6.2. Система счетов и двойная запись

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

Счет в бухгалтерском учете. На всех предприятиях еже­дневно производятся хозяйственные операции, которые долж­ны отражаться в балансе. Баланс составляется на последнюю дату отчетного периода (месяца, квартала, года). Повседневные изменения в составе имущества, обязательств и источников их формирования и текущего учета и контроля используется сис­тема счетов бухгалтерского учета. Системе счетов в бухгалтерс­ком учете принадлежит особая роль как в теории, методологии бухгалтерского учета, так и практике его осуществления, так как с их применением реализуется проблема двойственного от­ражения информации, ее накопления и обобщения. Запись по счетам осуществляется методом двойной записи.

Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, теку­щего контроля и отражения хозяйственных операций с имуще­ством, источниками его формирования и хозяйственными про­цессами. Счет — это накопитель информации для последующего обобщения и использования для составления отчетности и ана­лиза, для принятия решения руководства фирмы. Счет пред­ставляет таблицу из 2 частей с названием и наименованием объекта учета: счет «Материалы», счет «Уставной капитал», счет «Основное производство», счет «Основные средства» и т.д. Пер­вая часть — для занесения записей — дебета. Вторая часть — для записи — кредита.

На счетах отражаются хозяйственные операции в количе­ственном и в стоимостном выражении. Левая часть называется дебетом (Д-т), правая часто — кредитом (К-т). Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином

Схема записей на пассивном счете имеет вид:

«Сальдо» (остаток счета). Если сальдо на начало месяца Clf а на конец года, месяца — Ск. Для отражения хозяйственных опера­ций на счетах необходимо документированное подтверждение — в виде первичных бумажных документов установленной фор­мы, а также машинные носители - дискеты, магнитные ленты. Они имеют одинаковую юридическую силу. Все счета бухгал­терского учета делятся на активные и пассивные. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Пассивные счета -на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав и движение, и обязательства. На пассивных счетах - сальдо - кредитовое.

По активному счету отражаются по дебетовой стороне счета — остатки на начало и конец остаток на конец периода. По креди­товой стороне счета — записываются хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.

Остатки на конец месяца определяются по формуле:

где ОбД — оборот по дебиту счета; ОбК — оборот по кредиту счета.

Образец заполнения активного счета:

При записях хозяйственных операций в активные счета мо­гут заноситься две ситуации:

сумма начального остатка и сумма оборота по дебету дол­жны быть больше суммы показываемому по кредиту сче­та и определяется по формуле С2;

сумма начального остатка и сумма оборота по дебету сче­та равны сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец периода О.

По пассивному счету, на котором учитываются источники формирования имущества и средств, отражаются: на кредитной стороне - остаток на начало проведения операции С1; хозяй­ственные операции с увеличением остатка в результате хозяй­ственной операции и С2 - остаток на конец проведения опера­ции; на дебетовой стороне остатки не показывают, а лишь хо­зяйственные операции, уменьшающие остаток. Определение остатка по пассивному счету на конец периода по формуле:

При записях на пассивном счете могут быть 2 ситуации: 1) сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, записанной по дебету счета. Оста­ток на конец проведения хозяйственной операции определяется по формуле С2.

Во второй ситуации сумма начального остатка и сумма обо­рота по кредиту счета равна сумме, показываемой по дебету счета. В этом случае сальдо на конец периода не будет.

Остатки по активным счетам, на которых записываются сред­ства и имущество фирмы, а по пассивным счетам показываются источники формирования. Затем указывается в активе и пасси­ве баланса.

Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В них остаток может быть и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Счет: Расчеты с дебитора­ми и кредиторами (76). Дебетовое сальдо показывает сумму де­биторской задолженности и отражается в активе баланса. Кре­дитовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке не определяется, так как для этого требуется прово­дить аналитический учет о состоянии расчетов с каждым деби-

тором и каждым кредитором (покупателем и поставщиком). Сальдо выводится по каждому покупателю и поставщику от­дельно, затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кре­диторской задолженности. Каждая операция отражается на сче­тах бухгалтерского учета дважды — методом двойной записи. Хозяйственные операции записываются на счетах в хронологи­ческом порядке. Взаимосвязь между счетами называется кор­респонденцией счетов. Она выражается записью данных от хо­зяйственных операций по дебету активного и кредиту пассив­ного счета или наоборот.

Корреспонденция счетов

Корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной опера­ции отражают методом двойной записи на счетах бухгалтерско­го учета в 4 этапа.

Третий этап. Необходимо определить, как данная хозяйствен­ная операция повлияла на валюту баланса: увеличила или умень­шила, оставила ли без изменения. Затрагивает только имуще­ство — актив, то она относится к I типу хозяйственный опера­ций.

Четвертый этап. Исходя из схем записей на активном и пас­сивном счетах необходимо установить, какой из 2 счетов бух­галтерского учета по данной операции дебетуется, а какой кре­дитуется. В результате приобретения материалов на активном счете «Материалы» произошло увеличение сумм, поэтому счет «Материалы» дебетуется, а в кассе стало меньше наличных, поэтому по счету «Касса» эта сумма отражается по кредиту и запись имеет вид:

Д-т сч. «Материалы», К-т см. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 тыс. руб.

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. «Касса» — 100 тыс. руб.

Все четыре этапа выполняются по каждой хозяйственной операции.

Практически в финансово-хозяйственной деятельности есть такие операции, которые отражают по дебету одного и по кре­диту другого или нескольких счетов (сложи, корреспонденции). Так, если начислена зарплата 100 тыс. руб.: рабочим основного производства — 400 тыс. руб., вспомогательного производства — 250 тыс. руб., аппарату управления — 100 тыс. руб. Это значит, проведенная операция будет отражена по дебету счетов:

Основное производство (20) - 400 тыс. руб.

Вспомогательное производство (23) — 250 тыс. руб.

Общепроизводственные расходы (25) — 250 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы (26) — 100 тыс. руб.

и по кредиту счетов:

Расчеты с персоналом по оплате труда (70) — 1000 тыс. руб.

Метод двойной записи, контрольное и информационное значение

Каждая хозяйственная операция затрагивает два объекта, а счета Фирма покупает материалы с одной стороны - увели­чивается материал, а с другой стороны - уменьшаются средства за счет которых они приобретены - указывает, за какой источник они поступили - куплены за наличные, за использо­ванный кредит или образовалась задолженность поставщикам. Двойственное отражение хозяйственной операции заключа­ется в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. При использовании корреспондентских счетов с применением метода двойной запи­си участвуют 3 составляющих метода двойной записи - описа­ние хозяйственной операции, дебетуемый счет и кредитуемый счет. В России применяются две шкалы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический и оперативно-балансо­вый.

