6.2. Система счетов и двойная запись
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35
Счет в бухгалтерском учете. На всех предприятиях ежедневно производятся хозяйственные операции, которые должны отражаться в балансе. Баланс составляется на последнюю дату отчетного периода (месяца, квартала, года). Повседневные изменения в составе имущества, обязательств и источников их формирования и текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета. Системе счетов в бухгалтерском учете принадлежит особая роль как в теории, методологии бухгалтерского учета, так и практике его осуществления, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накопления и обобщения. Запись по счетам осуществляется методом двойной записи.
Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами. Счет — это накопитель информации для последующего обобщения и использования для составления отчетности и анализа, для принятия решения руководства фирмы. Счет представляет таблицу из 2 частей с названием и наименованием объекта учета: счет «Материалы», счет «Уставной капитал», счет «Основное производство», счет «Основные средства» и т.д. Первая часть — для занесения записей — дебета. Вторая часть — для записи — кредита.
На счетах отражаются хозяйственные операции в количественном и в стоимостном выражении. Левая часть называется дебетом (Д-т), правая часто — кредитом (К-т). Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином
Схема записей на пассивном счете имеет вид:
«Сальдо» (остаток счета). Если сальдо на начало месяца Clf а на конец года, месяца — Ск. Для отражения хозяйственных операций на счетах необходимо документированное подтверждение — в виде первичных бумажных документов установленной формы, а также машинные носители - дискеты, магнитные ленты. Они имеют одинаковую юридическую силу. Все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Пассивные счета -на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав и движение, и обязательства. На пассивных счетах - сальдо - кредитовое.
По активному счету отражаются по дебетовой стороне счета — остатки на начало и конец остаток на конец периода. По кредитовой стороне счета — записываются хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.
Остатки на конец месяца определяются по формуле:
где ОбД — оборот по дебиту счета; ОбК — оборот по кредиту счета.
Образец заполнения активного счета:
При записях хозяйственных операций в активные счета могут заноситься две ситуации:
сумма начального остатка и сумма оборота по дебету должны быть больше суммы показываемому по кредиту счета и определяется по формуле С2;
сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета равны сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец периода О.
По пассивному счету, на котором учитываются источники формирования имущества и средств, отражаются: на кредитной стороне - остаток на начало проведения операции С1; хозяйственные операции с увеличением остатка в результате хозяйственной операции и С2 - остаток на конец проведения операции; на дебетовой стороне остатки не показывают, а лишь хозяйственные операции, уменьшающие остаток. Определение остатка по пассивному счету на конец периода по формуле:
При записях на пассивном счете могут быть 2 ситуации: 1) сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, записанной по дебету счета. Остаток на конец проведения хозяйственной операции определяется по формуле С2.
Во второй ситуации сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равна сумме, показываемой по дебету счета. В этом случае сальдо на конец периода не будет.
Остатки по активным счетам, на которых записываются средства и имущество фирмы, а по пассивным счетам показываются источники формирования. Затем указывается в активе и пассиве баланса.
Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В них остаток может быть и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Счет: Расчеты с дебиторами и кредиторами (76). Дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса. Кредитовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.
Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке не определяется, так как для этого требуется проводить аналитический учет о состоянии расчетов с каждым деби-
тором и каждым кредитором (покупателем и поставщиком). Сальдо выводится по каждому покупателю и поставщику отдельно, затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности. Каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды — методом двойной записи. Хозяйственные операции записываются на счетах в хронологическом порядке. Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов. Она выражается записью данных от хозяйственных операций по дебету активного и кредиту пассивного счета или наоборот.
Корреспонденция счетов
Корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции отражают методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в 4 этапа.
Третий этап. Необходимо определить, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса: увеличила или уменьшила, оставила ли без изменения. Затрагивает только имущество — актив, то она относится к I типу хозяйственный операций.
Четвертый этап. Исходя из схем записей на активном и пассивном счетах необходимо установить, какой из 2 счетов бухгалтерского учета по данной операции дебетуется, а какой кредитуется. В результате приобретения материалов на активном счете «Материалы» произошло увеличение сумм, поэтому счет «Материалы» дебетуется, а в кассе стало меньше наличных, поэтому по счету «Касса» эта сумма отражается по кредиту и запись имеет вид:
Д-т сч. «Материалы», К-т см. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 тыс. руб.
Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. «Касса» — 100 тыс. руб.
Все четыре этапа выполняются по каждой хозяйственной операции.
Практически в финансово-хозяйственной деятельности есть такие операции, которые отражают по дебету одного и по кредиту другого или нескольких счетов (сложи, корреспонденции). Так, если начислена зарплата 100 тыс. руб.: рабочим основного производства — 400 тыс. руб., вспомогательного производства — 250 тыс. руб., аппарату управления — 100 тыс. руб. Это значит, проведенная операция будет отражена по дебету счетов:
Основное производство (20) - 400 тыс. руб.
Вспомогательное производство (23) — 250 тыс. руб.
Общепроизводственные расходы (25) — 250 тыс. руб.
Общехозяйственные расходы (26) — 100 тыс. руб.
и по кредиту счетов:
Расчеты с персоналом по оплате труда (70) — 1000 тыс. руб.
Метод двойной записи, контрольное и информационное значение
Каждая хозяйственная операция затрагивает два объекта, а счета Фирма покупает материалы с одной стороны - увеличивается материал, а с другой стороны - уменьшаются средства за счет которых они приобретены - указывает, за какой источник они поступили - куплены за наличные, за использованный кредит или образовалась задолженность поставщикам. Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. При использовании корреспондентских счетов с применением метода двойной записи участвуют 3 составляющих метода двойной записи - описание хозяйственной операции, дебетуемый счет и кредитуемый счет. В России применяются две шкалы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический и оперативно-балансовый.
