списание денег со счета.

Для учета операций, отражаемых на счете 51 «Расчетный счет», предназначены журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 к нему. При этом в журнале-ордере записываются кредитовые

обороты по счету, а в ведомости — дебетовые. Записи в журна­ле-ордере и ведомости производятся на основании выписок бан­ка по расчетному счету и приложенных к ним документов.

В журнале-ордере и ведомости записи делаются по коррес­пондирующим счетам итогами по нескольким выпискам банка. Когда записи производятся итогами по нескольким выпискам, в графе «Дата» должны быть указаны первое и последнее числа этих выписок.

Группировка сумм для отражения в журнале-ордере и ведо­мости необходимых итогов осуществляется путем подсчета со­ответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах согласно приведенным в них бухгалтерским раз­меткам. Корреспонденция счетов указывается как в банковс­ких, так и в первичных документах.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ве­домости только на начало и конец месяца. Остаток средств на конец месяца определяется аналогично остатку средств по ведо­мости № 1. В течение месяца для оперативных целей использу­ются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.

Рассмотрим пример заполнения журнала-ордера № 2, ведо­мости № 2, ведомости В-4 и главной книги по счету 51 — расчет­ный счет.

Таблично-перфокарточная форма

Перфораторы и табуляторы применяются с вычислительной техникой. Это форма учета основывается на принципах:

основным носителем первичной исходной информации является первичный документ. Заполненные первичные документы группируются в пачки по признаку однород­ности и по участкам бухгалтерского учета: расходные кассовые ордера в одну пачку, акты по приемке на посту­пившие материальные ценности в другую, наряды на ра­боту — в третью и т.д.;

показатели предварительно кодируются и затем подле­жат вычислительной обработке (например: материал основн. - код 01, склад ГСМ - код 02);

показатели первичных документов, подлежащих вычис­лительной обработке, выделяются на документах жирной чертой;

с помощью вычислительных машин-перфораторов выде­ленные на первичных документах показатели переносят­ся на машинный носитель — перфокарту;

по каждому участку бухгалтерского учета (основные сред­ства, расчетов по оплате труда, готовой продукции) со­здаются носители информации — массивы перфокарт;

по каждому массиву перфокарт составляется контрольная ведомость (табуляграмма), позволяет определить правиль­ность переноса информации с первичных документов на перфокарту;

■ рассортированная информация обрабатывается в вычис­лительных машинах-табуляторах с целью получения учет­ных регистров-табуляграмм, — ведомостей. По итогам табуляграмм-ведомостей получают дебетовые и кредитовые обороты, составляются оборотные ведомости по ана­литическому и синтетическому счетам. После преобразований составляется баланс фирмы.

Схема прохождения обработки информации при этой форме бухгалтерского учета такова: первичный документ — перенесе­ние на машинный носитель — создание массивов перфокарт — сортировка перфокарт по признакам — получение табуляграмм-ведомостей. Дальнейшая обработка таблично-перфокартной фор­мы бухгалтерского учета стала автоматизированная форма, ори­ентированная на использование ЭВМ.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета

Применение ЭВМ позволило усовершенствовать таблично-перфокартную форму бухгалтерского учета, базирующуюся на использовании счетно-перфокарточной техники. Автоматизиро­ванная форма бухгалтерского учета, которая заимствовала прин­ципы таблично-перфокартной формы учета. Применение ЭВМ, периферийных устройств и ориентации фирм на совершенство­вание управления и развитие рыночной экономики внедряется автоматизированная форма бухгалтерского учета, основанная на методологических принципах:

сохранение метода двойной записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов;

организации программной индексно-последовательной вза­имосвязи бухгалтерских счетов благодаря кодам стандар­тов, повторяющихся хозяйственных операций;

разукрупнение объектов учета (не только по объекту в це­лом по конкретному поставщику и покупателю продукции);

обеспечение автоматического ввода ряда данных хозяй­ственных операций в ЭВМ с документов через систему периферийного оборудования (счетчики, датчики);

обработка в ЭВМ исходной информации по разным про­граммам с учетом решения различных задач;

индексация информации по каждому синтетическому и аналитическому счету и использование для формирова­ния показателей оборотных ведомостей и Главной книги;

получение на основе обработки информации сформиро­ванного банка данных на различных уровнях управле­ния с учетом запросно-ответного режима;

■          дифференциация объемов учетной информации по объек­-
там управления и обеспечения ее совместимости и взаи­-
мосвязи с применением системы группировочных пока­-
зателей и признаков;

■          обеспечение условий для автоматического исчисления се­бестоимости продукции по конкретным гидам продукции, выполняемых работ и услуг;

■          обеспечение выдачи информации, необходимой для со­-
ставления всех видов отчетности и оперативного управ­-
ления фирмой;

■          обеспечение органической связи всех видов бухгалтерс­кого, оперативно-технического и статистического учетов. Все перечисленные принципы позволяют иметь эффектив­ную автоматизированную форму бухгалтерского учета с приме­нением ЭВМ, автоматизированных систем.

Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМЕ).

Совершенствованию организации бухгалтерского учета спо­собствуют создаваемые фирмами автоматизированные рабочие места (АРМ).

При решении проблем организации их выделяют несколько этапов:

■          создание учетного аппарата отделами АОН на основе
средств организации и вычислительной техники;

■ создание локальной сети АРМ внутри учетного аппарата (многотерминальные системы);

■          объединение локальных сетей документирования и обра­-
ботки учетной информации и создание безбумажной тех­-
нологии обработки информации.

Процесс создания и обработки документов проходит в виде последовательных фаз на разных участках. Фазы могут состо­ять из одного или нескольких каналов - обработки рабочих мест бухгалтера. Каналы обработки строятся в зависимости от средств оргтехники и вычислительной техники. Системные фун­кции автоматизированного канала обработки информации на основе АРМБ обеспечивают - контролирующий ввод и вывод информации, организации хранения учетной информации на внешних носителях, защиту информации от несанкциониро­ванного доступа, целостность и защиту от физического разру­шения и логическую обработку информации, обмен с другими информационными объектами. Основой АРМБ является мик­ро-ЭВМ различных сетей, периферийное оборудование — дисплей, накопители на магнитных дисках, лентах, устройство печати.

Основные функции АРМБ — это обработка учетной инфор­мации, информационно-справочное обслуживание производ­ственно-хозяйственной и финансовой деятельности, анализ фун­кционирования АРМБ для учетного аппарата.

Первое направление - автоматизация учетного процесса, изготовление, регистрация документов, контроль использова­ния и обработки документов.

Второе направление предполагает создание локальных баз данных нормативно-справочной информации. Наиболее широ­ко применяется в фирмах программа «1С:Бухгалтерия». Они сравнительно недорогие, но мощные, универсальные бухгалтер­ские программы и применяются как при ведении простого, так и двойного учета. Программа построена по принципу «от про­стого к сложному». Ее применяют для простых операций - пе­чатания платежных поручений, формирования оборотных ве­домостей, реестров счетов, главной книги, отдельных отчетов. Программа автоматизирует бухгалтерский учет по всем разде­лам. Основным документом программы «1С:Бухгалтерия» яв­ляется журнал операций.

На титульном экране предусматривается — название програм­мы, сведения о разработчике, перечисляются функциональные клавиши и их назначение, меню, бланки запросов, списки до­кументов. Название предприятия, отрасли, адрес, фамилии ди­ректора, главного бухгалтера Программа запоминает и выводит автоматически в документах. Контакты — раздел, Сервис. Уста­новка параметров, операции — устанавливает дату на начало или конец рабочего квартала.

Остатки по счетам сводятся в Журнал операций. Для этого в нулевой счет предусмотрен вспомогательный активно-пассив­ный счет 00. Чтобы ввести сальдо по счету 50 «Касса» в размере 100 руб. устанавливается проводка — Д-т сч. 50 К-т сч. 00, кото­рый в журнале операций выглядит так:

Дата    Дебет Кредит Сумма Содержание операции №

21.12.2004 сч. 50       сч. 00  100      Остаток на сч. 50 = 100 0

Также вводятся остатки по другим счетам и приступают к установлению ввода хозяйственных операций в журнал Опера­ций в виде бухгалтерских проводок или документов. Проводки вводят вручную или пользуются типовыми операциями. Они могут формироваться автоматически после ввода документов. Перечень документов, их внешний вид, способ формирования проводок настраивается пользователем. Журнал операций пред­ставлен в виде таблицы («1С:Бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер») или в виде обычного текстового файла «Турбо-бухгалтер». Каж­дый имеет свои достоинства и недостатки: в табличном виде проще делать выбор и сортировку по определенному признаку (по дебету счета, по кредиту счета, дате, комментариях и т.п.), а текстовой вид более нагляден и в такой Журнал операций можно вводить проводки любым текстовым редактором, неза­висимо от Программы. Проводки и документы могут быть раз­делена на несколько журналов.

В Журнале Операций хранятся и классические проводки: Дебет - кредит - сумма и хранится информация об объектах аналитического учета (субконто), количестве и валюте. Для каж­дого значения субконто вводятся определенные параметры. По счету основных средств такими параметрами являются — код вида основных средств, первоначальная стоимость, годовая норма амортизации, материально-ответственное лицо и другие допол- нительные параметры. Журнал Операций имеет и такие пока­затели: дата, дебет и номер документа, кредит и номер доку­мента, субконто дебет, субконто кредит, цена, сумма, содержа­ние операции.