Принцип двойной записи имеет важное контрольное значе­ние. При оплате счета поставщика сумма платежа должна соот­ветствовать сумме поступивших и оприходованных ценностей. При отпуске материалов со склада в цех стоимость материалов в цехе или величина наличных денег, полученных в кассу с расчетного счета, соответствуют данным кассира и показаниям выписки банка с этого счета. В бухгалтерском учете проводится встречная проверка документов по оплате и приходу товарно-материальных ценностей, переброске от одного лица другому, реализации - по зачислению выручки и обороту по продаже. Принцип двойной записи, называемый двойной бухгалтерией, а Гете И.В. считал «одним из прекраснейших изобретений ума человеческого». Все это экономический подход. Но наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает опера­тивно-балансовый подход. Сущность двойной записи объясня­ется строением баланса, где с двух сторон рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса), по источ­никам формирования этого имущества (пассив баланса). Итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая опера­ция затрагивает 2 статьи баланса, что характеризуется влияния на баланс 4 типов операций, которые изменяют или только имущество фирмы (актив баланса) или только источники фор­мирования имущества (пассив баланса) и одновременно и иму­щества, и источники его образования (актив и пассив баланса). Необходимость метода двойной записи заключается из целостности балансовой группировки имущества фирмы. Киберне-

тика и информатика подтвердили, что двойная запись является методическим приемом со всеобщим характером.

Двойной записью реализуется кибернетический подход к организации информации как системы, состоящей из отдель­ных элементов, соединенных между собой двусторонними свя­зями. Этот подход применяется при построении матричных моделей и сетевых графиков.

Один из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе фирмы — это составление оборотной ведомости. Оборот­ная ведомость позволяет обобщить учетную информацию, отра­жаемую на счетах бухгалтерского учета. Она составляется на конец месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц. В нее записывают все используемые на фирме счета и для каждого счета отведена одна строка. В ведомости есть три пары колонок, где показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счетов и конечное сальдо. Соблюдается попар­ное равенство итогов в колонках — итог дебетовых начальных сальдо равняется итогу кредитовых начальных сальдо, итог де­бетовых конечных сальдо — итогу кредитовых конечных саль­до. Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на нача­ло и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса. Итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества фирмы, а итог кредитовых сальдо — сумму источни­ков образования этого имущества.

Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам подтверждает сущность метода двойной записи, т.к. каж­дая хозяйственная операция отражается дважды по дебету од­ного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Равенство между собой итогов дебетовых и кредитовых обо­ротов по счетам в оборотной ведомости должны быть также рав­ны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной опе­рации записывается в журнал регистрации хозяйственной опе­рации, так и в счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.

Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам имеет контрольное значение, равенство показывает на отсут­ствие ошибок. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета оценивает общее состояние имущества и источников его образования за отчетный период.

Шахматная оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется по шахматной форме, она включает коррес­понденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.

В эту оборотную ведомость вносят остатки на начало и конец по каждому счету, итоги дебетовых и кредитовых оборотов. Итоги оборотов по дебету и кредиту счетов равны между собой, они вытекают из метода двойной записи, операции одновременного записывания по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковых суммах.

Счета синтетического и аналитического учета

Для обобщения характеристики объектов учета средств, ис­точников и фактов хозяйственной деятельности используют син­тетические счета. Они отражают данные экономических груп­пировок имущества фирмы, источников его формирования в обобщенном виде в денежном выражении. Это счета: «Материа­лы», «Основные средства», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчет с поставщиками и подрядчиками» (60).

Аналитические счета - детализированные счета, позволяют иметь сведения по каждому покупателю, по видам вырабатыва­емой продукции, по каждому работнику организации. Анали­тические счета осуществляются в денежном и натуральном из­мерении. Субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетическо­го счета. Синтетические счета являются счетами I порядка. Аналитические счета могут быть III, IV, V и т.д. порядка в за­висимости от поставленной задачи.

Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны — на аналитических счетах отражаются те же виды имущества, что и на синтетических счетах, но по более дробным экономичес­ким группировкам. Общие итоговые данные аналитических сче­тов равны итоговым синтетических счетов.

По синтетическому счету «Материалы» могут быть открыты такие субсчета, как «Сырье и материалы», «Покупные полу­фабрикаты», «Комплектующие изделия, конструкции и дета­ли», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные час­ти», «Прочие материалы». Эти счета относятся к счетам II по­рядка. Каждый из перечисленных субсчетов может детализиро­ваться по аналитическим счетам. Субсчеты «Сырье и материа­лы» детализируются на такие счета, как «Основные материа­лы», «Вспомогательные материалы». Это аналитические счета III порядка. Далее детализируются данные, отражаются на ана­литическом счете «Основные материалы» в его развитии откры­ваются аналитические счета «Черные металлы», «Цветные ме­таллы», «Лесоматериалы», «Химикаты» — это аналитические счета IV порядка.

Большая номенклатура материальных ценностей с ручной
обработкой приходных и расходных документов вызывает труд-
ности в организации учета и контроля за сохранностью. Осо-
бенно трудным является аналитический учет мате-
риальных ценностей. Массовость, однотипность и постоянная
повторяемость большинства хозяйственных оптации создают
благоприятные условия для эффективного использования вы-
числительной техники и различных технических средств на
участке материального учета.

Обработка больших объемов аналитической информации по учету материальных ценностей с использованием средств, вы­числительной техники значительно повышает ее достоверность, обеспечивает оперативное получение исходной информации, своевременную ее обработку и выдачу потребителям, увязку синтетического и аналитического учета. Счета аналитического учета или лицевые счета являются документами постоянного хранения.

Классификация счетов бухгалтерского учета

План счетов представляет схему регистрации и группировки средств, источников и хозяйственных операций в бухгалтерс­ком учете. План счетов содержит наименование счетов, код или номер счета, номер и наименование субсчета. Субсчет — это счет II порядка, который открывается в развитие счета основного или счета I порядка (Приложение 1 к теме 3).