Принцип двойной записи имеет важное контрольное значение. При оплате счета поставщика сумма платежа должна соответствовать сумме поступивших и оприходованных ценностей. При отпуске материалов со склада в цех стоимость материалов в цехе или величина наличных денег, полученных в кассу с расчетного счета, соответствуют данным кассира и показаниям выписки банка с этого счета. В бухгалтерском учете проводится встречная проверка документов по оплате и приходу товарно-материальных ценностей, переброске от одного лица другому, реализации - по зачислению выручки и обороту по продаже. Принцип двойной записи, называемый двойной бухгалтерией, а Гете И.В. считал «одним из прекраснейших изобретений ума человеческого». Все это экономический подход. Но наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает оперативно-балансовый подход. Сущность двойной записи объясняется строением баланса, где с двух сторон рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса), по источникам формирования этого имущества (пассив баланса). Итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая операция затрагивает 2 статьи баланса, что характеризуется влияния на баланс 4 типов операций, которые изменяют или только имущество фирмы (актив баланса) или только источники формирования имущества (пассив баланса) и одновременно и имущества, и источники его образования (актив и пассив баланса). Необходимость метода двойной записи заключается из целостности балансовой группировки имущества фирмы. Киберне-
тика и информатика подтвердили, что двойная запись является методическим приемом со всеобщим характером.
Двойной записью реализуется кибернетический подход к организации информации как системы, состоящей из отдельных элементов, соединенных между собой двусторонними связями. Этот подход применяется при построении матричных моделей и сетевых графиков.
Один из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе фирмы — это составление оборотной ведомости. Оборотная ведомость позволяет обобщить учетную информацию, отражаемую на счетах бухгалтерского учета. Она составляется на конец месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц. В нее записывают все используемые на фирме счета и для каждого счета отведена одна строка. В ведомости есть три пары колонок, где показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счетов и конечное сальдо. Соблюдается попарное равенство итогов в колонках — итог дебетовых начальных сальдо равняется итогу кредитовых начальных сальдо, итог дебетовых конечных сальдо — итогу кредитовых конечных сальдо. Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса. Итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества фирмы, а итог кредитовых сальдо — сумму источников образования этого имущества.
Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам подтверждает сущность метода двойной записи, т.к. каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.
Равенство между собой итогов дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть также равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в журнал регистрации хозяйственной операции, так и в счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.
Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам имеет контрольное значение, равенство показывает на отсутствие ошибок. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета оценивает общее состояние имущества и источников его образования за отчетный период.
Шахматная оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется по шахматной форме, она включает корреспонденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.
В эту оборотную ведомость вносят остатки на начало и конец по каждому счету, итоги дебетовых и кредитовых оборотов. Итоги оборотов по дебету и кредиту счетов равны между собой, они вытекают из метода двойной записи, операции одновременного записывания по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковых суммах.
Счета синтетического и аналитического учета
Для обобщения характеристики объектов учета средств, источников и фактов хозяйственной деятельности используют синтетические счета. Они отражают данные экономических группировок имущества фирмы, источников его формирования в обобщенном виде в денежном выражении. Это счета: «Материалы», «Основные средства», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчет с поставщиками и подрядчиками» (60).
Аналитические счета - детализированные счета, позволяют иметь сведения по каждому покупателю, по видам вырабатываемой продукции, по каждому работнику организации. Аналитические счета осуществляются в денежном и натуральном измерении. Субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета. Синтетические счета являются счетами I порядка. Аналитические счета могут быть III, IV, V и т.д. порядка в зависимости от поставленной задачи.
Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны — на аналитических счетах отражаются те же виды имущества, что и на синтетических счетах, но по более дробным экономическим группировкам. Общие итоговые данные аналитических счетов равны итоговым синтетических счетов.
По синтетическому счету «Материалы» могут быть открыты такие субсчета, как «Сырье и материалы», «Покупные полуфабрикаты», «Комплектующие изделия, конструкции и детали», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Прочие материалы». Эти счета относятся к счетам II порядка. Каждый из перечисленных субсчетов может детализироваться по аналитическим счетам. Субсчеты «Сырье и материалы» детализируются на такие счета, как «Основные материалы», «Вспомогательные материалы». Это аналитические счета III порядка. Далее детализируются данные, отражаются на аналитическом счете «Основные материалы» в его развитии открываются аналитические счета «Черные металлы», «Цветные металлы», «Лесоматериалы», «Химикаты» — это аналитические счета IV порядка.
Большая
номенклатура материальных ценностей с ручной
обработкой приходных и расходных документов вызывает труд-
ности в организации учета и контроля за сохранностью. Осо-
бенно трудным является аналитический учет мате-
риальных ценностей. Массовость, однотипность и постоянная
повторяемость большинства хозяйственных оптации создают
благоприятные условия для эффективного использования вы-
числительной техники и различных технических средств на
участке материального учета.
Обработка больших объемов аналитической информации по учету материальных ценностей с использованием средств, вычислительной техники значительно повышает ее достоверность, обеспечивает оперативное получение исходной информации, своевременную ее обработку и выдачу потребителям, увязку синтетического и аналитического учета. Счета аналитического учета или лицевые счета являются документами постоянного хранения.
Классификация счетов бухгалтерского учета
План счетов представляет схему регистрации и группировки средств, источников и хозяйственных операций в бухгалтерском учете. План счетов содержит наименование счетов, код или номер счета, номер и наименование субсчета. Субсчет — это счет II порядка, который открывается в развитие счета основного или счета I порядка (Приложение 1 к теме 3).