При вводе проводки с использованием типовых операций программа запрашивает определенные данные (параметры) и на их основании строит проводки, вычисляет суммы, простав­ляет счета. По типовым операциям используются функции вы­числения оборотов по счетам и остаткам на любую дату. Можно создавать операции, закрывающие счета, вычислять налоги, курсовую разницу - валютное покрытие. В программе «^Бух­галтерия» существует 2 вида типовых операций: обычные и осо­бый вид операций «документы и расчеты», которые формируют проводки не в момент ввода, а в момент расчета, при изменении алгоритма такой операции или при изменении внешних дан­ных проводки будут перестроены автоматически.

Программа формирует необходимые сводные регистры - саль-дово-оборотные ведомости, журналы-ордера, «шахматки», жур­налы по счетам, анализ счета - формы, которые необходимы бухгалтеру для расчета итоговых данных и формирования бух­галтерской отчетности.

Разные виды отчетов можно подготовить с помощью различ­ных параметров. Используя режим формирования произволь­ных отчетов, изменяются существующие и создаются новые от­четы, справки, как внутренней, так и внешней отчетности. Бух­галтер может вносить коррективы в План счетов, схемы прово­док, перечень объектов аналитического учета, формы документов и регистров. Переход на международные стандарты учета и отчетности, условия рыночной экономики требуют совершен­ствования используемых форм учета.

Первичные документы поступают в бухгалтерию фирмы, про­веряются арифметические подсчеты, законность и целесообраз­ность оформленных хозяйственных операций. После регистра­ции и экономической группировки их вводят в систему синтети­ческих и аналитических счетов бухгалтерского учета. Сведения об остатках имущества, средств и источниках их формирования, данные о хозяйственных операциях из первичных документов и сводных ведомостях записываются в учетные регистры.

Учетные регистры представляют счетные таблицы опреде­ленной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках их образова­ния. Они служат для отраженна хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры делятся на хро­нологические и систематические. В хронологических регистрах дается информация о хозяйственных операциях, записывается в последовательности их совершения. В систематических учет­ных регистрах хозяйственные операции группируются по уста­новленным признакам. Учетные регистры ведутся в форме книг, журналов ведомостей, карточек, машинограмм, отдельных лис­тов. Синтетический учет осуществляется в синтетических реги­страх, а аналитический учет - в аналитических регистрах. За­писи в регистрах производятся вручную с использованием средств вычислительной техники. Записи по синтетическим счетам ведут в журналах-ордерах и Главной книге или заменя­ющих их машинограммах-ведомостях, а по аналитическим сче­там каждая карточка регистрируется в реестре карточек. (При­ложения 1, 2).

Правила исправления ошибок. Учетные регистры и пер­вичные документы ведут аккуратно, без помарок и подчисток. Обнаруженные ошибки, в зависимости от их характера, исправ­ляются 3 способами:

корректурный,

дополнительной записи,

3) сторнировочной записи или «красное сторно» — имеются в виду обратные записи на уничтожение неправильной записи.

Корректурный способ - это зачеркивание тонкой чертой не­правильных сумм и текста и надписи правильных сумм и тек­ста с оговоркой о сделанном исправлении: вместо 100 тыс. отра­жено 120 тыс., следует зачеркнуть 120 тыс. и написать сверху 100 тыс. руб., а сбоку указать «зачеркнуто 120 тыс. руб. и сверху написано 100 тыс. руб. Исправленному верить» и подпись. На денежных документах-чеках, кассовых приходных и расходных ордерах никаких исправлений и помарок не допускается.

Дополнительные записи производятся в тех случаях, когда сумма хозяйственной операции указана меньше, ошибочно за­ниженной, за полученные товары с расчетного счета перечисле­ны 12 тыс. руб., но сумма ее занижена до 10 тыс. руб. Была сделана бухгалтерская запись: Д-т сч. «Расчеты с поставщика­ми и подрядчиками» за товары, К-т сч. Расчетный счет» — 10 тыс. руб. Но следует перечислить 12 тыс. руб., то на недоста­ющую сумму 2 тыс. руб. необходимо составить дополнительную проводку Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за товары, К-т сч. «Расчетный счет» — 2 тыс. руб.

Дополнительные проводки делаются в текущем или следую­щем месяце. Так исправляются ошибки, если в учетном регист­ре отдельной строкой не записаны данные первичного учета или при отражении в учетном регистре ошибочно занижена сумма хозяйственной операции.

Сторнировочная запись предлагает корреспонденцию по сче­там, но отрицательными (красными) числами. Сторнирования могут иметь место при неправильной корреспонденции счетов или при записи преувеличенной суммы, если в последнем слу­чае уже нельзя применить корректурный способ. Способ «крас­ное сторно» заключается в том, что первоначальная ошибочная запись повторяется в тех же счетах, но красными чернилами, в той же сумме. При суммировании результатов операций запи­си, сделанной красными чернилами, вычитываются и первона­чальная запись исключается из счетов бухгалтерского учета. После этого делается правильная запись учитываемых хозяй­ственных операций.