Например счет «Материалы» имеет код 10 и 9 субсчетов. Записываются счета так:

10-1 «Сырье и материалы»

10-2 «Покупные полуфабрикаты, комплектующие изде­лия, конструкции и детали»

10-3 «Топливо»

10-4 «Тара и тарные материалы»

10-5 «Запасные части»

10-6 «Прочие материалы»

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

10-8 «Строительные материалы»

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, МБП. Все счета сгруппированы в 8 разделов. Полный план насчи­тывает 80 счетов I порядка и более 70 субсчетов. Имеются заба­лансовые счета бухгалтерского баланса.

Классификация счетов по экономическому содержанию пре­дусматривает их подразделение на 5 групп (видов).

Первая группа составляет счета, предназначенные для обоб­щения информации, отражения и контроля имущества фирмы или средств и источников его формирования. Эта группа вклю­чает счета по учету основных средств, материальных ресурсов, готовой продукции, дебиторов, кредиторов, расчетов с постав­щиками. Счета этой группы показывают состав и размещение имущества фирмы и источники его образования. Остатки по этим счетам непосредственно отражаются в балансе фирмы.

Вторая группа — включает счета, предназначенные для ре­гулирования оценки средств. Счета этой группы связаны со сче­тами I группы и корректируют их суммы. Они играют двойную роль. С одной стороны они показывают регулирующие (коррек­тировочные) показатели, которые показывают на анализ инфор­мации на счетах I группы. С другой стороны, они имеют само­стоятельное аналитическое значение. Если производится до­оценка средств, как увеличение оценки по балансовому счету, то регулирующую оценку и сумма его остатка прибавляется к сумме остатка основного счета. Например счет «Заготовление и приобретение материалов». Если же оценка средств или их источника должна быть уменьшена, то регулирующий счет является контрарным и сумма его остатка подлежит вычитанию из суммы остатка основного (регулируемого) счета. Контрарные счета используются для регулирования показателей активных и пассивных счетов. В соответствии с этим счета бывают контрактивными и контрпассивными.

Контрактивные счета применяются для регулирования по­казателей активных счетов, как «Амортизация нематериальных активов», «амортизация основных средств». Так «Амортизация основных средств» регулирует оценку средств, учитываемых по активному счету «Основные средства». Но «амортизация основ­ных средств» имеет самостоятельное значение и предназначен для обобщения информации об уменьшении стоимости основ­ных средств, принадлежащих предприятию на правах собствен­ности и долгосрочно арендуемых. Амортизация определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных отчислений. Так «Амортизация нематериальных активов» ре­гулирует первоначальную оценку нематериальных активов, от­ражаются на счете «Нематериальные активы». Одновременно он предназначен для обобщения информации о начисленной амортизации. Величина амортизации по нематериальным акти­вам определяется ежемесячно по нормам, исходя из первона­чальной стоимости и срока полезного использования. По нема­териальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, норма износа устанавливается в рас­чете на (20) десять лет, но не более срока деятельности пред­приятия.

Контрпассивные счета используются для регулирования по­казателей пассивных счетов.

Третья группа включает счета, предназначенные для отра­жения и контроля отдельных стадий кругооборота средств пред­приятия. Счета этой группы позволяют определить расходы на производство основной и вспомогательной продукции в целом, по отдельным цехам, на отдельные виды продукции. Информа­ция счетов этой группы дает возможность установить экономию или перерасход, полученным в процессе производства продук­ции. Счета III группы подразделяются на 2 подгруппы: комму-ляционные и собирательно-распределительные.

К коммуляционным относятся счета, когда можно определить себестоимость продукции: «Основное производство», «Вспо-могательное производство», «Капитальные вложения». Эконо­мическое содержание записей по счету (20) «Основное производство» — по дебету счета учитываются остатки незавершенного производства на начало и конец периода и фактически про-

изводственные затраты согласно применяемой номенклатуре расходов. По дебету счета «Основное производство» прослежи­вается формирование каждой статьи себестоимости продукции, взаимосвязанной с соответствующими счетами (корреспонден­ции счета), по кредиту счета 20 «Основное производство» ука­зывается фактическая себестоимость продукции, и возвраты, отходы, попутная продукция. Экономическое содержание запи­сей по счету 23 «Вспомогательные производства» следующее: по дебету счета записываются остатки незавершенного произ­водства на начало и конец месяца, обобщается информация о фактических затратах вспомогательных производств (обслужи­вание основного производства — электроэнергией, паром, газом, транспортом, ремонт основных средств, запчастей). По дебету счета отражается факт прямых расходов вспомогательных про­изводств, потери от брака. По кредиту счета «Вспомогательные производства» показываются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Остатки по счетам «Ос­новное производство», «Вспомогательное производство» записы­ваются в балансе фирмы в II разделе «Оборотные активы» акти­ва баланса по статье «Затраты в незавершенном производстве». Собирательно-распределительные счета предназначены для собирания и распределения расходов по отдельным видам и ста­диям производства. К этой подгруппе относятся счета «Обще­производственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». Особенность счетов этой подгруппы состоит в окончании учетного периода, они закрываются, со­бранные на них расходы распределяются согласно норматив­ным актам между объектами учета, переходящего остатка не имеют и в балансе не отражаются. Экономическое содержание записей по счету «Общепроизводственные расходы» записыва­ются по дебету счета, фактически произведенные расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства. Рас­ходы по содержанию и эксплуатации оборудования и затрат на ремонт основного производственного назначения, расходы по страхованию производственного имущества, расходы на отопле­ние, освещение, содержание производственных помещений, арен­дная плата за производственные помещения, машины, оборудо­вание, другие арендуемые средства, оплата труда производствен­ного процесса, персонала, занятого обслуживанием производ­ства. По кредиту счета «Общепроизводственные расходы» пока­заны распределение собранных расходов и отношение их на счет «Основное производство», счет «Вспомогательные производства». По дебету счета «Общехозяйственные расходы» (26) отражается фактическая информация об управленческих и хозяйственных

расходах, не относящихся к производственным процессам: административно-управленческие расходы, содержание общехо­зяйственного персонала, не связанного с производственным процес­сом амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств управления и общехозяйственного назна­чения, расходы по оплате инженерных, аудиторских и консуль­тационных услуг.

По кредиту счета «Общехозяйственные расходы» проводит­ся распределение собранных расходов с отношением сумм на счет «Основное производство» или «Вспомогательные производ­ства», если обслуживающие производства выполняли работы и услуги на сторону. Счет «Общехозяйственные расходы» перехо­дящего остатка не имеет и отражения в балансе не находит.