Например счет «Материалы» имеет код 10 и 9 субсчетов. Записываются счета так:
10-1 «Сырье и материалы»
10-2 «Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали»
10-3 «Топливо»
10-4 «Тара и тарные материалы»
10-5 «Запасные части»
10-6 «Прочие материалы»
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»
10-8 «Строительные материалы»
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, МБП. Все счета сгруппированы в 8 разделов. Полный план насчитывает 80 счетов I порядка и более 70 субсчетов. Имеются забалансовые счета бухгалтерского баланса.
Классификация счетов по экономическому содержанию предусматривает их подразделение на 5 групп (видов).
Первая группа составляет счета, предназначенные для обобщения информации, отражения и контроля имущества фирмы или средств и источников его формирования. Эта группа включает счета по учету основных средств, материальных ресурсов, готовой продукции, дебиторов, кредиторов, расчетов с поставщиками. Счета этой группы показывают состав и размещение имущества фирмы и источники его образования. Остатки по этим счетам непосредственно отражаются в балансе фирмы.
Вторая группа — включает счета, предназначенные для регулирования оценки средств. Счета этой группы связаны со счетами I группы и корректируют их суммы. Они играют двойную роль. С одной стороны они показывают регулирующие (корректировочные) показатели, которые показывают на анализ информации на счетах I группы. С другой стороны, они имеют самостоятельное аналитическое значение. Если производится дооценка средств, как увеличение оценки по балансовому счету, то регулирующую оценку и сумма его остатка прибавляется к сумме остатка основного счета. Например счет «Заготовление и приобретение материалов». Если же оценка средств или их источника должна быть уменьшена, то регулирующий счет является контрарным и сумма его остатка подлежит вычитанию из суммы остатка основного (регулируемого) счета. Контрарные счета используются для регулирования показателей активных и пассивных счетов. В соответствии с этим счета бывают контрактивными и контрпассивными.
Контрактивные счета применяются для регулирования показателей активных счетов, как «Амортизация нематериальных активов», «амортизация основных средств». Так «Амортизация основных средств» регулирует оценку средств, учитываемых по активному счету «Основные средства». Но «амортизация основных средств» имеет самостоятельное значение и предназначен для обобщения информации об уменьшении стоимости основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и долгосрочно арендуемых. Амортизация определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных отчислений. Так «Амортизация нематериальных активов» регулирует первоначальную оценку нематериальных активов, отражаются на счете «Нематериальные активы». Одновременно он предназначен для обобщения информации о начисленной амортизации. Величина амортизации по нематериальным активам определяется ежемесячно по нормам, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, норма износа устанавливается в расчете на (20) десять лет, но не более срока деятельности предприятия.
Контрпассивные счета используются для регулирования показателей пассивных счетов.
Третья группа включает счета, предназначенные для отражения и контроля отдельных стадий кругооборота средств предприятия. Счета этой группы позволяют определить расходы на производство основной и вспомогательной продукции в целом, по отдельным цехам, на отдельные виды продукции. Информация счетов этой группы дает возможность установить экономию или перерасход, полученным в процессе производства продукции. Счета III группы подразделяются на 2 подгруппы: комму-ляционные и собирательно-распределительные.
К коммуляционным относятся счета, когда можно определить себестоимость продукции: «Основное производство», «Вспо-могательное производство», «Капитальные вложения». Экономическое содержание записей по счету (20) «Основное производство» — по дебету счета учитываются остатки незавершенного производства на начало и конец периода и фактически про-
изводственные затраты согласно применяемой номенклатуре расходов. По дебету счета «Основное производство» прослеживается формирование каждой статьи себестоимости продукции, взаимосвязанной с соответствующими счетами (корреспонденции счета), по кредиту счета 20 «Основное производство» указывается фактическая себестоимость продукции, и возвраты, отходы, попутная продукция. Экономическое содержание записей по счету 23 «Вспомогательные производства» следующее: по дебету счета записываются остатки незавершенного производства на начало и конец месяца, обобщается информация о фактических затратах вспомогательных производств (обслуживание основного производства — электроэнергией, паром, газом, транспортом, ремонт основных средств, запчастей). По дебету счета отражается факт прямых расходов вспомогательных производств, потери от брака. По кредиту счета «Вспомогательные производства» показываются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Остатки по счетам «Основное производство», «Вспомогательное производство» записываются в балансе фирмы в II разделе «Оборотные активы» актива баланса по статье «Затраты в незавершенном производстве». Собирательно-распределительные счета предназначены для собирания и распределения расходов по отдельным видам и стадиям производства. К этой подгруппе относятся счета «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». Особенность счетов этой подгруппы состоит в окончании учетного периода, они закрываются, собранные на них расходы распределяются согласно нормативным актам между объектами учета, переходящего остатка не имеют и в балансе не отражаются. Экономическое содержание записей по счету «Общепроизводственные расходы» записываются по дебету счета, фактически произведенные расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и затрат на ремонт основного производственного назначения, расходы по страхованию производственного имущества, расходы на отопление, освещение, содержание производственных помещений, арендная плата за производственные помещения, машины, оборудование, другие арендуемые средства, оплата труда производственного процесса, персонала, занятого обслуживанием производства. По кредиту счета «Общепроизводственные расходы» показаны распределение собранных расходов и отношение их на счет «Основное производство», счет «Вспомогательные производства». По дебету счета «Общехозяйственные расходы» (26) отражается фактическая информация об управленческих и хозяйственных
расходах, не относящихся к производственным процессам: административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств управления и общехозяйственного назначения, расходы по оплате инженерных, аудиторских и консультационных услуг.
По кредиту счета «Общехозяйственные расходы» проводится распределение собранных расходов с отношением сумм на счет «Основное производство» или «Вспомогательные производства», если обслуживающие производства выполняли работы и услуги на сторону. Счет «Общехозяйственные расходы» переходящего остатка не имеет и отражения в балансе не находит.