В отчетности фирмы за текущий год при инвентаризации допущены искажения отчетных данных, то исправления этих ошибочных данных производятся в отчетах за тот период — месяц, квартал, год, в котором были допущены ошибки, а так­же в нарастающих итоговых данных за квартал, с начала года во всех последующих отчетах.

Понятие о формах бухгалтерского учета. Строение учет­ных регистров определяется формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета — совокупность учетных регис­тров для отражения хозяйственных операций в последователь­ности и группировке приемами записей. Формы бухгалтерского учета — это простейшие бухгалтерские книги, мемориально-ор­дерная форма, современные рациональные построенные авто­матизированные системы. В Российской Федерации широко применяются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таб-лично-перфокарточная и автоматизированная формы бухгалтер­ского учета. А на малых предприятиях распространилась упро­щенная форма бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма учета. Порядок сочетания учетных регистров, их внешний вид, последовательность запи­сей в них, использование счетной техники, построение докумен­тов и схема документооборота характеризуют форму бухгалтерс­кого учета. Мемориально-ордерная форма на основе первичных документов или итогов накопительных ведомостей хозяйствен­ных операций, оформленных документов составляют мемориаль­ные ордера (порядки), где указываются номер, дата, содержание записи, коды (цифры) дебетуемых и кредитуемых счетов бухгал­терского учета, сумму операции. Мемориальные ордера фикси­руют в регистрационном журнале, где в календарной последова­тельности записывают по каждому месяцу отдельно, номер орде­ра, его дату и итоговую сумму. По окончании месяца подсчиты-вается итог регистрационного журнала, который является конт­рольным. Его итог совпадает с итогом оборота по дебету и креди­ту в оборотной ведомости по синтетическому учету.

Данные мемориальных ордеров разносят по счетам синтети­ческого учета в Главной книге. Каждый счет предусматривает отдельные листы, где указывается начальное сальдо по счету, обороты по дебету с разбивкой по корреспондентскому счету и оборот по кредиту с разделением по корреспондентским дебету­емым счетам. Форма Главной книги следующая:

На основании Главной книги составляется оборотная ведо­мость по синтетическим счетам, которые используются в конт­рольных целях для получения обобщенной информации об иму­ществе, капитале, обязательствах, их изменениях. Аналитичес­кий учет обособляется от синтетического и ведется на карточ­ках, в книгах и ведомостях.

Форма мемориального ордера:

Мемориальный ордер № 13

Запись 18 июля 1999 г.

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Сумма - 19 тыс. руб.

Подпись бухгалтера Н. Бондарев

Мемориально-ордерная форма учета отличается простотой, но имеет существенные недостатки.

При ее ведении приходится составлять большое количество мемориальных ордеров, неоднократно записываются одни и те же данные в различных регистрах. Раздельное ведение синте­тических и аналитических учетных регистров приводит к от­ставанию аналитического учета от синтетического.

В процессе совершенствования мемориальных ордеров и ре­гистрационного журнала, регистры, основанные на группиров­ках и накопительных ведомостях, заменили книги свободными листами, создали журнально-ордерную, более прогрессивную

форму.

Схема мемориально-ордерной формы учета

Первичные документы

Кассовая книга

Группировочные накопительные ведомости

Регистрационный журнал

Мемориальные ордера

Картотека аналитических счетов

Главная книга

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Баланс

Оборотная ведомость по аналитическим счетам

Бухгалтерская финансовая отчетность

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Переход на план счетов бухгалтерского учета 2002 г. потре­бовал существенных изменений содержания и структуры жур­налов-ордеров и ведомостей.

Рекомендуемая журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, ориентированная на План счетов бухгалтерского учета, базируется на следующих основных принципах.

В соответствии с Методическими рекомендациями по при­менению журнально-ордерной формы учета, рассматриваемая журнально-ордерная форма бухгалтерского учета носит реко­мендательный характер. Предприятия самостоятельно адапти­руют ее к конкретным хозяйственным условиям и учетной по­литике.

Данная форма учета рекомендуется для организации уче­та финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме бан­ков и бюджетных организаций) независимо от их подчиненнос­ти, форм собственности и организационно-правовой формы.

Рассматриваемая журнально-ордерная форма бухгалтерс­кого учета может применяться на предприятиях, имеющих раз­ные размеры и объемы хозяйственной деятельности, ведущих учет вручную или с использованием вычислительных машин.