К собирательно-распределительным счетам относится счет (44) «Расходы на продажи», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. Этот счет используется фирмой материального производства. По дебету счета отражаются фактические расходы на тару, упаков­ку, расходы на складе, готовой продукции, по доставке продук­ции на станции отправления, погрузки в вагоны, суда, автомо­били и др. транспортные средства, комиссионные сборы, упла­чиваются посреднические, рекламные расходы и другие ана­логичные по назначению расходы. По кредиту счета «Коммер­ческие расходы» показывается распределение производственных расходов. Они списываются на счет «Продажи». Распределение коммерческих расходов регулируется нормативными актами.

Четвертая группа включает счета для обобщения информа­ции о формировании и использовании финансовых результатов деятельности фирмы в отчетном году. Это счет «Прибыли и убыт­ки» (99). В зависимости от конечного финансового результата может быть активным и пассивным. Счет «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании ко­нечного финансового результата деятельности фирмы в от­четном году. Прибыль или убыток слагается из финансового результата от реализации продукции, доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Экономическое содержание записей по счету «Прибыли и Убыт- ки» следуют по (Д-т) дебету счета в течение отчетного пе­риода, отражая убытки, потери, а по кредиту (К-т) - прибыли и доходы фирмы.

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчет-га период показывает конечный финансовый результат отчет-го года. На счете «Прибыли и убытки» в течение отчетного ода записывают прибыль и убытки от реализации готовой продукции, сдачи работ и услуг, валовой доход от реализации това­ров и тары, прибыль и убыток от реализации, доход и убыток от прочего выбытия основных средств, иных материальных цен­ностей, прочих активов, ценных бумаг, доходы от долевого уча­стия, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и других ценных бумаг, принадлежащих фирме, доходы от сдачи иму­щества в аренду, от погашения дебиторской задолженности, присужденные штрафы, пени, неустойки и др. санкции, возме­щение причиненного ущерба и убытков, судебные издержки. По окончании отчетного года счет «Прибыли и убытки» закры­вается. Заключительные записи, сумма налога на прибыль в бюджет по годовому расчету и суммы отчисления в другие фон­ды, перераспределенная прибыль (убыток) отчетного года, которая списывается со счета «Прибыль и убытки» (99) в кредит (дебет) счета «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убы­ток) (84).

К финансово-результатным счетам относят также счет «Рас­ходы будущих периодов». Он предназначен для обобщения ин- формации о доходах, полученных и начисленных в отчетном периоде по относящейся к будущим отчетным периодам по не- достачам за прошлые годы, и размеры сумм, подлежащих взыс­канию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недоста­чам, ценностей.

Пятая группа — составляет забалансовые счета для обобще­ния информации о наличии и движении ценностей, не принад­лежащих фирме, но временно находящихся в распоряжении, условных прав и обязательств. В эту группу включаются «Арен­дованные основные средства», «Товарно-материальные ценнос­ти, принятые на материально-ответственное хранение», «Мате­риалы, принятые в переработку», «Товары, принятые на ко­миссию», «Оборудование, принятое для монтажа» и т.д.

Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи только по дебету (увели­чение) или по кредиту (уменьшение). Субсчета, предусмотрен­ные в Плане счетов, используются исходя из требований анали­за финансово-хозяйственной деятельности фирмы, для контро­ля управления, составления отчетности и ориентации предпри­ятия в рыночной экономике. Предприятия могут уточнять со­держание отдельных из них, исключать и объединять, вводить дополнительные субсчета.

Аналитические счета III и более порядка открываются в за­висимости от поставленных задач, обоснования места и роли предприятия в рыночной экономике.

Синтетические счета, группировки и открытие субсчетов приводятся в инструкции по применению Плана счетов, дана корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского уче­та.

План счетов бухгалтерского учета - основа системы организации учета

План счетов - систематизированный перечень счетов бух­галтерского учета, классифицированных по экономическому содержанию. Новый План счетов действует с 1 января 2001 г. и применяется всеми предприятиями, ведущими учет по двойной системе (кроме банков и страховых организаций).

В Плане счетов приведены наименования и коды синтети­ческих счетов I порядка и субсчетов II порядка.

Счета бухгалтерского учета объединены в следующие 9 раз­делов:

1)         Основные средства и другие долгосрочные внеоборотные

активы.

Производственные оборотные средства, запасы.

Затраты на производство.

Готовая продукция, товары.

Денежные средства.

Расчеты.

Финансовые результаты.

Капитал.

Вопросы:

Что такое счета бухгалтерского учета?

Объясните дебет, кредит счета.

Экономическое содержание записей на активные пассивные счета.

Схема записей на активных и пассивных счетах.

Формула остатков (сальдо).

Ситуации при записи на активные и пассивные счета.

Экономическое обоснование метода двойной записи.

Контрольное значение метода двойной записи.

Информационное обеспечение метода двойной записи.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам и синтетичес­ким счетам.

Связь между синтетическим и аналитическим счетами и приме­ры III, IV, V порядка.

Классификация групп счетов бухгалтерского учета по эконо­мическому содержанию.

Примеры приведения счетов к I, II, III, IV гр.

Дать характеристику забалансовых счетов.

Что такое План счетов бухгалтерского учета, его строение и значение для бухгалтерского учета?

Дать краткую характеристику каждого раздела Плана счетов.

Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 октября 2000 г. JV? 94н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ

ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансо­вой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказываю:

1.         Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-

хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.

2.         Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2001
года. Переход к применению Плана счетов бухгалтерско­-
го учета финансово-хозяйственной деятельности органи­-
зации разрешается осуществить в течение 2001 года по

мере готовности организации.

Министр

А.Л. КУДРИН

По заключению Минюста РФ данный документ в государствен­ной регистрации не нуждается. Письмо Минюста РФ от 09.11.200 № 9558-ЮД.

Контрольные вопросы:

Что представляет собой бухгалтерский учетный регистр?

Представьте хронологический учет регистров.

Что такое Главная книга?

Определить формы бухгалтерского учета.

5.         Какие формы бухгалтерского учета?
6.'        Какова классификация форм?

Расскажите о мемориально-ордерной форме.

Напишите мемориальный ордер.

Каковы недостатки мемориальных ордеров?

Что такое журнал-ордер?

В чем сущность журнально-ордерной формы?

Нарисуйте схему журнально-ордерной формы.

Каковы преимущества и недостатки ее?

Какой Вы знаете принцип таблично-перфокарточной формы?

В чем заключается сущность автоматизированной формы?

Расскажите о характере АРМБ.