К собирательно-распределительным счетам относится счет (44) «Расходы на продажи», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. Этот счет используется фирмой материального производства. По дебету счета отражаются фактические расходы на тару, упаковку, расходы на складе, готовой продукции, по доставке продукции на станции отправления, погрузки в вагоны, суда, автомобили и др. транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваются посреднические, рекламные расходы и другие аналогичные по назначению расходы. По кредиту счета «Коммерческие расходы» показывается распределение производственных расходов. Они списываются на счет «Продажи». Распределение коммерческих расходов регулируется нормативными актами.
Четвертая группа включает счета для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов деятельности фирмы в отчетном году. Это счет «Прибыли и убытки» (99). В зависимости от конечного финансового результата может быть активным и пассивным. Счет «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности фирмы в отчетном году. Прибыль или убыток слагается из финансового результата от реализации продукции, доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Экономическое содержание записей по счету «Прибыли и Убыт- ки» следуют по (Д-т) дебету счета в течение отчетного периода, отражая убытки, потери, а по кредиту (К-т) - прибыли и доходы фирмы.
Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчет-га период показывает конечный финансовый результат отчет-го года. На счете «Прибыли и убытки» в течение отчетного ода записывают прибыль и убытки от реализации готовой продукции, сдачи работ и услуг, валовой доход от реализации товаров и тары, прибыль и убыток от реализации, доход и убыток от прочего выбытия основных средств, иных материальных ценностей, прочих активов, ценных бумаг, доходы от долевого участия, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и других ценных бумаг, принадлежащих фирме, доходы от сдачи имущества в аренду, от погашения дебиторской задолженности, присужденные штрафы, пени, неустойки и др. санкции, возмещение причиненного ущерба и убытков, судебные издержки. По окончании отчетного года счет «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительные записи, сумма налога на прибыль в бюджет по годовому расчету и суммы отчисления в другие фонды, перераспределенная прибыль (убыток) отчетного года, которая списывается со счета «Прибыль и убытки» (99) в кредит (дебет) счета «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток) (84).
К финансово-результатным счетам относят также счет «Расходы будущих периодов». Он предназначен для обобщения ин- формации о доходах, полученных и начисленных в отчетном периоде по относящейся к будущим отчетным периодам по не- достачам за прошлые годы, и размеры сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам, ценностей.
Пятая группа — составляет забалансовые счета для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих фирме, но временно находящихся в распоряжении, условных прав и обязательств. В эту группу включаются «Арендованные основные средства», «Товарно-материальные ценности, принятые на материально-ответственное хранение», «Материалы, принятые в переработку», «Товары, принятые на комиссию», «Оборудование, принятое для монтажа» и т.д.
Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи только по дебету (увеличение) или по кредиту (уменьшение). Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы, для контроля управления, составления отчетности и ориентации предприятия в рыночной экономике. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять, вводить дополнительные субсчета.
Аналитические счета III и более порядка открываются в зависимости от поставленных задач, обоснования места и роли предприятия в рыночной экономике.
Синтетические счета, группировки и открытие субсчетов приводятся в инструкции по применению Плана счетов, дана корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета - основа системы организации учета
План счетов - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, классифицированных по экономическому содержанию. Новый План счетов действует с 1 января 2001 г. и применяется всеми предприятиями, ведущими учет по двойной системе (кроме банков и страховых организаций).
В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов I порядка и субсчетов II порядка.
Счета бухгалтерского учета объединены в следующие 9 разделов:
1) Основные средства и другие долгосрочные внеоборотные
активы.
Производственные оборотные средства, запасы.
Затраты на производство.
Готовая продукция, товары.
Денежные средства.
Расчеты.
Финансовые результаты.
Капитал.
Вопросы:
Что такое счета бухгалтерского учета?
Объясните дебет, кредит счета.
Экономическое содержание записей на активные пассивные счета.
Схема записей на активных и пассивных счетах.
Формула остатков (сальдо).
Ситуации при записи на активные и пассивные счета.
Экономическое обоснование метода двойной записи.
Контрольное значение метода двойной записи.
Информационное обеспечение метода двойной записи.
Оборотная ведомость по аналитическим счетам и синтетическим счетам.
Связь между синтетическим и аналитическим счетами и примеры III, IV, V порядка.
Классификация групп счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию.
Примеры приведения счетов к I, II, III, IV гр.
Дать характеристику забалансовых счетов.
Что такое План счетов бухгалтерского учета, его строение и значение для бухгалтерского учета?
Дать краткую характеристику каждого раздела Плана счетов.
Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 октября 2000 г. JV? 94н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ
ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказываю:
1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.
2. Ввести в действие настоящий
Приказ с 1 января 2001
года. Переход к применению Плана счетов бухгалтерско-
го учета финансово-хозяйственной деятельности органи-
зации разрешается осуществить в течение 2001 года по
мере готовности организации.
Министр
А.Л. КУДРИН
По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. Письмо Минюста РФ от 09.11.200 № 9558-ЮД.
Контрольные вопросы:
Что представляет собой бухгалтерский учетный регистр?
Представьте хронологический учет регистров.
Что такое Главная книга?
Определить формы бухгалтерского учета.
5. Какие формы бухгалтерского
учета?
6.' Какова классификация форм?
Расскажите о мемориально-ордерной форме.
Напишите мемориальный ордер.
Каковы недостатки мемориальных ордеров?
Что такое журнал-ордер?
В чем сущность журнально-ордерной формы?
Нарисуйте схему журнально-ордерной формы.
Каковы преимущества и недостатки ее?
Какой Вы знаете принцип таблично-перфокарточной формы?
В чем заключается сущность автоматизированной формы?