В соответствии с принятой на отчетный год учетной полити­кой и конкретной спецификой предприятие разрабатывает ра­бочий план счетов на основе предложенного типового Плана счетов: выбирает счета первого порядка для отражения в бух­галтерском учете коммерческой и финансово-хозяйственной де­ятельности, а также, исходя из требований управления, конт­роля, рыночной ориентации определяет перечень счетов второ­го и последующих порядков — субсчетов и аналитических сче­тов. Отсюда следует, что отдельные журналы-ордера могут во­обще не применяться или применяться, но в меньшем объеме, т.е. в них могут отражаться кредитовые обороты только по не­которым из рекомендованных счетов.

Вспомогательные ведомости и регистры аналитического уче­та предприятие может применять по своему усмотрению или же разрабатывать самостоятельно исходя из конкретных осо­бенностей.

В зависимости от объема отражаемой в учете информации, что обусловлено размерами предприятия и объемами его хозяй­ственной деятельности, а также целей внутреннего управления и периодичности представления текущей бухгалтерской отчетнос­ти, журналы-ордера могут открываться на месяц или квартал.

4.         В типовых журналах-ордерах предусматривается отраже­-
ние лишь типовых хозяйственных операций. Для фиксирова­-
ния возможных вариантов хозяйственных операций, имеющих
принципиально новый характер, в журналах-ордерах предус­-
мотрены свободные графы.

5. Поскольку План счетов бухгалтерского учета 2000 г. пре­дусматривает вариантность решения ряда учетных вопросов (при­обретения материалов, учета затрат на производство, учета от­грузки и реализации продукции и др.), предлагается использо­вать варианты в содержании соответствующих учетных регист­ров.

Основные регистры журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных пер­вичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспе­чить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориаль­ных ордеров.

Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.

Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяй­ственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности. Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме названных ре­гистров, могут применяться специальные разработочные табли­цы.

В виде исключения по некоторым видам счетов, по которым /имеется значительное количество лицевых счетов, могут быть заведены карточки аналитического учета и на основе их данных в конце месяца составляться оборотные ведомости.

Кроме того, ведутся инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета зат­рат на производство по калькулируемым объектам, а также сор­товые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (саль­довые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

Основными регистрами этой формы учета являются журна­лы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому дан­ные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяй­ственных операций: данные первичных документов записыва­ются только по кредиту соответствующих счетов с одновремен­ным отражением оборотов по дебету счетов.

В порядке исключения кассовые операции, операции по рас­четному счету и валютному счету в банке регистрируются в журнале-ордере по кредиту, а в ведомости по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необхо­димо для контроля, а также для того, чтобы не разобщать кас­совые и банковские документы записями в различных журна­лах-ордерах.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца перено­сятся в Главную книгу.

По данным Главной книги составляется сальдовый бухгал­терский баланс. В тех случаях, когда остатки по бухгалтерско­му учету необходимо показать в сальдовом балансе по несколь­ким статьям, запись производится на основании учетных реги­стров.

Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления сальдового бухгалтерского баланса. В ней записываются сальдо на начало месяца (года), обороты по дебету и кредиту счетов и сальдо на конец месяца (года) по каждому синтетическому счету (в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета). В Главной книге данные о текущих оборотах имущества (средств) записываются только по синтетическим счетам. Оборо­ты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету — в корреспонденции с кредитуе­мыми счетами. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется путем подсчета сумм оборотов и сальдо по всем счетам бухгалтерского учета.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также суммы дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

При использовании журнально-ордерной формы учета отпа­дает необходимость в составлении шахматной контрольной ве­домости и шахматного баланса, а также баланса оборотов по счетам.

Применение Главной книги, журналов-ордеров по кредитуе­мым счетам с указанием дебета счетов в порядке бухгалтерской корреспонденции позволяет осуществить экономическую груп­пировку операций и ограничить записи данных об этих опера­циях. Однако следует особо отметить, что при журнально-ор-дерной форме учета записи в соответствующих учетных регист­рах ведутся вручную.

В качестве примера рассмотрим журналы-ордера по учету кассовых операций и операций по расчетному счету.

Учет кассовых операций

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных кассовых ордеров и других документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осу­ществляются в порядке, установленном Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организа­циями.

Согласно этого порядка все предприятия, независимо от форм собственности, обязаны хранить свои денежные средства в бан­ках.

Наличные деньги, полученные из банков могут быть израс­ходованы только на те цели, на которые они получены (заработ­ная плата, командировочные, хозяйственные расходы). Пред­приятия могут иметь в своей кассе остатки наличности, размер которых устанавливается банком по согласованию с руководи­телем предприятия.

Предприятия могут использовать наличные деньги из вы­ручки в пределах норм, которые также устанавливаются бан­ком по согласованию с руководителем предприятия.

Предприятия, имеющие постоянную выручку, могут расхо­довать наличные без ограничения, но лишь на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и ве­щей у населения. Вся денежная наличность сверх установлен­ных лимитов сдается в банк на расчетный счет.