Счет в бухгалтерском учете. На всех предприятиях еже­дневно производятся хозяйственные операции, которые долж­ны отражаться в балансе. Баланс составляется на последнюю дату отчетного периода (месяца, квартала, года). Повседневные изменения в составе имущества, обязательств и источников их формирования и текущего учета и контроля используется сис­тема счетов бухгалтерского учета. Системе счетов в бухгалтерс­ком учете принадлежит особая роль как в теории, методологии бухгалтерского учета, так и практике его осуществления, так как с их применением реализуется проблема двойственного от­ражения информации, ее накопления и обобщения. Запись по счетам осуществляется методом двойной записи.

Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, теку­щего контроля и отражения хозяйственных операций с имуще­ством, источниками его формирования и хозяйственными про­цессами. Счет — это накопитель информации для последующего обобщения и использования для составления отчетности и ана­лиза, для принятия решения руководства фирмы. Счет пред­ставляет таблицу из 2 частей с названием и наименованием объекта учета: счет «Материалы», счет «Уставной капитал», счет «Основное производство», счет «Основные средства» и т.д. Пер­вая часть — для занесения записей — дебета. Вторая часть — для записи — кредита.

На счетах отражаются хозяйственные операции в количе­ственном и в стоимостном выражении. Левая часть называется дебетом (Д-т), правая часто — кредитом (К-т). Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином

Схема записей на пассивном счете имеет вид:

«Сальдо» (остаток счета). Если сальдо на начало месяца Clf а на конец года, месяца — Ск. Для отражения хозяйственных опера­ций на счетах необходимо документированное подтверждение — в виде первичных бумажных документов установленной фор­мы, а также машинные носители - дискеты, магнитные ленты. Они имеют одинаковую юридическую силу. Все счета бухгал­терского учета делятся на активные и пассивные. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые. Пассивные счета -на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав и движение, и обязательства. На пассивных счетах - сальдо - кредитовое.

По активному счету отражаются по дебетовой стороне счета — остатки на начало и конец остаток на конец периода. По креди­товой стороне счета — записываются хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.

Остатки на конец месяца определяются по формуле:

где ОбД — оборот по дебиту счета; ОбК — оборот по кредиту счета.

Образец заполнения активного счета:

При записях хозяйственных операций в активные счета мо­гут заноситься две ситуации:

сумма начального остатка и сумма оборота по дебету дол­жны быть больше суммы показываемому по кредиту сче­та и определяется по формуле С2;

сумма начального остатка и сумма оборота по дебету сче­та равны сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец периода О.

По пассивному счету, на котором учитываются источники формирования имущества и средств, отражаются: на кредитной стороне - остаток на начало проведения операции С1; хозяй­ственные операции с увеличением остатка в результате хозяй­ственной операции и С2 - остаток на конец проведения опера­ции; на дебетовой стороне остатки не показывают, а лишь хо­зяйственные операции, уменьшающие остаток. Определение остатка по пассивному счету на конец периода по формуле:

При записях на пассивном счете могут быть 2 ситуации: 1) сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, записанной по дебету счета. Оста­ток на конец проведения хозяйственной операции определяется по формуле С2.

Во второй ситуации сумма начального остатка и сумма обо­рота по кредиту счета равна сумме, показываемой по дебету счета. В этом случае сальдо на конец периода не будет.

Остатки по активным счетам, на которых записываются сред­ства и имущество фирмы, а по пассивным счетам показываются источники формирования. Затем указывается в активе и пасси­ве баланса.

Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В них остаток может быть и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Счет: Расчеты с дебитора­ми и кредиторами (76). Дебетовое сальдо показывает сумму де­биторской задолженности и отражается в активе баланса. Кре­дитовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке не определяется, так как для этого требуется прово­дить аналитический учет о состоянии расчетов с каждым деби-

тором и каждым кредитором (покупателем и поставщиком). Сальдо выводится по каждому покупателю и поставщику от­дельно, затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кре­диторской задолженности. Каждая операция отражается на сче­тах бухгалтерского учета дважды — методом двойной записи. Хозяйственные операции записываются на счетах в хронологи­ческом порядке. Взаимосвязь между счетами называется кор­респонденцией счетов. Она выражается записью данных от хо­зяйственных операций по дебету активного и кредиту пассив­ного счета или наоборот.

Корреспонденция счетов

Корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной опера­ции отражают методом двойной записи на счетах бухгалтерско­го учета в 4 этапа.

Третий этап. Необходимо определить, как данная хозяйствен­ная операция повлияла на валюту баланса: увеличила или умень­шила, оставила ли без изменения. Затрагивает только имуще­ство — актив, то она относится к I типу хозяйственный опера­ций.

Четвертый этап. Исходя из схем записей на активном и пас­сивном счетах необходимо установить, какой из 2 счетов бух­галтерского учета по данной операции дебетуется, а какой кре­дитуется. В результате приобретения материалов на активном счете «Материалы» произошло увеличение сумм, поэтому счет «Материалы» дебетуется, а в кассе стало меньше наличных, поэтому по счету «Касса» эта сумма отражается по кредиту и запись имеет вид:

Д-т сч. «Материалы», К-т см. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 тыс. руб.

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. «Касса» — 100 тыс. руб.

Все четыре этапа выполняются по каждой хозяйственной операции.

Практически в финансово-хозяйственной деятельности есть такие операции, которые отражают по дебету одного и по кре­диту другого или нескольких счетов (сложи, корреспонденции). Так, если начислена зарплата 100 тыс. руб.: рабочим основного производства — 400 тыс. руб., вспомогательного производства — 250 тыс. руб., аппарату управления — 100 тыс. руб. Это значит, проведенная операция будет отражена по дебету счетов:

Основное производство (20) - 400 тыс. руб.

Вспомогательное производство (23) — 250 тыс. руб.

Общепроизводственные расходы (25) — 250 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы (26) — 100 тыс. руб.

и по кредиту счетов:

Расчеты с персоналом по оплате труда (70) — 1000 тыс. руб.

Метод двойной записи, контрольное и информационное значение

Каждая хозяйственная операция затрагивает два объекта, а счета Фирма покупает материалы с одной стороны - увели­чивается материал, а с другой стороны - уменьшаются средства за счет которых они приобретены - указывает, за какой источник они поступили - куплены за наличные, за использо­ванный кредит или образовалась задолженность поставщикам. Двойственное отражение хозяйственной операции заключа­ется в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. При использовании корреспондентских счетов с применением метода двойной запи­си участвуют 3 составляющих метода двойной записи - описа­ние хозяйственной операции, дебетуемый счет и кредитуемый счет. В России применяются две шкалы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический и оперативно-балансо­вый.