Расскажите о характере АРМБ.
Счет в бухгалтерском учете. На всех предприятиях ежедневно производятся хозяйственные операции, которые должны отражаться в балансе. Баланс составляется на последнюю дату отчетного периода (месяца, квартала, года). Повседневные изменения в составе имущества, обязательств и источников их формирования и текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета. Системе счетов в бухгалтерском учете принадлежит особая роль как в теории, методологии бухгалтерского учета, так и практике его осуществления, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накопления и обобщения. Запись по счетам осуществляется методом двойной записи.
Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами. Счет — это накопитель информации для последующего обобщения и использования для составления отчетности и анализа, для принятия решения руководства фирмы. Счет представляет таблицу из 2 частей с названием и наименованием объекта учета: счет «Материалы», счет «Уставной капитал», счет «Основное производство», счет «Основные средства» и т.д. Первая часть — для занесения записей — дебета. Вторая часть — для записи — кредита.
На счетах отражаются хозяйственные операции в количественном и в стоимостном выражении. Левая часть называется дебетом (Д-т), правая часто — кредитом (К-т). Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином
Схема записей на пассивном счете имеет вид:
«Сальдо» (остаток счета). Если сальдо на начало месяца Clf а на конец года, месяца — Ск. Для отражения хозяйственных операций на счетах необходимо документированное подтверждение — в виде первичных бумажных документов установленной формы, а также машинные носители - дискеты, магнитные ленты. Они имеют одинаковую юридическую силу. Все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Пассивные счета -на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав и движение, и обязательства. На пассивных счетах - сальдо - кредитовое.
По активному счету отражаются по дебетовой стороне счета — остатки на начало и конец остаток на конец периода. По кредитовой стороне счета — записываются хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.
Остатки на конец месяца определяются по формуле:
где ОбД — оборот по дебиту счета; ОбК — оборот по кредиту счета.
Образец заполнения активного счета:
При записях хозяйственных операций в активные счета могут заноситься две ситуации:
сумма начального остатка и сумма оборота по дебету должны быть больше суммы показываемому по кредиту счета и определяется по формуле С2;
сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета равны сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец периода О.
По пассивному счету, на котором учитываются источники формирования имущества и средств, отражаются: на кредитной стороне - остаток на начало проведения операции С1; хозяйственные операции с увеличением остатка в результате хозяйственной операции и С2 - остаток на конец проведения операции; на дебетовой стороне остатки не показывают, а лишь хозяйственные операции, уменьшающие остаток. Определение остатка по пассивному счету на конец периода по формуле:
При записях на пассивном счете могут быть 2 ситуации: 1) сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, записанной по дебету счета. Остаток на конец проведения хозяйственной операции определяется по формуле С2.
Во второй ситуации сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равна сумме, показываемой по дебету счета. В этом случае сальдо на конец периода не будет.
Остатки по активным счетам, на которых записываются средства и имущество фирмы, а по пассивным счетам показываются источники формирования. Затем указывается в активе и пассиве баланса.
Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В них остаток может быть и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Счет: Расчеты с дебиторами и кредиторами (76). Дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса. Кредитовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.
Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке не определяется, так как для этого требуется проводить аналитический учет о состоянии расчетов с каждым деби-
тором и каждым кредитором (покупателем и поставщиком). Сальдо выводится по каждому покупателю и поставщику отдельно, затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности. Каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды — методом двойной записи. Хозяйственные операции записываются на счетах в хронологическом порядке. Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов. Она выражается записью данных от хозяйственных операций по дебету активного и кредиту пассивного счета или наоборот.
Корреспонденция счетов
Корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции отражают методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в 4 этапа.
Третий этап. Необходимо определить, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса: увеличила или уменьшила, оставила ли без изменения. Затрагивает только имущество — актив, то она относится к I типу хозяйственный операций.
Четвертый этап. Исходя из схем записей на активном и пассивном счетах необходимо установить, какой из 2 счетов бухгалтерского учета по данной операции дебетуется, а какой кредитуется. В результате приобретения материалов на активном счете «Материалы» произошло увеличение сумм, поэтому счет «Материалы» дебетуется, а в кассе стало меньше наличных, поэтому по счету «Касса» эта сумма отражается по кредиту и запись имеет вид:
Д-т сч. «Материалы», К-т см. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 тыс. руб.
Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. «Касса» — 100 тыс. руб.
Все четыре этапа выполняются по каждой хозяйственной операции.
Практически в финансово-хозяйственной деятельности есть такие операции, которые отражают по дебету одного и по кредиту другого или нескольких счетов (сложи, корреспонденции). Так, если начислена зарплата 100 тыс. руб.: рабочим основного производства — 400 тыс. руб., вспомогательного производства — 250 тыс. руб., аппарату управления — 100 тыс. руб. Это значит, проведенная операция будет отражена по дебету счетов:
Основное производство (20) - 400 тыс. руб.
Вспомогательное производство (23) — 250 тыс. руб.
Общепроизводственные расходы (25) — 250 тыс. руб.
Общехозяйственные расходы (26) — 100 тыс. руб.
и по кредиту счетов:
Расчеты с персоналом по оплате труда (70) — 1000 тыс. руб.
Метод двойной записи, контрольное и информационное значение
Каждая хозяйственная операция затрагивает два объекта, а счета Фирма покупает материалы с одной стороны - увеличивается материал, а с другой стороны - уменьшаются средства за счет которых они приобретены - указывает, за какой источник они поступили - куплены за наличные, за использованный кредит или образовалась задолженность поставщикам. Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. При использовании корреспондентских счетов с применением метода двойной записи участвуют 3 составляющих метода двойной записи - описание хозяйственной операции, дебетуемый счет и кредитуемый счет. В России применяются две шкалы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический и оперативно-балансовый.