Прием наличности в кассу предприятия производится по приходному кассовому ордеру. Выдача денег из кассы произво­дится по расходному кассовому ордеру. Приходные и расход­ные кассовые ордера регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Рас­ходные кассовые ордера, оформленные по расчетно-платежным ведомостям, регистрируются после их подачи. В приходных и расходных кассовых ордерах подчистки и исправления не до­пускаются.

Все поступления и выдача денег учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечата­на печатью предприятия. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. За­писи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, через ко­пирку. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они слу­жат отчетом кассира. Первые экземпляры остаются в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписью кассира и главного бухгалтера.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи им денег по каждому ордеру. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе, передает в качестве отчета 2-й отрывной лист с приходными и расходными кассовыми доку­ментами под расписку в кассовой книге.

С 1 января 1999 года действуют новые унифицированные формы первичных документов по учету кассовых операций, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 г. за № 88.

Контроль правильности ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Бухгалтерский учет кассовых операций ведется по счету 50. Счет активный, сальдо дебетовое. По дебету счета 50 отражает­ся поступление денег в кассу, а по кредиту выплата денег из кассы.

Для учета кассовых операций предназначены журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 к нему. Эти бухгалтерские регистры отра­жают поступление денег в кассу предприятия и их расходова­ние по целевому назначению согласно приложенным первич­ным документам. При этом в журнале-ордере записываются обороты по кредиту счета «касса» в разрезе корреспондирую­щих дебетуемых счетов, а в ведомости — по дебету этого счета в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Записи в журнале-ордере и ведомости производятся итогами за день на основании отчетов кассиров, подтвержденных первичными документами. При незначительном количестве кассовых документов допуска­ются записи операций в учетные регистры один раз за 3—5 дней или даже реже по одному или нескольким счетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются первое и последнее числа, за которые производятся записи (например, 1—3, 1—5 и т.д.)

Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирую­щих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете и приложенных к нему документах согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или первичных документах.

Остаток средств по кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. При этом остаток на конец месяца оп­ределяется путем сложения остатка на начало месяца и итога оборота за месяц по ведомости по дебету счета и журналу-орде­ру N° 1 (по кредиту счета).

Учет операций по расчетному счету в банке

Основная часть расчетов между предприятиями осуществля­ется безналичным путем. Посредником выступает банк. Пред­приятие самостоятельно выбирает банки для своих расчетов и имеет право открыть несколько расчетных счетов. Безналич­ные расчеты регулируются на основании положения Централь­ного Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 08.09.2000 № 120-П.

В банке ведется лицевой счет предприятия, в установленные сроки предприятию дается выписка из расчетного счета, т.е. копия записей по лицевому счету предприятия. К выписке при­лагаются оправдательные документы: платежное поручение, платежное требование, мемориальный ордер.

Расчетный счет может использоваться и при операциях с наличными денежными средствами. В этом случае применяют­ся следующие документы: чек денежный — предъявляется бан­ку для снятия с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличными, чек хранится в чековой книжке, а при по­лучении денег отрывается и оставляется в банке, у предприя­тия остается корешок чековой книжки; объявление на взнос наличными — предъявляется банку при взносе на расчетный счет суммы наличных денежных средств, в подтверждение по­лучения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправ­дательным документом, по зачислении денег банк направляет предприятию вместе с выпиской ордер:

Учет операций по расчетному счету ведется по счету 51. Счет активный, сальдо дебетовое. По дебету счета 51 отражается по­ступление денег на расчетный счет, а по кредиту счета 51 — списание денег со счета.

Для учета операций, отражаемых на счете 51 «Расчетный счет», предназначены журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 к нему. При этом в журнале-ордере записываются кредитовые

обороты по счету, а в ведомости — дебетовые. Записи в журна­ле-ордере и ведомости производятся на основании выписок бан­ка по расчетному счету и приложенных к ним документов.

В журнале-ордере и ведомости записи делаются по коррес­пондирующим счетам итогами по нескольким выпискам банка. Когда записи производятся итогами по нескольким выпискам, в графе «Дата» должны быть указаны первое и последнее числа этих выписок.

Группировка сумм для отражения в журнале-ордере и ведо­мости необходимых итогов осуществляется путем подсчета со­ответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах согласно приведенным в них бухгалтерским раз­меткам. Корреспонденция счетов указывается как в банковс­ких, так и в первичных документах.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ве­домости только на начало и конец месяца. Остаток средств на конец месяца определяется аналогично остатку средств по ведо­мости № 1. В течение месяца для оперативных целей использу­ются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.

Рассмотрим пример заполнения журнала-ордера № 2, ведо­мости № 2, ведомости В-4 и главной книги по счету 51 — расчет­ный счет.