Принцип двойной записи имеет важное контрольное значе­ние. При оплате счета поставщика сумма платежа должна соот­ветствовать сумме поступивших и оприходованных ценностей. При отпуске материалов со склада в цех стоимость материалов в цехе или величина наличных денег, полученных в кассу с расчетного счета, соответствуют данным кассира и показаниям выписки банка с этого счета. В бухгалтерском учете проводится встречная проверка документов по оплате и приходу товарно-материальных ценностей, переброске от одного лица другому, реализации - по зачислению выручки и обороту по продаже. Принцип двойной записи, называемый двойной бухгалтерией, а Гете И.В. считал «одним из прекраснейших изобретений ума человеческого». Все это экономический подход. Но наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает опера­тивно-балансовый подход. Сущность двойной записи объясня­ется строением баланса, где с двух сторон рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса), по источ­никам формирования этого имущества (пассив баланса). Итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая опера­ция затрагивает 2 статьи баланса, что характеризуется влияния на баланс 4 типов операций, которые изменяют или только имущество фирмы (актив баланса) или только источники фор­мирования имущества (пассив баланса) и одновременно и иму­щества, и источники его образования (актив и пассив баланса). Необходимость метода двойной записи заключается из целостности балансовой группировки имущества фирмы. Киберне-

тика и информатика подтвердили, что двойная запись является методическим приемом со всеобщим характером.

Двойной записью реализуется кибернетический подход к организации информации как системы, состоящей из отдель­ных элементов, соединенных между собой двусторонними свя­зями. Этот подход применяется при построении матричных моделей и сетевых графиков.

Один из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе фирмы — это составление оборотной ведомости. Оборот­ная ведомость позволяет обобщить учетную информацию, отра­жаемую на счетах бухгалтерского учета. Она составляется на конец месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц. В нее записывают все используемые на фирме счета и для каждого счета отведена одна строка. В ведомости есть три пары колонок, где показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счетов и конечное сальдо. Соблюдается попар­ное равенство итогов в колонках — итог дебетовых начальных сальдо равняется итогу кредитовых начальных сальдо, итог де­бетовых конечных сальдо — итогу кредитовых конечных саль­до. Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на нача­ло и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса. Итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества фирмы, а итог кредитовых сальдо — сумму источни­ков образования этого имущества.

Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам подтверждает сущность метода двойной записи, т.к. каж­дая хозяйственная операция отражается дважды по дебету од­ного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Равенство между собой итогов дебетовых и кредитовых обо­ротов по счетам в оборотной ведомости должны быть также рав­ны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной опе­рации записывается в журнал регистрации хозяйственной опе­рации, так и в счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.

Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам имеет контрольное значение, равенство показывает на отсут­ствие ошибок. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета оценивает общее состояние имущества и источников его образования за отчетный период.

Шахматная оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется по шахматной форме, она включает коррес­понденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.

В эту оборотную ведомость вносят остатки на начало и конец по каждому счету, итоги дебетовых и кредитовых оборотов. Итоги оборотов по дебету и кредиту счетов равны между собой, они вытекают из метода двойной записи, операции одновременного записывания по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковых суммах.

Счета синтетического и аналитического учета

Для обобщения характеристики объектов учета средств, ис­точников и фактов хозяйственной деятельности используют син­тетические счета. Они отражают данные экономических груп­пировок имущества фирмы, источников его формирования в обобщенном виде в денежном выражении. Это счета: «Материа­лы», «Основные средства», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчет с поставщиками и подрядчиками» (60).

Аналитические счета - детализированные счета, позволяют иметь сведения по каждому покупателю, по видам вырабатыва­емой продукции, по каждому работнику организации. Анали­тические счета осуществляются в денежном и натуральном из­мерении. Субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетическо­го счета. Синтетические счета являются счетами I порядка. Аналитические счета могут быть III, IV, V и т.д. порядка в за­висимости от поставленной задачи.

Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны — на аналитических счетах отражаются те же виды имущества, что и на синтетических счетах, но по более дробным экономичес­ким группировкам. Общие итоговые данные аналитических сче­тов равны итоговым синтетических счетов.

По синтетическому счету «Материалы» могут быть открыты такие субсчета, как «Сырье и материалы», «Покупные полу­фабрикаты», «Комплектующие изделия, конструкции и дета­ли», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные час­ти», «Прочие материалы». Эти счета относятся к счетам II по­рядка. Каждый из перечисленных субсчетов может детализиро­ваться по аналитическим счетам. Субсчеты «Сырье и материа­лы» детализируются на такие счета, как «Основные материа­лы», «Вспомогательные материалы». Это аналитические счета III порядка. Далее детализируются данные, отражаются на ана­литическом счете «Основные материалы» в его развитии откры­ваются аналитические счета «Черные металлы», «Цветные ме­таллы», «Лесоматериалы», «Химикаты» — это аналитические счета IV порядка.

Большая номенклатура материальных ценностей с ручной
обработкой приходных и расходных документов вызывает труд-
ности в организации учета и контроля за сохранностью. Осо-
бенно трудным является аналитический учет мате-
риальных ценностей. Массовость, однотипность и постоянная
повторяемость большинства хозяйственных оптации создают
благоприятные условия для эффективного использования вы-
числительной техники и различных технических средств на
участке материального учета.

Обработка больших объемов аналитической информации по учету материальных ценностей с использованием средств, вы­числительной техники значительно повышает ее достоверность, обеспечивает оперативное получение исходной информации, своевременную ее обработку и выдачу потребителям, увязку синтетического и аналитического учета. Счета аналитического учета или лицевые счета являются документами постоянного хранения.

Классификация счетов бухгалтерского учета

План счетов представляет схему регистрации и группировки средств, источников и хозяйственных операций в бухгалтерс­ком учете. План счетов содержит наименование счетов, код или номер счета, номер и наименование субсчета. Субсчет — это счет II порядка, который открывается в развитие счета основного или счета I порядка (Приложение 1 к теме 3).