Принцип двойной записи имеет важное контрольное значение. При оплате счета поставщика сумма платежа должна соответствовать сумме поступивших и оприходованных ценностей. При отпуске материалов со склада в цех стоимость материалов в цехе или величина наличных денег, полученных в кассу с расчетного счета, соответствуют данным кассира и показаниям выписки банка с этого счета. В бухгалтерском учете проводится встречная проверка документов по оплате и приходу товарно-материальных ценностей, переброске от одного лица другому, реализации - по зачислению выручки и обороту по продаже. Принцип двойной записи, называемый двойной бухгалтерией, а Гете И.В. считал «одним из прекраснейших изобретений ума человеческого». Все это экономический подход. Но наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает оперативно-балансовый подход. Сущность двойной записи объясняется строением баланса, где с двух сторон рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса), по источникам формирования этого имущества (пассив баланса). Итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая операция затрагивает 2 статьи баланса, что характеризуется влияния на баланс 4 типов операций, которые изменяют или только имущество фирмы (актив баланса) или только источники формирования имущества (пассив баланса) и одновременно и имущества, и источники его образования (актив и пассив баланса). Необходимость метода двойной записи заключается из целостности балансовой группировки имущества фирмы. Киберне-
тика и информатика подтвердили, что двойная запись является методическим приемом со всеобщим характером.
Двойной записью реализуется кибернетический подход к организации информации как системы, состоящей из отдельных элементов, соединенных между собой двусторонними связями. Этот подход применяется при построении матричных моделей и сетевых графиков.
Один из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе фирмы — это составление оборотной ведомости. Оборотная ведомость позволяет обобщить учетную информацию, отражаемую на счетах бухгалтерского учета. Она составляется на конец месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц. В нее записывают все используемые на фирме счета и для каждого счета отведена одна строка. В ведомости есть три пары колонок, где показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счетов и конечное сальдо. Соблюдается попарное равенство итогов в колонках — итог дебетовых начальных сальдо равняется итогу кредитовых начальных сальдо, итог дебетовых конечных сальдо — итогу кредитовых конечных сальдо. Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса. Итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества фирмы, а итог кредитовых сальдо — сумму источников образования этого имущества.
Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам подтверждает сущность метода двойной записи, т.к. каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.
Равенство между собой итогов дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть также равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в журнал регистрации хозяйственной операции, так и в счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.
Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам имеет контрольное значение, равенство показывает на отсутствие ошибок. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета оценивает общее состояние имущества и источников его образования за отчетный период.
Шахматная оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется по шахматной форме, она включает корреспонденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.
В эту оборотную ведомость вносят остатки на начало и конец по каждому счету, итоги дебетовых и кредитовых оборотов. Итоги оборотов по дебету и кредиту счетов равны между собой, они вытекают из метода двойной записи, операции одновременного записывания по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковых суммах.
Счета синтетического и аналитического учета
Для обобщения характеристики объектов учета средств, источников и фактов хозяйственной деятельности используют синтетические счета. Они отражают данные экономических группировок имущества фирмы, источников его формирования в обобщенном виде в денежном выражении. Это счета: «Материалы», «Основные средства», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчет с поставщиками и подрядчиками» (60).
Аналитические счета - детализированные счета, позволяют иметь сведения по каждому покупателю, по видам вырабатываемой продукции, по каждому работнику организации. Аналитические счета осуществляются в денежном и натуральном измерении. Субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета. Синтетические счета являются счетами I порядка. Аналитические счета могут быть III, IV, V и т.д. порядка в зависимости от поставленной задачи.
Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны — на аналитических счетах отражаются те же виды имущества, что и на синтетических счетах, но по более дробным экономическим группировкам. Общие итоговые данные аналитических счетов равны итоговым синтетических счетов.
По синтетическому счету «Материалы» могут быть открыты такие субсчета, как «Сырье и материалы», «Покупные полуфабрикаты», «Комплектующие изделия, конструкции и детали», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Прочие материалы». Эти счета относятся к счетам II порядка. Каждый из перечисленных субсчетов может детализироваться по аналитическим счетам. Субсчеты «Сырье и материалы» детализируются на такие счета, как «Основные материалы», «Вспомогательные материалы». Это аналитические счета III порядка. Далее детализируются данные, отражаются на аналитическом счете «Основные материалы» в его развитии открываются аналитические счета «Черные металлы», «Цветные металлы», «Лесоматериалы», «Химикаты» — это аналитические счета IV порядка.
Большая
номенклатура материальных ценностей с ручной
обработкой приходных и расходных документов вызывает труд-
ности в организации учета и контроля за сохранностью. Осо-
бенно трудным является аналитический учет мате-
риальных ценностей. Массовость, однотипность и постоянная
повторяемость большинства хозяйственных оптации создают
благоприятные условия для эффективного использования вы-
числительной техники и различных технических средств на
участке материального учета.
Обработка больших объемов аналитической информации по учету материальных ценностей с использованием средств, вычислительной техники значительно повышает ее достоверность, обеспечивает оперативное получение исходной информации, своевременную ее обработку и выдачу потребителям, увязку синтетического и аналитического учета. Счета аналитического учета или лицевые счета являются документами постоянного хранения.
Классификация счетов бухгалтерского учета
План счетов представляет схему регистрации и группировки средств, источников и хозяйственных операций в бухгалтерском учете. План счетов содержит наименование счетов, код или номер счета, номер и наименование субсчета. Субсчет — это счет II порядка, который открывается в развитие счета основного или счета I порядка (Приложение 1 к теме 3).