Таблично-перфокарточная форма

Перфораторы и табуляторы применяются с вычислительной техникой. Это форма учета основывается на принципах:

основным носителем первичной исходной информации является первичный документ. Заполненные первичные документы группируются в пачки по признаку однород­ности и по участкам бухгалтерского учета: расходные кассовые ордера в одну пачку, акты по приемке на посту­пившие материальные ценности в другую, наряды на ра­боту — в третью и т.д.;

показатели предварительно кодируются и затем подле­жат вычислительной обработке (например: материал основн. - код 01, склад ГСМ - код 02);

показатели первичных документов, подлежащих вычис­лительной обработке, выделяются на документах жирной чертой;

с помощью вычислительных машин-перфораторов выде­ленные на первичных документах показатели переносят­ся на машинный носитель — перфокарту;

по каждому участку бухгалтерского учета (основные сред­ства, расчетов по оплате труда, готовой продукции) со­здаются носители информации — массивы перфокарт;

по каждому массиву перфокарт составляется контрольная ведомость (табуляграмма), позволяет определить правиль­ность переноса информации с первичных документов на перфокарту;

■ рассортированная информация обрабатывается в вычис­лительных машинах-табуляторах с целью получения учет­ных регистров-табуляграмм, — ведомостей. По итогам табуляграмм-ведомостей получают дебетовые и кредитовые обороты, составляются оборотные ведомости по ана­литическому и синтетическому счетам. После преобразований составляется баланс фирмы.

Схема прохождения обработки информации при этой форме бухгалтерского учета такова: первичный документ — перенесе­ние на машинный носитель — создание массивов перфокарт — сортировка перфокарт по признакам — получение табуляграмм-ведомостей. Дальнейшая обработка таблично-перфокартной фор­мы бухгалтерского учета стала автоматизированная форма, ори­ентированная на использование ЭВМ.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета

Применение ЭВМ позволило усовершенствовать таблично-перфокартную форму бухгалтерского учета, базирующуюся на использовании счетно-перфокарточной техники. Автоматизиро­ванная форма бухгалтерского учета, которая заимствовала прин­ципы таблично-перфокартной формы учета. Применение ЭВМ, периферийных устройств и ориентации фирм на совершенство­вание управления и развитие рыночной экономики внедряется автоматизированная форма бухгалтерского учета, основанная на методологических принципах:

сохранение метода двойной записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов;

организации программной индексно-последовательной вза­имосвязи бухгалтерских счетов благодаря кодам стандар­тов, повторяющихся хозяйственных операций;

разукрупнение объектов учета (не только по объекту в це­лом по конкретному поставщику и покупателю продукции);

обеспечение автоматического ввода ряда данных хозяй­ственных операций в ЭВМ с документов через систему периферийного оборудования (счетчики, датчики);

обработка в ЭВМ исходной информации по разным про­граммам с учетом решения различных задач;

индексация информации по каждому синтетическому и аналитическому счету и использование для формирова­ния показателей оборотных ведомостей и Главной книги;

получение на основе обработки информации сформиро­ванного банка данных на различных уровнях управле­ния с учетом запросно-ответного режима;

■          дифференциация объемов учетной информации по объек­-
там управления и обеспечения ее совместимости и взаи­-
мосвязи с применением системы группировочных пока­-
зателей и признаков;

■          обеспечение условий для автоматического исчисления се­бестоимости продукции по конкретным гидам продукции, выполняемых работ и услуг;

■          обеспечение выдачи информации, необходимой для со­-
ставления всех видов отчетности и оперативного управ­-
ления фирмой;

■          обеспечение органической связи всех видов бухгалтерс­кого, оперативно-технического и статистического учетов. Все перечисленные принципы позволяют иметь эффектив­ную автоматизированную форму бухгалтерского учета с приме­нением ЭВМ, автоматизированных систем.

Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМЕ).

Совершенствованию организации бухгалтерского учета спо­собствуют создаваемые фирмами автоматизированные рабочие места (АРМ).

При решении проблем организации их выделяют несколько этапов:

■          создание учетного аппарата отделами АОН на основе
средств организации и вычислительной техники;

■ создание локальной сети АРМ внутри учетного аппарата (многотерминальные системы);

■          объединение локальных сетей документирования и обра­-
ботки учетной информации и создание безбумажной тех­-
нологии обработки информации.

Процесс создания и обработки документов проходит в виде последовательных фаз на разных участках. Фазы могут состо­ять из одного или нескольких каналов - обработки рабочих мест бухгалтера. Каналы обработки строятся в зависимости от средств оргтехники и вычислительной техники. Системные фун­кции автоматизированного канала обработки информации на основе АРМБ обеспечивают - контролирующий ввод и вывод информации, организации хранения учетной информации на внешних носителях, защиту информации от несанкциониро­ванного доступа, целостность и защиту от физического разру­шения и логическую обработку информации, обмен с другими информационными объектами. Основой АРМБ является мик­ро-ЭВМ различных сетей, периферийное оборудование — дисплей, накопители на магнитных дисках, лентах, устройство печати.