Например счет «Материалы» имеет код 10 и 9 субсчетов. Записываются счета так:

10-1 «Сырье и материалы»

10-2 «Покупные полуфабрикаты, комплектующие изде­лия, конструкции и детали»

10-3 «Топливо»

10-4 «Тара и тарные материалы»

10-5 «Запасные части»

10-6 «Прочие материалы»

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

10-8 «Строительные материалы»

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, МБП. Все счета сгруппированы в 8 разделов. Полный план насчи­тывает 80 счетов I порядка и более 70 субсчетов. Имеются заба­лансовые счета бухгалтерского баланса.

Классификация счетов по экономическому содержанию пре­дусматривает их подразделение на 5 групп (видов).

Первая группа составляет счета, предназначенные для обоб­щения информации, отражения и контроля имущества фирмы или средств и источников его формирования. Эта группа вклю­чает счета по учету основных средств, материальных ресурсов, готовой продукции, дебиторов, кредиторов, расчетов с постав­щиками. Счета этой группы показывают состав и размещение имущества фирмы и источники его образования. Остатки по этим счетам непосредственно отражаются в балансе фирмы.

Вторая группа — включает счета, предназначенные для ре­гулирования оценки средств. Счета этой группы связаны со сче­тами I группы и корректируют их суммы. Они играют двойную роль. С одной стороны они показывают регулирующие (коррек­тировочные) показатели, которые показывают на анализ инфор­мации на счетах I группы. С другой стороны, они имеют само­стоятельное аналитическое значение. Если производится до­оценка средств, как увеличение оценки по балансовому счету, то регулирующую оценку и сумма его остатка прибавляется к сумме остатка основного счета. Например счет «Заготовление и приобретение материалов». Если же оценка средств или их источника должна быть уменьшена, то регулирующий счет является контрарным и сумма его остатка подлежит вычитанию из суммы остатка основного (регулируемого) счета. Контрарные счета используются для регулирования показателей активных и пассивных счетов. В соответствии с этим счета бывают контрактивными и контрпассивными.

Контрактивные счета применяются для регулирования по­казателей активных счетов, как «Амортизация нематериальных активов», «амортизация основных средств». Так «Амортизация основных средств» регулирует оценку средств, учитываемых по активному счету «Основные средства». Но «амортизация основ­ных средств» имеет самостоятельное значение и предназначен для обобщения информации об уменьшении стоимости основ­ных средств, принадлежащих предприятию на правах собствен­ности и долгосрочно арендуемых. Амортизация определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных отчислений. Так «Амортизация нематериальных активов» ре­гулирует первоначальную оценку нематериальных активов, от­ражаются на счете «Нематериальные активы». Одновременно он предназначен для обобщения информации о начисленной амортизации. Величина амортизации по нематериальным акти­вам определяется ежемесячно по нормам, исходя из первона­чальной стоимости и срока полезного использования. По нема­териальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, норма износа устанавливается в рас­чете на (20) десять лет, но не более срока деятельности пред­приятия.

Контрпассивные счета используются для регулирования по­казателей пассивных счетов.

Третья группа включает счета, предназначенные для отра­жения и контроля отдельных стадий кругооборота средств пред­приятия. Счета этой группы позволяют определить расходы на производство основной и вспомогательной продукции в целом, по отдельным цехам, на отдельные виды продукции. Информа­ция счетов этой группы дает возможность установить экономию или перерасход, полученным в процессе производства продук­ции. Счета III группы подразделяются на 2 подгруппы: комму-ляционные и собирательно-распределительные.

К коммуляционным относятся счета, когда можно определить себестоимость продукции: «Основное производство», «Вспо-могательное производство», «Капитальные вложения». Эконо­мическое содержание записей по счету (20) «Основное производство» — по дебету счета учитываются остатки незавершенного производства на начало и конец периода и фактически про-

изводственные затраты согласно применяемой номенклатуре расходов. По дебету счета «Основное производство» прослежи­вается формирование каждой статьи себестоимости продукции, взаимосвязанной с соответствующими счетами (корреспонден­ции счета), по кредиту счета 20 «Основное производство» ука­зывается фактическая себестоимость продукции, и возвраты, отходы, попутная продукция. Экономическое содержание запи­сей по счету 23 «Вспомогательные производства» следующее: по дебету счета записываются остатки незавершенного произ­водства на начало и конец месяца, обобщается информация о фактических затратах вспомогательных производств (обслужи­вание основного производства — электроэнергией, паром, газом, транспортом, ремонт основных средств, запчастей). По дебету счета отражается факт прямых расходов вспомогательных про­изводств, потери от брака. По кредиту счета «Вспомогательные производства» показываются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Остатки по счетам «Ос­новное производство», «Вспомогательное производство» записы­ваются в балансе фирмы в II разделе «Оборотные активы» акти­ва баланса по статье «Затраты в незавершенном производстве». Собирательно-распределительные счета предназначены для собирания и распределения расходов по отдельным видам и ста­диям производства. К этой подгруппе относятся счета «Обще­производственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Коммерческие расходы». Особенность счетов этой подгруппы состоит в окончании учетного периода, они закрываются, со­бранные на них расходы распределяются согласно норматив­ным актам между объектами учета, переходящего остатка не имеют и в балансе не отражаются. Экономическое содержание записей по счету «Общепроизводственные расходы» записыва­ются по дебету счета, фактически произведенные расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства. Рас­ходы по содержанию и эксплуатации оборудования и затрат на ремонт основного производственного назначения, расходы по страхованию производственного имущества, расходы на отопле­ние, освещение, содержание производственных помещений, арен­дная плата за производственные помещения, машины, оборудо­вание, другие арендуемые средства, оплата труда производствен­ного процесса, персонала, занятого обслуживанием производ­ства. По кредиту счета «Общепроизводственные расходы» пока­заны распределение собранных расходов и отношение их на счет «Основное производство», счет «Вспомогательные производства». По дебету счета «Общехозяйственные расходы» (26) отражается фактическая информация об управленческих и хозяйственных

расходах, не относящихся к производственным процессам: административно-управленческие расходы, содержание общехо­зяйственного персонала, не связанного с производственным процес­сом амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств управления и общехозяйственного назна­чения, расходы по оплате инженерных, аудиторских и консуль­тационных услуг.

По кредиту счета «Общехозяйственные расходы» проводит­ся распределение собранных расходов с отношением сумм на счет «Основное производство» или «Вспомогательные производ­ства», если обслуживающие производства выполняли работы и услуги на сторону. Счет «Общехозяйственные расходы» перехо­дящего остатка не имеет и отражения в балансе не находит.