Например счет «Материалы» имеет код 10 и 9 субсчетов. Записываются счета так:
10-1 «Сырье и материалы»
10-2 «Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали»
10-3 «Топливо»
10-4 «Тара и тарные материалы»
10-5 «Запасные части»
10-6 «Прочие материалы»
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»
10-8 «Строительные материалы»
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, МБП. Все счета сгруппированы в 8 разделов. Полный план насчитывает 80 счетов I порядка и более 70 субсчетов. Имеются забалансовые счета бухгалтерского баланса.
Классификация счетов по экономическому содержанию предусматривает их подразделение на 5 групп (видов).
Первая группа составляет счета, предназначенные для обобщения информации, отражения и контроля имущества фирмы или средств и источников его формирования. Эта группа включает счета по учету основных средств, материальных ресурсов, готовой продукции, дебиторов, кредиторов, расчетов с поставщиками. Счета этой группы показывают состав и размещение имущества фирмы и источники его образования. Остатки по этим счетам непосредственно отражаются в балансе фирмы.
Вторая группа — включает счета, предназначенные для регулирования оценки средств. Счета этой группы связаны со счетами I группы и корректируют их суммы. Они играют двойную роль. С одной стороны они показывают регулирующие (корректировочные) показатели, которые показывают на анализ информации на счетах I группы. С другой стороны, они имеют самостоятельное аналитическое значение. Если производится дооценка средств, как увеличение оценки по балансовому счету, то регулирующую оценку и сумма его остатка прибавляется к сумме остатка основного счета. Например счет «Заготовление и приобретение материалов». Если же оценка средств или их источника должна быть уменьшена, то регулирующий счет является контрарным и сумма его остатка подлежит вычитанию из суммы остатка основного (регулируемого) счета. Контрарные счета используются для регулирования показателей активных и пассивных счетов. В соответствии с этим счета бывают контрактивными и контрпассивными.
Контрактивные счета применяются для регулирования показателей активных счетов, как «Амортизация нематериальных активов», «амортизация основных средств». Так «Амортизация основных средств» регулирует оценку средств, учитываемых по активному счету «Основные средства». Но «амортизация основных средств» имеет самостоятельное значение и предназначен для обобщения информации об уменьшении стоимости основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и долгосрочно арендуемых. Амортизация определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных отчислений. Так «Амортизация нематериальных активов» регулирует первоначальную оценку нематериальных активов, отражаются на счете «Нематериальные активы». Одновременно он предназначен для обобщения информации о начисленной амортизации. Величина амортизации по нематериальным активам определяется ежемесячно по нормам, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, норма износа устанавливается в расчете на (20) десять лет, но не более срока деятельности предприятия.
Контрпассивные счета используются для регулирования показателей пассивных счетов.
Третья группа включает счета, предназначенные для отражения и контроля отдельных стадий кругооборота средств предприятия. Счета этой группы позволяют определить расходы на производство основной и вспомогательной продукции в целом, по отдельным цехам, на отдельные виды продукции. Информация счетов этой группы дает возможность установить экономию или перерасход, полученным в процессе производства продукции. Счета III группы подразделяются на 2 подгруппы: комму-ляционные и собирательно-распределительные.
К коммуляционным относятся счета, когда можно определить себестоимость продукции: «Основное производство», «Вспо-могательное производство», «Капитальные вложения». Экономическое содержание записей по счету (20) «Основное производство» — по дебету счета учитываются остатки незавершенного производства на начало и конец периода и фактически про-
изводственные затраты согласно применяемой номенклатуре расходов. По дебету счета «Основное производство» прослеживается формирование каждой статьи себестоимости продукции, взаимосвязанной с соответствующими счетами (корреспонденции счета), по кредиту счета 20 «Основное производство» указывается фактическая себестоимость продукции, и возвраты, отходы, попутная продукция. Экономическое содержание записей по счету 23 «Вспомогательные производства» следующее: по дебету счета записываются остатки незавершенного производства на начало и конец месяца, обобщается информация о фактических затратах вспомогательных производств (обслуживание основного производства — электроэнергией, паром, газом, транспортом, ремонт основных средств, запчастей). По дебету счета отражается факт прямых расходов вспомогательных производств, потери от брака. По кредиту счета «Вспомогательные производства» показываются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Остатки по счетам «Основное производство», «Вспомогательное производство» записываются в балансе фирмы в II разделе «Оборотные активы» актива баланса по статье «Затраты в незавершенном производстве». Собирательно-распределительные счета предназначены для собирания и распределения расходов по отдельным видам и стадиям производства. К этой подгруппе относятся счета «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». Особенность счетов этой подгруппы состоит в окончании учетного периода, они закрываются, собранные на них расходы распределяются согласно нормативным актам между объектами учета, переходящего остатка не имеют и в балансе не отражаются. Экономическое содержание записей по счету «Общепроизводственные расходы» записываются по дебету счета, фактически произведенные расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и затрат на ремонт основного производственного назначения, расходы по страхованию производственного имущества, расходы на отопление, освещение, содержание производственных помещений, арендная плата за производственные помещения, машины, оборудование, другие арендуемые средства, оплата труда производственного процесса, персонала, занятого обслуживанием производства. По кредиту счета «Общепроизводственные расходы» показаны распределение собранных расходов и отношение их на счет «Основное производство», счет «Вспомогательные производства». По дебету счета «Общехозяйственные расходы» (26) отражается фактическая информация об управленческих и хозяйственных
расходах, не относящихся к производственным процессам: административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств управления и общехозяйственного назначения, расходы по оплате инженерных, аудиторских и консультационных услуг.
По кредиту счета «Общехозяйственные расходы» проводится распределение собранных расходов с отношением сумм на счет «Основное производство» или «Вспомогательные производства», если обслуживающие производства выполняли работы и услуги на сторону. Счет «Общехозяйственные расходы» переходящего остатка не имеет и отражения в балансе не находит.