Основные функции АРМБ — это обработка учетной инфор­мации, информационно-справочное обслуживание производ­ственно-хозяйственной и финансовой деятельности, анализ фун­кционирования АРМБ для учетного аппарата.

Первое направление - автоматизация учетного процесса, изготовление, регистрация документов, контроль использова­ния и обработки документов.

Второе направление предполагает создание локальных баз данных нормативно-справочной информации. Наиболее широ­ко применяется в фирмах программа «1С:Бухгалтерия». Они сравнительно недорогие, но мощные, универсальные бухгалтер­ские программы и применяются как при ведении простого, так и двойного учета. Программа построена по принципу «от про­стого к сложному». Ее применяют для простых операций - пе­чатания платежных поручений, формирования оборотных ве­домостей, реестров счетов, главной книги, отдельных отчетов. Программа автоматизирует бухгалтерский учет по всем разде­лам. Основным документом программы «1С:Бухгалтерия» яв­ляется журнал операций.

На титульном экране предусматривается — название програм­мы, сведения о разработчике, перечисляются функциональные клавиши и их назначение, меню, бланки запросов, списки до­кументов. Название предприятия, отрасли, адрес, фамилии ди­ректора, главного бухгалтера Программа запоминает и выводит автоматически в документах. Контакты — раздел, Сервис. Уста­новка параметров, операции — устанавливает дату на начало или конец рабочего квартала.

Остатки по счетам сводятся в Журнал операций. Для этого в нулевой счет предусмотрен вспомогательный активно-пассив­ный счет 00. Чтобы ввести сальдо по счету 50 «Касса» в размере 100 руб. устанавливается проводка — Д-т сч. 50 К-т сч. 00, кото­рый в журнале операций выглядит так:

Дата    Дебет Кредит Сумма Содержание операции №

21.12.2004 сч. 50       сч. 00  100      Остаток на сч. 50 = 100 0

Также вводятся остатки по другим счетам и приступают к установлению ввода хозяйственных операций в журнал Опера­ций в виде бухгалтерских проводок или документов. Проводки вводят вручную или пользуются типовыми операциями. Они могут формироваться автоматически после ввода документов. Перечень документов, их внешний вид, способ формирования проводок настраивается пользователем. Журнал операций пред­ставлен в виде таблицы («1С:Бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер») или в виде обычного текстового файла «Турбо-бухгалтер». Каж­дый имеет свои достоинства и недостатки: в табличном виде проще делать выбор и сортировку по определенному признаку (по дебету счета, по кредиту счета, дате, комментариях и т.п.), а текстовой вид более нагляден и в такой Журнал операций можно вводить проводки любым текстовым редактором, неза­висимо от Программы. Проводки и документы могут быть раз­делена на несколько журналов.

В Журнале Операций хранятся и классические проводки: Дебет - кредит - сумма и хранится информация об объектах аналитического учета (субконто), количестве и валюте. Для каж­дого значения субконто вводятся определенные параметры. По счету основных средств такими параметрами являются — код вида основных средств, первоначальная стоимость, годовая норма амортизации, материально-ответственное лицо и другие допол- нительные параметры. Журнал Операций имеет и такие пока­затели: дата, дебет и номер документа, кредит и номер доку­мента, субконто дебет, субконто кредит, цена, сумма, содержа­ние операции.

При вводе проводки с использованием типовых операций программа запрашивает определенные данные (параметры) и на их основании строит проводки, вычисляет суммы, простав­ляет счета. По типовым операциям используются функции вы­числения оборотов по счетам и остаткам на любую дату. Можно создавать операции, закрывающие счета, вычислять налоги, курсовую разницу - валютное покрытие. В программе «^Бух­галтерия» существует 2 вида типовых операций: обычные и осо­бый вид операций «документы и расчеты», которые формируют проводки не в момент ввода, а в момент расчета, при изменении алгоритма такой операции или при изменении внешних дан­ных проводки будут перестроены автоматически.

Программа формирует необходимые сводные регистры - саль-дово-оборотные ведомости, журналы-ордера, «шахматки», жур­налы по счетам, анализ счета - формы, которые необходимы бухгалтеру для расчета итоговых данных и формирования бух­галтерской отчетности.

Разные виды отчетов можно подготовить с помощью различ­ных параметров. Используя режим формирования произволь­ных отчетов, изменяются существующие и создаются новые от­четы, справки, как внутренней, так и внешней отчетности. Бух­галтер может вносить коррективы в План счетов, схемы прово­док, перечень объектов аналитического учета, формы документов и регистров. Переход на международные стандарты учета и отчетности, условия рыночной экономики требуют совершен­ствования используемых форм учета.