К собирательно-распределительным счетам относится счет (44) «Расходы на продажи», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. Этот счет используется фирмой материального производства. По дебету счета отражаются фактические расходы на тару, упаков­ку, расходы на складе, готовой продукции, по доставке продук­ции на станции отправления, погрузки в вагоны, суда, автомо­били и др. транспортные средства, комиссионные сборы, упла­чиваются посреднические, рекламные расходы и другие ана­логичные по назначению расходы. По кредиту счета «Коммер­ческие расходы» показывается распределение производственных расходов. Они списываются на счет «Продажи». Распределение коммерческих расходов регулируется нормативными актами.

Четвертая группа включает счета для обобщения информа­ции о формировании и использовании финансовых результатов деятельности фирмы в отчетном году. Это счет «Прибыли и убыт­ки» (99). В зависимости от конечного финансового результата может быть активным и пассивным. Счет «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании ко­нечного финансового результата деятельности фирмы в от­четном году. Прибыль или убыток слагается из финансового результата от реализации продукции, доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Экономическое содержание записей по счету «Прибыли и Убыт- ки» следуют по (Д-т) дебету счета в течение отчетного пе­риода, отражая убытки, потери, а по кредиту (К-т) - прибыли и доходы фирмы.

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчет-га период показывает конечный финансовый результат отчет-го года. На счете «Прибыли и убытки» в течение отчетного ода записывают прибыль и убытки от реализации готовой продукции, сдачи работ и услуг, валовой доход от реализации това­ров и тары, прибыль и убыток от реализации, доход и убыток от прочего выбытия основных средств, иных материальных цен­ностей, прочих активов, ценных бумаг, доходы от долевого уча­стия, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и других ценных бумаг, принадлежащих фирме, доходы от сдачи иму­щества в аренду, от погашения дебиторской задолженности, присужденные штрафы, пени, неустойки и др. санкции, возме­щение причиненного ущерба и убытков, судебные издержки. По окончании отчетного года счет «Прибыли и убытки» закры­вается. Заключительные записи, сумма налога на прибыль в бюджет по годовому расчету и суммы отчисления в другие фон­ды, перераспределенная прибыль (убыток) отчетного года, которая списывается со счета «Прибыль и убытки» (99) в кредит (дебет) счета «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убы­ток) (84).

К финансово-результатным счетам относят также счет «Рас­ходы будущих периодов». Он предназначен для обобщения ин- формации о доходах, полученных и начисленных в отчетном периоде по относящейся к будущим отчетным периодам по не- достачам за прошлые годы, и размеры сумм, подлежащих взыс­канию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недоста­чам, ценностей.

Пятая группа — составляет забалансовые счета для обобще­ния информации о наличии и движении ценностей, не принад­лежащих фирме, но временно находящихся в распоряжении, условных прав и обязательств. В эту группу включаются «Арен­дованные основные средства», «Товарно-материальные ценнос­ти, принятые на материально-ответственное хранение», «Мате­риалы, принятые в переработку», «Товары, принятые на ко­миссию», «Оборудование, принятое для монтажа» и т.д.

Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи только по дебету (увели­чение) или по кредиту (уменьшение). Субсчета, предусмотрен­ные в Плане счетов, используются исходя из требований анали­за финансово-хозяйственной деятельности фирмы, для контро­ля управления, составления отчетности и ориентации предпри­ятия в рыночной экономике. Предприятия могут уточнять со­держание отдельных из них, исключать и объединять, вводить дополнительные субсчета.

Аналитические счета III и более порядка открываются в за­висимости от поставленных задач, обоснования места и роли предприятия в рыночной экономике.

Синтетические счета, группировки и открытие субсчетов приводятся в инструкции по применению Плана счетов, дана корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского уче­та.

План счетов бухгалтерского учета - основа системы организации учета

План счетов - систематизированный перечень счетов бух­галтерского учета, классифицированных по экономическому содержанию. Новый План счетов действует с 1 января 2001 г. и применяется всеми предприятиями, ведущими учет по двойной системе (кроме банков и страховых организаций).

В Плане счетов приведены наименования и коды синтети­ческих счетов I порядка и субсчетов II порядка.

Счета бухгалтерского учета объединены в следующие 9 раз­делов:

1)         Основные средства и другие долгосрочные внеоборотные

активы.

Производственные оборотные средства, запасы.

Затраты на производство.

Готовая продукция, товары.

Денежные средства.

Расчеты.

Финансовые результаты.

Капитал.

Вопросы:

Что такое счета бухгалтерского учета?

Объясните дебет, кредит счета.

Экономическое содержание записей на активные пассивные счета.

Схема записей на активных и пассивных счетах.

Формула остатков (сальдо).

Ситуации при записи на активные и пассивные счета.

Экономическое обоснование метода двойной записи.

Контрольное значение метода двойной записи.

Информационное обеспечение метода двойной записи.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам и синтетичес­ким счетам.

Связь между синтетическим и аналитическим счетами и приме­ры III, IV, V порядка.

Классификация групп счетов бухгалтерского учета по эконо­мическому содержанию.

Примеры приведения счетов к I, II, III, IV гр.

Дать характеристику забалансовых счетов.

Что такое План счетов бухгалтерского учета, его строение и значение для бухгалтерского учета?

Дать краткую характеристику каждого раздела Плана счетов.

Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 октября 2000 г. JV? 94н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ

ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансо­вой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказываю:

1.         Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-

хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.

2.         Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2001
года. Переход к применению Плана счетов бухгалтерско­-
го учета финансово-хозяйственной деятельности органи­-
зации разрешается осуществить в течение 2001 года по

мере готовности организации.

Министр

А.Л. КУДРИН

По заключению Минюста РФ данный документ в государствен­ной регистрации не нуждается. Письмо Минюста РФ от 09.11.200 № 9558-ЮД.

Контрольные вопросы:

Что представляет собой бухгалтерский учетный регистр?

Представьте хронологический учет регистров.

Что такое Главная книга?

Определить формы бухгалтерского учета.

5.         Какие формы бухгалтерского учета?
6.'        Какова классификация форм?

Расскажите о мемориально-ордерной форме.

Напишите мемориальный ордер.

Каковы недостатки мемориальных ордеров?

Что такое журнал-ордер?

В чем сущность журнально-ордерной формы?

Нарисуйте схему журнально-ордерной формы.

Каковы преимущества и недостатки ее?

Какой Вы знаете принцип таблично-перфокарточной формы?

В чем заключается сущность автоматизированной формы?

Расскажите о характере АРМБ.