К собирательно-распределительным счетам относится счет (44) «Расходы на продажи», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. Этот счет используется фирмой материального производства. По дебету счета отражаются фактические расходы на тару, упаковку, расходы на складе, готовой продукции, по доставке продукции на станции отправления, погрузки в вагоны, суда, автомобили и др. транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваются посреднические, рекламные расходы и другие аналогичные по назначению расходы. По кредиту счета «Коммерческие расходы» показывается распределение производственных расходов. Они списываются на счет «Продажи». Распределение коммерческих расходов регулируется нормативными актами.
Четвертая группа включает счета для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов деятельности фирмы в отчетном году. Это счет «Прибыли и убытки» (99). В зависимости от конечного финансового результата может быть активным и пассивным. Счет «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности фирмы в отчетном году. Прибыль или убыток слагается из финансового результата от реализации продукции, доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Экономическое содержание записей по счету «Прибыли и Убыт- ки» следуют по (Д-т) дебету счета в течение отчетного периода, отражая убытки, потери, а по кредиту (К-т) - прибыли и доходы фирмы.
Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчет-га период показывает конечный финансовый результат отчет-го года. На счете «Прибыли и убытки» в течение отчетного ода записывают прибыль и убытки от реализации готовой продукции, сдачи работ и услуг, валовой доход от реализации товаров и тары, прибыль и убыток от реализации, доход и убыток от прочего выбытия основных средств, иных материальных ценностей, прочих активов, ценных бумаг, доходы от долевого участия, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и других ценных бумаг, принадлежащих фирме, доходы от сдачи имущества в аренду, от погашения дебиторской задолженности, присужденные штрафы, пени, неустойки и др. санкции, возмещение причиненного ущерба и убытков, судебные издержки. По окончании отчетного года счет «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительные записи, сумма налога на прибыль в бюджет по годовому расчету и суммы отчисления в другие фонды, перераспределенная прибыль (убыток) отчетного года, которая списывается со счета «Прибыль и убытки» (99) в кредит (дебет) счета «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток) (84).
К финансово-результатным счетам относят также счет «Расходы будущих периодов». Он предназначен для обобщения ин- формации о доходах, полученных и начисленных в отчетном периоде по относящейся к будущим отчетным периодам по не- достачам за прошлые годы, и размеры сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам, ценностей.
Пятая группа — составляет забалансовые счета для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих фирме, но временно находящихся в распоряжении, условных прав и обязательств. В эту группу включаются «Арендованные основные средства», «Товарно-материальные ценности, принятые на материально-ответственное хранение», «Материалы, принятые в переработку», «Товары, принятые на комиссию», «Оборудование, принятое для монтажа» и т.д.
Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи только по дебету (увеличение) или по кредиту (уменьшение). Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы, для контроля управления, составления отчетности и ориентации предприятия в рыночной экономике. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять, вводить дополнительные субсчета.
Аналитические счета III и более порядка открываются в зависимости от поставленных задач, обоснования места и роли предприятия в рыночной экономике.
Синтетические счета, группировки и открытие субсчетов приводятся в инструкции по применению Плана счетов, дана корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета - основа системы организации учета
План счетов - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, классифицированных по экономическому содержанию. Новый План счетов действует с 1 января 2001 г. и применяется всеми предприятиями, ведущими учет по двойной системе (кроме банков и страховых организаций).
В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов I порядка и субсчетов II порядка.
Счета бухгалтерского учета объединены в следующие 9 разделов:
1) Основные средства и другие долгосрочные внеоборотные
активы.
Производственные оборотные средства, запасы.
Затраты на производство.
Готовая продукция, товары.
Денежные средства.
Расчеты.
Финансовые результаты.
Капитал.
Вопросы:
Что такое счета бухгалтерского учета?
Объясните дебет, кредит счета.
Экономическое содержание записей на активные пассивные счета.
Схема записей на активных и пассивных счетах.
Формула остатков (сальдо).
Ситуации при записи на активные и пассивные счета.
Экономическое обоснование метода двойной записи.
Контрольное значение метода двойной записи.
Информационное обеспечение метода двойной записи.
Оборотная ведомость по аналитическим счетам и синтетическим счетам.
Связь между синтетическим и аналитическим счетами и примеры III, IV, V порядка.
Классификация групп счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию.
Примеры приведения счетов к I, II, III, IV гр.
Дать характеристику забалансовых счетов.
Что такое План счетов бухгалтерского учета, его строение и значение для бухгалтерского учета?
Дать краткую характеристику каждого раздела Плана счетов.
Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 октября 2000 г. JV? 94н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ
ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказываю:
1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.
2. Ввести в действие настоящий
Приказ с 1 января 2001
года. Переход к применению Плана счетов бухгалтерско-
го учета финансово-хозяйственной деятельности органи-
зации разрешается осуществить в течение 2001 года по
мере готовности организации.
Министр
А.Л. КУДРИН
По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. Письмо Минюста РФ от 09.11.200 № 9558-ЮД.
Контрольные вопросы:
Что представляет собой бухгалтерский учетный регистр?
Представьте хронологический учет регистров.
Что такое Главная книга?
Определить формы бухгалтерского учета.
5. Какие формы бухгалтерского
учета?
6.' Какова классификация форм?
Расскажите о мемориально-ордерной форме.
Напишите мемориальный ордер.
Каковы недостатки мемориальных ордеров?
Что такое журнал-ордер?
В чем сущность журнально-ордерной формы?
Нарисуйте схему журнально-ордерной формы.
Каковы преимущества и недостатки ее?
Какой Вы знаете принцип таблично-перфокарточной формы?
В чем заключается сущность автоматизированной формы?
Расскажите о характере АРМБ.